Лесной богатырь-художник (к 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина)
К 175-летию со дня рождения И. И. Шишкина.
Цели:
1) осветить основные вехи жизни и творчества И. И. Шишкина – “Верстового столба в развитии русского пейзажа” (И. И. Крамской);
2) способствовать расширению кругозора школьников по творчеству великого художника;
3) развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учить работать в группе;
4) воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному городу Елабуга.
Оборудование: слайды с репродукциями картин И. И. Шишкина, кроссворды (22), творческие рисунки учащихся, выставка книг о художнике, плакат с названием темы занятия, портреты И.И. Шишкина, его родителей, Екатерина II, В.М. Бехтерев, Н.А. Дурова, М.И. Цветаева, Д.И. Стахеев…
План занятия:
- Семья Шишкиных.
- Детство знаменитого живописца.
- Юношеские годы и начало творческого пути.
- И. И. Шишкин – “певец” родной природы.
- Последние годы жизни. Конец творческого пути.
- И. И. Шишкин – почетный гражданин Елабуги.
Ход мероприятия
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые наши гости!
Мы все с вами живем в удивительном городе, которому в 2007 г. исполняется 1000 лет. Не многим городам выпала честь иметь столь древнюю историю. Мы должны ее знать и гордиться ею.
Не забывай свое Отечество
Как самого себя люби.
Старинный город наш купеческий
Навеки в сердце сбереги.
С историей Елабуги связаны имена многих известных людей.
Вы сейчас мне их сами и назовете:
Врач-психоневролог, ученый, родился в с. Сарали. (В. М. Бехтерев)
Она переименовала село Трехсвятское в город Елабуга. (Екатерина II)
Она бала знакома с М. И. Кутузовым, вела переписку с А. С. Пушкиным, она – российская Жанна д,Арк. (Н. А. Дурова)
Поэт Cеребряного века, 10 дней в годы войны провела в Елабуге. 31 августа 1941 г. она трагически ушла из жизни. (М. И. Цветаева)
Елабужские купеческие династии, прославившиеся своей благотворительностью и меценатством. (Стахеевы, Гирбасовы, Чернов, Ушковы, Шишкины…)
А еще в нашей Елабуге
Шишкин знаменитый
Он рисовал природу
Ему памятник открытый.
Сегодня наше музейное занятие мы посвящаем именно этому великому художнику, Ивану Ивановичу Шишкину. 25 января 2007 г. елабужане будут отмечать 175 лет со дня его рождения. (1832 г. ) Его называли “лесным богатырем”, “царем лесов”, “человек-школа”, “верстовой столб в развитии русского пейзажа”…
1. Яркую страницу в историю Елабуги вписала купеческая семья Шишкиных, в которой родился будущий художник.
А сейчас слово предоставляется 1 группе, которая готовила сообщение о семье Шишкиных.
1-й: Род Шишкиных происходит из числа старожилов села Трехсвятского. Прадед Ивана Ивановича Афанасий Дмитриевич занимался крестьянским трудом, слыл медных и серебряных дел мастером, имел прозвище Серебряников. Дед будущего художника, Василий Афанасьевич, из крестьян перешел в купечество. Серебряное мастерство он оставил, но выучился отливать церковные колокола, выпускал стенные часы, был хорошим оружейным мастером.
2-й: Его сын, Иван Васильевич, был женат на Дарье Романовне. Иван Васильевич был вначале купцом 2-ц гильдии, а затем 3-й гильдии, в конце жизни перешел в мещанское сословие. Он был человеком широких и разносторонних интересов, увлекался техникой, историей, литературой. Занимался также хлебной торговлей, но постепенно его коммерческие дела шли на убыль. Мать художника, Дарья Романовна, была женщиной строгой, набожной. Она следила за соблюдением семейных праздников и обычаев, связанных с христианской религией. В семье Шишкиных было 6 детей: Николой, Иван, Ольга, Екатерина, Александра и Анна.
3-й: В семье была велика тяга к культуре, в доме находилась большая библиотека, имелись картины, рояль, физгармония, гитара. Музыку любили все, а старший сын Николай хорошо играл на гитаре, пел, сочинял музыку. Традиционными в доме были семейные чтения. Вслух читали произведения Л. Н. Толстого, Н. Гоголя. Увлекались поэзией, особенно любили стихи М. Ю. Лермонтова. Сестры будущего художника под чутким руководством Дарьи Романовны, занимались рукоделием.
А еще, ребята, чем знаменит Иван Васильевич, отец художника?
- построил первый водопровод в городе;
- отреставрировал Чертово городище
- был городским головою;
- написал “Историю города Елабуги”;
- занимался археологией, организовал раскопки Ананьинского могильника, а сын Иван нарисовал картину “Ананьинский могильник”. (показать)
2. 2 группа расскажет нам как провел свое детство будущий художник.
1-й: Родился Иван Иванович 25 января 1832 г. Мальчик родился в тот январский день, когда его отец, провалившийся на Каме в полынью, лежал в горячке и почти умирал. Назвали малыша Иваном, чтоб не потерять отца – Ивана из семьи. Ваня рос любознательным ребенком и много времени проводил в обществе отца, который первым оказал большое влияние на развитие своего сына, его увлечение рисованием. “Ваничка” - так ласково звал отец сына. Иван редко участвовал в развлечениях семьи. Не любил ходить в гости, принимать участие в семейных торжествах. Запираясь у себя в комнате наверху, он занимался своим любимым делом – рисованием, которое стало смыслом всей его жизни.
Мальчик любил целыми днями бродить по окрестностям Елабуги. Через Чертово городище уходил он на Красную горку, бывало перебирался через реку и добирался до дачи купцов Стахеевых. Приходил к Святому ключу, а потом отправлялся в Афанасовскую рощу. Только затемно возвращался он домой, тихо ужинал и запирался в своей комнате. Ваня постоянно тянулся к книгам карандашу и бумаге. Родители не поощряли его занятий, они хотели, чтобы сын был купцом и продолжил семейные традиции. Ну, а когда в доме случился пожар, Дарья Романовна первым делом приказала вынести книги, рукописи мужа, рисунки и тетради младшего сына. Спасла, хоть и мечтала Ваню отучить от рисования.
2-й: На рисунки он изводил всю бумагу в доме. Разрисовывал заборы, малевал на стенах. “Уйми ты его, - жаловались соседи отцу, - а то скоро и до соборной ограды доберется. Греха не оберешься”. Иван Васильевич хмурился, покачивал головой, и как бы успокаивая себя, говорил сыну: “…Рисовать надо все же на бумаге… Хочешь, подарю тебе, карандаш? Ах ты, мазилка, мазилка!. . . ” А когда отец увидел, как рисует сын карандашом, то сказал: “Ну, Ванюша, подарю я тебе краски”.
Да, действительно, ребята, отучить юного художника от рисования никто был не в силах.
3. Где учился молодой Шишкин, где получил образование? Об этом нам расскажет 3 группа.
1-й: В 1844 г. – отец повез сына в Казанскую гимназию. Однако, учеба казалась ему скучной, нестерпимой и возвратясь на лето в 1848 г. домой, заявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не делаться чиновником, чего он боялся всю жизнь.
2-й: В 1851 г. из Москвы в Елабугу приехали художники расписывать иконостас в соборной церкви. Иван познакомился с иконописцем Осокиным, который очень много рассказывал ему о Московском училище живописи и ваяния. Когда выяснилось, что Иван хочет быть художником, все домашние его уговаривали, но Иван стоял на своем.
В 1852 г. Иван Шишкин со своим родственником, мужем родной сестры Дмитрием Ивановичем Стахеевым едет в Москву поступать в училище, где проучился 4 года.
3-й: В 1856 г. Шишкин переехал из Москвы в Петербург и вскоре поступил в Академию художеств. В Академии его занятия шли успешно. Он работает в окрестностях Петербурга, в деревне Дубки, на острове Валаам. Золотыми и серебряными медалями были отмечены успехи молодого пейзажиста.
4-й: Блестяще окончив Академию, в 1860 г. Шишкин получает право на заграничную комaндировку. Но художник не спешит в чужие края. Он отправляется в Елабугу и только в апреле 1862 г. уезжает за границу. Живет в Германии и Швейцарии, много учится и работает. За картину “Вид в окрестностях Дюссельдорфа” получает звание академика.
5-й: В 1865 г. , через 3 года, Иван Иванович возвращается в Россию. Сразу же он входит в круг передовых русских художников, который в дальнейшем объединился в Товарищество передвижных художественных выставок.
Именно в это время завязывается дружба Шишкина с Иваном Николаевичем Крамским – идеологом и руководителем передвижников. Хорошие отношения были и с И. Е. Репиным, Константином Апполоновичем Савицким, еще с училища был знаком с В. Г. Перовым, …
4. “Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось”, - говорил И. И. Шишкин.
Художник избрал то одно, что ему больше всего нравилось. Это был свой, пусть малый, но неповторимый уголок земли, откуда все и началось. Для Шишкина этим уголком была Елабуга. И все его творчество всецело было связано с родным камским краем.
Ребята, какие картины этого художника вы знаете?
(дети называют картины И. И. Шишкина, затем показать те, которые не назвали)
Итак, время шло неумолимо вперед. Художник считал, что живопись требует полной отдачи и следовал этому принципу всю жизнь. Какими были последние годы жизни художника?
Шишкин был прирожденным семьянином, самым нежным, любящим отцом. Вдали от своей семьи ему плохо работалось, он всегда за них переживал. 6 лет совместной жизни с Евгенией Александровной (Васильевой) были спокойны и продуктивны для Ивана Ивановича и в творчестве. Но наступили тяжелые времена, умирает брат жены, затем она сама и два малолетних сына. Шишкин один растит дочь Лидию. Была у Ивана Ивановича еще одна дочь – Ксения от бpaка с Ольгой Антоновной, его ученицей. Но Ольга Антоновна скоропостижно умирает, оставив у него на руках маленькую дочь.
Шли годы, художник стал часто болеть, реже ходить в мастерскую в Академию, больше оставаться дома. Последние годы жизни были довольно трудными для художника. Несмотря на тяжелую болезнь, он очень много работает. Открываются его персональные выставки, выпускает “Альбом русской живописи”. Как бы предчувствуя свой уход из жизни, И. И. Шишкин спешит написать главную картину, картину-завещание “Корабельная роща”.
В 1898 год он вступил с новыми планами – он замыслил картину о Родине. И даже название ей придумал - “Краснолесье”. Выполнил композиционные наброски и эскизы, проработал этюды и подготовил холст. Утром 8 марта он пришел в мастерскую и приступил к работе. Ему помогал его ученик – алтаец Гуркин. В 11-м часу Иван Иванович углем чертил на новом полоне новый этюд. Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как бы зевнул, затем, после двух тяжелых вздохов, голова его беспомощно опустилась на гpyдь, а правая рука с углем опустилась на колени. Немедленно прибывший врач констатировал cмepть от разрыва сердца (покойный уже давно страдал пороком сердца).
В среду, 11 марта, состоялось отпевание и погребение тела Ивана Ивановича. Накануне тело было перенесено из квартиры в церковь Императорской Академии художеств и гроб был установлен на невысоком катафалке, обитом золотой парчой. Похоронили художника на Смоленском кладбище в Петербурге, недалеко от церкви Св. Троицы, рядом с могилою художника А. Д. Кившенко.
Дополнение: В 30-е годы XX века его прах был перенесен на кладбище Александровской лавры в Некрополь выдающихся деятелей искусства XIX–XX столетий. (показать памятник) Умер Шишкин точно так, как пожелал себе, отвечая “Петербургской газете”: “Безболезненно и спокойно, моментально”.
Короток наш век на земле и мало кому удается оставить о себе такой яркий, зримый след, как это сделал Иван Иванович Шишкин. Мало, кто не знает этого художника, Шишкин – наш земляк и по сей день в Елабуге чтут память о знаменитом художнике. Одна из улиц города носит его имя. В городе действует детская художественная школа имени И.И. Шишкина.
25 июля 1975 г. состоялось торжественное открытие мемориального дома-музея И.И. Шишкина.
3 октября 1991 г. состоялось открытие памятника художника. Авторский коллектив: скульптор Ю.Г. Орехов, архитекторы А.В. Степанов, С.Н. Куприянов. Он стоит на высоком постаменте, устремив свой взгляд вдаль, на прекрасный ландшафт, который вдохновил его на создание своих картин. В левой руке крепко держит кисти, а в правой – придерживает раму, словно обдумывая сюжет нового произведения. Постамент кольцом опоясывают бронзовые копии его картин, изображающих лесную речку, сосновый бор, веселое медвежье семейство. На открытие памятника приезжала из Москвы внучатая племянница Елена Владимировна Кузнецова. То, что первый памятник живописцу поставлен на его Родине, очень символично. Это символ любви, это благодарная память потомков.
Конечно, это замечательно, что елабужане так бережно и свято чтут память о своем земляке, потому что творческий подвиг художника сохранится для их потомства. И благодаря усилиям каждого поколения елабужан, этого художника никогда не забудут никогда.
В 1997 г. в Елабугу приезжал правнук Николай Борисович Ридингер. Его дочь Лидия вышла замуж за немецкого барона Бориса Николаевича Ридингера. В 1998 г. Николай Борисович принимал участие в мероприятиях, посвященных 100-летию со дня cмepти И.И. Шишкина.
Заключение: За свою короткую жизнь (66 лет) Иван Иванович создал больше 500 живописных полотен, рисунков, офортов. Самые большие коллекции его работ находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее в Петербурге, в Киевском музее живописи, во всех столичных картинных галереях, в Казани, Перми, Новгороде, Сарапуле. Шишкин писал для людей и создавал искусство, обращенное к человеку. Вот почему народ отвечал и отвечает ему любовью.
Сбылись пророческие слова В. М. Васнецова, обращенные к И. И. Шишкину: “Корни ваши так глубоко и крепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать”.
Дети решают кроссворд.
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
27 03 2024 19:30:11
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
26 03 2024 3:27:21
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
25 03 2024 17:32:55
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание. ...
24 03 2024 9:51:50
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России. ...
23 03 2024 1:40:26
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
22 03 2024 7:45:30
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем. ...
21 03 2024 14:59:54
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
20 03 2024 11:27:35
Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
19 03 2024 16:10:31
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...
18 03 2024 22:21:33
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
17 03 2024 6:29:48
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
16 03 2024 8:58:27
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
15 03 2024 20:56:28
Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
14 03 2024 13:42:32
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
13 03 2024 3:52:38
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
12 03 2024 4:14:21
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
11 03 2024 5:31:29
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
10 03 2024 22:31:24
Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края; воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....
09 03 2024 1:51:53
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
08 03 2024 8:57:43
Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
07 03 2024 1:43:45
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
06 03 2024 19:54:13
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
05 03 2024 3:24:33
Урок "Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А.И. Кравченко "Обществознание. 8-й класс" с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде. ...
04 03 2024 4:41:46
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии». ...
03 03 2024 18:21:57
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
02 03 2024 0:35:14
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
01 03 2024 1:43:59
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...
29 02 2024 19:52:40
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...
28 02 2024 13:45:59
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...
27 02 2024 13:23:11
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века". ...
26 02 2024 13:58:20
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
25 02 2024 18:55:10
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
24 02 2024 5:45:30
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
23 02 2024 4:16:16
Форма урока позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию....
22 02 2024 6:35:45
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
21 02 2024 14:38:53
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
20 02 2024 5:41:21
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме. ...
19 02 2024 3:32:50
Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....
18 02 2024 4:17:59
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
17 02 2024 9:59:37
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
16 02 2024 5:23:22
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...
15 02 2024 5:35:39
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
14 02 2024 10:17:41
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
13 02 2024 4:41:34
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
12 02 2024 2:46:34
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
11 02 2024 0:42:44
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
10 02 2024 11:12:34
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
09 02 2024 23:27:57
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p> ...
08 02 2024 18:53:47
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина». Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
07 02 2024 14:16:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::