Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"
Цели:
- Познакомить детей с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II.
- Развивать память, речь детей; расширять активный словарный запас; закреплять умения уточнять значение терминов и понятий.
- Воспитывать любовь к Родине, вызывать интерес к важнейшим событиям прошлого.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Форма урока: Диалогическое изложение.
Оборудование: Родословное древо Романовых, портрет Александра II, фотография семьи Николая II. В качестве эпиграфа- слова К. Рылеева.
I. Ориентационно-мотивационный.
- Сегодня мы с вами познакомимся с Александром II и Николаем II. Они завершают династию правления Романовых, и на Николае II заканчивается история российских императоров.
- Зачем нам необходимы эти знания?
II. Операционно-исследовательский.
1. Работа над пройденным материалом.
а) "Блиц-опрос".
- О каком императоре идет речь?
"Он не был похож на того монарха на троне или в золоченой карете и дворце каким виделся царь многим поколениям людей". (Петр I)
"Время правления этой царицы называли "Золотым веком дворянства". (Екатерина II)
"От бабушки император перенял тягу к роскоши, от деда- увлечение военными делами, от отца - скрытность. Император любил пофилософствовать, порассуждать, помечтать. (Александр I)
- Что заметили? (Все цари из династии Романовых). Расположите императоров в хронологическом порядке.
б ) Работа с лентой времени.
- Посмотрите на ленту времени. Даты каких событий на ней обозначены? (1721г. - Петр I принял титул императора, а Россия стала называться Российской империей.
- Чем прославился император Петр I?
Петр I был великим императором, он много сделал для Российской империи.
Великая Екатерина II продолжила дело Петра (придавала большое значение архитектуре (построила эрмитаж), открыла различные учебные заведения. )
- Обратимся к цитате, которую я привела в начале урока "Золотой век дворянства". Что это значит? (Усиление крепостного права. )
- В чем это выражалось?
(1812г. - Бородинское сражение, война с Наполеоном. )
- Расскажите о Бородинском сражении.
2. Работа над новым материалом. (слово учителя)
Русские войска изгнали французскую армию из России. Доблестные защитники надеялись, что положение в стране изменится, но этого не произошло. После войны помещики увеличили барщину и оброк.
Вчерашние партизаны зароптали: "Мы проливали кровь, избавили Россию от тирана, а нас вновь тиранят господа". Поэт К. Ф. Рылеев Писал:
Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Все в неволе,
В тяжкой доле…
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ?
Лучшие представители дворянства 14 декабря 1825 г. потребовали освобождения крестьян от крепостной неволи. Позже их назвали декабристами.
Вступивший на престол Николай I жестоко расправился с декабристами, многих из них казнили, в том числе и Рылеева, 125 декабристов сослали в Сибирь. Правительство старалось, чтобы в стране скорее забылись эти события. Вольнодумство, свободомыслие наказывались. Все россияне являлись подданными императора. Они должны были служить ему верой и правдой, беспрекословно подчиняться, т. е. быть его верноподданными.
Власть царя была безгранична. От его решения зависела жизнь любого человека в империи.
Путешественник-иностранец, побывавший в России, писал: "Нужно пожить в этой тюрьме, зовущейся Россиею, чтобы вполне почувствовать, какою свободою пользуются другие страны Европы. В России невозможно никакое счастье, потому что человек не может быть счастлив без свободы".
Утвердившееся крепостное право тормозило экономику страны. Но сохранение крепостного права не только мешало развитию страны, но и ставило под угрозу само существование самодержавия и господство дворянства.
30 марта 1856 года Александр II выступил перед московским дворянством с речью: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу".
Для такого заявления были все основания. Большинство российских крестьян перебивались с хлеба на квас. "Только и осталось, - мрачно шутили крестьяне, - что лечь на брюхо, да спиной прикрыться".
19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России.
- Чем же прославился Александр II? (Отменил крепостное право. )
- Как изменилась жизнь крестьян с отменой крепостного права? (работа с учебником)
- Это не единственная реформа, которую провел Александр II.
- Какие еще реформы были проведены Александром II? (работа с учебником)
- К чему привела отмена крепостного права? (работа с учебником)
- Давайте дадим хаpaктеристику царю. (добрый, справедливый, умный, смелый)
- Почему же его убили?
II1 октября 1894 г. на русский престол вступил последний русский император II6-летний Николай II (Сообщение о царе делает ученица).
Из всех российских царей наиболее трагически сложилась судьба последнего самодержавца Николая II. (работа с учебником)
- Что это за дата? 1917 г.
Вывод: Произошло падение самодержавия. В страну пришла другая власть - было избрано новое правительство, российская империя рухнула, страна стала называться по-другому, рухнула и власть императора (монарха). Больше в России не было царей.
3. Словарная работа. (игра “Самый меткий”)
Крепостное право
Декабристы
Реформа
Верноподданные
Манифест
Самодержавие
- В ходе моего рассказа вам встретились новые термины, которые выписаны на доске и на которые я делала акцент по ходу своего рассказа. И сейчас я предлагаю поиграть в игру "Самый меткий".
- Я буду говорить значение слова, а вы называть само слово и если ответ правильный, то вы берете стрелу и нанизываете ее на мишень.
1. Представители дворянства, которые потребовали освобождения крестьян от крепостной неволи 14 декабря 1825г. (Декабристы).
2. Подданные императора, которые служили ему верой и правдой и беспрекословно подчинялись. (Верноподданные).
3. Форма правления, при которой власть принадлежит единоличному, обычно наследственному представителю. (Самодержавие).
4. Право дворян обладать крепостными крестьянами. (Крепостное право).
5. Политическое преобразование, нововведение, проводимое в целях укрепления своего господства. (Реформа).
6. Торжественное письменное обращение верховной власти к населению. ( Манифест).
4. Работа в парах.
- У вас на столах конверты с датами. Вы по очереди вытаскиваете карточки с датами и начинаете взаимопроверку. (звучит музыка) (Даты: 1861г. , 1812г. , 1721г. , 1917г. )
III. Рефлексивно-оценочный.
- Назовите императоров, с которыми мы сегодня познакомились.
- Почему Александра II называли царем-освободителем?
- Кто был последним царем в России?
Вывод: Все, что произошло, показалось вам важным. Это то, что мы запомним с урока истории. Наш урок был мирным, а история России – это, к сожалению и война. Всем бы хотелось, чтобы история будущего, как и наш урок, была бы мирной.
5. Д. з. Рассказ на темы: “Александр II – царь-освободитель”, “Что за человек был последний царь в России”?
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
28 03 2024 17:22:54
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
27 03 2024 21:40:34
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
26 03 2024 19:30:39
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...
25 03 2024 8:23:12
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
24 03 2024 10:46:52
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
23 03 2024 4:28:46
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
22 03 2024 22:48:15
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
21 03 2024 1:41:57
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
20 03 2024 9:43:39
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...
19 03 2024 10:58:54
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
18 03 2024 2:20:16
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
17 03 2024 19:43:16
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
16 03 2024 0:26:41
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
15 03 2024 19:22:27
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
14 03 2024 15:56:24
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
13 03 2024 19:40:31
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
12 03 2024 18:49:39
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
11 03 2024 12:45:13
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
10 03 2024 21:26:52
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
09 03 2024 3:17:32
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...
08 03 2024 12:49:54
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
07 03 2024 13:29:47
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....
06 03 2024 9:38:33
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
05 03 2024 0:22:26
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
04 03 2024 12:34:48
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей? ...
03 03 2024 20:41:10
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
02 03 2024 19:29:54
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
01 03 2024 12:48:13
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
29 02 2024 9:15:48
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
28 02 2024 8:16:42
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
27 02 2024 10:35:24
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
26 02 2024 0:38:41
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...
25 02 2024 12:55:33
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
24 02 2024 9:44:32
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
23 02 2024 12:45:42
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
22 02 2024 20:48:15
Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания....
21 02 2024 20:28:20
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
20 02 2024 8:30:44
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика? ...
19 02 2024 5:25:28
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
18 02 2024 5:48:45
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса. ...
17 02 2024 5:24:45
Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
16 02 2024 4:14:57
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
15 02 2024 2:17:24
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
14 02 2024 16:16:12
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест. ...
13 02 2024 16:51:49
Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова. ...
12 02 2024 2:52:18
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
11 02 2024 12:32:20
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
10 02 2024 1:17:58
На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....
09 02 2024 1:46:31
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
08 02 2024 14:49:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::