Конспект урока по истории России для 10-х классов "Отмена крепостного права: окончено ли рабство"
Цель занятия:
- Помочь учащимся осознать и оценить цели крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян; подвести учащихся к выводу о незавершенности, половинчатости реформ 60-х годов, приведших страну к революционному решению вопроса о земле.
- Продолжить работу по формированию важнейших интеллектуальных умений: анализа, сравнения, обобщения, участия в полемике, работы с историческим документом; развивать умение определять групповые и классовые интересы при проведении крестьянской реформы 1861 года.
- Способствовать нравственному осмыслению отмены крепостничества, воспитанию целеустремленности, готовности аргументировать собственное мнение.
Оборудование урока:
Карта “Развитие России в пореформенный период”, мультимедийный проектор, проект Парфенова “Российская империя”, манифест “О ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМ ДАРОВАНИИ КРЕПОСТНЫМ ЛЮДЯМ ПРАВ СОСТОЯНИЯ СВОБОДНЫХ СЕЛЬСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ”, данные статистического материала и диаграммы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обучения |
Мотивация 2 мин |
Дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить сегодня очень интересный и полезный экскурс в события середины XIX века, в эпоху либеральных реформ 60-70-х годов. Толчком для них послужила крестьянская реформа 1861 года. Скажите, а нужно ли нам изучать реформы 150-летней давности? Что могут дать нам эти знания? Эти знания нужны для понимания реалий сегодняшней жизни, для понимания причинно-следственных связей событий, отдаленных во времени. Интересен и такой факт. В это же время (60-е годы XIX века) проходили реформы Мэйдзи в Японии, так же как и в России – путем “сверху”. Япония, благодаря им, сумела “отвоевать” место под солнцем, а Россия “нажила” революцию. Почему? Об этом поговорим на заключительном по теме уроке. |
Возможный ответ: Причины нерешенности крестьянского вопроса, истоки революционности, аграрный вопрос в конце XX века - проблемный |
|
Постановка целей 2,5 мин |
Крестьянская реформа 1861 года стала отменой крепостного права, которую так ждала Россия. Давайте подумаем, означало ли это конец векового рабства? Запишите в тетрадь проблему. Давайте спланируем цели урока и перспективу изучения данной проблемы. | Запись темы в тетрадь. Планируют цели урока: Каковы цели политики, условия освобождения, оценить результаты отмены; по мере работы с документами – определять классовую направленность реформ, интересы различных социальных групп |
В конце обсуждения возможных целей урока – слайд презентации (Приложение 1) |
Всю важную информацию об изучаемых нами реформах мы систематизируем в аналитическую таблицу “Крестьянская реформа 1861 года”. Такие таблицы – оптимальный способ свертывать знания, осмысливать и оценивать последствия реформ. Для тех, у кого по истории – “5”, ее заполнение обязательно. | Учащиеся готовят форму таблицы в
тетради с опорой на образец (оптимальный вариант - получение опopного листа с заготовленной таблицей) (Приложение 4) |
||
Сегодня на уроке мы начинаем анализ крестьянской реформы. Прошу вас сделайте первую запись. | Записали название реформы | ||
Постановка проблемы 3,5 мин. |
Крепостное право, это рабство, позор
России. Так считали все передовые люди. Согласны
ли вы с этим? Мы знаем, что предшественники Александра II желали отмены крепостного права. Вспомните, кто и как. В чем сложность решаемой проблемы? Почему крепостное право не было отменено? Как стал решать эту проблему Александр II? Вот здесь заложен алгоритм решения проблемы: на каких условиях освобождение – было ли это концом рабства? |
Согласны, комментарии Александр I – указ о “вольных хлебопашцах”, Николай I – реформа государственных крестьян. Нежелание дворян, неспособность противостоять им. Создание комитетов, решительная позиция государя. |
Фрагмент проекта Слайд “Подготовка реформы” |
Инструктаж перед работой с документами 1 мин |
Сначала нам предстоит выявить условия
освобождения крестьян. Мы сделаем это, работая с
содержанием ряда положений, подписанных
Александром II 19 февраля 1861 года. Перед вами фрагменты этих документов. Внимательно их изучите и выполните задания. Начинаем работу. Если есть вопросы, поднимите руку. |
||
Работа с документами 4 мин. |
Изучают фрагменты документов, выполняют задания к ним (Приложение 2) | ||
Условия освобождения крестьян.
8 мин. |
Прошу вас, на каких же условиях
освобождались крестьяне? Участвуем все. Эти условия освобождения и составляют содержание реформы в таблице. Выясним другие детали освобождения крестьян: Охаpaктеризуйте процедуру разработки условий отмены крепостного права. Что такое уставная грамота? Каково ее назначение? Сформулируйте гражданские права, получаемые крестьянами на основании Положений. Крестьяне не поверили, что это и есть “царская милость”. По их мнению, освобождение означало старый порядок вещей, но…без господ. Исполнилась ли мечта крестьян? Можем ли мы привести аргументы, подтверждающие сохранение власти помещиков над крестьянами. |
Личная свобода крестьян, освобождение
крестьян с землей, выкупные платежи,
временнообязанное состояние крестьян до
заключения выкупной сделки. Комментарий учащихся (дворянские губернские комитеты) Документ, определявший условия освобождения каждой семьи (размер надела, повинности, размер выкупа) - свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения, переходить в другие сословия, заключать сделки, вступать в бpaк без разрешения помещиков Не получили земли. Анализ огромных полномочий помещиков – фрагменты №№1, 2, 3. |
По мере формулирования условий на
экране проецируется презентация Фрагмент проекта (“понимают, что обманывают”) |
2. Решение проблемы урока. Крепостнический хаpaктер реформы Инструктаж для работы с документами 1 мин. |
Александр II, обращаясь к
Государственному совету в январе 1861 года, сказал:
(читает) Нам предстоит сейчас выяснить, какой смысл вложил государь в эти слова. Поможет нам предлагаемый для исследования материал. На этом этапе урока я прошу вас и вас быть либералами, вас и вас – радикалами. У нас есть сегодня работа для историографов, для статистов и, наконец, для аналитиков. Возражений или обмена заданиями нет? Замечательно. |
“Вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, - сделано”. | |
Работа с документами. 4 мин. |
Изучают предложенные документы (Приложение 2), анализируют их по предлагаемым заданиям, сопоставляют статистический материал, обсуждают в группах полученные выводы. | ||
Последствия и значение реформы
12 мин. |
Безусловно, крестьянская реформа
содержала колоссальный потенциал для развития
России. Я прошу либералов познакомить нас с
результатами исследования в области
прогрессивных черт реформы. Продолжаем работать
с таблицей, куда заносим результаты работы всех
групп. Обратите внимание на карту: распространение капитализма в сельском хозяйстве шло двумя путями: “фермерским” (без феодальных пережитков) и “прусским” (с сохранением отработочной системы). Это был капитализм с его рыночной системой |
положила начало ускоренной
модернизации страны (мощный импульс для развития
рыночных отношений); дала толчок для развития других либеральных реформ (земской, городской, судебной, военной, образования); - подтвердила возможность и плодотворность мирных преобразований по инициативе власти (в США подобные реформы в это же время – в результате гражданской войны). |
Слайд “Прогрессивные черты” Показ путей развития капитализма различных районов страны |
Из истории 8 класса мы знаем, как
крестьяне приняли реформу. Мы увидим видео сюжет
об этом и постараемся понять, почему реформа
крестьян разочаровала? Какие вековые мечты крестьян не исполнились? Радикалы, помогите нам понять настроения крестьян? |
Работа группы “радикалов”. - сохранение ряда пережитков крепостничества: крупное помещичье землевладение, что привело к крестьянскому “малоземелью” или “безземелью”, самодержавие; - существование отработочной системы (земельный “голод”); - тяжесть выкупных платежей; - сохранение общины как препятствия на пути развития предпринимательства |
Фрагмент проекта “Восстание в Кандеевке”. | |
Незавершенный хаpaктер реформ – причина того, что аграрный вопрос станет “гвоздем” революции 1905 года в России. | (отсутствие собственности на землю, сохранение коллективистских традиций, патриархальный хаpaктер деревни, круговая порука, ежегодные переделы земли). | Слайд “Незавершенность реформ” | |
Историографы, скажите нам, пожалуйста, заметили ли историки, что эта реформа была крепостнической от начала до конца? | Комментарий “историографов”. | ||
Крепостное право отменено, но окончено
ли рабство? Получены ли права свободных сельских
обывателей, что являлось целью реформы? Мы располагаем интересными статистическими данными. “Статисты” их внимательно изучили и готовы участвовать в обсуждении. |
“предоставить крестьянам права
свободных сельских обывателей”. Нет, сохранено временно обязанное состояние с сохранением повинностей в пользу помещиков Работа группы “статистов” (Приложение 3). |
Слайды презентации Диаграммы о сокращении крестьянских наделов. Выкупные платежи крестьян выплачены вместо 544 млн. рублей – 867 млн. рублей. |
|
Для представления полной картины особенностей реформы нам не хватает определенной информации, которой с нами поделятся наши “аналитики”. | Работа группы “аналитиков”. (Государство сделало все, чтобы получить наибольшую выгоду от реформы, не вложив в ее осуществление никаких средств). |
||
Мы можем сказать, что повышение
престижа государства оплачивалось
крестьянством, по-прежнему пребывающим в нищете,
безземелье и бесправии. Теперь мы можем с полной уверенностью отметить, была ли реформа – настоящим освобождением крестьян? Свобода на словах, а на деле… Вот почему Некрасов, обращаясь к своим современникам, вопрошал: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Не только поэты и писатели, но и художники силой своего мастерства заставляли задуматься, свободен ли, счастлив ли, полноправен ли народ? |
Мнение учащихся: нет, отмены рабства не произошло. | Демонстрация полотен Мясоедова
“Земство обедает”, Перова “Крестный ход на пасхе” |
|
Сейчас мы должны, пользуясь полученной
сегодня информацией, определить историческое
значение реформы. Пожалуйста, “историографы”. Какие оценки историков вы определили? |
Работа “историографов” | ||
Обобщение 3 мин. |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в том
же 1861 году в журнале “Современник” написал:
(читает) В чем же, по мнению Салтыкова-Щедрина, заключалась нравственная сила русского народа? |
Выступления против реформы были только
в год реформы Смогли выдержать тяжесть реформы. Стали считать Александра освободителем. |
На экране слова Салтыкова-Щедрина “Вникните в смысл крестьянской реформы, взвесьте все ее подробности, припомните обстановку, среди которой она свершалась, и вы убедитесь…что, несмотря на всю забитость и безвестность, одна только нравственная сила народа и произвела всю реформу”. Фрагмент проекта “Крестьяне после реформы”. |
Итоги урока | В чем же величие реформы 1861 года? Высшую оценку “аналитика” заработал на уроке… Высокие оценки “исследователей” получают… А все мы с вами стали свидетелями замечательного расследования века “Революция реформ”. Именно так окрестил реформу 1861 года Ф.М.Достоевский. |
Нравственное значение – уничтожение личной зависимости крестьян. Толчок для развития всех реформ |
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
18 03 2024 7:57:16
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
17 03 2024 11:32:54
Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....
16 03 2024 1:57:59
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
15 03 2024 8:50:16
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
14 03 2024 17:32:46
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
13 03 2024 21:11:17
Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
12 03 2024 20:54:37
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
11 03 2024 17:38:47
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
10 03 2024 1:14:40
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
09 03 2024 8:54:58
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
08 03 2024 9:17:52
Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
07 03 2024 16:11:31
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
06 03 2024 8:54:21
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
05 03 2024 1:54:14
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
04 03 2024 15:41:52
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
03 03 2024 16:55:44
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
02 03 2024 23:38:31
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...
01 03 2024 5:16:12
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
29 02 2024 7:39:21
Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....
28 02 2024 15:48:12
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
27 02 2024 1:23:26
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
26 02 2024 16:13:18
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
25 02 2024 4:32:46
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
24 02 2024 4:56:36
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
23 02 2024 12:56:16
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
22 02 2024 11:44:52
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать. ...
21 02 2024 20:59:35
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
20 02 2024 9:56:11
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
19 02 2024 15:37:57
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
18 02 2024 6:55:35
Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....
17 02 2024 21:41:40
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
16 02 2024 8:54:11
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
15 02 2024 10:47:40
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся. ...
14 02 2024 19:27:39
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
13 02 2024 14:56:33
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
12 02 2024 5:53:13
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
11 02 2024 5:44:54
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
10 02 2024 17:19:23
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
09 02 2024 11:16:38
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. ...
08 02 2024 17:10:24
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
07 02 2024 3:33:22
Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....
06 02 2024 13:11:43
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
05 02 2024 1:17:15
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
04 02 2024 18:10:18
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
03 02 2024 8:47:21
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
02 02 2024 13:19:27
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
01 02 2024 15:31:54
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления. ...
31 01 2024 9:13:35
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
30 01 2024 3:12:42
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
29 01 2024 5:35:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::