О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования (из опыта работы)
Региональный компонент содержания образования стал объектом сравнительно недавно. Термин “региональный компонент” используется в различных, не противоречащих, а взаимно дополняющих друг друга смыслах. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного учебного плана, включающих материалы о регионе. Применительно к истории, встаёт проблема создания особого интегративного краеведческого предмета. Например, это могут быть курсы: “История Сибири”, “Ненцы Ямала”, “История освоения Севера”, “История Ямала” и др.
Региональная история является важным средством формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Историческое прошлое нашего края очень самобытно и насчитывает много славных страниц. На Тюменском Севере сегодня живут люди разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, молдаване, кавказские народы. Они добывают из недр нефть и газ для всей России, развивают и строят города: Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский. Самый молодой город России находится тоже на Ямале – это Губкинский, у которого ещё юный возраст – 20 лет (основан 22 апреля 1986 года). Рядом с населёнными пунктами нефтяников и газовиков есть поселения коренных малочисленных народов Севера, которые продолжают заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности: охотой, рыболовством, оленеводством. Ханты, манси, селькупы и ненцы с древних времён живут на Тюменском Севере. На протяжении веков у них сложился определённый уклад жизни, они очень тонко приспособились к экстремальным условиям выживания в суровом краю.
Программы курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в соответствии с рекомендациями Министерства Образования предусматривают выделение 10-15 % учебного времени на региональный компонент содержания образования. При этом можно применять различные варианты его планирования:
- I. Вариант – равномерно распределить содержание регионального компонента на уроках, что позволит систематически обращаться к местному материалу.
- II. Вариант – выделить специальные уроки для изучения регионального компонента (местного материала).
- III. Вариант – смешанный вариант, предполагающий использовать региональный материал на уроках истории России
В своей пpaктике я применяю III-смешанный вариант планирования изучения регионального компонента, который по моему мнению является наиболее эффективным в преподавании истории.
Цели и задачи региональной истории:
- повышение интереса к истории вообще и истории региона (Западная Сибирь) в частности;
- усиление самостоятельности и творческого начала в работе с учащимися;
- формирование умений свободно формулировать и излагать свои мысли, прежде всего, в виде различных сообщений, рефератов;
- создание коллектива единомышленников, имеющих общие интересы; коллектива способного решать серьёзные проблемы, в том числе и научно-исследовательского хаpaктера;
- формировать гражданина не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на участниках ярких событий из истории своей малой Родины;
- воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережливого отношения к природе и памятникам старины;
В календарно-тематическое планирование по истории России в 9-м классе включены следующие темы по регионально-национальному компоненту. См.: таблицу.
№ п/п | Название темы и урока | Кол-во час. | Дата проведения | Примечания |
10 | Наш край в начале ХХ века | 1 | ||
22 | Наш край в годы Гражданской войны | 1 | ||
31 | Политические репрессии в СССР. Репрессированные в нашем крае. |
1 | ||
37 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | ||
38 | Образование Тюменской области (14 августа 1944 года) | 1 | ||
44 | Тюменская область и ЯНАО в первые послевоенные годы | 1 | ||
48 | Тюменская область и ЯНАО в 1953–1964 гг. | 1 | ||
53 | Тюменская область и ЯНАО в 60–80-х гг. | 1 | ||
58 | Тюменская область и ЯНАО в 1985-1991 гг. | 1 |
Методические проблемы изучения региональной истории вытекают из особенностей расположения нашего региона: удалённость г. Губкинский и в целом ЯНАО от центров (Салехарда, Тюмени, Москвы). Поэтому недостаточная база источников, мало специальной справочной литературы, нет доступа к архивам; нет в городе объединения сторонников краеведческой работы, а также давно не было курсов по проблемам преподавания регионального компонента при ИПКРО ЯНАО. Учителя и ученики недостаточно обеспечены комплектами пособий по истории с учётом региональной истории, создаваемых на основе государственных стандартов по предмету; отсутствует современный учебник и пособия по историческому краеведению, в котором нуждаются школьные учителя и все любители краеведческих изысканий.
В своей работе, руководствуясь принципом толерантности, стремлюсь к достижению сотрудничества, пониманию культуры своего собственного народа для интеграции с другими культурами. Региональная история призвана формировать в умах учащихся идеалы многообразия культур, воспитание в духе мира, терпимости.
Результативность моего опыта
Руковожу написанием работ учащимися для участия в городских, окружных и всероссийских научно-пpaктических конференциях старшеклассников.
На городские конференции были представлены следующие работы:
1) “Страницы истории Ямала”. Автор Дробнич Лилия 9 кл. 1998 год;
2) “Декабристы в Сибири и в Тюменской области”. Автор Топтунова Анна 9кл. 2000год;
3) “Ненцы: от язычества к христианству”. Автор Семенюк Светлана 11 кл. 2000 год;
2003-2004 уч. г.
IX городская научно-пpaктическая конференция школьников
4) “Путеводитель по городу Губкинскому”. Секция Краеведение. Грамота Управления образования. Авторы: Дейнеко Екатерина 10 кл., Емельянов Роман 10 кл., Сарафанов Владимир 10 кл., Бapaнов Дмитрий 10 кл., Свиридова Юлия 10 кл.
5) “Ложь в жизни людей”. Секция Истории и обществознания. Грамота Управления образования. Авторы: Попова Инна 10 кл., Лахман Елена 10 кл.
2004-2005 уч. г.
X городская научно-пpaктическая конференция школьников
6) Гербы городов Западной Сибири”. Секциия “География, экономика” 1 место. Авторы: Шумов Денис 11 кл., Мартынюк Виталий 11 кл., Сабаева Виктория 11 кл.
“Роль мышления в исследовании право- и левополушарных людей”. Секция “Психология, социология” 1 место. Автор работы: Попова Инна 11 кл.
“Преступность и несовершеннолетние”. Секция “История и обществознание”. 2 место. Авторы: Аксенович Дмитрий 11кл., Малюхин Александр 11 кл.
“Города Западной Сибири (историко-сравнительные параллели)”. Секция “География, экономика” 3 место. Авторы работы: Чалый Руслан 11 кл., Леготин Артём 11 кл., Собко Сергeй 11 кл.
Эвтаназия: “За” или “Против”? Секция “История и обществознание”. Автор работы Бapaнов Дмитрий 11 кл.
2005-2006 уч. г.
XI городская научно-пpaктическая конференция школьников
“Моя родословная”. Секция “Краеведение” 1 место. Автор работы Багрий Юлия 9 кл.
“Мой город Губкинский” Секция “Краеведение” 3 место. Авторы работы: Артамонов Виталий 10 кл., Мухин Станислав 10 кл., Деревщикова Дарья 10 кл., Копко Виктория 10 кл.
“Наркомания: социально-психологические, криминологические, уголовно-правовые аспекты”. Секция “История и обществознание” 3 место. Автор работы Шангареев Руслан 10 кл.
IV Окружная научно–исследовательская конференция учащихся и студентов “Ступень в будущее”.
“Путеводитель по городу Губкинскому”. Секция “История, этнология и этнография Ямала” Диплом участника. Автор Артамонов Виталий 10 кл.
“Гербы городов Западной Сибири”. Секция “История, этнология и этнография Ямала Диплом участника. Автор Дронов Александр 10 кл.
2006-2007 уч.г.
2. Всероссийский открытый заочный конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности. “ЮНЭКО-2006”.Удостоены звания лауреатов: Багрий Юлия 10 кл., автор работы “Моя родословная”; Дронов Александр 11 кл., автор работы “Гербы городов Западной Сибири”.
3. Восьмой Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников “Человек в истории. Россия – XX век”. Направление исследования - История семьи. Отправлена работа “Моя родословная”. Автор работы Багрий Юлия 10 кл.
Мною подготовлена авторская учебно-методическая разработка “Западная Сибирь-Ямал-Губкинский” к курсу История с введением регионально-национального компонента с приложением разработанных уроков и мероприятий. Данная разработка была представлена в 2004 году на II-й городской конкурс “Фестиваль педагогических иноваций”, на котором я была отмечена грамотой управления образования и получила звание лауреата городского конкурса.
Выступала на заседаниях школьного и городского МО учителей истории и школьных педагогических советах с информацией о введении регионального компонента в содержание исторического образования.
- “Методические проблемы изучения истории края. Значение краеведческого подхода в обучении истории” в 2000 году.
- “Преподавание регионального компонента в условиях модернизации системы образования” в 2003 году.
- “Роль личности воспитателя в воспитании толерантности” в 2004 году.
- “О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования” в 2005 году.
- “Как сдать ЕГЭ по истории?” в 2006 году.
Разработала сценарий “Вечер памяти жертв политических репрессий”, и провела его в рамках городского мероприятия 30 октября 2003 года. Сценарий этого мероприятия был опубликован в научно-методическом журнале “Классный руководитель” №6 2005 г.
Мой опыт “О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования” был опубликован в материалах 9-х краеведческих чтений “Мира не узнаешь, не зная края своего” города Нижневартовска в 2005 году.
На страницах газеты “Сибирский труженник” Седельниковского района Омской области (№36 от 16 сентября 2005 года) опубликовали мою статью “В НОВЫХ КРАСКАХ увидела в этом году Седельниково наша гостья из Ямала”, после пребывания на празднике 220-летия села.
Осуществляю подготовку учащихся для участия в городских и окружных предметных олимпиадах:
- 2003-2004 уч. г. Павленко Евгений (10 класса) занял III место на городской олимпиаде по истории, а затем участвовал в окружной олимпиаде, так как у него был лучший результат.
- 2005-2006 уч. г. Кизеева Ольга (10 класс) заняла II место по обществознанию, а затем участвовала в окружной олимпиаде, так как у неё был лучший результат.
Мои ученики принимали участие во Всероссийской Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности.
В 2005 году выпускник 11 кл. Аксенович Дмитрий за работу “Преступность и несовершеннолетние” награждён Дипломом за участие в Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности в рамках проведения Первого Всероссийскрго детско-юношеского фестиваля “Надежда России”.
В 2006 году выпускник 11 кл. Шангареев Руслан отмечен благодарностью и награждён ценным подарком Департамента ЯНАО по наркоконтролю за работу “Наркомания: социально – психологические, криминологические, уголовно - правовые аспекты”, которую представил для участия во Второй Всероссийской Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности.
Я принимала участие в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”: 2004-2005 разработка урока “Политические репрессии в СССР в 30–40-е гг.”.
Разработка урока “Декабристы в Сибири”.
Я как научный руководитель принимала участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” 2005-2006 учебного года:
1) “Гербы городов Западной Сибири”. Авторы работы: Шумов Денис 11 кл., Сабаева Виктория 11 кл., Мартынюк Виталий 11 кл.
2) “Роль мышления в исследовании право- и левополушарных людей”. Автор работы Попова Инна 11 кл.
Применяю различные формы работы: лекции, беседы с учащимися, опережающие задания по дополнительной литературе. Для контроля ЗУН учащихся разработала тесты и кроссворды по отдельным темам. (Приложения 1, 2, 3, 6)
Совместно с учителем географии проводим предметные Недели по истории, географии и краеведению. В пpaктику проведения предметных Недель включаем: встречи с представителями коренных народов Севера, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, выпуск тематических стенных газет, проведение интеллектуальных краеведческих игр, проведение тематических вечеров, внеклассных мероприятий, классных часов (Приложения 4, 5)
Совместно с учителем географии разработали интеллектуальные краеведческие игры:
- Игра-путешествие по страницам Истории и Географии.
- Поле чудес по теме: “Ненцы Ямала”.
- Счастливый случай по теме: “Люби и знай свой край”.
- Туристско-краеведческая эстафета на местности.
- Туристско-краеведческая игра в спортзале.
Стараемся использовать каникулярное время для экскурсий по городам России. Уже стали традиционными экскурсионные поездки с учащимися в Тобольск, Москву, Петербург, по маршрутам “Золотого кольца России”.
Для повышения интереса учащихся к региональной истории применяю активные формы обучения: экскурсии, краеведческие игры по форме телепередач, нетрадиционные формы уроков.
На уроках истории при изучении родного края, школьники, в ходе углубленного поиска, выступают в роли исследователей. Они работают с разнообразными источниками: учебными пособиями, научно-популярной и научной литературой, публикациями в местной и центральной периодической печати, материалами Музея освоения Севера, данными Интернета.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1) У учащихся заметно повысился познавательный интерес к истории Западной Сибири и истории Тюменского Севера (Ямала), образу жизни коренных народов нашего округа.
2) Учащиеся добровольно и с желанием готовят опережающие задания: сообщения, рефераты, исторические справки по дополнительной литературе.
3) Появились единомышленники, которые стремятся заняться написанием научно-пpaктических работ и осуществить их защиту на городской конференции; участвуют в различных городских конкурсах.
4) Старшеклассники активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий Недели истории, географии краеведения.
Новизна опыта
Новизной данного опыта является перестройка планирования уроков с учётом регионально-национального компонента, осмысление вклада региона в историю России. Привлечение большого объёма справочной литературы, самостоятельная познавательная деятельность учащихся, различные формы уроков и внеклассных мероприятий, личная заинтересованность учителя.
Область применения опыта
Данный опыт может быть использован учителями истории, географии, литературы, общеобразовательных школ; для применения на уроках при углубленном изучении отдельных тем, на внеклассных мероприятиях, для проведения предметных школьных недель, выступления старшеклассников на научно-пpaктических конференциях школьников.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира. ...
18 03 2024 6:28:17
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
17 03 2024 15:10:28
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны? ...
16 03 2024 3:42:49
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
15 03 2024 10:10:27
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
14 03 2024 2:34:15
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
13 03 2024 2:49:52
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
12 03 2024 9:58:46
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
11 03 2024 4:39:18
Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....
10 03 2024 14:20:11
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
09 03 2024 1:53:18
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
08 03 2024 4:11:45
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы. ...
07 03 2024 1:36:35
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
06 03 2024 16:14:35
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
05 03 2024 20:49:31
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
04 03 2024 20:50:21
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
03 03 2024 17:27:54
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
02 03 2024 5:58:24
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
01 03 2024 9:30:22
Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....
29 02 2024 1:23:49
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...
28 02 2024 19:23:58
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера. ...
27 02 2024 1:49:37
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
26 02 2024 17:42:59
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
25 02 2024 14:51:46
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
24 02 2024 12:12:10
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
23 02 2024 7:26:35
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
22 02 2024 6:50:30
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
21 02 2024 12:20:51
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
20 02 2024 16:11:10
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
19 02 2024 13:53:51
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
18 02 2024 1:37:50
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
17 02 2024 1:23:15
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
16 02 2024 5:51:42
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
15 02 2024 11:42:40
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
14 02 2024 22:30:35
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
13 02 2024 21:56:24
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы. ...
12 02 2024 4:18:40
Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
11 02 2024 22:59:11
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...
10 02 2024 4:56:22
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность. ...
09 02 2024 18:15:24
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
08 02 2024 21:47:59
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
07 02 2024 17:36:38
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
06 02 2024 7:12:49
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
05 02 2024 13:43:11
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
04 02 2024 15:42:31
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
03 02 2024 9:55:41
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
02 02 2024 9:49:40
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
01 02 2024 22:20:35
Урок-презентация изучает тему «Страны Западной Европы: послевоенное устройство» курса зарубежной новейшей истории в 9-м классе. Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом, оценить их по определенным критериям, проанализировать этапы работы, подвести итоги. Кроме конспекта урока, статья содержит серию приложений с паспортом проекта, рабочими листами групп, презентацией....
31 01 2024 5:33:47
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
30 01 2024 20:32:33
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
29 01 2024 6:44:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::