Интегрированный урок-путешествие "Древний Египет: прошлое и настоящее"
Цель:
- закрепление, повторение изученного материала, создание целостного комплексного образа Древнего Востока, его вклад в мировой цивилизационный прогресс, знакомство с новыми терминами;
- умение работать с текстом, развитие памяти, внимания;
- приобщение к мировой культуре, техническим и научным достижениям;
- развитие интереса к учебным дисциплинам (технология, история), показ связи между ними и их прикладной направленности;
- обобщение и расширение знаний учащихся о видах и источниках информации.
Задачи:
- отметить достижения каждого народа в развитии цивилизации;
- научиться смотреть на мир из глубины веков;
- сделать вывод о значении информации и технологий в развитии цивилизации общества
Оборудование: учебник, карта, ярлыки, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с кроссвордами, «машина времени», тексты законов Хаммурапи, диски с презентациями, учебный диск «История Древнего Мира. Загадки Сфинкса», видеокассета «Памятники древней и средневековой культуры», атрибуты чайной церемонии, папирус, конверт с жетонами, карточки с домашним заданием по косметике.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению и повторению новых знаний.
Сообщение темы урока, целей, задач, нового материала.
Чугунова Е.А.: Тема урока: «Древний Восток: прошлое и настоящее». В первом полугодии мы изучили по истории тему «Древний Восток». Сегодня мы должны повторить и обобщить наши знания, отметить достижения каждого народа в развитии цивилизации. Сегодня урок ведут три учителя: Евгений Владимирович, Лариса Сергеевна, Елена Алексеевна. Такое объединение не случайно, так как благодаря развитию технологий, пpaктических умений человечество вышло на современный уровень развития. Мы познакомимся с новыми терминами: интерьер, технология, информация. Для того чтобы решить эти задачи, мы с вами отправимся в виртуальное путешествие на Древний Восток. Мы с вами посмотрим, какие достижения, открытия, новшества дошли до нас из глубокой древности. Мы увидим процесс развития человеческой мысли и зарождения научных знаний. А отмечать мы их будем на карте. Сегодня на уроке предполагается система оценивания в виде цветных карточек: красная – история; желтая – технология; - за сообщение; + - за ответы; ! – за дополнения. За определенное количество карточек вы получите оценку. Все заработанные карточки будете вкладывать в конверт. На следующих уроках вы узнаете свои результаты.
3. Повторение и обобщение знаний.
Чугунова Е.А.:
Вопрос учащимся: «Что такое информация?». (Информация – сведения, передаваемые людьми.)
Вопрос учащимся: «С помощью чего мы получаем информацию о Древнем Востоке?» (археологические данные, письменные источники, фольклор)
Именно на Древнем Востоке появился новый способ передачи информации – письменность.
Вопрос учащимся: «Как писали и на чем в Древнем Востоке?»
(Египет – иероглифы на папирусе, Двуречье – клинопись на глиняных дощечках, Китай – иероглифы на бамбуковых дощечках, Финикия – алфавит)
А для того, чтобы узнать и собрать более полную информацию, нам нужно самим попасть в Древний Восток. Для этого нам нужна «машина времени». Очень долго ее изобретал Евгений Владимирович, но у него получилось.
Филин Е.В.: «Машина времени». Действительно, ребята, такую необычную машину мы изготовили. Но для того, чтобы она выполнила наше желание и перенесла нас в «Древний Восток», необходимы определенные условия. Машина капризная, и всякий раз эти условия она меняет. Посмотрим, что же она требует.
ПК – приложение № 1 слайд № 1
Управлять машиной сможет только тот, кто обладает определенным цифровым кодом. У каждого из вас свой код. Определите его. Результат является вашим числовым кодом
Ребята! Если среди вас не окажется человека с таким кодом, или он есть, но ошибется в расчетах, то наше путешествие может не состояться. Будьте внимательны при подсчете.
Подсчитывают код. После того, как все подсчитали свой код.
ПК – приложение № 1 слайд № 2
Ученик, обладающий таким кодом, выходит к «машине времени».
Вопрос учащимся: «Ребята, как вы считаете, что означает это число?»
Мы находимся в 2007 году. Это то время, из которого через мгновение мы отправимся в сказочное путешествие.
Ученик вращает ручку «машины времени» (звучит музыка)
Чугунова Е.А.: Мы попали в чудесную интересную страну Древний Египет. Мы будем путешествовать по реке, которая протекает в этой стране.
Вопрос учащимся: «Как она называется?» (Нил)
Местные жители одолжили нам лодку, мы отправляемся в путешествие.
Динамическая пауза
Вопрос учащимся: «Как называется столица Древнего Египта?» (Мемфис)
Николаева Л.С.: Войдем в столицу. На нашем пути встречаются жилые дома.
Вопрос к учащимся: «Вы знаете, что такое интерьер?»
Интерьер – это убранство, оборудование внутреннего прострaнcтва помещения.
ПК – приложение № 1
слайд № 3
«Интерьер жилого дома в Древнем Египте»
Ученица делает сообщение
(Приложение №2)
На карту – ярлык «Интерьер».
Чугунова Е.А.:
Вопрос учащимся: «Только ли о своем земном доме заботились фараоны?»
(Строили дома для загробной жизни – пирамиды).
Следующая наша остановка – знаменитые пирамиды.
Видеофрагмент 6-8 минут.
Гуляя по пирамиде Хеопса, мы заблyдились. На одной из стен мы увидели надпись: «Только тот сможет покинуть стены пирамиды, кто разгадает египетские иероглифы».
ПК – учебный диск «Египет. Египетские иероглифы»
Николаева Л.С.:
Вопрос учащимся: «А какая могла быть ткань в Древнем Египте?» (Льняная)
Давайте послушаем, что нам расскажет ученица о льне.
Сообщение о льне (приложение
№ 3)
На карту – ярлык «Лен».
Николаева Л.С.: О первой одежде придуманной египтянами расскажет ученица
ПК – приложение № 1
слайд № 4 «Древнейшая одежда египтян»
Древний Египет. Одежда. (приложение
№4).
Николаева Л.С.:
Вопрос учащимся: «А какие категории населения существовали в Древнем Египте?»
(Фараоны, вельможи, писцы, крестьяне, ремесленники, paбы)
Вопрос учащимся: «Как вы думаете, одинаково ли одевались эти люди?»
(Нет. Зажиточные египтяне одевались лучше, а бедные – хуже)
Впоследствии знатные люди стали носить передники значительно больших размеров. Кстати, в египетских фигурах конечности и голова всегда представлены в профиль, а гpyдь и плечи анфас. Так требовали правила и традиции древней страны. О том, как одевались женщины в Древнем Египте, нам расскажет ученица
ПК – приложение № 1 слайд №5 «Платье «калазирис».
Николаева Л.С.: Одежда египтян отражала общественное положение владельца. Об этом нам подробно расскажет ученица
ПК – приложение №1 слайд №6 «Древний Египет. Одежда египтян как отражение общественного положения владельца»
ПК – слайд №7 «Наряд фараонов»
Самый богатый наряд оставался одеждой египетских фараонов до самых поздних времен.
Николаева Л.С.: Оказывается не только одеваться, но и украшать свое лицо научились египтяне.
Сообщение о косметике (приложение № 5)
Николаева Л.С. (задание на дом): Дома вы должны будете выполнить интересное творческое задание: раскрасить лица и одежду древних египтян (раздаются черно-белые ксерокопии).
Вопрос учащимся: «Как в Древнем Египте назывался человек, изготовляющий ткань?» (Ткач)
Чугунова Е.А.:
Вопрос учащимся: «Как общим словом мы можем назвать всех ткачей?» (ремесленники)
Филин Е.В.:
Вопрос учащимся: «Какие еще ремесла были в Древнем Египте?»
(Строители, гончары, плотники, ювелиры, кузнецы)
Какая профессия во все времена считалась самой почетной? Старинная легенда, насчитывающая около трех тысячелетий, повествует о таком событии. Ученик рассказывает легенду
ПК – приложение № 1
слайд №8 «Какая профессия самая почетная».
(Приложение 5)
ПК – приложение № 1 слайд
№9 «Кузнец всем ремеслам отец».
Филин Е.В. Такова легенда. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но как бы то не было, в легенде отразилось то большое уважение, которым всегда пользовались в обществе люди, добывающие и обpaбатывающие металл и то огромное значение, которое человек издревле придавал металлу. Давайте послушаем, что нам расскажет о значении металлов в развитии цивилизации ученик
Сообщение « Металлы и прогресс
человеческого общества»
(приложение №7)
Филин Е.В.
Вопрос учащимся: «Скажите, с каким материалом работаю кузнецы и ювелиры?» (с металлом)
Вопрос учащимся: «Какие металлы древние египтяне использовали?» (медь и бронза)
ПК – приложение № 1 слайд №10 «Деревянные орудия земледельца»
Долгие сотни тысяч лет человек изготавливал орудия труда из дерева, камня, и кости. То был каменный век. Первый металл, который стали использовать люди, была медь. Почему именно медь стала первым металлом, оказавшимся в руках человека? Почему именно ей суждено было сыграть столь важную роль в развитии человеческого общества? Об этом нам расскажут ученики.
(приложение №8)
Филин Е.В. Бронзовый век – это целая эпоха в развитии мировой культуры на нашей планете. Однако долгое время из бронзы изготавливали лишь предметы роскоши, украшения.
ПК – приложение № 1 слайд №11 «Украшения из бронзы».
В Древнем Египте была развита торговля и, соответственно, реклама. Должно быть, на людных перекрестках торговцы драгоценностями устанавливали папирусные щиты утверждавшие, что бронзовое зеркало – лучший подарок женщине.
ПК – приложение № 1
слайд №12 «Бронзовое зеркало».
Демонстрация изготовленного бронзового зеркала.
Позднее появились бронзовые орудия труда у земледельцев, ремесленников и оружие у воинов.
На карту – ярлыки «Бронза» и «Медь"
Чугунова Е.А.:
Вопрос учащимся: «Сделайте вывод, какой вклад внес Древний Египет в развитие мировой цивилизации?» (Древний Египет внес значительный вклад. Искусство интерьера, льнопрядение зародилось там. Самое значительное и сохранившееся чудо света – пирамиды – тоже достижение египтян. В освоении металлов египтяне тоже добились значительных успехов).
Следующий пункт нашего путешествия – Вавилон.
(Динамическая пауза)
Мы попали на суд. Узнав, что мы чужестранцы, местные жители разрешили поучаствовать в суде.
Вопрос учащимся: «С помощью чего судили в Вавилоне?» (Законы Хаммурапи). Поработаем с
этими законами. 1 вариант – юные экономисты, 2 вариант – юные адвокаты.
(приложение №9)
На карту – ярлык «Письменные законы»
Вопрос учащимся: «На чем писали в Древнем Двуречье?» (На глиняных табличках)
Чугунова Е.А.: Давайте подробно рассмотрим возникновение клинописного письма из рисуночного
ПК – учебный диск «Передняя Азия. Клинопись»
А сейчас перенесемся в Ассирию и Персию. Предлагаю вам сыграть в викторину. Тот, кто ее выиграет, получает право крутить ручку «машины времени».
Вопросы викторины (приложение 10)
Филин Е.В. Во времена строительства пирамиды Хеопса люди пользовались медными орудиями труда. В эпоху вавилонского царя Хаммурапи уже была распространена бронза. Эти металлы достаточно мягкие. Иногда оказывалось сподручнее работать острым каменным ножом, чем медным.
Все стало меняться, когда ремесленники стали широко использовать железо. Произошло это около 10 – го века до н.э. Трудно найти другой металл, с которым была бы так неразрывно связана история цивилизации. О значении этого металла в жизни человека нам расскажут ученики.
(приложение №11)
ПК – приложение № 1 слайд
№13 «Небесный камень»
Филин Е.В. Железо тверже меди и бронзы. С помощью изготовленных из него орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы, копать глубокие колодцы. Земледелие стало возможным не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, но и в странах с более тяжелыми условиями для жизни людей.
ПК – приложение № 1 слайд №14 и №15 «Оружие ассирийского воина».
Ассирийские воины были вооружены железными мечами, боевыми топориками. В те времена и еще много веков спустя железо получали так называемым сыродутным методом.
ПК – приложение № 1
слайд №16 «Сыродутный метод получения железа из
руды».
На карту – ярлык «Железо»
Чугунова Е.А.: Выигравший крутит ручку «машины времени». Попали мы в страну пастухов. Во главе их племен стояли старейшины. Этот народ впервые стал поклоняться одному богу.
Вопрос учащимся: «Как называется эта страна?» (Палестина)
Вопрос учащимся: «Какой вклад в развитие мировой цивилизации внес этот народ?» (Библия.)
ПК – учебный диск «Передняя Азия. Сказания Библии»
О мудрости царя Соломона ходили легенды, но мы – не хуже. Для этого отгадаем кроссворды.
(приложение №12)
На карту – ярлык «Библия»
Чугунова Е.А.: Как ни интересно в Палестине, но время двигаться дальше. Чтобы угадать направление, «машина времени» задала нам загадку.
На восточном побережье моря Средиземного
Государство моряков было очень древнее.
И чтоб им торговать просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит все нарды покорит.
Вопрос учащимся: «Куда мы попали?» (В Финикию)
Вопрос учащимся: «Чем знамениты финикийцы?» (Хорошие мореплаватели, научились изготавливать прозрачное стекло и получать пурпурную краску)
Вопрос учащимся: «Расскажите технологию изготовления прозрачного стекла и получения пурпурной краски» (Стекло – смешивали белый чистый песок с содой и плавили как медную руду. Пурпур – на дне моря находили маленькие paковины и из каждой улитки выдавливали несколько капель лилово-красного цвета)
На карту – ярлыки «Стекло» и «Пурпур»
Вопрос учащимся: «Сделайте вывод о том, какой вклад внесли страны Передней Азии в развитие мировой цивилизации?» (С Ассирии начинается век железа, появляется стекло. В духовном развитии – Библия)
Чугунова Е.А.: По заданию египетских фараонов финикийцы плавали вокруг Африки. В одно из
таких путешествий отправимся и мы.
(Динамическая пауза)
В пути нас застал сильный шторм. Мы отклонились от намеченного пути, нас вынесло в Аравийское море и несет на восток.
Вопрос учащимся: «Берегов какой страны мы достигли?» (Индии)
Очень многое из того, что прочно вошло в нашу жизнь, появилось в Индии.
Николаева Л.С.: Индия считается родиной хлопководства. О хлопке нам расскажет ученица.
(приложение13)
Николаева Л.С.: О том, как одевались мужчины в Древней Индии, нам расскажет ученица.
ПК – приложение № 1
слайд № 17 «Народная одежда индуса»
(приложение14)
Николаева Л.С.: История национальной женской одежды Индии насчитывает многие тысячелетия.
Вопрос учащимся: «Как называется национальная женская одежда Индии?» (Сари.)
Николаева Л.С.: Сообщение об этом уникальном женском одеянии нам сделает ученица.
ПК – приложение № 1
слайд № 18 «Национальная женская одежда Индии»
(приложение15)
Николаева Л.С.:
Вопрос учащимся: «Существовали ли различия в цвете одежды в Индии?» (Цвет одежды каждой касте подобал особый: брахманам – белый, воинам – красный, земледельцам – желтый, слугам – черный)
Сари может быть выполнено не только из тончайшего хлопка, но и из сверкающего шелка. В современной моде цвет сари несет информацию о поводе, по которому его надели. Сари может быть исполнено не только из тончайшего хлопка, но и из сверкающего шелка. В Индии сари носят все женщины, но нет среди них двух одинаково одетых.
ПК –приложение № 1
слайд № 19 «Галерея сари»
На карту – ярлыки «Хлопок» и «Сари»
Чугунова Е.А.: В Древней Индии впервые появился сахар. Сахар делали из сладкого сока сахарного тростника. Лишь постепенно слава об этой индийской диковине распространилась в Европе. В нашем языке само слово «сахар» происходит от индийского «сакхара»
Филин Е.В.: С появлением железа в руках человека прогресс цивилизации резко пошел вверх. Но появилась и проблема. Оказалось, что у железа есть злейший враг – коррозия, которая «съедает» значительную часть этого металла. Немудрено, что защитой железа от коррозии люди заинтересовались еще в древние века.
Вопрос учащимся: «Кто скажет, с какими видами антикоррозионных покрытий мы с вами уже познакомились на уроках технологии?» (Покрытие оловом, цинком, краской.)
Кстати, об оловянных покрытиях, пpeдoxpaняющих железо от ржавчины, найдены упоминания в трудах греческого историка Геродота (V век до н.э.). Индия тоже добилась больших успехов в обработке железа. Об этом свидетельствует огромная железная колонна в близи столицы Индии, ставящая в тупик современных ученых, которые не могут определить способ ее изготовления, позволивший ей простоять многие столетия, не только не разрушившись, а даже не тронутой ржавчиной. Весит колонна около 6,5 тонн. Высота – 7,3 м. Диаметр у основания – 42 см., у верха – 30 см. Изготовлена она почти из чистого железа (99,72%).
Чугунова Е.А.: Мы с вами сказали, что Древняя Индия внесла свой вклад в развитие технологии, кулинарии, моды.
Вопрос учащимся: «Какие достижения в духовной области были сделаны?» (Буддизм )
Посмотрим изображение Будды.
ПК – учебный диск «Индия. Легенда о
Будде».
На карту – ярлык «Буддизм»
На этом наше путешествие не заканчивается. Преодолев горы, Гималаи, мы попадаем в Китай. Древние китайцы не откроют нам свои секреты, пока мы не разгадаем иероглифы.
ПК – учебный диск «Китай. Китайская письменность» .
Николаева Л.С.: Как одевались в Древнем Китае нам расскажет ученица.
ПК – приложение № 1
слайд № 20 «Женская одежда в Китае»
(приложение 16)
Чугунова Е.А.: В Китае очень широко были развиты технологии.
Вопрос учащимся: «Что такое технология?»
ПК – учебный диск «Китай. Китайские
технологии»
(записывают определение в тетрадь)
А сейчас посмотрим технологию выращивания риса.
Николаева Л.С.: Технология выращивания риса
(приложение17)
А теперь послушаем сообщение о рисе, которое подготовила ученица.
Сообщение о рисе.
(приложение18)
На карту – ярлык «Рис»
Чугунова Е.А.: Рассмотрим технологию производства шелка.
Николаева Л.С.: Технология получения шелка
(приложение19)
А теперь послушаем легенду о шелке, которую нам расскажет ученица.
Сообщение о шелке.
(приложение20)
На карту – ярлык «Шелк»
Чугунова Е.А.:
Вопрос учащимся: «Как шелк попадал в другие страны?» (По великому шелковому пути)
А еще Китай дал миру бумагу.
Николаева Л.С.: Технология изготовления бумаги
(приложение21)
На карту – ярлык «Бумага»
Чугунова Е.А.: Развитие металлургии в Китае тоже было на высоком уровне.
Филин Е.В.:
ПК – учебный диск «Китай и китайские
технологии»
(приложение 22)
Чугунова Е.А.: В Китае впервые стали пить чай.
На карту – ярлык «Чай»
Николаева Л.С.: Историю появления этого напитка нам расскажет ученица.
Сообщение о чае
(приложение23)
Николаева Л.С.: Сообщение о способах приготовления чая нам сделает ученица.
Искусство приготовления чая.
(приложение 24)
Филин Е.В.: Пора подвести итоги и сделать выводы. Путешествуя сегодня по Древнему Востоку, мы с вами увидели, какой вклад в развитие цивилизации внес тот или иной народ, что он научился делать для улучшения своей жизни.
Чугунова Е.А.:
Вопрос учащимся: «Используя заполненную карту, сделайте вывод о том, какой вклад внесли народы Древнего Востока в развитие мировой цивилизации». (Делают вывод)
Филин Е.В.: Мы видим, что каждая ступенька в развитии цивилизации – это открытие новой технологии. Технологии добычи металлов, технологии обработки металлов, технологии получения и обработки тканей, технологии получения искусственных материалов (бронзы, стали, чугуна, стекла, красок и т.п.), технологии хранения и передачи информации (письменность). Таким образом, наши предки и далекие и близкие, подняли нас на ту высокую ступеньку цивилизации, на которой мы находимся. Для того чтобы не карабкаться по этой деснице, начиная с первой ступеньки, мы ходим в школы, лицеи, институты и другие учебные заведения и изучаем их огромный опыт.
Чугунова Е.А.: Сдавайте конверты.
Чаепитие.
ПК – приложение 25
«презентация « чайная»
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
18 03 2024 2:27:37
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме. ...
17 03 2024 17:17:20
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
16 03 2024 17:55:21
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...
15 03 2024 17:51:48
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
14 03 2024 17:48:19
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
13 03 2024 23:28:30
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
12 03 2024 16:56:33
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
11 03 2024 5:54:37
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...
10 03 2024 3:13:14
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
09 03 2024 1:43:19
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
08 03 2024 11:26:27
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм. ...
07 03 2024 7:57:52
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
06 03 2024 22:26:52
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
05 03 2024 7:34:34
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?» ...
04 03 2024 15:47:30
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...
03 03 2024 1:22:14
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
02 03 2024 1:50:54
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
01 03 2024 19:43:24
Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....
29 02 2024 14:49:46
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
28 02 2024 16:29:22
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
27 02 2024 15:28:40
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
26 02 2024 13:22:10
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
25 02 2024 10:44:13
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
24 02 2024 6:37:28
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
23 02 2024 5:40:49
Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интеpaктивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....
22 02 2024 6:52:21
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов. ...
21 02 2024 19:51:30
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
20 02 2024 16:51:14
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
19 02 2024 6:21:41
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
18 02 2024 9:29:46
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
17 02 2024 6:18:57
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
16 02 2024 20:33:43
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
15 02 2024 7:16:52
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
14 02 2024 20:28:36
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
13 02 2024 6:11:37
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
12 02 2024 18:36:14
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
11 02 2024 15:14:27
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
10 02 2024 2:50:17
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
09 02 2024 5:45:52
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
08 02 2024 1:50:12
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
07 02 2024 23:28:16
Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....
06 02 2024 17:37:15
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
05 02 2024 7:16:15
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
04 02 2024 19:33:44
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
03 02 2024 1:59:27
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....
02 02 2024 0:10:51
Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....
01 02 2024 23:15:55
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
31 01 2024 5:44:49
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
30 01 2024 4:52:12
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
29 01 2024 12:55:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::