Апробация УМК Е.Е. Вяземского, В.Л. Шестакова, М.М. Горилова "История Отечества XX – начала XXI в." > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Апробация УМК Е.Е. Вяземского, В.Л. Шестакова, М.М. Горилова "История Отечества XX – начала XXI в."


    Апробация УМК Е.Е. Вяземского, В.Л. Шестакова, М.М. Горилова "История Отечества XX – начала XXI в."

Сравнительный анализ “знаниевого” и компетентностного подходов к изучению истории.

Новые условия общественной жизни в начале ХХI века обусловили и новые функции системы исторического образования. Из них вытекают конкретные цели, задачи обучения истории, которые должны быть решены при изучении школьных исторических курсов.

Что должно измениться в школьном историческом образовании? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним требования к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе по классическому “знаниевому” подходу и компетентностному подходу к изучению истории и требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Мы видим, что классический “знаниевый” подход к изучению истории направлен на формирование у школьников ортодоксального мышления, ориентирован на “среднего” ученика, что приводит к снижению познавательного интереса к истории у одаренных детей, способствует прочному и осознанному усвоению учащимися исторических знаний в их логической последовательности, позволяет систематизировать историческую информацию и формируют умения работать с различными источниками знаний и т.д. Компетентностный подход к изучению истории предполагает формирование информационно-коммуникативной компетентности, социально-мировоззренческой компетентности, овладение комплексом исторических знаний ( понятий и представлений), историко-познавательной и гражданской компетентности. Таким образом, можно высказать предположение, что перспективы модернизации системы школьного исторического образования будут связаны с разумными пропорциями между классическим и компетентностным подходами в системе образования.

Выпускник основной школы, по “знаниевому” подходу к изучению истории, образованный человек, овладевший простой комбинацией сведений, умений и навыков и ориентирован на решение конкретных, реальных задач, стоящих перед обществом

Выпускник основной школы, по компетентностному подход к изучению истории, владеет универсальными способностями, знаниями, умениями, навыками, которые позволяют выпускнику понимать ситуацию. Такой выпускник не только обширно информирован, но и умеет разрешать возникающие проблемы, что помогает ему достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

Глава 2. УМК Е.Е. Вяземского, В.А. Шестакова, М.М. Горинова “ История Отечества ХХ – начало ХХI века” - учебник нового поколения

Современное школьное историческое образование будет эффективным и качественным и отвечать общественным запросам при условии создания учебников истории нового поколения, отражающие современный уровень исторической науки и педагогической пpaктики. Почему этот учебно-методический комплект Е.Е. Вяземского, В.А. Шестакова, М.М. Горинова “ История Отечества ХХ – начало ХХI века”(2003г.) относится к учебникам нового поколения? В чем же выражается его отличие от других учебников?

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина “ История России ХХ век” (издательство “Просвещение” 2001 г.) Учебник Е.Е. Вяземского, В.А. Шестакова, М.М. Горинова “ История Отечества ХХ – начало ХХI века”( издательство “Просвещение” 2003 г.)
Тема “Советский Союз во Второй мировой войне” (1939-1945 г.г.) 6 час. Тема “Советский Союз во Второй мировой войне” (1939-1945г.г.) 8 час.
Урок. Тема “Коренной перелом в ходе войны”

Форма урока: изучения нового материала.

Задачи урока: ярко и эмоционально рассказывать о событиях Второй мировой войны; локализовать исторические факты на карте, читать и использовать ее информацию при ответах на вопросы; высказывать суждения о назначении, достоверности различных источников информации; прдолжить составлять хронологическую таблицу по событиям Великой отечественной войны.

При изучении этой темы авторы предлагают текст параграфа, написанный в одном стиле, без выделения главных мыслей и дат. Что приводит детей к быстрой утомляемости и потере интереса. В конце параграфа приводятся вопросы 5 из 6 носят репродуктивный хаpaктер.

В учебнике приводится выдержка из воспоминаний члeна Военного совета фронта А.С. Чуянова, но вопросов к документу нет. Фотографии:”Пленный гененал – фельдмаршал Ф. Паулюс доставлен на комaндный пункт 64-й армии”, “ переправа через Днепр. Ноябрь 1942 г.”

Рабочая тетрадь. Учащимся предлагается проанализировать соотношение сил на советско-германском фронте и соотношение сил на Сталинградском направлении.- о каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют данные таблицы? – какие факторы позволили изменить соотношение сил и средств в пользу СССР? – как советские войска реализовали это преимущество зимой 1943 г.?

Задания в рабочей тетради по этой теме носят, в большинстве случаев, репродуктивный хаpaктер, например, наносите на карту “ Разгром немецких войск под Сталинградом”; заполните пустые клеточки в тексте ( вставить даты и фамилии комaндующих); о каком событии идет речь в тексте и т.д.

Урок. Тема “Коренной перелом в ходе войны”

Форма урока: изучения нового материала.

Задачи урока: ярко и эмоционально рассказывать о событиях Второй мировой войны; локализовать исторические факты на карте, читать и использовать ее информацию при ответах на вопросы; высказывать суждения о назначении, достоверности различных источников информации; прдолжить составлять хронологическую таблицу по событиям Великой отечественной войны.

При изучении этой темы авторы предлагают составить хронологическую таблицу по основным событиям Великой отечественной войны; приводятся цветные картосхемы “Наступление советских войск под Москвой”, “Военные действия весной и летом 1942г.”, “Наступление советских войск под Сталинградом”, “Курская битва”; фотографии “ Немцы, плененные под Москвой”, “ Бои в Сталинграде”. В тексте учебника основные даты выделены жирным курсивом, главные мысли и значение сражений выделены зеленым цветом. В рубрике “Архивы истории” приведены выдержки из приказа №227 от 28 июля 1942 г. с вопросами и заданиями к документу:

  • охаpaктеризуйте обстановку на фронте в канун издания приказа;
  • назовите причины нeблагоприятного для СССР соотношения сил летом 1942 г.;
  • перечислите меры, которыми В.И. Сталин намеревался исправить положение на фронте. Насколько они, по вашему мнению, отвечали сложившейся обстановке и были необходимы; - как приказ повлиял на дальнейшее развитие событий? Можно ли говорить о решающей роли этого приказа в победах под Сталинградом и Курском?

В этой же рубрике приводится выдержка из воспоминаний В.И. Чуйкова и полковника В. Адама, адъютанта комaндующего 6-й армией Ф. Паулюса (1942 г.) с вопросами к документу: - В каких моментах сообщения противников совпадают, дополняют и противоречат друг другу; - с чем это могло быть связано и о чем свидетельствует.

В рабочей тетради предлагается учащимся взглянуть на битву под Сталинградом глазами детей и по выбору: сделать иллюстрацию, придумать заголовок или расспросить и составить рассказ о военном детстве близких людей. – “ еще помню, как нас по дороге в Сталинградскую область бомбили и мы бежали прятаться. Мы бежали прятаться не к маме, а к солдатам. И не было случая, чтобы солдат не взял ребенка и не закрыл его своим телом. И каску на голову оденет, и собой закроет. Кончится бомбежка, и мама нас ругает, что мы от нее убегаем. Но все равно, как только снова начнут бомбить, мы бежим к солдатам. И он тебя накроет, и ты под ним сидишь, как цыпленок…” ( Лида Погоржевская, 7 лет)

Вопросы и задания в конце параграфа содержат два уровня: репродуктивный – расскажите о Сталинградской битве.- на контурную карту нанести основные события войны с конца 1941 по конец 1943г.;

Творческий - составить по материалам параграфа сводки о событиях на фронте; - расскажите об участнике Сталинградской или Курской битвы.

Для закрепление материала урока авторы предлагают тест на установление хронологической последовательности “Коренной перелом в Великой Отечественной войне” ( пронумеруйте все события в том порядке, в котором они происходят):первое после начала войны вступление И.В. Сталина по радио…; уличные бои в Сталинграде…; контрнаступление советских войск под Москвой…; наступление советских войск под Харьковом и в Крыму…;Начало блокады Ленинграда…; приказ № 227…; начало героической обороны Брестской крепости…; танковое сражение у деревни Прохоровки…

Итак, если сравнивать по содержанию учебного текста, то большой разницы между учебно-методическими комплектами нет. Но по предлагаемым формам работы, заданиям к тексту учебника и документам, оформлением материала УМК Е.Е. Вяземского, В.А. Шестакова, М.М. Горинова соответствует компетентностному подходу к изучению истории, УМК А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной – классическому, “знаниевому” подходу. Авторы УМК Е.Е. Вяземского, В.А. Шестакова, М.М. Горинова отмечают: “ Мы сознательно избегали вопросов и заданий, направленных на пересказ учебного текста,… школьникам чаще всего предлагается обсудить ключевые темы, рассмотреть вопросы в альтернативной ситуации, сформулировать свое собственное мнение … задействованы и образные задания, предлагающие ученикам творчески воспроизвести то или иное историческое событие от имени разных по социальному статусу и политическим убеждениям героев. … Еще одной принципиальной чертой и заданий к параграфу является развернутое инструктивное сопровождение. … читать их учебник будут дети с неодинаковым отношением к истории, с разными познавательными возможностями. Для самых дотошных и влюбленных в предмет предназначены вопросы и задания повышенной сложности, отмеченные в учебнике специальным символом __*.” Вот такое отношение авторов к своему пособию и дало хороший результат: дети с интересом работают на уроках истории, стремятся все учащиеся выполнить задания, хотя не у всех получается и учиться именно по этому учебнику.

Глава 3. Особенности работы по УМК Е.Е. Вяземского, В.А. Шестакова, М.М. Горинова

Авторы УМК предлагают блочно-тематическое планирование курса отечественной истории ХХ века и из приведенных выше примеров можно сделать ввод , что этот комплекс разработан в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы по истории. В качестве основной структуры единицы учебного процесса выделен не урок, а тематический блок (комплекс учебных занятий). Объединенных общей темой и целевой установкой. Все задания разделены на три группы:

Задания, требующие выполнения государственного стандарта по историческому образованию- воспризведение и элементарное преобразования учебного материала, а познавательная деятельность носит преобразующий и частично поисково-исследовательский хаpaктер. В тексте эти задания не отмечены особыми пометками.

  • Задания углубленного уровня, рассчитанные на индивидуальную дифференциацию школьников. Это задания преимущественно преобразующего и поисково-исследовательского хаpaктера, требующие более сложной мыслительной и ориентировочной деятельности.
  • Задания ориентированы на хорошо подготовленных ребят, склонных к самостоятельным рассуждениям. Выполнение этих заданий предусматривает самостоятельную аналитическую и исследовательскую деятельность учащихся, ознакомление с источниковедческими знаниями. В учебнике они отмечены знаком +, а в вопросах в конце параграфа стоит ____________________ .

Незакомплексованное живое воображение ученика позволяет ему ощущать за абстpaктными знаниями исторические картины прошлого. Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. События и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, и к тому же, живым общением с очевидцами и участниками событий, приводят к получению нового качественного результата. Учебник дает целостное изложение истории России ХХ века с позиций гражданственности, детям предлагается материал “очеловечивающий” историю. Социологические и региональные исследования помогают учащимся изучить историческое событие от своей семьи, района, области до государственного масштаба. Такие задания позволяют увязать мировые, российские события с местным материалом, не на словах, а на деле осуществить связь поколений “отцов и детей”.

Авторы предлагают документы, которые содержат различные точки зрения на исторические события. Ребята с удовольствием работают с этим материалом, проводят собственное историческое исследование, высказывают свое мнение об историческом событии.

Вопросы и задания затрагивают наиболее существенные и острые проблемы отечественной истории. Часто основаны на использовании широкого круга исторических источников и вопросов к ним, носят как обучающий, так и контролирующий хаpaктер. Учебник - инструмент познавательной деятельности уч-ся. Авторы используют, наряду с материалом учебника, документальный материал, как в тексте параграфа, так и в специальной рубрике “Архивы истории”, которые выражают различные точки зрения на происходящие события. Документы логично дополняют, а не повторяют, материал параграфа. Используют рубрику “Политические портреты” с биографиями и неоднозначными оценками современников и историков. В рубрике “Эпоха в поговорках, песнях, плакатах и анекдотах” авторы восполняют дефицит бытового материала. Авторы УМК предлагают сюжетно-ролевые игры, которые позволяют учащимся, активно включиться, всем без исключения, в познавательный процесс. Например, урок-игра “ Суд истории”. Игра для детей способ научится тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, прострaнcтве и времени,

Таким образом, учебно-методический комплект Е.Е. Вяземского, В.А. Шестакова, М.М. Горинова “ История Отечества ХХ – начало ХХI века” (2003 г.) относится к учебникам нового поколения.

Приведу таблицу сравнения уровня подготовки выпускников школы по учебникам Е.Е. Вяземского, В.А. Шестакова, М.М. Горинова “ История Отечества ХХ – начало ХХI века” ( 9а класс) и А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “ История России ХХ век” (9б класса). Учащиеся, справившиеся на “хорошо” и “отлично”, показаны в % .

Вопросы для сравнения

9а класс

Учебник Е.Е. Вяземского, В.А. Шестакова, М.М. Горинова “ История Отечества ХХ – начало ХХI века” ( %)

9б класс

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина “ История России ХХ век” ( %)

1. Выполнение контрольных тестов:

Уровень А

Уровень Б

Уровень С

2. Выполнение творческих заданий.

3. Выполнение логических заданий.

4. Написание проектов и презентаций.

 

 

58

41

39

73

49

30

 

 

52

34

8

44

38

2

Из данных таблицы видно, что учащиеся, обучающиеся по УМК Е.Е. Вяземского, В.А. Шестакова, М.М. Горинова “ История Отечества ХХ – начало ХХI века” наиболее успешно справляются с выполнением творческих, логических заданий, в написании проектов и презентаций, а значит могут самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Литература.

  1. Федеральная программа развития образования. Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ.
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000г. № 751
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. Распоряжение Правительства РФ от 29.12. 2001г. № 1756-р.
  4. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.г. Постановление Правительства РФ от 16.02.2001г. № 122
  5. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина “ История России ХХ век”, М., “Просвещение”, 2001г.
  6. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Рабочая тетрадь “ История России ХХ век 1928-1953 г.г.”,выпуск 2, М., “Просвещение”, 2003г.
  7. Е.Е. Вяземского, В.А. Шестакова, М.М. Горинова “ История Отечества ХХ – начало ХХI века”, М., “ Просвещение”,2003г.
  8. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова Методические рекомендации к учебнику “ История Отечества ХХ век”, М., “ Просвещение”, 2004г
  9. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова Рабочая тетрадь к учебнику“ История Отечества ХХ век”, М., “ Просвещение”,2003г.
  10. Е.Е. Вяземский. Школьное историческое образование в современной России6 вопросы модернизации.М., “ Школьная Пресса”, 2005г.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 19:19:49

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 10:25:30

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 21:32:42

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 0:51:19

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 6:52:49

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 9:11:48

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 4:59:43

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 4:36:49

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 23:51:50

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 15:42:40

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 6:21:23

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 4:26:57

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 7:35:58

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 20:25:20

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 3:27:48

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 16:46:54

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 23:26:49

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 18:54:48

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 5:27:27

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 11:47:48

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 17:23:48

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 0:57:40

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 17:28:14

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 10:54:59

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 16:57:36

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 14:56:46

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 7:34:55

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 9:37:10

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 9:49:48

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 7:17:19

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 12:35:40

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 4:23:19

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 0:56:32

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 11:19:22

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 0:25:56

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 19:59:54

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 21:49:33

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 18:11:39

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 15:56:29

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 10:44:57

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 18:52:27

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 3:25:36

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 19:56:31

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 21:25:23

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 5:32:59

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 2:30:24

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 12:36:50

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 2:55:36

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 6:46:59

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 22:11:29

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::