Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента
Еще в самом начале прошлого столетия знаменитый русский ученый Р.Ю. Виппер в связи с известными социально-политическими событиями в 1921 году писал: “Наши суждения о прошлом, наши исторические мнения приходится все время пересматривать, подвергать критике и сомнению, заменять одни положения другими, иногда обратными. История из наставницы стала учительницей”.
Любопытны рассуждения современного английского ученого Хилари Бурдийон: “История – это то, что мы можем сделать с тем, что дошло до нас из прошлого, с учетом трех главных ограничений.… Прежде всего, прошлое не открывает свои тайны, несмотря на то, что каждый день мы, казалось бы, что-то узнаем о нем.… Существует ещё и второе ограничение, связанное с тем, под каким углом мы смотрим на наш материал... Третье ограничение связано с нашим умением понять прошлое…”.
Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся (и учителя!) являются документы, фотографии, иллюстрации в учебники. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы.
Подробнее хотелось остановиться именно на учебниках. Это объясняется рядом причин, среди которых не последнее место занимают невозможность использования учителем Интернета.
В статусе книги, содержащей материал для обязательного усвоения и определяющей виды деятельности как учителя так и учеников, учебник воспринимается своими пользователями как документ нормативного хаpaктера, все материалы которого подлежат заучиванию и воспроизведению в близком к оригиналу объеме и содержании. Использование учебника на каждом уроке истории возводится в ранг актуального требования к современному учебному занятию, хотя приемы учебной работы школьников, как правило, распространяются только на основной текст и сводятся к репродукции печатной информации (объяснительное и выборочное чтение, конспектирование и т.п.).
Создающиеся в наши дни учебники представляют собой разные варианты решения далеко непростых вопросов. У авторов поликонцептуальной модели учебника истории, по сравнению с авторами моноконцептуальной модели учебника, есть преимущество, благодаря которому отодвигаются на второй план традиционные объяснительные и повествовательно-описательные тексты, приглашая читателей к со-размышлению, к собеседованию; превращение дополнительного текста в равноценный основному источник познавательной информации и оценочных выводов.
Каждый человек при работе с историческим документом попробует предложить собственный ответ-реконструкцию документа. Одним из результатов обновления общего исторического образования стало более активное обращение авторов учебников и педагогов, а вследствие того и учеников к разнообразным историческим документам. “Без вопроса нет документа”, - заявляют историки. Именно вопрос, который задает историк (ученик, учитель), позволяет возвести в ранг источников и документов те или иные следы, оставленные прошлым. До того, как в отношении них ставится вопрос, следы прошлого даже не воспринимаются как возможные следы чего бы то ни было. “Заставить говорить немые вещи”, какими до обращения исследователя (учителя, ученика, историка) к ним являются артефакты истории, являются самой захватывающей частью работы ученика с документом как и историка.
Из приоритетности вопроса над документами вытекают два следствия, одинаково важных и для “ремесла историка”, и для ученика. Во-первых, не может быть окончательного прочтения данного документа. Историк никогда не исчерпывает документы до конца, он всегда может обратиться к ним с новыми вопросами или заставить говорить их другими способами. То же относится и к школьному учителю: вопросы, предложенные авторами учебника, не могут считаться единственно возможными и завершенным вариантом заданий к документу. Такое задание всегда можно переработать или дополнить.
Во-вторых, нераздельное единство вопроса, документа и процедуры критики последнего объясняет тот факт, что обновление вопросника влечет за собой обновление методов и /или документальной базы.
И хотя “список исторических вопросов” не может иметь конца, достаточно предложить школьным учителям систему типологических вопросов к документам, включающих в себя как традиционные (обязательные) вопросы, так и вопросы, актуализированные ценностями и целями общего образования в современном мире.
В основе комплекса лежит идея многоуровневого подхода к анализу исторического докумета:
- к вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания. Условно можно этот уровень назвать “паспортизацией” документа;
- вопросы второго уровня направлены на выборочное чтение источника и работают с информацией, лежащей на поверхности текста. Эти вопросы, условно называемые историко-логическими, задают определенный угол зрения для выявления для выделения главного, существенного в изучаемом источнике, т.е. фактов, о которых рассказывает автор документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу этих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого;
- вопросы третьего уровня выводят нас на аксиологический анализ документа. В отличие от вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам; исторических деятелей или социально-политических организаций, представленных в докуемте, а также с изучением ценностных установок самого автора документа;
- вопросы четвертого уровня представляют собой критику источника. На этом этапе работы с документом школьники подвергают сомнению его достоверность; пытаются объяснить мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками;
- вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании проблемы.
УРОВНИ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТА (Приложение)
В предлагаемом нами варианте вопросы сцеплены между собой и беспрестанно порождают другой. Это, однако, не дает нам права настаивать на исчерпанности возможных направлений в изучении данного источника.
На первый взгляд столь обстоятельная работа с небольшим по объему документом может заполнить все время урока и не оставить места для изучения других материалов. В связи с этим возникает проблема – не окажутся ли вопросы последних трех уровней чересчур сложными не только для учащихся, но и для учителей?
Проблемы последних должны решаться в процессе подготовки учителей. В свою очередь, тогда познавательная деятельность школьников с историческими документами станет значительно разнообразнее и содержательнее. Объем учебной книги не позволяет к каждому из публикуемых в ней источников предложить многоуровневый комплекс вопросов и заданий. Но в методических пособиях это вполне возможно сделать и таким образом сориентировать учителей на организацию дифференцированной работы школьников с документами. В одних случаях документ “впитывает” основные вопросы учебной темы, и на уроке истории она может быть пропущена через прямое общение учеников с документальным свидетельством и использование авторского текста учебника качестве справочной информации. В других случаях документ и развернутые вопросы к нему позволяют организовать в классе лабораторное занятие, где группы учащихся работают с одинаковыми или разными, но тематически едиными источниками и потом обсуждают свои решения.
В самых распространенных на пpaктике ситуациях учитель может отобрать из массива возможных вопросов и заданий только те из них, которые покажутся ему важными, интересными и посильными для учеников своих классов.
Новые перспективы в изучении источников в школьных курсах истории открываются там, где документы по замыслы авторов образуют внутренне противоречивые поля значений и смыслов. К примеру, параграф о начале ВОВ сопровожден выдержками из речи А. Гитлера 22 июня 1941г.; из радиовыступления В.М. Молотова, прозвучащего в этот же день; из обращения к “Пастырям и пасомым Православной Христианской Церкви” и, наконец, из выступления И.В. Сталина по радио 3 июля 1941 г. каждый из документов обращен к определенной этнической, религиозной или социально-политической группе людей, и в связи с этим их авторы, манипулируя значимыми в этих общностях ценностями и идеями, стремятся убедить слушателей в своей правоте, позвать за собой.
Каковы эти идеи и ценности? Каковы механизмы управления зрительским восприятием и убеждениями? К каким чувствам взывает и на какую реакцию рассчитано буквально каждое слово авторов публичных выступлений в столь ответственный момент истории? Можно ли обнаружить общие интересы, общие намерения, в конце концов, общие ценности в столь разноречивых источниках? Какой общественный резонанс предположительно имело каждое из этих обращений?
На эти и подобные им вопросы девятиклассникам помогут ответить приемы критического, аксиологического и пpaксиологического анализа источников. В результате многоуровневого и сравнительного исследования документов школьники обогатятся не только знаниями о важном в истории ХХ в. событии, но и умениями, необходимыми для жизни в современном мире. Таким образом, вопрос, поставленный к документу, стимулирует интерес учащихся к истории и исследовательской деятельности, создает условия для межличностного общения и диалога как обмена ценностями и смыслами.
Другой, но менее популярный источник исторической информации, равнозначный печатным текстам – иллюстрация. Точнее фотография, фотографические снимки, сделанные непосредственно в тот период, о котором рассказывает учебник.
Анализ фотографии под критическим и аксиологическим углами зрения представляется довольно сложным в связи с тем, что в учебниках истории они, как правило, обеспечены только кратким пояснительным текстом, а вопросы и задания, если таковые имеются, предлагают детям образно описать иллюстрацию или творчески прокомментировать её сюжет.
Как и в учебниках по всемирной и отечественной истории, так и в учебниках истории Башкортостана (преимущественно ХХ века) в темах, посвященных социально-экономическому развитию в IX – XX вв., обычно публикуются панорамные снимки городов, промышленных строек и т.д. одним из вариантов может быть предложено задание: попробуйте представить, как воспринимаются эти изображения люди из совершенно разные социальных групп или политических объединений, с разными культурными традициями и ценностями.
Разделившись на группы, распределив роли, школьники индивидуально готовят описание фотографий. В данную работу могут быть включены следующие учебники: история России (Отечества), всеобщая история и история Башкортостана одного периода.
Пример: Опишите фотографии “Вербный базар на Красной площади в Москве. 1900 г.” (История Отечеств, XX – XXI стр. Шестаков В.А. и др.) от имени: 1) москвича-обывателя, 2) генерал-губернатора Москвы, 3) крестьянина, приехавшего на заработки, 4) иностранца из индустриально развитой страны мира и т.д.
В чем смысл подобных заданий? Во-первых, школьники получают возможность представить себя на месте другого человека, увидеть мир его глазами. Во-вторых, учащиеся приходят к пониманию причин и обстоятельств существования различных точек зрения на одни и те же факты. В-третьих, ребята учатся слышать полифонию голосов истории, воспринимать это как естественное состояние поликультурного и полинационального общества, вести диалог с носителями иных ценностных установок и взглядов.
Другое задание по фотографиям состоит в том, чтобы придумать подписи к одному и тому же снимку в совершенно разных, противоположных друг другу изданиях. Пpaктически любую фотографию можно представить в противоположных paкурсах. В одних случаях учитель может подсказать школьникам полюса подписей к снимкам, в других – ребята самостоятельно определятся в “единстве противоположностей”.
Познавательные задания такого плана формируют важное для жизни в открытом и интегрирующемся мире представление о многоперспективности исторических явлений и процессов, т.е. о том, что любой факт можно и нужно рассматривать в разных гео- и социокультурных прострaнcтвах (в контексте локальной, макрорегиональной, национальной и мировой истории), а также иметь в виду разное отношение к факту со стороны представителей различных социокультурных общностей.
Для активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать сравнительный анализ документа (в данном случае фотографии) с разными ценностными установками.
Например, три снимка: “Высылка раскулаченных”, “Дети колхозников” (учебник Шестакова В.А.) и сельскохозяйственная техника (учебник Акманова И.Г.) – относятся к одному и тому же времени и представляют процесс коллективизации в противоположных красках: как разрушение бытовых устоев и как начало новой жизни. Можно предложить несколько вариантов работы с этими снимками.
Вариант 1. Прокомментируйте изображения по примерному плану:
- Что изображено на фотографиях? Придумайте иные, чем в учебнике, более яркие и выразительные подписи к ним.
- Кто эти люди? Как они одеты? Чем заняты? В какие группы их можно объединить на каждой фотографии и по каким признакам?
- Предположите, где сделан каждый снимок. Опишите местность, запечатленную на фотографии, выделив наиболее хаpaктерные признаки той исторической эпохи.
Вариант 2. Проведите историческое расследование, ответив на следующие вопросы:
- Рассмотрите одежду людей, предметы и здания на фотографиях, попробуйте примерно определить регионы России/СССР, в которых могли быть сделаны эти снимки.
- По этим же атрибутам попробуйте примерно назвать те времена года, когда были сделаны эти фотографии.
- Как вы полагаете, могли ли эти фотографии быть сделаны в одной и той же деревне? на одной улице? в один и тот же день? Свой ответ объясните.
- Предположите, в какие края отправлялись раскулаченные, запечатленные на первой фотографии.
- Попробуйте восстановить полный текст трaнcпарантов на первом и втором снимках.
Вариант 3. Озвучьте снимки, придумав диалоги между людьми, запечатленными на этих фотографиях.
Заключение. Подведите итоги работы по фотографиям можно провести обобщающую беседу по вопросам:
- Какие стороны коллективизации отражают эти фотографии?
- Как вы думает эти снимки:
а) дополняют содержание один другого;
б) противоречат друг другу;
в) фиксируют независимые друг от друга стороны коллективизации? - Как вы думаете, могли ли эти фотографии появиться на страницах советских газет и журналов в 1930-е гг.? если да, то с какой целью?
- Могли ли эти же снимки быть опубликованы в советских изданиях, адресованных зарубежным читателям? Свой ответ обоснуйте.
Наконец, и невзрачный на первый взгляд снимок документа с текстом большевистского приказа о распределении хлебных запасов может поведать немало любопытного исследователю.
1. Внешняя критика источника:
1.1. Как называется этот документ?
1.2. К какому виду документов он относится: к официальным или неофициальным? К внутригосударственным или международным? К политическим, хозяйственным, правовым или каким-то другим документам?
1.3. Кем подписан приказ о распределении хлебных запасов? Что вы знаете об этом человеке? Какую должность он занимал в Советском правительстве?
1.4. Когда был подписан приказ? Каким было внутреннее и внешнее положение России в это время?
1.5. Кому был адресован приказ?
1.6. На какой бумаге отпечатан документ? Каковы её внешние хаpaктеристики (цвет, гладкость бумаги и т.п.)?
1.7. Какие слова и словосочетания в начале прошлого века писались несколько иначе, чем сейчас?
1.8. Есть ли в тексте приказа грамматические и стилистические ошибки?
2. Внутренняя критика источника:
2.1. Сформулируйте кратко, своими словами главную мысль этого приказа.
2.2. Как вы думаете, этот приказ был подготовлен исключительно для районов Северного Кавказа и Дона или подобные приказы отправлялись также и в другие регионы страны? Свой ответ аргументируйте.
2.3. В тексте параграфа найдите предложения, объясняющие условия подготовки подобных приказов.
2.4. В тексте данного приказа найдите слова, конкретизирующие общую хаpaктеристику продовольственной диктатуры, данную в учебнике.
2.5. Какую роль, по вашему мнению, играет этот документ в понимании экономической политики большевиков в годы Гражданской войны?
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
28 03 2024 14:48:22
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
27 03 2024 6:56:34
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
26 03 2024 2:57:27
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
25 03 2024 15:19:19
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
24 03 2024 12:55:40
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
23 03 2024 13:52:52
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
22 03 2024 20:24:13
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание. ...
21 03 2024 7:26:27
На уроке дается краткая хаpaктеристика эпохи Возрождения, раскрываются общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический хаpaктер; определяется ценность эпохи, рассматриваются разные жанры искусства....
20 03 2024 8:47:18
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда. ...
19 03 2024 19:45:18
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
18 03 2024 20:15:23
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...
17 03 2024 6:46:14
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
16 03 2024 5:28:50
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
15 03 2024 4:19:23
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...
14 03 2024 3:53:22
В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
13 03 2024 14:45:40
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
12 03 2024 8:23:47
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
11 03 2024 16:40:45
Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....
10 03 2024 16:48:18
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
09 03 2024 4:48:47
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
08 03 2024 3:54:36
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
07 03 2024 7:49:47
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
06 03 2024 18:28:25
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
05 03 2024 8:55:44
Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению (Ермолаева Л.К. и др. "Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....
04 03 2024 22:17:13
Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....
03 03 2024 6:13:23
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. ...
02 03 2024 7:17:30
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
01 03 2024 8:53:50
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
29 02 2024 22:25:49
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...
28 02 2024 4:23:19
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
27 02 2024 13:18:19
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
26 02 2024 5:42:55
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
25 02 2024 17:49:12
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
24 02 2024 8:10:59
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
23 02 2024 0:28:34
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
22 02 2024 3:24:43
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
21 02 2024 3:44:44
На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....
20 02 2024 5:59:37
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника". ...
19 02 2024 23:21:53
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...
18 02 2024 4:50:11
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
17 02 2024 16:13:14
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
16 02 2024 0:56:14
Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....
15 02 2024 1:32:28
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
14 02 2024 2:22:53
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
13 02 2024 8:34:40
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...
12 02 2024 10:30:53
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
11 02 2024 9:20:51
Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....
10 02 2024 18:54:41
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
09 02 2024 10:31:32
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
08 02 2024 10:59:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::