Урок истории с использованием информационных технологий

Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Формирование представления о личности Александра I, о его внутренней политики и хаpaктере первых преобразований.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями, дать оценку преобразованиям.
- Выяснить причины отказа от реформ.
2. Развивающие:
- Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.
- Умение анализировать информацию, отбирать нужные факты, делать выводы и обобщения.
3. Воспитательные:
- Воспитание патриотизма на примере деятельности реформаторов
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Используемое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, доска-экран.
Программное обеспечение: программа для презентаций “Power Point”, сайты Интернет (http:// www. hronos/ km. ru. /180. ru. html, http:// www. naexamen. ru. / otwett/ 11/ history).
Демонстрационный материал: презентация “Александр I”
Раздаточный материал:
- Рабочие листы (таблица).
- Тест “Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг. ” (Power Point)
Планируемый результат: Учащиеся узнают, на сколько повлияла личность Александра I, особенности его хаpaктера, его политические взгляды на внутреннюю политику.
Выясняют воздействие на процесс реформирования изменений в международном положении. Усваивают причины отказа от реформ, устанавливают, чьё недовольство вызвали реформы. Ученики должны знать годы царствования Александра I, имена реформаторов. Называть даты и важнейшие реформы 1801-1812гг.
Содержание урока
1. Организационная часть. (Вводно-мотивационная)
Четверть века царствования императора Александра Павловича — ярчайшая эпоха русской истории. Это время небывалого духовного подъёма русского народа в жестокой борьбе с воинством Наполеона. Это период, когда на небосклоне русской литературы появились бесcмepтные имена Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, когда русские моряки совершали кругосветные плавания и открывали Антарктику.
В течение всего XVIII столетия Россия в экономическом, политическом и культурном отношении становилась подобна Европе. Во время царствования императора Александра I представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александровская эпоха — время великих свершений, великих надежд и. . . великих разочарований. Именно при Александре возникла та почва, на которой позднее расцвела Русская революция, — непреодолимым стал разрыв между просвещённой частью российского общества и властью. [Энциклопедия для детей История России и её ближайших соседей Т 5, часть 2. М. , “Аванта +”, 2002г. , стр. 245-246].
Александр I был воспитан в соответствии с передовыми идеями эпохи Просвещения, он вступил на престол с твёрдым намерением преобразовать Россию и начал преобразования, выдвинув на первые места в государстве людей, разделявших его намерения. “Дней Александровых прекрасное начало. . . ”, — сказал позднее об этом времени АС. Пушкин, но довольно скоро император отказался от проведения глубоких преобразований и отправил реформаторов в отставку. Почему же Александр I начал с проведения преобразований, но затем отказался от них?
2. Воспитание и начало правления Александра I. (при рассказе можно использовать презентацию, Приложение 1).
- познакомьтесь с хаpaктеристикой Александра I и ответьте на вопрос: “Какие черты хаpaктера объясняют неспособность императора осуществить глубокие преобразования?”
Личность Александра I (Рисунок 1) всегда была загадкой для современников. “Сфинкс, не разгаданный до гроба”,— писал о нем П. А Вяземский. А. И. Герцен называл Александра “коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца”. Разноречивые оценки личности Александра I представлены и в многочисленных его биографиях.
Александр родился 12 декабря 1777г. , от второго бpaка великого князя Павла (рисунок 2) с Марией Федоровной (рисунок 3), принцессой Вюртембергской.
Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Рано, слишком рано бабушка оторвала его от семьи, от матери, чтобы воспитать, его в правилах тогдашней философской педагогии, т. е. по законам разума и природы. Екатериной II были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп — высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам. В должности “главного воспитателя” он состоял при Александре 11 лет. [История России XIX- начало XX вв. М. , 1998г, стр. 28]. Идеи английских и французских философов, латинских и греческих классиков изучал будущий русский самодержец в возрасте от 10 до 14 лет, т. е. немножко преждевременно. Высокие идеи воспринимались Александром как политические и мopaльные сказки, наполнявшие детское воображение недетскими образами и волновавшие его незрелое сердце очень взрослыми чувствами. Преподавание Лагарпа не давало ни точного научного реального знания, ни логической выправки ума, ни даже привычки к умственной работе; оно не вводило в окружающую действительность и не могло еще возбуждать и направлять серьезную мысль. Знакомя своего воспитанника с понятием о “естественном” равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о “всеобщем благе”, к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Его не заставляли ломать голову, напрягаться, его не познакомили со школьным трудом, с его миниатюрными горями и радостями, с тем трудом, который только, может быть, и дает школе воспитательное значение.
Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, враждующие между собой “большой двор” Екатерины II в Петербурге и “малый двор” отца Павла Петровича в Гатчине [В. О. Ключевский “Русская история” Воспитание Александра I М. , “ЭКСМО”, 2005г. , стр. 848].
Необходимость лавировать между ними приучала Александра, жить на два ума, держать две парадные физиономии, развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Александру вечно приходилось вращаться между двумя противоречиями: в детстве - между бабушкой и родителями, в ранней юности - между отцом и матерью, в учебной комнате - между наставниками Лагарпом и Самборским, наконец, на престоле - между конституционными идеалами и абсолютистскими привычками.
Таким образом, Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, но не давал отчёта, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным “вдруг”.
Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нём наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу.
Затруднения, встреченные дома при осуществлении задуманной программы в начале своего правления, постепенно поселили в нем холодность к внутренней деятельности. Тогда все идеалы императора постепенно уходили из России, с Невы па Вислу, сосредоточивались на Польше и даже переходили за границу, в Западную Европу.
Он рос и цвел роскошно, пока стояла хорошая погода, а как подули северные бури, как наступило наше русское осеннее ненастье, он завял и опустился. Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе. [В. О. Ключевский “Русская история” Хаpaктер Александра I. М. , “ЭКСМО”, 2005г. , стр. 850-851].
- Какие черты хаpaктера объясняют неспособность императора осуществить глубокие преобразования?
Шагнув к престолу через труп отца, Александр вынужденно объявил заговорщикам о возвращении екатерининских времён: “При мне всё будет, как при бабке нашей Екатерине Великой”. Здесь он лукавил. Молодой царь имел программу действий, явно не вязавшихся с духом “просвещённого абсолютизма” Екатерины II. Во главе государства встал хорошо образованный монарх, убеждённый в возможности изменить к лучшему российскую жизнь. Александр I не сомневался в том, что “закон выше монарха”. Александр с юных лет вынашивал мечты “утвердить благо России на основаниях непоколебимых”. Такими основаниями ему виделись прочный конституционный порядок в стране (Александр, рождённый царствовать, мечтал о республиканском устройстве России, полагая его наилучшим способом правления) и отмена крепостного права - избавление страны от язвы рабства. [Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Т. 5, часть 2. Годы великих надежд. М. , “Аванта +”, 2002г. , стр. 247].
Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В. П. Кочубей (Рисунок 4) — племянник екатерининского канцлера графа А. А. Безбородко, во-вторых, князь А. А. Чарторыйский (Рисунок 5) — богатый польский вельможа на русской службе, затем граф А. С. Строганов (Рисунок 6) — сын одного из самых богатых и знатных людей того времени и, наконец, Н. Н. Новосильцев (Рисунок 7) — двоюродный брат Строганова. В этом кружке “молодых друзей” обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене “рабства крестьян”, о предпочтительности республиканского правления.
Узкий кружок близких друзей Александр I назвал Негласным Комитетом. С воцарением Александра I члeны Негласного Комитета рассуждали о необходимости изучения обстановки в стране, преобразований государственного аппарата, издания “Жалованной грамоты народу” (нечто вроде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсолютизма; облегчения участи крепостных крестьян, постепенной отмены крепостного права; обсуждение вопросов внешней политики России, её обороноспособности.
В 1807 году на арену политической жизни страны выдвинулся М. М. . Сперанский (Рисунок 8). Среди политических деятелей дореволюционной России этому “русскому реформатору” принадлежит, бесспopно, первое место. Суть предложенных М. М. Сперанским реформ: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти; выборность распорядительных и исполнительных органов власти на четырёх уровнях: империя, губерния, уезд, волость; “разделение состояний людей” по уровню политических и гражданских прав.
1808—1811 годы — время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым, после императора, лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих задуманных или проведенных преобразований. Все важнейшие тексты законов за пятилетие (1807—1812) были составлены или отредактированы Сперанским.
3. Работа с Интернет, составление таблицы.
- выяснить, какие реформы были осуществлены Александром I в 1801-1812гг.
Задание: изучив хронику (сайты Интернет: http:// www.
hronos/ km. ru. /180. ru. html
http:// www. naexamen. ru. / otwett/ 11/ history), заполнить таблицу
“Реформы Александра I”.
Хозяйственные и социальные отношения | Государственное управление | Культура |
- вернувшись к “Хронике” учащиеся определяют,
- какие внешнеполитические события могли повлиять на принятие императором решений: приостановке реформ, прекращении реформ и отставке АМ. Сперанского.
4. Беседа о причинах отказа от реформ.
- Что ещё могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьёзного сопротивления им? (В случае затруднений можно прямо напомнить учащимся обстоятельства вступления Александра I на престол. )
- Кто и почему выступал против реформ и реформаторов?
Причины отказа от реформ (вывод):
1. Черты хаpaктера (нерешительность, неумение и нежелание преодолевать трудности, лень, неудачи в делах приводили к глубочайшему разочарованию, “любовь к внешним формам”).
2. Внешнеполитические события (участие России в войнах против Франции).
3. В проведении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. В подавляющей своей массе дворянство не хотело преобразований. Пренебречь мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.
Таким образом, не встретив поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными.
5. Контроль и коррекция Тестирование (тест составлен в Power Point, Приложение 2).
Вопросы и задания:
1. Дополните ответ (выделите линию и напечатай ответ):
В ____ году на российский престол вступил новый император – сын ______ Александр I. Он был любимым внуком ___________. Значительное влияние на будущего императора оказал один из воспитателей швейцарский политик ____________, приверженец идей ______________.
2. Выберите даты, относящиеся к правлению Александра I. Лишние удалите.
1799, 1801, 1805, 1812, 1825,1826.
3. Кто лишний? (удалите лишнее имя и портрет).
В. П. Кочубей, М. М. Сперанский, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев.
4. Соотнесите реформы и реформаторов. Наведите курсор и переместите объекты.
“Негласный комитет” “Уставная грамота” М. М. Сперанский Учреждение министерств Создание государственного совета Указ о “вольных хлебопашцах” Реформа народного просвещения
5. Расположите события внутренней политики Александра I в 1801-1812г. В хронологической последовательности (наведите курсор на объект и переместите его).
- создание Государственного совета
- реформа народного просвещения
- указ о “вольных хлебопашцах”
- учреждение министерств
6. Выберите правильный ответ и выделите фамилию реформатора жирным шрифтом.
Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата 1810-1811г. г.
был: П. А. Строганов, М. М. Сперанский, Н. Н. Новосильцев, А. А. Аpaкчеев.
7. Выберите правильный ответ и подчеркните его:
Причина неудачи реформ М. М. Сперанского:
1) консерватизм большей части дворянства;
2) влияние на царя Н. М. Карамзина;
3) опасение Александра I за свою судьбу;
4) противодействие армии.
Литература.
- История России XIX-XX вв. М. , 1998г, стр. 28-29.
- В. О. Ключевский Русская история. М. , “ЭКСМО”, 2005г. , стр. 850-851.
- Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Т. 5, часть 2. М. , “Аванта +”, 2002г. , стр. 245-250.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
04 03 2021 6:34:58
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны.
...
03 03 2021 12:19:48
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа.
...
02 03 2021 12:36:59
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
01 03 2021 23:58:54
Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....
28 02 2021 10:32:30
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
27 02 2021 7:17:56
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
26 02 2021 13:34:29
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
25 02 2021 2:54:21
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
24 02 2021 0:37:31
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
23 02 2021 18:47:25
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
22 02 2021 16:31:57

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
21 02 2021 8:18:13
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
20 02 2021 23:10:49
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
19 02 2021 9:37:19
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
18 02 2021 17:41:38
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
17 02 2021 1:31:59

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
16 02 2021 12:19:14
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
15 02 2021 18:10:22
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
14 02 2021 12:31:44
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
13 02 2021 7:33:54
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
12 02 2021 18:20:58
Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным.
...
11 02 2021 15:39:23
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся.
...
10 02 2021 11:53:35
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
09 02 2021 16:48:13
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
08 02 2021 3:10:27
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
07 02 2021 19:41:53
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
06 02 2021 15:45:10
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
05 02 2021 11:26:10
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
04 02 2021 1:57:30

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
03 02 2021 7:11:10
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала.
...
02 02 2021 14:30:37
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
01 02 2021 9:14:58
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы.
...
31 01 2021 17:24:59
Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....
30 01 2021 18:36:38
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
29 01 2021 1:37:12
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
28 01 2021 20:18:51
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
27 01 2021 18:18:42
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
26 01 2021 21:29:59
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
25 01 2021 21:14:52
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
24 01 2021 0:24:11
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
23 01 2021 3:47:13
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
22 01 2021 5:18:58
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции.
...
21 01 2021 4:19:35
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности.
...
20 01 2021 7:29:13
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
19 01 2021 9:47:11
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
18 01 2021 19:40:45
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
17 01 2021 3:47:34
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения.
...
16 01 2021 9:40:10
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку.
В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
15 01 2021 7:37:23
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
14 01 2021 4:11:54
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
13 01 2021 18:25:34
Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне.
...
12 01 2021 5:19:29
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
11 01 2021 11:56:47
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение.
...
10 01 2021 8:35:11
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла.
...
09 01 2021 3:41:17
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
08 01 2021 6:30:42
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара.
...
07 01 2021 17:45:10
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
06 01 2021 5:35:35
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
05 01 2021 6:43:16

Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
04 01 2021 16:44:47
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
03 01 2021 23:40:20
Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов.
...
02 01 2021 20:22:29
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
01 01 2021 1:46:59
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
31 12 2020 15:51:30
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
30 12 2020 10:33:41
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника.
...
29 12 2020 21:23:23
Программа создана для детей, интересующихся исторической реконструкцией памятников материальной культуры человечества — от Древнего Египта до Древнего Рима. В программе предусмотрено воссоздание предметов быта и одежды, изготовление макетов зданий, моделей кораблей, глиняных табличек, каллиграфии на шелке и т.д.; используются инновационные методы воспитания и обучения.
...
28 12 2020 6:30:36
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
27 12 2020 16:14:52
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
26 12 2020 16:39:38
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
25 12 2020 16:44:16
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
24 12 2020 21:28:43
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
23 12 2020 20:58:26
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
22 12 2020 22:21:19
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
21 12 2020 20:16:31
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с историей возникновения и распространения ислама. Материал урока показывает тесную связь двух религий – христианства и ислама. Урок дает возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям....
20 12 2020 19:47:20
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
19 12 2020 23:44:54
Я использовала форму семинара с элементами интегрирования курса истории и литературы. Интеграция курсов является методологической основой современного образования. Интеграция дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. С пpaктической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.
Цель данного урока: изучить проблемы народнического движения в России и его освещение в русской литературе.
...
18 12 2020 7:35:33
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
17 12 2020 18:33:41
В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....
16 12 2020 11:26:19
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
15 12 2020 22:26:44
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края.
...
14 12 2020 5:56:51
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
13 12 2020 11:34:48
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
12 12 2020 20:32:46
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
11 12 2020 13:45:43
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
10 12 2020 4:59:49
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
09 12 2020 1:27:30
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси.
...
08 12 2020 9:50:47
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
07 12 2020 10:41:35
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы.
...
05 12 2020 13:13:14
Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района.
...
04 12 2020 4:31:42
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
03 12 2020 19:41:37
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
02 12 2020 11:30:45
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории.
...
01 12 2020 20:27:59
В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории "Клио" и научного общества учащихся любителей истории "Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов .
...
30 11 2020 15:45:44
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
29 11 2020 12:17:20
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
28 11 2020 16:15:54
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей.
...
27 11 2020 11:15:37
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
26 11 2020 18:58:19
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства.
...
25 11 2020 22:47:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::