Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"
Источник:
|

Пояснительная записка.
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации.
Учитывая основную концептуальную задачу школы, а именно “Формирование социально-адаптированной личности умственно отсталого школьника в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида”, предполагается основную цель курса акцентировать на повышении внимания учащихся к проблемам демократизации страны и общества в целом, раскрытии идеи самоценности человека как субъекта права. Речь идет не только об увеличении суммы знаний о правах и обязанностях, но и об умении использовать и применять полученные знания в жизни.
Разработка настоящей программы обусловлена несколькими важными обстоятельствами:
Во-первых, в информационном письме Министерства образования РФ “О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации” № 391/11 от 19 марта 1996 г. (см. : Вестник образования. 1996. № 4) подчеркивается актуальность, большая значимость и необходимость развития гражданско-правовой вертикали в содержании школьного образования. Новое направление российского обществознания, таким образом, получило официальное признание. Возникла необходимость в повышении уровня программирования и учебно-методического обеспечения курса.
Во-вторых, учебный курс “Обществоведение” для учащихся коррекционных школ VIII вида, изучающийся согласно Базисного плана в 8-9 классах 1 раз в неделю, на наш взгляд, не достаточно полно решает задачи гражданско-правового образования учащихся. В современных условиях для развития и коррекции личности умственно отсталого школьника помимо трудового обучения требуются создание дополнительных возможностей для реализации личностного потенциала учащихся с ограниченным интеллектом.
Основная цель курса состоит в формировании устойчивого позитивного отношения учеников к основному закону Российской Федерации и другим законам страны, в овладении правовыми ценностями, в приобретении способности соблюдать законы страны, права и обязанности граждан.
Главные задачи курса:
1. Повышение правовой культуры и грамотности учащихся для их безболезненной интеграции в современное общество.
2. Развивать и корректировать умение анализировать и оценивать факты, явления и события, иметь собственное суждение о действиях и роли граждан, государства, оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из текста Конституции РФ и, в последующем, из других источников права, использовать их для иллюстрации фактов, для доказательств.
3. Приобщить к правовому опыту, гражданственно-нравственным ценностям современного российского общества, к правовой культуре и правым идеалам, способствовать формированию уважения к законам Отечества, активной гражданской позиции, обогащения собственного внутреннего мира.
Необходимым условием реализации этих задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных форм работы наряду с традиционными.
Принципы преподавания курса:
- принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Материал должен соответствовать гуманистическим идеалам отношения к человеку и личности, воспитывать учащихся в духе общечеловеческих ценностей;
- отбираемый материал должен быть актуальным по отношению к субъективному опыту учащихся, способствовать созданию на уроке благоприятного психологического климата для делового общения;
- материал должен быть интересным и доступным для изучения учащимися, стимулировать их к познавательной деятельности;
- материал должен быть достаточно сложным, чтобы в ходе его изучения происходила коррекция высших психических функций (памяти, мышления, речи и т. п. ), т. е. он должен способствовать развитию и коррекции личности учащегося;
- принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся. Данный принцип предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся.
Курс имеет интегративный хаpaктер. В центре курса — гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов. Это позволяет наполнять занятия эмоционально насыщенным материалом. Поэтому последовательность тем в программе построена логически четко, с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 9 классов коррекционной школы VIII вида.
Данный курс дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании курса рассматриваются некоторые житейские проблемы, касающиеся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.
Формы организации учебной деятельности: пpaктикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, экскурсии.
Программа создана из расчета одного учебного часа в неделю и рассчитана на 34 учебных часов в 9 классе. Изучение учебного материала будет осуществляться за счет часов школьного компонента.
Базовые учебные пособия для учителя:
- Конституция РФ. Государственные символы России.
- Соколов Я. В. , Прутченков А. С. Граждановедение. 8 кл. м. ,2006.
- Мушинский В. О. Азбука гражданина. 8- 9 кл. М. ,2005.
- Мушинский В. О. Основы правоведения. 8-9 кл. М. ,2004.
- Никитин А. Ф. Право и политика. 8 кл. М. , 2006.
- Василенкова О. А. и др. Основы правовых знаний. 7 кл. М. ,2005.
- Володина С. И. и др. Основы правовых знаний. 8 кл. М. ,2004.
- Володина С. И. и др. Основы правовых знаний. 9 кл. М. ,2004.
- Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Основы государства и права. 9 кл. М. , 2006.
Предполагаемые результаты изучения курса:
1. В результате изучения курса “Я - гражданин России” ученик должен знать и понимать:
- государственную символику Российской Федерации;
- признаки суверенитета, устройство государственной власти в РФ, функции и порядок формирования органов законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ, полномочия Президента РФ, сущность и необходимость демократических выборов;
- основные права и обязанности граждан РФ;
- права человека в мировом сообществе.
2. Уметь:
- Работать с нормативными документами, источниками права, литературой, словарем, периодическими изданиями и т. п, производить поиск необходимой информации;
- Сравнивать данные документов, делать выводы и заключения;
- Объяснять свою позицию по тому или иному вопросу, высказывать и по возможности аргументировать свою точку зрения;
- Использовать полученные знания и умения в пpaктической деятельности, прогнозировать события, их последствия, строить общение с окружающим миром на основе понимания самоценности личности, на основе правовых ценностей.
3. Использовать приобретенные знания и умения в пpaктической деятельности повседневной жизни для:
- получения и оценки политической информации;
- участия в политической жизни страны, общественных организациях;
- в случае обращения в суд;
- оценки собственной деятельности в качестве гражданина РФ.
Содержание курса.
1. Страна, в которой я живу. Понятие “страна” и “государство”. Возникновение государства. Единство и национальную независимость России. Гражданство и гражданин. Конституция - основной закон Российской Федерации. Верховенство закона. Идеологическое и политическое многообразие, светское государство. Демократическая государственная власть. Закрепление в Конституции России республиканской формы государственной власти.
2. Символы моей страны. Герб, гимн и флаг Российской Федерации. Отношение к символам страны.
3. Суверенитет и федерация. Что такое суверенитет. Признаки суверенности. Кто обеспечивает суверенитет государства. Суверенитет Российской Федерации. Уровень суверенитета нации, государства. Стремление наций к суверенитету. Закрепление суверенитета в Конституции.
Формы государственного устройства. Федеративное устройство Российской Федерации. Проблемы федеративных государств. Национализм и сепаратизм, их опасность. Причины межнациональных конфликтов в нашей стране, пути их устранения.
4. Власть в моей стране. Разделение властей. Виды власти: законодательная, исполнительная, судебная. Как принимаются законы. Федеральное собрание и Правительство России: функции и порядок формирования. Правовое государство. Понятие правового государства. Признаки правового государства. Преимущества правового государства. Гарантия равноправия граждан. Надзор за соблюдением закона.
5. Президент моей страны. Президент- глава государства, главные задачи Президента России, законодательные функции Президента, референдум — форма выборов Президента, сроки президентства, отстранение Президента от должности, присяга Президента России. Личность Президента.
6. Все на выборы! Участие граждан в управлении страной. Свободные выборы и формирование органов власти. Зависимость избранных от избирателей. Подчиненность власти в демократическом обществе народу. Периодичность выборов. Представительность выборов. Окончательность выборов. Состязательность претендентов на власть. Важность участия граждан в выборах.
7. Мои права и свободы. Права и свободы человека и гражданина, равенство перед законом, право на жизнь, личное достоинство, на свободу и неприкосновенность, на информацию, неприкосновенность жилища, на национальную принадлежность, на свободу передвижения и выбора места жительства, и т. п Политические права и свободы. Право принимать участие в управлении своей страной. Право человека на свободу мысли. Свобода совести и религии. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Политическая партия. Экономические права и свободы. Право на собственность. Культурные права. Право на участие в культурной жизни. Обеспечение государством равных прав граждан на пользование достижениями культуры.
8. Я - ученик. Право на образование. Государственная политика в области образования; основные принципы: гуманистический хаpaктер образования, общедоступность образования, светский хаpaктер образования. Виды и формы получения образования. Виды образовательных учреждений. Закон “Об образовании”.
9. Я и моя семья. Защита детей обществом и государством. Основные права ребенка. Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом. Опека и попечительство. Роль мужчины и женщины в семье. Гражданский и церковный бpaки. Семейный Кодекс РФ.
10. Право на труд – мое право. Право на труд. Проблема безработицы. Работник и работодатель. Проблема трудоустройства. Трудовое законодательство
11. Мой дом – моя крепость. Жилищные права граждан. Виды сделок с жильем. Ипотечное кредитование. Несовершеннолетние как собственники жилья. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. Жилищный Кодекс РФ.
12. Права потребителя. Основные источники информации для потребителя. Информация производителя. Реклама как источник информации. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе? Закон РФ “О защите прав потребителя”. Право на качественный товар или услугу – основное право потребителя. Право на безопасность товаров и услуг. Порядок обмена товара. Право на компенсацию мopaльного вреда. Судебная защита прав потребителя.
13. Молодежь и правонарушения. Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности. Уголовный кодекс РФ.
14. Мои обязанности. Обязанности гражданина. Причины определения обязанностей гражданина. Обязанность гражданина — соблюдать закон. Другие обязанности граждан: уплата налогов и сборов, охрана природы, защита Отечества.
15. Права человека в мировом сообществе. Общепризнанные принципы и нормы современного международного права. ООН на защите прав человека. Права ребенка – международная Конвенция о правах ребенка.
16. Обобщение по курсу. Итоговое тестирование, беседа.
Учебно-тематический план
№ п. п | Тема занятия | Количество часов | Формы и методы обучения | Обеспечение |
1 | Страна, в которой я живу. | 2 | Беседа, работа с раздаточным материалом, работа с преамбулой Конституции РФ, мини-сочинение по опopным терминам. | Тест, игровое задание, |
2 | Символы моей страны. | 1 | Занятие в форме устного журнала: предварительно подготовленные сообщения учащихся, работа с текстом Конституции РФ, работа с иллюстративным материалом, чтение и прослушивание текста Гимна. | Конституция РФ, запись Гимна, изображения Герба и Флага РФ |
3 | Суверенитет и федерация. | 3 | Эвристическая беседа, составление схемы и таблицы. | Текст Конституции РФ, карточки с заданиями. |
4 | Власть в моей стране. | 3 | Моделирование игровых ситуаций, беседа, работа с текстом Конституции РФ, составление схемы. | Конституция РФ, игровые задания, |
5 | Президент моей страны. | 2 | Беседа, работа с текстом Конституции, составление плана рассказа. | Конституция РФ, портрет Президента, текст с ошибками. |
6 | Все на выборы! | 2 | Беседа, ролевая игре, мини-сочинение. | Тест, текст Конституции РФ |
7 | Мои права и свободы. | 3 | Эвристическая беседа, работа с текстом Конституции РФ, пpaктическая работа. | Карточки с правовыми ситуациями |
8 | Я – ученик. | 2 | Эвристическая беседа, работа с ЗОО, Уставом школы и др. документами, мини-сочинение. | Конституция РФ, закон РФ “Об образовании”, Устав школы, |
9 | Я и моя семья. | 2 | Сюжетно-ролевая игра, работа с документами, моделирование и решение проблемных ситуаций. | Конституция РФ, карточки с заданиями, |
10 | Право на труд – мое право. | 2 | Беседа, работа с документами, пpaктические задания, тест, экскурсия. | Конституция РФ, карточки с заданиями, трудовой договор, трудовые книжки. |
11 | Мой дом – моя крепость. | 2 | Работа с документами, беседа, пpaктическая работа | Конституция РФ, карточки с заданиями. |
12 | Права потребителя | 2 | Беседа, экскурсия в магазин или на рынок, деловая игра. | Закон РФ “О защите прав потребителя”, материалы для игры. |
13 | Молодежь и правонарушения | 3 | Беседа, работа с документами. | УК РФ, раздаточный материал, |
14 | Мои обязанности | 2 | Работа с документами, тест. | Конституция РФ, задания на смекалку. |
15 | Права человека в мировом сообществе. | 1 | Изучение документов о правах ребенка и др. , беседа. | Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, раздаточный материал. |
16 | Обобщение по курсу. | 2 | Пpaктическая работа с материалами периодики, тестирование. | Тексты тестов, газетные и журнальные статьи |
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике.
...
04 03 2021 4:37:49
Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....
03 03 2021 12:57:32
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
02 03 2021 16:57:11
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
01 03 2021 10:46:57
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
28 02 2021 18:23:30
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей.
...
27 02 2021 16:24:47
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ.
...
26 02 2021 10:44:47
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
25 02 2021 5:40:59
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
24 02 2021 21:18:55
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
23 02 2021 11:12:53
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
22 02 2021 20:41:16
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями.
...
21 02 2021 10:33:18
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
...
20 02 2021 8:30:51
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны,
событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной
войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой
войны и последующими событиями "холодной войны"....
19 02 2021 2:13:59

В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
18 02 2021 20:20:53
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
17 02 2021 2:55:39
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
16 02 2021 4:56:51
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
15 02 2021 9:26:31
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
14 02 2021 20:18:16
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
13 02 2021 5:22:47
Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....
12 02 2021 21:41:39
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
11 02 2021 9:57:18
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
10 02 2021 7:19:39
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
09 02 2021 12:50:38
Урок проведен по технологии творческих мастерских. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы....
08 02 2021 20:44:56
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
07 02 2021 3:44:27
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
06 02 2021 7:59:26
Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях.
...
05 02 2021 2:31:42
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
04 02 2021 0:14:47
Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу).
...
03 02 2021 6:30:13
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
02 02 2021 14:10:29
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
01 02 2021 2:54:47
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе.
...
31 01 2021 22:20:23

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
30 01 2021 19:44:28
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
29 01 2021 10:47:44
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
28 01 2021 4:47:41
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
27 01 2021 21:20:51
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
26 01 2021 6:59:41
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
25 01 2021 16:54:45
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
...
24 01 2021 9:56:58
На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....
23 01 2021 0:42:36
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества.
...
22 01 2021 9:36:17
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
21 01 2021 10:41:22
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании.
...
20 01 2021 14:28:48
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
19 01 2021 15:28:39
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.
...
18 01 2021 10:28:35
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
17 01 2021 21:19:12
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
16 01 2021 20:10:57

Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
15 01 2021 19:24:32
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации.
...
14 01 2021 6:41:26
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
13 01 2021 0:59:16
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
12 01 2021 4:52:14
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
11 01 2021 13:51:19

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
10 01 2021 8:21:20
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
09 01 2021 19:51:38
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся.
...
08 01 2021 0:10:11
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
07 01 2021 4:40:52
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы.
...
06 01 2021 9:20:28
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
05 01 2021 11:25:39
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
04 01 2021 1:48:21
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
03 01 2021 13:37:11
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
02 01 2021 20:30:11
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
01 01 2021 20:23:52
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
31 12 2020 3:50:22
Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения.
...
30 12 2020 7:38:55
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
29 12 2020 12:25:16
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
28 12 2020 18:22:11
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
27 12 2020 10:25:38
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
26 12 2020 9:50:16
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
25 12 2020 0:31:12
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
24 12 2020 3:35:31
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
23 12 2020 17:20:50
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
22 12 2020 19:27:19
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр.
...
21 12 2020 2:53:43
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы.
...
20 12 2020 18:20:25
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
19 12 2020 21:51:17
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов.
...
18 12 2020 14:18:15
Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре комaнды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей комaндой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....
17 12 2020 11:29:56
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
16 12 2020 7:58:32
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
15 12 2020 23:16:10
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
14 12 2020 12:42:41
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
13 12 2020 19:43:42
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
12 12 2020 5:36:54
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
11 12 2020 14:24:37
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
10 12 2020 5:17:14
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
09 12 2020 22:41:24
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
08 12 2020 17:50:51
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика.
...
07 12 2020 23:59:42
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
06 12 2020 13:34:42
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
05 12 2020 14:17:27
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия.
...
04 12 2020 17:15:26
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
03 12 2020 11:49:58
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
02 12 2020 1:55:18
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
01 12 2020 23:38:23
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
30 11 2020 16:53:37
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
29 11 2020 7:37:59
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
28 11 2020 19:14:54
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России.
...
27 11 2020 4:58:53
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
26 11 2020 13:11:52
Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....
25 11 2020 7:17:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::