Проверочное занятие по теме: "Россия в конце XIX – начале XX в. "
Цели занятия:
- повторить и обобщить изученный материал
- повысить интерес к изучаемой дисциплине
- совершенствование навыков индивидуальной учебной деятельности.
- формирование коммуникативных способностей и самоконтроля студентов.
Ход занятия
Проверочное занятие по данной теме одновременно является повторением и обобщением раннее изученного материала. Преподаватель в ходе изложения материала предлагает студентам письменно ответить на вопросы кроссворда, состоящего из ключевых имен, понятий и названий.
В 1897 г. в Росси была проведена полная перепись населения: зарегистрировано 129 млн. человек, 13% из которых составляли горожане. Какой страной оставалась Россия с токи зрения социально-экономического уклада? Впишите под цифрой 1.
В1905 г. председателем Совета министров стал государственный деятель придерживавшийся западной ориентации, он провел ряд мероприятий, которые позже назвали российской индустриализацией. Вспомните фамилию этого государственного деятеля. Впишите под цифрой 2.
В 1897 г. была проведена реформа благодаря которой, в российскую экономику пришел иностранный капитал и новые промышленные технологии. Впишите название этой реформы под цифрой 3.
Для создания бездефицитного бюджета проводились жесткие финансовые меры. Впишите название проводимой политики в данной сфере под цифрой 4.
С этой же целью была введена государственная монополия на продажу некоторой продукции. Вспомните какой и впишите под цифрой 5.
Денежные средства правительство выделяло на кредиты российским предпринимателям, которые находились под опекой государства. Какая торгово-экономическая политика этому способствовала? Впишите под цифрой 6.
Реформы встретили сильное сопротивление со стороны консервативной бюрократии по поводу предложенной аграрной реформы. Какой государственный деятель возглавлял лагерь консерваторов и ратовал за сохранение крестьянской общины, помощь государства помещикам? Впишите под цифрой 7.
На рубеже веков в России проводились мероприятия по расширению внутреннего рынка и освоению новых территорий, а так же стимулированию металлургической, деревообpaбатывающей и угольной промышленности. Развитие какого вида трaнcпорта должно было этому способствовать? Впишите под цифрой 8.
В 1900-1903 г.г. на Западе произошел экономический кризис, это негативно отразилось на российской экономике. Многие предприятия остановили свою работу, уменьшилось количество государственных заказов. В сложившихся условиях некоторые сильнейшие предприятия пошли по пути объединения (монополия). Вспомните один из видов таких объединений. Впишите под цифрой 9.
Экономический кризис тяжело отразился на материальном положении рабочих. В обстановке социального недовольства имела успех революционная пропаганда. Для контроля над ситуацией государство стало проводить политику “полицейского социализма”, т.е. создание легальных рабочих организаций (профсоюзов) под контролем полиции. Вспомните другое название данной политики. Впишите под цифрой 10.
Несовершенное рабочее законодательство, высокая степень травматизма, плохие бытовые условия вынуждали рабочих бороться за лучшие условия жизни и труда. Вспомните одну из форм такой борьбы. Впишите под цифрой 11.
В тяжелом экономическом положении находились крестьяне, получившие свободу в 1861 г.. какие платежи делали их зависимыми от государства? Впишите под цифрой 12.
Отсутствие современной агротехники, уменьшение крестьянских наделов, привело к обнищанию земледельцев. Какой принцип распределения земли ухудшал их положение? Впишите под цифрой 13.
Ответом правительства на тяжелое положение крестьянства стала отмена круговой поруки в крестьянской общине и введение права пользования участками земли за ее пределами. Как назывался этот вид пользования землей? Впишите под цифрой 14.
Говоря о России начала XX века, необходимо обратить внимание на пестрый, многонациональный состав империи. Вспомните, какую политику проводила царское правительство чтобы устранить сепаратизм и привязать национальные окраины к центру? Впишите под цифрой 15.
После cмepти 20 октября 1894 г. императора Александра III, престол унаследовал его сын. Впишите его имя под цифрой 16.
Новый император придерживался идеи о незыблемости самодержавия. Вспомните, какую форму монархии отрицал царь? Впишите под цифрой 17.
Для определения политического курса император выслушивал мнения Государственного совета. Вспомните, какой орган государственной власти выполнял функции верховного суда? Впишите под цифрой 18.
В начале XX в России оформились различные политические партии и объединения. В январе 1904 г. сформировался “Союз освобождения”, члeны которого выступали за демократические перемены путем реформ сверху, отрицая революцию. Вспомните, как называли представителей данного политического лагеря? Впишите под цифрой 19.
В российском политическом спектре были представлены революционные силы. Среди методов борьбы одной из них, важное место занимал политический террор и делалась ставка на крестьянскую революцию. Вспомните, как называли представителей этой партии? Впишите под цифрой 20.
В 1904 г., в ходе политического террора был убит министр внутренних дел В. К. Плеве. Вспомните фамилию террориста совершившего данный акт. Впишите под цифрой 21.
В 1903 г. оформилась партия социал-демократов, делавшая ставку в политической борьбе на рабочий класс. В партии было две фpaкции. Лидером одной из них был В. И. Ленин. Вспомните как назывались сторонники Ленина в партии РСДРП? Впишите под цифрой 22.
На рубеже XIX-XX в.в. обострились противоречия между ведущими мировыми державами из-за передела сфер влияния. Появилось два противостоящих друг другу военно-политических блока. Вспомните один из них. Впишите под цифрой 23.
Какое государство было сферой экономических интересов ведущих мировых стран? Впишите под цифрой 24.
Дальний Восток был сферой стратегических интересов России. С каким соперником пришлось столкнуться на данном направлении? Впишите под цифрой 25.
В российских правящих кругах по вопросам
дальневосточной политики боролись две
группировки. Первая выступала за экономическое
завоевание региона, вторая – за военное решение
вопроса. Вспомните кто возглавлял сторонников
силовой линии?
Впишите под цифрой 26.
В январе 1904 г. началась война, складывавшаяся для России крайне неудачно. В марте на мине подорвался флагманский броненосец “Петропавловск”, на котором погиб комaндующий Тихоокеанским флотом. Вспомните фамилию этого адмирала. Впишите под цифрой 27.
В сухопутных операциях, несмотря на героизм и мужественность солдат и офицеров, были допущены комaндованием грубые стратегические ошибки. Вспомните, кто из генералов был их автором. Впишите под цифрой 28.
Назовите последнее сражение этой войны. Впишите под цифрой 29.
Какой военачальник допустил тактические ошибки в этом сражении? Впишите под цифрой 30.
23 августа 1905 г. в США был подписан мирный договор, завершивший эту войну. Какое название он получил? Впишите под цифрой 31.
В заключительной части занятия осуществляется совместная проверка результатов, анализ ошибок и недочетов, подведение итогов.
Кроссворд
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
18 03 2024 3:49:46
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
17 03 2024 9:15:53
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
16 03 2024 16:17:41
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
15 03 2024 2:36:21
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
14 03 2024 17:26:39
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....
13 03 2024 9:39:31
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
12 03 2024 23:59:56
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
11 03 2024 4:18:24
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
10 03 2024 3:55:25
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....
09 03 2024 6:43:23
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
08 03 2024 16:10:44
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
07 03 2024 1:10:48
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
06 03 2024 8:18:44
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
05 03 2024 17:36:11
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
04 03 2024 2:17:15
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
03 03 2024 11:55:42
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
02 03 2024 9:54:17
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции. ...
01 03 2024 17:46:46
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
29 02 2024 6:49:24
Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки. ...
28 02 2024 4:25:52
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
27 02 2024 20:59:45
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
26 02 2024 21:46:51
На уроке рассматривается ситуация, сложившаяся в конце XV века на Руси. Вместе с учащимися опледеляем, как связана внутриполитическая деятельность Ивана III с особенностями его хаpaктера и воспитания? Какой отпечаток на проведение преобразований наложили внешнеполитические проблемы? ...
25 02 2024 9:23:26
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...
24 02 2024 12:45:49
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса. ...
23 02 2024 21:49:12
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
22 02 2024 0:56:48
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
21 02 2024 19:26:58
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
20 02 2024 7:59:50
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...
19 02 2024 2:14:51
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....
18 02 2024 11:41:49
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...
17 02 2024 2:28:14
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
16 02 2024 8:32:26
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...
15 02 2024 3:20:58
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
14 02 2024 12:25:25
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
13 02 2024 12:42:35
Для современного этапа развития общества хаpaктерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Педагогический мониторинг качества образования – это отслеживание состояния учебного процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития обучающихся. Учителю педагогический мониторинг дает оперативную информацию о качестве усвоения каждым учеником необходимого материала....
12 02 2024 19:10:12
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
11 02 2024 20:33:15
Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
10 02 2024 13:52:47
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...
09 02 2024 17:13:32
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
08 02 2024 12:36:40
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
07 02 2024 1:34:21
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
06 02 2024 22:14:44
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
05 02 2024 5:44:57
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
04 02 2024 2:21:48
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия. ...
03 02 2024 13:26:39
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
02 02 2024 9:43:39
Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
01 02 2024 17:43:13
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...
31 01 2024 12:39:39
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
30 01 2024 20:45:37
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
29 01 2024 1:28:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::