Урок истории России в 11-м классе на тему: "Правление Александра I (1801—1825 гг.)"
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать уже имеющиеся у учащихся знания о периоде правления Александра I, смоделировать альтернативы развития России.
- Продолжить работу по формированию у обучающихся навыков работы с первоисточниками, умение анализировать полученный материал, делать выводы, умение донести до аудитории итог своей работы.
- Воспитывать чувство ответственности, критического отношения к себе.
Оборудование урока:
Столы расставлены в форме буквы “П”.
На доске – тема урока и эпиграф: “Александр был задачею для современников: едва ли он будет разгадан и потомством” (Н. Греч).
Для работы с наглядностью – рисунок:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС —>
План урока:
1. Правление Александра I. Возможности и результаты.
2. Оценка правления Александра I. Работа с документом.
Учитель. Сегодня наш урок посвящен периоду истории России, который до сих пор неоднозначно оценивается историками. Используя наши знания, мы попытаемся дать оценку правления Александра I и определить возможные альтернативы развития страны в правление этого императора.
Последовательность событий, которые сменяют друг друга и являются результатом деятельности многих поколений людей, мы называем историческим процессом. В его основе лежат исторические факты, явления общественной жизни. Исторический процесс складывается из поступков отдельных личностей, действий объединений людей и деятельности народных масс.
Общество всегда находится в непрерывном развитии и изменении. Скорость этих изменений и развитие каждой страны индивидуально. Вместе с тем все они принадлежат единому историческому движению.
Что же представляла собой Россия в начале XIX века? Из чего складывался ее исторический путь?
Выступление группы учащихся с сообщением о развитии России в начале XIX века. В ходе рассказа на доске появляется следующая аппликация:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС —> |
На камень прикрепляются таблички: САМОДЕРЖАВИЕ, СОСЛОВИЯ, КРЕПОСТНОЕ ПРАВО.
Учитель. Самодержавная Россия, с ее культурными традициями жизни народа, все больше вступала в противоречия с европейскими идеями о свободе личности, деятельности государства как гаранта свобод, закрепленных законом.
Давайте вспомним из курса обществознания два способа ускорения общественного прогресса (реформы, революции).
Чтобы ликвидировать отставание России были необходимы либо реформы (молот на аппликации), либо революционный взрыв (огонь).
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС —> |
Для того чтобы не потерять политический престиж и шагать в ногу с Европой, Россия должна была принять идеи либерализма.
Как это сделать? Какой способ ускорения общественного процесса выбрать? Эта нелегкая задача встала перед Александром I.
Рассказ учеников об императоре, деятельности М. Сперанского и А. Аpaкчеева.
Учитель. Событие, которое окончательно определило позицию Александра I по отношению к либерализму и самодержавию – Отечественная война 1812 г. Особую роль в ней сыграло российское крестьянство.
Учащиеся раскрывают роль крестьянства в Отечественной войне, знакомят с надеждами на изменения жизни после войны.
Учитель. Острота крестьянского вопроса в России (сохранение крепостного права, политическое и гражданское бесправие крестьян) не могли оставить равнодушными думающих и образованных людей. Участники заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. могли воочию убедиться в достоинствах либеральных преобразований. Одним из главных действующих лиц этих изменений в Европе был Наполеон.
Ученики рассказывают о реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г.
Учитель. К концу царствования Александра I надежды на осуществление реформ “сверху” растаяли. На смену идеала реформ приходит революционный либерализм (изображение молота на доске перечеркивается).
Учащиеся представляют движение декабристов и альтернативы возможного развития России в случае их успеха.
Учитель. Выступление декабристов стало примером гражданского мужества и самоотверженности. Их поражение и разгром восстания Черниговского полка сделали невозможным использование революционного пути в России для преодоления политических и экономических противоречий (перечеркивается изображение взрыва).
Что остается? Какой путь теперь изберет Россия?
Ученики отвечают, что сохранится все в традициях российской жизни. На доску к аппликации прикрепляется рисунок мужика, тянущего камень за собой.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС —> |
Учитель. Самодержавие ориентируется на сохранение традиционных ценностей, на идеи консерватизма. Трижды Россия могла изменить ход своего развития (успешность реформ М. Сперанского, по итогам войны 1812 г., при успехе выступления декабристов). А в итоге в 1826 г. начинается эпоха николаевской реакции.
Как оценить правление Александра I?
Работа с документами.
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ О ЦАРСТВОВАНИИ АЛЕКСАНДРА I.
Н.И.ГРЕЧ.
“Вступление на престол императора Александра было самое благодатное: он прекратил царство ужаса, уничтожил Тайную канцелярию, восстановил права Сената, дворянства и человечества, отменил строгую и, разумеется, нелепую и бестолковую ценсуру. Россия отдохнула. Но образ вступления на престол оставил в душ: Александра невыносимую тяжесть, с которой он пошел в могилу.
Александр был задачей для современников: едва ли будет он разгадан и потомством. Природа одарила его добрым сердцем, светлым умом, но не дала ему самостоятельности хаpaктера, и слабость эта, по странному противоречию, превращалась в упрямство. Он был добр, но притом злопамятен; не казнил людей, а преследовал их медленно со всеми наружными знаками благоволения и милости; о нем говорили, что он употрeблял кнут на вате.
Император Александр, рожденный со всеми прекрасными дарами природы, наружными и внутренними, явился в свет в самое для него благоприятное время, когда Россия молила Бога о даровании достойного наследника престолу Екатерины. Бог и природа сделали для него все: люди извратили и испортили все, что могли”.
В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ.
“…Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.
В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности… Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили”.
А.В.ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ.
“Царствование Александра представляет собой единый в своей внутренней сущности процесс. Деление его на два или больше периодов, различных по содержанию приходящихся на каждый из них мероприятий, должно быть отброшено…
Правительство Александра было правительством крепостников, и Россия к концу его царствования в основе своего социально-экономического и политического строя оставалась такой же крепостнической монархией, кокой она была и в 1801 г. Царь осуществлял интересы крепостников, а для этого нужно было идти не вслед за стихийной буржуазной эволюцией страны, а, напротив, препятствовать этой эволюции, задерживать ее, применяя меры, которые нельзя квалифицировать иначе, как реакционные. Поэтому в основе своей политика Александра была столь же реакционна, как политика Павла”.
Вопросы к документам:
- С чьим мнением вы склонны согласиться?
- Приведите факты, которые подтверждают вашу точку зрения и мнение историка.
Обсуждение документов, подведение итогов урока.
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
18 03 2024 18:20:58
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
17 03 2024 15:48:34
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
16 03 2024 22:41:18
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
15 03 2024 16:44:19
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
14 03 2024 4:40:55
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
13 03 2024 15:46:35
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
12 03 2024 23:20:13
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
11 03 2024 19:50:48
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
10 03 2024 19:50:35
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...
09 03 2024 2:25:48
Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интеpaктивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания. ...
08 03 2024 2:11:23
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...
07 03 2024 19:26:46
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
06 03 2024 20:13:38
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
05 03 2024 5:53:42
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
04 03 2024 23:42:24
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....
03 03 2024 3:12:38
Цель урока – систематизировать знания учащихся по истории и культуре стран Древнего Востока, повысить интерес школьников к предмету. Путешествие в таинственный и загадочный мир древних цивилизаций проходит по станциям, на которых комaнды получают золотые и серебряные ключи от спрятанных "кладов" с сокровищами. ...
02 03 2024 8:23:31
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
01 03 2024 21:52:27
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...
29 02 2024 3:48:55
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
28 02 2024 2:57:13
В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
27 02 2024 11:17:42
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
26 02 2024 6:57:43
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
25 02 2024 17:11:49
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
24 02 2024 1:44:17
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
23 02 2024 7:48:11
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
22 02 2024 20:46:10
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
21 02 2024 5:34:23
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
20 02 2024 7:45:20
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции. ...
19 02 2024 16:53:42
Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....
18 02 2024 13:24:36
Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....
17 02 2024 12:26:13
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
16 02 2024 23:41:49
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
15 02 2024 13:53:46
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...
14 02 2024 21:26:35
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным. ...
13 02 2024 6:40:22
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
12 02 2024 5:56:49
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
11 02 2024 13:11:34
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
10 02 2024 23:48:21
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
09 02 2024 2:57:53
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
08 02 2024 23:15:43
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран. ...
07 02 2024 12:33:45
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
06 02 2024 13:11:53
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
05 02 2024 23:19:42
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
04 02 2024 2:43:51
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года. ...
03 02 2024 18:11:59
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
02 02 2024 6:30:55
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
01 02 2024 15:51:18
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
31 01 2024 4:20:14
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
30 01 2024 11:37:29
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое. ...
29 01 2024 12:27:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::