История для молодежи    

Работа с текстом на уроках истории

Компетентностный подход в обучении ставит новые задачи в построении образовательного процесса: не “чему учить”, а “как учить”. Поэтому традиционный образовательный процесс, построенный по логике: содержание образования, формы и методы обучения подчинены цели - развить знания, умения, навыки, не вполне соответствует новому подходу в обучении.

Сейчас очень важно построить образовательный процесс таким образом, чтобы учащийся овладел неким комплексом, связывающим воедино знания, умения и действия, развить способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Реализация компетентностного подхода в обучении возможна через деятельностные технологии обучения, в основе которых лежит планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому, при изучении материала по истории серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.

Использование различных форм и методов работы с учебным и оригинальным текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем:

1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию.

2. Учащиеся не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

3. Учащиеся не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).

4. Учащиеся не владеют достаточным умением извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Эти проблемы тем более актуальны, так как итоговая аттестация по истории и обществознанию в форме ЕГЭ включает в том числе и задания, связанные с анализом учебного и оригинального текстов (часть С). Поэтому перед учителем стоит задача: развить компетенции учащихся, т.е. сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах.

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эту задачу:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста .

3. Аналитическое чтение текста.

4. Разбить текст на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Составление логической схемы.

9. Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.

10. Реферирование текста.

При работе учащихся с оригинальным текстом предлагается алгоритм действий:

1. Внимательно прочитайте отрывок.

2. Определите видовую принадлежность документа:

- научный текст: в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины,

- правовой документ: изложены нормы права,

- публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения,

- статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта,

- политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения,

- информационные материалы: излагаются только факты.

3. Интерпретация текста:

- разделите текст на смысловые блоки,

- проанализируйте каждый блок, определите смысл текста,

- определите, к какой теме из изученного курса истории(обществознания) относится текст.

4. Анализ текста:

- раскройте всю полноту социальной информации источника.

5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам).

Организуя на уроке работу с текстом, я использую рабочие листы, которые составлены на основе текста параграфа и включают задания разной формы. На таком уроке учитель выступает в роли консультанта, помогая учащимся разобраться с содержанием текста параграфа. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом.

Метод обучения: сочетание проблемного и поискового метода.

Способ обучения: коллективный – выполнение одного типа заданий, работа учащихся в коллективе 20-25 человек.

Основная форма проведения занятий- самостоятельная работа учащихся с учебным и оригинальным текстом, построенная на основе выполнения заданий разной формы и разного уровня сложности.

1. История средних веков. 6 класс. Учебник “История средних веков”, авт. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, изд. “Просвещение”, М., 2006г.

Тема: “Культура Византии”

Изучая тему “Культура Византии” вы должны узнать:

- чем можно объяснить более высокий уровень развития образования и науки в Византии,

- отличие архитектуры христианских храмов от античных,

- правила написания икон.

Развить умения:

- структурировать содержание текста,

- применять полученные знания в практической жизни (при посещении храма, изучении икон).

Ход урока

1. Развитие научных знаний.

Заполните таблицу:

Область знаний Достижения
   

Область знаний: математика, медицина, химия, география, история.

Сделайте вывод: в Византии был более высокий, по сравнению с другими странами, уровень знаний, так как___________________________.

2. Архитектура.

Работа с историческим источником.

“… Там есть храм…, и там же греческий папа, потому что они не подчиняются римскому папе. В этой церкви столько алтарей, сколько в году дней. Его богатства без числа, в него ежегодно приносят дань с двух больших островов и находящихся там замков и городов. Ни в одном из храмов мира нельзя встретить богатства, подобного этому. Внутри храма колонны и лампады из золота и серебра в таком количестве, что человек не может сосчитать. Там возле стены дворца есть место развлечения царя, называемое ипподромом. Ежегодно в день рождения Иисуса царь устраивает там великие зрелища. В присутствии царя и царицы даются представления( при помощи волшебства и без него), выводятся всевозможные люди. Выводят львов, леопардов, медведей и диких ослов одних на других и обычно также птиц, и ни в одной земле нельзя видеть подобного увеселения…”

(Путевые заметки Вениамина из Туделы, посетившего Константинополь в декабре 1117 г. Хрестоматия. История средних веков, ч.1, стр. 129-130., изд. 1980 г.)

Вопросы:

1. О каком храме говорится в документе? Где он находится? Когда был построен?

2. Чем поразил путешественника этот храм? Чем этот храм отличался от других храмов?

Устройство храма Святой Софии.

Задание: на основе иллюстрации и текста учебника опиши храм. Назови основные части храма.

3. Живопись.

1) Перечисли основные виды живописи.

2) Изучи канон в оформлении храма, ответь на вопросы:

- где располагалась мозаика с изображением Христа в окружении ангелов?

- Где располагалась фигура Богоматери?

- Где изображались сцены земной жизни Христа?

- Где изображались пророки?

- Где помещались картины ада?

3) Перечисли основные правила написания икон.

4. Расставь буквы по местам и дай определение понятий:

Заимока

Тальсма

Упрас

Ропрок

Пасотол

Ресфка

Киано

Након

2. История России, 10 класс. Учебник “История России с древнейших времен до конца XVII века”, авт. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, изд. “Просвещение”, М. 2005 г.

Тема “Феодальная раздробленность”

В процессе работы вы должны узнать:

1. Особенности развития Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжеств, Новгородской земли.

2. Особенности развития культуры в период феодальной раздробленности.

3. Своеобразие политического устройства княжеств в период феодальной раздробленности.

Развить умения:

1. Учебного моделирования (составление таблиц, схем).

2. Анализировать документы, извлекать необходимую информацию.

3. Приводить доказательства выбранной точки зрения.

Ход урока

1. Оценка периода феодальной раздробленности.

Задание № 1.

Докажите, рассмотрев причины феодальной раздробленности, что период феодальной раздробленности- закономерный этап в развитии феодального государства.

Задание № 2.

Ряд историков резко негативно оценивают последствия политической раздробленности Руси в XII-XIIIвв. Какая другая точка зрения о последствиях политической раздробленности Руси существует? Какую точку зрения Вы считаете наиболее убедительной? Подтвердите фактами избранную Вами точку зрения.

2. Общая характеристика развития княжеств в период феодальной раздробленности.

Задание № 1.

Заполните таблицу:

Княжество Где находится Особенности развития хозяйства, крупные города Правители
       

Задание № 2.

Заполните таблицу “Политическое развитие княжеств”.

Княжество Политическое устройство Функции и привилегии
Князь Бояре Боярская Дума Вече
           

3. Особенности развития княжеств в период феодальной раздробленности.

Задание. Назовите княжества, с которыми связаны следующие черты развития:

1. В конце XII Святослав Всеволодович делил власть с правнуком Владимира Мономаха, Рюриком Ростиславичем. Так бояре иногда объединяли на престоле представителей враждующих княжеских группировок и избегали междоусобицы.

2. В этом княжестве у князей сложились особые отношения с половцами. Князья дружили с половцами, половцы помогали им в борьбе с Владимиром Мономахом.

3. Важную роль в жизни города имел мост. Здесь нередко происходили кулачные бои между различными враждующими группировками. Отсюда, по приговору городских властей сбрасывали осужденных на смерть преступников.

4. Город славился мастерами кузнечного и гончарного дела и др. профессий. Улицы зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улица Кузнецкая, Гончарная, Щитная.

5. Большую силу в княжестве получили бояре-землевладельцы. Они входили в верхушку общества, так называемую аристократию.

6. Здесь княжили внуки Ярослава мудрого. Большой мощи княжество достигло при Ярославе Осмомысле. Княжество славилось своим богатством, развитыми международными связями, особенно с Византией, Венгрией, Польшей.

7. Объединение двух княжеств произошло при Романе Мстиславиче, впоследствии он присоединил к своим владениям Киевское княжество. Так выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи.

8. Земли княжества входили в состав “отчины” Мономаховичей. В середине XII века княжество из далекой окраины превратилось в обширное независимое княжество, которое проводило активную политику.

9. Князь построил великолепный белокаменный дворец в селе Боголюбово. В 1169 г. Взял штурмом Киев. Против него был заговор, в который были вовлечены жена и ближайшие слуги князя.

10. В этом княжестве князь Всеволод, укрепив свои позиции внутри княжества, стал оказывать все большее влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил полностью своему влиянию Рязанское княжество.

4. Особенности политики русских князей в период раздробленности.

Задание № 1. Заполните таблицу:

Княжество Князь Содержание политики
     

Задание № 2. Соотнесите имя князя, княжество, содержание деятельности.

1. Князья: Рюрик Ростиславич, Ярослав Осмомысл, Даниил, Всеволод Мстиславич, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

2. Содержание деятельности:

А) В борьбе с боярством опирался не только на города, но и на дворянство. Прозвище получил за то, что имел большую семью: 8 сыновей и 8 внуков, не считая потомства женского рода. Укрепив свои позиции внутри княжества, князь стал оказывать большое влияние на дела Руси.

Б) В ходе борьбы враждующих сторон князь сжег Подол, разграбил Cофийский собор и Десятинную церковь - русские святыни. Затем князь Роман захватил его в плен и постриг в монахи.

В) Князь прослыл смелым и талантливым полководцем. С его именем считались правители Европы. Когда ему было 4 года, бояре выгнали его с матерью из города. Повзрослев и собрав мощную дружину, князь смог постоять за себя и в 1221 г. захватил престол на Волыни.

Г) Князь был женат на дочери Юрия Долгорукого. Вел борьбу с боярами, побывал в изгнании и даже оказывался в темнице. Но в конце концов ему удалось сокрушить противника и усилить авторитет княжеской власти. Про него в “Слове о полку Игореве” говорилось, что “он подпер своими железными полками горы Угорские”.

Д) Князь неустанно воевал с Волжской Болгарией, с Новгородом, боролся за овладение киевским престолом. Союзником его был черниговский князь Святослав. Однажды оба князя встретились для переговоров и для дружеского пира в суздальском городке Москва в 1147 г.

Е) В юности князь совершил военный поход и прослыл смелым воином. Он стремился стать “самовластцем”. В 1169 г. Князь взял штурмом Киев. Действия князя вызывали все большее раздражение среди боярства. Родственники казненного боярина Степана Кучки организовали заговор и в 1174 г. убили князя.

Ж). Князь начал противоборство с Суздалем и потерпел поражение. Это переполнило чашу терпения жителей княжества. Против князя выступили бояре и “черные люди”. В 1136 г. князя с семьей по приговору веча заключили под стражу, затем выслали из города, обвинив в том, что он “не блюдет смерд”, т.е. не выражает интересов простых людей, плохо руководит войском.

3. Княжества:

А) Владимиро-Суздальское

Б) Новгородская земля

В) Ростово-Суздальское княжество

Г) Киевское княжество

Д) Галицкое княжество

Е) Галицко-Волынское княжество.

5. Культура княжеств в период раздробленности.

Задание. Выделите особенности культуры Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли (архитектура, иконопись), перечислите памятники культуры.

Сделайте вывод: каковы последствия феодальной раздробленности для развития страны?

3. История средних веков. 6 класс. Учебник “История средних веков”, авт. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, изд. “Просвещение”, М., 2006г.

Тема “Франкское государство

В процессе работы вы должны узнать:

1. Как возникло государство у франков.

2. Какие изменения произошли в управлении франков.

3. Какую роль играла церковь в жизни раннефеодального общества.

Развить умения:

1. Раскрывать причинно-следственные связи.

2. Структурировать содержание текста.

3. Анализировать исторический источник.

Ход урока

Задание №1. Прочитайте документ “ Франкский историк VI века о случае с драгоценной чашей”, ответьте на вопрос :

Какие качества помогли Хлодвигу стать вождем?

Задание № 2. Распределите причины образования государства в логической последовательности:

Начало обработки железа, усовершенствование орудий труда, стремление вождя к личной власти, распад родовой общины, местные богачи поддерживали Хлодвига, появление неравенства, франки завоевали большие территории, это требовало более четкого управления.

Задание № 3. Проследите изменения в управлении франков к нач. VI в.

Вопросы Племя Государство
1. Управление    
2. Войско    
3. Управление на местах    
4. Суд    

Сделайте вывод: чем власть короля отличается от власти вождя?

Задание № 4. Проанализируйте содержание законов франков, ответьте на вопросы:

  1. За совершение каких поступков наказывали франкские законы?
  2. Какое наказание было основным?
  3. Что в законах указывает на существование неравенства у франков?
  4. Что говорит о несовершенстве законов?

Сделайте вывод: чьи интересы защищали законы?

Задание № 5. Проследите процесс формирования классов феодального общества: крупные землевладельцы и зависимые крестьяне.

  1. Кто и как становился крупным землевладельцем?
  2. Какие права получали крупные землевладельцы?
  3. Как свободные землевладельцы превращались в зависимых?

Задание № 6. Наведите порядок в организации христианской церкви:

Епископ - глава христианской церкви в Западной Европе
Аббат – христианин, который вел уединенный образ жизни
Римский папа – руководитель монастыря
Священники, монахи – служители церкви
Масса верующих

Сделайте вывод: какова была роль церкви в обществе?



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

06 12 2019 7:42:15

Разработка урока "Уроки Карибского кризиса"

Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....

05 12 2019 6:48:21

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

04 12 2019 17:16:13

Внеклассное мероприятие "Дорогами войны"

Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....

03 12 2019 13:35:14

Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер. Используя учебную информацию из курса " Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся вырабатывать и аргументированно излагать собственную позицию....

02 12 2019 21:40:51

Япония на пути модернизации

Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...

01 12 2019 1:25:45

Открытый урок по теме "Итоговое повторение по истории Древней Греции"

Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира. ...

30 11 2019 8:56:35

Внеклассное мероприятие по истории

Игра " Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках " Недели истории". Могут участвовать разновозрастные команды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

29 11 2019 9:30:30

Многообразие способов познания мира

Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме Е Г Э....

28 11 2019 17:19:32

Мифы Древней Греции

Урок « Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы « Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....

27 11 2019 20:32:59

Интерактивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс

Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....

26 11 2019 10:48:41

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

25 11 2019 13:11:29

"Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)

Данная разработка урока проводится по учебнику Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой и др. " Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 " Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....

24 11 2019 18:48:36

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука " История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

23 11 2019 20:26:11

"Игровые технологии на уроках права и обществознания"

Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек. ...

22 11 2019 22:19:42

Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс

Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....

21 11 2019 18:22:58

Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война"

Урок по теме « Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация. ...

20 11 2019 11:40:55

Урок в 5-м классе по теме: "Древняя Индия"

Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности. ...

19 11 2019 23:59:26

Учебно-методический материал к уроку "Столетняя война"

Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и характером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); характеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д' Арк в освобождении Франции....

18 11 2019 9:47:35

Экскурсия в прошлое "Сталинград 65 лет назад"

Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла « Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: « Мамаев курган», « Песенная», « Интеллектуальная», « Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу « Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....

17 11 2019 20:39:58

Урок "Роль личной инициативы граждан в защите прав и свобод человека"

Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих членов гражданского общества правового российского государства. ...

16 11 2019 20:11:47

Открытый урок "Образование и самообразование". 5-й класс

Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....

15 11 2019 11:38:49

Изменения в культуре и быту в годы правления Петра I

Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А. Толстого " Петр Первый", Ю. Германа " Россия Молодая", либретто оперетты В. Щербачева " Табачный капитан" адаптировав их для подростков....

14 11 2019 20:27:37

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к Е Г Э по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

13 11 2019 9:19:53

Использование телекоммуникационных проектов в урочной и внеклассной работе по истории

Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....

12 11 2019 10:16:13

Формирование культуры познавательной компетентности на уроках истории в условиях инновационных технологий

Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться. ...

11 11 2019 2:55:25

Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского

Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный характер. В своей практике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и вырабатываются коллективные начала деятельности. ...

10 11 2019 1:28:56

Урок с использованием мультимедийной презентации на тему "Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в. в Российской империи"

Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации. ...

09 11 2019 23:28:56

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

08 11 2019 7:48:43

Урок-игра "Знатоки "Одиссеи" и "Илиады". 5-й класс

Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А. А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычленять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....

07 11 2019 19:41:23

Эпоха Петра Великого

Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется И К Т, стимулируются познавательные процессы....

06 11 2019 18:34:24

Интегрированный урок (новйшая история + информационные и коммуникативные технологии) по теме "Возникновение общества массового потребления"

Интегрированный урок по теме « Возникновение общества массового потребления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....

05 11 2019 12:58:52

Система заданий к уроку "Экономическое развитие России при Петре I

Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного характера. ...

04 11 2019 7:52:19

Внешняя политика России XIX века при Александре I

Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...

03 11 2019 21:22:29

Разработка урока по обществознанию "Трудовое право несовершеннолетних". 9-й класс

Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....

02 11 2019 18:44:36

Игра как средство повышения интереса к урокам истории

Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...

01 11 2019 19:49:31

Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

Цели и задачи урока: охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....

31 10 2019 3:52:50

Ментальная историческая карта на уроках истории

Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные пространственно-исторические представления в виде ментальной карты....

30 10 2019 2:51:18

Уватский район

Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты- Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....

29 10 2019 0:15:57

Современные методики в преподавании экономики

В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...

28 10 2019 16:56:39

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"

На уроке характеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....

27 10 2019 22:45:13

Образование Российской империи

Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме « Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании команд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....

26 10 2019 5:22:12

Интегрированный урок (история + МХК) с использованием информационных компьютерных технологий на тему "Совершенствование реалистического метода в западноевропейской живописи. XIX век"

Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, М Х К и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....

25 10 2019 1:38:54

Декада гуманитарных наук в школе

Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...

24 10 2019 6:32:17

Программа элективного курса по истории России "Самодержавие и реформы"

Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ, проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....

23 10 2019 15:20:52

Методическая разработка урока краеведения в 9-м классе по теме «Просвещение и культура Воронежской губернии в XIX веке»

Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....

22 10 2019 4:11:41

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

В рамках интегрированного курса " Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных характеров, характерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего характера. Учитель помогает детям определелить свои характерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего характера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

21 10 2019 14:19:34

Открытый урок по обществознанию "Время великих перемен"

Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи. ...

20 10 2019 10:23:25

Урок-викторина для учащихся 9-го класса. Тема: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...

19 10 2019 14:24:31

Бухенвальд – лагерь смерти

Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....

18 10 2019 13:58:27

Познавательная игра "Государь всея Руси"

« Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....

17 10 2019 3:55:13

Урок истории по теме "Культура Киевской Руси. Православная церковь Киевской Руси". 6-й класс

Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....

16 10 2019 5:16:26

Методическая рекомендация для написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию (задание С)

В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной характеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий Е Г Э уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....

15 10 2019 6:20:55

Урок истории в 7-м классе по теме "Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье"

Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления. ...

14 10 2019 4:33:27

Урок по всеобщей истории "Цивилизации Древнего Востока". 10-й класс

Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....

13 10 2019 7:16:38

Иван Грозный: личность и эпоха (урок с использованием инновационных технологий)

Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....

12 10 2019 3:25:40

"Деятельность Елецких гимназий в конце XIX – начале XX века"

Исследовательская работа по теме....

11 10 2019 19:56:49

Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?

Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. « Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. « Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. « Экстремизм и международный терроризм»....

10 10 2019 6:27:13

Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"

Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме " Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...

09 10 2019 14:57:27

Конспект урока истории по теме: "Смутное время"

Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос. ...

08 10 2019 0:35:26

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"

Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....

07 10 2019 8:42:21

Программа факультативного курса "Наш край"

Цель курса: заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов, населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам. ...

06 10 2019 10:54:28

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

05 10 2019 18:17:38

Повторительно-обобщающий урок по теме "Московская Русь"

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к Е Г Э, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....

04 10 2019 16:26:11

Ребусы к урокам истории

Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....

03 10 2019 1:42:17

Отечественная война 1812 г. в Калужском крае

В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина « Калуга в войне 1812 года» с презентацией....

02 10 2019 14:51:33

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме " Социальная система общества"....

01 10 2019 5:40:29

Урок-исследование "Россия в 1917 году: альтернативы развития"

Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций". ...

30 09 2019 0:54:46

Тема урока: "Начало Реформации в Европе". 7-й класс

Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....

29 09 2019 2:33:44

Презентация к уроку и внеклассному мероприятию

Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....

28 09 2019 10:34:19

Методика использования текстов с ошибками и пропусками на уроках истории

Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: « Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику « История России XIX век», авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. « Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....

27 09 2019 18:53:52

Урок истории в 10-м классе по теме "Ордынское иго"

Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....

26 09 2019 23:25:46

"Древний Восток"

Урок - деловая игра « Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету « История»....

25 09 2019 8:14:54

Урок истории в 11-м классе "США. Политика нового курса"

Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...

24 09 2019 22:48:20

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

Урок-конкурс проводится после изучения главы « Древний Египет» в разделе « Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

23 09 2019 22:51:53

С древности до Великой Отечественной…

На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к Е Г Э....

22 09 2019 2:31:44

Сценарий музейной экскурсии "Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века"

В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме « Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...

21 09 2019 13:42:25

Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...

20 09 2019 22:43:19

Открытый урок-презентация "Выступление декабристов"

Урок-презентация " Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, характеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...

19 09 2019 16:47:43

Организация самостоятельной работы учащихся на первом концентре исторического образования

Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В практической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...

18 09 2019 8:19:18

Урок обществознания по теме "Экономическая сфера общества". 6-й класс

Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического характера....

17 09 2019 13:57:11

Программа элективного курса "История права в России" для профильного 10-го класса

Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала Х ХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...

16 09 2019 9:57:26

Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права

Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....

15 09 2019 3:25:31

Урок по новой истории на тему: "Английские колонии в Северной Америке". 7-й класс

Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения С Ш А. ...

14 09 2019 0:21:20

Урок-экскурсия "Богоявленский собор. Сибирское барокко". 10-й класс

На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....

13 09 2019 5:19:11

Методическая разработка урока на тему "ГУЛАГ на территории Коми края: Бруни Н.А. и его судьба"

Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н. А. Бруни показать судьбу узника Г У Л А Га....

12 09 2019 2:24:32

Начальная история села Тейкова

Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстрактное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти " Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...

11 09 2019 19:52:15

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

10 09 2019 2:50:48

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

09 09 2019 7:34:35

Актуальные возможности музея сельской школы

Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению практическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....

08 09 2019 23:52:45

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

07 09 2019 3:30:43

Тесты по истории России в 9-м классе

Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: « История С С С Р в период 1953–1964 гг.» и « С С С Р в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....

06 09 2019 3:50:40

Битва за Москву 30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года

Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....

05 09 2019 12:57:55

Правовое воспитание школьников (на примере судейской профессии)

Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....

04 09 2019 22:58:17

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 7-м классе по теме "В музее Петра I"

Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке " Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...

03 09 2019 3:19:26

Внеклассное мероприятие по истории на тему "Великой Отечественной войне 1941–1945-х гг. посвящается. День Победы"

В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...

02 09 2019 3:24:40

Урок — заочная экскурсия "Индустриализация в Кузбассе"

Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства К М К; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...

01 09 2019 14:14:33

Урок обществознания "Толерантность"

Урок обществознания представляет собой третий урок по теме « Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....

31 08 2019 16:19:24

Программа элективного курса "История кадетских корпусов" (8–9-е классы)

Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....

30 08 2019 11:34:48

Разработка урока по истории в 7-м классе по теме: "Дворцовые перевороты"

На уроке учащиеся рассматривают эпоху после смерти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....

29 08 2019 23:33:41

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформация и укрепление абсолютизма в Европе"

Учебное занятие проводится в форме командной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три команды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...

28 08 2019 16:40:12

Разработка урока по истории

Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов. ...

27 08 2019 8:48:52

Программа профилактики неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся

Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...

26 08 2019 23:23:50

Программа элективного курса по истории России "В поисках исторических сокровищ" (для учащихся 10-х классов)

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...

25 08 2019 21:19:48

Обществоведение, 7-й класс. "Образование"

Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме " Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе " Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....

24 08 2019 0:25:57

Урок в 6-м классе по истории Средних веков "Средневековое общество. Феодалы и крестьяне"

На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, характеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....

23 08 2019 8:33:22

Урок по истории России "Наука и образование в эпоху Петра I". 7-й класс

Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности. ...

22 08 2019 23:13:27

Урок новой истории в 7-м классе по теме "Английские колонии в Северной Америке в XVII веке"

Этот урок проводится с использованием опорных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....

21 08 2019 10:48:36

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

20 08 2019 17:22:10

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...

19 08 2019 12:21:33

Формирование метапредметных универсальных действий учащихся в рамках интегрированного обучения

В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....

18 08 2019 3:56:13

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

Урок проводится после изучения темы " Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой командой, выставляются оценки....

17 08 2019 4:24:52

Урок истории и информатики по теме "Технология обработки числовых данных казаками". 9-й класс

Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал И К Т-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....

16 08 2019 0:22:15

Мировое хозяйство и международная торговля. 8-й класс

Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема " Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....

15 08 2019 20:16:25

Урок кубановедения "Любимый уголок земли"

Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....

14 08 2019 14:17:41

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

13 08 2019 13:35:14

Урок "Февральская революция"

С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....

12 08 2019 19:33:17

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его « Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на занятиях....

11 08 2019 4:56:56

Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака в 74–71 гг. до н.э."

На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...

10 08 2019 16:42:19

Урок истории "Отечественная война 1812 года"

Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....

09 08 2019 16:18:31

Применение интерактивных форм и методов организации занятий на дисциплинах гуманитарного цикла

Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....

08 08 2019 4:25:27

12 апреля 1944 года

В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П. Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....

07 08 2019 6:34:41

Урок-аукцион по теме "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"

На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....

06 08 2019 2:36:53

Проблемно-модульное обучение на уроках истории как средство развития творческих возможностей учащихся

Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....

05 08 2019 4:28:59

Урок истории по теме "Общественно-политическая жизнь страны в 30–50-е годы XX века"

Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И. В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей " Вятлаг". Это четвертый урок по теме " С С С Р в 30–50-е годы" в 9-м классе....

04 08 2019 12:59:17

Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

Урок-дискуссия " Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. " Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....

03 08 2019 3:38:42

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

02 08 2019 5:29:16

Урок по истории "Формирование многопартийности в России в начале ХХ века" для учащихся 11-х классов

На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала Х Х века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала Х Х века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....

01 08 2019 8:37:12

Контрольно-оценочная деятельность учителя истории в условиях подготовки к ЕГЭ

В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....

31 07 2019 7:22:45

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско- Прусского государства. Дается характеристика отношений России и Бранденбургско- Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

30 07 2019 11:58:54

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

29 07 2019 21:17:19

Итоговый урок-конференция по обществознанию "Взгляд в будущее"

Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе « Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....

28 07 2019 6:29:43

Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"

Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...

27 07 2019 21:34:19

Урок-викторина «Мифы Древней Греции»

Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....

26 07 2019 18:44:38

Проект "Вехи истории". Игра "Аграрная реформа: за и против"

Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....

25 07 2019 18:20:37

Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг

Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием « Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....

24 07 2019 21:26:15

Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен

В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А. И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....

23 07 2019 13:36:35

Урок "Экскурсия по выставке передвижников"

В условиях перехода к Е Г Э актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории. ...

22 07 2019 16:55:13

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и брак"

Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии брака и брачном контракте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

21 07 2019 18:20:26

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и девушек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

20 07 2019 11:44:24

Этапная игра "Средневековое общество"

Урок-обобщение по разделу « Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....

19 07 2019 8:39:31

Урок истории в 6-м классе "Путешествие в Средневековье"

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....

18 07 2019 13:52:50

Викторина "Путешествие по Японии"

Итоговое занятие после изучения темы « Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....

17 07 2019 5:46:25

Конспект открытого урока истории в 9-м классе по теме "Огненные версты Гражданской войны…"

Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших. ...

16 07 2019 9:34:10

Интегрированный урок технологии, истории и краеведения по теме: "Башня Братского острога - памятник древнего деревянного зодчества"

Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога. ...

15 07 2019 23:22:20

Урок обществознания в 6-м классе "Как победить зло на Земле?"

Тема « Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: « Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...

14 07 2019 12:18:36

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему: "Раннее Средневековье: Запад и Восток"

Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...

13 07 2019 15:47:13

Вероучение в мировых религиях

Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме « Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

12 07 2019 3:32:58

Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс

Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....

11 07 2019 5:20:19

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

10 07 2019 13:44:53

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.