Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"
Цель: формирование правовых знаний учащихся в области международного права.
Задачи:
Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков (дидактическая цель).
Вид урока: пpaктикум (метод организации).
Оборудование:
- Оформленная классная доска (эпиграф, план урока, задания)
- Алгоритмы учебных действий на уроке
- Статистические, периодические, документальные материалы
- Чистые листы для выполнения заданий
- Выставка книг, докладов, документов по теме
- Лицевой счет ученика.
Лицевой счет ученика.
Ф.И. _____________________________________________
письменная работа | вопрос | ответ | работа с источником | творческая работа | итог |
План урока:
- Международные документы о правах человека.
- Нарушения прав ребенка во время вооруженных конфликтов.
- Реализация и защита прав ребенка.
Эпиграф к уроку: “Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взимает кровь, со вторых – слезы, а с третьих – и слезы, и кровь”.
У. Теккерей.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вводная беседа. Актуализация. Тема урока “Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах”. На уроке вам предстоит на основе знаний полученных на предыдущем уроке, выработать собственное видение проблемы детей в вооруженных конфликтах и попытаться найти ее решение. Продолжить обучаться умениям использовать различные источники знаний, оценивать свою работу и работу своих товарищей, анализировать, делать выводы. Ваша работа будет вноситься экспертами (моими помощниками) в ваш лицевой счет ученика за каждый вид деятельности. Работать мы будем по этому плану. Какую опасность для людей несут вооруженные конфликты? Я думаю, что ответ на этот вопрос будет очевиден после некоторых данных, с которыми вас познакомят ребята. Самый важный вопрос, стоящий перед нами: возможно ли уменьшить бедствия, причиняемые войной? Что же входит в понятие международного гуманитарного права? Значит, основу права составляют международные документы. Перед вами самые основные из них. Ваша задача определить дату их создания. Работаем в парах по вариантам. После выполнения задания, работу отдаете соседу по парте, проверяете его работу и ставите оценку по известным вам требованиям. Не забудьте подписать свою работу и отметьте свою фамилию те, кто будет проверять задание. После этого карточку положите на край парты. |
Представление статистических данных. Первая мировая война повлекла за собой 10 млн. cмepтей в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо (не считая 21 млн. погибших от эпидемий). Вторая мировая война: убито 60 млн. человек, приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц. Между 1945 и 1966 г. произошло не менее 70 вооруженных конфликтов. В настоящее время, если верить экспертам, соотношение убитых будет 10 гражданских на 1 воина сто на одного в ядерной войне. Возможно, для этого и призвано международное гуманитарное право. Это совокупность международных норм составляющих так называемые правила ведения войны, или законы и обычаи войны, регулирующие отношения между воюющими государствами, а также между ними с одной стороны, и нейтральными с другой. Работа в статической паре (возможность установить обратную связь, определить эффективность работы). |
Задания на доске: видны только события, даты закрыты листами бумаги.
(прием распределения дат по схеме, составление хронологического ряда).
I вариант.
1907 г. | 1924 г. | 1945 г. | 1977 г. | 1984 г. |
Гаагские конвенции | Женевская декларация прав ребенка | Организация Объединенных Наций | Дополнительные протоколы | Конвенция против пыток |
II вариант.
1860 г. | 1948 г. | 1949 г. | 1989 г. | 1973 г. | |
Международный комитет Красного Креста | Всеобщая Декларация прав человека | Женевские конвенции | Конвенция ООН по правам ребенка | Конвенция о пресечении апартеида. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
А теперь проверьте, правильно ли
вы выполнили задание (убрать листы с доски). Войны начинаются без участия интересов народа, детей в том числе. Но жертвами становятся именно они. Дети остаются без родителей, лишаются условий для нормального развития, гибнут в бомбежках, концлагерях и становятся сами участниками вооруженных конфликтов. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Пользуясь алгоритмом работы с документами, попытайтесь подтвердить мнение автора фактами из реальной жизни. Какие права детей были нарушены? Посмотрите, сколько международных документов, произведений художественной культуры, различных статей посвящено защите детей. Почему же, если все так хорошо понимают необходимость гуманитарной помощи детям в вооруженных конфликтах, дети снова и снова становятся их участниками и жертвами? А что нам об этом говорит статистика? Еще каких-то 10-15 лет назад все это казалось нам в России бесконечно далеким, а потому недостойным нашего пристального внимания. Но сейчас, когда уже в Дагестане и Чечне десятилетние мальчишки гордо расхаживают с автоматами, а многие ребята становятся беженцами, инвалидами и жертвами межнациональных войн и террористических актов, я полагаю, что каждому стоит задуматься над этим, тем более вам – будущему нашего государства. Деловая игра. 1. Составьте комплекс мер по оказанию помощи детям в вооруженных конфликтах (можно использовать текст документов). 2. Как можно это осуществить? Таким видится вами решение проблемы. Какой же вывод можем мы сделать? Домашнее задание будет таким: составить манифест, который должен привлечь внимание общества к проблемам гуманизма. А сегодняшний урок мне хотелось бы завершить такими строками:
|
Чтение эпиграфа. “Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взимает кровь, со вторых – слезы, а с третьих – и слезы, и кровь”. У. Теккерей. (оценочный уровень документа; модель группового решения проблемы). Документы: “Колокола памяти – вспоминают дети войны”; подпрограмма “Дети-войны” (дети-беженцы); “Наше будущее – дети войны”; “Дети-солдаты. Новое поколение” Обсуждение. (“мозговой штурм” - создает условие для умственного напряжения при решении важной проблемы у всех или, по крайней мере, у большинства учащихся). Виноваты взрослые, нет ограждения детей от насилия и агрессии, нет защиты детской психики и нравственности. Факты. В мире убито в войнах около 2 млн. детей, а 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами, а почти 30 млн. превратились в беженцев. Деловая игра “Референдум”. (работа в группах). Результаты работы выписываются на доску. Каждая группа берет по одной из указанных мер и находит методы ее осуществления. Результаты вносятся в меры, указанные на доске. В цивилизованном обществе законы должны действовать так, чтобы права человека никем и никогда не нарушались. Гуманизм общества определяется положением в нем слабых. |
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
27 03 2024 5:42:25
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
26 03 2024 7:15:16
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему. ...
25 03 2024 6:44:58
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования. ...
24 03 2024 15:49:37
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
23 03 2024 6:26:57
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы. ...
22 03 2024 0:37:12
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории. ...
21 03 2024 7:45:48
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции....
20 03 2024 13:39:44
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
19 03 2024 8:25:10
Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
18 03 2024 15:35:18
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
17 03 2024 17:19:10
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
16 03 2024 2:53:44
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
15 03 2024 4:51:52
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....
14 03 2024 10:40:46
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
13 03 2024 1:40:55
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2. ...
12 03 2024 11:12:10
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
11 03 2024 10:13:47
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
10 03 2024 4:17:45
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи. ...
09 03 2024 12:26:35
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
08 03 2024 11:28:38
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
07 03 2024 8:10:12
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
06 03 2024 0:51:52
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
05 03 2024 22:51:52
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
04 03 2024 16:49:25
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
03 03 2024 17:26:32
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
02 03 2024 21:35:18
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
01 03 2024 22:36:57
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
29 02 2024 21:14:59
В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. ...
28 02 2024 5:47:55
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
27 02 2024 2:31:24
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....
26 02 2024 18:28:41
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
25 02 2024 13:30:17
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
24 02 2024 13:42:18
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...
23 02 2024 15:26:41
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...
22 02 2024 21:31:24
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
21 02 2024 14:28:10
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
20 02 2024 5:25:27
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
19 02 2024 2:21:45
Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...
18 02 2024 11:28:36
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
17 02 2024 18:55:17
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
16 02 2024 6:25:25
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
15 02 2024 1:21:15
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
14 02 2024 3:41:29
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
13 02 2024 8:12:27
Предлагается игра по истории Древнего мира....
12 02 2024 14:23:16
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
11 02 2024 1:11:53
Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
10 02 2024 17:54:21
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса. В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения. ...
09 02 2024 20:11:41
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории. ...
08 02 2024 3:31:21
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...
07 02 2024 15:58:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::