Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)
Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, несмотря на критическое переосмысление тpaктовки многих исторических событий, фактов, возросла их пpaктическая значимость.
По-прежнему, опыт социально-экономического, политического и духовного развития предшествующих поколений востребован, так как именно он является необходимым условием социализации подрастающего поколения.
Новые подходы к организации образовательного процесса в стране предпринимают масштабные структурные изменения, прежде всего появление профильного обучения на старшей ступени обучения. В действующем Федеральном базисном учебном плане (Московский базисный учебный план 2007/08 года) образовательная область “Социальные науки” объединяет все науки об обществе, что требует формирования новых учебно-методических комплексов и внедрение новых технологий обучения.
Одной из таких технологий является интеграционный подход в обучении. Подход предполагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область, и, с другой стороны, интеграцию как методику обучения. Необходимость в интеграционном подходе обусловлена:
- направлением гуманизации в обучении,
- профилизацией обучения на втором образовательном концентре,
- не простым формированием знаний, умений и навыков, а формированиемn личности на основе новых технологий обучения,
- преодолением до сих пор существующего противоречия между “большой наукой”, которая выpaбатывает компоненты государственного образовательного стандарта, определяет “чему учить?” школьников и “малой наукой” (школа, учитель), которая является образом и подобием первой и, отвечая на вопрос “как учить?”, пытается представить целостным образовательный процесс,
- невозможностью игнорирования принципа целостности в субъектах педагогической деятельности - личности учителя и ученика.
Интегрирование в процессе обучения это взаимопереплетение, согласованность образовательных задач различных предметов, разнообразное расширение межпредметных связей, регулируемое углубление содержания школьных курсов. Интеграционные процессы понимаются не как обобщение и суммирование, но как динамика, как направленность к целостности. Интеграция базируется на следующих принципах: комплексном планировании наиболее важных задач обучения, воспитания и развития личности, активизации учебно-познавательной деятельности, формировании основных компетенций учащихся, в том числе навыков исследовательской деятельности.
Интегрирование можно представить как двусторонний процесс - внешний и внутренний. Внешняя интеграция необходима для устранения дублирования в содержании предметов образовательной области, для согласованности и синхронности задач обучения, для обоснованного углубления содержания на уровне профильного обучения. С учётом основных задач модернизации образования - повышением его доступности, качества и эффективности в первую очередь необходимо значительное обновление содержания образования. [1]
Так, обучение истории, обществознания на втором концентре начинается с вводных тем, которые согласно обязательному минимуму содержания включают в себя:
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Проблемы периодизации всемирной истории.
Основные источники в истории.
Общество и общественные отношения. Исторический процесс и его участники. Проблемы общественного прогресса. Человек как продукт эволюции. Бытие человека. Человек, индивид, индивидуальность, личность.
В определённой мере ключевые понятия этих тем уже известны ученикам из курса основной школы. Задача учителя - поднять эти знания на более высокий теоретический уровень, ввести знания о парадигмах-концепциях и моделях решения проблем исторического процесса, создать позитивную мотивацию на овладение содержанием предметов. Эффективнее для усвоения знаний здесь интегрировать содержание истории и обществознания, показать, что обществознание изучается с опорой на исторические знания, что оба предмета взаимосвязаны. Если в курсе истории изучается прошлое человечества в его конкретно неповторимом облике, то в курсе обществознания изучается мир человеческих отношений, общественных ценностей в целом с учётом осмысления и выработки гражданской социальной позиции для понимания закономерностей настоящего и будущего развития общества. Тематическое поурочное планирование и основные методические рекомендации можно представить в таком варианте.
№ п/п урока | Основное содержание урока | Предмет, вид интеграции | Основание для интегрирования |
1 | Понятие общества, взаимоотношения
общества и природы, общество как динамичная
система, проблемы общественного прогресса. Интегрируется также понятие безопасность человека в обществе из курса ОБЖ |
Обществознание Учебник “Человек и общество” под ред.Л.Н.Боголюбова 4.1-10кл.- §1. История Учебник Н.В. Загладина “Всемирная история с древн.вр. до конца XIX века”, 2006, 10 кл.с.27-31. Обществознание -и стория Обществознание - ОБЖ |
Изучение понятия “общества” как этапа исторического развития человечества или конкретной страны. Понятие общественного прогресса и этапы развития человечества |
2 | Этапы развития исторического знания | История “Всемирная история” 10кл.§ 1. История - обществознание |
Познание (вид деятельности) человеком окружающего мира, себя в этом мире через обращение к истории. Конкретизация понятия общества как динамичной системы |
3-4 | Человек, индивид, личность. Человек как продукт эволюции. Бытие человека |
Обществознание “Человек и общество” Ч.1-10кл.-, § 2 Ч.П-11кл.-§2-3 История “Всемирная история” §2 История - обществознание |
Подходы к изучению человека - бытие человека, начиная с древнейших философских систем Китая, Индии и заканчивая философией истории XX века |
5-6
|
Различные теории - парадигмы исторического развития | История “Всемирная история” §2, с.19-22 Обществознание “Человек и общество” Ч.П-11кл., §1 История - обществознание |
Развитие общества с позиций
цивилизационного, формационного подходов. Концепции: теория локальных цивилизаций, марксистская концепция истории, теории мирового развития У.Ростоу, Д.Белла и др. |
7 | Обобщение и повторение вводных тем | История - обществознание Обществознание - ОБЖ |
Из таблицы видно, что такой способ интегрирования содержания убирает дублирование некоторых тем обществознания, отнесённых программой в 11 класс. Если посчитать количество часов, отводимых на вводные уроки по истории и обществознанию в 10 классе, то получается: [2]
Предмет | Количество часов при раздельном предметном обучении | Количество часов при использовании интегрированного подхода история |
история | 4 | 3 |
обществознание | 6 | 3 |
ОБЖ | 2 | Интегрируется с обществознанием |
Урок повторения и обобщения | - | 1 |
итого | 12 | 7 |
Данный вариант реализуется в тех профильных классах, где предметы История, Обществознание, ОБЖ изучаются на базовом уровне. Также данный подход удобен тогда, когда предметы история и обществознание ведёт один учитель.
В классах, где история и обществознание или обществознание являются профильными предметами необходимо углубление в содержании изучения ключевых понятий и большее количество урокочасов.
Профильное обучение вводится в режиме личностно-ориентированного образования. Оно призвано развивать такие компетенции учителя и учащихся как системное мышление, способности к критическому оцениванию и самооцениванию, рефлексии, мотивированию, а также информационную и коммуникативную культуру. В учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, организационно-деятельностных игр, заданий, в которых обучение проходит путём свободного общения, вовлечение в деятельность. Организация процесса обучения, опирающаяся на оптимальный выбор общедидактических форм, методов, приёмов и средств обучения, становится внутренней стороной процесса интегрирования.
Интегрированный подход позволяет проводить бинарные уроки, разворачивать широкую творческую и поисковую деятельность учащихся и учителей-предметников. При этом сохраняется возможность углубленного “однопредметного” изучения определённой части содержания блока. Это - оптимальное соединение содержательной дифференциации и интеграции, которые связаны диалектическим законом маятника, где дидактически определяется преобладание то первого, то второго составляющего.
Полезно посвящать целые учебные дни изучению смежных предметов (похожих тем). О таком принципе сообразности писал ещё Я.А.Коменский: “Пусть в школах будет установлен порядок, при котором ученики в одно и тоже время занимались бы только одним предметом”. [3] Критиковал классно-урочную систему П.П.Блонский за много предметность учебного дня, ведущую к тому, что “уроки растерзывают внимание учащихся”. [4]
Обновление содержания и технологии обучения в условиях профильного обучения также предполагает широкую предметную интеграцию непрофильных предметов и углублённое изучение, даже с индивидуальной траекторией обучения профильных предметов.
Способствует процессу интегрирования представление содержательного программного материала в виде тематических блоков. Блок - это совокупность, объединение частей отдельных школьных курсов или тем в единую конструкцию, где содержание подобрано в определённом порядке и отвечает дидактическим принципам и закономерностям обучения, обеспечивающим целостность педагогического процесса.
Ведущими принципами для построения блоковой конструкции являются принципы научности и доступности; преемственности, систематичности и последовательности; проблемности и мотивации обучения. Блок- это проявление внешней интеграции.
Принципы научности и доступности обучения требуют, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, раскрывало современные достижения науки. В процессе обучения ведущими становятся исследовательские и пpaктические работы, постановка проблемных заданий, умение выдвижения и доказательства гипотез, дебаты и дискуссии. Принципы преемственности и систематичности предполагают рациональный выбор вариантов последовательного изучения содержания на основе логики и проблемно-хронологического подхода построения учебных курсов. Так, в 10 классе могут быть следующие тематические блоки:
- Вводный блок. (интеграция обществознания, ОБЖ, всеобщей истории, истории Отечества).
- Предцивилизационная стадия истории человечества и цивилизации Древнего мира (обществознания и всеобщей истории).
- Средневековые цивилизации: европейская, византийская, восточнославянская, арабская, восточноазиатские V - XIV века. (всеобщей истории и истории Отечества).
- Культурное и философское наследие средневековья. (всеобщей истории, истории Отечества, литературы, МХК, обществознания)
- Кризис и модернизация традиционного общества. Направления социально-экономического развития стран в ХV-ХVП веках. (всеобщей истории, география, истории Отечества, обществознания)
- Политическое развитие мира: эволюция европейской государственности, первые буржуазные революции, укрепление самодержавности в России, традиционализм в Азии конец XVII-XVIII века. (всеобщая история, обществознание, история Отечества).
- Время потрясений и перемен. Становление индустриальной эпохи конец ХVIII-ХIХ век. (обществознание, ОБЖ, всеобщая история, история Отечества).
- Культурное и философское наследие нового времени. (всеобщей истории, истории Отечества, литературы, МХК, обществознания).
Курсивом выделены учебные дисциплины, которые в составе блока реализуют межпредметные связи, рассматриваемые как часть технологии интегрирования.
Содержательная интеграция опирается на широкие межпредметные связи, где происходит слияние знаний, способов деятельности, технологий, что представляет больше возможностей для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Но за рамками межпредметности формируются общенаучные понятия, выступающие средством систематизации и упорядочения знаний. К этим общенаучным понятиям относятся: понятия и законы формальной логики, методологические, философские, историко-научные знания, показывающие эволюцию идей, теорий, представлений. Так, по мнению Выготского Л.С., мыслительная деятельность “движется в пирамиде научных понятий”, которые формируются во взаимосвязях и взаимопереходах, что позволяет достичь диалектического мышления.
Таким образом, механизм интеграции (способность к синтезу информации) заключен в самой природе человеческого мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии. Если межпредметность - это целостное представление о какой-либо области научного знания, то интегративность - это целостное представление об окружающем мире. Если в межпредметных связях подход к знаниям статический, то интегративность отличается динамичностью.
Создание тематических блоков позволяет реализовать в более полной мере и принцип прочности результатов учебного процесса. Знания должны носить действенный, а не пассивно-созерцательный хаpaктер, проявляющийся в активной творческой деятельности, в учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенциях учащихся.
Обществознание в тематическом блоке как учебная дисциплина представляет собой целостную систему знаний об обществе и человеке. Её содержательным стержнем является социология, собственно наука об обществе, вокруг которой науки о различных сферах жизни общества - экономика, политология, культурология, а также социальная психология и социальная философия. Одна из целей обществоведческой подготовки в старших классах указывает на овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нём. [5] В профильных классах освоение учащимися основ общественных наук должно отвечать уровню, необходимому для будущего профессионального образования и самообразования. [6]
В реализации этой цели базовую роль играют исторические знания, что является основанием для более тесной содержательной интеграции этих предметов. При этом оба учебных предмета имеют и самостоятельную ценность, та как история изучает прошлое человечества в его конкретном, неповторимом облике, а обществознание систематизирует знания об обществе и человеке для его социализации в настоящем и развитии в будущем.
Содержательная сторона обществознания дидактически интегрирована, знания об обществе представлены в обобщённом виде.
Московский региональный базисный учебный план, разработанный на основе
Федерального базисного учебного плана (БУПа), утвержденного приказом Министерства
Образования России от 9 марта 2004 года № 1312 и Федерального компонента государственного стандарта общего образования определил специфику регионального компонента образования. Среди региональной специфики БУПа отмечается направленность на: вариативность системы московского образования путем фиксации минимального объема изучения укрупненных образовательных областей, а не отдельных предметов; и на пpaктику интегративного изучения отдельных дисциплин. [7]
Таким образом, интеграционный подход предполагает модернизацию предметных программ на основе внешней интеграции, что ведёт к постоянной связи образовательных предметов вместо эпизодических межпредметных связей, к планированию предметного курса на основе тематических блоков и определённому выбору приёмов, методов, средств обучения при сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения (внутренняя интеграция). Это даёт синхронность обучения, убирает излишнюю часовую нагрузку учащихся, преодолевает дробление знаний, позволяя достичь большей концентрации внимания учащихся и погружения в изучаемый материал.
- Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. История. М.:Дрофа, 2004, с.З.
- Загладин Н. В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. М.: “Русское слово”, 2005, с.6, 49-51. Боголюбов Л.Н. и др. Обществоведение. Методические рекомендации 10-11 класс. М. “Просвещение” 2001, с.9-11.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1982, т.1. Великая дидактика, с.333.
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения в 2-хт., М., 1979, т.1, с.211.
- Обществоведение 10-11. Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана. Под ред. Л.Н.Боголюбова. М., “Просвещение”, 2001, с.3
- Там же, с.4
- Приказа № 252 Департамента Образования города Москвы от 18.04.2007 г.
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
28 03 2024 9:28:27
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
27 03 2024 7:34:42
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
26 03 2024 10:48:18
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
25 03 2024 23:32:25
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
24 03 2024 0:11:39
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
23 03 2024 5:29:53
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
22 03 2024 15:51:39
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. ...
21 03 2024 20:47:49
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
20 03 2024 19:53:14
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
19 03 2024 9:55:20
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
18 03 2024 14:16:58
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
17 03 2024 12:50:52
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
16 03 2024 5:23:29
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...
15 03 2024 15:31:17
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
14 03 2024 11:24:15
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
13 03 2024 15:41:54
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
12 03 2024 19:30:31
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников. ...
11 03 2024 13:34:49
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
10 03 2024 10:45:37
Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. ...
09 03 2024 13:46:31
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
08 03 2024 15:37:36
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
07 03 2024 0:17:28
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...
06 03 2024 23:36:39
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...
05 03 2024 21:28:32
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
04 03 2024 15:24:51
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
03 03 2024 7:39:44
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
02 03 2024 4:24:31
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
01 03 2024 8:33:17
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
29 02 2024 2:48:50
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...
28 02 2024 6:36:54
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
27 02 2024 16:26:53
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
26 02 2024 9:53:49
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...
25 02 2024 19:46:13
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...
24 02 2024 23:57:15
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
23 02 2024 7:15:11
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
22 02 2024 6:26:45
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
21 02 2024 21:48:19
Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации. ...
20 02 2024 16:27:36
Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
19 02 2024 13:32:30
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
18 02 2024 18:12:53
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
17 02 2024 16:38:30
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...
16 02 2024 11:15:32
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
15 02 2024 22:28:13
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран. ...
14 02 2024 20:42:24
Автор излагает в статье особенности работы с одаренными детьми на уроках истории с помощью активных форм и методов обучения (разнообразные формы уроков: интегрированные, проблемные, уроки-хаpaктеристики и др.; исследовательский метод, метод проектов, информационные технологии). Все вышеперечисленные формы и методы позволяют повысить качество знаний, увеличить количество призовых мест в конкурсах и олимпиадах....
13 02 2024 10:53:29
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
12 02 2024 20:33:52
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
11 02 2024 3:29:49
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
10 02 2024 20:16:49
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
09 02 2024 3:31:13
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
08 02 2024 7:11:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::