Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории

В условиях широкого развития средств массовой информации, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа смогла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой и мотивированной деятельности.
Применение информационных, компьютерных технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Культура информационного общества основывается на работе с информацией, главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование её.
При широком распространении многочисленных источников информации, в том числе электронных, учебник перестал быть для школьников единственным источником знаний. На современном этапе модернизации образования мне показалось возможным привлечь к работе на уроках компьютер.
Демонстрация представляет собой наглядное зрительно-иллюстративное предъявление ученику информации, то есть основное назначение демонстраций сформировать представление школьников об изучаемом объекте, которое в дальнейшем будет развиваться до понятийного уровня.
Варианты использования MICROSOFT POWER POINT в работе с учащимися:
1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала.
- Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях.
2. Наглядная демонстрация процесса.
- Наглядная демонстрация процесса (анимационные карты, репродукции картин), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.
3. Совместное изучение источников и материалов.
- Совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).
4. Корректировка и тестирование знаний:
- Проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или школьной медиатеке, когда отставшие или отсутствующие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций.
- Работа с тестирующими системами и тренажерами.
Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы хаpaктеристик, описаний, таблицы, справочные материалы, анимационные карты.
Презентация в программе POWER POINT позволяет не перегружать зрительное прострaнcтво, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Мультимедийные презентации использую для того, чтобы на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Эти материалы могут быть также подкреплены соответствующими звукозаписями.
Использование Microsoft ExcelMicrosoft Excel представляет собой достаточно мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в виде электронных таблиц.
В электронных таблицах разpaбатываю проверочные тесты, кроссворды, социологические диаграммы. Созданные дидактические материалы помогают ученикам в понимании исследуемой проблемы, приобретении необходимых знаний, умений, навыков.
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса приемы:
- актуализация знаний;
- объяснение нового материала;
- закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний;
- контроль знаний и умений.
В зависимости от целей урока информационные технологии применяю на уроках:
- изучения нового материала;
- обобщения и систематизации знаний;
- при выполнении пpaктических работ, творческих заданий;
- при контроле знаний и умений.
Преимущество компьютерных средств заключается в постоянном обновлении информации.
Можно выделить три основные формы работы с ИКТ на уроках истории.
- Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе.
- Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по истории вне школьных занятий.
- И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Использование одного из направлений даст гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Электронные учебные пособия (ЭУП)Мультимедиа-учебник – это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ и, соответственно, целый ряд функций. Во-первых, как и традиционный учебник, он осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета.
Во-вторых – благодаря мультимедиа технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников
В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с компьютерными средствами. Для пpaктических работ считаю эффективной непосредственную работу ученика с ПК, что возможно осуществить в кабинете информатики.
Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося.
Тема урока: Герб.
Цели:
Этапы урока:
- Актуализация прежних знаний и способов действий; постановка цели урока.
- Формирование новых знаний и способов действий; частично – исследовательская работа.
- Обобщение и систематизация новых знаний.
- Задание на дом.
- Подведение итогов урока.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
ХОД УРОКА
В 1471 году в Москву из Константинополя прибыл Антон Фрязин. Он привез для Великого князя Иоанна III портрет Зои Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI.
В январе 1472 года русское посольство отправилось в Константинополь за невестой Великого князя. 12 ноября 1472 года Зоя Палеолог въехала в Москву. Ее встречали митрополит и высшее духовенство. В тот же день был совершен торжественный обряд венчания во временном деревянном соборе Успения. Зоя Палеолог стала великой княжной Софьей Фоминичной. Она привезла на Русь герб Византии – двуглавого орла. Он и стал гербом Российского государства. Этим фактом Иоанн III хотел показать, что Русское государство является преемником могущественной некогда Византийской империи
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Какова цель нашего урока?
- В каком государстве мы живем? Как называется наш край?
- Какие вы знаете районные центры?
Я хочу показать вам необыкновенную вещь. Как вы думаете, что это? (Показываю “морду” – рыболовную снасть) Как может быть отображено это занятие жителей Оханска и где найдет себе место? (Выходим на тему урока)
< Рисунок 1>
- Что же такое герб?
Презентация, слайд 1
- Как называется наука, которая изучает правила составления гербов?
Презентация, слайд 2
В России вначале появился государственный герб, и только позднее были созданы гербы городов и земель, затем появились родовые гербы. Рассмотрим герб земли Пермской, который впервые появился на печати Ивана Грозного.
Презентация, слайд 3.
- Что здесь изображено? Почему именно эти символы?
Впервые земельные эмблемы российских провинций появились на большой государственной печати Ивана IV, которая относится к последней трети XVI века.
Имеется на этой печати и пермская территориальная эмблема: лиса или какой-то другой хищный зверь и надпись “Печать пермская”. Оттиски этой печати, дошедшие до нашего времени, очень нечеткие, и определить точно, что это за зверь, нет возможности. Но во всяком случае это не медведь, а зверь с длинным хвостом.
В целях укрепления восточных рубежей государства Иван IV выдал в 1558 г. жалованную грамоту Строгановым на обширные земли по Каме от Соликамска до р. Чусовой (обращаемся к атласу).
< Рисунок 2>
В последующие годы к этой вотчине были добавлены земли по притокам Камы. В 1564 г. был основан Орел-городок. Этот городок был построен, как хорошо укрепленная крепость. Орел-городок почти на столетие стал центром всех северных вотчин Строгановых. Строгановы селили крестьян, поднимали пашни, занимались соляными промыслами, строили укрепленные городки. Они приняли активное участие в организации похода Ермака.
В грамоте 1725 года на баронское Российской империи достоинство, данной Александру, Николаю и Сергею Григорьевичам Строгановым в связи с пожалованием их указанным титулом 6 марта 1722 года, пишет А.Б. Лакиер, имеется объяснение герба Строгановых:
“В гербе баронов Строгановых, указывает автор, щит разбит на две части: из них в верхней, красного цвета, изображена серебряная медвежья голова, обращенная вправо (часть Пермского герба), нижняя занята беличьим мехом (в память покорения Сибири при Иване Грозном). Через весь щит идет золотая волнистая перевязь влево, имеющая три копейных железка остриями вверх…”
Барон Григорий Александрович (1770–1857) был пожалован вместе с потомками графским Российской империи достоинством 22 августа 1826 года.
В баронский герб были внесены по этому случаю следующие изменения. На золотой перевязи помещено не три копейных наконечника, а пять (пятый прикрыт малым щитом). В центре щита установлен малый щит, в гoлyбом поле которого государственный черный двуглавый орел с золотыми коронами, скипетром и державой. На гpyди орла гoлyбой щиток с вензелем императора Николая I. Герб венчает графская корона (девять жемчужин на золотом обруче) и три серебряных шлема, увенчанные: крайние – дворянскими коронами, а средний – графской короной. В нашлемниках: в среднем – возникающий государственный двуглавый орел (как и в малом щите – символ пожалованного графского титула), в правом – рука в серебряных латах, держащая золотой крест; в левом – рука в латах, держащая шпагу. Намет на щите: справа – серебряный, подложенный гoлyбым, слева – золотой, подложенный красным. Щитодержатели – два соболя, опирающихся на листья и (или) ленту с девизом: “FERRAM OPES PATRIAE, SIBI NOMEN” (Отечеству принесу богатство, себе (оставлю) имя).
Интерес представляет экслибрис графа: щит, горизонтально разделенный на два поля. В верхнем красном поле изображена серебряная медвежья голова, обращенная вправо; в нижнем – беличий мех. На щите – золотая перевязь справа налево с тремя копейными наконечниками, обращенными вверх вправо; щит увенчан графской короной и тремя шлемами с дворянскими (!) коронами”. [1]
Презентация, слайд 4
- Чем пожаловали императоры российские Строгановых? Ищем эти символы на гербе Строгановых, обращаясь к раздаточному материалу.
Приложение 1
Рассматриваем гербы Пермского наместничества, учрежденного Екатериной Великой (частично-исследовательская работа). Определяем, чем занималось население. На гербе Соликамска изображен соляной колодец, с середины XVI в. до начала XVIII в. был крупнейшим центром солеварения России. На гербе Кунгура в гoлyбом поле изображен рог изобилия с сыплющимися из него колосьями, означающими плодородие вокруг оного города. Славился город и своими мастерами-камнерезами и красотой Ледяной пещеры. На гербе г. Оса – в серебряном поле стоящий на дереве улей с летающими около него пчелами, означающий, что здесь довольно мёду. В гербе г. Оханск в гoлyбом поле – серебряные сети, мерёжи и саки, означающие, что жители сего города имели рыболовный промысел. Обращаю внимание на составные части герба.
Приложение 3
Презентация, слайд 5
Затем переходим к гербу Пермской губернии. Переходим на современный вид герба Пермского края, сравнивая, сопоставляя.
Презентация, слайд 6
Гербовая эмблема Перми Великой “медведь” стала основной гербовой фигурой земельного герба Перми Великой. Щит с красивым червлёным (красным) полем. Медведь серебряный, что подчеркивает чистоту помыслов и нравов жителей Земли Пермской. Щит “покрыт княжескою короною”.
Медведь на пермском гербе шел влево от зрителя, в правую геральдическую сторону. Если бы его развернули (то есть вправо от зрителя), то он бы считался позорно убегающим, а так он шел вперед, гордо приподняв голову, прямо навстречу всем опасностям. Его цвет символизировал чистоту, невинность, мудрость и радость; золотой цвет Евангелия подчеркивал верховенство, величие, уважение и богатство; серебро креста символизировало непорочность и мудрость помыслов и целей; красный цвет геральдического поля утверждал право, мужество, любовь и храбрость. [2]
Герб Перми Великой с достоинством вновь воссиял над Пермским областью с принятием Законодательным Собранием Пермской области 22 декабря 1995 г. Закона “О гербе области”.
Приложение 1
Выполняется работа с раздаточным материалом
Кроссворд "Старинные города Прикамья"
- Город, славный мастерами-камнерезами и Ледяной пещерой. (Кунгур)
- Город-“насекомое”. (Оса)
- В этом городе добывают то, без чего не садятся за стол. (Соликамск)
- Поселок, который называют городком, его название отражено в гербе России. (Орел)
- Город, имя которого произошло от названия особой рыболовной сети с крупными ячейками. (Оханск)
- Город, в гербе которого изображена золотая ладья. (Чусовой)[ 4]
Как итог урока: переходим к решению кроссворда.
Приложение 2
Домашнее задание: составить герб своей семьи.
Творческое задание: нарисовать герб класса.
Список литературы:
1. Ю.К. Николаев. “Основы геральдики. Российская и Пермская символика”. Пермь, 2002.
2. А.М. Белавин, Н.Н Агафонова, Н.Б. Крыласова “Страницы истории земли Пермской”.
3. Пермь, “Книжный мир” 1995.
4. Е.В. Пчелов. “Государственные символы России. Герб, флаг, гимн”. Москва, “Русское слово”, 2002.
5. Н.П. Горбацевич, Н.В.Шатрова “Прикамье:странички далёких и близких времен” методическое пособие для учителя Пермь “Книжный мир”, 2003.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
19 01 2021 9:43:25
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
18 01 2021 19:16:58
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
17 01 2021 3:10:30
Урок носит повторительно-обобщающий хаpaктер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на пpaктике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит пpaктико-ориентированный хаpaктер....
16 01 2021 18:36:25
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
15 01 2021 18:59:12
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса.
...
14 01 2021 13:21:39
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона.
...
13 01 2021 12:41:30
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
12 01 2021 18:13:17
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
11 01 2021 19:35:35
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал.
...
10 01 2021 17:27:59
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
09 01 2021 2:16:52
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
08 01 2021 19:42:47
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
07 01 2021 0:20:30
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
06 01 2021 4:24:11

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
05 01 2021 8:53:45
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики.
Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
04 01 2021 5:18:31
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
03 01 2021 1:41:14
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
02 01 2021 11:36:46
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
01 01 2021 2:18:11
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
31 12 2020 17:52:25
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
30 12 2020 11:23:25
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
29 12 2020 18:14:30
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
28 12 2020 12:43:23
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
27 12 2020 8:43:55
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли.
...
26 12 2020 14:36:30
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
25 12 2020 18:51:25
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
24 12 2020 13:46:16
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
23 12 2020 12:14:27
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
22 12 2020 18:22:22
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
21 12 2020 20:39:26
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
20 12 2020 20:52:17
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
19 12 2020 16:11:21
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве.
...
18 12 2020 9:35:41
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
17 12 2020 12:16:57
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
16 12 2020 23:29:44
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
15 12 2020 11:43:41
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
14 12 2020 15:30:58
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
13 12 2020 16:49:48
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
12 12 2020 8:24:18
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала.
...
11 12 2020 12:47:16
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
10 12 2020 5:44:18

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
09 12 2020 11:14:44
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
08 12 2020 5:31:29

Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
07 12 2020 1:38:40
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
06 12 2020 2:11:56
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
05 12 2020 7:36:49
Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода
...
04 12 2020 13:28:59
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
03 12 2020 16:19:44
В работе определены функции гражданского политического образования....
02 12 2020 10:27:17
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
01 12 2020 11:20:34
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
30 11 2020 21:25:39
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
29 11 2020 4:58:16
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
28 11 2020 8:33:33
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
27 11 2020 17:19:41
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
26 11 2020 20:59:47
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века.
...
25 11 2020 15:58:28
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.
...
24 11 2020 9:28:32
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
23 11 2020 17:23:24

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
22 11 2020 17:49:39
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
...
21 11 2020 8:23:29
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
20 11 2020 10:44:23
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
19 11 2020 3:20:58
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
18 11 2020 18:10:23
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители.
...
17 11 2020 7:13:29
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война».
...
16 11 2020 19:26:19
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
15 11 2020 22:55:31
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
14 11 2020 2:52:10
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
13 11 2020 2:17:34

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
12 11 2020 20:12:10
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
11 11 2020 22:17:56
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
10 11 2020 12:39:25
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
09 11 2020 4:41:22
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
08 11 2020 21:59:38
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
07 11 2020 6:30:44
В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на пpaктике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени.
...
06 11 2020 21:58:35
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
05 11 2020 14:56:55
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
04 11 2020 13:14:13
Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях.
...
03 11 2020 7:37:53

В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
02 11 2020 4:41:44
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
01 11 2020 0:53:21
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности.
...
31 10 2020 22:40:12
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей.
...
30 10 2020 11:33:37
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника.
...
29 10 2020 0:20:55
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
28 10 2020 8:47:13
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
27 10 2020 18:32:48
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
26 10 2020 22:52:42
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
25 10 2020 21:43:55
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план.
На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
24 10 2020 6:41:28
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....
23 10 2020 18:23:44
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
22 10 2020 7:29:57
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
21 10 2020 9:23:27
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
20 10 2020 0:44:31
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи.
...
19 10 2020 4:18:20
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
18 10 2020 1:45:23

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
17 10 2020 5:42:17
Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми члeнами комaнды. Развивают физические качества....
16 10 2020 9:38:35
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
15 10 2020 16:57:36
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
14 10 2020 23:30:42
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
13 10 2020 22:19:35
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
12 10 2020 7:35:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::