Тесты по истории Ямало-Ненецкого автономного округа

Понятие “Национально-региональный компонент” (далее НРК) тpaктуется сегодня учеными и в узком – “обязательный минимум содержания основной образовательной программы и требования к уровню подготовки выпускников, обеспечивающее особые потребности и интересы отдельного субъекта Российской Федерации” [2], и в широком смысле “та часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры” [2], Тесты по истории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее-ЯНАО) составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Задания такого типа эффективны и при закреплении материала, и его систематизации. Тесты составлены на основе и по материалам: “Исторический атлас ЯНАО” и “Методические рекомендации по работе с “Историческим атласом ЯНАО”. “Исторический атлас ЯНАО” (авторы-составители Голикова И. А. , Квашин Ю. Н. , Сазонов А. В. ) предназначен в качестве учебного пособия при изучении истории Ямала, издан в 1999 году издательством ДИК по заказу Главного управления образования округа. Это важный шаг на пути создания учебно-методических комплектов по истории Ямала. Авторы-составители представили все основные этапы развития Ямала с древнейших времен до конца XX – начала XXI вв. : историю освоения края, традиционные промыслы края, города и районы округа. Впервые достаточно подробно представлены факты распространения христианства на территории Ямала. В атласе содержится хронологическая таблица важнейших событий в истории ЯНАО. А. Ф. Макеев и Л. И. Реховская в 2001 году разработали и опубликовали в Салехарде “Методические рекомендации по работе с “Историческим атласом ЯНАО”. В данном пособии впервые акцентируется внимание на многих важных событиях в истории и культуре округа, кратко хаpaктеризуются новые для учителя исторические сведения и факты, даны рекомендации по проведению уроков и конкретные материалы по установлению межпредметных связей. По темам, выделенным в историческом атласе и в “Методических рекомендациях”, пpaктикующему учителю реально составить программу изучения истории Ямала. Составленные тесты по истории Ямала способствуют, как и использованная указанная методическая литература, созданию общей картины истории Ямала как части российской истории, в сознании школьников. Она опирается на огромное историческое наследие народов края, изученное специалистами различных научных дисциплин и представленное на суд и изучение читателей. Тесты представлены первой группой тестов, названной “тесты специальных способностей и достижений” [4], к которым относятся и задания с несколькими вариантами ответов, и задания на восстановление соответствия. Тесты составлены, в основном, на проверку хронологических, картографических знаний и умений. Они позволяют проверить знание дат и событий, умение соотносить факт с историческим периодом, знание места действия, персоналий, знание сложных исторических фактов и т. д. В заданиях на восстановление соответствия ученикам предлагается соотнести элементы двух списков. Они дают возможность проверить историческую информированность учеников. Тесты по курсу “История ЯНАО” рассчитаны на среднего ученика для использования как на уроках по истории России (где изучение национально-регионального компонента выделено в процентном соотношении), так и по отдельному курсу “История Ямала” с 7-го по 11-й классы. Они включают сведения по истории ЯНАО с древнейших времен по XX век. Использование тестов позволяет осуществлять контроль знаний учащихся по всему материалу курса истории ЯНАО. В предлагаемых тестах заложен принцип вариативности. Материал может и должен со временем видоизменяться, учитывая особенности классов, параллели, обеспеченность учебно-методической литературой, изучение “белых пятен” в истории Ямала. Для учителей истории общеобразовательных школ, профессиональных училищ региона.
Список литературы.
- Вяземский Е. Е. , Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя . - М. : Просвещение, 1999.
- Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екатеринбург, 1999).
- “Исторический атлас ЯНАО” (авторы-составители Голикова И. А. , Квашин Ю. Н. , Сазонов А. В. ), издательство ДИК по заказу Главного управления образования округа, 1999 г
- Клайн П. Справочное пособие по конструированию тестов. - Киев, 1994. (По: Вяземский Е. Е. , Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. -М. : Просвещение, 1999.
- Макеев А. Ф. , Реховская Л. И. Методические рекомендации по работе с “Историческим атласом Ямало-Ненецкого автономного округа”, Салехард, Ямало- Ненецкий Институт усовершенствования учителей, 2001.
Тест 1. Тема “Древние жители края. Археологическое освоение края”
1) Когда появились впервые достоверные описания территории Ямала?
а) в к. ХIХ-н. ХХв. в.
б) в нач. XIX в.
в) к. XVIII-н. XIX в. в.
2) Когда началось археологическое изучение Обского Севера?
а) в сер. XX в.
б) в XIX в.
в) в 20-е годы XX в.
3) С именем какого археолога связано начало археологического изучения Обского Севера?
а) Чернецов В. Н.
б) Хлобыстин Л. П.
в) Головнев А. В.
4) С какого года экспедиция под руководством Федоровой Н. В проводит регулярные раскопки и археологические разведки на территории округа?
а) 1985 г.
б) 1993 г.
в) 2000 г.
5) По преданиям ненцев, какой загадочный народ населял тундру до их прихода?
а) манси
б) ханты
в) сихиртя
6) По историческим источникам, какое население было древним населением края, предками современных ненцев?
а) сихиртя
б) самоядь
в) манси
7) Какая система была и есть доминирующей и определяющей жизнь населения на западно-сибирском Севере с древности до наших дней?
а) “человек-лошадь”
б) “человек-земля”
в) “человек-олень”
Тест 2. Тема “Природа края и народы ЯНАО”
1) Территории каких государств могут разместиться на территории округа?
а) Испания, Франция, Греция;
б) Испания, Португалия, Греция;
в) Португалия, Греция, Германия
2) С какого года ЯНАО входит в состав Тюменской области?
а) 1920 г.
б) 1938 г.
в) 1944 г.
3) Какой город является центром Ямало-Ненецкого автономного округа?
а) Салехард
б) Новый Уренгой
в) Ноябрьск
4) Установите соответствие:
1. народы самодийской группы а) манси, ханты
2. народы угорской группы б) ненцы, селькупы.
5) У каких народов существовали в XVI-XVII вв. военно-государственные образования (Пелымское княжество, Кодские городки, Пегая орда и др. )
а) манси
б) ханты
в) ненцы
6) У какого народа социальная организация двусоставна?
а) манси
б) ханты
в) ненцы
7) Установите соответствие:
К какому народу относятся названные союзы родов (группы)?
1. ненцы 2. ханты
а) Харючи
б) Пор
в) Мось;
г) Вануйто;
8) Как назывался налог, которые платили народы Обского Севера после присоединения Западной Сибири к России?
а) дань
б) ясак
в) полюдье
9) Установите соответствие между народами и их тотемными животными:
1. ханты | а) лебедь; |
2. манси | б) белый олень; |
3. ненцы | в) медведь. |
10) Назовите город в нашем округе, находящийся на Полярном круге.
а) Надым
б) Новый Уренгой
в) Муравленко
г) Ноябрьск
д) Салехард
е) Губкинский
Тест 3. Тема “История освоения края”
1) Поход под чьим руководством в Сибирскую землю является первым, исторически доказанным походом?
а) московских воевод князя Ф. Курбского - Черного и И. Салтык-Травина
б) московских воевод, ярославских князей С. Ф. Курбского и П. Ф. Ушатого
в) известного мореплавателя П. П. Крузенштерна
2) Установите соответствие между исследователями Северо-Западной Сибири и годами экспедиций:
Исследователи Северо-Западной Сибири | Годы |
а) князья С. Ф. Курбский и П. Ф. Ушатый. б) лейтенанты С. Г. Малыгин и Д. Л. Овцын (Великая Северная экспедиция). в) научно-исследовательская экспедиция немецких ученных О. Финша, А. Брэма и др. г) экспедиция на Гыданском полуострове под руководством профессора Б. Н. Городкова (картографирование и строительство факторий, Академия наук). д) экспедиция промышленника М. К. Сидорова. е) князь Ф. Курбский - Черный и И. Салтык-Травин. ж) землеустроительная экспедиция В. П. Евладова |
1) 1483 г. 2) 1499-1501 гг. 3) 30-е г. XVI11 в. 4) 1862 г. 5) 1876 г. 6) 1928-1929 гг. 7) 30-е г. XX в. |
3) На протяжении какого периода русские распространили свое влияние на всю Западную Сибирь?
a) XVI-XVII вв.
6) XIV-XV вв. .
в) ХIII-ХIV вв.
4) Расположите в правильном хронологическом порядке время возникновения городов:
а) Обдорск
б) Тобольск
в) Сургут
г) Мангазея
д) Березов
5) В какой период времени Великая Северная экспедиция в составе отрядов лейтенантов С. Г. Малыгина и Овцына Д. Л. предприняла попытки наладить плавание по северным морям?
а) З0-е годы XVI1 в.
б) 30-е годы XVI11 в.
в) 30-е годы XX в.
Тест 4. Тема “Традиционные промыслы края”
1) До какого века на территории края была распространена охота на дикого оленя?
а) XVI в.
б) XVII в.
в) XVIII в.
2) Выделите из перечисленного традиционные промыслы края:
а) домашнее оленеводство
б) рыболовство
в) охота на пушного зверя
г) охота на морского зверя
д) верно все перечисленное
3) Используя природное богатство, коренные народы края нарушали экологическое равновесие?
а) да
б) нет
4) Как Вы думаете, традиционные занятия коренных народов края оказывают влияние на расселение людей и образ их жизни?
а) да
б) нет
5) Оленеводы совершают сезонные перекочевки. Установите соответствие между направлением перекочевки и временем года:
а) на север | 1) летом |
б) на юг | 2) зимой |
6) Назовите основную отрасль хозяйства коренных народов Севера:
а) рыболовство
б) охота на пушного зверя
в) оленеводство
Тест 5. Тема “Духовный мир народа”
1) Кто выполнял у ненцев роль посредников между духами и людьми?
а) табедя
б) сядэн
в) калтащ эква
2) В религиозных верованиях народов Обского Севера традиционно господствовала вера в духов. Кто, по верованиям ненцев, являлся создателем всего живого на Земле?
а) Нум
б) Я-миню
в) Нга
3) История распространения христианства на Обском Севере начинается с указа царя:
а) Ивана IV Грозного
б) Петра I Великого
в) Бориса Годунова
4) Первая христианская церковь в Обдорске построена в:
а) 1602 г.
б) 1721 г.
в) 1812 г.
5) Миссионерская деятельность на Обском Севере в начале XVIII века связана с именем:
а) Филофей Лещинский
б) Иринарх (И. С. Шемановский)
в) Илларион
6) Настоятелем Обдорской христианской миссии в конце XIX-начале XX был:
а) Иринарх (И. С. Шемановский)
б) Илларион
в) Филофей Лещинский
7) Когда была организована священником Петропавловской церкви Петром Поповым первая школа в Обдорске:
а) 1846 г.
б) 1848 г.
в) 1850 г.
8) Открытие миссионерской школы в Обдорске состоялось в:
а) 1867 г.
б) 1846 г.
в) 1848 г.
Тест 6. Тема “Наш край в первой половине XX века”
1) Какой общественный строй сохранялся у народов Севера в начале ХХ века?
а) патриархально-родовой строй
б) феодальный строй
в) капиталистический
2) Утверждение советской власти в крае началось в:
а) 1918 г.
б) 1919 г.
в) 1920 г.
3) Что стало отличительной чертой восстания против произвола большевиков на Обском Севере в 1921 году?
а) участие партизанских отрядов, которые раньше помогали им в борьбе с Колчаком
б) активная поддержка восстания со стороны коренного населения края
в) верны оба варианта ответов
4) Когда был создан Комитет содействия народностям северных окраин РСФСР?
а) 1921 г.
б) 1924 г.
в) 1936 г.
5) Выделите новые черты в экономике края в 30-е годы.
а) принудительная коллективизация б) разведение ондатры в водоёмах
в) занятие клеточным звероводством г) появление молочно-овощного совхоза
д) верны все варианты ответов
6) Сколько было поселков для "спецпереселенцев" в середине 1930-х годов на территории края?
а) пять
б) четыре
в) три
7) Когда была создана ненецкая письменность?
а) 1920-е г.
б) 1930-е г.
в) 1940-е г.
8) Когда Обдорск был переименован в Салехард?
а) 1933 г.
б) 1944 г.
в) 1953 г.
9) В каком году распахнул свои двери Обдорский краеведческий музей?
а) 1930 г.
б) 1936 г.
в) 1944 г.
10) Когда был образован Ямало-Ненецкий автономный округ?
а) 1930 г.
б) 1933 г.
в) 1944 г.
Тест 7. Тема “Великая Отечественная война и наш край”
1) Сколько ямальцев за подвиги в годы Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза?
а) четверо
б) трое
в) двое
2) Исключите из списка лишнюю фамилию:
а) А. Звягин
б) Н. Архангельский
в) И. Корольков
г) А. Зверев
д) А. Сибиряков.
3) Вклад жителей округа в Победу:
а) увеличился улов рыбы
б) поставка пушнины;
в) поставка лыжных и ружейных брусьев для винтовок и автоматов
г) верно все указанное
4) Где в годы войны находился саркофаг с телом Ленина В. И. ?
а) Тюмень
б) Тобольск
в) Сургут
5) Когда была создана Тюменская область?
а) 1941 г.
б) 1943 г.
в) 1944 г.
Тест 8. Тема “Стройка 501”
1) Когда впервые М. К. Сидоров и А. М. Сибиряков разработали проект строительства сети железных дорог в нашем регионе?
а) к. XIX в.
б) н. XX в.
в) сер. XX в.
2) Серьезные изыскания на трассе Салехард-Енисей-Норильск с целью возможного строительства железной дороги начались в:
а) 1924 г.
б)1930 г.
в)1943 г.
3) Строительство железной дороги от станции Чум на Восток (Чум-Лабытнанги-Салехард-Игарка) началось в:
а) 1930 г.
б) 1943 г.
в) 1947 г.
4) Установите соответствие между крылом магистрали и названием стройки:
1. западное крыло магистрали | а) 503-я стройка |
2. восточное крыло магистрали | б) 501-я стройка |
5) Гграницей между западным крылом и восточным крылом магистрали стала
а) река Обь
б) река Надым
в) река Пур
6) В каком году было открыто рабочее движение поездов от станции Чум до Надыма?
а) 1949 г.
б) 1952 г.
в) 1953 г.
7) В связи с каким событием строительство прекратилось?
а) cмepть И. Сталина
б) смещение Хрущева Н.
в) cмepть Брежнева Л.
8) Сколько примерно сталинских лагерей находилось на участке Салехард-Надым?
а) около 30-лагерей
б) около 40-лагерей
в) около 50-лагерей
Тест 9. Тема “Природные богатства и промышленность края”
1) Впервые в 1932 г. высказал гипотезу о перспективах газоносности осадочного чехла Западной Сибири в 1932 году:
а) И. М. Губкин
б) А. Д. Суворов
в) В. Н. Сакс
2) К какому времени относятся первые сообщения о нефтегазоносности недр Ямала?
а) 1932 г.
б) 1934 г.
в) 1937 г.
3) Какой год стал началом планомерных геофизических исследований Северной части Западно-Сибирской низменности?
а) 1932 г.
б) 1937 г.
в) 1943 г.
г) 1952 г.
4) Какой процент газа России добывается в округе в настоящее время ?
а) 20%
б) 50%
в) 90%
5) Какой город является крупным трaнcпортным узлом, обеспечивающим завоз грузов во все районы округа?
а) Лабытнанги
б) Салехард
в) Новый Уренгой
г) Тарко-Сале
Тест 10. Тема “Города и районы ЯНАО”1) Установите соответствие между городом и месторождением:
Город | Месторождение |
а) Новый Уренгой б) Ноябрьск в) Губкинский г) Надым |
Медвежье Уренгойское Вынгапурское Тарасовское, Комсомольское |
2) В каком году окончилось строительство железной дороги Сургут Новый Уренгой?
а) 1981 г.
б) 1985 г.
в) 1987 г.
3) Год образования поселка Губкинский?
а) 1985 г.
б) 1986 г.
в) 1987 г.
4) В каком году Губкинский получил статус города?
а) 1986 г.
б) 1996 г.
в) 1998 г.
5) Название какого города в переводе с языка ханты означает “Семь лиственниц”?
а) Новый Уренгой
б) Надым
в) Лабытнанги
г) Муравленко
Итоговый тест по истории ЯНА О
1) С именем какого археолога связано начало археологического изучения Обского Севера?
а) Чернецов В. Н.
б) Хлобыстин Л. П.
в) Головнев А. В.
2) Доминирующая система на Западно-Сибирском Севере:
а) “человек-лошадь”
б) “человек-земля”
в) “человек-олень”.
3) Назовите единственный в мире город, через который проходит Полярный круг.
а) Надым
б) Новый Уренгой
г) Ноябрьск
д) Салехард
е) Губкинский.
4) Как назывался Салехард до 1933 года?
а) Березов
б) Ялуторовск
в) Обдорск.
5) Ямало-Ненецкий автономный округ образован в:
а) 1930 г.
б) 1933 г.
в) 1944 г.
6) Назовите тотемного животного у ненцев:
а) лебедь
б) белый олень
в) медведь.
7) Впервые высказал в 1932 г. гипотезу о перспективах газоносности осадочного чехла Западной Сибири?
а) И. М. Губкин
б) А. Д. Суворов
в) В. Н. Сакс.
8) Тюменская область была создана в:
а) 1941 г.
б) 1943 г.
в) 1944 г.
9) Укажите год образования поселка Губкинский?
а) 1985 г.
б) 1986 г.
в) 1987 г.
10) В каком году Губкинский получил статус города?
а) 1986 г.
б) 1996 г.
в) 1998 г.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
16 01 2021 22:46:36
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде.
...
15 01 2021 8:23:39
Цель урока – систематизировать знания учащихся по истории и культуре стран Древнего Востока, повысить интерес школьников к предмету. Путешествие в таинственный и загадочный мир древних цивилизаций проходит по станциям, на которых комaнды получают золотые и серебряные ключи от спрятанных "кладов" с сокровищами. ...
14 01 2021 13:49:25
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
13 01 2021 7:56:56
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея.
...
12 01 2021 11:52:20
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
11 01 2021 18:15:30
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
...
10 01 2021 7:46:44
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
09 01 2021 21:24:13
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
08 01 2021 3:40:15
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
07 01 2021 8:26:18
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации.
...
06 01 2021 8:52:21
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
05 01 2021 22:52:18
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
04 01 2021 5:14:27
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
03 01 2021 19:42:16
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
02 01 2021 1:55:56
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование.
...
01 01 2021 7:10:39
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
31 12 2020 5:25:18
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
30 12 2020 4:10:17
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
29 12 2020 1:38:19
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
28 12 2020 18:11:50
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету.
...
27 12 2020 22:59:56
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
26 12 2020 6:41:39
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества.
...
25 12 2020 6:39:40
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
24 12 2020 8:44:37
Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании ИКТ в виде презентации....
23 12 2020 0:10:20
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк).
...
22 12 2020 16:12:16
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
21 12 2020 23:31:50
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира".
...
20 12 2020 5:55:21
Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на ЕГЭ: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе.
...
19 12 2020 22:18:51
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
18 12 2020 7:49:53
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
17 12 2020 12:24:11
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
16 12 2020 13:57:14
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
15 12 2020 22:34:18
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
14 12 2020 14:19:51
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов.
...
13 12 2020 8:29:58
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
12 12 2020 8:17:24
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
11 12 2020 0:11:46
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
10 12 2020 22:21:23
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
09 12 2020 0:35:44
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
08 12 2020 15:57:16
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
07 12 2020 20:51:27
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
06 12 2020 17:30:29
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
05 12 2020 2:36:46
Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель.
...
04 12 2020 5:21:59
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
03 12 2020 3:53:58
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
02 12 2020 3:10:17
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
01 12 2020 2:24:34
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его.
...
30 11 2020 3:31:52
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
29 11 2020 20:36:50
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
28 11 2020 10:33:57
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
27 11 2020 0:54:36
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
26 11 2020 9:54:57
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
25 11 2020 4:17:34
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
24 11 2020 16:35:17

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
23 11 2020 5:51:52
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
22 11 2020 16:18:36
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
21 11 2020 22:52:49
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
20 11 2020 20:30:39
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
19 11 2020 4:25:18

Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
18 11 2020 13:23:44
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
17 11 2020 14:16:57
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
16 11 2020 15:49:31

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
15 11 2020 6:35:39
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
14 11 2020 2:22:31
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
13 11 2020 20:58:41
При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала.
Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования.
...
12 11 2020 13:16:35
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
11 11 2020 4:57:20
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
10 11 2020 21:33:37
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....
09 11 2020 15:27:46
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
08 11 2020 7:31:36

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
07 11 2020 23:16:12
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
06 11 2020 14:16:33
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания.
...
05 11 2020 6:52:29
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
04 11 2020 0:18:21

В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
03 11 2020 13:17:30
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
02 11 2020 8:16:20
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории.
...
01 11 2020 16:43:11
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
31 10 2020 23:27:13
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
30 10 2020 2:18:51
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001.
...
29 10 2020 3:35:32
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
...
28 10 2020 6:22:12
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
27 10 2020 4:46:29
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
26 10 2020 11:18:37
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
25 10 2020 17:16:15
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
24 10 2020 9:35:52
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
23 10 2020 19:19:27
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
22 10 2020 17:20:26
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
21 10 2020 3:38:56
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
20 10 2020 6:26:13
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
19 10 2020 14:36:12
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
18 10 2020 15:45:14
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
17 10 2020 10:20:37
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу.
...
16 10 2020 9:59:20
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
15 10 2020 12:27:36
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
14 10 2020 22:51:55
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
13 10 2020 1:55:23
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения.
...
12 10 2020 3:24:28
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I.
...
11 10 2020 21:56:50
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
10 10 2020 15:50:51
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
09 10 2020 7:43:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::