План-конспект урока истории в 8-м классе "Социальная картина российского общества в пореформенное время"
В курсе преподавания истории России в 8 классе большое место занимает блок тем, посвященных развитию России во второй половине XIX века (в т.ч. пореформенное время). Это период очень важных экономических и социальных явлений. Уроки, посвященные данной теме, очень важны для понимания процессов, которые произойдут в нашей стране позднее, уже в XX веке. Поэтому важно правильно построить эти уроки, учитывая необходимость усвоения большого количества материала и отведенное время. На тему “Социальная картина российского общества в пореформенное время” в 8 классе отводится всего один урок. На уроке используются материалы учебника А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной “История государства и народов России” для учащихся 8 класса параграфы 28-29.
Для проведения данного урока необходимо провести подготовительную работу:
можно разбить заранее учащихся на группы и дать задания для самостоятельного освещения отдельных разделов урока или дать индивидуальные задания учащемся, которые будут выступать в роли экспертов по тому или иному вопросу урока;
подготовить видеофрагмент (можно использовать видеофильм “История Российского государства” авт. Л.Парфенов или другой имеющийся материал по данной теме);
оформить доску (тема урока, цель урока, основные понятия урока);
если есть возможность, справочные данные, используемые на уроке для объяснения материала, приготовить для демонстрации и объяснения с помощью ТСО (возможно, с помощью презентаций с применением информационных технологий);
подготовить наглядный материал – репродукции картин на тему жизни российского общества.
Поскольку материал урока очень объемный, можно специально домашнее задание не проверять. Однако по ходу урока учитель и учащиеся все время будут опираться на знания предыдущего урока и будет возможность проконтролировать выполнение домашнего задания не напрямую, а косвенно.
Цель данного урока (цель урока записана на доске):
сформировать представление об изменении в социальной структуре российского общества после реформ 60-70 годов XIX в.;
проанализировать пути формирования новых социальных слоев;
объяснить значение данных процессов для развития капитализма и общественного движения в России в последующие годы.
Урок начинается с вводной беседы, цель которой подготовить учащихся к восприятию нового материала. Вводная беседа строится на вопросах учителя и ответах учеников.
- О какой реформе идет речь?
- Почему возникла необходимость этой реформы?
На основе беседы делается вывод о необходимости развития России по капиталистическому пути. На этом уроке пойдет речь о том, как отразилась новая экономическая ситуация на социальной картине российского общества. Мотивируя учащихся на внимательное отношение к данной теме, необходимо подчеркнуть, что особенности процесса изменения социальной структуры скажутся на всей последующей истории нашей страны. Для актуализации восприятия учащиеся должны вспомнить и кратко охаpaктеризовать социальную структуру российского общества в дореформенный период. Необходимо еще раз остановиться на понятии “сословия”, подчеркнув важность зависимости места человека в социальной структуре от его происхождения.
Для наглядности происходивших изменений учащимся предлагается начать заполнение схемы (заготовка схемы представлена на доске):
Рисунок 1. Схема до заполнения.
Работа со схемой в течение урока: учащиеся называют и записывают в левую часть схемы известные им сословия российского общества (дворянство, духовенство, крестьяне, мещане, купцы, казаки). Справа записываются, по ходу урока, новые социальные единицы российского общества. В конце урока можно предложить учащимся с помощью стрелочек через среднюю часть схемы показать пути формирования новых слоев российского общества. Например:
Рисунок 2. Схема во время заполнения.
Объяснение учителя: влияние отмены крепостного права на изменение ситуации в социальной структуре. Важным становится место человека в системе производства. Такое деление общества хаpaктерно для нового капиталистического общества. На смену сословному делению приходит классовое. Опираясь на знания учащихся из курса всеобщей истории и предыдущего изучения материала, актуализируется понятие “класс”. Учащиеся вспоминают, какие классы хаpaктерны для капиталистического общества.
Далее учитель в ходе урока напоминает, что реформа имела противоречивый хаpaктер, сохранились феодальные пережитки. Сохранилось помещичье землевладение и соответственно помещики-землевладельцы. Сохранилась и даже укрепилась крестьянская община. Ведь именно ей передавалась вся надельная земля. Сохранение внеэкономических методов принуждения тормозило развитие капиталистических отношений в деревне. Но определяющим в развитии крестьянского хозяйства стал процесс расслоения крестьянства. Из прежнего феодального крестьянства формируются сельская буржуазия, сельский и городской пролетариат. Особенности жизни крестьянской общины могут быть изучены на основании статьи учебника (стр. 239 - 240) или представлены в кратком обзоре, который сделают заранее подготовленные учащиеся. Для описания жизни российской деревни можно использовать отрывок из работы А. Энгельгардта “Письма из деревни”, представленные в задании на стр. 249.
Объяснение учителя: после реформы 1861 г. усилилось расслоение дворянства. Дворяне утрачивают экономическое преимущество, несколько ослабляются политические позиции. Однако дворянство сохраняет ведущие позиции в органах местного самоуправления. Можно обратить внимание учащихся на цифры, представленные в учебнике, или заранее вынести эти цифры на доску или дополнительный экран (с помощью ТСО).
Работа учителя с классом: развитие капиталистических отношений привело к количественному росту буржуазии. Учащимся предлагается вспомнить, кто такие буржуа, каково их место в системе производства. Важный вопрос, как формируется класс буржуазии в России. Здесь можно воспользоваться видеофрагментом из цикла “История Российского государства” (авт. Л. Парфенов) эпоха Александра III, где показаны изменения в социальной структуре пореформенное время, или использовать информацию, подготовленную учащимися заранее о наиболее известных промышленниках, которые вышли из разных сословий (Мамонтов, Прохоров, Рябушинский и т.д.). Следует обратить внимание, на противоречивость положения российской буржуазии в пореформенный период: с одной стороны, растет ее экономическое значение, а с другой стороны она политически бесправна, зависима от царизма.
Вопрос учителя классу: Для роста промышленности необходимо еще одно условие. Какое?
Наличие пролетариата, класса наемных рабочих. Российский пролетариат, в силу исторических причин, имел свои особенности. Учащиеся могут самостоятельно поработать с текстом учебника (стр. 243 - 245) или использовать предварительную подготовку по этому вопросу (заранее определить учащегося, который подготовит самостоятельно эту информацию для всего класса). Для проверки усвоения материала можно использовать вопросы:
- Что значит промышленный пролетариат?
- Что значит пролетариат в первом поколении?
- Какое событие произошло 7 января 1885 г. на Никольской мануфактуре Морозова в 1885 г. и о чем оно свидетельствует?
Работа учителя с классом: Движение по капиталистическому пути требовало большего количества людей образованных, так формируется прослойка интеллигенции. Учащиеся работают самостоятельно с учебником или заслушивают информацию “эксперта” (при наличии времени можно обратить внимание учащихся на споры о месте интеллигенции в социальной структуре общества). В качестве закрепления предлагаются следующие вопросы:
- Каков был профессиональный состав интеллигенции?
- Как изменяется численность интеллигенции?
- Какие явления в среде интеллигенции наблюдаются во второй половине XX в.?
Изменения в среде духовенства можно поручить осветить группе учащихся или “эксперту”. Учитывая, что в среде казачества изменения произошли незначительные, изучение этого материала можно оставить для домашнего изучения, завершив, таким образом, таблицу дома окончательно.
На основе материала урока учащиеся при помощи учителя делают вывод о том, что Россия из страны аграрной превращается в аграрно-индустриальную. Идет ломка сословных перегородок и становление новых групп общества по экономическому признаку.
В конце урока учитель дает задание, направленное на понимание связи изучаемых процессов, с последующей историей страны. Исходя из положения и интересов каждого социального строя, используя полученные знания и материал учебника, подумайте: какой социальный слой в будущем поддержит существующую власть, а представители какого слоя выступят в качестве оппозиции? (эту работу можно немного оживить, если предложить учащимся в выполненной таблице напротив протестующих слоев нарисовать, например, языки пламени, возле слоев, которые поддержат царизм, например, корону).
Завершается урок подведением итогов и выставлением оценок. Поскольку урок очень насыщен, основная часть урока идет с привлечением учащихся, следует по ходу урока отмечать самых активных ребят, поощрять правильные ответы и умение делать выводы, прокомментировать работу “экспертов”. Домашнее задание включает в себя изучение текста учебника, завершение заполнения таблицы.
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
28 03 2024 18:28:33
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
27 03 2024 22:28:38
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
26 03 2024 22:28:35
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...
25 03 2024 9:54:13
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
24 03 2024 15:44:29
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...
23 03 2024 5:21:44
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
22 03 2024 20:36:53
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...
21 03 2024 10:32:20
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
20 03 2024 17:46:23
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
19 03 2024 21:57:54
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
18 03 2024 19:24:55
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история. ...
17 03 2024 4:26:10
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. ...
16 03 2024 19:34:51
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
15 03 2024 11:52:52
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...
14 03 2024 22:14:37
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
13 03 2024 20:32:59
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
12 03 2024 22:41:15
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
11 03 2024 16:34:40
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
10 03 2024 20:15:30
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
09 03 2024 2:19:47
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией. ...
08 03 2024 2:39:22
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...
07 03 2024 11:58:57
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
06 03 2024 14:38:54
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
05 03 2024 16:39:46
Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....
04 03 2024 19:43:53
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...
03 03 2024 9:12:49
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
02 03 2024 2:25:43
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....
01 03 2024 13:37:43
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...
29 02 2024 18:37:19
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
28 02 2024 14:28:24
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
27 02 2024 5:46:34
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
26 02 2024 12:11:16
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
25 02 2024 23:20:53
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
24 02 2024 22:56:20
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
23 02 2024 18:26:13
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...
22 02 2024 14:13:34
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий. ...
21 02 2024 23:54:45
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач. ...
20 02 2024 22:43:38
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
19 02 2024 17:49:55
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
17 02 2024 13:46:36
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
16 02 2024 3:13:56
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина». Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
15 02 2024 9:49:17
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...
14 02 2024 17:46:50
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
13 02 2024 7:11:18
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
12 02 2024 4:57:24
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...
11 02 2024 5:52:18
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
10 02 2024 2:16:17
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
09 02 2024 17:21:40
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
08 02 2024 9:43:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::