Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Слово и образ Отечество”.
Форма урока: урок проводится в форме интеллектуально-творческой игры, класс поделен на три комaнды. В жюри – учащиеся того же класса. Работа комaнд в каждом туре оценивается по 7-балльной системе.
Материалы: карточки красного, синего, белого и золотого цвета, кроссворды, иллюстрации (казаки, Спасо-Преображенский монастырь, Камчатка, Смоленская крепость).
Ход урока
Присоединение. Учитель читает стихотворение.
Россия – мать, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Та отражала в глади вод
И первый кремль, и город новый,Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
Славен город наших дедов.
В жизни многое изведав,
Он стоит из года в год –
Наша гордость и оплот.
И любыми временами
За кремлевскими стенами
Русь спасая от невзгод,
Жил великий наш народ.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим интеллектуальную игру, на которой попытаемся раскрыть смысл ОБРАЗА и СЛОВА России. Человек с рождения, с первого своего дыхания приобретает не только родной очаг, но и родную землю – Отечество, то есть землю своих отцов. Отечество не выбирают и не ищут, оно дается судьбой. Его, как и родителей, любят не за то, что оно самое лучшее, а за то, что это единственное родное для тебя место на Земле. Итак, начинаем наше путешествие по просторам нашей родины.
Разминка. По теме “Цвета Отечества”. Учитель называет объекты и понятия, ученики должны поднять карточку соответствующего цвета (красный, белый, золотой, синий): товар, Москва, святой, угол, молодец, солнце, открытый, площадь, нива, осень, купола, дeвица, чистота, невеста, небесный.
1 тур. Викторина.
1. Слово и образ Отечества. Объясните, как вы понимаете эти два понятия, приведите примеры.
2. Докажите правильность этих высказываний (каждой комaнде по одному высказыванию):
- Отечество - связь времен
- Отечество – единство разнообразия
- Отечество – особый мир между Западом и Востоком
3. Назовите имена святых, прославивших наше Отечество.
4. Прочитайте текст. О какой иконе идет речь в этом тексте?
В Москве находится величайшая святыня – эта икона. Удивительна ее история: святая икона соединила собою важнейшие христианские столицы мира, пройдя путь от Иерусалима и Константинополя до Москвы. Русские люди полюбили этот образ с выразительным и грустным взглядом Богоматери и ласково прильнувшим к Ней Богомладенцем. Она окружена благоговением верующих еще и потому, что с ней связывается неоднократное избавление Москвы от вражеского нападения и разорения.
5. Назовите три образа Великого Новгорода. (Садко, Вечевой колокол, святая София)
6. Назовите города, которые считаются “ядром русской земли”. (Коломна, Серпухов, Ярославль, Ростов Великий, Владимир, Углич, Кострома, Волоколамск, Дмитров и другие.)
7. Соотнесите рубежи Отечества и следующие понятия
2 тур. Решение кроссворда.
По вертикали:
1. – Чем достигается единение народов Отечества: общим словом, образом жизни и …(вставьте слово).
3. Какой город России называют Третьим Римом.
4. Их звон сопровождал важные события русского народа: собирал людей в храм, поднимал тревогу при пожаре, возвещал о свадьбе и т.д.
5. К северу и к востоку от Вологды лежит край, который стал хранителем поучительного и ценного опыта народного, крестьянского самоуправления.
6. Былинный купец, образ Великого Новгорода.
7. Изображение святого.
9. Пределы нашего Отечества по-другому.
По горизонтали:
2. Как наши предки называли Отечество?
6. Край - заповедник русской народной культуры.
8. Святой преподобный, основатель Троице-Сергиевой лавры.
9. Народы какой веры населяют большую часть нашего Отечества?
Рисунок 1.
3 тур. Детям предлагается отрывок из Жития Сергия Радонежского.
Вопрос: какими духовными качествами обладали монахи, живущие в обители?
Архимaндрит Феодор вручает Кирилла в духовное научение этому мужу, который проходил великое житие в молитвах, и посте,…,и во всяком воздержании. Кирилл во всем повиновался ему: мало принимал сна и пищи, пост считался за насыщение ,а наготу в зимнее время за теплоту, плоть изнурял, душу же просвещал. Когда случалось старцу Михаилу выйти из кельи, тогда Кирилл святой силой имени Иисусова изгонял образы, и они без вести бывали.
Немалое время пробыл Кирилл у великого того подвижника во всецелом послушании. А затем по повелению архимaндрита Феодора отходит в хлебню и там еще более начинает воздерживаться. Воду носил, дрова колол, и хлебы теплые молитвы от них принимал. На молитве иногда всю ночь без сна пребывал, ел лишь столько, чтоб от голоса не упасть, а питием его была только вода, и то в меру.
Члeны жюри подводят итоги, подсчитывают баллы, выявляют комaнду-победителя.
В конце урока проводится ресурсный круг: Как духовно-нравственные идеалы способствуют славе и процветанию нашего Отечества?
Рефлексия: как изменилось твоё представление об Отечестве после изучения темы?
Следующую викторину можно использовать на обобщающем уроке по всему курсу Истоки 6 класса.
Викторина “Истоки” 6 класс. Вариант 1
1. Кто был основателем монастыря Сергиева Лавра?
2. Как называется день памяти небесного покровителя человека, День Ангела Хранителя?
3. Образ какой Божией Матери охраняет Западные рубежи России?
4. В каком городе воздвигнут памятник Тысячелетию России?
5. Какое главное событие происходит во время праздника Крещения Господня?
6. Какое название получил наш край за большое количество монастырей и христианских обителей?
7. На какой горе были впервые провозглашены людям 10 заповедей божьих?
8. Как называлось место поселения ремесленников или служилых людей?
9. Как называлась одна из самых крупных ярмарок, проходившая вблизи Нижнего Новгорода?
10. Какое дерево является образом весны перед Пасхой?
11. Как называется монастырь, построенный на островах Ладожского озера?
12. Как называется главный храм любого города?
13. Какое понятие-определение хаpaктеризует образ нашего Отечества?
14.Какой Богородичный праздник отмечается 21 сентября?
15. Как называется один из дней последней недели Великого поста, посвященный воспоминанию о страданиях Спасителя, Его cмepти и погребении?
Викторина “Истоки” 6 класс. Вариант 2
1. Кто написал икону “Живоначальная Троица”?
2. Как называется христианский обряд приобщения к церкви, духовное рождение человека?
3. Образ какой Божией Матери охраняет Восточные рубежи России?
4. В каком городе был построен храм Христа Спасителя?
5. Что нельзя делать в Духов день, на второй день после Троицы?
6. Как назывался край, расположенный к северу и востоку от Вологды до берегов Белого моря?
7. Как называется гора, с которой Иисус Христос вознесся на небо после 40 дня?
8. Как называлось отдельно стоящее поселение с церковью и кладбищем?
9. Как обычно в народе называют Покровский собор на Красной площади?
10. Какое дерево является образом лета перед Троицей?
11. Как называется монастырь, построенный на острове в Кубенском озере?
12. Как называется небольшая деревенская церковь без алтаря?
13. Какой звук Отечества является особым языком нашей культуры?
14. Какой господский праздник, отмечается 19 января?
15. Как называется первый день Великого поста, отличающийся особой строгостью и призывающий к покаянию и очищению души?
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности. ...
18 03 2024 22:48:35
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
17 03 2024 12:45:54
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
16 03 2024 4:24:47
Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....
15 03 2024 7:16:41
Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
14 03 2024 12:35:44
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
13 03 2024 5:20:24
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
12 03 2024 4:52:33
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
11 03 2024 21:20:27
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
10 03 2024 15:29:19
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....
09 03 2024 9:44:53
Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих повышению интереса детей к изучаемым предметам, углублению знаний, воспитанию патриотических чувств. Положительным примером такой интеграции является объединение предметов изобразительного искусства и истории через выполнение творческого проекта с элементами исследования, приводимого в данной работе....
08 03 2024 7:25:41
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
07 03 2024 12:22:49
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
06 03 2024 3:40:29
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
05 03 2024 22:52:23
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
04 03 2024 7:22:39
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
03 03 2024 10:17:42
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
02 03 2024 8:20:14
Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне. ...
01 03 2024 22:49:40
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве....
29 02 2024 23:10:48
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...
28 02 2024 15:45:32
Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
27 02 2024 11:14:16
Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
26 02 2024 5:52:32
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам. ...
25 02 2024 13:25:56
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
24 02 2024 15:45:20
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
23 02 2024 4:17:49
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
22 02 2024 13:19:20
Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....
21 02 2024 16:26:36
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
20 02 2024 22:16:38
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
19 02 2024 13:47:29
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
18 02 2024 23:50:50
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
17 02 2024 9:18:45
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
16 02 2024 8:33:49
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...
15 02 2024 10:47:17
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
14 02 2024 1:42:26
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне. ...
13 02 2024 21:24:25
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...
12 02 2024 5:42:31
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
11 02 2024 18:52:55
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
10 02 2024 10:56:54
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
09 02 2024 10:56:48
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
08 02 2024 23:14:56
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
07 02 2024 13:38:58
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
06 02 2024 4:48:20
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
05 02 2024 22:20:15
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...
04 02 2024 23:20:47
Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
03 02 2024 6:10:35
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
02 02 2024 23:27:38
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
01 02 2024 9:30:44
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
31 01 2024 19:26:28
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
30 01 2024 7:31:48
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции. ...
29 01 2024 15:15:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::