Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

Цели и задачи урока:
- выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;
- развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия;
- актуализировать знания школьников произведений русской литературы, познакомить их с интерпретацией данной темы в художественном фильме “Звезда пленительного счастья”, подчеркнуть ценность художественных образов в этих произведениях.
Оборудование урока:
- портреты декабристов, Александра I и Николая I, иллюстрации,
- художественный фильм “Звезда пленительного счастья” (постановка Владимира Мотыля),
- музыкальное оформление: романс “Кавалергарда век не долог” муз. И. Шварца, сл. Б.Окуджавы
Ход урока
Вводное слово учителя истории.
После Отечественной войны 1812 года в российском обществе преобладали противоречивые настроения. Одна часть возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца XVIII в.
Однако большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны.
Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра? Фактически продолжен не был. Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих кружков являлись представители дворянства.
Учитель музыки: Известный всем русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в Петербурге присутствовал на собраниях ранних декабристских организаций у “умного и пылкого” Н.М.Муравьева, сына писателя и деятеля народного просвещения, того мальчика, который в 1812г. тайком убежал от родных в армию М.И.Кутузова. Декабрист М.С.Лунин говорил о нем: “Этот человек один стоит целой академии”. Он отличался пылким и пламенным патриотизмом. О собраниях у Н.М.Муравьева и И.А.Долгорукова Пушкин рассказал в X главе “Евгения Онегина”. В этой главе, как и в дружеских посланиях к декабристам, в автобиографических записях и письмах поэта, хотя и беглые, но точные и выразительные портретные зарисовки героев
14 декабря:
Витийством резким знамениты,
Сбирались члeны сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.
Современники отмечали “разговорчивость” декабристов, их постоянное стремление быть понятыми, выразить передовые мысли и чувства, которыми они жили, а “также резкость и прямоту их суждений”. Пушкинская хаpaктеристика этих собраний с их впечатляющей чертой – резким витийством (красноречием) воскрешает существенную и самую примечательную их особенность. На фоне общей атмосферы политический споров, борьбы идей, диспутов в том же сжатом, но метком и выразительном стиле даны портреты деятелей ранних тайных обществ. В доме Муравьева бывал и Тургенев:
Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.
(“Евгений Онегин”, X гл.)
Учитель истории - Как вы думаете, почему дворяне были предводителями тайных организаций? (Дворяне были единственным наиболее образованным сословием России)
Работа с таблицей
Организация, годы существования | Участники | Хаpaктер общества, методы | Цели |
Союз спасения (с1817г. Общество истинных сынов Отечества) 1816-1817 гг. |
Инициатор создания-Муравьев. Вошли: Н.М.Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, П.И Пестель | Заговорщический хаpaктер, конспирация; ясных средств нет.(В момент смены царей исторгнуть конституцию; первый проект цареубийства) | Введение конституции, уничтожение крепостного права. Но четкой программы нет. |
Союз благоденствия 1818-1821 гг. |
Около 200 человек | Более открытый хаpaктер. Пропагандистско-просветительская деятельность, бескровный политический переворот. |
Ближняя - просветительская:
формирование передового общественного мнения,
распространение истинных правил нравственности
и просвещения. Дальняя – введение конституции и законно-свободного правления, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах и судопроизводстве, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений. |
Северное общество 1821-1825 гг. |
Н.М.Муравьев, Н.И.Тургенев, М.С.Лунин, С.П.Трубецкой, Е.П.Оболенский, И.И.Пущин, К.Ф.Рылеев |
Тайное общество. Вооруженное выступление при смене императоров на престоле. |
Установление конституционной монархии, Россия – федерация. Император – исполнительная власть. Высшая законодательная власть – двухпалатный парламент – Народное вече(Верховная Дума и Палата народных представителей) Все должности в государстве – выборные. Отмена крепостного права (но основная масса земли – у помещиков). Равенство всех перед законом, уничтожение сословий. Введение гражданских прав и свобод. |
Южное общество 1821-1825 гг. |
П.И.Пестель, А.П.Юшневский, Братья Крюковы, В.И.Ивашев, А.П.Баратинский, С.Г.Волконский, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин |
Тайное общество. Вооруженное выступление при смене императоров на престоле. |
Установление республики, Россия –
единое государство. Разделение властей: законодательная – однопалатному парламенту – Народному вечу, исполнительная – Державной думе, контролирующая - Верховному собору. Отмена крепостного права, разделение всех земель на общественную и частную. Уничтожение сословий, провозглашение гражданских свобод. |
Фрагмент художественного фильма “Звезда пленительного счастья” (собрание члeнов обществ)
Беседа по вопросам к таблице и фильму:
- Почему общества носили тайный хаpaктер?
- Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.
- Назовите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.
- Почему декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на широкие народные массы?
- Почему декабристы избрали тактику военного переворота?
- Какой момент для вооруженного выступления избрали декабристы?
Осенью 1825 г. В Таганроге внезапно умирает Александр I. У императора не было детей.
- Кто должен был наследовать престол? Следующий по старшинству брат. У Павла было три сына: Константин, Николай и Александр. Константин был женат морганатическим бpaком, и в связи с этим не имел права наследовать престол. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества, поэтому после известия о cмepти Александра I была принесена присяга Константину. Была назначена переприсяга Николаю, и декабристы решили воспользоваться этим моментом, не допустить переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления. Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью.
Запись на доске и в тетради:
14 декабря 1825 г. – восстание декабристов на Сенатской площади.
Ученик рассказывает о ходе восстания декабристов:
Власти назначили переприсягу Николаю I на 14 декабря. В этот день и решили выступить члeны северного общества. По их плану восстание должно было начаться в Петербурге, и почти одновременно должна была выступить 2-я армия на Украине. “Диктатором” (военным руководителем) восстания в столице был назначен полковник гвардии С.П.Трубецкой – как старший по званию.
Члeны Северного общества собирались не допустить присяги солдат новому царю. Под предлогом требования воцарения Константина они хотели вывести полки, которыми комaндовали или в которых имели влияние, к зданию Сената, где в это время должна была происходить присяга члeнов Государственного Совета и сенаторов. С помощью оружия восставшие надеялись принудить власти обнародовать “Манифест к русскому народу”, объявлявший об отмене крепостного права и изменении системы управления страной. Одновременно предполагалось арестовать и заключить в Петропавловскую крепость члeнов царской семьи. Не исключалось и убийство Николая. До выборов в новые органы власти страной, по мысли организаторов выступления, должно было руководить временное правительство. В него планировалось включить известных реформаторов прежнего царствования – Сперанского и Мордвинова (которые об этих намерениях не имели никакого представления).
На деле же все получилось иначе, чем планировалось. Предупрежденный о готовящемся выступлении, Николай провел присягу для члeнов Сената, Синода и Государственного Совета в ночь с 13 на 14 декабря (следовательно, принять “Манифест” восставших Сенат был уже не вправе). П.Г.Каховский, которому раньше было поручено в критической обстановке убить Николая, отказался это сделать. Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и оно оказались без руководства.
На сенатскую площадь утром 14 декабря был выведен и построен в каре лишь Московский полк, к середине дня подошли еще около 1100 моряков Гвардейского экипажа и шесть рот Лейб-гренадерского полка. Солдаты не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что Николай хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику Константину, якобы арестованному по дороге из Варшавы. Таким образом, солдаты выступили не за республику или конституционную монархию и даже не за отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Тем временем остальные части столичного гарнизона присягнули Николаю I.
Новый царь предпринял попытку с помощью духовенства и военачальников мирным путем ликвидировать выступление. Каховский выстрелил в Милорадовича, пытавшегося убедить солдат в том, что их обманывают. После того, как мирные переговоры не удались, Николай приказал принесшим присягу войскам открыть огонь картечью по московскому полку. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали. Число жертв с обеих сторон составило, по разным данным, от 200 до 300 человек.
Фрагмент художественного фильма “Звезда пленительного счастья” (момент восстания)
Учитель истории: 29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка на юге страны.
Запись на доске и в тетради:
29 декабря 1825 г. - восстание Черниговского полка.
Восстание возглавил С.И.Муравьев-Апостол. Оно началось в тот момент, когда члeнам Южного общества стало уже известно о разгроме восстания в Петербурге, и когда уже были арестованы руководители Южного общества. В течение недели С.И.Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами ходим по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к нему других воинских частей. Однако эта надежда не оправдалась. Военному комaндованию удалось изолировать Черниговский полк. Одновременно к району восстания стягивались верные правительству войска. В результате восстание также было подавлено.
После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду.
Пять декабристов (Запись на доске и в тетради):
П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский – были приговорены к cмepтной казни четвертованием, заменой повешением.
Фрагмент худ/фильма “Звезда пленительного счастья” (Сцена казни)
- Как вы думаете, какого было значение восстания декабристов?
Учитель дополняет ответы учащихся:
Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считая себя продолжателями их дела.
Учитель музыки: Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов. Среди самих декабристов были известные писатели и поэты (К.Ф.Рылеев, Ф.Н.Глинка), ученые и художники (Н.И.Тургенев, Н.А.Бестужев)
Ансамбль девочек исполняет романс “Кавалергарда век не долог” муз. И.Шварца, сл. Б.Окуджавы
Пушкин до конца своих дней не забывал своих друзей-декабристов и, больше того продолжал разделять их идеалы. О крушении восстания декабристов, о своей и их судьбе Пушкин аллегорически рассказал в стихотворении “Арион”, а в своих гимнах Пушкин пробуждал в друзьях “гордое терпенье” и веру в то, что начатое ими дело будет продолжено:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(“Во глубине сибирских руд…”)
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
21 01 2021 23:31:22
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии».
...
20 01 2021 6:43:29
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
19 01 2021 7:38:22
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
18 01 2021 5:36:24
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
17 01 2021 6:51:56
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
16 01 2021 10:26:29
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
15 01 2021 14:28:24
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
14 01 2021 2:36:45
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
13 01 2021 4:28:28
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
12 01 2021 15:25:28
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
11 01 2021 0:46:53
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления
...
10 01 2021 8:59:27
Данный урок по истории России в 7-м классе знакомит учащихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века. На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности с использованием современных средств обучения: мультимедийной презентации, интернет-ресурсов....
09 01 2021 23:15:32
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
...
08 01 2021 9:10:21
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части.
...
07 01 2021 10:12:36
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи.
...
06 01 2021 11:29:33

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
05 01 2021 2:16:30
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
04 01 2021 12:18:34
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала.
...
03 01 2021 22:38:14
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
02 01 2021 8:18:38
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
01 01 2021 8:39:53
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
31 12 2020 9:33:32
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей.
...
30 12 2020 14:41:14

Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
29 12 2020 5:17:12
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
28 12 2020 16:32:14
Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере.
...
27 12 2020 6:35:59
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
26 12 2020 9:48:59
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
25 12 2020 17:54:18
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине.
Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.
...
24 12 2020 10:24:50
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
23 12 2020 9:30:49
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
22 12 2020 13:53:55
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
21 12 2020 15:30:47
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
20 12 2020 13:58:44
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
19 12 2020 19:56:52
Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...
18 12 2020 7:30:34
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
17 12 2020 19:41:48

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
16 12 2020 14:30:26
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
15 12 2020 15:58:14

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
14 12 2020 13:41:48
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
13 12 2020 4:56:59
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
12 12 2020 10:52:41
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов.
...
11 12 2020 15:43:52
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
10 12 2020 10:33:54
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
09 12 2020 21:56:31
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов.
...
08 12 2020 7:35:20
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
07 12 2020 6:28:45
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных
возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как
лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний
обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
06 12 2020 9:28:34
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
05 12 2020 14:44:27
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
04 12 2020 5:54:41
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
03 12 2020 11:52:22
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
02 12 2020 17:54:13
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
01 12 2020 4:27:26

Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
30 11 2020 4:27:34
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
29 11 2020 15:32:35
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
28 11 2020 1:43:24
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей.
...
27 11 2020 0:36:35
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
26 11 2020 21:33:38
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
25 11 2020 12:16:47
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея.
...
24 11 2020 19:50:21
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
23 11 2020 10:32:18
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
...
22 11 2020 11:17:36
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
21 11 2020 16:58:59
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
20 11 2020 21:13:25
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста.
...
19 11 2020 7:41:28
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
18 11 2020 1:16:18
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
17 11 2020 3:49:15
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
16 11 2020 8:51:40
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
15 11 2020 22:47:37
Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....
14 11 2020 5:16:21
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
13 11 2020 23:30:57
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе.
...
12 11 2020 23:24:30

Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....
11 11 2020 7:15:28
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
10 11 2020 1:26:29
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
09 11 2020 11:20:34
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
08 11 2020 18:36:15
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему.
...
07 11 2020 14:56:13
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
06 11 2020 2:58:17
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
05 11 2020 18:21:37
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
04 11 2020 0:10:56
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне.
...
03 11 2020 20:34:30
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия».
...
02 11 2020 4:10:35
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
01 11 2020 13:28:32
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
31 10 2020 18:48:14

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
30 10 2020 2:52:59
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
29 10 2020 9:33:42
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
28 10 2020 2:39:22
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
27 10 2020 21:22:45
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
26 10 2020 17:12:18
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция".
...
25 10 2020 18:18:38
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
24 10 2020 23:17:42
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
23 10 2020 11:48:26
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
...
22 10 2020 1:59:30
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
21 10 2020 8:42:16
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
20 10 2020 18:25:57
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
19 10 2020 18:51:11

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
18 10 2020 3:42:51
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
17 10 2020 6:33:21
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
16 10 2020 5:56:14
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина!
...
15 10 2020 5:11:15
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
14 10 2020 21:44:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::