Повторительно-обобщающий урок по теме: "Классическое Средневековье в Европе"
Источник:
|
Цели урока:
- Повторить основные изменения в экономике, социальных отношениях, государственном строе, происходившие в период развитого феодализма.
- Повторить пройденный материал с точки зрения роли личности в истории. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма.
- Развивать умение работать по группам, доказывать свое мнение, сопоставлять, выделять существенные признаки явлений, делать выводы.
Оборудование: “линия времени”, раздаточный материал, клей, маркеры, ручки, жетоны, эмблемы комaнд.
Подготовительный этап: класс делится на три комaнды, каждая комaнда придумывает себе название, изготавливает каждому члeну комaнды эмблему.
Оформление доски: на доске должна быть “линия времени”, цели урока, основные хаpaктеристики феодализма XI-XV вв., название игры, ее хаpaктер и условия.
Ход урока:
Вступительное слово учителя: С XI и до конца XV в. продолжался второй период истории средних веков. Давайте, определим его место на “линии времени” (работа с “линией времени” на доске). Это время, когда феодальный строй получил полное развитие. Сегодня на уроке мы должны повторить основные изменения в экономике, социальных отношениях, государственном строе, происходившие в период развитого феодализма. Чем же хаpaктеризуется феодализм XI-XV вв.? Происходит совершенствование способов земледелия и повышение производительности труда. В средние века появились многие из ныне существующих городов. Города превращаются в центры ремесла и торговли. Складывается товарное хозяйство. В некоторых странах началось освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп. Рост городов и развитие торговли подготовили условия для образования централизованных государств и возникновения сословных собраний. В средние века образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия и другие.
История не может быть безликой. Самое интересное в истории – это судьбы народов, выдающихся деятелей с их хаpaктерами и поступками, а нередко и с удивительной неповторимой судьбой. Изучая второй период средних веков, мы познакомились с различными правителями, представителями духовенства, борцами за независимость родины, вождями народных движений. И так как в центре внимания каждого, кто изучает историю, всегда стоит человек и его дела, то мы сегодня на уроке повторим материал и с точки зрения роли личности в истории.
Урок наш будет проходить в форме игры “Вдогонку за лидером”. Игра будет носить соревновательный хаpaктер. Победит та комaнда, которая, пройдя через все этапы, наберет большее количество очков. Вы помните, что именно в изучаемом нами периоде появились хранилища больших сумм денег. У каждой комaнды сегодня будет свой банк. Каждое очко, заработанное комaндой, будет превращаться в монету.
Ход игры: Представление комaнд и капитанов.
I задание: “Дата”.
Учитель: Говоря о каких-то событиях, мы всегда ставим вопрос – когда? Когда произошло то или иное событие? Поэтому первым заданием будет игра “Дата”. Условия: ученик пишет на листе любую дату, связанную с пройденным материалом, и передает листок следующему. Если ученик не вспомнил никакой даты, он передает листок дальше, ничего не написав. Игра идет две минуты. Затем проверяем, верно ли записаны даты. За каждую дату – 1 очко.
II задание: “Пословицы и поговорки”.
Учитель: Затронув основные события, мы сейчас посмотрим, какое отражение некоторые из них нашли в поговорках. Вы должны будете сказать, что означало это выражение в средние века. Правильный ответ – 1 очко.
1 комaнда – “Что с возу упало, то пропало” (Во время феодальной раздробленности товар, упавший на землю, считался собственностью владельца земли)
2 комaнда – “Городской воздух делает свободным” (Если лично зависимому крестьянину, убежавшему от своего господина, удалось прожить в городе год и один день, он становился свободным человеком)
3 комaнда – “Овца победила лен” (Население Европы перестало довольствоваться льняной одеждой, больше стали делать ткани из шерсти)
III задание: “Исторические портреты”.
Учитель: Каждое событие связано с какой-либо личностью. Сейчас мы вспомним некоторых выдающихся деятелей средневековья. Я буду зачитывать краткие хаpaктеристики, а вы должны определить – о ком идет речь? Правильный ответ – 1 очко.
1 комaнда – хаpaктеристики Жанны д Арк и Вильгельма Завоевателя
2 комaнда – хаpaктеристики Гильома Каля и Ричарда Львиное Сердце
3 комaнда – хаpaктеристики Яна Жижки и Филиппа IV Красивого
IV задание: “Кто, кому и по какому поводу мог сказать?”.
Учитель: Многие исторические деятели оставили в истории свой след, не только совершив то или иной поступок, но и своими знаменитыми высказываниями. Вы должны определить – кто, кому и по какому поводу мог сказать следующие слова. Правильный ответ – 1 очко.
1 комaнда:
- “Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду” (Ян Гус сказал своим судьям на Констанском соборе в ответ на их требование отречься от своих взглядов)
- “Так хочет Бог!” (В 1095 году в Клермоне папа римский Урбан II призывал к крестовому походу за освобождение гроба Господня из рук неверных в Иерусалим)
2 комaнда:
- “Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать” (Это слова Людовика XI, который хитростью, лестью объединял страну)
- “Убивайте всех подряд, Бог на небе узнает своих” (В XIII веке во времена альбигойских войн папского посла спросили, как отличить благоверных католиков от еретиков. После его ответа крестоносцы убили всех жителей города)
3 комaнда:
- “Они будут изгнаны из Франции. Кроме тех, кто найдет здесь погибель” (Эти слова Жанна д Арк говорила судившим ее инквизиторам об англичанах)
- “Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай” (Эти слова из Евангелия говорили проповедники своим прихожанам, призывая к смирению в этой жизни, чтобы после cмepти попасть в рай)
V задание: “Соперники – союзники”.
Учитель: Мы вспомнили много деятелей средневековья. Некоторые из них были современниками и могли встречаться друг с другом, а могли и никогда не видеть друг друга. Ваша задача – подобрать пары соперников и союзников. Каждая правильно подобранная пара – 1 очко.
Учащимся выдается оформленный альбомный лист, на который они наклеивают карточки с именами, подбирая пары. Если эти личности были союзниками, они ставят между ними знак “+”, если соперниками, то знак “-”.
Людовик XI – Карл Смелый
Филипп IV – Бонифаций VIII
Григорий VII – Генрих IV
Жанна д Арк + Карл VII
Уот Тайлер + Джон Болл
Изабелла Кастильская + Фердинанд Арагонский
VI задание:
Учитель: Деятельность некоторых исторических личностей, о которых мы сегодня говорили, была направлена на образование централизованных государств. Но какое же государство мы называем централизованным? Чтобы ответить на этот вопрос вы должны знать признаки централизованного государства. В пакете вы найдете карточки с признаками феодальной раздробленности и централизованного государства. Их нужно распределить по порядку.
Учащимся выдается оформленный лист и пакет с признаками. Они должны с одной стороны наклеить признаки феодальной раздробленности, с другой – централизованного государства. Правильно выполненная работа – 5 очков.
Феодальная раздробленность |
Централизованное государство |
Страна распадается на отдельные феодальные владения | Завершено объединение страны в единое государство |
Крупные феодалы в своих владениях имеют почти неограниченную власть | Крупные феодалы лишились власти в своих владениях, они подчинены королю |
Король – “первый среди равных”, верховный сеньор. | Король – глава единой центральной власти в стране. |
Подведение итогов, награждение лидеров игры.
Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
27 03 2024 1:37:39
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
26 03 2024 10:19:32
Урок–игра был разработан для 6-го класса. Основная идея урока: через игровые технологии не только систематизировать знания и развивать интеллектуальные умения ребят, но и научить их умению работать в комaнде, развивать их коммуникативные навыки. Игра строится по принципу популярной некогда телеигры, поэтому данную разработку можно использовать как при проведении урока, так и на внеклассном мероприятии по истории....
25 03 2024 17:46:25
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
24 03 2024 2:10:39
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли. Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри. ...
23 03 2024 19:56:56
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
22 03 2024 2:38:13
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
21 03 2024 9:32:50
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
20 03 2024 6:11:22
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
19 03 2024 20:34:31
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
18 03 2024 16:14:49
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
17 03 2024 7:38:15
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
16 03 2024 22:26:19
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
15 03 2024 4:48:25
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
14 03 2024 21:24:35
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
13 03 2024 0:36:47
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
12 03 2024 14:49:59
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
11 03 2024 7:39:22
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
10 03 2024 22:33:18
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
09 03 2024 10:11:34
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
08 03 2024 7:50:32
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
07 03 2024 0:10:24
Я использовала форму семинара с элементами интегрирования курса истории и литературы. Интеграция курсов является методологической основой современного образования. Интеграция дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. С пpaктической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении. Цель данного урока: изучить проблемы народнического движения в России и его освещение в русской литературе. ...
06 03 2024 8:20:55
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
05 03 2024 9:41:59
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
04 03 2024 19:58:20
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни. ...
03 03 2024 14:28:24
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
02 03 2024 15:17:59
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
01 03 2024 23:16:43
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
29 02 2024 12:11:39
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
28 02 2024 5:38:20
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
27 02 2024 20:29:49
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
26 02 2024 3:50:19
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
25 02 2024 17:47:38
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
24 02 2024 5:12:47
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
23 02 2024 6:29:27
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
22 02 2024 12:30:34
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
21 02 2024 2:49:40
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война». ...
20 02 2024 4:46:55
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
19 02 2024 12:37:47
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации. ...
18 02 2024 17:13:50
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
17 02 2024 19:56:54
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
16 02 2024 5:48:43
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...
15 02 2024 9:21:19
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
14 02 2024 17:20:14
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
13 02 2024 23:58:38
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
12 02 2024 7:53:32
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
11 02 2024 15:46:51
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
10 02 2024 6:51:28
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
09 02 2024 0:34:13
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...
08 02 2024 8:36:31
Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
07 02 2024 13:47:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::