Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения
Коротко об освободительном движении: зарождается в период перехода от феодализма к капитализму и связано с ростом национального самосознания, появлением прогрессивных и патриотических идей, направленных на реформирование страны
ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
(радикальное крыло дворянской оппозиции)
причины, условия и исходные идеи декабризма.
1. Специфика международной обстановки (волна революционных выступлений в Европе).
2. Европейская философия Просвещения (учения Локка, Монтескье, Дидро и др.)
3. Идеи русских просветителей конца XVIII - начала XIX века (Н.Новиков, А. Радищев)
4. Отечественная война 1812 года, знакомство с Западной Европой в ходе зарубежных походов русской армии 1813-1814 годов.
5. Патриотический подъем и рост национального самосознания
6. Нерешительность Александра 1 в проведении реформ
Движение декабристов - сложное социокультурное и политическое явление, в котором сочетались:
- реформаторские и революционные тенденции;
- зародыши будущего западничества и славянофильства;
- национально-патриотические и интернациональные тенденции;
- догматы православия религиозная индифферентность
Тактика тайных обществ
п/п |
Название организации |
Основатели | Цели организации | Итог |
1. | Союз спасения (1816 1817 годы) |
Братья Муравьевы-Апостоля М.И. и С.И., Муравьевы И.Н. и А.Н., С.П. Трубецкой, И.Д Якушин (всего 10-12 человек) | - Ликвидация самодержавной
формы правления и введение Конституции в России - Отмена крепостного права |
1817- Самоликвидация Союза ввиду отсутствия единства в программе и средствах борьбы. |
2. | Союз Благоденствия (1818-1821) | Состав — до 200 чел. | Устав — "Зеленая книга" Программа: распространение идей социально-политического преобразования России |
1821 — Решение организации о формальном самороспуске по причине непримиримых разногласий. |
3. | Южное общество (1821-1825) |
П.Пестель - руководитель | "Русская правда"
П.Пестеля 1 Установление Республики 2. Отмена крепостного права в России 1) Земельный фонд страны: а) земля частная и земля общественная - общественная земля тем, кто её обpaбатывает безвозмездно, без права продажи - частная земля — свободный товар (частные лица, организации, казна) 3. Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность личности, равный и гласный суд 4. Ликвидация военных поселений в России 5. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности |
29 декабря 1 825 - 3 января 1 826 - восстание Черниговского полка на Украине |
4. | Северное общество (1822-1825) |
Н.Муравьев - руководитель | Конституция Н Муравьева 1 . Россия — конституционная монархия 2. Отмена крепостного права в России а) Сохранение земель за помещиками б) Наделение бывших крестьян небольшими наделами земли на условиях аренды у своих помещиков 3. Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность личности, равный и гласный суд 4. Ликвидация военных поселений в России 5. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности |
14 декабря 1825 года - восстание декабристов в Петербурге |
Отменяется | Крепостное право | Отменяется |
Неприкосновенность помещичьих земель | Земля | Общее достояние. Делится на помещичью и частную |
Отменяются | Сословия | Отменяются |
Федеративное | Государственное устройство | Унитарное |
13 держав и 2 области | Административное деление | 10 областей и 3 удела |
Широкий круг гражданских прав | Демократические права | Широкий круг гражданских прав |
Конституционная монархия | Форма правления | Республика. Диктатура Временного верховного правления на 10 – 15 лет |
Ценз пола, возраста, имущества и образования | Избирательное право | Ценз пола и возраста |
Государственное устройство в программных проектах будущих декабристов
Историческое значение движения декабристов
- Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право.
- Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ.
- Декабристы показали пример бескорыстного служения Отечеству и готовность нести лишения ради блага страны и её народа.
Декабристы положили начало освободительному движению в России. Их идеология, тактика, опыт борьбы повлияли на дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 30 – 50-х ГОДОВ
Революционные и просветительские кружки 20–40-х годов
Название кружка, место и годы существования | Руководители | Программа и деятельность |
Кружок братьев Критских 1826 – 1827 гг, Москва | Братья Критские Петр, Михаил и Василий, всего 6 человек | Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. В день коронации Николая 1 участники кружка разбросали по Красной площади прокламации, призывающие к свержению самодержавия. Кружок раскрыт полицией, его участники заключены в Соловецкий монастырь, а затем отданы в солдаты. |
Литературное общество 11-го нумера, 1830 – 1832 гг, Москва | В.Г. Белинский | Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности. |
Кружок Станкевича, 1831 – 1839 гг, Москва | Н.В. Станкевич, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакyнин | Изучение философских систем Канта, Гегеля. Осуждение крепостничества. Насильственные методы не допускались. С отъездом Станкевича за границу кружок распался сам собой. |
Кружок Герцена и Огарева, 1831 – 1834 гг, Москва. | Герцен А.И., Огарев Н.П., Савин Н.М., Сазонов М.И. и др. | Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на западе. Кружок раскрыт полицией. Герцен и Огарев отправлены в ссылку. Остальные члeны кружка отданы под надзор полиции |
Кружок петрашевцев, 1845 – 1849 гг, Петербург, Москва, Киев, Ростов | Буташевич-Петрашевский М.В., Салтыков-Щедрин М.Е., Достоевский Ф.М. и др. | Обсуждение злободневных проблем российской действительности. Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Считали необходимым свержение самодержавия, ликвидацию крепостного права, введение демократических свобод. Для этого предлагали создать революционный центр и поднять крестьянское восстание. Кружок был раскрыт, его участники приговорены к расстрелу , замененному каторгой, ссылкой и другими наказаниями. |
Кирилло-Мефодьевское общество, 1845 – 1847 гг, Украина | Т.Г. Шевченко, Н.И. Костомаров. и др. | Создание славянской республики, демократического общества. Ликвидация крепостничества. Общество было раскрыто, его члeны подверглись репрессиям |
Либерально-оппозиционное движение
Название | Представители | Основные идеи |
Славянофильство (1839 — середина 70-х годов XIX в.) Идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России, мессианской предопределенности русского народа |
А.С.Хомяков, братья К. С. и И.С.Аксаковы, Кириевские, .Ф.Самарин, А.И. Кошелев | 1. Осуждение реформ Петра1 за
разрушение гармоничного строя России и введение
крепостного права 2. Власть царя неограниченна. Монарх считается с мнением народа 3. Сохранение крестьянской общины и укрепление роли православия в жизни общества — двух основ самобытности русского народа 4.Созыв Земского собора в России |
Западничество - Идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту. | Грановский Т., Соловьев С., Кавелин К Тургенев И. Некрасов Н. | 1. Положительная оценка
деятельности Петра Великого 2. Европеизация России необходима 3. Отмена крепостного права (реформа) 4. Россия— конституционная монархия. 5. Гарантия прав и свобод |
Общие черты. Необходимость изменений в российской действительности. Отмена крепостного права. Надежда на мирный и эволюционный хаpaктер преобразований под руководством верховной власти. Вера в возможность движения России к процветанию |
Общественное движение в 60-е годы XIX века
1. Критика и поддержка курса преобразований правительства.
2. Настаивание на продолжении реформ
Либеральное движение в пореформенное время было сосредоточено в земствах
Революционные движения
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: недовольство реформами 60 – 70-х годов XIX века у части радикально настроенной интеллигенции.
Бунтарское (анархистское) М.А. Бакyнин | Пропагандистское П.Л. Лавров | Заговорщическое П.Н. Ткачев |
Крестьянин по своей природе - бунтарь,
он готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию. Государство – это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства – союз самоуправляющихся общин. |
Крестьянин не готов к революции.
Интеллигенция должна идти в народ, нести
революционные и социалистические идеи. Для большей эффективности пропаганды нужно создавать революционную организацию. |
Крестьянин не готов к революции, но
агитация не даст быстрых результатов Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создавать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок к революции |
Деятельность народников
Основные идеи революционного народничества
1. Капитализм в России— явление чуждое, насаждаемое "сверху"
2. У России особый путь исторического развития
3. Будущее России социализм, минуя капитализм.
4. Руководящая сила крестьянства - партия революционеров-профессионалов
5. Ячейка социализма в стране - крестьянская община.
6. Самодержавие в стране не имеет социальной опоры
Рабочее движение в 70 – 80-е годы и начало распространения марксизма в XIX веке
Первые рабочие организации в России
Название организации | Годы и место существования | Руководители | Программа | Деятельность |
“Южнороссийский союз рабочих” | 1875 – 1876 гг. Одесса | Е.О. Заславский, ок. 60 чел. | Борьба с существующим политическим строем. влияние народнической идеологии | Пропагандистская деятельность |
“Северный союз рабочих” | 1878 – 1880 гг. Петербург | В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин, ок. 200 чел. | Ликвидация существующего строя. Борьба за политическую свободу. солидарность рабочих всех стран. Влияние народников | Участие в стачках. Издание прокламаций и листка “Рабочая заря” |
В целом рабочее движение России в конце ХIХ века носило экономический хаpaктер — борьба за улучшение своего материального положения и условий труда.
Марксистские кружки в России
Кружок | Год, место | Руководители | Деятельность |
Кружок Благоева | 1883–1885 гг, Петербург | Д Благоев | Изучение марксизма, пропаганда его среди рабочих, издание газеты “Рабочий”. Кружок раскрыт полицией. |
“Товарищество Санкт-Петербургских мастеров” | 1885 – 1888 гг, Петербург | П.В. Точисский | Пропаганда марксизма среди рабочих |
Кружок Федосеева | 1888 г., Казань | Н.Е. Федосеев | Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов. Организация студенческих волнений в Казанском университете. В этом кружке к марксизму приобщился В.И. Ульянов (Ленин) |
Кружок Бруснева | 1889 – 1892 гг, Петербург | М.И. Бруснев. | Пропаганда марксизма, создание рабочих кружков. Организация демонстрации и маевки в 1891 году. |
Образование политических партий в конце XIX – начале XX века
ПРИЧИНЫ РАСКОЛА
- Опора в идеологии на разные пласты марксизма.
- Различия в оценке политической и социально-экономической обстановки в России.
- Разногласия по стратегическим и тактическим вопросам политического поведения партии.
- Различные подходы к вопросам партийного строительства
- Личное соперничество лидеров за власть в партии
НЕОНАРОДНИКИ
ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ
(ЭСЕРЫ)
ЦЕНТРИСТСКИЕ ПАРТИИ
СЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: торгово-промышленные круги
Либеральн -оппозиционная партия - кадеты
(конституционно - демократическая партия).
СОЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: интеллигенция, либеральное дворянство, отчасти крестьяне и рабочие.
ЛЕВЫЕ ПАРТИИ
Революционно - демократические партии (крайне левые)
ПСР – партия социалистов-революционеров (эсеры) с 1905 года | РСДРП – Российская социал-демократическая партия (с 1903 года) | ||
большевики | меньшевики | ||
Лидеры | М Спиридонова, Б. Савинков, В. Чернов | В.И. Ленин | Г.В. Плеханов |
Социальная опора | Крестьяне | Рабочий класс | |
Аграрный вопрос | Муниципализация земли: - отказ от конфискации помещичьего землевладения; - отчуждение помещичьей земли путем выкупа за вознаграждение; - переход земли в общенародное пользование под контролем органов самоуправления - муниципалитетов. Социализация земли: - передача земли в общенародное достояние; сохранение крестьянской общины – ячейки будущего социализма и её права распоряжаться земельным фондом; - распределение земли в пользование по трудовой норме. |
Программа минимум | Программа максимум |
- возвращение крестьянам отрезков; - отмена выкупных и оброчных платежей; - отмена круговой поруки |
- полная конфискация всех помещичьих,
государственных, удельных,
церковно-монастырских земель; - национализация земли – передача её в собственность государства. |
ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И УЧАСТИЕ ПАРТИЙ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
(1906 – 1917)
Время работы | Партийно-политический состав | Руководство Государственной думы | Основные вопросы в направлении деятельности |
24 апреля – 8 июля 1906 г. I Государственная дума | Кадеты – 161; трудовики – 97:
мирнообновленцы – 25; социал-демократы – 17;
партия демократических реформ – 14; прогрессисты
– 12; беспартийные – 103; партия союза автономистов
– 90. Всего: 499 депутатов |
Председатель – С.А. Муромцев (кадет) | - проблема создания “ответственного
перед Государственной думой министерства” - центральный вопрос – аграрный. Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распущена |
20 февраля – 2 июня 907 г. II Государственная дума | Трудовики – 104; кадеты – 98;
социал-демократы – 65; эсеры – 37; правые – 22;
народные социалисты – 16; умеренные и октябристы
– 32; партия демократических реформ 1;
беспартийные – 50; национальные группы – 76;
казачья группа – 17. Всего: 518 депутатов |
Председатель – А.Ф. Головин (кадет) | - центральный вопрос – аграрный
(проекты кадетов, трудовиков, социал-демократов); - отказ поддержать столыпинские аграрные реформы; распущена по указу царя от3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон |
1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г III Государственная дума | Октябристы – 136; националисты – 90;
прогрессисты и мирнообновленцы – 39;
социал-демократы – 19; трудовики – 13;
беспартийные – 15; национальные группы – 26. Всего: 442 депутата |
Председатели: Н.А. Хомяков – октябрист (1907 – 1910); А.И. Гучков – октябрист (1910 – 1911); М.В. Родзянко – октябрист (1911 – 1912) | - утверждено аграрное законодательство
по реформе Столыпина (1910); - принято рабочее законодательство; ограничена автономия Финляндии |
15 ноября 1912 г. – 6 октября 1917 г. IV Государственная дума | Октябристы – 98; националисты и
умеренные правые – 88; группа центра – 33; правые –
65; кадеты – 52; прогрессисты – 48; социал-демократы
– 14; трудовики – 10; беспартийные – 7;
национальные группы – 21. Всего: 442 депутата |
Председатель – М.В. Родзянко – октябрист (1912 – 1917) | - поддержание участия России в Первой
мировой войне - создание в Думе т.н. “Прогрессивного блока” (1915) и его конфронтация с царем и правительством |
Политические партии России в Февральской революции
Название партии | Тактика | Программные установки |
Консервативно-охранительные партии | Черносотенные организации после Февраля 1917 года прекратили свою деятельность | |
Либеральные партии | ||
“Союз 17 октября | После Февральской революции перестал существовать. Выражение интересов буржуазии окончательно перешло к кадетам | |
2. “Партия народной свободы” (кадеты) | 1 .Оттягивание проведения насущных мер во внутренней и во внешней политике до окончания войны 2. “Война до победного конца” |
1 .Запрещение захвата помещичьих земель 2. Отмена 8-часового рабочего дня в связи с войной 3. Неделимость России 4. Определение политического устройства России после созыва Учредительного собрания |
Революционные партии | ||
1. Партия социалистов революционеров (эсеры) | Февраль - апрель 1917 года Поддержка Временного правительства и Советов Апрель - октябрь 1917 года Борьба за коалиционное правительство и участие в нем с целью проведения радикальных реформ и недопустимости Гражданской войны |
1. “Демократический мир всему миру” 2. Окончательное решение крестьянского вопроса через Учредительное собрание 3. Подготовка проведения аграрной реформы на местах |
2. РСДРП а) меньшевики |
Февраль - апрель 1917 года Поддержка и максимальное давление на Временное правительство Апрель - октябрь 1917 года Создание и участие в коалиционном правительстве |
1. Упрочение буржуазно-демократического
строя 2. Строительство социализма в России утопично 3. Заключение демократического всеобщего мира 4. Защита революции от внешних врагов |
б) большевики | Февраль - март 1917 года Поддержка и давление на Временное правительство (до приезда В.И. Ленина в Россию) Апрель - октябрь 1917 года “Никакой поддержки Временному правительству!” Борьба за переход власти к Советам. Курс на социалистическую революцию |
1. Прекращение войны. Демократический
мир 2. Немедленный переход всех земель в руки крестьянства. 3. Национализация земли 4. Право наций на самоопределение |
ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1917 И ЕГО КРИЗИСЫ
Время пребывания у власти | Председатель правительства | Партийно-политический состав | Причины кризиса |
2 марта – 6 мая 1917 г. | Князь Львов Г.Е. | Кадеты, октябристы, прогрессисты, беспартийные | Нота Н.П. Милюкова союзникам по поводу продолжения участия России в войне. |
6 мая – 24 июля 1917 г. | Князь Львов Г.Е. | Кадеты, эсеры, меньшевики | Разногласия в правительстве. Неудачное наступление на фронте. Июльские события в Петрограде |
24 июля – 25 сентября 1917 г. (1 – 25 сентября 1917 г. – директория) | Керенский А.Ф. | Кадеты, эсеры, меньшевики | Углубление социально-экономического и политического кризиса в стране |
25 сентября – 25 октября 1917 г. | Керенский А.Ф. | Кадеты, эсеры, меньшевики | Взятие власти большевиками |
ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ К ОСЕНИ 1917 ГОДА (ТЫС. ЧЕЛ)
кадеты | эсеры | меньшевики | большевики |
До 70 (апрель 1917 года) | До 500 чел | 200 | 240 (август 1917 года) |
Литература:
- Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России ( в таблицах и схемах) для школьников. “Лист” М. 1997 г
- Кирилов В.В. Экзамен по схеме. Отечественная истори в схемах и таблицах. ЭКСМО 2004 г.
Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь. ...
27 03 2024 9:52:25
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
26 03 2024 7:10:38
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
25 03 2024 22:57:31
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
24 03 2024 6:45:42
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
23 03 2024 5:27:26
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
22 03 2024 2:31:34
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
21 03 2024 7:45:26
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
20 03 2024 1:42:46
Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...
19 03 2024 6:25:19
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия. ...
18 03 2024 9:22:20
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
17 03 2024 3:25:59
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
16 03 2024 17:50:50
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
15 03 2024 17:21:29
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
14 03 2024 2:11:52
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
13 03 2024 18:35:35
Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету. ...
12 03 2024 6:20:53
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...
11 03 2024 22:48:17
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
10 03 2024 13:23:44
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
09 03 2024 8:14:16
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
08 03 2024 1:58:29
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
07 03 2024 19:49:24
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
06 03 2024 13:43:51
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
05 03 2024 19:30:30
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
04 03 2024 1:20:24
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
03 03 2024 6:44:20
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...
02 03 2024 8:53:28
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
01 03 2024 3:56:16
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
29 02 2024 0:58:16
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
28 02 2024 2:11:42
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
27 02 2024 16:15:12
Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
26 02 2024 17:58:50
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
25 02 2024 20:36:23
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
24 02 2024 16:57:22
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
23 02 2024 2:12:16
Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
22 02 2024 17:47:17
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...
21 02 2024 16:30:51
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
20 02 2024 10:18:11
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
19 02 2024 23:49:24
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
18 02 2024 4:51:54
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
17 02 2024 14:41:51
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
16 02 2024 8:32:45
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. ...
15 02 2024 4:42:47
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам. ...
14 02 2024 15:42:36
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
13 02 2024 4:32:30
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
12 02 2024 10:49:42
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
11 02 2024 20:45:35
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
10 02 2024 19:23:38
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
09 02 2024 12:15:26
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
08 02 2024 12:18:38
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
07 02 2024 19:28:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::