Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка"

Цели и задачи:
- Открыть перед детьми образ родной земли, красоту природы.
- Определить то, что изумляет их, объяснить истоки, первые ручейки красоты.
- Продолжить изучение истории родного края, приобщать к общечеловеческим ценностям, раскрывать общие черты и закономерности общественного развития.
- Знакомить с курганами, каменными стеллами, рассказами о прошлом и настоящем Хакасии.
Оборудование: Большой красочный плакат с названием темы, плакаты со стихами, эпиграфом. Картины и рисунки с изображением каменных изваяний, курганов, музеев.
Комната украшена национальным орнаментом, рисунками и поделками детей.
Подготовка: За 2-3 недели до урока дети разучивают стихи, песни, готовят пригласительные билеты и сувениры гостям.
Под звуки музыки дети входят в класс и рассаживаются по местам.
Дети - ведущие и учитель в хакасских национальных костюмах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим путешествие по родному краю. Пройдёмся по степям Хакасии и заглянем в далёкое прошлое нашего народа, и постараемся разгадать загадки, которые оставили нам наши предки. Это курганы и каменные стелы.
3. Здравствуй, степь моя!
Дeвoчка- ведущая:
Гуляет ветер. Ласкает травы.
Да камни древних могил торчат.
Степь разметалась до гор зелёных,
Подпёрших синие облака.
Мальчик- ведущий:
Курганов каменные плиты
Стоят, как тяжкой жизни след.
Они, как люди, с тьмою слиты,
Согнулись спины их от бед.
Дeвoчка: Жил – был в отдалённом улусе мальчик. Как и все сверстники, помогал старшим: любил скакать на лошади по бескрайней степи, пасти отары овец. Как-то он услышал рассказ хайджи о том, что курганы – это могилы древних людей. Мальчик вдруг мысленно представил степь, усеянную огромными камнями. Так вот почему в степи так много курганов! Это могилы древних людей.
Однажды в улус приехали незнакомые люди. Это были учёные, которые стали раскапывать курганы, чтобы узнать, как жили люди в далёком прошлом. Вначале они копали лопатами, потом почему-то счищали землю ножами, наконец, осторожно сметали её кисточками.
Ещё больше удивился мальчик, когда увидел, как из вырытых ям стали вытаскивать кинжалы, ножи, глиняные горшки с рисунками, какие-то кости и много других непонятных вещей.
С тех пор, когда ему приходилось бывать в степи, он подолгу останавливался на курганах, внимательно осматривал их и думал: «А какие же тайны хранят вот эти могилы?»
(Рисунок 5).
Мальчик: Большую часть Хакасии занимают степи. Там много курганов. На них высятся загадочные каменные стелы. Каменные стелы и курганы – это далёкое прошлое и гордость нашего народа. Их сравнивают с египетскими пирамидами. Удивителен этот мир древних камней. Нас поражает разнообразие каменных стел. Поражает и то, что с каждым годом в Хакасии находят всё новые и новые изваяния. Такое количество каменных стел производит впечатление, будто они произрастают из земли. Они загадочны и притягательны.
4. «Сокровищница богатств степей родных».
Выступление представителя музея г. Абакана.
Да, большую часть Хакасии занимают степи. Действительно, они загадочны и притягательны. Всё это привлекало археологов к земле хакасской. Археологические исследования памятников далёкого прошлого Хакасии началось более 350 лет тому назад. Первым учёным, производившим археологические раскопки курганов с научной целью в Абаканской степи, был Д. Г. Мессершмидт.
С тех пор изучение древностей почти не прекращается. Археологические памятники послужили надёжной базой для написания древней и средневековой истории народов Южной Сибири, в том числе и хакасов.
Сбором, охраной и исследованием древностей Хакасии и южных районов Красноярского края постоянно занимаются музеи краеведения городов Минусинска и Абакана.
Абаканскому музею около 75 лет, и он накопил ценные коллекции по истории Хакасии. Особенно большой интерес посетителей вызывает уникальное собрание каменных изваяний и экспозиции материальной культуры эпохи бронзы и раннего железного века.
(Рисунок 3, 7).
5. Назначения каменных изваяний.
Дeвoчка: Каково же было назначение каменных изваяний?
Исследователи полагают, что хакасы в давние времена покланялись каменным изваяниям и делали им приношения.
Сейчас известно около 150 гранитных и песчаниковых изваяний. Одни выполнены в виде плоских стел, другие в форме горельефа и достигают в высоту 2,5 и даже 4- х. метров.
Вот великолепно выполненная голова батана, венчающая невысокий камень. Стилизованная морда животного гордо вздёрнута вверх, круто закручены его рога, на гpyди выгравирован символический знак солнца.
(Рисунок 4).
Мальчик: А вот гордая Хуртуях тас – Старуха-камень: реалистически изображённое лицо, конусовидная шапка, нагрудный знак «пого». Сзади, на спине, можно увидеть спускающуюся чёрную косу. Высечена она из серого песчаника и вкопана в землю в косом направлении. Люди клали многочисленные поклоны перед этим камнем, причём каждый объезжал камень 3 раза. После этой церемонии хакасы приносили в жертву камню часть своей провизии, клали её у пьедестала в траве, чтобы статуя могла воспользоваться провизией по своему желанию. Они считали, что Хуртаях была некогда знатной матроной, которая обращена в камень Кайра - ханом, всемогущим богом, в воспоминание чего ей и воздаются ещё подобные почести. Стояла она в улусе Онхакова на реке Абакан.
(Рисунок 8).
Дeвoчка: Некоторые из стел издавна стояли у перекрёстков дорог в степи или отмечали начало перевалов горных дорог. Они никогда не были связаны с курганами. Чаще «каменных баб» находили в составе оград могильников самого разного времени. Они служили простым строительным материалом.
(Рисунок 6).
Учитель: Это божества, которым поклонялись и которые олицетворяли сложный мир представлений того времени, сочетавший в себе культ тотемов – охранителей рода, это и культ девы-прародительницы, и солнечный культ. А зверообразные черты лица могли отражать, с одной стороны верования в старых охотничьих духов, с другой – становление новых культов одомашненных животных.
На каменных изваяниях видны изображения людей в ритуальных шаманских масках. Поперечные полосы на них – отзвуки татуировки, охранительной раскраски, следы которых археологи обнаружили на черепах в захоронениях того времени. Всё это было найдено в курганах.
6. Курганы – не миф и не сказка.
Гость – старейшина рода Чаптыковых.
А сколько курганов в Хакасии? Их слишком много, насчитываются десятками тысяч. Многие из них на современной поверхности почти не заметны, их может обнаружить только опытный глаз археолога. Чем древнее памятник, тем он менее заметен. Однако теперь археологи почти безошибочно определяют по внешнему виду принадлежность кургана тому или другому историческому периоду.
Самые ранние курганы относятся к третьему и началу второго тысячелетиям до нашей эры.
В настоящее время погрeбaльные сооружения того времени имеют вид плоских земляных курганов или круглых площадок, состоящих из каменных плит. Заметны они по едва выступающим на поверхности камням.
Мальчик: Раскопками установлено, что в центре ограды бывают одна или две могилы. По бортам могильных ям находят сгнившие остатки бревен от покрытия. В могилу к умершим клали: остродонные горшки, каменные топоры, песты, тёрочки, колотушки. Из украшений найдены предметы из кости, камня, меди, серебра и золота.
Дeвoчка: Другие курганы находятся в квадратных оградах. Стенки ограды сделаны из каменных плит или глыб. Могилы – каменные ящики из плит. В них обычно бывают останки похороненных и положенные покойнику горшки с жидкой пищей и мясо бapaна. В женских погребениях часто находят проволочные височные кольца, перстни, лапчатые привески.
(Рисунок 1).
Гость с г. Абакана.
Могильная степь в урочище Салбык заполнена десятками больших и маленьких курганов. Среди больших курганов широко известен Большой Салбыкский курган. Он раскопан в 1954-1956 году. Стены ограды, состоящие из каменных монолитов, оставлены для посетителей в первоначальном виде. Так возник музей в степи, и находится он в 60 километрах к северо-западу от города Абакана.
До раскопок курган имел вид холма высотой одиннадцати метров, занимая площадь у основания пол гектара.
После расчистки стен снаружи от земляной насыпи обнаружена ограда, состоящая из громадных каменных плит. Объём насыпи составлял не менее 24000 кубических метров. Вес угловых и боковых плит доходит от 20 до 50 тонн.
Руководитель раскопок Киселёв С. В. считал, что земляная насыпь кургана имела высоту не менее 20-и. метров и представляла собой четырёхгранную пирамиду. Но со временем насыпь пирамиды сгладилась, приняла форму округлого холма.
(Рисунок 2)
Что же нашли археологи в этом кургане?
Результаты раскопок позволяют утверждать, что Салбыкский курган воздвигнут в третьем веке до нашей эры.
В склепе оказалось только семь человеческих останков, гончарные бронзовые предметы домашнего обихода. Эти погребённые, по-видимому, принадлежали одной семье, занимавшей в обществе того времени выдающееся положение. С погребёнными в кургане покоятся их верные слуги. Причём мужчина был убит и кинут лицом вниз. Обнаружен также убитый в связанном виде под угловой плитой ограды. Он убит вместе с другими жертвами, принесёнными во время постройки.
7. Итог путешествия.
Кости и вещи, добытые археологическими раскопками, дают возможность изучать историю нашей Хакасии, жизнь и деятельность предков.
Узнавая всё это, мы должны гордиться своей степью, её наследием.
Мальчик: Земля моя! Она много перевидала. Не оттого ли степи испещрены могильными курганами так густо. Земля родная! Сколько жизней отдано за твою красоту и вечность, благополучие и процветание!
Дeвoчка:
Здравствуй, степь, напомни мне
О родимой стороне,
Где в цветах курган,
Где струится Абакан.
По раздольной стороне.
Учитель: Наша степь поистине богата. Сейчас дети споют о ней песню, которую написал бейский композитор-самородок Александр Попов «Это, Хакасия, ты!».
Бубен шамана,
Звуки чатхана,
Грустная песня хайджи,
Солнце без меры,
Даль без предела –
Это, Хакасия, ты!
Беркута клёкот,
Конницы цокот,
Гор снеговые хребты,
А на курганах
Страж – великаны-
Это, Хакасия, ты!
Строг и возвышен
В камне их профиль-
Первых арийцев черты.
Это не Пасха,
Не остров Забвенья-
Это, Хакасия, ты!
Тот же народ твой.
Только светлее
Лики его красоты,
Стала судьбою
Твоей и моею-
Это, Хакасия, ты!
Дети дарят подарки и сувениры гостям.
Литература:
- Б. В. Гнедовский, Э. Д. Дрбровольская «Вверх по Енисею».
- Я. И. Сунчугашев, Г. А. Янгулова «Памятники истории и культуры Хакасии».
- Л. Р. Кызласов «Древнейшая Хакасия».
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
23 01 2021 5:14:23
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
...
22 01 2021 9:14:49
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
21 01 2021 9:13:39
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
20 01 2021 19:46:26
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
19 01 2021 19:52:39
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
18 01 2021 15:29:22
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
17 01 2021 11:10:55
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
16 01 2021 6:32:35
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках.
...
15 01 2021 17:25:30

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
14 01 2021 7:44:49
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
13 01 2021 10:20:46
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
12 01 2021 11:35:39
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
11 01 2021 0:19:23
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
10 01 2021 0:33:40
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
09 01 2021 22:38:28
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж.
...
08 01 2021 9:55:57
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
07 01 2021 1:13:24
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
06 01 2021 2:50:19
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
05 01 2021 7:43:19
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
04 01 2021 22:30:38
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
03 01 2021 2:47:53
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
02 01 2021 22:57:12
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
01 01 2021 11:26:38
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам.
...
31 12 2020 11:52:55
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
30 12 2020 14:45:48
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....
29 12 2020 14:51:19
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
28 12 2020 18:32:58
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
27 12 2020 16:21:52
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
26 12 2020 21:53:25
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
25 12 2020 17:20:49
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
24 12 2020 4:13:19
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
23 12 2020 17:53:54
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение.
...
22 12 2020 21:25:23
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
21 12 2020 21:42:53
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий.
...
20 12 2020 3:42:31
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
19 12 2020 1:29:16
Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....
18 12 2020 10:55:21
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
17 12 2020 7:49:10
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
16 12 2020 17:54:25
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
15 12 2020 10:28:26
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать
знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях,
верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется
компьютер....
14 12 2020 3:35:31
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства.
...
13 12 2020 1:53:52
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
12 12 2020 19:56:54
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
11 12 2020 19:31:52
Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу).
...
10 12 2020 7:41:38
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
09 12 2020 21:22:41
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
08 12 2020 4:37:37
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
07 12 2020 22:15:44
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
06 12 2020 18:53:44
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе.
...
05 12 2020 10:58:39
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
04 12 2020 6:49:47
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
03 12 2020 19:58:24
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
02 12 2020 8:33:48
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
01 12 2020 22:42:54
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
30 11 2020 12:17:24
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
29 11 2020 5:13:42
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.
...
28 11 2020 13:45:37
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
27 11 2020 21:24:53
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание".
Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
26 11 2020 18:42:19
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
25 11 2020 14:55:21
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
24 11 2020 11:35:40
Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....
23 11 2020 8:34:53
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
22 11 2020 10:10:40
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности.
...
21 11 2020 1:55:35
Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....
20 11 2020 18:56:20
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
19 11 2020 7:48:44
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
18 11 2020 15:16:51
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
17 11 2020 14:23:27
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
16 11 2020 6:45:52
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
15 11 2020 22:35:26

На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
14 11 2020 7:56:46
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
13 11 2020 2:30:51
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
...
12 11 2020 0:14:50
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
11 11 2020 9:18:26
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
10 11 2020 15:35:50
Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....
09 11 2020 0:18:51
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
08 11 2020 13:52:26
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
07 11 2020 15:32:46
Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
06 11 2020 23:51:24
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
05 11 2020 13:25:55
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
04 11 2020 16:12:48
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
03 11 2020 18:26:20
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
...
02 11 2020 19:15:23

Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
01 11 2020 5:38:37
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
31 10 2020 14:22:42
Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности".
На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....
30 10 2020 10:43:29
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
29 10 2020 11:35:48
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
28 10 2020 13:56:12
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
27 10 2020 11:41:16
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
26 10 2020 17:48:31
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
25 10 2020 9:20:19
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
24 10 2020 9:11:24
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу.
...
23 10 2020 18:44:37
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
22 10 2020 3:26:50
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации.
...
21 10 2020 21:54:45
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира.
...
20 10 2020 0:45:44
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
19 10 2020 15:29:58
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
18 10 2020 14:56:59
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
17 10 2020 23:44:36
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе.
...
16 10 2020 12:51:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::