История для молодежи    

Лесной богатырь-художник (к 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина)

К 175-летию со дня рождения И. И. Шишкина.

Цели:

1) осветить основные вехи жизни и творчества И. И. Шишкина – “Верстового столба в развитии русского пейзажа” (И. И. Крамской);

2) способствовать расширению кругозора школьников по творчеству великого художника;

3) развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учить работать в группе;

4) воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному городу Елабуга.

Оборудование: слайды с репродукциями картин И. И. Шишкина, кроссворды (22), творческие рисунки учащихся, выставка книг о художнике, плакат с названием темы занятия, портреты И.И. Шишкина, его родителей, Екатерина II, В.М. Бехтерев, Н.А. Дурова, М.И. Цветаева, Д.И. Стахеев…

План занятия:

  1. Семья Шишкиных.
  2. Детство знаменитого живописца.
  3. Юношеские годы и начало творческого пути.
  4. И. И. Шишкин – “певец” родной природы.
  5. Последние годы жизни. Конец творческого пути.
  6. И. И. Шишкин – почетный гражданин Елабуги.

Ход мероприятия

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые наши гости!

Мы все с вами живем в удивительном городе, которому в 2007 г. исполняется 1000 лет. Не многим городам выпала честь иметь столь древнюю историю. Мы должны ее знать и гордиться ею.

Не забывай свое Отечество
Как самого себя люби.
Старинный город наш купеческий
Навеки в сердце сбереги.

С историей Елабуги связаны имена многих известных людей.

Вы сейчас мне их сами и назовете:

Врач-психоневролог, ученый, родился в с. Сарали. (В. М. Бехтерев)

Она переименовала село Трехсвятское в город Елабуга. (Екатерина II)

Она бала знакома с М. И. Кутузовым, вела переписку с А. С. Пушкиным, она – российская Жанна д,Арк. (Н. А. Дурова)

Поэт Cеребряного века, 10 дней в годы войны провела в Елабуге. 31 августа 1941 г. она трагически ушла из жизни. (М. И. Цветаева)

Елабужские купеческие династии, прославившиеся своей благотворительностью и меценатством. (Стахеевы, Гирбасовы, Чернов, Ушковы, Шишкины…)

А еще в нашей Елабуге
Шишкин знаменитый
Он рисовал природу
Ему памятник открытый.

Сегодня наше музейное занятие мы посвящаем именно этому великому художнику, Ивану Ивановичу Шишкину. 25 января 2007 г. елабужане будут отмечать 175 лет со дня его рождения. (1832 г. ) Его называли “лесным богатырем”, “царем лесов”, “человек-школа”, “верстовой столб в развитии русского пейзажа”…

1. Яркую страницу в историю Елабуги вписала купеческая семья Шишкиных, в которой родился будущий художник.

А сейчас слово предоставляется 1 группе, которая готовила сообщение о семье Шишкиных.

1-й: Род Шишкиных происходит из числа старожилов села Трехсвятского. Прадед Ивана Ивановича Афанасий Дмитриевич занимался крестьянским трудом, слыл медных и серебряных дел мастером, имел прозвище Серебряников. Дед будущего художника, Василий Афанасьевич, из крестьян перешел в купечество. Серебряное мастерство он оставил, но выучился отливать церковные колокола, выпускал стенные часы, был хорошим оружейным мастером.

2-й: Его сын, Иван Васильевич, был женат на Дарье Романовне. Иван Васильевич был вначале купцом 2-ц гильдии, а затем 3-й гильдии, в конце жизни перешел в мещанское сословие. Он был человеком широких и разносторонних интересов, увлекался техникой, историей, литературой. Занимался также хлебной торговлей, но постепенно его коммерческие дела шли на убыль. Мать художника, Дарья Романовна, была женщиной строгой, набожной. Она следила за соблюдением семейных праздников и обычаев, связанных с христианской религией. В семье Шишкиных было 6 детей: Николой, Иван, Ольга, Екатерина, Александра и Анна.

3-й: В семье была велика тяга к культуре, в доме находилась большая библиотека, имелись картины, рояль, физгармония, гитара. Музыку любили все, а старший сын Николай хорошо играл на гитаре, пел, сочинял музыку. Традиционными в доме были семейные чтения. Вслух читали произведения Л. Н. Толстого, Н. Гоголя. Увлекались поэзией, особенно любили стихи М. Ю. Лермонтова. Сестры будущего художника под чутким руководством Дарьи Романовны, занимались рукоделием.

А еще, ребята, чем знаменит Иван Васильевич, отец художника?

  • построил первый водопровод в городе;
  • отреставрировал Чертово городище
  • был городским головою;
  • написал “Историю города Елабуги”;
  • занимался археологией, организовал раскопки Ананьинского могильника, а сын Иван нарисовал картину “Ананьинский могильник”. (показать)

2. 2 группа расскажет нам как провел свое детство будущий художник.

1-й: Родился Иван Иванович 25 января 1832 г. Мальчик родился в тот январский день, когда его отец, провалившийся на Каме в полынью, лежал в горячке и почти умирал. Назвали малыша Иваном, чтоб не потерять отца – Ивана из семьи. Ваня рос любознательным ребенком и много времени проводил в обществе отца, который первым оказал большое влияние на развитие своего сына, его увлечение рисованием. “Ваничка” - так ласково звал отец сына. Иван редко участвовал в развлечениях семьи. Не любил ходить в гости, принимать участие в семейных торжествах. Запираясь у себя в комнате наверху, он занимался своим любимым делом – рисованием, которое стало смыслом всей его жизни.

Мальчик любил целыми днями бродить по окрестностям Елабуги. Через Чертово городище уходил он на Красную горку, бывало перебирался через реку и добирался до дачи купцов Стахеевых. Приходил к Святому ключу, а потом отправлялся в Афанасовскую рощу. Только затемно возвращался он домой, тихо ужинал и запирался в своей комнате. Ваня постоянно тянулся к книгам карандашу и бумаге. Родители не поощряли его занятий, они хотели, чтобы сын был купцом и продолжил семейные традиции. Ну, а когда в доме случился пожар, Дарья Романовна первым делом приказала вынести книги, рукописи мужа, рисунки и тетради младшего сына. Спасла, хоть и мечтала Ваню отучить от рисования.

2-й: На рисунки он изводил всю бумагу в доме. Разрисовывал заборы, малевал на стенах. “Уйми ты его, - жаловались соседи отцу, - а то скоро и до соборной ограды доберется. Греха не оберешься”. Иван Васильевич хмурился, покачивал головой, и как бы успокаивая себя, говорил сыну: “…Рисовать надо все же на бумаге… Хочешь, подарю тебе, карандаш? Ах ты, мазилка, мазилка!. . . ” А когда отец увидел, как рисует сын карандашом, то сказал: “Ну, Ванюша, подарю я тебе краски”.

Да, действительно, ребята, отучить юного художника от рисования никто был не в силах.

3. Где учился молодой Шишкин, где получил образование? Об этом нам расскажет 3 группа.

1-й: В 1844 г. – отец повез сына в Казанскую гимназию. Однако, учеба казалась ему скучной, нестерпимой и возвратясь на лето в 1848 г. домой, заявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не делаться чиновником, чего он боялся всю жизнь.

2-й: В 1851 г. из Москвы в Елабугу приехали художники расписывать иконостас в соборной церкви. Иван познакомился с иконописцем Осокиным, который очень много рассказывал ему о Московском училище живописи и ваяния. Когда выяснилось, что Иван хочет быть художником, все домашние его уговаривали, но Иван стоял на своем.

В 1852 г. Иван Шишкин со своим родственником, мужем родной сестры Дмитрием Ивановичем Стахеевым едет в Москву поступать в училище, где проучился 4 года.

3-й: В 1856 г. Шишкин переехал из Москвы в Петербург и вскоре поступил в Академию художеств. В Академии его занятия шли успешно. Он работает в окрестностях Петербурга, в деревне Дубки, на острове Валаам. Золотыми и серебряными медалями были отмечены успехи молодого пейзажиста.

4-й: Блестяще окончив Академию, в 1860 г. Шишкин получает право на заграничную командировку. Но художник не спешит в чужие края. Он отправляется в Елабугу и только в апреле 1862 г. уезжает за границу. Живет в Германии и Швейцарии, много учится и работает. За картину “Вид в окрестностях Дюссельдорфа” получает звание академика.

5-й: В 1865 г. , через 3 года, Иван Иванович возвращается в Россию. Сразу же он входит в круг передовых русских художников, который в дальнейшем объединился в Товарищество передвижных художественных выставок.

Именно в это время завязывается дружба Шишкина с Иваном Николаевичем Крамским – идеологом и руководителем передвижников. Хорошие отношения были и с И. Е. Репиным, Константином Апполоновичем Савицким, еще с училища был знаком с В. Г. Перовым, …

4. “Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось”, - говорил И. И. Шишкин.

Художник избрал то одно, что ему больше всего нравилось. Это был свой, пусть малый, но неповторимый уголок земли, откуда все и началось. Для Шишкина этим уголком была Елабуга. И все его творчество всецело было связано с родным камским краем.

Ребята, какие картины этого художника вы знаете?

(дети называют картины И. И. Шишкина, затем показать те, которые не назвали)

Итак, время шло неумолимо вперед. Художник считал, что живопись требует полной отдачи и следовал этому принципу всю жизнь. Какими были последние годы жизни художника?

Шишкин был прирожденным семьянином, самым нежным, любящим отцом. Вдали от своей семьи ему плохо работалось, он всегда за них переживал. 6 лет совместной жизни с Евгенией Александровной (Васильевой) были спокойны и продуктивны для Ивана Ивановича и в творчестве. Но наступили тяжелые времена, умирает брат жены, затем она сама и два малолетних сына. Шишкин один растит дочь Лидию. Была у Ивана Ивановича еще одна дочь – Ксения от брака с Ольгой Антоновной, его ученицей. Но Ольга Антоновна скоропостижно умирает, оставив у него на руках маленькую дочь.

Шли годы, художник стал часто болеть, реже ходить в мастерскую в Академию, больше оставаться дома. Последние годы жизни были довольно трудными для художника. Несмотря на тяжелую болезнь, он очень много работает. Открываются его персональные выставки, выпускает “Альбом русской живописи”. Как бы предчувствуя свой уход из жизни, И. И. Шишкин спешит написать главную картину, картину-завещание “Корабельная роща”.

В 1898 год он вступил с новыми планами – он замыслил картину о Родине. И даже название ей придумал - “Краснолесье”. Выполнил композиционные наброски и эскизы, проработал этюды и подготовил холст. Утром 8 марта он пришел в мастерскую и приступил к работе. Ему помогал его ученик – алтаец Гуркин. В 11-м часу Иван Иванович углем чертил на новом полоне новый этюд. Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как бы зевнул, затем, после двух тяжелых вздохов, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углем опустилась на колени. Немедленно прибывший врач констатировал смерть от разрыва сердца (покойный уже давно страдал пороком сердца).

В среду, 11 марта, состоялось отпевание и погребение тела Ивана Ивановича. Накануне тело было перенесено из квартиры в церковь Императорской Академии художеств и гроб был установлен на невысоком катафалке, обитом золотой парчой. Похоронили художника на Смоленском кладбище в Петербурге, недалеко от церкви Св. Троицы, рядом с могилою художника А. Д. Кившенко.

Дополнение: В 30-е годы XX века его прах был перенесен на кладбище Александровской лавры в Некрополь выдающихся деятелей искусства XIX–XX столетий. (показать памятник) Умер Шишкин точно так, как пожелал себе, отвечая “Петербургской газете”: “Безболезненно и спокойно, моментально”.

Короток наш век на земле и мало кому удается оставить о себе такой яркий, зримый след, как это сделал Иван Иванович Шишкин. Мало, кто не знает этого художника, Шишкин – наш земляк и по сей день в Елабуге чтут память о знаменитом художнике. Одна из улиц города носит его имя. В городе действует детская художественная школа имени И.И. Шишкина.

25 июля 1975 г. состоялось торжественное открытие мемориального дома-музея И.И. Шишкина.

3 октября 1991 г. состоялось открытие памятника художника. Авторский коллектив: скульптор Ю.Г. Орехов, архитекторы А.В. Степанов, С.Н. Куприянов. Он стоит на высоком постаменте, устремив свой взгляд вдаль, на прекрасный ландшафт, который вдохновил его на создание своих картин. В левой руке крепко держит кисти, а в правой – придерживает раму, словно обдумывая сюжет нового произведения. Постамент кольцом опоясывают бронзовые копии его картин, изображающих лесную речку, сосновый бор, веселое медвежье семейство. На открытие памятника приезжала из Москвы внучатая племянница Елена Владимировна Кузнецова. То, что первый памятник живописцу поставлен на его Родине, очень символично. Это символ любви, это благодарная память потомков.

Конечно, это замечательно, что елабужане так бережно и свято чтут память о своем земляке, потому что творческий подвиг художника сохранится для их потомства. И благодаря усилиям каждого поколения елабужан, этого художника никогда не забудут никогда.

В 1997 г. в Елабугу приезжал правнук Николай Борисович Ридингер. Его дочь Лидия вышла замуж за немецкого барона Бориса Николаевича Ридингера. В 1998 г. Николай Борисович принимал участие в мероприятиях, посвященных 100-летию со дня смерти И.И. Шишкина.

Заключение: За свою короткую жизнь (66 лет) Иван Иванович создал больше 500 живописных полотен, рисунков, офортов. Самые большие коллекции его работ находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее в Петербурге, в Киевском музее живописи, во всех столичных картинных галереях, в Казани, Перми, Новгороде, Сарапуле. Шишкин писал для людей и создавал искусство, обращенное к человеку. Вот почему народ отвечал и отвечает ему любовью.

Сбылись пророческие слова В. М. Васнецова, обращенные к И. И. Шишкину: “Корни ваши так глубоко и крепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать”.

Дети решают кроссворд.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

"Воинский долг"

Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....

19 11 2019 23:19:16

"Архитектура Древнего Рима". 8-й класс

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....

18 11 2019 18:51:26

Проектная деятельность как средство формирования информационных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания в 6–9-м классах

Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....

17 11 2019 13:57:42

Урок по избирательному праву «Мой выбор»

Урок « Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....

16 11 2019 3:15:12

Урок-представление по истории в 11-м классе. Тема: "Защита десятилетия"

Урок–представление « Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая характеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны. ...

15 11 2019 18:33:12

Урок истории России "Окончание Смутного времени. Второе ополчение и освобождение России". 7-й класс

Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....

14 11 2019 13:55:24

Использование наглядности и ИКТ в работе с терминами на уроках истории

В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии " Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением И К Т. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий характер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в практической деятельности....

13 11 2019 21:23:41

План-конспект дистанционного урока по теме "Восточные славяне в древности". 10-й класс

В ходе урока дается характеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....

12 11 2019 16:34:42

Мультимедийная презентация на уроках истории

Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме " Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

11 11 2019 22:37:21

Урок обществознания по теме "Самопознание". 10-й класс

Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....

10 11 2019 19:54:33

Заседание клуба "Россияне" по теме "Песня тоже была солдатом"

В плане деятельности школьного клуба « Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....

09 11 2019 7:54:42

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность морально-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....

08 11 2019 11:43:34

Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории

В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...

07 11 2019 19:22:31

Русская армия в 1700–1917 гг. (адаптированная программа по истории для 10-х классов гуманитарного профиля)

Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения. ...

06 11 2019 10:29:37

Сценарий урока-исследования в 6-м классе на тему "Роль исторической личности в развитии древнерусского государства"

Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др. ...

05 11 2019 12:19:10

Урок обществознания по теме "Семья". 6-й класс

Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....

04 11 2019 13:46:55

Н.И. Новиков - ревнитель русского просвещения

Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н. И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....

03 11 2019 20:40:19

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

02 11 2019 11:26:43

Урок истории по теме "Использование современных информационных технологий в научно-поисковой работе учащихся (на примере темы школьной программы "Гражданская война в России. 1917–1922 гг.")". 11-й класс

Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....

01 11 2019 3:23:21

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

31 10 2019 8:14:15

Русско-японская война 1904–1905 гг.

Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке Т С О повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....

30 10 2019 19:31:59

Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс

Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....

29 10 2019 11:54:43

Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

28 10 2019 23:44:55

Формирование правового самосознания членов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....

27 10 2019 9:17:25

Тоталитарные режимы в 30-е гг. XX века: Италия, Германия, Испания

Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. Х Х в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....

26 10 2019 23:43:34

Народные традиции убранства донского куреня. Быт XVI–XVII веков

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...

25 10 2019 23:21:21

Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры

В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием « Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....

24 10 2019 21:14:52

Внеклассное мероприятие по истории для 5-го класса "Великолепная семерка"

Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира. ...

23 10 2019 2:38:18

Отечественная война 1812 г. в Калужском крае

В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина « Калуга в войне 1812 года» с презентацией....

22 10 2019 18:45:32

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К. Бальмонта), поэтов-акмеистов ( Н. Гумилев), поэтов-футуристов ( И. Северянин, А. Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов ( М. Врубель, К. Петров- Водкин, М. Шагал, В. Кандинский, П. Филонов). ...

21 10 2019 23:13:37

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

20 10 2019 2:55:58

Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой половине XIX века"

Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....

19 10 2019 2:29:53

Урок истории по теме "Культура Киевской Руси. Православная церковь Киевской Руси". 6-й класс

Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....

18 10 2019 18:28:38

Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии

Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...

17 10 2019 16:49:46

Игра "Край, в котором я живу"

Игра по истории Ханты- Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории Х М А О, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу " Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....

16 10 2019 0:47:29

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса « Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов « Обществознание» и « Право» в 9−11-х классах....

15 10 2019 12:46:40

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"

Методическая разработка занятия археологического кружка по теме " Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и М Х К, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению практическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

14 10 2019 17:41:45

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....

13 10 2019 14:45:23

Мультимедийный урок по теме "Обобщение опыта работы военно-патриотического клуба «Родина»"

Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...

12 10 2019 18:34:58

Урок мужества "Афганская война"

Урок мужества " Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....

11 10 2019 5:33:12

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско- Прусского государства. Дается характеристика отношений России и Бранденбургско- Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

10 10 2019 18:39:57

Программа "Отечество"

Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....

09 10 2019 17:44:27

Формирование субъективной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках истории

В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....

08 10 2019 14:33:46

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ

Х ХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....

07 10 2019 4:18:35

Урок истории на тему "Крещение Руси"

Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...

06 10 2019 21:18:22

Урок "Государство благоденствия". Страны Европы и США во второй половине ХХ века (11-й класс)

Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д. Кейнсу, К. Мюрдалю, Д. Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей " Модели цивилизационного развития". ...

05 10 2019 7:44:58

Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Процессы интеграции в современном мире"

При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....

04 10 2019 22:31:39

Урок по технологии развития критического мышления в форме дебатов "Советско-германский пакт о ненападении — успех советской внешней политики"

Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов команды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Команды состоят из трёх человек. Одна команда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...

03 10 2019 15:10:25

Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе

Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....

02 10 2019 21:48:49

Урок — речевая театрализованная игра с элементами конкурса по истории Древнего мира

Урок в 5-м классе по теме " Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...

01 10 2019 21:59:23

Сибирское купечество: вклад в развитие экономики и культуры региона. 9-й класс

Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....

30 09 2019 22:47:52

Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 1960 – середине 1980 гг.

Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...

29 09 2019 21:34:37

Конспект урока обществознания "Человек в политической жизни". 11-й класс

Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, вырабатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....

28 09 2019 5:15:10

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

Урок проводится с использованием И К Т. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

27 09 2019 23:25:18

Виртуальная экскурсия «Воздушные амазонки»

Внеклассное мероприятие о 46-м гвардейском полку ночных бомбардировщиков, единственном в мире, полностью состоящем из женщин. Средства виртуальной экскурсии показывают героизм девушек и привлекают подростков....

26 09 2019 11:21:27

Исторический практикум Русь IX–XV веков. Новые задания части В в ЕГЭ по истории

В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии Е Г Э по истории 2013 года....

25 09 2019 17:36:11

Начало реформации в Германии

Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....

24 09 2019 17:32:33

Урок по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

Урок соответствует Ф Г О С. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....

23 09 2019 7:14:33

Необходимость использования ИКТ в преподавании истории

Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования И К Т не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....

22 09 2019 15:59:22

Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента

Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....

21 09 2019 10:52:22

Практическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе" по обществознанию в 11-м классе (блок "Социология")

Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности. ...

20 09 2019 16:49:10

Россия на современном этапе: 1999–2007

Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....

19 09 2019 13:43:35

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

18 09 2019 2:56:41

Интерактивная историческая игра "Знатоки российской символики"

Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики Р Ф....

17 09 2019 2:54:56

Литературно–музыкальная композиция к 450–летию г. Астрахани "Мой город над Волгой–рекой…"

Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астрахани. ...

16 09 2019 6:28:17

Урок истории в 4-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Смутное время. Спасители земли Русской"

Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует пространственное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...

15 09 2019 15:15:43

"Виртуальное путешествие в храм". Информационные ресурсы на уроках обществознания в 8-м классе

Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....

14 09 2019 15:51:16

Научно-техническая революция 1960-х годов: за и против

В статье представлен урок-игра, на котором учащиеся знакомятся с важнейшими победами и успехами Н Т Р; а также формируются знания о последствиях Н Т Р для людей – загрязнение среды и т.д....

13 09 2019 3:16:20

Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе "О чем может рассказать герб?"

Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме " Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме " Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...

12 09 2019 14:48:19

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

11 09 2019 20:19:12

Патриоты России

Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся. ...

10 09 2019 2:54:52

Северо-Восточная Русь в XII – начале XIII в.

Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро- Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать характер деятельности князей....

09 09 2019 2:31:36

Урок обществоведения в 9-м классе на тему "Голосование, выборы, референдум"

На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....

08 09 2019 14:36:32

Историческая игра "Листая страницы Смутного времени"

Игра проходит в рамках " Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке " Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к Е Г Э....

07 09 2019 5:41:26

"Российская цивилизация". Урок обществознания в 11-м классе

На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....

06 09 2019 4:55:45

Урок истории на тему "Политическая система СССР в 1930-е гг.". 9-й класс

Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....

05 09 2019 7:37:50

Психологический климат в семье

Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....

04 09 2019 0:20:41

Формирование патриотизма на материале истории в рамках компетентностного подхода

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе С П О является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....

03 09 2019 3:26:48

Познавательная игра "Знатоки истории". 10-й класс

Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....

02 09 2019 8:56:36

Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Киевская Русь"

Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме " Киевская Русь"....

01 09 2019 13:49:45

Многонациональная викторина

« Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме « Нации и межнациональные отношения». Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

31 08 2019 14:55:39

История Древнего мира. "В городе богини Афины (или кого считать ослом)". 5-й класс

Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....

30 08 2019 10:11:11

Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

29 08 2019 23:42:37

Интегрированный урок по теме "Священная война"

Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение В О В на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....

28 08 2019 10:54:19

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

27 08 2019 18:13:14

Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"

Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...

26 08 2019 11:29:41

"Избирательное право"

Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интерактивные методы: игра « Выборы»; тестирование. ...

25 08 2019 6:29:52

М.М. Сперанский и его реформы

Урок проводится как лабораторно-практическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...

24 08 2019 21:36:18

"Кубанцы в годы Великой Отечественной войны" (урок-экскурсия)

Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....

23 08 2019 16:53:15

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), рекомендованной М О и науки Р Ф ( М.: Просвещение, 2007). ...

22 08 2019 4:31:55

Исторические личности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е. Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....

21 08 2019 22:11:50

Многонациональная викторина

« Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме « Нации и межнациональные отношения». Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

20 08 2019 12:33:52

Коми край начала XX века в исследованиях Питирима Сорокина. 10-й класс

Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П. А. в исследовании истории Коми края....

19 08 2019 12:32:34

Интегрированный урок (история + ИЗО) "Над Русью бьют колокола"

Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....

18 08 2019 2:53:29

Урок обобщения "Древний Восток". 5-й класс

Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу « Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории. ...

17 08 2019 6:41:32

Урок по теме "Путешествие Микитки в Москву Ивана Грозного"

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....

16 08 2019 9:14:52

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

15 08 2019 0:27:22

Правовая игра "Конституция — основной закон государства"

Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...

14 08 2019 20:22:48

Урок обществознания по теме "Ты и твои товарищи". 7-й класс

Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....

13 08 2019 0:56:42

Открытый урок истории на тему "Социально-экономическое развитие пореформенной России"

В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....

12 08 2019 3:16:13

Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади

Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....

11 08 2019 1:12:14

План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»

Данное занятие является комбинированным уроком-практикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....

10 08 2019 20:38:38

Урок по праву на тему "Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности". 11-й класс

Предмет « Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на практике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы « Собственность», « Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....

09 08 2019 17:15:11

Конституция Российской Федерации — основной закон государства (урок обществознания в 9-м классе)

Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию Р Ф 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....

08 08 2019 4:19:54

"Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс

Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе « Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....

07 08 2019 14:33:35

Мир на грани ядерной войны (11-й класс)

Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...

06 08 2019 1:52:39

Урок истории России по теме "Великая Отечественная война: начальный этап". 9-й класс

На уроке ученики работают с картой, атласами и учебником, анализируют документы, учатся соотносить исторические процессы и факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий....

05 08 2019 21:53:57

"Государство на берегах Нила"

Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....

04 08 2019 3:46:20

Урок истории по теме: "Война за независимость. Образование США"

Урок по теме " Война за независимость. Образование С Ш А" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...

03 08 2019 21:47:17

Интегрированное внеклассное мероприятие по информатике и истории "Права человека в современном мире" на тему: "Каждый человек имеет право…"

Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции Р Ф и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её практическое применение. ...

02 08 2019 13:55:23

Сталинградская битва - героическая Волга. 9-й класс

Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею « Волжской- Днепровской флотилий». Проблема урока – « Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....

01 08 2019 14:57:26

Урок истории в 5-м классе по теме "Восток и Греция после Александра Македонского"

Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его смерти....

31 07 2019 17:51:54

Интегрированный урок история + русский язык по теме "Письменность как признак развития цивилизации"

Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. ...

30 07 2019 6:36:59

Интеллектуальная игра-историческое лото "Древний мир". 5-й класс

Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра « Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....

29 07 2019 7:46:19

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

28 07 2019 4:26:42

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

27 07 2019 17:28:35

Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»

Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....

26 07 2019 7:23:28

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

25 07 2019 6:29:15

Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

После изучения раздела " Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя Г О У средней школы № 170 Санкт- Петербурга с учащимися посетили экспозицию " Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт- Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок " Своя игра"....

24 07 2019 11:25:52

Разработка урока «Родной край в XVII веке». 7-й класс

Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....

23 07 2019 14:52:48

Урок повторения и обобщения по истории России с древнейших времен до конца XVII в. Викторина «Своя игра». 10-й класс

Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....

22 07 2019 21:33:45

Контрольная работа по истории России в форме ЕГЭ. 6-й класс

Предлагаются тесты по истории России по теме " Древнерусское государство" в формате Е Г Э . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....

21 07 2019 5:18:37

Урок по истории "Подготовка крестьянской реформы 1861 г."

Урок " Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХI Х века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1 Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....

20 07 2019 2:32:13

Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Московский край в эпоху Смутного времени"

Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса " Историческое краеведение" и учебника В. В. Сухова " История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....

19 07 2019 2:47:50

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформация и укрепление абсолютизма в Европе"

Учебное занятие проводится в форме командной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три команды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...

18 07 2019 6:57:16

Права ребенка

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с " Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....

17 07 2019 22:43:35

Урок истории с использованием информационных технологий

Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....

16 07 2019 10:58:48

Интегрированный урок (английский язык + история) "Our native Land"

Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....

15 07 2019 19:21:18

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему: "Раннее Средневековье: Запад и Восток"

Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...

14 07 2019 22:45:33

"Олимпийские игры в древности". Урок истории в 5-м классе

Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....

13 07 2019 18:26:25

Урок обществознания "Делу — время, потехе — час" (6-й класс)

Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....

12 07 2019 13:21:48

Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

Цели и задачи урока: охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....

11 07 2019 6:31:57

Сценарий учебного занятия "Глобализация общественного развития на рубеже XX–XXI веков"

Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2. ...

10 07 2019 19:37:30

Итоговый урок-конференция по обществознанию "Взгляд в будущее"

Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе « Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....

09 07 2019 21:41:18

Использование элементов метода проектов при преподавании истории Древнего мира

В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....

08 07 2019 16:55:15

Урок-викторина "Русское воинство в IX–XV веках". 6-й класс

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины " Своя игра"....

07 07 2019 20:52:48

Урок обществознания по теме "Мораль"

Урок на тему “ Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....

06 07 2019 8:25:47

Освободительная борьба французского народа. Жанна д'Арк (технология критического мышления через чтение и письмо)

Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д' Арк....

05 07 2019 2:16:58

Люди, события. 1812 год

Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....

04 07 2019 6:12:44

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

03 07 2019 17:52:10

Информационные технологии на уроках истории

После урока учащиеся способны охарактеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века. ...

02 07 2019 1:29:21

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

01 07 2019 19:42:43

"Мастерская мира, мировой извозчик, мировой банкир". 8-й класс

На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....

30 06 2019 18:32:20

Сценарий интегрированного урока "История и сегодняшний день США"

Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме " С Ш А"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....

29 06 2019 4:26:52

Урок-викторина на тему "Государственная символика"

К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....

28 06 2019 8:11:48

Храмовое искусство Киевской Руси

Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....

27 06 2019 10:53:41

Разработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта" с использованием презентации

Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опорных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...

26 06 2019 5:20:56

Иван Грозный: личность и эпоха (урок с использованием инновационных технологий)

Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....

25 06 2019 23:25:12

Разработка курса по выбору по истории Древнего мира "По следам древних людей" с использованием метода проектов

Программа курса по выбору " По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разрабатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...

24 06 2019 22:39:15

"Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс

Урок представляет материал из раздела « Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....

23 06 2019 15:26:58

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.