Русская живопись 2-й половины XIX века
Цели:
- продемонстрировать достижения ведущих художников реалистической школы, роль и значение творчества передвижников в общественной жизни страны;
- развивать речь, мышление и эстетические навыки.
Основные понятия: критический реализм, передвижники, портрет, пейзаж.
Оборудование: репродукции картин Третьяковской галереи; книга В. Прудоминского “Первая Третьяковка”, Универсальный энциклопедический календарь “Знаменательные даты.2007” издательства “Либерия - Бибинформ”, записи музыки П. И. Чайковского.
Эпиграфы:
Искусство – страстное молчание. (Густав Моро)
Жизнь коротка, искусство вечно.
Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. (В. А. Сухомлинский)
Оформление: На доске можно написать фамилии художников и их произведения:
- И.Н.Крамской. Незнакомка. Портреты Л.Н.Толстого, П.М.Третьякова.
- И.И.Шишкин. Рожь. Утро в сосновом лесу.
- Ф.А.Васильев. Мокрый луг.
- И.К.Айвазовский. Чёрное море. Чесменский бой.
- А.И.Куинджи. Лунная ночь на Днепре. Берёзовая роща.
- И.И.Левитан. Золотая осень.
- В.В.Верещагин. Апофеоз войны. На Шипке всё спокойно.
- К.Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге.
- В.Г.Перов. Тройка.
- И.Е.Репин. Бурлаки на Волге.
- В.И.Суриков. Боярыня Морозова. Взятие снежного городка.
- В.М.Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. Богатыри.
Подготовительная работа: стенды с репродукциями картин художников 2-й половины XIX века по темам “Художники-передвижники”, “Портретная живопись”, “Художники-пейзажисты”, “Художник-баталист”, “История в полотнах русских художников” и т.д.
План урока:
I. Вводная часть.
II. Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею.
Творчество И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, В.В.Верещагина, К.Савицкого, В.Г. Перова, В.И. Сурикова, В. М. Васнецова.
III. Заключение.
Ход урока
I. Вводная часть.
Слово учителя. Сегодня мы совершим экскурсию по залам Третьяковской галереи, что находится в Москве. Третьяковская галерея названа по имени Павла Михайловича Третьякова. Он положил начало этому замечательному собранию.
Сообщение ученика:
Третьяков был купец. Своё богатство он решил употребить на пользу народа. Павел Михайлович был хорошо образован. Он увлекался живописью: читал книги по искусству, посещал выставки, знакомился с художниками. Свои приобретения он делал на выставках и в мастерских художников, являя собой новый тип коллекционера, дающего материальную поддержку мастерам. Живопись Павел Михайлович глубоко чувствовал. Его личные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу. Собирая картины (с 1856 г.), он поставил себе цель создать общедоступный национальный музей, приобретал преимущественно произведения художников демократического направления (передвижников). В 1892 г. П.М.Третьяков передал своё собрание, а также коллекцию, завещанную ему братом С.М.Третьяковым (1834-1892 гг.), в дар Москве.
(Примечание: далее выделенное курсивом – сообщение ученика)
В 1918 г. Декретом СНК музей был национализирован. За годы советской власти собрание увеличилось во много раз. В него влились: музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С.Остроухова (1858-1929 гг.); Цветковская галерея с её ценнейшей коллекцией русского рисунка; собрание картин русских художников из Румянцевского музея; несколько национализированных частных коллекций.
II. Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею.
Сегодня мы познакомимся с творчеством художников 2-й половины XIX века.
Вопрос классу: кто помнит, в каком стиле творили художники, скульпторы, архитекторы 1-й половины XIX века? (ответ: классицизм)
Скоро стиль классицизма приелся и художники, литераторы стремились описывать жизнь такой, какая она есть, т.е. реалистично.
9 ноября 1863 года в Академии художеств случилось невероятное событие: ученики отказались рисовать дипломную картину на тему древнего скандинавского предания. Они заявили обескураженным учителям, что хотят рисовать на свою тему. Получив отказ, лучшие ученики навсегда покинули Академию. Они стали вместе жить и творить, а затем организовали передвижные выставки. На их холстах открывалась обыкновенная русская жизнь – земля, народ. Первая передвижная открылась в Петербурге 29 ноября 1871 года. Потом она переехала в Москву, Киев, Харьков… Некоторые говорили, что картины про мужиков нельзя считать настоящим искусством, что древние развалины живописнее, чем русское село. На это известный критик тех времён Владимир Васильевич Стасов отвечал: “Настоящее искусство смотрит во все глаза на то, что совершается вокруг нас. А вокруг нас живёт, трудится, бедствует народ. Значит, героями картин должны быть не шестикрылые ангелы, не цари, древние и нынешние, не графы и маркизы, а мужики, рабочие, чиновники, и учёные”.
Руководителем художников – “бунтарей” был Иван Николаевич Крамской. Он был художником-портретистом. Портрет – изображение человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии. (Демонстрация картин художника. Можно рассказать об истории создания некоторых портретов, взяв информацию из книги В. Прудоминского “Первая Третьяковка”).
Теперь перейдём к стенду, посвящённому художникам-пейзажистам. Пейзаж - картина, изображающая природу. Настоящие шедевры русской живописи в этом направлении оставили великие художники Иван Иванович Шишкин и Фёдор Александрович Васильев, его ученик. На холстах Шишкина глухо шумят тёмные боры, шелестит резной листвой прозрачный дубняк, тонко звенят осинки. Крамской называл Шишкина лучшим знатоком и рисовальщиком дерева.
Васильев прожил всего 23 года, но какие удивительные картины были созданы столь молодым художником. По мнению Крамского, пейзаж Шишкина – рассказ, а Васильева – стихотворение.
Заболев чахоткой, Васильев уехал лечиться в Крым и очень тосковал по родным местам, по памяти создавал картины родной природы средней полосы России. (Просмотр картин художников).
А другой художник, Иван Константинович Айвазовский (Гайвазовский), тосковал в Петербурге по родному Крыму.
Айвазовский был маринистом – живописцем, пишущим картины с изображением моря. Айвазовский рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать.
В Петербурге Айвазовскому предлагали разные должности, засыпали его заказами. Но он не хотел жить в столице. “Чуть повеет весной. И на меня нападает тоска по родине - меня тянет в Крым, к Чёрному морю”, - говорил он.
В своём родном городе Феодосии художник построил красивый дом на берегу моря и навсегда поселился в нём.
Весной 1880 года открылась выставка, на которой была всего одна картина, но какой ажиотаж она вызвала у публики! Это картина Архипа Ивановича Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Порой можно было услышать:
- Картина написана на стекле. А сзади поставлена яркая лампа. Оттого так светится.
- И вовсе не на стекле. Просто Куинджи, когда работает, смотрит на природу сквозь цветное стекло.
- Да краской, краской написано. Только не простой, а лунной. Есть такая “лунная краска”. Я сам в газете читал.
Архип Иванович долго работал над оттенками красок, оттого такие удивительные цвета получились. Глядя на картину, вспоминаются чудесные строки Гоголя: “Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете…”
Куинджи – певец красоты родной Украины.
Вопрос классу: на примере жизни этих художников какие народные поговорки можете вспомнить? (Каждому мила родная сторона, каждый кулик своё болото хвалит…).
А теперь последуем в зал, отданный художнику-баталисту. Батальная живопись изображает войну.
Шла война в Средней Азии. Небольшой русский отряд оказался окружён в одной из крепостей. Необходимо было посмотреть, что делает за стеной неприятель. Готовится ли к штурму? Откуда нападёт? Офицер спросил солдат, кто готов взобраться на стену. Солдаты замешкались. Верх стены под прицелом у неприятеля: выглянешь – верная cмepть. Вдруг из рядов солдат выбежал человек в сером пальто нараспашку и в белой пуховой шляпе. Прежде чем офицер успел остановить его, он уже был на стене. Подтянулся на руках, выглянул – будто сфотографировал осаждающих – и кубарем скатился вниз. Тут же десятки пуль вонзились в стену там, где секунду назад была его голова. Этот смельчак был художник Василий Васильевич Верещагин.
Изображая войну, он буквально кричит: “Война – это зло! Войны унесли миллионы жизней, не допускайте новые войны!”. Художник погиб как солдат на борту броненосца “Петропавловск” во время русско-японской войны.
Во второй половине XIX века усиливается демократическое направление в русском изобразительном искусстве. Художники на своих полотнах изображают тяжёлый труд простых людей.
Картина К.Савицкого “Ремонтные работы на железной дороге” появилась на Третьей передвижной выставке. Правительственные газеты рассердились: “Что за картина! Рабочие копают и возят землю. Возят и копают – и всё!” Не нравился официальной идеологии новый стиль в живописи и литературе – критический реализм. Поэт Н.А.Некрасов тоже описал каторжный труд строителей железной дороги.
…Труд этот, Ваня, был страшно громаденне по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие – в страшной борьбе,
К жизни воззвав это дебри бесплодные
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Василий Григорьевич Перов тоже был художником критического реализма. В его произведениях часто встречаются дети (“Проводы покойника”, “Тройка”). В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Вот что бы сказал о своей жизни такой мальчик-ученик: “Нас заставляли таскать ящики на спине с помощью верёвочных лямок. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. А тут ещё хозяин подбегал к упавшему, хватал за волосы и стучал его головой о чугунную лестницу. Все мы, тринадцать мальчиков, жили водной комнате с толстыми железными решётками на окнах. Спали на нарах. Кроме набитого соломой тюфяка, никакой постели не было. Утром и вечером мы ходили с огромным ушатом к бассейну за водой и привозили всякий раз по десять ушатов”.
Так жили и дети, изображённые на картине Перова. Такие картины “больно кусаются”. Как вы понимаете это выражение? (Не оставляют равнодушными, сердце сжимается болью и гневом. Картины-революционеры).
А этот зал отдан картине Василия Ивановича Сурикова “Боярыня Морозова”.
Около 300 лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали пустые дровни, где на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её увозили в ссылку. В народе говорили, что она пострадала “за веру”.
В ту пору в русской церкви произошёл раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды. Например, креститься было велено не двумя перстами, а тремя. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.
Среди верующих оказались люди, которые не захотели признать новые обряды. Их называли старообрядцами или раскольниками. Старообрядцы тайно собирались и молились по-старому. Самым яростным хранителем старых обрядов был протопоп Аввакум. Боярыня Морозова была его верной помощницей.
А здесь – сказки, былины, песни. Это картины Виктора Михайловича Васнецова(1848-1926гг.). Он жил в Москве, где многое напоминает о старине. Кремлёвские соборы и стены, старые улочки, церкви, монастыри – всё привлекало художника и питало его воображение.
В Москве Васнецов взялся за большую картину “После побоища Игоря Святославовича с половцами”. Семь столетий назад князь Игорь Святославович повёл дружину на половцев, разорявших Русскую землю, и потерпел поражение. Об этом рассказывает прекрасное произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”.
…Отшумела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая красная луна взбирается на небо. На земле лежат убитые русские воины. Они словно спят, исполнив трудный долг. Полотно Васнецова воспело их подвиг и оплакало их гибель.
Васнецов говорил: “Только плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории”.
Кстати, главный фасад Третьяковской галереи сооружён в 1902 году по проекту В.М.Васнецова.
III. Заключение.
Вот и закончилась наша экскурсия по залам Третьяковской галереи.
Ещё древние сказали: “Ars longa, vita brevis” что означает - жизнь коротка, искусство вечно. Кто знает Третьякова – купца? Можем предположить, что в таком качестве его уже никто не помнит. Но весь мир знает сокровищницу – галерею, основанную П.М.Третьяковым.
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
18 03 2024 2:47:37
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе". ...
17 03 2024 5:36:23
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
16 03 2024 1:26:48
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
15 03 2024 15:23:32
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
14 03 2024 15:54:56
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России. ...
13 03 2024 18:38:29
Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
12 03 2024 3:28:43
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
11 03 2024 10:51:40
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
10 03 2024 1:40:45
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
09 03 2024 4:56:34
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
08 03 2024 0:53:52
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...
07 03 2024 9:39:25
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
06 03 2024 18:45:51
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
05 03 2024 20:25:34
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
04 03 2024 23:35:10
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
03 03 2024 11:24:41
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
02 03 2024 19:26:10
Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....
01 03 2024 9:36:11
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
29 02 2024 19:53:16
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
28 02 2024 8:13:41
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
27 02 2024 12:53:50
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
26 02 2024 17:22:40
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
25 02 2024 5:39:44
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
24 02 2024 6:49:33
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...
23 02 2024 15:49:48
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
22 02 2024 12:11:47
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
21 02 2024 17:39:20
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
20 02 2024 8:37:54
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
19 02 2024 8:38:46
Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
18 02 2024 5:58:57
Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.). ...
17 02 2024 10:26:48
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности. ...
16 02 2024 13:47:25
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков. ...
15 02 2024 0:15:55
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
14 02 2024 23:21:35
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
13 02 2024 9:22:42
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели, принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
12 02 2024 5:36:11
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
11 02 2024 3:42:30
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
10 02 2024 11:36:58
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...
09 02 2024 8:12:49
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
08 02 2024 1:39:50
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
07 02 2024 16:20:30
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
06 02 2024 23:23:42
КВН является заключительным звеном в цепи уроков по теме «Древняя Греция». Целью игры являются: привитие интереса к предмету; углубление и расширение материала по предмету; подведение итогов, обобщение изученного материала; развитие толерантности, состязательности, умения показать свои способности, умения держаться на сцене....
05 02 2024 5:55:32
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
04 02 2024 22:45:26
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...
03 02 2024 8:58:22
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
02 02 2024 22:28:38
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
01 02 2024 1:45:25
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....
31 01 2024 8:26:59
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
30 01 2024 23:47:50
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
29 01 2024 11:47:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::