Урок-исследование "Россия в 1917 году: альтернативы развития"
Задачи:
- подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны;
- продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке “альтернативных ситуаций”.
Ход урока
1. Вводная часть. Вступительное слово учителя. Постановка общей проблемы.
Удивительным был 1917 год в нашей истории, наполненный бурными политическими событиями. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела в “лучшее завтра”. Об изменении жизни к лучшему, о прекращении войны, о благополучии в доме и стабильности в обществе мечтали все. Однако волею судеб люди стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. Каковы же были альтернативы развития России в 1917 году?
2. Выдвижение гипотез.
3. Работа в группах.
Каждая группа анализирует какую-либо гипотезу.
4. Заслушивание сообщений.
Примерные выступления от групп.
1 группа.
Те вопросы, которые выдвигает жизнь, ставятся ею и дважды, и трижды, и больше, если они не решены или решены наполовину. Так было и с проблемами в России:
- самодержавие, хотя и находилось у последней черты, но продолжало существовать;
- рабочие стремились добиться лучших условий труда;
- национальные меньшинства нуждались если не в независимости, то в более широкой автономии;
- народ желал прекращения ужасной войны. Эта новая проблема добавилась к старым;
- население хотело избежать голода, обнищания.
Первая мировая война стала мощным ускорителем революции, обострила все противоречия, привела к экономической катастрофе, к кризису “верхов”, показало крайнее бессилие царизма. Если учесть, что с ноября 1916 года по март 1917 года сменилось три премьер-министра, два министра внутренних дел, два министра юстиции, два министра земледелия, то ясно, что авторитет власти не мог пасть ниже самого низкого уровня. Началась “министерская чехарда”. В стране разрастались слухи о растущем влиянии “святого старца” Распутина на царскую семью, и на политику в целом.
Для успешного продолжения войны требовались не только пушки и снаряды, но и согласие в обществе. Однако Николай II не желал уступать главному требованию общественности - дать право Думе на формирование Кабинета министров “из лиц, пользующихся общественным доверием”. В 1915 году Николай II объявил себя Верховным главнокомaндующим. Тем самым на него ложилась полная и безраздельная ответственность за все, что происходило в стране и на фронте. И вина за поражение, беды, несчастья падала теперь на него и его окружение, а необходимость пребывания в Ставке, которая находилась в Могилеве, удаляло его от столицы, от оперативного принятия государственных решений. Это имело роковые последствия.
Политику Николая II накануне крушения монархии можно охаpaктеризовать как политику замкнутого круга, в котором качается маятник. Ее цель – сохранить незыблемость самодержавной власти. Царь испытывал сильное давление с двух противоположных сторон. Слева давила буржуазно-либеральная оппозиция, укрепившаяся в Государственной Думе и общественных организациях. Она настаивала на продолжении реформ, которые бы привели к либерализации режима, к ответственному министерству, к конституционной монархии. А, справа, давили крайние монархисты, видевшие в конституционных уступках царя путь к дальнейшему развалу государства.
Серьезную угрозу власти составляло также рабочее и крестьянское движение. Но царизм продолжал настаивать на сохранении статус-кво, на минимуме перемен. В результате ни одна из сторон не была удовлетворена. И когда грянул революционный гром, мощной опоры у самодержавия не оказалось.
С 23 февраля 1917 года Петроград стали сотрясать демонстрации рабочих, 25 февраля стачка охватила почти весь город. С 26 февраля начинается переход на сторону рабочих войск Петроградского гарнизона, а 27 февраля возникает двоевластие. 2 марта последовало отречение императора Николая II от престола. Монархия в России рухнула как карточный домик, пpaктически не найдя защитников. Философ и публицист В.В. Розанов записал в своем в дневнике “Россия слиняла в три дня”.
Вопрос к классу: Существовали ли, на ваш взгляд, политические решения выхода России из кризиса, порожденного войной?
2 группа
После Февраля сложилось два политических центра – Временное правительство (либералы) и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (социалисты). Государственная власть оказалась у буржуазии, но ее единовластия народ не допустил. На некоторое время Россия оказалась самой свободной буржуазной страной. Революционные партии могла работать легально; возникли возможности демократических преобразований; провозглашены политические права и свободы; отменены cмepтная казнь, национальные и религиозные ограничения, цензура, полиция; объявлена политическая амнистия….
Однако Временное правительство не объявило Россию республикой, продолжая участвовать в войне, не давало землю крестьянам, не решало национального вопроса, не вводило восьмичасовой рабочий день, не принимало действенных мер по снабжению городов продовольствием и топливом, затягивало созыв Учредительного собрания. Но меньшевики и эсеры считали, что страна не готова к социализму, шли на сотрудничество с либералами.
Произошло три кризиса Временного правительства (апрельский, июньский, июльский). Следствием кризисов стало формирование коалиционного Временного правительства, потеря доверия. Продолжаются неудачи на фронте, нарастают экономические трудности, инфляция. учащаются забастовки. Нарастает недовольство и апатия. После июльского кризиса подал в отставку премьер Г. Львов. Он говорил, что знает, как навести порядок и идти дальше: следует отдать приказ расстрелять демонстрацию. Но он не в силах это сделать, ибо всю жизнь боролся против насилия. Себе на смену он предложил кандидатуру А. Керенского. Правительство Керенского пыталось лавировать, но безуспешно: социальной базы для тактики лавирования уже не существовало. И справа, и слева, нарастали настроения в пользу “сильной руки”.
Вопрос к классу: Как вы думаете, почему к лету 1917 года Временное правительство теряет доверие?
3 группа
Довольно ясно ощущая, что возглавляемое им правительство теряет способность управлять, не имея реальных рычагов воздействия на ухудшающуюся обстановку, Керенский согласился на назначение Верховным главнокомaндующим Л.Г.Корнилова. На него стали возлагать надежды крупные предприниматели. Корнилов убеждал в необходимости создания трех “армий”: на фронте, в тылу и на трaнcпорте, предупреждая, что без решительных мер фронт рухнет. Он предполагал создание сильной руководящей коалиции на патриотической основе: от крупных предпринимателей и авторитетных военных до правых социалистов.
Корнилов начал готовить меры, как он считал, по наведению порядка в Петрограде в полной уверенности, что Керенский дал на это свое личное согласие. Однако 26 августа, когда корниловские части начали движение к Петрограду, Керенский неожиданно объявил о смещении Корнилова с поста Главковерха. Он испугался, что военные предпочтут увидеть на посту диктатора Главнокомaндующего. Именно он ввел понятие “корниловский мятеж”. Для противодействия Корнилову пришлось опереться на широкий фронт левых сил. Корнилов приказал прекратить движение к столице и добровольно сдать оружие.
Ситуация в стране полностью изменилась. На политической сцене остались только левые силы различных оттенков. Началась борьба между течениями левых. Правые силы считали Керенского и его правительство предателями и окончательно отказали им в поддержке. Правительство Керенского окончательно теряет нити управления страной.
Вопрос к классу: Как вы считаете, почему Керенский выступил против Корнилова?
Предположите, по какому пути могла пойти страна в случае успеха корниловского выступления.
4 группа
Недовольство народа возрастало. Росло число бастующих. Усилилась волна крестьянских выступлений. Частыми явлениями стали захват помещичьих земель, разгром усадеб, неповиновение властям. Критическим было положение и на фронте. Угроза Петрограду становилась все более реальной.
В сложившейся обстановке большевики с их понятными, доходчивыми лозунгами приобретали все большую популярность в массах. Ряды партии стремительно росли. А авторитет Временного правительства неумолимо падал.
10 октября 1917 года Ленин провел тайное заседание ЦК. Был взят курс на вооруженное восстание. 12 октября 1917 года создан ВРК, выполнявший роль штаба по подготовке восстания. Его руководителем стал Л. Троцкий. 24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. В ночь на 26 октября пал Зимний. Члeны Временного правительства были арестованы. К власти пришли большевики.
Вопрос к классу: Как вы думаете, почему большевикам так легко удалось захватить власть?
5. Подведение итогов. Суммирование подходов и точек зрения.
Возможные пути развития России в 1917 году:
- Сохранение монархии.
- Власть Временного правительства
- Военная диктатура
- Диктатура большевиков
- Анархический бунт
Литература.
- Островский В.П., Уткин А.И.. История России XX век. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2004 год
- Данилов А.А., Л.Г. Косулина, А.В. Пыжиков. История России, XX – н.XXI века: учебник Для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003 год
- Кириллов В.В. Курс Истории России XVI – XX веков. Пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: Аквариум, 1998 год
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
18 03 2024 22:48:16
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
17 03 2024 23:14:53
Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока. ...
16 03 2024 20:48:36
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
15 03 2024 9:55:40
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
14 03 2024 22:14:24
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
13 03 2024 13:15:29
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
12 03 2024 15:53:28
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
11 03 2024 3:48:40
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
10 03 2024 18:15:39
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
09 03 2024 22:30:42
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
08 03 2024 19:48:29
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
07 03 2024 23:10:40
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
06 03 2024 3:35:56
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
05 03 2024 1:38:36
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
04 03 2024 16:28:58
Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
03 03 2024 1:15:56
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
02 03 2024 11:37:36
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
01 03 2024 9:48:20
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
29 02 2024 10:42:21
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться. ...
28 02 2024 0:42:15
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
27 02 2024 23:39:56
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
26 02 2024 4:25:55
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
25 02 2024 10:12:14
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения. ...
23 02 2024 13:26:11
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
22 02 2024 2:31:25
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
21 02 2024 17:55:56
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
20 02 2024 14:34:47
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
19 02 2024 1:37:21
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
18 02 2024 18:49:24
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
17 02 2024 2:59:27
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
16 02 2024 11:36:12
Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших. ...
15 02 2024 12:22:25
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...
14 02 2024 5:52:41
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США. ...
13 02 2024 17:27:36
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
12 02 2024 10:49:56
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
11 02 2024 15:21:37
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
10 02 2024 12:57:19
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
09 02 2024 2:46:53
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
08 02 2024 4:39:36
В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....
07 02 2024 11:30:12
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
06 02 2024 3:21:16
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
05 02 2024 18:21:26
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
04 02 2024 5:58:47
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
03 02 2024 19:36:49
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
02 02 2024 15:31:10
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении. ...
01 02 2024 17:13:44
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
31 01 2024 4:55:30
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
30 01 2024 18:22:53
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
29 01 2024 16:35:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::