Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"
Изучение темы “Тоталитаризм. Сталинские репрессии” представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов Отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины.
Вятский край испокон веков был местом ссылки, поэтому неудивительно, что в годы репрессий здесь также были сталинские лагеря.
Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал.
Цели урока – на примере истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области, показать суть репрессивной политики государства в 30-50-е годы.
Тип урока: комбинированный.
Базовые понятия: тоталитаризм, культ личности, политические репрессии, ГУЛАГ.
Подготовительный этап урока: работа учащихся с литературой по теме (научной, мемуаристикой). Экспедиция в п. Лесное – центр Вятлага. Сбор материалов: воспоминаний, интервью со старожилами поселка. Подготовка устных выступлений о ходе экспедиции, о судьбах некоторых узников Вятлага.
Ход урока:
I. Вводная беседа.
1. Что такое тоталитарный режим?
2. Политические репрессии - это …
3. Каковы причины установления в СССР в 30-50-е годы репрессивной политики?
Обобщение учителя.
Тоталитарный режим – это система госконтроля над всеми областями общественной жизни.
Политические репрессии - это карательные меры против политических противников.
Причины установления репрессивной политики:
- слабость демократических традиций в государстве;
- авторитарно-тоталитарная система управления государством, установившаяся в 30-е годы, отсутствие общественного контроля за властью, государственные дела в руках группы лиц, отлучение народа от власти;
- культ личности Сталина;
- нестабильность обстановки в стране: отсутствие опыта социалистического строительства, хозяйственные трудности, внутрипартийная борьба, попытки объяснить все это происками “врагов народа” - отсюда подавление оппозиции, поиски врагов действительных и мнимых, расправа с ними;
- существовали различные формы репрессий: увольнение с работы по политическим мотивам, запрет заниматься профессиональной деятельностью, выселение, лагерь, тюрьма и, наконец, расстрел.
II. Основная часть урока.
1. Сообщение учителя.
Первые исправительно-трудовые лагеря появились одновременно с установлением советской власти. В период “большого террора” 1932-1939 годы количество лагерей многократно увеличилось. Советское руководство, создав невиданную по масштабам лагерную систему, ставило задачи:
- изолировать реальных и потенциальных врагов режима (а также просто недовольных им),
- занять этих людей общественно-полезным трудом, т.е. “не позволить даром им есть хлеб”.
- колонизировать районы, богатые полезными ископаемыми, но с нeблагоприятным климатом (север, тайга, степь, тундра, куда не едут вольнонаемные).
Для управления лагерями при ОГПУ (затем НКВД СССР) было создано Государственное управление лагерями.
2. Самостоятельная работа учащихся с документами
Архипелаг ГУЛАГ
ЗАДАНИЕ. Прокомментируйте представленные материалы и документы.
1. По состоянию на 1 марта 1940 г. ГУЛАГ состоял из 53 лагерей (включая лагеря, занятые железнодорожным строительством), 425 исправительно-трудовых колоний (в том числе 170 промышленных, 83 сельскохозяйственных), объединенных областными, краевыми, республиканскими отделами исправительно-трудовых колоний ОИТК, 50 колоний для несовершеннолетних.
2. Общий контингент заключенных, содержавшихся в лагерях и исправительно-трудовых колониях ГУЛАГа на 1 марта 1940 г., определялся в 1 668 200 человек.
3. По хаpaктеру преступлений заключенные распределялись следующим образом (1 марта 1940 г.):
1) контрреволюционная деятельность – 28,7%,
2) особо опасные преступления против порядка управления – 5,4%,
3) xyлиганство, спекуляция и пр. преступления против управления – 12,4%,
4) кражи – 9,7%,
5) должностные и хозяйственные преступления – 8,9%,
6) расхищения социалистической собственности – 1,5%,
7) прочие преступления – 27,5%.
4. В начале 1940 г. военизированная охрана ГУЛАГа насчитывала около 107 тыс. чел., стоимость содержания которых в год определялась суммой в 790 млн.руб.
В январе 1939 г. число стрелков охраны из заключенных составляло 25 тыс. человек.
“Движение лагерного населения ГУЛАГа”
Годы На 1 января В среднем за год 1930
1933
1936
1938
1940
1941
1945
1946
1947
179.000
268.700
839.406
996.367
1.344.408.
1.500.524
715.506
600.897
808.839
190.000
271.000
836.000
1.313.000
1.400.000
1.560.000
699.258
700.712
1.048.127
- Подведение итогов работы с документами.
3. Лагеря были разбросаны по всей стране – “острова архипелага ГУЛАГа”, по выражению А.Солженицына. Несколько лагерей находились в Кировской области. Самым крупным был Вятлаг-Вятский лагерь.
“Вятлаг - это глухие кайские леса. Вятлаг – это скопище заключенных. Вятлаг – это лесопромышленный комплекс. Вятлаг – это особый мир, покоящийся на костях людей. Вятлаг – это, наконец, “государство в государстве со своими законами, традициями, моралью”, - так писал П.Ожегин – один из летописцев Вятлага. Сейчас нет Вятлага, а есть учреждение К-231, но память об этом лагере сохранилась.
Выступления ученика о поездке в п. Лесное – центр Вятлага.
4. Сообщение учителя из истории Вятлага.
Обратимся к книге В.А.Бердинских “История одного лагеря”. Вятлаг возник в 1937 году как один из 7 “лесных” лагерей в системе ГУЛАГА. Он располагался на северо-востоке Кировской области (Вятского края) в непроходимой тайге. Расстояние от областного центра, г. Кирова 350 км.
Соединяла эти пункты ширококолейная железная дорога, она постепенно, по мере расширения лагеря, обрастала сетью дорог, которые шли все дальше на север, а так же непосредственно к пунктам заготовки леса”.
В 1938 году вблизи станции Лесная был построен крупный лесозавод, а рядом с ним “Соцгород”, будущий поселок Лесной, центр “столица” Вятлага. (Лагерное начальство мечтало построить социалистический город: благоустроенный, со школой, дворцом культуры, с бассейном, со стадионом). Сюда в 1939 году было переведено Управление Вятлага.
Поселок располагался в гибельном болотистом месте. На наш вопрос, зачем нужно было строить на болоте, ответы старожилов были разные: “чтобы заключенным труднее было убежать”, “наверное, чтобы заключенные сильнее почувствовали свою вину перед государством”. Сначала это было небольшое селение сплошь деревянное, к центру вела улица Вокзальная. Вдоль дороги тянулись заборы с колючей проволокой (базы лагеря). По другую сторону – деревянные баpaки. Вплоть до 50-х годов на окраине этого поселка можно было увидеть такие экзотические для наших мест жилые помещения как юрты. Это были глинобитные постройки с печками-буржуйками, в них жили немцы - спецпоселенцы и другие представители вятлаговского населения.
В период “расцвета” Вятлага, а это конец 40–50-х годов, поселок выглядел уже иначе, чем сейчас. По воспоминаниям опрошенных нами жителей, поселок был благоустроен. За эти годы заключенными была сделана ирригационная система, чтобы осушить низину, в которой находился поселок. Были прорыты канавы, обложены внутри деревянными кругляками. Центральная часть поселка была значительно приподнята за счет наносной земли. Трудно даже представить, какое количество земли вручную было перенесено, какой каторжный труд заключенных вложен в тот поселок. По воспоминаниям Т.В. Гoлyбевой, такая же каторжная работа была проведена в близлежащем совхозе. “Однажды, собирая в лесу ягоды, я обнаружила огромные котлованы. Земля из них, плодородная ее часть, была вручную вырыта и перенесена за несколько километров на совхозные земли. Эту работу делали женщины-заключенные, которые работали в совхозе”.
В центре поселка была площадь: с одной стороны прекрасное деревянное здание - Дом культуры, с другой - двухэтажные дома Управления лагеря. Рядом были жилые дома для лагерного начальства. Это двухэтажные деревянные постройки с некоторыми деталями европейского, готического стиля (башенки на крышах, высокие, крутые скаты, необычная внутренняя планировка).
Невдалеке был стадион, окруженный трибунами. И сейчас видно невооруженным глазом, что здесь большой слой наносной земли, т.к. место высокое и сухое. (Сколько же ее нужно было перенести на такое большое прострaнcтво?).
В центре площади был поставлен памятник В.И. Ленину из светло-серебристого металла. Отлит он был заключенным художником. Типичный для городов и поселков всей страны. (Сколько их безликих стоит до сих пор!). Интересен тот факт, что раньше вместо этого памятника стоял другой - скульптура “Чекист с овчаркой”. Когда убрали, можно только предполагать.
В поселке был сделан водопровод, а улицы вымощены деревянными, вертикально поставленными тюльками-плитами. Такая вот деревянная брусчатка. Вдоль улиц были дощатые тротуары.
“Но основная жизнь Вятлага сосредоточивалась не в поселке Лесном, а в лагерных пунктах, расположенных вдоль железной дороги, где были тысячи и тысячи заключенных и люди, их охранявшие. Руками заключенных вырубалась тайга, территория обносилась забором с колючей проволокой и сторожевыми вышками. Это запретная зона. Внутри сооружались сначала палатки, а затем – бревенчатые или щитовые баpaки для заключенных, помещения для лагерных служб (невозможно представить, как можно было выжить зимой в палатках, ведь для северных краев холода за минус 40 не редкость). По воспоминаниям тех, кто пережил эти времена, “волосы примерзали к стенам палатки”. Постепенно зоны благоустраивались: появлялась пекарня, баня, магазин, клуб, начальная малокомплектная школа для детей сотрудников. Здесь же была производственная зона, где работали заключенные” (1).
Из литературы известно, что лагерная система имела цель не только изолировать реальных и потенциальных врагов, или просто недовольных режимом, но заставить арестованных заниматься общественно-полезным трудом. (не позволить даром есть хлеб!) главным образом в местах мало пригодных для жизни. Эта же цель реализовывалась и в Вятлаге - огромном лесозаготовительном комплексе. “Лагерный контингент” колeбaлся от 16.000 до 25.000 тысяч человек в год. Заключенные валили лес, занимались вывозкой, выпускали самую разнообразную лесопродукцию. Обеспечить выполнение плана было главной задачей вятлаговского начальства. План во что бы то ни стало, любой ценой! И здесь “контингент” не жалели. Труд на лесоповале был чрезвычайно тяжел, до середины 50-х годов пpaктически не было никакой механизации: деревья валили ручными лучковыми пилами по пояс в снегу или по колено в болотной жиже, вывозили на лошадях. Укладывали в штабеля и грузили вручную. “Берегите лошадей” - читаем в приказах управления, но нигде нет упоминания “берегите людей”. Долго на таких работах даже физически крепкие люди не выдерживали, становились инвалидами, умирали.
Особенно много погибло в Вятлаге в годы войны (до 30%). Места захоронения большинства погибших неизвестны.
5. Выступление участника экспедиции о школе в Вятлаге в 1930-1950-е годы.
6. Сообщение учащихся о лагерных судьбах: о поэте Б.Чичибабине, инженере Леймаре из КБ Туполева, адъютанте Жукова Минюке, о графине Оболенской-Волконской, актрисе Окуневской, композиторе Поле Марселе - авторе известного романса “Дружба”.
III. Обобщающие выводы по уроку.
Сталинские репрессии оказали колоссальное влияние на судьбу страны: ее экономику, политику, культуру, на общественное сознание (падение ценностей человеческой жизни, отношение к жизни как к материалу, унижение человеческого достоинства, неуверенность в завтрашнем дне).
IV. Заключительная часть урока.
Написание учащимися эссе на темы:
“Отчизне мы не судьи” (И.Бродский)
“Не надо ворошить прошлое, кто старое помянет тому глаз вон!”.
Выдержки из эссе.
“История нашей страны полна трагических моментов, которые не очень приятно вспоминать, но тем не менее того что было, не исправишь и не утаишь. Необходимо знать историю своей страны, даже ее трагические моменты, чтобы это не повторялось никогда”. (Бокова Лилия)
“Ход истории нельзя изменить, с этим приходится только мириться”. (Черных Ольга)
“История–вещь, которая иногда ломает человеческие судьбы, заставляя в один миг забывать что было с человеком до. Так, например, ГУЛАГ, уничтоживший огромное количество людей принес боль всей стране. Но мы не вправе судить людей, совершивших это, потому что это история, ведь нельзя вернуть погибших или вылечить искалеченных, мы не можем повернуть время вспять и единственное, что мы можем сделать не совершать этих ошибок в будущем”. (Татаурова Ульяна)
“Как жаль, что нельзя исправить, переписать историю, но такие раны остаются в сердце на всю жизнь”. ( Шишанова Юля)
“Конечно, прошлое это прошлое, не нужно зацикливаться на нем, нужно стараться улучшить настоящее и будущее, но есть вещи, забывать которые нельзя. Так нельзя забывать трагедию Вятлага и других островов Архипелага ГУЛАГ”. (Сребницкая Ксения)
Литература к уроку.
- Бердинских В.А. История одного лагеря.(Вятлаг). – М.:Аграф, 2001.-432 с.
- Бортников В.А. Крестный путь.// Вятский край.1991 г.15 мая.
- Ожегин П.Т. Вятлаг//Энциклопедия земли Вятской. Т 4. История. Киров, 1995 г.с.408-421 Культура и искусство Вятлага Т 9. Культура и искусство. Киров, 1999 г. с 533-550.
- Окуневская Т.К. Татьянин день// Искусство кино.1994 №5, 1996 № 4-5
- Панин Д. Лубянка –Экибастуз.М,1990
- 65 лет Вятскому управлению лесных исправительных учреждений УИН Минюста России по Кировской области, 2003
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер. ...
27 03 2024 20:48:50
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...
26 03 2024 14:14:53
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
25 03 2024 7:36:48
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
24 03 2024 0:28:25
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
23 03 2024 21:10:50
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
22 03 2024 4:32:42
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
21 03 2024 2:20:16
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
20 03 2024 18:20:18
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
19 03 2024 3:43:27
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
18 03 2024 11:36:17
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
17 03 2024 11:40:43
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
16 03 2024 14:17:33
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
15 03 2024 18:42:40
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....
14 03 2024 20:34:24
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...
13 03 2024 4:24:47
На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....
12 03 2024 13:51:49
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
11 03 2024 6:29:44
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
10 03 2024 21:22:28
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
09 03 2024 19:31:56
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
08 03 2024 23:59:18
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
07 03 2024 0:21:38
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся. ...
06 03 2024 8:43:37
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
05 03 2024 12:29:31
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
04 03 2024 6:39:32
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...
03 03 2024 20:12:26
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника. ...
02 03 2024 8:30:39
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
01 03 2024 9:30:24
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
29 02 2024 21:53:43
В работе определены функции гражданского политического образования....
28 02 2024 3:24:36
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...
27 02 2024 3:49:35
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
26 02 2024 6:43:22
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП). Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал. ...
25 02 2024 9:35:31
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
24 02 2024 12:44:47
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией. Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку. ...
23 02 2024 2:26:21
Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....
22 02 2024 21:51:14
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
21 02 2024 1:58:23
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
20 02 2024 14:48:56
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
19 02 2024 15:37:40
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...
18 02 2024 3:54:40
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения. ...
17 02 2024 2:15:26
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
16 02 2024 19:41:47
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
15 02 2024 0:29:26
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
14 02 2024 21:42:49
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
13 02 2024 9:53:40
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
12 02 2024 2:19:19
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
11 02 2024 15:44:58
Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа. ...
10 02 2024 20:47:16
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...
09 02 2024 14:49:23
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
08 02 2024 1:56:15
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации. ...
07 02 2024 23:36:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::