О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования (из опыта работы)

Региональный компонент содержания образования стал объектом сравнительно недавно. Термин “региональный компонент” используется в различных, не противоречащих, а взаимно дополняющих друг друга смыслах. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного учебного плана, включающих материалы о регионе. Применительно к истории, встаёт проблема создания особого интегративного краеведческого предмета. Например, это могут быть курсы: “История Сибири”, “Ненцы Ямала”, “История освоения Севера”, “История Ямала” и др.
Региональная история является важным средством формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Историческое прошлое нашего края очень самобытно и насчитывает много славных страниц. На Тюменском Севере сегодня живут люди разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, молдаване, кавказские народы. Они добывают из недр нефть и газ для всей России, развивают и строят города: Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский. Самый молодой город России находится тоже на Ямале – это Губкинский, у которого ещё юный возраст – 20 лет (основан 22 апреля 1986 года). Рядом с населёнными пунктами нефтяников и газовиков есть поселения коренных малочисленных народов Севера, которые продолжают заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности: охотой, рыболовством, оленеводством. Ханты, манси, селькупы и ненцы с древних времён живут на Тюменском Севере. На протяжении веков у них сложился определённый уклад жизни, они очень тонко приспособились к экстремальным условиям выживания в суровом краю.
Программы курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в соответствии с рекомендациями Министерства Образования предусматривают выделение 10-15 % учебного времени на региональный компонент содержания образования. При этом можно применять различные варианты его планирования:
- I. Вариант – равномерно распределить содержание регионального компонента на уроках, что позволит систематически обращаться к местному материалу.
- II. Вариант – выделить специальные уроки для изучения регионального компонента (местного материала).
- III. Вариант – смешанный вариант, предполагающий использовать региональный материал на уроках истории России
В своей пpaктике я применяю III-смешанный вариант планирования изучения регионального компонента, который по моему мнению является наиболее эффективным в преподавании истории.
Цели и задачи региональной истории:
- повышение интереса к истории вообще и истории региона (Западная Сибирь) в частности;
- усиление самостоятельности и творческого начала в работе с учащимися;
- формирование умений свободно формулировать и излагать свои мысли, прежде всего, в виде различных сообщений, рефератов;
- создание коллектива единомышленников, имеющих общие интересы; коллектива способного решать серьёзные проблемы, в том числе и научно-исследовательского хаpaктера;
- формировать гражданина не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на участниках ярких событий из истории своей малой Родины;
- воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережливого отношения к природе и памятникам старины;
В календарно-тематическое планирование по истории России в 9-м классе включены следующие темы по регионально-национальному компоненту. См.: таблицу.
№ п/п | Название темы и урока | Кол-во час. | Дата проведения | Примечания |
10 | Наш край в начале ХХ века | 1 | ||
22 | Наш край в годы Гражданской войны | 1 | ||
31 | Политические репрессии в СССР. Репрессированные в нашем крае. |
1 | ||
37 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | ||
38 | Образование Тюменской области (14 августа 1944 года) | 1 | ||
44 | Тюменская область и ЯНАО в первые послевоенные годы | 1 | ||
48 | Тюменская область и ЯНАО в 1953–1964 гг. | 1 | ||
53 | Тюменская область и ЯНАО в 60–80-х гг. | 1 | ||
58 | Тюменская область и ЯНАО в 1985-1991 гг. | 1 |
Методические проблемы изучения региональной истории вытекают из особенностей расположения нашего региона: удалённость г. Губкинский и в целом ЯНАО от центров (Салехарда, Тюмени, Москвы). Поэтому недостаточная база источников, мало специальной справочной литературы, нет доступа к архивам; нет в городе объединения сторонников краеведческой работы, а также давно не было курсов по проблемам преподавания регионального компонента при ИПКРО ЯНАО. Учителя и ученики недостаточно обеспечены комплектами пособий по истории с учётом региональной истории, создаваемых на основе государственных стандартов по предмету; отсутствует современный учебник и пособия по историческому краеведению, в котором нуждаются школьные учителя и все любители краеведческих изысканий.
В своей работе, руководствуясь принципом толерантности, стремлюсь к достижению сотрудничества, пониманию культуры своего собственного народа для интеграции с другими культурами. Региональная история призвана формировать в умах учащихся идеалы многообразия культур, воспитание в духе мира, терпимости.
Результативность моего опыта
Руковожу написанием работ учащимися для участия в городских, окружных и всероссийских научно-пpaктических конференциях старшеклассников.
На городские конференции были представлены следующие работы:
1) “Страницы истории Ямала”. Автор Дробнич Лилия 9 кл. 1998 год;
2) “Декабристы в Сибири и в Тюменской области”. Автор Топтунова Анна 9кл. 2000год;
3) “Ненцы: от язычества к христианству”. Автор Семенюк Светлана 11 кл. 2000 год;
2003-2004 уч. г.
IX городская научно-пpaктическая конференция школьников
4) “Путеводитель по городу Губкинскому”. Секция Краеведение. Грамота Управления образования. Авторы: Дейнеко Екатерина 10 кл., Емельянов Роман 10 кл., Сарафанов Владимир 10 кл., Бapaнов Дмитрий 10 кл., Свиридова Юлия 10 кл.
5) “Ложь в жизни людей”. Секция Истории и обществознания. Грамота Управления образования. Авторы: Попова Инна 10 кл., Лахман Елена 10 кл.
2004-2005 уч. г.
X городская научно-пpaктическая конференция школьников
6) Гербы городов Западной Сибири”. Секциия “География, экономика” 1 место. Авторы: Шумов Денис 11 кл., Мартынюк Виталий 11 кл., Сабаева Виктория 11 кл.
“Роль мышления в исследовании право- и левополушарных людей”. Секция “Психология, социология” 1 место. Автор работы: Попова Инна 11 кл.
“Преступность и несовершеннолетние”. Секция “История и обществознание”. 2 место. Авторы: Аксенович Дмитрий 11кл., Малюхин Александр 11 кл.
“Города Западной Сибири (историко-сравнительные параллели)”. Секция “География, экономика” 3 место. Авторы работы: Чалый Руслан 11 кл., Леготин Артём 11 кл., Собко Сергeй 11 кл.
Эвтаназия: “За” или “Против”? Секция “История и обществознание”. Автор работы Бapaнов Дмитрий 11 кл.
2005-2006 уч. г.
XI городская научно-пpaктическая конференция школьников
“Моя родословная”. Секция “Краеведение” 1 место. Автор работы Багрий Юлия 9 кл.
“Мой город Губкинский” Секция “Краеведение” 3 место. Авторы работы: Артамонов Виталий 10 кл., Мухин Станислав 10 кл., Деревщикова Дарья 10 кл., Копко Виктория 10 кл.
“Наркомания: социально-психологические, криминологические, уголовно-правовые аспекты”. Секция “История и обществознание” 3 место. Автор работы Шангареев Руслан 10 кл.
IV Окружная научно–исследовательская конференция учащихся и студентов “Ступень в будущее”.
“Путеводитель по городу Губкинскому”. Секция “История, этнология и этнография Ямала” Диплом участника. Автор Артамонов Виталий 10 кл.
“Гербы городов Западной Сибири”. Секция “История, этнология и этнография Ямала Диплом участника. Автор Дронов Александр 10 кл.
2006-2007 уч.г.
2. Всероссийский открытый заочный конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности. “ЮНЭКО-2006”.Удостоены звания лауреатов: Багрий Юлия 10 кл., автор работы “Моя родословная”; Дронов Александр 11 кл., автор работы “Гербы городов Западной Сибири”.
3. Восьмой Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников “Человек в истории. Россия – XX век”. Направление исследования - История семьи. Отправлена работа “Моя родословная”. Автор работы Багрий Юлия 10 кл.
Мною подготовлена авторская учебно-методическая разработка “Западная Сибирь-Ямал-Губкинский” к курсу История с введением регионально-национального компонента с приложением разработанных уроков и мероприятий. Данная разработка была представлена в 2004 году на II-й городской конкурс “Фестиваль педагогических иноваций”, на котором я была отмечена грамотой управления образования и получила звание лауреата городского конкурса.
Выступала на заседаниях школьного и городского МО учителей истории и школьных педагогических советах с информацией о введении регионального компонента в содержание исторического образования.
- “Методические проблемы изучения истории края. Значение краеведческого подхода в обучении истории” в 2000 году.
- “Преподавание регионального компонента в условиях модернизации системы образования” в 2003 году.
- “Роль личности воспитателя в воспитании толерантности” в 2004 году.
- “О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования” в 2005 году.
- “Как сдать ЕГЭ по истории?” в 2006 году.
Разработала сценарий “Вечер памяти жертв политических репрессий”, и провела его в рамках городского мероприятия 30 октября 2003 года. Сценарий этого мероприятия был опубликован в научно-методическом журнале “Классный руководитель” №6 2005 г.
Мой опыт “О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования” был опубликован в материалах 9-х краеведческих чтений “Мира не узнаешь, не зная края своего” города Нижневартовска в 2005 году.
На страницах газеты “Сибирский труженник” Седельниковского района Омской области (№36 от 16 сентября 2005 года) опубликовали мою статью “В НОВЫХ КРАСКАХ увидела в этом году Седельниково наша гостья из Ямала”, после пребывания на празднике 220-летия села.
Осуществляю подготовку учащихся для участия в городских и окружных предметных олимпиадах:
- 2003-2004 уч. г. Павленко Евгений (10 класса) занял III место на городской олимпиаде по истории, а затем участвовал в окружной олимпиаде, так как у него был лучший результат.
- 2005-2006 уч. г. Кизеева Ольга (10 класс) заняла II место по обществознанию, а затем участвовала в окружной олимпиаде, так как у неё был лучший результат.
Мои ученики принимали участие во Всероссийской Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности.
В 2005 году выпускник 11 кл. Аксенович Дмитрий за работу “Преступность и несовершеннолетние” награждён Дипломом за участие в Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности в рамках проведения Первого Всероссийскрго детско-юношеского фестиваля “Надежда России”.
В 2006 году выпускник 11 кл. Шангареев Руслан отмечен благодарностью и награждён ценным подарком Департамента ЯНАО по наркоконтролю за работу “Наркомания: социально – психологические, криминологические, уголовно - правовые аспекты”, которую представил для участия во Второй Всероссийской Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности.
Я принимала участие в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”: 2004-2005 разработка урока “Политические репрессии в СССР в 30–40-е гг.”.
Разработка урока “Декабристы в Сибири”.
Я как научный руководитель принимала участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” 2005-2006 учебного года:
1) “Гербы городов Западной Сибири”. Авторы работы: Шумов Денис 11 кл., Сабаева Виктория 11 кл., Мартынюк Виталий 11 кл.
2) “Роль мышления в исследовании право- и левополушарных людей”. Автор работы Попова Инна 11 кл.
Применяю различные формы работы: лекции, беседы с учащимися, опережающие задания по дополнительной литературе. Для контроля ЗУН учащихся разработала тесты и кроссворды по отдельным темам. (Приложения 1, 2, 3, 6)
Совместно с учителем географии проводим предметные Недели по истории, географии и краеведению. В пpaктику проведения предметных Недель включаем: встречи с представителями коренных народов Севера, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, выпуск тематических стенных газет, проведение интеллектуальных краеведческих игр, проведение тематических вечеров, внеклассных мероприятий, классных часов (Приложения 4, 5)
Совместно с учителем географии разработали интеллектуальные краеведческие игры:
- Игра-путешествие по страницам Истории и Географии.
- Поле чудес по теме: “Ненцы Ямала”.
- Счастливый случай по теме: “Люби и знай свой край”.
- Туристско-краеведческая эстафета на местности.
- Туристско-краеведческая игра в спортзале.
Стараемся использовать каникулярное время для экскурсий по городам России. Уже стали традиционными экскурсионные поездки с учащимися в Тобольск, Москву, Петербург, по маршрутам “Золотого кольца России”.
Для повышения интереса учащихся к региональной истории применяю активные формы обучения: экскурсии, краеведческие игры по форме телепередач, нетрадиционные формы уроков.
На уроках истории при изучении родного края, школьники, в ходе углубленного поиска, выступают в роли исследователей. Они работают с разнообразными источниками: учебными пособиями, научно-популярной и научной литературой, публикациями в местной и центральной периодической печати, материалами Музея освоения Севера, данными Интернета.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1) У учащихся заметно повысился познавательный интерес к истории Западной Сибири и истории Тюменского Севера (Ямала), образу жизни коренных народов нашего округа.
2) Учащиеся добровольно и с желанием готовят опережающие задания: сообщения, рефераты, исторические справки по дополнительной литературе.
3) Появились единомышленники, которые стремятся заняться написанием научно-пpaктических работ и осуществить их защиту на городской конференции; участвуют в различных городских конкурсах.
4) Старшеклассники активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий Недели истории, географии краеведения.
Новизна опыта
Новизной данного опыта является перестройка планирования уроков с учётом регионально-национального компонента, осмысление вклада региона в историю России. Привлечение большого объёма справочной литературы, самостоятельная познавательная деятельность учащихся, различные формы уроков и внеклассных мероприятий, личная заинтересованность учителя.
Область применения опыта
Данный опыт может быть использован учителями истории, географии, литературы, общеобразовательных школ; для применения на уроках при углубленном изучении отдельных тем, на внеклассных мероприятиях, для проведения предметных школьных недель, выступления старшеклассников на научно-пpaктических конференциях школьников.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
25 01 2021 23:51:24
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
24 01 2021 5:46:37
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
23 01 2021 23:10:31

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
22 01 2021 1:49:29
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
21 01 2021 0:53:14

Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
20 01 2021 1:30:22
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
19 01 2021 5:20:57
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
18 01 2021 1:15:33
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
...
17 01 2021 11:52:55
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
16 01 2021 15:11:14
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока.
...
15 01 2021 1:58:51
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
14 01 2021 15:53:17
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
13 01 2021 13:13:47

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
12 01 2021 7:56:48
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
11 01 2021 6:50:29
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе
общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском
завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают
им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце
урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения
материала учащимися....
10 01 2021 18:48:16
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
09 01 2021 23:46:59
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
08 01 2021 0:31:57
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
07 01 2021 3:39:43
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
06 01 2021 10:11:34
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
05 01 2021 22:14:16
Цели урока: объяснить цели, задачи и результаты походов землепроходцев; познакомить с историей Приамурья, жизнью и деятельностью Е.П. Хабарова, показать на карте маршруты походов Е.П. Хабарова на Амур; дать определение понятиям – землепроходец, ясак, «отписки», «скаски», «росписи», пушнина, острог....
04 01 2021 11:34:46
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал.
...
03 01 2021 23:59:32
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
02 01 2021 11:27:37
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
01 01 2021 15:10:56
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому.
...
31 12 2020 2:13:35
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
30 12 2020 5:18:46
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
29 12 2020 2:12:15
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
28 12 2020 17:47:31
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
27 12 2020 21:49:24
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
26 12 2020 3:15:50
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
25 12 2020 10:38:48

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
24 12 2020 10:28:57
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
23 12 2020 4:23:18
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
22 12 2020 20:49:36
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
21 12 2020 5:42:33
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
20 12 2020 9:19:52
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
19 12 2020 16:50:52
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
18 12 2020 12:34:41
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
17 12 2020 6:46:24
Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений.
...
16 12 2020 1:46:32
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
15 12 2020 18:53:29
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
14 12 2020 8:21:24
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
13 12 2020 18:22:21
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
12 12 2020 17:17:20
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
11 12 2020 5:58:47
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
10 12 2020 14:19:10
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
09 12 2020 15:19:15

Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
08 12 2020 9:22:50
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов.
...
07 12 2020 3:27:27
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
06 12 2020 3:52:10
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
05 12 2020 6:42:31
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
04 12 2020 11:15:41
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
03 12 2020 0:27:31
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов.
После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники.
...
02 12 2020 21:48:35
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
01 12 2020 20:31:56
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
30 11 2020 19:18:18
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
29 11 2020 18:19:32
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г.
...
28 11 2020 21:29:43
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
27 11 2020 8:34:53
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
26 11 2020 2:18:32
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
25 11 2020 1:21:14
Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....
24 11 2020 15:39:51
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
23 11 2020 13:49:49
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
22 11 2020 15:44:53
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
21 11 2020 21:48:36
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
20 11 2020 23:35:21
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I.
...
19 11 2020 4:16:47

Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
18 11 2020 6:31:24
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
17 11 2020 12:10:13
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
16 11 2020 9:35:19
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
15 11 2020 22:26:35
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира.
...
14 11 2020 0:49:38
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
13 11 2020 7:56:58
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
12 11 2020 1:17:16
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
11 11 2020 14:51:22
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
10 11 2020 13:27:58

Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
09 11 2020 5:16:33
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения.
...
08 11 2020 8:33:19
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
07 11 2020 12:39:13
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка.
...
06 11 2020 16:25:43
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
05 11 2020 23:29:37
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
04 11 2020 23:59:37
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
03 11 2020 3:27:35
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
02 11 2020 1:29:21
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
01 11 2020 11:48:26
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
31 10 2020 2:37:14
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
30 10 2020 13:55:19
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина!
...
29 10 2020 20:12:55
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету.
В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта.
Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории.
...
28 10 2020 4:57:58
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
27 10 2020 10:42:20
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
26 10 2020 8:18:22
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
25 10 2020 2:23:27
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала.
...
24 10 2020 6:54:37
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов.
...
23 10 2020 19:12:41
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
22 10 2020 1:50:37
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
21 10 2020 2:52:20
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
20 10 2020 3:47:24
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно.
...
19 10 2020 11:53:52
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
18 10 2020 0:28:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::