Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Знай, что в обычае древних среди ученых было упоминать восемь баз, прежде чем начинать всякую книгу, а именно: цель, заглавие, польза, положение, правдивость книги, из какой она специальности, сколько в ней частей, каковы направления сведений, примененных в ней.
Ал-Макризи (1364 – 1442)
Целью современного образования является не только обретение знаний и ключевых компетенций, но и формирование мировоззрения учащихся, определенных социально-культурных установок, помогающих адаптироваться во взрослой жизни. Наиболее полно эта цель должна реализовываться на уроках обществоведческого курса. Ведь именно на уроках истории и обществознания ученики рассматривают и анализируют различные документы, материалы, источники социальной информации. Соответственно, перед учителем выстраивается задача – создать условия для организации на уроках истории и обществознания системной аналитической работы учащихся с текстами. Включение комплекса таких заданий в ткань урока как при первичном изучении материала, так и на стадии его углубления и закрепления позволяет:
- изменить хаpaктер учебного процесса;
- обеспечить активацию интеллектуальной деятельности учащихся;
- сделать знания оперативными;
- сформировать умение применять их в новых ситуациях.
Немного теории… Что же такое текст?
1. Всякая записанная речь, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них.
2. Внутренне организованная последовательность отрывков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.
Ожегов. Толковый словарь.
Требования к тексту.
Текст должен:
- Соответствовать целям и задачам обучения;
- Отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
- Быть органически связанным с программным материалом;
- Быть доступным и интересным по содержанию и объему;
- Обладать научными и литературными достоинствами
Остановимся на типах текстов, используемых на уроках истории и обществознания. Ориентировочно мы можем разделить их на два основных типа:
Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, едва научившись нажимать кнопку мыши, человек получает доступ к любой информации и точкам зрения, которые хотят довести до сведения самые разные люди. Если ученик исследует сетевые ресурсы по Холокосту, он столкнется как со статьями, в которых отрицается сам факт гибели миллионов евреев в годы Второй мировой войны, так и с материалами, где подробно рассказывается, что и как происходило в действительности, - причем, соотношение будет примерно 50:50. Следовательно, в такой ситуации актуальным является сопоставительный анализ текстов, выработка приемов работы с документами, алгоритмизация действий, а также применение усвоенных навыков в новых условиях.
Проследим “эволюцию” работы с текстом от I ступени обучения – начальной школы – до III ступени – старшей школы.
Первая ступень предполагает пропедевтическое изучение истории, основанное на знакомстве с такими узловыми понятиями как “время”, “историческая карта”, “событие”. Мною были изучены рекомендации соавтора программы курса “Окружающий мир” системы Д.Эльконина – В. Давыдова Чудиновой Е.В. и рекомендации Г.Граник, С.Бондаренко и Л.Концевой, изложенные в пособии “Как учить работать с книгой”. Следует отметить, что опробованные на пpaктике эти формы работы оказались привлекательными для школьников, оживили процесс преподавания, повысили интерес к истории.
Рекомендуемые формы работы с текстом в 3-4-х классах:
1) “Хочу поделиться” Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: “ Верно ли я тебя понял?”, “Если я правильно понимаю, то…”, “Так ли это:?”. По итогам работы каждым ребенком заполняется рефлексивная табличка:
Групппа | Сразу ли было понятно из сообщения рассказчика, о чем он говорит | Все ли вопросы слушателей были понятны рассказчику? Переспрашивал ли он? | На все ли вопросы слушателей рассказчик дал ответ? Сколько вопросов осталось без ответа? | Вопросы слушателей мешали рассказчику или помогали сделать сообщение? |
2) “ Кто ЧТО ПОНЯЛ?” В основе работы по данному варианту дети одной группы читают одинаковые тексты. Они слушают первого читателя. Он рассказывает, что понял из текста, что его особенно заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой участник группы. Он уже не пересказывает текст, а высказывает свои соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить свой интерес, понимание или непонимание. Эта работа может быть привлекательна как средство организации разновозрастного сотрудничества, так как по этому варианту могут быть привлечены ученики 4-6 классов. Они помогут организовать более продуктивную работу в группах, задать образцы внимательного отношения к сообщению предыдущих докладчиков, продемонстрировать модель верного оценочного поведения. По окончанию работы учащиеся зачастую говорили: “Ответ Кати помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал…, а теперь…”, “мне осталось неясным после сообщения Алеши, как…”. Продуктом работы группы может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые участники группы не смогли ответить самостоятельно. Один из участников должен назначаться (выбираться) с на роль ведущего, фиксирующего повторы в обсуждении. Это может быть старшеклассник, а может и кто-то из одноклассников.
По итогам работы ведущим и участниками заполняется рефлексивная табличка:
№ группы | Понятно ли было слушателям из сообщения рассказчика, о чем он говорил? | Удалось ли рассказчику сообщить что-то новое? | Какой вопрос по поводу содержания текста в ходе обсуждения остался без ответа? |
3. “Читательская конференция”. Эта форма работы требует специальной подготовки и проведения на отдельном уроке или во внеурочное время с приглашением родителей. Группа учащихся получает одинаковый текст для работы. Они индивидуально выполняют задания к тексту, на одном из уроков обсуждают текст, формулируют вопросы по теме текста. Затем они дома или в библиотеке подбирают дополнительные материалы по теме, на одном из уроков обсуждают подборку материалов и договариваются о том, как лучше подготовить коллективное выступление по теме. Кто-то может нарисовать плакат, кто-то – представить книги по теме, кто-то – сделать устное сообщение от группы. Учителю необходимо рассказать учащимся о возможном распределении обязанностей между ними и сообщить о времени, выделенном на выступление группы (5-10 минут) на конференции.
При проведении конференции родители задают вопросы на понимание и предлагают короткие выступления о том, было ли им интересно и полезно заслушать такое сообщение.
4. “Свободный микрофон” Эта форма занятия всегда вызывает неподдельный интерес у учащихся. Они читают дома тексты и выполняют задания к ним. В классе они попарно проверяют друг у друга выполнение заданий. Затем учитель предлагает “микрофон” (любой предмет, похожий на микрофон, например, пенал) желающему рассказать что-то интересное по своему тексту. Затем учитель передает “микрофон” следующему, желающему что-либо добавить к выступлению, либо высказать собственную точку зрения.
5. “Пресс- конференция с учителями предметниками”. Учащиеся, работая с текстами, готовят дома вопросы. Вопросы обсуждаются в классе. Проводится отбор тех вопросов, которые имеет смысл задать специалистам. Затем приглашаются учителя предметники (желательно, если это будут, как минимум два учителя, например, физик и биолог). Можно проводить мероприятие с родителями, работающими по сходным специальностям. Специалисты садятся в президиум, а ученики последовательно задают им вопросы. Особый смысл в этой работе имеет то, как учащиеся формулируют вопрос, продумывают последовательность логического включения последующих вопросов. В конце пресс-конференции ученики выражают благодарность специалистам в той или иной форме.
6. “Письменная дискуссия”. Пожалуй, наиболее сложный вид работы с текстом. На оборотной стороне карточки с текстом можно вести записи. Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить кратко свои мысли по проблеме (понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д.) на обороте. Затем ученики обмениваются текстами, и следующий читатель относится уже не только к тексту, но и к высказыванию предыдущего читателя. Когда оборотная сторона карточки заполнится, учитель предлагает следующему ученику кратко описать весь ход дискуссии и подвести ее итоги, подготовив отдельное письменное сообщение.
На II ступени обучения – 5-9 классы – основу составляют тексты и методические рекомендации авторов Э.Абдулаева, В.Сухова, А.Морозова, которые предлагаются ими в дидактических материалах по курсам “История древнего мира”, “История средних веков”, “История России с древнейших времен до 18 века”, “История России 19 века”, “История Нового времени”.
Можно выделить основные приемы работы с текстом:
- восстановление отрывков в хронологической последовательности;
- решение тестовых заданий на основе работы с первоисточником;
- определение жанровости (например, отрывки из “Слова…”, “Жития…”, “Повести временных лет”);
- восстановление последовательности отрывков, используя карту или схему (например, этапы нашествия монголов на Русь);
- составление (или решение) кроссворда по предлагаемому тексту.
Заметьте! Любой текст перестает быть скучным!
Уже несколько лет мною используется методика работы с текстом в парах постоянного и сменного состава.
Учащимся предлагается текст и контрольный лист:
Фамилия, имя. ___________________
___________________
Поработайте в паре: 1. Обозначьте абзац.
2.Прочтите текст абзаца.
3. Определите главную мысль.
4. Обоснуйте, аргументируйте.
5. Озаглавьте абзац.
6. Заголовки вписывайте поочередно с партнером.
7. Приступайте к следующему абзацу.
8. А может быть, вы сможете подобрать собственное название ко всему тексту?
Следуйте девизу успешной работы: “Не рядом, а вместе!”
Подросткам всегда интересны нестандартные формы работы, в которых проявляется индивидуальность, своеобразие. Здесь на помощь учителю приходят обучающие игры.
“Доклад”
Учитель предлагает учащимся прочитать текст, затем передать его содержание в виде рисунков, знаков, символов, схем. Победитель тот, кто составил “доклад” более подробно, защитил его, представил лучшее наглядное пособие.
“Дотошный ученик”
1 часть. Ученики быстро и внимательно читают текст, затем составляют список вопросов. У кого этот список длиннее и подробнее, тот и выиграл соревнование.(10 минут)
2 часть. Ученики по порядку задают вопросы всем остальным, последние коротко отвечают на них. Отвечает тот, на кого указывает ведущий. Затем определяем самого “дотошного” ученика.
“Кладезь мудрости”
Учащиеся быстро и внимательно читают текст. Каждый пишет записку, в которой задает вопрос по тексту. В имитируемый “кладезь” (коробку) учащиеся складывают вопросы. Вызываемый ученик вынимает записку и как можно более полно отвечает на вопрос устно. Остальные оценивают вопрос и ответ.
В старшей школе возможно построение работы на уроке путем различных комбинаций заданий по анализу текстов. (Приложение: урок обществознания в 11 классе).
Системная, планомерная работа учителя по использованию различных исторических источников позволяет проследить процесс овладения учащимися определенными умениями и навыками. Постепенно учащийся овладевает умением анализировать информацию, делать собственные выводы, умозаключения, что обеспечивает становление социально ответственной личности.
Список использованной литературы:
- Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”. М., 2001.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. М., 2002.
- Сухов В.В., Абдуллаев Э.Н., Морозов А.Ю. Дидактические материалы. 5-6 кл. М., 2000.
- Сухов В.В., Абдуллаев Э.Н., Морозов А.Ю. Дидактические материалы. 6-7 кл. М., 2000.
- Абдуллаев Э.Н. Методические рекомендации к раздаточным заданиям по истории. Преподавание истории в школе. №2. 2002.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....
18 01 2021 2:13:22
Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших.
...
17 01 2021 21:39:20
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента.
...
16 01 2021 16:33:58
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
15 01 2021 11:35:39
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1.
...
14 01 2021 2:52:19
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
...
13 01 2021 16:15:21
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
...
12 01 2021 6:23:28
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век".
...
11 01 2021 15:56:38
Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....
10 01 2021 20:16:34
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
09 01 2021 3:54:47
Урок направлен на формирование новых знаний по теме, закрепление и обобщение полученных знаний, умение выражать собственное мнение и оценочное суждение. Использование презентации на уроке способствует развитию интереса к изучаемому предмету, развитию исторического мышления детей.
...
08 01 2021 22:24:33
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
07 01 2021 16:40:59
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
...
06 01 2021 6:21:58
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
05 01 2021 8:43:26
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
04 01 2021 8:56:18
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
03 01 2021 18:26:44
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
02 01 2021 4:50:29
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....
01 01 2021 1:58:36
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
31 12 2020 5:29:17
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
30 12 2020 16:57:36
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
29 12 2020 2:46:29
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
28 12 2020 20:23:29
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
27 12 2020 7:48:34
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
26 12 2020 8:17:21
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны.
...
25 12 2020 6:16:17
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
24 12 2020 3:11:41
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
23 12 2020 7:56:31
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
22 12 2020 7:50:38
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
21 12 2020 1:22:35
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
20 12 2020 14:48:20
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
19 12 2020 5:20:23
Внеклассное мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, развитие познавательного интереса к истории России....
18 12 2020 1:30:44
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
17 12 2020 2:50:34
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
16 12 2020 11:28:26
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
15 12 2020 19:50:30
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
14 12 2020 11:27:23
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
13 12 2020 10:27:48
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
12 12 2020 18:35:20
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского.
...
11 12 2020 19:19:33
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
10 12 2020 20:52:29
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
09 12 2020 8:10:20
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
08 12 2020 12:42:29
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек.
...
07 12 2020 4:59:45
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции.
...
06 12 2020 22:34:59
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться.
Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству.
...
05 12 2020 6:13:55
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
04 12 2020 5:42:23
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
03 12 2020 21:28:46
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
02 12 2020 10:14:54
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
01 12 2020 6:28:58
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке
рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
30 11 2020 18:23:38
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
29 11 2020 17:55:25
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
28 11 2020 12:14:20
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
27 11 2020 20:38:49
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
26 11 2020 16:22:41
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями.
...
25 11 2020 4:32:20
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
24 11 2020 4:35:36
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
23 11 2020 8:44:56

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
22 11 2020 17:38:26
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
21 11 2020 20:35:22
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
20 11 2020 10:21:57

Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
19 11 2020 3:58:18
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей.
...
18 11 2020 7:24:17
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания.
...
17 11 2020 12:32:55

Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
16 11 2020 14:49:57
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г.
...
15 11 2020 22:45:50
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
14 11 2020 14:28:29
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
13 11 2020 5:28:46
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
...
12 11 2020 21:23:38
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
11 11 2020 3:39:16
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
10 11 2020 5:34:13
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника.
...
09 11 2020 0:43:30
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
08 11 2020 15:27:38
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
07 11 2020 17:24:33
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
06 11 2020 12:34:48
На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты.
...
05 11 2020 4:32:32
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
04 11 2020 17:43:17
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
03 11 2020 22:57:37
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
02 11 2020 16:22:51
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
01 11 2020 13:51:58
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
31 10 2020 17:48:56
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция".
...
30 10 2020 1:43:12
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
29 10 2020 22:58:27
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
28 10 2020 17:13:48
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
27 10 2020 9:27:44
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
26 10 2020 9:24:57
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
25 10 2020 23:57:14
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
24 10 2020 5:42:59
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
23 10 2020 16:58:51
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр.
...
22 10 2020 5:47:56
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
21 10 2020 8:42:13
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
20 10 2020 21:51:23
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
19 10 2020 21:41:56
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху.
...
18 10 2020 23:32:18
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
17 10 2020 5:47:40
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
16 10 2020 9:26:23

Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
15 10 2020 21:59:51
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
14 10 2020 15:22:59
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
13 10 2020 9:27:44
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
12 10 2020 6:51:48
Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....
11 10 2020 3:33:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::