Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"
Изучение темы “Тоталитаризм. Сталинские репрессии” представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов Отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины.
Вятский край испокон веков был местом ссылки, поэтому неудивительно, что в годы репрессий здесь также были сталинские лагеря.
Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал.
Цели урока – на примере истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области, показать суть репрессивной политики государства в 30-50-е годы.
Тип урока: комбинированный.
Базовые понятия: тоталитаризм, культ личности, политические репрессии, ГУЛАГ.
Подготовительный этап урока: работа учащихся с литературой по теме (научной, мемуаристикой). Экспедиция в п. Лесное – центр Вятлага. Сбор материалов: воспоминаний, интервью со старожилами поселка. Подготовка устных выступлений о ходе экспедиции, о судьбах некоторых узников Вятлага.
Ход урока:
I. Вводная беседа.
1. Что такое тоталитарный режим?
2. Политические репрессии - это …
3. Каковы причины установления в СССР в 30-50-е годы репрессивной политики?
Обобщение учителя.
Тоталитарный режим – это система госконтроля над всеми областями общественной жизни.
Политические репрессии - это карательные меры против политических противников.
Причины установления репрессивной политики:
- слабость демократических традиций в государстве;
- авторитарно-тоталитарная система управления государством, установившаяся в 30-е годы, отсутствие общественного контроля за властью, государственные дела в руках группы лиц, отлучение народа от власти;
- культ личности Сталина;
- нестабильность обстановки в стране: отсутствие опыта социалистического строительства, хозяйственные трудности, внутрипартийная борьба, попытки объяснить все это происками “врагов народа” - отсюда подавление оппозиции, поиски врагов действительных и мнимых, расправа с ними;
- существовали различные формы репрессий: увольнение с работы по политическим мотивам, запрет заниматься профессиональной деятельностью, выселение, лагерь, тюрьма и, наконец, расстрел.
II. Основная часть урока.
1. Сообщение учителя.
Первые исправительно-трудовые лагеря появились одновременно с установлением советской власти. В период “большого террора” 1932-1939 годы количество лагерей многократно увеличилось. Советское руководство, создав невиданную по масштабам лагерную систему, ставило задачи:
- изолировать реальных и потенциальных врагов режима (а также просто недовольных им),
- занять этих людей общественно-полезным трудом, т.е. “не позволить даром им есть хлеб”.
- колонизировать районы, богатые полезными ископаемыми, но с нeблагоприятным климатом (север, тайга, степь, тундра, куда не едут вольнонаемные).
Для управления лагерями при ОГПУ (затем НКВД СССР) было создано Государственное управление лагерями.
2. Самостоятельная работа учащихся с документами
Архипелаг ГУЛАГ
ЗАДАНИЕ. Прокомментируйте представленные материалы и документы.
1. По состоянию на 1 марта 1940 г. ГУЛАГ состоял из 53 лагерей (включая лагеря, занятые железнодорожным строительством), 425 исправительно-трудовых колоний (в том числе 170 промышленных, 83 сельскохозяйственных), объединенных областными, краевыми, республиканскими отделами исправительно-трудовых колоний ОИТК, 50 колоний для несовершеннолетних.
2. Общий контингент заключенных, содержавшихся в лагерях и исправительно-трудовых колониях ГУЛАГа на 1 марта 1940 г., определялся в 1 668 200 человек.
3. По хаpaктеру преступлений заключенные распределялись следующим образом (1 марта 1940 г.):
1) контрреволюционная деятельность – 28,7%,
2) особо опасные преступления против порядка управления – 5,4%,
3) xyлиганство, спекуляция и пр. преступления против управления – 12,4%,
4) кражи – 9,7%,
5) должностные и хозяйственные преступления – 8,9%,
6) расхищения социалистической собственности – 1,5%,
7) прочие преступления – 27,5%.
4. В начале 1940 г. военизированная охрана ГУЛАГа насчитывала около 107 тыс. чел., стоимость содержания которых в год определялась суммой в 790 млн.руб.
В январе 1939 г. число стрелков охраны из заключенных составляло 25 тыс. человек.
“Движение лагерного населения ГУЛАГа”
Годы На 1 января В среднем за год 1930
1933
1936
1938
1940
1941
1945
1946
1947
179.000
268.700
839.406
996.367
1.344.408.
1.500.524
715.506
600.897
808.839
190.000
271.000
836.000
1.313.000
1.400.000
1.560.000
699.258
700.712
1.048.127
- Подведение итогов работы с документами.
3. Лагеря были разбросаны по всей стране – “острова архипелага ГУЛАГа”, по выражению А.Солженицына. Несколько лагерей находились в Кировской области. Самым крупным был Вятлаг-Вятский лагерь.
“Вятлаг - это глухие кайские леса. Вятлаг – это скопище заключенных. Вятлаг – это лесопромышленный комплекс. Вятлаг – это особый мир, покоящийся на костях людей. Вятлаг – это, наконец, “государство в государстве со своими законами, традициями, моралью”, - так писал П.Ожегин – один из летописцев Вятлага. Сейчас нет Вятлага, а есть учреждение К-231, но память об этом лагере сохранилась.
Выступления ученика о поездке в п. Лесное – центр Вятлага.
4. Сообщение учителя из истории Вятлага.
Обратимся к книге В.А.Бердинских “История одного лагеря”. Вятлаг возник в 1937 году как один из 7 “лесных” лагерей в системе ГУЛАГА. Он располагался на северо-востоке Кировской области (Вятского края) в непроходимой тайге. Расстояние от областного центра, г. Кирова 350 км.
Соединяла эти пункты ширококолейная железная дорога, она постепенно, по мере расширения лагеря, обрастала сетью дорог, которые шли все дальше на север, а так же непосредственно к пунктам заготовки леса”.
В 1938 году вблизи станции Лесная был построен крупный лесозавод, а рядом с ним “Соцгород”, будущий поселок Лесной, центр “столица” Вятлага. (Лагерное начальство мечтало построить социалистический город: благоустроенный, со школой, дворцом культуры, с бассейном, со стадионом). Сюда в 1939 году было переведено Управление Вятлага.
Поселок располагался в гибельном болотистом месте. На наш вопрос, зачем нужно было строить на болоте, ответы старожилов были разные: “чтобы заключенным труднее было убежать”, “наверное, чтобы заключенные сильнее почувствовали свою вину перед государством”. Сначала это было небольшое селение сплошь деревянное, к центру вела улица Вокзальная. Вдоль дороги тянулись заборы с колючей проволокой (базы лагеря). По другую сторону – деревянные баpaки. Вплоть до 50-х годов на окраине этого поселка можно было увидеть такие экзотические для наших мест жилые помещения как юрты. Это были глинобитные постройки с печками-буржуйками, в них жили немцы - спецпоселенцы и другие представители вятлаговского населения.
В период “расцвета” Вятлага, а это конец 40–50-х годов, поселок выглядел уже иначе, чем сейчас. По воспоминаниям опрошенных нами жителей, поселок был благоустроен. За эти годы заключенными была сделана ирригационная система, чтобы осушить низину, в которой находился поселок. Были прорыты канавы, обложены внутри деревянными кругляками. Центральная часть поселка была значительно приподнята за счет наносной земли. Трудно даже представить, какое количество земли вручную было перенесено, какой каторжный труд заключенных вложен в тот поселок. По воспоминаниям Т.В. Гoлyбевой, такая же каторжная работа была проведена в близлежащем совхозе. “Однажды, собирая в лесу ягоды, я обнаружила огромные котлованы. Земля из них, плодородная ее часть, была вручную вырыта и перенесена за несколько километров на совхозные земли. Эту работу делали женщины-заключенные, которые работали в совхозе”.
В центре поселка была площадь: с одной стороны прекрасное деревянное здание - Дом культуры, с другой - двухэтажные дома Управления лагеря. Рядом были жилые дома для лагерного начальства. Это двухэтажные деревянные постройки с некоторыми деталями европейского, готического стиля (башенки на крышах, высокие, крутые скаты, необычная внутренняя планировка).
Невдалеке был стадион, окруженный трибунами. И сейчас видно невооруженным глазом, что здесь большой слой наносной земли, т.к. место высокое и сухое. (Сколько же ее нужно было перенести на такое большое прострaнcтво?).
В центре площади был поставлен памятник В.И. Ленину из светло-серебристого металла. Отлит он был заключенным художником. Типичный для городов и поселков всей страны. (Сколько их безликих стоит до сих пор!). Интересен тот факт, что раньше вместо этого памятника стоял другой - скульптура “Чекист с овчаркой”. Когда убрали, можно только предполагать.
В поселке был сделан водопровод, а улицы вымощены деревянными, вертикально поставленными тюльками-плитами. Такая вот деревянная брусчатка. Вдоль улиц были дощатые тротуары.
“Но основная жизнь Вятлага сосредоточивалась не в поселке Лесном, а в лагерных пунктах, расположенных вдоль железной дороги, где были тысячи и тысячи заключенных и люди, их охранявшие. Руками заключенных вырубалась тайга, территория обносилась забором с колючей проволокой и сторожевыми вышками. Это запретная зона. Внутри сооружались сначала палатки, а затем – бревенчатые или щитовые баpaки для заключенных, помещения для лагерных служб (невозможно представить, как можно было выжить зимой в палатках, ведь для северных краев холода за минус 40 не редкость). По воспоминаниям тех, кто пережил эти времена, “волосы примерзали к стенам палатки”. Постепенно зоны благоустраивались: появлялась пекарня, баня, магазин, клуб, начальная малокомплектная школа для детей сотрудников. Здесь же была производственная зона, где работали заключенные” (1).
Из литературы известно, что лагерная система имела цель не только изолировать реальных и потенциальных врагов, или просто недовольных режимом, но заставить арестованных заниматься общественно-полезным трудом. (не позволить даром есть хлеб!) главным образом в местах мало пригодных для жизни. Эта же цель реализовывалась и в Вятлаге - огромном лесозаготовительном комплексе. “Лагерный контингент” колeбaлся от 16.000 до 25.000 тысяч человек в год. Заключенные валили лес, занимались вывозкой, выпускали самую разнообразную лесопродукцию. Обеспечить выполнение плана было главной задачей вятлаговского начальства. План во что бы то ни стало, любой ценой! И здесь “контингент” не жалели. Труд на лесоповале был чрезвычайно тяжел, до середины 50-х годов пpaктически не было никакой механизации: деревья валили ручными лучковыми пилами по пояс в снегу или по колено в болотной жиже, вывозили на лошадях. Укладывали в штабеля и грузили вручную. “Берегите лошадей” - читаем в приказах управления, но нигде нет упоминания “берегите людей”. Долго на таких работах даже физически крепкие люди не выдерживали, становились инвалидами, умирали.
Особенно много погибло в Вятлаге в годы войны (до 30%). Места захоронения большинства погибших неизвестны.
5. Выступление участника экспедиции о школе в Вятлаге в 1930-1950-е годы.
6. Сообщение учащихся о лагерных судьбах: о поэте Б.Чичибабине, инженере Леймаре из КБ Туполева, адъютанте Жукова Минюке, о графине Оболенской-Волконской, актрисе Окуневской, композиторе Поле Марселе - авторе известного романса “Дружба”.
III. Обобщающие выводы по уроку.
Сталинские репрессии оказали колоссальное влияние на судьбу страны: ее экономику, политику, культуру, на общественное сознание (падение ценностей человеческой жизни, отношение к жизни как к материалу, унижение человеческого достоинства, неуверенность в завтрашнем дне).
IV. Заключительная часть урока.
Написание учащимися эссе на темы:
“Отчизне мы не судьи” (И.Бродский)
“Не надо ворошить прошлое, кто старое помянет тому глаз вон!”.
Выдержки из эссе.
“История нашей страны полна трагических моментов, которые не очень приятно вспоминать, но тем не менее того что было, не исправишь и не утаишь. Необходимо знать историю своей страны, даже ее трагические моменты, чтобы это не повторялось никогда”. (Бокова Лилия)
“Ход истории нельзя изменить, с этим приходится только мириться”. (Черных Ольга)
“История–вещь, которая иногда ломает человеческие судьбы, заставляя в один миг забывать что было с человеком до. Так, например, ГУЛАГ, уничтоживший огромное количество людей принес боль всей стране. Но мы не вправе судить людей, совершивших это, потому что это история, ведь нельзя вернуть погибших или вылечить искалеченных, мы не можем повернуть время вспять и единственное, что мы можем сделать не совершать этих ошибок в будущем”. (Татаурова Ульяна)
“Как жаль, что нельзя исправить, переписать историю, но такие раны остаются в сердце на всю жизнь”. ( Шишанова Юля)
“Конечно, прошлое это прошлое, не нужно зацикливаться на нем, нужно стараться улучшить настоящее и будущее, но есть вещи, забывать которые нельзя. Так нельзя забывать трагедию Вятлага и других островов Архипелага ГУЛАГ”. (Сребницкая Ксения)
Литература к уроку.
- Бердинских В.А. История одного лагеря.(Вятлаг). – М.:Аграф, 2001.-432 с.
- Бортников В.А. Крестный путь.// Вятский край.1991 г.15 мая.
- Ожегин П.Т. Вятлаг//Энциклопедия земли Вятской. Т 4. История. Киров, 1995 г.с.408-421 Культура и искусство Вятлага Т 9. Культура и искусство. Киров, 1999 г. с 533-550.
- Окуневская Т.К. Татьянин день// Искусство кино.1994 №5, 1996 № 4-5
- Панин Д. Лубянка –Экибастуз.М,1990
- 65 лет Вятскому управлению лесных исправительных учреждений УИН Минюста России по Кировской области, 2003
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
18 03 2024 2:59:31
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...
17 03 2024 14:10:15
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
16 03 2024 19:45:46
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
15 03 2024 7:30:16
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
14 03 2024 0:34:12
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
13 03 2024 0:25:21
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
12 03 2024 5:49:17
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
11 03 2024 15:11:12
У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
10 03 2024 7:59:43
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
09 03 2024 18:19:17
Урок "Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А.И. Кравченко "Обществознание. 8-й класс" с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде. ...
08 03 2024 17:41:53
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
07 03 2024 1:16:26
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
06 03 2024 6:21:12
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
05 03 2024 21:56:26
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
04 03 2024 9:50:46
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...
03 03 2024 12:50:30
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны". ...
02 03 2024 10:34:42
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения. Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
01 03 2024 10:20:43
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
29 02 2024 0:13:44
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
28 02 2024 3:50:29
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
27 02 2024 23:11:16
Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....
26 02 2024 23:13:57
Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
25 02 2024 8:21:57
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
24 02 2024 6:26:53
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
23 02 2024 3:55:10
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
22 02 2024 1:26:39
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
21 02 2024 10:59:36
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
20 02 2024 12:41:46
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
19 02 2024 22:35:22
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
18 02 2024 5:16:58
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...
17 02 2024 14:51:41
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
16 02 2024 13:41:18
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
15 02 2024 7:51:18
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
14 02 2024 4:59:17
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
13 02 2024 14:16:16
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
12 02 2024 11:56:50
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
11 02 2024 7:17:12
Одной из самых любимых игр у девятиклассников является игра «Колесо истории». За две недели создается творческая мастерская (изучение рекомендованной литературы, создание стилизованных костюмов, изготовление игрового баpaбана с каретами). Правила игры просты: за каждый правильный ответ комaнда получит 100 верст. Кроме этого, можно получить 100 верст, если цвет кареты на игровом баpaбане совпадет с цветом поля. Так же будет проходить конкурс зрителей, среди которых определят победителя....
10 02 2024 14:50:54
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
09 02 2024 23:19:21
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
08 02 2024 23:10:19
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
07 02 2024 0:20:21
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
06 02 2024 4:56:43
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
05 02 2024 22:16:12
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...
04 02 2024 7:36:52
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
03 02 2024 22:45:37
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
02 02 2024 13:40:43
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
01 02 2024 1:19:17
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
31 01 2024 14:47:14
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
30 01 2024 21:56:47
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся. ...
29 01 2024 1:44:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::