Интегрированный урок по истории и математике на тему: "Реформы Петра I". 7—9-е классы
Цели урока:
- Разъяснить учащимся, используя умение решать
математические задачи, что реформы Петра I
привели к укреплению царской власти,
способствовали оформлению абсолютизма и оказали
огромное влияние на все стороны российской
жизни.
2. Раскрыть прогрессивный хаpaктер петровских преобразований; подчеркнуть, что проведенные реформы не ликвидировали отсталость страны; успехи в ее развитии были достигнуты за счет усиления эксплуатации крестьян и ремесленников. - Повторить решение задач на составление
уравнений, задачи на части и проценты.
3. Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории используя возможности урока математики.
Оборудование урока:
- Карта “Российская империя в первой половине XVIII века”.
- Выставка ученических работ, посвященных Петру I и его эпохе.
- Выставка книг о Петре I и его времени.
- Раздаточный материал по математике и истории: задачи по математике, задания по истории.
- Флаг России.
- Презентация.
План урока:
- Вступительное слово учителей, постановка целей и задач урока.
- Повторение и обобщение:
– о значении Великого посольства;
– военной реформе (Азовские походы, Северная
война);
– об основании Петербурга;
– реформы административного управления;
– реформы экономики;
– церковные реформы;
– реформы в образование.
3. Итоги Петровских преобразований.
Решение задач, выполнение заданий и словарной работы по содержанию урока. Показ слайдов по основным вопросам.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (на фоне музыки.)
Учитель истории:
Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Эпоха Петровских преобразований”.
Существуют два образа Петра Великого – подлинный и мнимый. В наши дни благодаря средствам массовой информации наступил “петровский ренессанс”. Он начался с возвращения Ленинграду имени Санкт-Петербурга, утверждения штандарта Петра в качестве официального государственного флага, восстановления петровских наград в качестве высших государственных отличий, закончился пышным празднованием 300-летия основания Северной Пальмиры – родины нынешнего президента России. Личность Петра далека от идеала. Но дело не только в положительных и отрицательных чертах его натуры. Для нас, его потомков, живущих в XXI веке, актуальны и важны вопросы: как российский император осуществлял европеизацию, какие пути и способы им были испробованы, какую цену заплатили народы России. Все эти вопросы помогут нам выделить в безбрежном материале, посвященном его эпохе и царствованию, узловые точки, которые позволят увидеть само существенное. История всегда опирается на факты, но факты нужно подкреплять точными экономическими расчётами, поэтому сегодня на уроке в духе Петра I мы подумаем, какое значение имели эти преобразования для будущего России, и какую роль сыграл Петр I в осуществлении этих реформ, подкрепляя свои выводы точными математическими расчётами.
Учитель математики:
2. Повторение и обобщение материала.
1) Мнение современников о Петре (рассказ учеников).
“То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник" – писал о Петре А.С.Пушкин. Действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников – плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения. Великий преобразователь России был убежденным сторонником абсолютизма.
Расскажите, каким видели Петра его современники. (Выступление учащихся.) – приложение №1.
2) Задачи стоящие перед Россией (работа по схеме – схема в тетради) (приложение №2)
Задачи, стоящие перед Россией в XVIII веке |
Необходимость выхода к морю |
- торговля - культурный застой |
Незащищённость южных рубежей |
||
Отсутствие регулярной армии |
- дворянское ополчение - стрельцы |
|
Отсутствие крупной промышленности |
- 20 мануфактур, мало вооружения |
|
Приказы устарели |
||
Реформа образования |
- церковное - необходима подготовка специалистов |
Нельзя сказать, что до него не проводились реформы на Руси. Но новое внедрялось медленно.
Для того чтобы достигнуть уровня, на который вывел Россию Петр I, двигаясь с привычной российской неспешностью, как написал, например, русский историк XVIII века М.М.Щербатов в своем сочинении “О повреждении в России” потребовалось бы 200 лет.
При этом Петру пришлось делать все одновременно – вести войну и реорганизовывать армию, создавать флот и заботиться о производстве оружия для новых воинских формирований.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра. (А.С.Пушкин)
3) “Великое посольство”.
Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления? (выступления учащихся.) Приложение №3.
Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии?- “Птенцы гнезда Петрова” (Выступления учащихся.) Приложение №4.
4) Военная реформа.
Петр провел четыре войны, которые существенно изменили карту Евразии. Из 42 лет правления царя 40 пришлось на войны.
а) Стране нужен выход к морю. (Выход в Черное море через Азов.) Расскажите, какую задачу удалось решить Петру, прежде чем крепость Азов была взята?
*** – А теперь устно решим задач и узнаем …. №1,2
20 октября Боярская дума приняла решение: “Морским судам быть” – этот день считается днём рождения российского флота.
Удалось ли Петру закрепить завоевания на Азове? (неудачный Прутский поход, 1723г. Петербургский договор: к России отходят западное и южное побережье Каспия).
б) в1700 г. началась война, получившая название Северной. Какие цели преследовал Петр?
Как началась война? Сломили первые неудачи Петра? Какие действия он предпринимает?
Первые удачи не заставили себя ждать.
*** – Решение задачи №3.
Чтобы закрепить завоеванное, нужно было срочно создавать Балтийский флот и закрепиться на побережье. С этой целью по приказу Петра заложен город. Как он назывался? После 1709 года город строится из камня на вечные времена.
*** – Решение задач:№ 4,5.
Какие события укрепили мысль Петра в окончательной победе над шведами? (Полтавская битва).
в) Полтавской битве предшествовала битва, которую Петр назвал подготовкой к Полтавской. Какая эта битва и почему Петр так высоко её оценил?
*** Докажите значимость битвы у деревни Лесной решив задачу № 6.
И грянул бой, Полтавский бой! Так писал А.С.Пушкин много лет спустя. А тогда по словам Петра, “и тако Божией помощию вся неприятельская столь в свете славная армия (которая бытием в Саксонии не малой страх в Европе причинила) к государю российскому в руку досталась”.
*** Решение следующей задачи нам докажет, справедливость слов Петра. № 7, 8 устно.
г) Какие победы на море закрепили победу на суше? (Гангутское и Гренгамское).
99 небольших русских судов не могли победить могучую шведскую эскадру. Какие действия предпринимает Ф.М.Апpaксин прибывший к месту военных действий? (В узком месте Гангута – просека, перетянуты корабли, шведы дробят эскадру, русские обходят их на своих кораблях, в результате преимущество на стороне русских ).
Петр Великий прекрасно понимал, что исход сражений определяется не только количеством и качеством вооруженных сил, но и состоянием нравственного и патриотического духа военнослужащих. Государь придавал большое значение мopaльным стимулам. Он, по существу, явился родоначальником современной массовой наградной системы. Рассказ ученика (Приложение №5).
д) Итоги военных реформ:
1. создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать с противниками и побеждать их.
2. Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметьев, Федор Апpaксин, Яков Брюс и др.)
3. Создание мощного военного флота.
4. Гигантский рост военных доходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств народа.
*** – Задачи № 9,10 устно.
5) Административная реформа.
Отдавая в течение долгих лет свое время. Силы, энергию Северной войне, ПетрI ни на минуту не забывал о необходимости других реформ. Он внес большой вклад в строительство российской государственности.
Образцом для реформ государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Ввел много иностранных слов.
Давайте проведем словарную работу. Объясните понятия:
Сенат – высший законодательный и распорядительный орган при царе.
Коллегии – правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.
Губернии – новые административные единицы.
Синод – высший церковный орган.
Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами.
Табель о рангах – документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.
Повторение по слайдам реформ: 1. Реформа высших и центральных органов власти (приложение №12).
2.Реформы местного управления (приложение №13).
3. Церковные реформы (приложение №14).
Работа по схеме (схема в тетради) Приложение № 6.
Реформирование всех сфер государственной жизни |
Финансовая реформа 1718 г. |
- подворная подать - подушная подать |
Государственное управление |
- Сенат, генерал – прокурор - коллегии - тайная канцелярия - губернаторы -провинции, магистраты |
|
1721 г. Церковное управление |
- вместо патриарха Синод и обер- прокурор |
|
Расширение дворянского землевладения |
- раздача крестьян - 1714 г. поместья – наследственны |
|
Табель о рангах, 1722 г. |
- 14 классов, личная выслуга служба обязательна |
|
Система образования |
Вывод: Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Другие, что благодаря усилиям императора сложилась цельная и стройная система административного и бюрократического управления, военно-полицейского контроля над страной при помощи служилого дворянства и чиновничьей бюрократии. По существу, Петр явился родоначальником весьма эффективной “комaндно-административной” системы авторитарного управления. В любом случае реформы вели к установлению абсолютной власти царя.
Задания по реформам. Приложение №7.
6) Реформы промышленности.
Знаменательные победы русского оружия были бы немыслимы без существенных преобразований в хозяйственной и экономической жизни страны. Молодой царь понял это еще в самом начале своего правления, после поездки в Европу.
В петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего, промышленность совершила гигантский скачок. Что способствовало этому? Какие преобразования в этой области были проведены?
Сообщения учащихся (приложение № 8)
*** Решение задач.
- Рост торговли – №11.
- развитие промышленности – № 11,12.
– развитие ткачества – № 14.
Работа по схеме (схема в тетради) Приложение № 9.
Военные преобразования. Развитие промышленности. |
Создание регулярной армии |
- рекруты – пожизненно - комaндный состав |
Строительство флота |
||
Промышленность |
- Мануфактуры20 a 191, горные, военные - крепостной труд |
|
Покровительство купечеству и промышленности |
- тариф 1724 г. |
Решение исторической задачи (приложении №10).
А теперь проверим, как вы сможете решить историческую задачу.
Задание. У вас на столах листочки с заданием. Текст называется “Экономические преобразования Петра”. Вставьте в текст пропущенные слова, чтобы получился законченный рассказ. Слова, которые нужно вставить в текст, приведены ниже. Самостоятельная работа уч-ся. (3-5мин.) Несколько работ на проверку. Затем чтение текста вслух.
Вывод: В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. Кто был движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень? Конечно, народ, заслуги которого нельзя преуменьшать.
7) Развитие науки и образования.
Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге.
*** Решение задачи №15.
В 1701 г. в Москве открылась “Школа математицких и навигацких наук”, в этом же году при московском госпитале возникла медицинская школа, в 1711 г. появилась инженерная школа, которая при Петре I, подобно навигацкой, была доступна не только дворянам, но и представителям других сословий. В ряде городов были открыты цифирные школы, в которых осуществлялось начальное обучение.
*** – Решение задачи № 16,17.
С 1700 г. велено было вести летоисчисление не по старому обычаю – от сотворения мира, а по-европейски – от Рождества Христова и начало нового года праздновать не 1 сентября, а 1 января.
Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его.
Важнейшим событием стало возникновение периодической печати (газета "Ведомости"), которая выходила в Петербурге с 1702 года.
По инициативе Петра I происходили важные изменения и в быту российских подданных. Были изданы специальные указы, запрещавшие ношение бороды, предписывавшие ношение европейского платья, курение табака. Царь стремился привить дворянству и купечеству культурные формы общения и удовольствий. Для этого в 1717 г. была издана книга "Юности честное зерцало", где излагались элементарные правила поведения в обществе. В следующем году вышел указ об учреждении ассамблей – вольных собраний для дворян, "знатных" купцов и "главных мастеров", в которых должны были принимать участие и женщины. Устраивались также и народные гулянья: уличные шествия, фейерверки.
Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение, они подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие.
В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру.
И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской академии наук.
Задание по реформам: приложение № 11.
Вывод по уроку: по истории.
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.
Вывод по уроку.
Приложения
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
18 03 2024 17:16:21
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
17 03 2024 14:12:42
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
16 03 2024 4:53:25
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
15 03 2024 15:55:24
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
14 03 2024 13:11:11
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
13 03 2024 5:29:48
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века. ...
12 03 2024 15:44:24
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
11 03 2024 7:57:26
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
10 03 2024 22:11:38
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
09 03 2024 22:48:41
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
08 03 2024 20:33:17
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
07 03 2024 14:54:36
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
06 03 2024 20:12:25
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
05 03 2024 5:26:50
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока. ...
04 03 2024 15:58:31
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
03 03 2024 18:14:16
Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...
02 03 2024 21:53:51
Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....
01 03 2024 5:58:20
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
29 02 2024 11:39:51
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
28 02 2024 14:19:45
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...
27 02 2024 2:59:15
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...
26 02 2024 4:36:19
Программа создана для детей, интересующихся исторической реконструкцией памятников материальной культуры человечества — от Древнего Египта до Древнего Рима. В программе предусмотрено воссоздание предметов быта и одежды, изготовление макетов зданий, моделей кораблей, глиняных табличек, каллиграфии на шелке и т.д.; используются инновационные методы воспитания и обучения. ...
25 02 2024 20:39:58
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти. ...
24 02 2024 1:26:50
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
23 02 2024 22:22:34
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся. ...
22 02 2024 23:21:43
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
21 02 2024 10:31:34
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
20 02 2024 4:51:47
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...
19 02 2024 15:12:56
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
18 02 2024 0:47:10
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
17 02 2024 20:31:22
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
16 02 2024 1:43:58
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
15 02 2024 16:38:16
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
14 02 2024 4:35:52
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории. ...
13 02 2024 3:21:40
Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси. ...
12 02 2024 8:45:27
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
11 02 2024 4:41:34
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
10 02 2024 2:11:40
Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии. ...
09 02 2024 0:17:22
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
08 02 2024 15:59:13
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее. ...
07 02 2024 22:51:14
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
06 02 2024 4:44:14
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
05 02 2024 12:48:43
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
04 02 2024 5:17:48
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...
03 02 2024 21:26:34
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
02 02 2024 7:54:39
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
01 02 2024 9:29:59
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
31 01 2024 0:44:14
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
30 01 2024 23:18:25
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
29 01 2024 2:26:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::