План-конспект классного часа в 4-м классе
Тема: Овеянные славою флаг наш и герб.
Цели
- Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов;
- Популяризация государственных символов Российской Федерации;
- Изучение учащимися истории государственной символики России; Самарской области;
- Расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики..
Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу, иллюстрации с изображением герба и флага России.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Звучит Гимн России.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Что за музыка сейчас звучала? (Гимн России)
– Совершенно верно. И сегодня мы с вами собрались на необычный классный час. Посмотрите внимательно на доску. О чем мы с вами сегодня будем говорить?
(Демонстрация слайда №3 « Моя Родина – Россия!»)
Ученик: (заранее подготовленный)
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали – РОССИЕЙ.
Россия… Россия… Раздолье. Равнины.
Березы босые, седые осины.
Всё дорого с детства.
Все памятно с детства.
И все же не можем никак наглядеться.
Учитель: Ребята, посмотрите
внимательно на карту России. Наша страна очень
большая. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке,
на берегу Тихого океана уже начинается новый
день, восходит солнце. Россия –
необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн.
кв.км. Расстояние с севера на юг – около 4 тыс. км.
А если мы полетим на самолете с запада на восток,
то будем в пути около 12 часов, пролетев над
просторами России 10 тыс. км.
Откуда появилось такое название –
«Россия»? В стародавние времена её называли
Русью. Русь – страна рек и озер. Русь – светлое
место. Это страна света, солнца, добрых людей.
Русских ещё называли россами, а страну, в которой
они жили – Россией.
Ученик:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим, быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – «Русь».
Учитель: Как и любое государство в мире Россия имеет свои государственные символы. Давайте с вами вспомним, какие же символы есть у нашей страны?
(Работа со слайдом № 4)
Гимн России мы с вами прослушали в самом начале.
А кто, ребята, скажет что такое гимн? Когда мы
можем его услышать?
Гимн в переводе с греческого – торжественная
песнь.
Гимны чрезвычайно разнообразны –
государственные, военные, религиозные, в честь
исторического события или героя. В музыкальной
энциклопедии гимн тpaктуется как особое
музыкальное произведение, отличающейся
образностью литературного текста, широкой, легко
запоминающейся мелодией, размеренным маршевым
ритмом, величавостью музыки. Каждый новый день в
нашей стране начинается с мелодии гимна России,
который звучит по радио в 6 часов утра по местному
времени. Мелодия гимна – величественная,
торжественная. Люди издавна любили гордые и
смелые песни. С древних времен существовали
торжественные песнопения.
В них славилась красота родной земли, ее
богатства, подвиги героев. Из поколения в
поколение
передавались представления людей о Родине и
счастье, о добре и зле. Государственный гимн
звучит
в особо торжественных случаях: во время встреч
руководителей государств, торжественных
собраний. Во время исполнения гимна все
присутствующие встают.
Этим они выражают свое уважение к стране. Гимн
страны исполняется и во время
спортивных состязаний в честь победителей.
Присмотритесь к их лицам: они серьезны
и взволнованы. Они прославили родину своей
победой, и весь мир с уважением слушает
гимн страны, воспитавшей таких спортсменов.
Ученик:
В древней Греции и Риме
Пели гимны в честь богов
Распевает гимн и ныне
В школе хор учеников.
Только гимн совсем иной –
Гимн страны моей родной!
Учитель: О каком символе нашего государства мы с вами сейчас поговорим?
(Демонстрация слайда № 5)
Герб – это отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение – «эмблема», «символ». Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.
Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На гpyди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Ге opгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дpaкона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дpaкона копытами.
Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Царское «яблоко». Борис Годунов к тем регалиям, которые были у царей до него, добавил еще одну державу, которая тогда именовалась «яблоко». По форме она напоминает этот фрукт. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Учитель: А теперь давайте вспомним историю возникновения гербов. На уроках по предмету «Введение в историю» мы с вами уже знакомились с историей возникновения гербов.
Сообщение учащегося: Предшественниками гербов были эмблемы, которые помещали на своих доспехах рыцари ещё в XI–XIII веках. Первоначально содержание символов рыцари выбирали произвольно, но когда эмблемы стали постоянными и начали передаваться по наследству, то для употрeбления символических изображений установились особые правила, а сами изображения стали называться гербами, что в переводе с немецкого означает «наследство». Так в Западной Европе появились гербы дворянских родов. В России первые дворянские гербы появились в конце XVI–начале XVII веков, но широкое распространение их началось со времен правления Петра Первого.
(Демонстрация слайда № 6)
Сообщение учащегося: Если вернуться в ещё более ранние времена, то до начала 16 века Россия была разрозненным государством, состоящим из нескольких независимых княжеств, поэтому о едином государственном гербе не могло быть и речи. Герб появился при Иване III. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой выл изображен всадник, протыкающий копьем змия, а на оборотной – двуглавый орел. Еще до появления этой печати гербом Московского княжества считалась икона – эмблема Воина Небесного, св. Ге opгия Победоносца. Почитание Ге opгия как святого началось с 5 в. И получило распространение во всем христианском мире. С принятием христианства почитание св. Ге opгия пришло и на Русь.
(Демонстрация слайда № 7)
Учитель: В давние времена бабушки и дедушки рассказывали внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку…
«В некотором царстве, в некотором
государстве случилось великое несчастье – напал
на него лютый змей-дpaкон. Поселился он в темной
пещере на берегу моря. Огнем он жег землю,
разрушал дома. Взмолились жители того
царства-государства. Змей же потребовал, чтобы
каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но
чудовище было очень прожорливым и вскоре не
осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все
съел змей.
Тогда велел змей приводить к нему каждый день
человека на съедение. Бросили жребий, и выпало
идти царской дочери. Привели её на берег морской
и оставили там. Проезжал мимо Егорий Храбрый на
добром коне, не мог он оставить царевну в беде,
сразился со змеем и победил его».
Под образом змея в русских сказках наши предки
подразумевали орды кочевников, своими набегами
терзавших русскую землю.
Откуда же появился в Государственном гербе
России появился орел?
(Демонстрация слайда № 8)
Историки XVIII века полагали, что двуглавый орел
пришел на Русь из Византии в результате женитьбы
Ивана III на Софье Палеолог, однако современные
исследователи подвергают сомнению это
утверждение. Возможно, изображение орла
появилось на русских монетах под влиянием
южнославянских стран, где двуглавый орел
использовался как герб. В Византии же орел служил
отличительным знаком принадлежности к
императорскому двору. Высказывается также
предположение о заимствовании русскими князьями
двуглавого орла из Золотой Орды: в 14 веке
двуглавый орел чеканился на монетах хана
Джанибека. В любом случае орел – одна из наиболее
распространенных древних эмблем победы. В мифах
многих народов эта птица являлась символов
солнечной силы, огня, бесcмepтия.
Почти за пятисотлетнюю жизнь в России
изображение орла на русском гербе неоднократно
менялось. Каждый новый правитель вносил в герб
что-то свое.
(Демонстрация слайда № 9)
Учитель: Мы с вами на уроках истории
знакомились с наукой, которая изучает историю
возникновения и символику гербов. Кто из вас
помнит, как она называется? (Геральдика).
Совершенно верно, геральдика. Официальная
система геральдических знаний в России
появилась при Петре Первом, который в 1722 году
учредил Герольдмейстерскую контору, призванную
создавать городские и личные гербы. В XVII–XVIII
веках очень активно велась работа по созданию
городских и губернских гербов. До конца XVIII века
были утверждены гербы более 500 городов. В 1856 году
появились три варианта государственного герба:
Большой, Средний, Малый, различавшиеся по числу
деталей. Большой Государственный герб
Российской империи вы можете увидеть на
следующем слайде. На большом гербе вокруг щитка с
двуглавым орлом располагались гербы российских
земель. Последний окончательный вариант
Российского государственного герба был
утвержден в 1892 году императором Александром III. В
таком виде герб просуществовал до февраля 1917
года. После февральской революции рисунок орла
упрощается, его изображение встречается лишь на
денежных банкнотах.
(Демонстрация слайда № 10)
Учитель: В 1918 году гербом Советской России становится серп и молот в лучах восходящего солнца на фоне земного шара – как знак перемен. Герб окаймляли колосья, которые были перевязаны ленточками с названиями союзных республик.
(Демонстрация слайда № 11)
В 1993 году первый президент России Б.Н. Ельцин подписал Указ о государственном гербе, в котором двуглавый орел опять утвержден как государственный символ нашей Родины. Говоря о России мы употрeбляем слово «Родина». На уроках мы говорим, что нужно любить и беречь Родину,а как вы понимаете эти слова?
(Выслушиваются ответы учащихся)
Далее ученики читают стихи:
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Следующий не менее важный символ нашего государства – это флаг. Ребята, а как выглядит российский флаг?
(Демонстрация слайда № 16)
Государственный флаг Российской Федерации – это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. Описание государственного флага и порядок его использования определяются Федеральным конституционным законом. Государственный флаг России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, областных и районных органов местного самоуправления. Флаг Российской Федерации вывешивают на жилых домах в дни государственных праздников. Государственный флаг является бортовым отличительным знаком для воздушных и морских судов России.
Государственный флаг – это знак
(символ) свободы, независимости и
самостоятельности государства. У каждой страны
есть собственный государственный флаг, не
похожий на флаги других стран. На
государственном флаге России – нашей родины –
мы видим три цветные полосы, одинаковые по
размеру.
Вверху – белая полоса. Она означает, что у нашего
государства нет злых намерений. Оно честно и
дружелюбно относится ко всем странам.
Синяя полоса – она в середине – говорит о том,
что Россия против войны. Она хочет дружить со
всеми народами Земли.
Красная полоса – нижняя – означает, что каждый
гражданин России готов, если потребуется,
защищать свободу и честь Родины от врагов.
Во всех странах флаги вывешивают на улицах в дни
государственных праздников, торжественных
событий. Во время спортивных соревнований в
честь победителей поднимают флаг той страны,
гражданами которой они являются, и исполняется
гимн этой страны.
Улицы городов накануне праздников становятся
красивыми и нарядными от вывешиваемых флагов. В
России общегосударственными праздниками
являются: 1 Мая – Праздник мира и труда, 9 Мая –
День Победы, 12 июня – День России, 7 ноября – День
примирения и согласия, 8 Марта – Международный
женский день, 23 февраля – День празднования
мужского населения России. Города украшаются не
только большими трехцветными флагами, но и
разноцветными флажками разной формы. Они
напоминают нам о событиях, которые происходили в
этот день, создают праздничное настроение.
Сообщение учащегося: С флагами
связаны выдающиеся события, необыкновенные
приключения, загадочные эпизоды истории. Славная
история русских флагов и знамен напоминает о
подвигах героев, защищавших нашу Родину от
врагов. Первое упоминание о Государственном
флаге России относится к царствованию Алексея
Михайловича, когда был построен первый русский
корабль и для флага, предназначавшегося для
корабля с названием «Орел», били выбраны белый
синий и красный цвета. Долгое время флаги в
России использовались на флоте.
При царствовании Петра I существует сразу три
флага: белый с синим поперечным крестом
(Андреевский) – для военного флота,
бело-сине-красный – для торгового флота,
черно-желто-белый – государственный флаг
Российской империи.
(Демонстрация слайда № 17)
После cмepти Петра бело-сине-красным и черно-желто-белым флагом разразилась настоящая борьба. В 1858 году Александр II официально утверждает черно-желто-белый флаг в качестве государственного. Бело-сине-красные флаги в дни государственных торжеств разрешено было поднимать над частными постройками, а над правительственными учреждениями реял черно-желто-белый флаг. Лишь на море господствует бело-сине-красные цвета, под которыми по-прежнему ходят российские торговые корабли. Так у России оказалось 2 флага.
Учитель: С момента установления советской власти сменился не только герб, но и флаг. Теперь он стал красным и на нем помещался серп и молот, такие же как и на гербе.
(Демонстрация слайда №18 )
Очередная неопределенность с этим государственным символом возникла в 2000 году и была связана со спорами вокруг красного советского флага.
(Демонстрация слайда № 19)
Спустя 74 года бело-сине-красные цвета вернулись
на российский флаг. В XXI век Россия вступила уже с
бело-сине-красным флагом. Решение о принятии
этого флага было принято первым Президентом
России Борисом Николаевичем Ельциным. Знаменем
вооруженных сил России стало красное знамя.
Именно с таким флагом связаны славные страницы
истории нашей Родины. В трудные минуты Великой
Отечественной войны наши солдаты шли в бой за
Отечество под красными знаменами.
В 1941 году фашистская Германия, нарушив мирный
договор, начала войну против советского народа. В
течении долгих четырех лет наши люди мужественно
сражались с врагом. В тяжелой борьбе они
освободили свою родину от захватчиков. В день
капитуляции Берлина, 20 апреля 1945 года, на купол
рейхстага было поднято красное знамя Советской
армии. Это событие известило весь мир о
величайшей победе советской армии –
окончательном разгроме гитлеровской армии. 20
июня 1945 года это знамя с воинскими почестями было
перевезено в Москву для участия в параде Победы
на Красной площади.
(Демонстрация слайда № 20)
Кроме этого свидетельством разгрома фашистской Германии стала груда немецких знамен, брошенных советскими солдатами к подножию Мавзолея.
(Демонстрация слайда № 21 )
В наши дни знамя Победы – это символ памяти, благодарности и уважения к людям, завоевавшим очень дорогой ценой мирную жизнь для всех нас. Мы свято храним память о подвигах солдат и офицеров на фронтах Великой Отечественной Войны, партизан в тылу врага. Мы должны помнить и о трудовых подвигах тех, кто работал на заводах и фабриках, выпускавших военную технику, оружие, танки, самолёты, снаряды. Мы помним и о тех лишениях и страданиях, которые пришлось пережить людям в годы войны.
Сообщение учащегося: В день Победы и в День защитника Отечества можно увидеть Знамя можно увидеть Знамя Победы во время праздничного парада в Москве на Красной площади в момент возложения цветов и венков к могиле Неизвестного солдата. Стоит задуматься, что означала и означает для воина знамя его части, а для гражданина – национальный или государственный флаг. Какой же магической силой должны обладать эти цветные полотнища, если, защищая их, люди не колeблясь отдавали свои жизни.
Учитель: Бережное отношение к флагу свидетельствует об уважении к своему прошлому, у труду и таланту многих поколений соотечественников, у тому, что именуется емким словом Родина.
Далее учащиеся знакомятся с пословицами и поговорками о Родине.
(Демонстрация слайдов № 23–24)
Подведение итогов.
Учитель: Ребята, что значит любить Родину?
(Выслушиваются ответы учащихся)
– Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России. Будете любить её и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможете защитить нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете уважать государственные символы нашей Родины.
Литература:
1. Амусина Л.М. Славься, Отечество! – // газета «Последний звонок», № 4, 2006 г., с.6.
2.Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.
3. Завальный А.Н., Зинченко В.Н., Мокрый В.С. Государственные символы Самарской Области. – Самара, Изд. Дом «Агни», 1999 г.
4. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX–XVI вв.. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.
5. Школьная энциклопедия «Руссика». История России.XVII–XVII вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.
6.Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX век– М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 554 с.
7. Я иду на урок в начальную школу. История. – Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2000 г.
8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И.– Внеклассные мероприятия.3-й класс. 2-е изд.– М.: ВАКО,2005. –298 с. (серия «Мозаика детского отдыха»).
Приложение
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
18 03 2024 18:29:30
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...
17 03 2024 18:32:15
Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....
16 03 2024 14:14:23
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
15 03 2024 20:43:31
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
14 03 2024 22:54:11
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
13 03 2024 4:15:23
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
12 03 2024 17:55:23
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
11 03 2024 1:57:47
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России. ...
10 03 2024 21:20:51
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
09 03 2024 23:25:31
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
08 03 2024 0:16:21
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
07 03 2024 18:56:58
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей. ...
06 03 2024 2:21:36
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
05 03 2024 14:54:15
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
04 03 2024 19:35:16
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
03 03 2024 4:34:29
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...
02 03 2024 0:38:26
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
01 03 2024 22:18:50
В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
29 02 2024 0:50:13
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
28 02 2024 10:22:10
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
27 02 2024 10:37:20
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
26 02 2024 5:12:18
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
25 02 2024 18:16:59
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
24 02 2024 20:35:34
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
23 02 2024 10:37:38
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России. ...
22 02 2024 18:40:25
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...
21 02 2024 0:37:44
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
20 02 2024 1:47:20
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
19 02 2024 13:32:16
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...
18 02 2024 15:34:22
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
17 02 2024 3:54:36
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
16 02 2024 22:14:52
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...
15 02 2024 11:40:51
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
14 02 2024 0:29:44
Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....
13 02 2024 7:49:47
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
12 02 2024 9:40:19
Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами. ...
11 02 2024 0:21:14
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
10 02 2024 11:52:12
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
09 02 2024 21:55:46
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
08 02 2024 11:14:45
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
07 02 2024 1:53:40
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
06 02 2024 8:15:31
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
05 02 2024 8:14:14
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
04 02 2024 8:46:46
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
03 02 2024 20:33:38
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
02 02 2024 6:28:49
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления. ...
01 02 2024 13:15:38
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
31 01 2024 17:30:44
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
30 01 2024 17:14:41
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
29 01 2024 19:53:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::