Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"

Цели урока:
- Познакомить учащихся с бытом древних греков.
- Способствовать более яркому восприятию материальной культуры, условий жизни, быта и труда древних греков, акцентируя внимание обучающихся на таких деталях как: утварь, одежда, жилище.
Учебное оборудование: карта “Древняя Греция в V в. до н.э.”, ПК, мультимедиапроектор, магнитофон.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Переход к изучению новой темы
Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией иллюстраций на экран через мультимедиапроектор.
– Греция! Что влечёт туристов в эту горную страну? Её древняя история, её великое искусство. На высоком холме, ночью подсвеченном прожекторами, сияет над Афинами беломраморное чудо (рис. 1).
Рис. 1
– Откройте стр. 170 учебника. На иллюстрации вы видите Парфенон – главный храм города-крепости Акрополя. Его разрушали землетрясения и войны, его грабили жадные руки и всё равно Парферон великолепен. Удивительно стройны, изящны и величавы его колонны. Смотришь на них, и чудится: слышишь музыку (рис. 2).
Рис. 2
Звучит фонограмма “Сертаки”.
– На странице 171 учебника вы видите праздничное шествие на Акрополь. Рисунок нашего времени. На экране руины Афинского акрополя, находящиеся над остальным городом на высоте 70 метров. (Парфенон – справа и Эрехтейон – слева). Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике на странице 172. Вы видите Эрехтейон. Храм посвящён Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею. Вид в наши дни.
– Каждый день из каменоломен, откуда брали
мрамор для Парферона, грузовики привозят и
рассыпают по Акрополю кусочки мрамора. Туристы
подбирают их как драгоценные сувениры.
Откройте страницу 177 учебника обратите внимание
на здание греческого театра. Вид в наши дни. И
обратите внимание на экран.
У подножия Акрополя – древний театр (рис. 4).
Рис. 4
Круглый как стадион, с каменными скамейками,
купившему билет, выдавалась подушка. Вместо
потолка – ночное, звёздное небо, но до зрителя
доносилось каждое слово актёра. Так древние
греки умели строить.
С уважением и благодарностью вспоминаем мы
Древнюю Грецию в дни Олимпийских игр (рис. 5).
Рис. 5
Изображение на экране дополняют рисунки со страниц учебника 150 и 151.
– В какой бы стране не проводились современные Олимпийские игры, честь возглавить парад знаменосцев предоставляется делегации с бело-гoлyбым греческим флагом. Огонь, который вспыхивает в чаше стадиона – огонь-путешественник. Его пылающий факел проносят лучшие спортсмены-бегуны. А зажигают его от солнечного луча на развалинах города Олимпии гречанка в старинной белой одежде. Здесь более двух с половиной тысяч лет тому назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты.
Вопрос к классу: Датируйте первые Олимпийские игры (рис. 6).
Рис. 6
Чтобы лучше узнать историю Древней Греции мы с вами тоже отправимся в путешествие в эту сказочную удивительную страну.
III. Работа с классом по карте
– Откройте страницу 111 учебника перед нами карта Древняя Греция (рис. 7).
Рис. 7
Вопросы классу:
– На каком полуострове находится Древняя
Греция?
– Из скольких частей она состоит?
– Назовите их и покажите на карте?
– Какие моря омывают Древнюю Грецию?
IV. Изучение новой темы
План:
1. Античное жилище древних греков.
а) внешний вид;
б) планировка;
в) интерьер.
2. Мода в античную эпоху.
3. Трапеза греков.
На доске:
- Тема урока
- Новые слова:
- андрон,
- гинекей,
- симпосии,
- клине,
- канделябры,
- амфоры,
- хитон,
- гиматий,
- хламида,
- пифос,
- кратер,
- ойнохои,
- киаф,
- потэры,
- эндромиды,
- крепиды.
В ходе изложения нового материала учащиеся выполняют задания творческого хаpaктера по карточкам индивидуально.
I вариант
Закончите предложения:
Особенности планировки античного греческого дома:
- Фасад дома не являлся предметом …(Б)
- Климат помогал располагать помещения под …(Д)
- Все помещения были …(А)
- Передняя половина дома была обычно …(В), а задняя …(Е)
- Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяла говорить о …(Г)
Варианты ответов:
А) небольших размеров;
Б) забот греков;
В) мужская;
Г) рациональности планировки;
Д) открытым небом;
Е) женская.
II вариант
Подчеркните предложения, соответствующие действительности, красной линией, а не соответствующие действительности – синей.
- Греки заботились о внешней красоте дома.
- Климат не позволял располагать помещения под открытым небом.
- Все помещения были небольших размеров
- Передняя половина дома была женской, а задняя – мужской.
- Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяет говорить о рациональности планировки.
Рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией иллюстраций.
– Представьте себе, что мы находимся в древнегреческом городе на одной из его улиц. Что мы видим? Улицы кривые, пыльные, замусоренные. Они не замощены и не имеют тротуаров. Большинство улиц столь узкие, что по ним лишь с трудом могла проехать одна повозка. Они извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Дома обычно строились в один, два этажа. Вторые этажи и балконы в этих домах выступали над первыми. Строились дома из сырцового кирпича и булыжника. Античное жилище было особым замкнутым мирком, отгороженным от внешнего мира. Все помещения были обращены лицом к внутреннему дворику, а на улицу они выходили глухой стеной. Окон было не много, и они имели вид узких щелей, стёкол в них не было, и прикрывались они ставнями. Таким образом, вся жизнь античного дома была скрыта от посторонних. Вторая особенность греческого жилища, состояла в его расположении по отношению к солнцу, к источнику естественного тепла и света. Южная часть дома была обычно одноэтажной, а северная – двухэтажной. Таким образом, летом дом был защищён от палящих лучей солнца, а зимой, когда солнце ниже, лучи глубоко проникали в глубь жилища т.к. печей не было, и зимою греки спасались от холода переносными жаровнями.
– Давайте заглянем в один из греческих домов (рис. 8).
Рис. 8
– Типичный греческий дом строился из сырцового
кирпича или камня, стены домов обычно
облицовывались штукатуркой и окрашивались.
Входные двери имели замки, которые были довольно
больших размеров. Дом имел посредине внутренний
дворик, куда открывались двери комнат. Через эти
двери дом освещался и проветривался. Окон
комнаты первого этажа не имели. Это помогало
сохранить в доме жарким днём прохладу, но
придавало улице мрачный вид. Во дворике стоял
алтарь, где молились члeны семьи и иногда был
разбит небольшой сад. Водопровода не было, и
поэтому воду paбы приносили из колодца.
Греческий дом делился на две части: андрон
– помещение для мужчин и гинекей- помещение для
женщин, где они проводили почти всё своё время,
располагался на втором этаже. Здесь же
размещались и спальни. Комнаты были очень
скромно обставлены, за исключением столовой, где
мужчины принимали гостей и устраивались пиры – симпосии.
Обстановка в греческих домах была простой и
удобной. Кресла и стулья были различных типов, с
изогнутыми спинками и перемычкой, табуреты с
вогнутыми ножками и складные. На симпосии –
праздничном ужине, пиршестве устраивавшимся для
мужчин, гости лежали на ложах – клине (они были
без спинки, с невысоким изголовьем, или со
спинкой как у дивана, украшались скульптурой) и
наслаждались изысканной пищей (рис. 9).
Рис. 9
Paбы подавали им кушанья, а танцоры, музыканты и
акробаты развлекали их. Столы – трапезиды,
предназначались только для того, чтобы ставить
на них посуду. Они были ниже, чем наши столы и
стоили очень дорого. Для хранения утвари и одежды
в Греции использовались лари и сундуки, а вот
шкафы были редкостью. В домах были светильники –
канделябры, самой разной формы: в виде масок,
человеческой головы, ног в сандалиях. Обычно их
делали из глины, ставили на высокие бронзовые
подставки. Горючим для светильников было
оливковое масло. Посуда в основном, была глиняной
и бронзовой (самовары, котелки, вёдра, кастрюли,
сковороды). Позже стали использовать серебряную
и стеклянную посуду. Для хранения вина и
оливкового масла применялись большие двуручные
остродонные сосуды – амфоры.
Горлышко замазывалось смолой. Самый крупный
сосуд – пифос – большая глиняная бочка
с плоским или заострённым дном. В пифосах держали
вино и масло фиги, соления. Сосуд для смешивания
вина с водой назывался кратер. Это выпуклая ваза
с широким горлом, двумя ручками и подножкой. К
нему полагались ойнохои (кружки с одной ручкой и
носиком для разливания напитка) и киаф
– ковш с высокой ручкой. Особенным разнообразием
отличались потэры – сосуды для
питья: фиалы, скифосы,
килики, канфары и, наконец
– ритоны.
На странице 164 учебника вы также видите
изображение амфоры и на странице 166. Пифос
– глиняная бочка для хранения зерна (рис. 10).
Рис. 10. Виды сосудов: 1 – амфора; 2 – гидрия; 3 – ойнохоя; 4 – пелика; 5 – арибал; 6 – киаф; 7 – кратер; 8 – лекиф; 9 – килик.
– Итак, мы познакомились с внешним видом, планировкой, интерьером античного греческого жилища. Что поразило, удивило вас в доме грека по сравнению с вашим домом?
В процессе изучения внешнего вида древних греков учащиеся заполняют таблицу.
Страна |
Нижняя одежда |
Верхняя одежда |
Головные уборы |
Обувь |
Древняя Греция | хитон |
гиматион, |
шляпа |
крепиды, |
А также выполняют задание:
Укажите термины, соответствующие следующим определениям:
1. Женская одежда греков, состоявшая из
прямоугольного куска ткани жёлтого, гoлyбого или
фиолетового цвета с поясом. (Б)
2. Верхняя одежда у греков; представляла собой
отрез ткани, которым оборачивали тело, скрепляя
её пряжкой на правом предплечье или же под шеей.
(В)
3. Накидка у греков, которую использовали как
плащ: женщины надевали на пеплос или хитон,
а мужчины на голое тело или хитон. (Г)
4. Женская и мужская нижняя одежда, тип рубахи из
шерсти или льна. Он перепоясывался в талии и имел
рукава или рукавные прорехи. (А)
А) хитон;
Б) пеплос;
В) хламида;
Г) гиматий.
Рассказ учителя:
– Афинская толпа представляла собой чрезвычайно красочную картину. Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки выpaбатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Жёлтого цвета мужчины не признавали, он считался приличным только для женщин. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой.
Мужская одежда. Основной частью мужской одежды был хитон (рис. 11). Его надевали прямо на тело. Это кусок ткани с отверстиями для рук. Верхние концы скреплялись на плече пряжкой. Длина хитона была различной в разные периоды. Первоначально его носили очень длинным, позднее стали подбирать пояском так, что он доходил только до колен. Иногда к хитону приделывались рукава. Хитоны для рабов, слуг, ремесленников и воинов имели только одно отверстие, для левой руки, а правое плечо оставалось обнаженным.
Рис. 11
– Поверх хитона набрасывали гиматий – нечто вроде плаща (рис. 12). Один край гиматия укреплялся на гpyди под левым плечом, затем ткань закидывалась за левое плечо на спину, проходя под правой рукой или над ней, и вновь закидывалась на левое плечо так, чтобы другой конец её падал на спину. Приличный гиматий должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек.
Рис. 12
– Существовал ещё другой вид плаща короткий, скреплявшийся на шее пряжкой и свободно падавший на спину и плечи. Этот плащ назывался хламидой и применялся на войне, на охоте, в дороге. В Афинах хламида была обычной одеждой юношей (рис. 13).
Рис. 13
– Голова оставалась непокрытой. Греки носили
шляпы только за городом. На улицах можно было
встретить в шляпе только путешественника или
инвалида.
Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их
так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч.
Щёголи носили длинные, тщательно причёсанные
волосы, Атлеты напротив, стриглись коротко. Кроме
франтов длинные волосы носили философы.
Афинский цирюльник мог похвастаться обширной и
разносторонней пpaктикой. Мужчины, как и женщины,
красили волосы – или чтобы сделать их
белокурыми, или чтобы скрыть седину. Недаром
Аристофан укоряет какую-то особу в следующих
выражениях:
Черна же ты, как зелье Лисикратово,
Которым он обычно красит волосы (рис. 14).
Рис. 14. Мужские прически: 1 – двойная заплетенная косичка; 2 – подвязанный хохолок; 3 – шлейф волос; 4- завитушки на виске.
– Для ращения волос применяли масло, смешанное с благовониями. Мужчины, носившие в VI в длинные волосы, стали стричь их после Марафона. После Александра стали брить бороду и усы. Никогда греки не носили усов без бороды. Затем цирюльник делал клиенту маникюр, а окончив – подавал ему зеркало.
Рис. 15
– На ноги надевали сандалии (рис. 15 – крепиды), прикреплявшиеся ремнями, но существовали и другие виды обуви вроде сапог, полусапог, башмаков разного цвета – белые, чёрные или красные, часто очень нарядные, если шли в гости. Именно обувь была той частью одежды, в которой изощряли свою фантазию франты. Делали обувь обычно из кожи, но иногда и из войлока, подобно шляпам. Некоторые украшали обувь золотом или серебром (рис. 16 – эндромиды)
Рис. 16
– В период эллинизма стало модно делать на
подошвах надписи, которые отпечатывались в пыли.
Наиболее частой была надпись “Следуй за мной”.
Дома греки ходили босиком, Улицы же были в том
состоянии, что защищать ноги было необходимо.
Впрочем, выносливые люди старой школы вроде
Сократа ходили босиком и по улицам. Сократ – даже
зимой.
Наряд дополнялся перстнем и палкой. Перстни с
печатью служили украшением и для того, чтобы
пользоваться печатью. Палка считалась
совершенно обязательной. Для почтенного
человека было совершенно немыслимо идти по улице
без палки.
Рис. 17
– Женский костюм того времени надо было не столько кроить, сколько драпировать на себе. Как и мужская, женская одежда разделялась на две основные части – легкое нижнее платье и более плотное верхнее одеяние – пеплос (рис. 17). Для выхода на улицу надевали пеплос – кусок ткани шириной около полутора метров и длиной 3–4 метра, которым гречанки драпировались с бесконечным разнообразием складок. Иногда краем этого куска закутывали голову, если не надевали отдельное покрывало.
Рис. 18
Нижний хитон (рис. 18) делался гораздо длиннее
мужского. Это длинное свободное одеяние,
подхваченное поясом, который замужние женщины
носили под гpyдью, а дeвyшки – на талии или на
бёдрах. Иногда к хитону приделывались закрытые и
открытые рукава. Обычно хитон скреплялся на
правом плече пряжкой или перекрещивался на гpyди
и отделывался каймой. Хитон –
домашний костюм.
Для женских одежд применялась шерсть, полотно и
прозрачная ткань, происхождение которой
неизвестно. Из цветов предпочитали шафрановый,
пурпурный, зелёный, серо-гoлyбой,
золотисто-коричневый и белый. Любили ткани в
рисунок, яркие каймы и узоры для отделки.
В городе женщины носили шляпы, за городом же
надевали круглые почти плоские шляпы с
остроконечным верхом. На ноги надевали сандалии,
белые или желтые туфли и высокие ботинки. Выходя
на улицу, брали зонтик и веер из павлиньих перьев
или деревянный в форме лотоса. Наряд дополнялся
украшениями – золотыми серьгами в форме спирали
или с подвесками, золотыми ожерельями, диадемами
браслетами на верхней части руки, кольцами и
золотыми обручами на лодыжках (рис. 19).
Рис. 19
– Необходимейшим предметом в жизни женщины было зеркало. Его делали из полированного металла, прикреплённым к ручке, более или менее богато отделанной. У женщин были длинные густые волосы. Волосы завивались, скреплялись шпильками повязками, укладывались различными фигурами и локонами (рис. 20).
Рис. 20. Женские прически: 1 – с узлом; 2 – прическа в форме дыни; 3 – с платком; 4 – с чепчиком.
– Короткие волосы у свободной женщины означали траур или признанную старость. Paбыням же полагалось стричься.
Применялись белила, румяна, краска для бровей и ресниц. Щёки и губы раскрашивались палочками из свинцового сурика. Брови красились сажей или толчёной сурьмой. Веки оттенялись углем. Ресницы темнили, а затем закрепляли микстурой из белка с аммиачной камедью. Духами злоупотрeбляли и мужчины.
Проверка правильности заполнения таблицы
учащимися, проверка задания.
В ходе изучения нового материала по третьему
пункту плана, “Трапеза древних греков”, и на
основе имеющихся знаний учащиеся выполняют
следующее задание:
- Сделайте выводы об основных занятиях древних греков и запишите их в первую колонку таблицы.
- “Накройте стол” древнего грека (вторая колонка).
Рассказ учителя о распорядке трапез.
– Первый завтpaк греки обычно съедали на заре.
Трапеза состояла из нескольких кусочков хлеба,
намоченных в вине. Второй завтpaк был более
плотным; после возвращения хозяина с рынка, в
кругу семьи, в крытом портике или во внутреннем
дворике ели похлёбку, гороховую или чечевичную,
белый хлеб, козий сыр, оливки; запивали второй
завтpaк вином, разбавленным водой.
Основной пищей бедняков были ячменная похлёбка,
лепёшки, каша из бобов, солёная рыба, дешевое
вино, овощи. После завтpaка греки отдыхают,
читают. В их библиотеке есть Гомер, есть
известные поэты; на отдельной полке лежат речи
ораторов, философов, исторические сочинения.
Обед среднего грека состоял из 3-х блюд:
растительная пища, затем следовали мясное
кушанье и десерт. Обед обычно ели вечером;
торжественный обед назывался симпосий.
Сначала подавали плетёные корзины с хлебом,
кравчий разрезал мясо; порции раздавали
сотрапезникам. Пищу брали руками, вытирая их
затем хлебным мякишем или особым тестом. Чтобы
почерпнуть соус, лепёшку складывали наподобие
ложки. Ложками ели яйца и моллюсков. Супа не
подавали. Рыбу и птицу ели с приправами из зелени,
уксуса и масла; предпочитали зажаренных гoлyбей,
воробьёв, жаворонков, фазанов, перепёлок,
приправленных оливковым маслом, уксусом, соусами
и пряностями. Подавали также сыр. Из растительных
блюд за обедом ели стручковые плоды (бобы, горох),
лук салат, капусту. На десерт подавали груши,
яблоки, виноград, гранаты, маслины, инжир,
миндаль, пирожки. Пили вино (обычно одну чашу за
здоровье, вторую – за удовольствие, третью – за
сон). Пить допьяна считалось не приличным.
Учащееся зачитывают меню древних греков.
Основные занятия |
Стол древнего грека |
1. Земледелие (наиболее
распространённая культура ячмень). 2. Скотоводство (разводили бapaнов, коз, свиней). 3. Овощеводство (выращивали капусту, репу, петрушку, огурцы, чеснок, тыкву, сельдерей, лук, бобовые, салат-латук и др.) 4. Садоводство (выращивали груши, яблоки, виноград, гранаты, маслины, инжир, миндаль). 5. Пчеловодство (мёд). 6. Рыболовство (ловили угрей, тунцов, скатов, крабов, морскую рыбку мембраду, морских полипов и др.). 7. Виноделие (вина различали по цвету: жёлтые, белые, тёмные). |
Первый завтpaк (греки съедали
обычно на заре). Трапеза состояла обычно из
несколько кусочков хлеба намоченных в вине. Второй завтpaк Меню: 1. Гороховая похлёбка Обед (состоял из трёх блюд): 1. Салат Симпосий Меню:
|
V. Закрепление изученного на уроке
– Что нового вы узнали о жизни древних греков?
Творческое задание “Найди ошибку”
Перед учащимися ставится корзина с фруктами и овощами. Учащиеся должны выбрать те, которых в Греции не было.
VI. Задание на дом
На выбор:
- Написать сочинение на одну из предложенных тем: “В гостях у древнего грека”, “На званном симпосиуме”.
- Предложить (нарисовать или сшить) собственные модели одежды (прически) древней гречанки или древнего грека.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
02 03 2021 11:12:17
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
01 03 2021 11:31:18
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
...
28 02 2021 13:57:33
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
27 02 2021 19:31:27
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
26 02 2021 13:21:41
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
25 02 2021 22:26:10
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
24 02 2021 10:36:20
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
23 02 2021 10:20:24
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету.
В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта.
Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории.
...
22 02 2021 4:51:55
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
21 02 2021 19:42:47
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
20 02 2021 13:16:28
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
19 02 2021 15:34:42
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации.
...
18 02 2021 11:36:38
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
17 02 2021 3:52:52
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
16 02 2021 8:57:10
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
...
15 02 2021 15:58:39
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
14 02 2021 8:43:53
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
13 02 2021 21:22:17
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением.
...
12 02 2021 12:20:23
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы".
В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе.
...
11 02 2021 18:45:19
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
10 02 2021 11:48:53
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
09 02 2021 1:47:51
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей?
...
08 02 2021 15:15:28

Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
07 02 2021 23:29:51
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
06 02 2021 17:17:44
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности
учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в
которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не
только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и
знаний....
05 02 2021 19:41:30
Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь.
...
04 02 2021 2:25:59
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
03 02 2021 7:18:17
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
02 02 2021 21:29:21
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
01 02 2021 17:18:10
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения.
...
31 01 2021 1:49:38
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания.
...
30 01 2021 22:25:44
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики.
...
29 01 2021 18:12:21
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
28 01 2021 21:17:44
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
27 01 2021 12:10:13
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
26 01 2021 10:54:51
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
25 01 2021 20:40:56
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
24 01 2021 4:39:17
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.
...
23 01 2021 5:57:23
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
22 01 2021 16:14:52
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
21 01 2021 21:57:32
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
20 01 2021 8:20:58

Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
19 01 2021 18:41:40
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
18 01 2021 0:58:50
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
17 01 2021 1:33:28
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
16 01 2021 0:17:22
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
15 01 2021 9:14:21
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
14 01 2021 12:16:41
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
13 01 2021 23:41:15
Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....
12 01 2021 8:20:55
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
11 01 2021 19:30:52
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
10 01 2021 15:30:25
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
09 01 2021 21:11:54
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве.
...
08 01 2021 5:14:31
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
07 01 2021 10:48:46
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
06 01 2021 1:51:40
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
05 01 2021 3:15:21
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки.
...
04 01 2021 0:58:31
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
03 01 2021 9:31:52
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
02 01 2021 15:27:44
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
01 01 2021 7:37:25
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
31 12 2020 8:18:39
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
30 12 2020 14:22:24
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
29 12 2020 14:10:49
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
28 12 2020 16:26:53
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
27 12 2020 15:50:49
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
26 12 2020 13:41:54
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.
...
25 12 2020 16:14:34
Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....
24 12 2020 13:13:53
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
...
23 12 2020 7:42:18
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
22 12 2020 1:20:52
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр.
...
21 12 2020 5:25:46
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
20 12 2020 19:46:32
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
19 12 2020 18:36:57
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи.
...
18 12 2020 13:46:21
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
17 12 2020 5:11:33
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
16 12 2020 18:40:59
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
15 12 2020 17:54:22
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
14 12 2020 7:22:25
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
13 12 2020 3:11:36
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
12 12 2020 20:43:54
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
11 12 2020 8:14:46
Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....
10 12 2020 10:18:45
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП).
Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал.
...
09 12 2020 13:12:56

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве....
08 12 2020 17:44:14
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
07 12 2020 20:55:56
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
06 12 2020 5:18:35
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
05 12 2020 17:15:11
Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности.
...
04 12 2020 19:17:33
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
03 12 2020 11:12:40
Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....
02 12 2020 6:14:26
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
01 12 2020 0:19:13
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
30 11 2020 23:55:41
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....
29 11 2020 11:52:25
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
28 11 2020 18:33:13
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
27 11 2020 11:43:34
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
26 11 2020 6:57:48
Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности....
25 11 2020 19:55:26
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
24 11 2020 20:35:18
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
23 11 2020 0:21:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::