Русская армия в 1700–1917 гг. (адаптированная программа по истории для 10-х классов гуманитарного профиля)
Пояснительная записка
В 1990-е гг., в условиях перехода на концентрическую систему образования, количество учебных часов, выделяемых на изучение отечественной истории, было сильно сокращено. Кроме того, был существенно снижен возраст учащихся. Так, если раньше прохождение отечественной истории начиналось с 8 класса, а заканчивалось в 11, то сейчас оно начинается в рамках первого концентра в 6 классе, а завершается в 9 классе. Изучение истории во втором концентре, особенно в негуманитарных классах, превращается в простое повторное прохождение материала. Все это привело к существенному упрощению преподавания данного предмета. Минимизировать данный негативный эффект можно лишь за счет системы специальных курсов.
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории – с 1700 по 1917 годы, т.е. от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917г. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа – становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
Изучение программы предполагается начать с 1700 г. – начала Северной войны и поражения под Нарвой, которое означало крах старой русской армии. В условиях начавшейся войны Петр I создает новую армию западного типа. Результатом титанических усилий Петра стала победа русских в Северной войне и создание российской империи. Завершить прохождение спецкурса я предполагаю событиями февраля-марта 1917г. и распадом русской армии.
Целью данной программы является максимально эффективное освоение учащимися всего комплекса систематизированных знаний об истории русской армии XVIII - начала XX веков, ее роли как активного участника и творца всемирной истории.
Основными задачами данного спецкурса являются:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов;
- развитие исторического мышления, овладение конкретно историческим подходом к событиям и явлениям прошлого;
- изучение героического и трагического пути развития русской армии, ее побед и поражений;
- знакомство учащихся с жизнью и подвигами выдающихся русских полководцев А.В.Суворова, М.И.Кутузова, М.Б.Барклая-де-Толли, П.И.Багратиона, М.Д.Скобелева, А.А.Брусилова и многих других;
- рассмотрение процесса формирования российской военной доктрины в XVIII – начале ХХ веков.
Общее количество часов, выделяемых для прохождения программы – 34. Изучение данного спецкурса предполагается осуществлять в Х классе в течение одного полугодия по 2 учебных часа в неделю.
В структурном отношении программа делится на 2 раздела.
Первый раздел рассматривает историю русской армии с 1700 г. по 1814 гг. – т.е. от Северной войны до разгрома империи Наполеона и вступления русских войск в Париж. Общее количество часов, предусмотренных на изучение раздела – 16. Данный раздел разбит на 4 темы, кроме того, предусмотрен 1 час на выполнений самостоятельной работы. Самостоятельная работа проводится в форме сочинения-рассуждения по одной из предложенных тем.
Второй раздел охватывает более чем вековой и очень насыщенный этап российской истории от создания военных поселений до Февральской революции 1917г. и свержения Николая II, т.е. с 1815 по март 1917 г. Общее количество часов, предусмотренных на изучение раздела – 18. Данный раздел разбит на 4 темы, кроме того, предусмотрен 1 час на выполнение самостоятельной работы. Самостоятельная работа проводится в форме хронологического и терминологического диктанта, составленного, на базе приложений данной программы.
Составной частью данной программы является список рекомендованной литературы. Вся литература разделена на 3 блока.
- Учебники и учебные пособия. Данный список составлен на основании Федерального комплекта учебников и учебных пособий.
- Научная литература. Большинство изданий данного списка предназначены для преподавателей, но могут представлять интерес и для учащихся.
- Художественная литература. Большинство изданий данного списка предназначены для учащихся, но могут представлять интерес для учителей.
Во втором и третьих блоках литература структурирована в соответствии с разделами программы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общее кол-во часов -34.
Раздел I
От победы к победе (1700-1814 гг.) – 16 часов.
Тема 1. Возникновение Петровской армии – 4 часа
Русская армия в конце XVII в. Начало Петровских реформ. Нарвская катастрофа. Создание новой армии. Полтава и Прутский поход. Первые победы русского флота. Окончание Северной войны. Персидский поход. Организация и быт Петровской армии. Итоги реформ Петра I.
Тема 2. Русская армия в эпоху дворцовых переворотов – 3 часа
Эпоха упадка. Армия при Анне Иоанновне. Реформы И.Б. Миниха. Внешняя политика Анны Иоанновны. Война со Швецией 1740-742 гг. Елизаветинская эпоха. Россия в Семилетней войне.
Тема 3. “Век золотой Екатерины” - 3 часа
Россия и разделы Речи Посполитой. Русско-Турецкая война 1768-1774 гг. Восстание Е.И. Пугачева. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. русско-шведская война 1788-1790 гг. Формирование русской национальной военной доктрины.
Тема 4. Русская армия в эпоху Наполеоновских войн – 5 часов
Армия при Павле I. Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова. Россия в антинаполеоновской коалиции. Войны с Персией и Турцией. Русско-шведская война 1808-1809 гг. Начало Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение. Оккупация французами Москвы. Изгнание французов из России. Заграничные походы русской армии.
Самостоятельная работа – 1 час.
- Календарно-тематическое планирование.
- Рекомендуемая литература.
- Историческая хронология.
Раздел II
От побед к поражениям – 18 часов.
Тема 1. От военных поселений до Крымской войны – 6 часов
Система военных поселений: идеи и реализация. Русская армия и движение декабристов. Боевые действия на Северном Кавказе. Войны с Персией (1826-1828 гг.) и с Турцией (1828-1829 гг.). Подавление восстания в Польше (1830-1831 гг.) и Венгерский поход (1849г.). Начало Крымской войны. Синопский бой. Оборона Севастополя. Итоги царствования Николая I.
Тема 2. Армия в эпоху реформ - 4 часа
Военная реформа Д.А. Милютина и ее результаты. Присоединение Средней Азии. Начало русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Осада Плевны. Оборона Шипки. Окончание русско-турецкой войны.
Тема 3. Русская армия в конце XIX - начале XX веков – 4 часа
Модернизация армии и флота, ее значение и просчеты. Война в Китае (1900г.). Начало русско-японской войны (1904-1905 гг.). Оборона Порт-Артура. Боевые действия в Манчжурии. Цусимская катастрофа. Итоги русско-японской войны. Русская армия в революции 1905-1907 гг.
Тема 4. Россия в первой мировой войне – 3 часа
Русская армия накануне первой мировой войны. Россия и международный кризис лета 1914 г. Военные кампании 1914, 1915, 1916 гг. Отношение народа к войне. Февральская 1917 г. революция и крушение русской армии.
Самостоятельная работа -1 час.
- Календарно-тематическое планирование.
- Рекомендуемая литература.
- Историческая хронология.
- Военные учебные заведения, открытые в 1732-1913
- Русская гвардия в 1700-1917
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
18 03 2024 12:47:48
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
17 03 2024 5:56:17
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
16 03 2024 19:15:33
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
15 03 2024 0:21:23
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
14 03 2024 22:27:29
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...
13 03 2024 22:22:48
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
12 03 2024 0:16:11
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
11 03 2024 10:40:15
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
10 03 2024 22:58:32
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
09 03 2024 16:13:56
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
08 03 2024 19:58:42
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
07 03 2024 10:35:52
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
06 03 2024 8:25:50
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
05 03 2024 20:46:52
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
04 03 2024 23:54:11
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
03 03 2024 9:39:11
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
02 03 2024 20:51:52
Интегрированный урок в 8-м классе рекомендуется провести в конце учебного года на этапе закрепления и обобщения пройденного материала. Цель урока – обобщение и систематизация умений и навыков разговорной речи на основе монологических и диалогических высказываний по теме. Отечественная война 1812 года – это одно из значимых исторических событий. На примерах биографий великих полководцев на уроке воспитывается патриотизм и интернационализм....
01 03 2024 13:52:57
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
29 02 2024 18:53:40
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
28 02 2024 10:41:32
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
27 02 2024 20:31:38
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления. ...
26 02 2024 22:17:13
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
25 02 2024 22:11:10
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма). Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы. Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса. ...
24 02 2024 15:36:11
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
23 02 2024 5:24:43
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...
22 02 2024 10:20:21
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
21 02 2024 0:39:21
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
20 02 2024 3:20:22
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
19 02 2024 6:56:48
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
18 02 2024 21:35:37
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
17 02 2024 11:14:50
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну. ...
16 02 2024 22:53:42
Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности. ...
15 02 2024 20:18:57
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
14 02 2024 8:58:49
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
13 02 2024 2:12:32
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
12 02 2024 7:12:52
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика? ...
11 02 2024 6:23:40
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
10 02 2024 5:13:32
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
09 02 2024 0:26:17
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
08 02 2024 19:48:28
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
07 02 2024 1:39:52
Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....
06 02 2024 3:31:49
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
05 02 2024 21:48:11
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
04 02 2024 16:17:41
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
03 02 2024 0:48:52
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
02 02 2024 15:57:28
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
01 02 2024 20:47:53
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...
31 01 2024 1:32:40
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
30 01 2024 21:47:40
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса. ...
29 01 2024 6:32:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::