Конспект урока по истории России для 10-х классов "Отмена крепостного права: окончено ли рабство"
Цель занятия:
- Помочь учащимся осознать и оценить цели крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян; подвести учащихся к выводу о незавершенности, половинчатости реформ 60-х годов, приведших страну к революционному решению вопроса о земле.
- Продолжить работу по формированию важнейших интеллектуальных умений: анализа, сравнения, обобщения, участия в полемике, работы с историческим документом; развивать умение определять групповые и классовые интересы при проведении крестьянской реформы 1861 года.
- Способствовать нравственному осмыслению отмены крепостничества, воспитанию целеустремленности, готовности аргументировать собственное мнение.
Оборудование урока:
Карта “Развитие России в пореформенный период”, мультимедийный проектор, проект Парфенова “Российская империя”, манифест “О ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМ ДАРОВАНИИ КРЕПОСТНЫМ ЛЮДЯМ ПРАВ СОСТОЯНИЯ СВОБОДНЫХ СЕЛЬСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ”, данные статистического материала и диаграммы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обучения |
Мотивация 2 мин |
Дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить сегодня очень интересный и полезный экскурс в события середины XIX века, в эпоху либеральных реформ 60-70-х годов. Толчком для них послужила крестьянская реформа 1861 года. Скажите, а нужно ли нам изучать реформы 150-летней давности? Что могут дать нам эти знания? Эти знания нужны для понимания реалий сегодняшней жизни, для понимания причинно-следственных связей событий, отдаленных во времени. Интересен и такой факт. В это же время (60-е годы XIX века) проходили реформы Мэйдзи в Японии, так же как и в России – путем “сверху”. Япония, благодаря им, сумела “отвоевать” место под солнцем, а Россия “нажила” революцию. Почему? Об этом поговорим на заключительном по теме уроке. |
Возможный ответ: Причины нерешенности крестьянского вопроса, истоки революционности, аграрный вопрос в конце XX века - проблемный |
|
Постановка целей 2,5 мин |
Крестьянская реформа 1861 года стала отменой крепостного права, которую так ждала Россия. Давайте подумаем, означало ли это конец векового рабства? Запишите в тетрадь проблему. Давайте спланируем цели урока и перспективу изучения данной проблемы. | Запись темы в тетрадь. Планируют цели урока: Каковы цели политики, условия освобождения, оценить результаты отмены; по мере работы с документами – определять классовую направленность реформ, интересы различных социальных групп |
В конце обсуждения возможных целей урока – слайд презентации (Приложение 1) |
Всю важную информацию об изучаемых нами реформах мы систематизируем в аналитическую таблицу “Крестьянская реформа 1861 года”. Такие таблицы – оптимальный способ свертывать знания, осмысливать и оценивать последствия реформ. Для тех, у кого по истории – “5”, ее заполнение обязательно. | Учащиеся готовят форму таблицы в
тетради с опорой на образец (оптимальный вариант - получение опopного листа с заготовленной таблицей) (Приложение 4) |
||
Сегодня на уроке мы начинаем анализ крестьянской реформы. Прошу вас сделайте первую запись. | Записали название реформы | ||
Постановка проблемы 3,5 мин. |
Крепостное право, это рабство, позор
России. Так считали все передовые люди. Согласны
ли вы с этим? Мы знаем, что предшественники Александра II желали отмены крепостного права. Вспомните, кто и как. В чем сложность решаемой проблемы? Почему крепостное право не было отменено? Как стал решать эту проблему Александр II? Вот здесь заложен алгоритм решения проблемы: на каких условиях освобождение – было ли это концом рабства? |
Согласны, комментарии Александр I – указ о “вольных хлебопашцах”, Николай I – реформа государственных крестьян. Нежелание дворян, неспособность противостоять им. Создание комитетов, решительная позиция государя. |
Фрагмент проекта Слайд “Подготовка реформы” |
Инструктаж перед работой с документами 1 мин |
Сначала нам предстоит выявить условия
освобождения крестьян. Мы сделаем это, работая с
содержанием ряда положений, подписанных
Александром II 19 февраля 1861 года. Перед вами фрагменты этих документов. Внимательно их изучите и выполните задания. Начинаем работу. Если есть вопросы, поднимите руку. |
||
Работа с документами 4 мин. |
Изучают фрагменты документов, выполняют задания к ним (Приложение 2) | ||
Условия освобождения крестьян.
8 мин. |
Прошу вас, на каких же условиях
освобождались крестьяне? Участвуем все. Эти условия освобождения и составляют содержание реформы в таблице. Выясним другие детали освобождения крестьян: Охаpaктеризуйте процедуру разработки условий отмены крепостного права. Что такое уставная грамота? Каково ее назначение? Сформулируйте гражданские права, получаемые крестьянами на основании Положений. Крестьяне не поверили, что это и есть “царская милость”. По их мнению, освобождение означало старый порядок вещей, но…без господ. Исполнилась ли мечта крестьян? Можем ли мы привести аргументы, подтверждающие сохранение власти помещиков над крестьянами. |
Личная свобода крестьян, освобождение
крестьян с землей, выкупные платежи,
временнообязанное состояние крестьян до
заключения выкупной сделки. Комментарий учащихся (дворянские губернские комитеты) Документ, определявший условия освобождения каждой семьи (размер надела, повинности, размер выкупа) - свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения, переходить в другие сословия, заключать сделки, вступать в бpaк без разрешения помещиков Не получили земли. Анализ огромных полномочий помещиков – фрагменты №№1, 2, 3. |
По мере формулирования условий на
экране проецируется презентация Фрагмент проекта (“понимают, что обманывают”) |
2. Решение проблемы урока. Крепостнический хаpaктер реформы Инструктаж для работы с документами 1 мин. |
Александр II, обращаясь к
Государственному совету в январе 1861 года, сказал:
(читает) Нам предстоит сейчас выяснить, какой смысл вложил государь в эти слова. Поможет нам предлагаемый для исследования материал. На этом этапе урока я прошу вас и вас быть либералами, вас и вас – радикалами. У нас есть сегодня работа для историографов, для статистов и, наконец, для аналитиков. Возражений или обмена заданиями нет? Замечательно. |
“Вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, - сделано”. | |
Работа с документами. 4 мин. |
Изучают предложенные документы (Приложение 2), анализируют их по предлагаемым заданиям, сопоставляют статистический материал, обсуждают в группах полученные выводы. | ||
Последствия и значение реформы
12 мин. |
Безусловно, крестьянская реформа
содержала колоссальный потенциал для развития
России. Я прошу либералов познакомить нас с
результатами исследования в области
прогрессивных черт реформы. Продолжаем работать
с таблицей, куда заносим результаты работы всех
групп. Обратите внимание на карту: распространение капитализма в сельском хозяйстве шло двумя путями: “фермерским” (без феодальных пережитков) и “прусским” (с сохранением отработочной системы). Это был капитализм с его рыночной системой |
положила начало ускоренной
модернизации страны (мощный импульс для развития
рыночных отношений); дала толчок для развития других либеральных реформ (земской, городской, судебной, военной, образования); - подтвердила возможность и плодотворность мирных преобразований по инициативе власти (в США подобные реформы в это же время – в результате гражданской войны). |
Слайд “Прогрессивные черты” Показ путей развития капитализма различных районов страны |
Из истории 8 класса мы знаем, как
крестьяне приняли реформу. Мы увидим видео сюжет
об этом и постараемся понять, почему реформа
крестьян разочаровала? Какие вековые мечты крестьян не исполнились? Радикалы, помогите нам понять настроения крестьян? |
Работа группы “радикалов”. - сохранение ряда пережитков крепостничества: крупное помещичье землевладение, что привело к крестьянскому “малоземелью” или “безземелью”, самодержавие; - существование отработочной системы (земельный “голод”); - тяжесть выкупных платежей; - сохранение общины как препятствия на пути развития предпринимательства |
Фрагмент проекта “Восстание в Кандеевке”. | |
Незавершенный хаpaктер реформ – причина того, что аграрный вопрос станет “гвоздем” революции 1905 года в России. | (отсутствие собственности на землю, сохранение коллективистских традиций, патриархальный хаpaктер деревни, круговая порука, ежегодные переделы земли). | Слайд “Незавершенность реформ” | |
Историографы, скажите нам, пожалуйста, заметили ли историки, что эта реформа была крепостнической от начала до конца? | Комментарий “историографов”. | ||
Крепостное право отменено, но окончено
ли рабство? Получены ли права свободных сельских
обывателей, что являлось целью реформы? Мы располагаем интересными статистическими данными. “Статисты” их внимательно изучили и готовы участвовать в обсуждении. |
“предоставить крестьянам права
свободных сельских обывателей”. Нет, сохранено временно обязанное состояние с сохранением повинностей в пользу помещиков Работа группы “статистов” (Приложение 3). |
Слайды презентации Диаграммы о сокращении крестьянских наделов. Выкупные платежи крестьян выплачены вместо 544 млн. рублей – 867 млн. рублей. |
|
Для представления полной картины особенностей реформы нам не хватает определенной информации, которой с нами поделятся наши “аналитики”. | Работа группы “аналитиков”. (Государство сделало все, чтобы получить наибольшую выгоду от реформы, не вложив в ее осуществление никаких средств). |
||
Мы можем сказать, что повышение
престижа государства оплачивалось
крестьянством, по-прежнему пребывающим в нищете,
безземелье и бесправии. Теперь мы можем с полной уверенностью отметить, была ли реформа – настоящим освобождением крестьян? Свобода на словах, а на деле… Вот почему Некрасов, обращаясь к своим современникам, вопрошал: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Не только поэты и писатели, но и художники силой своего мастерства заставляли задуматься, свободен ли, счастлив ли, полноправен ли народ? |
Мнение учащихся: нет, отмены рабства не произошло. | Демонстрация полотен Мясоедова
“Земство обедает”, Перова “Крестный ход на пасхе” |
|
Сейчас мы должны, пользуясь полученной
сегодня информацией, определить историческое
значение реформы. Пожалуйста, “историографы”. Какие оценки историков вы определили? |
Работа “историографов” | ||
Обобщение 3 мин. |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в том
же 1861 году в журнале “Современник” написал:
(читает) В чем же, по мнению Салтыкова-Щедрина, заключалась нравственная сила русского народа? |
Выступления против реформы были только
в год реформы Смогли выдержать тяжесть реформы. Стали считать Александра освободителем. |
На экране слова Салтыкова-Щедрина “Вникните в смысл крестьянской реформы, взвесьте все ее подробности, припомните обстановку, среди которой она свершалась, и вы убедитесь…что, несмотря на всю забитость и безвестность, одна только нравственная сила народа и произвела всю реформу”. Фрагмент проекта “Крестьяне после реформы”. |
Итоги урока | В чем же величие реформы 1861 года? Высшую оценку “аналитика” заработал на уроке… Высокие оценки “исследователей” получают… А все мы с вами стали свидетелями замечательного расследования века “Революция реформ”. Именно так окрестил реформу 1861 года Ф.М.Достоевский. |
Нравственное значение – уничтожение личной зависимости крестьян. Толчок для развития всех реформ |
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
27 03 2024 13:30:25
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
26 03 2024 22:22:31
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
25 03 2024 15:18:24
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
24 03 2024 2:32:39
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
23 03 2024 7:45:35
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
22 03 2024 21:57:53
Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках". ...
21 03 2024 12:22:59
Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....
20 03 2024 2:26:21
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
19 03 2024 18:24:47
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
18 03 2024 16:49:51
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
17 03 2024 23:40:18
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
16 03 2024 1:47:14
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
15 03 2024 9:15:53
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации". ...
14 03 2024 9:29:10
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
13 03 2024 8:52:21
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
12 03 2024 20:12:56
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
11 03 2024 5:56:43
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
10 03 2024 7:22:46
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
09 03 2024 13:17:49
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования. ...
08 03 2024 3:28:58
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны. ...
07 03 2024 3:44:34
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
06 03 2024 13:38:15
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
05 03 2024 3:55:54
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
04 03 2024 12:13:46
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
03 03 2024 4:18:11
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
02 03 2024 20:36:51
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
01 03 2024 7:59:49
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
29 02 2024 5:33:20
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
28 02 2024 6:52:19
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
27 02 2024 13:11:10
Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интеpaктивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания. ...
26 02 2024 1:57:26
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
25 02 2024 16:19:56
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
24 02 2024 14:45:36
Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах. ...
23 02 2024 8:38:34
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...
22 02 2024 0:15:29
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
21 02 2024 2:43:33
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...
20 02 2024 12:15:17
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
19 02 2024 12:10:34
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...
18 02 2024 0:32:23
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
17 02 2024 8:11:12
Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....
16 02 2024 10:56:10
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
15 02 2024 9:55:48
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
14 02 2024 0:10:19
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии. Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор. ...
13 02 2024 7:32:51
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
12 02 2024 4:11:14
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
11 02 2024 16:53:13
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...
10 02 2024 23:44:51
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
09 02 2024 23:58:53
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
08 02 2024 19:39:19
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
07 02 2024 14:46:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::