Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"
Сценарий внеклассного мероприятия.
Цель:
- способствовать формированию традиционной системы нравственности, заложенной Православием: любовь к Родине, уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, милосердие;
- развивать чувство гражданственности и патриотизма;
- приобщать учащихся к богатому духовному наследию русской истории;
Оборудование:
- мультимедийная система;
- компьютер;
- презентация на CD (Приложение)
1-й чтец:
(Слайд№ 1) . Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек - сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. Не случайно в годины военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки современности.
(№ 2) В сорок первом году, когда cмepтельная опасность нависла над Отечеством, Алексей Николаевич Толстой написал слова, исполненные глубокого смысла: "Родина – это движение народа по своей земле из глубины веков к желанному будущему… Недаром пращур плел волшебную сеть русского языка, недаром его поколения слагали песни и плясали под солнцем на весенних буграх, недаром московские люди сиживали по вечерам при восковой свече над книгами, а иные, как неистовый протопоп Аввакум – в яме, в Пустозерске, и размышляли о правде человеческой…"
(№ 3) В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие…)
2-й чтец:
Путь христианства на Руси был долгим и сложным.
(№ 4) В пору правления князя Владимира на Русь зачастили послы, миссионеры разных стран с предложениями принять их веру. Были это и мусульмане, и латиняне и иудеи, и греки. Каждое посольство славило свою религию, пыталось склонить князя и его сподвижников на свою сторону. Владимир внимательно выслушивал и обдумывал каждое предложение. Затем собрал он бояр и "градских старцев", рассказал им о доводах послов.
- Государь, - сказали ему бояре и старцы, всякий человек хвалит веру свою. Если хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, чтобы испытать, который народ достойнее поклоняется божеству.
Князь так и поступил: послал десять мужей мудрых в чужие страны, чтобы увидели они все своими глазами. И нигде не понравилось им. Наконец попали они в Царьград, столицу Византии. (№ 5) Император приказал привести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх в праздничном убранстве совершил литургию. Пышность церковного убранства, красота пения и архиерейского служения пленили сердца русичей.
(№ 6) - Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе, - рассказывали послы, вернувшиеся в Киев. – На земле нет такой красоты, которую мы там видели.
Это решило судьбу будущего христианства на Руси. Совет решил принять веру Христову от греков.
(№ 7) В тот летний день 988г по зову своего князя Владимира по узкому оврагу меж двух круч шло к Днепру множество людей – жителей Киева. Целыми семьями шли богатые и бедные, с детишками, младенцами на руках. А на берегу их встречал сам князь и греческие священники. (№ 8) Под звучание молитв по их знаку ступили киевляне в воды реки.
3-й чтец:
(№ 9) Идеи христианства на Руси неразрывно связаны с идеей православной чистоты, духовного совершенства, внутренней свободы, патриотизма.
Служа Отечеству, мы служим Богу, ибо защищаем не просто родную землю, а по вере предков, - подножие Престола Господня, удел Его Пресвятой Матери.
Русские князья свято хранили землю родную и веру православную, снискав себе славу и память добрую.
(№ 10) Великим защитником земли русской был князь Александр Невский.
4-й чтец:
В 16 лет Александр стал новгородским князем. Время его княжения совпало с Батыевым нашествием на Русь. Молодой князь стал спешно готовить город к защите от возможного нападения.
Но они не были единственными противниками Руси. К нападению на русские земли усиленно готовились ее западные соседи: немецкие рыцарские ордена, шведские и датские короли. Александр предпринял энергичные действия по укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за устьем Невы.
5-й чтец:
(№ 11) Невская битва. Первыми свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 г шведские суда вошли в устье Невы. Часть войск высадилась на левом берегу реки и разбила здесь лагерь, а остальные остались на кораблях. Комaндовавший шведским десантом был настолько уверен в успехе, что послал Александру дерзкий вызов: "Я уже здесь и пленяю землю твою". Александр, зная от своих сторожей (разведчиков) расположение и намерения шведских войск, решил напасть на них как можно скорее, пока часть сил противника находилась на кораблях.
Из "повести и житии Александра Невского":
Был там некий муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелгусий, ему была поручена стража морская… Увидел он ратников, идущих против князя Александра, и решил, что расскажет князю о станах их и укреплениях. И стоял он на берегу моря, всю ночь пребывая в бдении. (№ 12) Когда же начало восходить солнце, услышал он страшный шум на море и увидел корабль один, плывущий по морю, а посредине стоят мученики (№ 13) Борис и Глеб в красных одеждах, держа руки на плече друг у друга… И сказал Борис: "Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику своему Александру"…
(№ 14) Вскоре приехал князь Александр, Пелгусий. . радостно поведал ему одному о видении. Князь же сказал: "Никому не рассказывай об этом". И поспешил он напасть на врага. Перед битвой сказал Александр своим воинам: “Не в силе бог, но в правде”. (№ 15) В 6 часов дня была жаркая сеча, и побил он их бесчисленное множество, и самому королю наложил печать на лицо острым своим копьем.
Урон с нашей стороны был едва заметен, и сия достопамятная битва, обрадовав тогда все наше горестное отечество, дала Александру славное прозвище Невского.
(№ 16) Через 2 года Александр Ярославич отстаивал родную землю от нашествия немецких рыцарей. Крылатыми стали слова князя: “Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет. На чем стояла и стоять будет земля русская”
6-й чтец:
(№ 17) А с востока в это время двигались несметные полчища монголо-татар.
"Батый как лютый зверь пожирал целые области, терзая когтями остатки. (№ 18) Храбрейшие князья российские пали в битвах; другие скитались в землях чуждых; искали заступников между иноверными и не находили; славились прежде богатством и всего лишились. (№ 19) Матери плакали о детях, пред их глазами растоптанных конями татарскими, а девы о своей невинности: сколь многие их них, желая спасти оную, бросались на острый нож или многие в глубокие реки! (№ 20) Жены боярские, не знавшие трудов, всегда украшенные златыми монистами и одеждою шелковою, всегда окруженные толпою слуг, сделались paбами варваров, носили воду для их жен, мололи жерновом и белые руки свои опаляли над очагом, готовя пищу неверным…(№ 21) Живые завидовали спокойствию мертвых"
Русский князья вынуждены были ездить на поклон к ордынским ханам и там подвергаться унижениям. Однако, не все соглашались на подобное. Многие приняли мученическую cмepть в Орде, но не отреклись от христианской веры.
7-й чтец:
В то самое время, как великий князь русский испытывал всю тоску кончины на гoлой земле степей киргизских, далеко от милого семейства и родины, другой князь, столько же знаменитый, оканчивал жизнь свою в ужасных мучениях пред шатром Батыя! Это был Михаил, князь черниговский, приехавший в Золотую Орду по приказанию хана и не хотевший поклониться ни тени Чингисхана, ни идолам татарским! "Нет! – говорил он варварам, принуждавшим его сделать это. – Я могу поклониться царю вашему, потому что Бог отдал ему судьбу государств земных, но христианин никогда не служит идолам!" Батый удивился, что еще есть люди, которые противятся ему, и объявил, что Михаил умрет, если не будет повиноваться. Князь русский не боялся cмepти. С ангельскою кротостью читал он молитвы в то время, когда татары мучили его самым жестоким образом, и тихо скончался, сказав: "Я христианин!" Церковь наша его признала святым и мучеником.
8-й чтец:
(№ 22) Год 1380. Великая Куликовская битва.
Русская церковь всегда играла огромную роль в организации борьбы против врага. (№ 23) По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице - Сергиев монастырь. Он получил благословение на борьбу с захватчиками от преподобного Сергия Радонежского (основателя этого монастыря) . Сергий отправил с князем монахов – богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал:"вот оружие светлое! да служит оно вам вместо шлемов!" (№ 24) Дмитрий выехал из Обители с новою верою и еще сильнейшею надеждою на помощь небесную.
Каждый ревновал служить отечеству: одни мечом, другие молитвою и делами христианскими.
(№ 25) Поле Куликово, где была намечена битва, затерялось в просторах Тульской земли. Милая, хватающая за душу красота.
"О светло светлая и красно украшенная земля Русская! И многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками. . , горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными" (Предисловие к одному из списков "Жития Александра Невского")
(№ 26) Но не красотой своей привлекло поле Дмитрия Ивановича. С трех сторон пронизанное реками, оврагами, перелесками, оно скрывала русские полки. Ордынцы могли выступить только с Красного холма.
(№ 27) В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года над Куликовым полем воцарилась тишина, и в воздухе разлилась теплынь. Лег туман и прикрыл русское войско на высоком кряже между Смолкой и Нижним Дубиком. Ордынское войско подошло к Красному холму. На его вершине Мамай разбил шатер.
Туман рассеивался. Встрепенулись испуганные птицы.
На три поприща, заслоняя дорогу на Русь, сверкали червленые щиты, блестели сталью доспехи, застыло над непроницаемым строем руссов стальное облако из наконечников гибельных копий. В этом блеске слился многолетний труд ремесленников, в нем сплавился труд землепашцев.
(№ 28) Москва начинала битву.
9-й чтец:
(№ 29) Чтобы подзадорить своих, выехал наперед войска ордынский богатырь Челубей, вызывая на единоборство русского витязя. "И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. Упали оба с коней на землю и скончались" ("Сказание о Мамаевом побоище") . И закипела сеча жаркая, казалось будто небесное воинство пришло на помощь русичам.
(№ 30) И гнали Мамаево войско русские полки до самой реки Мечи, и рубили неверных без милости. И в погоне той причитали нечестивые: "О горе, горе тебе, великий Мамаю". Одни ордынцы пали, другие в речке утонули. (№ 31) А те, которые достигли берега, от стpaxa застыли, превратились в камень и навечно остались здесь.
Много русских побито было татарами и Русью татар… и падало тело татарское на тело христианское.
(№ 32) Тела убитых русских воинов свозили к тому месту, где над впадением Непрядвы в Дон открывался с кручи вид на родную северную сторону. С той стороны пришли сюда, и многим уже не вернуться, не посмотреть на дорогу, а лягут они в землю тесно, плечом к плечу, как и на поле стояли, лицом против солнца.
"Остановился князь великий со своим братом князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами на костях: "Страшно ведь брат было в то время смотреть: лежат трупы христианские, как стоги сена, а Дон – река три дня кровью текла. Считайте братья, скольких воевод нет, скольких молодых людей нет".
(№ 33) И сказал князь великий Дмитрий Иванович: "Братья, бояре и князья, и дети боярские, то вам суженое место меж Дона и Днепра на поле Куликовом, на речке Непрядве. Положили вы головы за землю Русскую… Простите меня, братья и благословите в этом веке и в будущем" ("Задонщина")
10-й чтец:
(№ 34) Поле славы, говорим мы… Да, но и поле скорби, поле Вечной Памяти.
Грады великие
Малые веси
Громоподобная
Весть огласила: (№ 35)
Русская сила
Татарскую силу
На Куликовом поле
Сломила!
Слава, как буря
К морю рванулась,
К Кафе, к Царьграду
К Дербенту и к Риму.
Русь одолела
Злых басурманов!
Русь победила
Врагов окаянных. (В. Вронский. )
11-й чтец:
(№ 36) Особое место в русской культуре и истории занимают иконы, ибо к ним обращается человек в годы суровых испытаний и лихолетий.
Пpaбабушкина икона
Немало все мы в жизни перевидели,
Но что храним мы в памяти своей?
Я помню светлый образ Вседержителя
Над койкою пpaбабушки моей.
Икона, потускневшая от времени,
Прошедшая насквозь ХХ век –
Тот век, в котором жил во имя Ленина
В стране Советской каждый человек.
Пока за сотворенными кумирами
Шагали мы по жизни налегке,
Она, такая тихая и смирная.
Висела над кроватью в уголке.
Бывало просыпалась утром рано я,
Заглядывала в щелочку тайком
И видела, как бабушка старательно
Шептала перед этим образком…
Как жаль, что нам нельзя вернуться в прошлое
И там чуть-чуть исправить жизнь свою…
Прошли года плохие и хорошие,
И вот перед иконою стою
Я в тесной комнатенке, как в обители,
И слезы сами катятся из глаз…
Пред этою иконой Вседержителя
Молилась моя бабушка о нас.
Её уж нет. Но есть икона светлая –
В Небесный мир открытое окно…
Любить, прощать, надеяться и веровать –
И ничего другого не дано. (Н. Тананко.)
12-й чтец:
У всякой чудотворной иконы есть своя история, зачастую удивительная и впечатляющая. Одной их самых почитаемых стала Казанская икона Пресвятой Богородицы. С нею необыкновенным образом связана судьба русского народа в самые страшные и опасные моменты его истории.
(№ 37) А было все так. Покорив в 1552 году Казанское ханство, Иван Грозный на следующий же день заложил в Казани Блоговещенский собор. А 1579 год в Казани произошел страшный пожар, уничтоживший кремль и большую часть города. Сгорел и дом стрельца Даниила Онучкина. А ночью, во сне, к его девятилетней дочери (№ 38) Матренке явилась Богородица и указала место, где скрыта чудотворная икона. Но на рассказ ребенка о видении не обратили внимания. Трижды являлась дeвoчке во сне Богородица, но ни архиепископ, ни воевода не вняли ее рассказам. И тогда мать дeвoчки, взяв заступ, стала рыть в указанном месте. (№ 39) Но только когда за дело взялась сама Матрена, в ночи засияла чудесным светом икона Пресвятой Богородицы. Икона была завернута в рукав суконной одежды, и краски ее были так свежи, будто они только что написана.
13-й чтец:
Услышав об обретении святого образа, жители Казани собрались на крестный ход и перенесли икону в Благовещенский собор. Нес ее священник (№ 40) Гермоген, будущий третий патриарх Московский.
Прошли годы. Наступила пора Смутного времени. В 1612 г казалось, что Россия погибла. В Москве поляки. Север страны захвачен шведами. По стране бродили шайки разбойников. В душах людей воцарился мpaк. (№ 41) Но патриарх Гермоген из Троице-Сергиевой лавры взывал к народу: "Встанем все за Святую Русь, за дом Пресвятой Богородицы!"
(№ 42) Со всей земли Русской стало собираться ополчение. Казанские отряды принесли с собой икону Богородицы. И все воинство, наложив на себя строгий трехдневный пост, взывало к Матери Божьей о спасении родной земли.
Польское войско было разбито. Ополчение торжественно, с крестным ходом, 22 октября ступило в Московский Кремль. (№ 43) Впереди несли икону Казанской Богородицы. (№ 44) А навстречу, из Кремля, вынесли чудотворный образ Матери Божьей Владимирской. Так встретились две святыни, не раз спасавшие русский народ.
(№ 45) В честь спасения России князь Д. Пожарский воздвиг на Красной площади Казанский собор, где и воцарилась чудотворная икона. После Октябрьского переворота собор был разрушен. Много десятилетий на его месте зиял пустырь. И лишь недавно он был возрожден.
14-й чтец:
…(№ 46) Накануне Полтавской битвы в 1709 г царь Петр I молился перед иконой Казанской Богородицы, которая сопровождала армию. А позже он поставил в петербургском Казанском соборе список этой иконы как щит и ограждение новой столицы.
…В 1812 г перед отъездом М. И. Кутузов коленопреклоненно молил икону спасти Россию от нашествия Наполеона. Здесь же в декабре 1812 г отзвучал торжественный молебен за избавление России. К подножию иконы были положены трофеи: ключи освобожденных городов, отбитые знамена, орлы и жезл Наполеона.
…(№ 47) В страшную зиму 1941/42 г. , когда Ленинград был в кольце блокады, Матерь Божия явилась к митрополиту Илие, который молился у себя в келье, и велела передать ленинградцам слова, укреплявшие веру в победу. (№ 48) Чудотворную икону крестным ходом обнесли вокруг града Петра, несмотря на морозы и обстрелы. Это придало душевных сил оборонявшим город и страдающим от голода и холода ленинградцам.
Служили молебен перед иконой Казанской Богоматери и в Москве, и в Сталинграде. (№ 49) Как в стародавние времена люди обращались к царице небесной Одигитрии, Путеводительнице России:" (№ 50) Заступница усердного рода христианского, Пресвятая Богородица, спаси нас…"
15-й чтец:
Прошли века, десятилетия, но и сегодня сила православной веры помогает солдатам выдержать суровые испытания войны, не дрогнуть защищая родную землю(№ 51- 63) .
(№ 64)
Любите Россию, как мать -
В болезни любите, во здравии
И сердцем её Православие
Пытайтесь понять и принять.Мы в центре духовной войны
Жестокое время и нервное…
И только единою верою
Еще быть мы можем сильны.Пусть громкие эти слова,
Но их повторять очень хочется!
Поверьте, Россия не кончится,
Пока будет вера жива.Пока будут храмы стоять -
Высокие и златоглавые!
Пусть время меняется. Главное -
Любите Россию, как мать! (Н. Тананко.)
Музыка (архив .rar)
Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
28 03 2024 22:54:17
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
27 03 2024 22:54:53
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал. ...
26 03 2024 13:56:51
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
25 03 2024 18:57:24
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
24 03 2024 2:41:43
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....
23 03 2024 7:55:53
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира. ...
22 03 2024 4:30:51
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
21 03 2024 12:41:42
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
20 03 2024 8:39:56
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
19 03 2024 19:43:41
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм". ...
18 03 2024 17:55:29
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
17 03 2024 11:57:59
Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре комaнды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей комaндой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....
16 03 2024 14:38:14
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
15 03 2024 3:22:24
Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....
14 03 2024 11:18:24
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
13 03 2024 2:17:47
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
12 03 2024 12:28:47
Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
11 03 2024 11:41:12
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
10 03 2024 11:40:37
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
09 03 2024 10:57:57
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
08 03 2024 13:37:57
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека. ...
07 03 2024 2:58:22
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
06 03 2024 11:20:16
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
05 03 2024 5:37:58
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
04 03 2024 6:35:30
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
03 03 2024 8:55:17
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация. ...
02 03 2024 18:50:12
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
01 03 2024 20:23:25
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
29 02 2024 1:22:36
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
28 02 2024 19:23:52
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
27 02 2024 18:45:37
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства. ...
26 02 2024 0:38:48
Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....
25 02 2024 23:37:26
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок". ...
24 02 2024 13:28:47
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
23 02 2024 16:51:59
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
22 02 2024 16:35:45
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты. ...
21 02 2024 3:17:20
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
20 02 2024 18:48:19
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
19 02 2024 10:47:38
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
18 02 2024 20:59:26
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства. ...
17 02 2024 19:25:48
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
16 02 2024 14:21:27
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
15 02 2024 4:37:19
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
14 02 2024 22:35:21
Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету. ...
13 02 2024 13:53:37
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
12 02 2024 20:55:58
Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода ...
11 02 2024 0:27:49
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания: 1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них); 2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий; 3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу. Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...
10 02 2024 22:37:22
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
09 02 2024 14:55:31
Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
08 02 2024 19:48:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::