Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"

Паспорт открытого урока:
- 8Д класс, школа №27.
- Предмет: музыка.
- Тема: “Патриотизм и героика в русской и марийской музыке”.
- Цели урока:
- закрепление раннее пройденного музыкального материала;
углубление понимания патриотизма, осознание его содержания с нравственных и этических позиций в классической музыке по программе “К вершинам музыкального искусства”, автор Красильникова М.С., г. Москва.
Задачи урока:
- Закрепить метод переинтонирования.
- Закрепить запись мелодии методом графики.
- Пластическое интонирование.
- Проверить знания музыкальных тем пройденных произведений.
- Совершенствовать вокально-хоровые навыки учащихся.
- Найти общность интонационно-образного патриотического звучания в произведениях героического плана.
- На жизненном примере героев музыкальных произведений подвести детей к выводу, что любовь к Родине – это святое!
- На музыкальных примерах дать осознать детям такие понятия, как патриотизм, самопожертвование, героизм, долг, честь, посредственность, трусость, предательство и др.
- Тип урока: комбинированный.
- Основной дидактический метод: беседа, объяснение.Частные методы и приемы: устный индивидуальный, фронтальный опрос, метод иллюстрации и демонстрации, метод поисковой деятельности, метод анализа, приемы сравнения, аналогии.
- Дидактические средства: видеоматериалы, таблицы с текстом, выставка рисунков, аудиокассеты, видеомагнитофон, телевизор, графическая партитура I части (экспозиция) симфонии №40, Вольфганга Амадея Моцарта; клавиры пройденных опер:
– Глинка “Иван Сусанин”;
– Сапаев “Акпатыр”;
– Римский-Корсаков “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”;
– Прокофьев, Кантата “А. Невский”;
– Бородин “Князь Игорь”;
– Чайковский “Пиковая дама”;
– Бизе “Кармен”;
– Моцарт, Симфония №40, I часть.
Эпиграф: “Мы оставляем новым
поколениям свою любовь
к Родине, а что воплощает
ее лучше, чем искусство!”
М. Сарьян.
Ход урока.
Дети входят в класс, встают на свои места. Учитель просит детей спеть ноту “Ля” – настраивают свой “инструмент” – связки. Когда выстроен чистый унисон, учитель поет приветствие на мелодию главной темы экспозиции I части симфонии №40 Вольфганга Амадея Моцарта: Очень рада я.
Учитель: Добрый день, Добрый день, Добрый день Вам,
Очень рада я видеть вас здесь.
Ответ детей: Добрый день, Добрый день, Добрый день Вам,
Тоже рады мы видеть Вас здесь!
Учитель: Из какого музыкального произведения этот фрагмент?
Ответ детей: Это из симфонии №40 Моцарта.
Учитель: Назовите имя композитора.
Ответ детей: Вольфганг Амадей.
Учитель: Какая часть? Раздел?
Ответ детей: I часть, экспозиция.
Учитель: Что такое экспозиция?
Ответ детей: Показ главных героев симфонии.
1-й герой – главная тема
2-ой герой – побочная тема
Учитель: Давайте пропоем экспозицию с пластическим интонированием.
Дети исполняют экспозицию. (главную тему исполняют a capella, а побочную с сопровождением оркестра (ауди)).
Учитель благодарит детей. Дети садятся.
Учитель предлагает посмотреть финальную сцену видеофильма “Амадей” (режиссер Милош Форман, по пьесе Питера Шеффера). Сцена cмepти, похороны и монолог Сальери, где он называет себя посредственностью.
Для детей это было неожиданно. После просмотра повисла “мертвая” тишина.
Учитель: Есть одно страшное слово – посредственность. Именно посредственные люди злобны, завистливы.
250 лет со дня рождения Моцарта отметил мир 27 января 2006 года. Солнечный Моцарт! Симфония №40 – грустна симфония с улыбкой.
В этой музыке вера в лучшее и гимн продолжению жизни.
А Сальери? Много ли людей знают его музыку? Почти никто! И версия отравления преследует 3-ий век имя Сальери!
Посредственность – какие понятия вмещает это слово?
Ответ детей: зависть, злоба, трусость, предательство и др.
Учитель: А что можно противопоставить посредственности?
Ответ детей: героизм, патриотизм, храбрость, смелость, самопожертвование, …
Учитель вывешивает 2 таблицы.
Учитель: Род, Родина, Отчизна, страна, в которой человек родился, земля, язык, культура, нравы. А что еще вмещает слово Родина?
Ответ детей: мать, отец, семья, дом, улица, школа, город, где живешь.
Учитель: Вспомните , в каких произведениях говорится о любви к Родине? Спойте их.
Ответ детей:
- “Родина моя”, М Глинка “И. Сусанин”, хоровая интродукция. (поют)
- “На Руси родной…”, С. Прокофьев, кантата “А. Невский” №4, “Вставайте, люди русские”. (поют)
- “О шочмо, кушмо, марий мланде…”, Э. Сапаев, опера (“марийский край, земля родная…) “Акпатыр”. (поют)
- “Славься…”, М. Глинка “И. Сусанин”, заключительный хор. (поют 1 куплет)
Учитель: Патриотическое воспитание начинается с детства. 1820 год – Россия – Петербург – Севилья (Испания). Что общего?
Ответ детей: хор мальчишек. П.И. Чайковский, опера “Пиковая дама”, Ж. Бизе “Кармен”.
Учитель предлагает провести соревнование “Кто лучше поет?”
Дeвoчки – хор из “Кармен”.
Мальчики – хор “Пиковой дамы”.
Дети поют выразительно, ярко. Силы равны.
Учитель: Храбрость. Приведите музыкальные примеры из пройденного материала.
Ответ детей: Глинка “Иван Сусанин”, сцена с поляками “Стpaxa не страшусь, cмepти не боюсь, лягу за святую Русь”. (Дети поют). Графическое изображение мелодии:
(уверенность, спокойствие)
(уверенный шаг)
Сомнения (как страшно, тяжело под пыткой умирать.)
Дети вспоминают кантату “А. Невский” С. Прокофьева, пропевают нужные фрагменты.
- “Ух, как бились мы, как рубились мы” №2 “Песнь об А. Невском”.
- “Не упустим мы землю русскую…”№2 “Песнь об “А. Невском””.
- “На Руси родной, на Руси большой, не бывать врагу…” №4 “Вставайте, люди русские”.
Учитель: Ребята, а что можно противопоставить храбрости?
Ответ детей: Трусость.
Смотрим видео, Бородин “Князь Игорь”, сцена побега Скулы и Ерошки.
Учитель предлагает пропеть двум мальчикам пропеть этот фрагмент, а третий на классной доске записывает графику.
Пускай себе идут |
А мы, брат, не пойдем. |
Бо-язно, убьют гляди … |
Получилась змея. |
Учитель: Иван Сусанин мог воспитать сына-труса?
Ответ детей: Нет, конечно, нет. Например:
- “Песня Вани” (как мать убили…) – уважение и любовь к отцу сравнивает с “соловушкой”.
- “Ты в семью взял птенца…” – по детски обиделся, но готов сейчас же идти за край родной.
- “Бедный конь в поле пал …” – героизм и долг.
- “Должен Минин узнать, что враги к нам пришли” – патриотизм, самопожертвование.
Учитель предлагает послушать фрагмент из оперы Н. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Ариозо Гришки Кутерьмы из II действия. “…стойте, нехристи безбожные. Мук боюсь … Ин быть по вашему. Поведу вас, лютых ворогов, хоть за то мне век проклятым быть …”
Учитель наводит детей на мысль о том, что “топтание” мелодии ариозо Гришки связано с душевным состоянием, как иуда он хочет спасти свою “шкуру” за счет жизни Китежан.
Учитель: Какого героя оперы можно противопоставить Гришке?
Ответ детей: Княжича Всеволода, отец благословляет его на cмepть.
Учитель предлагает встать и спеть хор дружины “Поднялася с полуночи”. Дети поют.
Учитель: Давайте теперь вспомним другого отца, который искал свою дочь. Вспомнили?
Ответ детей: Да, это Акпатыр из одноименной оперы Э. Сапаева, марийского композитора.
Учитель: Акпатыр дает клятву, что жизнь отдаст за свободу Родины. Во II части клятвы “Лучше cмepть…”. Давайте вспомним и споем.
Дети поют: “Лучше cмepть, чем
отступить
В бою с врагом.
Поднимайтесь люди добрые в поход…”
Учитель: Я предлагаю методом переинтонирования определить, о ком думает Акпатыр, давая клятву.
- “Лучше cмepть…” – споем как марш, четко и в быстром темпе. Дети поют.
- “Лучше cмepть…” – поем спокойно, не торопясь. Дети поют.
- “Лучше cмepть…” – спойте как колыбельную мягко, тихо, медленно, на слог “ля”. Дети поют.
Учитель: Что же у нас получилось?
Ответ детей: хор батрачек из начала оперы “Ой, ли цветики цветочки вышивать…”. Поют 1 куплет.
Учитель: Среди батрачек находится дочь Акпатыра – Эвика. Жалея и защищая батрачек, он думает о дочери, о самом родном человечке – в этом и есть суть слова Родина. Все начинается с семьи, земли, где родился, языка, культуры, нравов.
Учитель: Предлагаю провести музыкальную викторину. Все внимательно слушают, нужно вспомнить фрагмент, кто поет, из какого произведения и тут же ответить фрагментом из кантаты С. Прокофьева “А. Невский” на вопрос.
Начнет 1-ый ряд, а 2-ой ответит.
Учитель играет:
- Глинка “И. Сусанин” – второе действие, полонез, хор полячек “Весь их край, земной рай, владеть им пора нам…”
Дети: 1-ый ряд пропевают со словами.
2-ой ряд (посовещавшись) отвечает:
“На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу” (№4 “Вставайте, люди русские”).
Учитель: Исполняет 2-ой фрагмент “Смелей вперед, война права, добычей будет нам Москва”.
(Глинка “И. Сусанин, 2 действие, полонез, финал).
Дети: 3 ряд поют “Смелей вперед, война права, добычей будет нам Москва”.
4 ряд (посовещавшись): “Не уступим мы землю русскую…” (№2 “Песнь об А. Невском”).
Учитель: Исполняет из №3 “Крестоносцы во Пскове” (“А. Невский”. “Peregrines, expectavi, pedes, meos, in cymbal is”. (Чужеземцы, вражеская пехота идет на вас).
Все дети: “Ух, как бились мы, как рубились мы….” (№2 “Песнь об А. Невском”).
Учитель: Молодцы, ребята, всем кто активно работал на уроке ставлю по 5, а те кто только пели – 4. А сейчас покажите домашнее задание. (Нужно было сделать таблички с именами своих родственников, участниками Великой Отечественной войны. Кто погиб – черный цвет, кто жив – красный).
Ребята, выйдите к доске те, у кого погибли родственники. Покажите таблички. (Звучит “Слезная” из Реквиема Моцарта).
Учитель читает:
“Его зарыли в шар земной
Без званий и наград.
Положен воин в шар земной,
Как будто в Мавзолей”.
А в честь тех, кто ныне здравствует споем. Хор “Славься” из оперы Глинки “И. Сусанин”. Дети встают и поют 2 куплета.
“Славься, славься ты, Русь моя!
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша, родная страна!
Славься, славься из рода в род,
Славься великий наш русский народ,
Кто кровь за отчизну свою прольет,
Того никогда не забудет народ!”
Учитель подводит итог урока, благодарит детей за активную работу.
Домашнее задание: составить родословное древо своей семьи.
Завершается урок стихами Самуила Галкина:
“Я, Россия, твой
На твоей земле рожден,
Я в нее сойду, Россия,
Здесь мои ростки живые
Протянулись вдаль времен”
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
22 01 2021 0:19:44
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
21 01 2021 6:28:34
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
20 01 2021 0:45:28
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
19 01 2021 21:32:49
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе.
...
18 01 2021 14:57:59
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
17 01 2021 22:32:43
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
16 01 2021 4:36:52
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
15 01 2021 19:29:54
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
14 01 2021 1:32:18
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
13 01 2021 11:55:16
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
12 01 2021 19:48:46
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента.
...
11 01 2021 14:41:30
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
10 01 2021 15:41:20
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
09 01 2021 20:19:17
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
08 01 2021 7:41:37
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
07 01 2021 8:55:46
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....
06 01 2021 10:48:35
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
05 01 2021 16:15:52
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
04 01 2021 7:34:32
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
03 01 2021 5:17:12
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего.
...
02 01 2021 14:24:28
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
01 01 2021 17:43:53
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
31 12 2020 3:51:13
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
30 12 2020 20:26:29
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
29 12 2020 0:35:47
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
28 12 2020 7:35:59
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
27 12 2020 5:42:25
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
26 12 2020 12:10:58
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
25 12 2020 19:20:14
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
24 12 2020 5:58:50
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
23 12 2020 16:26:58
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
22 12 2020 10:46:16
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
21 12 2020 1:59:24
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
20 12 2020 1:20:13
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
19 12 2020 11:30:17
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе.
...
18 12 2020 7:30:14
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
17 12 2020 21:33:19
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
16 12 2020 3:35:33
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
15 12 2020 0:42:24
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике.
...
14 12 2020 5:58:25
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
13 12 2020 18:53:44
В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....
12 12 2020 8:17:29
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
11 12 2020 8:58:19
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником.
...
10 12 2020 3:22:52
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
09 12 2020 20:39:40
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
08 12 2020 21:37:39
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
07 12 2020 6:34:39
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
06 12 2020 16:18:17
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
05 12 2020 0:29:24
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
04 12 2020 13:48:22
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
03 12 2020 15:40:24
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
02 12 2020 10:28:25
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале.
...
01 12 2020 11:51:34
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
30 11 2020 15:14:23
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
29 11 2020 23:26:31
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
28 11 2020 3:10:41
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
27 11 2020 18:15:31
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
26 11 2020 14:17:35
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
25 11 2020 14:44:51
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами.
...
24 11 2020 3:58:49
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
23 11 2020 15:32:26
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
22 11 2020 3:40:36
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
21 11 2020 9:47:21
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
20 11 2020 15:53:10
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
19 11 2020 12:54:52
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
18 11 2020 18:18:16
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
17 11 2020 21:31:50
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
16 11 2020 7:39:58
Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....
15 11 2020 13:33:37
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
14 11 2020 1:52:28
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
13 11 2020 5:59:19
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
12 11 2020 23:57:39
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
11 11 2020 7:45:35
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском.
...
10 11 2020 4:52:21

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
09 11 2020 0:33:11
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость.
...
08 11 2020 22:52:46
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
07 11 2020 11:38:37
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения.
...
06 11 2020 9:56:48
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
05 11 2020 13:27:12
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
04 11 2020 19:23:55
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
03 11 2020 7:21:31
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника.
...
02 11 2020 21:53:30
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
01 11 2020 5:54:45
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
31 10 2020 17:53:49
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
30 10 2020 6:49:37
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
29 10 2020 4:29:41
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры.
...
28 10 2020 4:54:47
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
27 10 2020 8:59:11
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.".
...
26 10 2020 11:45:52
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
25 10 2020 6:24:58
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы.
...
24 10 2020 17:32:46
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
23 10 2020 1:45:47
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
22 10 2020 23:40:28

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
21 10 2020 2:52:49
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
20 10 2020 23:52:59
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
19 10 2020 7:58:25
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
18 10 2020 12:53:13
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология.
Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.
...
17 10 2020 23:25:24
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
16 10 2020 9:24:31
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....
15 10 2020 13:21:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::