История для молодежи    

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  1. Показать особенности социально-экономического, политического развития новгородской земли.
  2. Формировать умение делать выводы, обобщать изучаемые факты. Продолжить развитие умения работать с исторической картой и историческими документами.
  3. Развитие интереса учащихся к предмету.

Оборудование: карта “Феодальная раздробленность Руси”, карта путешествия, тест исторические документы, схема, иллюстрации, фрагмент художественного фильма “Садко”, фрагмент документального фильма “Новгород Великий”, колокольный звон.

Ход урока-путешествия.

I. Организационный момент.

Дети рано утром встали,
Потянулись
И друг дружке улыбнулись.
Стали ровненько теперь.
И проверили серьезно,
Что лежит у нас на парте?
Книга, ручка и тетрадь.

- Добрый день, девицы прекрасные, да соколы ясные.

Звучит музыка.

Ой, вы, гой еси, люди добрые.
Старина новизне низко кланяется.
Собирайтесь вы, люди добрые,
Не в дорожку путину ближнюю,
А в даль далекое, да путешествие.
Необычное, непривычное
Ох, да не за 100 верст, не за 1000 верст,
А за 1000 лет против времени.

- Сегодня для вас я буду, матушка Ведунья и поведу я вас в далекое путешествие по лабиринтам истории.

II. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач уроков.

Тема путешествия: один из политических центров, образовавшихся после феодальной раздробленности, Новгород Великий.

Цель путешествия: определить особенности развития “старовечного и вечно нового города”, его земель; объяснить, почему современники называли Новгород Великим.

Эпиграф:

“Ой ты, Новгород Великий, господин торговых дел!”

- Сказывают, что отроки вы любознательные, что не боитесь не волны озорной, да дороги ухабистой. Верно ли это? И в прям не боитесь? Если вы согласитесь с моим утверждением и оно касается вас говорите “Я”.

- Кто в классе самый сообразительный? “Я”

- Кто в классе самый смышленый? “Я”

- Кто в классе самый находчивый? “Я”

- Кто в классе самый ленивый?

- Вижу, что здесь собрались самые лучшие девицы и соколы ясные. А чтобы мы не заплутали в нашем путешествии, путь нам будет освещать солнце красное, но, а если вы ошибётесь и не откроите заветную дверь, тучка закроет солнце красное, и мы не доберёмся до ларца заветного, и не узнаем, что в нем лежит.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Эпиграф:

“Силу уму придают упражнения, а не покой”.

Р. Декарт.

Нам нужно открыть первую дверь “Киевская Русь “События и люди”, для этого выполним первое задание.

Два добровольца будущие дружинники работают у доски.

Задание для первого дружинника.

Последствия феодальной раздробленности:

  1. Расцвет городов.
  2. Дробление княжества между наследниками.
  3. Развитие хозяйственной жизни.
  4. Ослабление обороноспособности Руси.
  5. Расцвет культуры.

Выделить положительное и отрицательное в последствиях феодальной раздробленности.

Задание для второго дружинника.

Причины феодальной раздробленности:

  1. Развитие земледелия в условиях господства натурального хозяйства.
  2. Создание местного аппарата власти в вотчинах.
  3. На Руси существовал сложный порядок престолонаследия.
  4. Развитие ремесла в условиях натурального хозяйства.
  5. Рост городов – экономических центров отдельных феодальных земель.

Выделить экономические и политические причины феодальной раздробленности.

Все остальные ученики работают с тестом.

Тест.

Соотнеси события и даты.

1) 988

а) правление Ярослава Мудрого

2) 945

б) смерть князя Игоря

3) 1019-1054

в) крещение Руси

Объясни понятия:

Полюдье, погосты.

IV. Объяснение новой темы.

Крупнейшими государственными образованиями на которое распалась Киевская Русь, стали Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля.

Откроем вторую дверь “Юный географ” в нашем путешествии, покажем по карте где расположена Новгородская земля.

Новгородская земля раскинулась от Варяжского (Балтийского) моря на западе до Каменного пояса (Урала) на востоке, Студёного (Белого) моря на севере до озёр в верховьях Волги на юге.

Природные условия суровы: холодный климат, бедные почвы и обилия болот.

Но не смотря на суровый климат эти земли стали основой государственности. Вспомним, как все начиналось. Посмотрим фрагмент документального фильма и ответим на вопрос: “За что любил и ценил новгородцев Ярослав Мудрый?”

Откроем третью дверь “Управление”.

Рассмотрим, как происходило управление Новгородом (Звучит колокольный звон).

Верховной властью обладало вече. По удару вечевого колокола люди собирались на Ярославом дворище. По-разному историки оценивают количество участников вече. Одни считали , что это все взрослое мужское население. Карамзин считал, что это 10 тыс. человек. Ключевский отмечал “На вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином”. Современные историки говорят о том, что площадь не велика 1500 кв. м.. Участники вече не стояли, а сидели на скамьях. Поэтому она вмещала от 400 – 500 человек (богатых жителей). Вечевой колокол стал символом народовластия.

Работа по схеме с понятиями.

Какая форма правления сложилась в Новгороде?

Какой политический режим?

Работа с понятиями: республика, демократия.

Героями новгородских былин были не конные воины,а корабельщики –мореплаватели Садко и Буслаев Василий. Почему ?

Посмотрите фрагмент из сказки “Садко”.

Обсуждение увиденного.

Работа с историческими документами.

Историю не возможно приставить без изучения документов. Откроем следующую дверь “Юные исследователи” .

Документ№1

Вопросы: с какими странами поддерживал торговые связи Новгород? Какими товарами торговали?

Документ №2

Вопросы :из каких материалов делали изделия в Новгороде? Какие выводы сделал бы археолог на основании этих находок?

Документ№3

Вопрос: какой вывод можно сделать на основе этих находок?

Город был крупнейшим экономическим центром

Работа с иллюстрациями. Приложение №1

V.Закрепление

Проверим можно ли вас назвать настоящими новгородцами

Игра “ Путаница”

Три человека одевают костюмы и зачитывают слова, учащиеся должны узнать соответствует ли это историческим фактам.

Монах: - А вот, люди добрые, покупайте отпущение грехов, самим патриархом царьградским подписанное! Спешите спасение обрести, душеньку от грехов очистить.

Купец: - Подходи честной народ! Покупай чашки ложки дерева отменного. Кувшины самые лучшие.

Девушка:- Покажите, любезные, где мне можно купить сочинения Нестора-летописца.

Вопросы для закрепления:

1.Какие отрасли хозяйства развивались в Новгороде более успешно?

2.Какая форма правления была в Новгороде?

3. Назовите должностных лиц Новгорода

Вы успешно прошли по лабиринтам истории открыли все двери. Мы можем посмотреть ,что лежит в нашем ларце – это сердце. Сердце – это символ любви. Я думаю, что у каждого из вас бьется сердце настоящего патриота. Человека, который любит свою родину, свою страну. Помните в сказке “Садко” главный герой искал счастье в дальних странах и понял, вернувшись, домой, что счастье – это любить свою родину, быть полезным для неё. Мне кажется, что вы вырастете настоящими гражданами страны.

VI.

Д / З страницы 89 – 92, написать сочинение от имени иностранного купца, который привез товар на новгородский торг.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

12 07 2020 7:51:26

Повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги

В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....

11 07 2020 11:48:54

Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе

Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....

10 07 2020 14:35:29

Обобщающий урок по теме "Древний Египет"

Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....

09 07 2020 14:46:20

Компетентностный подход и формирование хронологических знаний, умений и навыков учащихся при подготовке к ЕНТ

При сдаче Е Н Т одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....

08 07 2020 9:20:23

Урок "Столетняя война"

Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

07 07 2020 7:55:15

Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве

Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....

06 07 2020 1:42:59

Урок-исследование: "Образование государства Русь"

Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....

05 07 2020 5:42:34

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

Праздник " Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

04 07 2020 19:37:25

Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"

На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...

03 07 2020 2:17:12

Программа факультативного курса "История Черноярского края"

Программа факультативного курса « История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, практическое применение собранных и накопленных материалов....

02 07 2020 9:10:43

Эпоха дворцовых переворотов

Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....

01 07 2020 0:46:30

Урок по истории России

Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры " Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу. Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д. Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе. ...

30 06 2020 1:52:35

Познавательные задания по истории государственной символике России

Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный характер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...

29 06 2020 14:23:14

Интеграция обучения истории и деятельности школьного музея – условие формирования гражданина и патриота

В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...

28 06 2020 16:33:31

Курс краеведения на тему "Моя малая родина"

Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. ...

27 06 2020 8:33:37

Причины Реформации в Германии

Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...

26 06 2020 10:32:10

Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...

25 06 2020 18:27:39

Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"

Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный характер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....

24 06 2020 12:38:55

Игра-викторина по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й и 11-й классы

Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....

23 06 2020 10:57:39

Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"

Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....

22 06 2020 4:27:27

Религия Древнего Египта

Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая « История Древнего мира», М., « Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....

21 06 2020 18:46:24

Освоение Земли Иркутской в XVII веке, в период освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока». 7-й класс

Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....

20 06 2020 1:10:46

"Самодержавие Ивана Грозного", история отечества. 7-й класс

В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти. ...

19 06 2020 19:34:15

Восьмое чудо света

О чудесах света. От античности до современности....

18 06 2020 15:51:32

Русские первооткрыватели и путешественники. 8-й класс

Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интерактивной доски....

17 06 2020 14:31:14

Интегрированный урок "Демократия и ее исторические формы". 10–11-й классы

Интегрированный урок построен в форме интерактивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме « Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме Е Г Э....

16 06 2020 22:56:23

Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"

Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...

15 06 2020 7:33:55

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

14 06 2020 7:30:43

Урок истории по теме "Путешествие в Древнюю Грецию"

Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....

13 06 2020 8:19:40

Вводный урок в 5-м классе

Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....

12 06 2020 8:42:36

Урок-семинар по теме "Деятельность П.А. Столыпина: за и против"

Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....

11 06 2020 23:13:47

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания

Практическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....

10 06 2020 14:47:17

Сценарий КВН "Путешествие в Древнюю Русь"

Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....

09 06 2020 0:30:30

Урок новой истории в 7-м классе по теме "Английские колонии в Северной Америке в XVII веке"

Этот урок проводится с использованием опорных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....

08 06 2020 15:10:13

Культура СССР периода Великой Отечественной войны

Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....

07 06 2020 18:21:47

Рабочая программа по истории Отечества МС(К)ОУ "С(К)ОШ VIII вида"

Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....

06 06 2020 10:38:45

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

05 06 2020 6:13:57

Итоговое факультативное занятие по истории "Морской бой". 7-й класс

Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная командная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры " Морской бой")....

04 06 2020 9:52:28

Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

После изучения раздела " Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя Г О У средней школы № 170 Санкт- Петербурга с учащимися посетили экспозицию " Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт- Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок " Своя игра"....

03 06 2020 3:50:25

Внеклассное мероприятие по истории России

Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры « Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....

02 06 2020 5:49:26

Интегрированный урок-конференция (литература + история) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....

01 06 2020 22:36:40

Теоретические и практические рекомендации в самостоятельной работе школьников на уроках истории

В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....

31 05 2020 5:27:50

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

30 05 2020 17:36:29

Открытый урок ("Окружающий мир", 4-й класс) по теме "Путешествие в древнюю Москву. Иван III – господин всея Руси"

Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....

29 05 2020 10:46:28

Путешествие по Древнему Востоку. Древняя Индия. Древний Китай

Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....

28 05 2020 21:23:31

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

27 05 2020 12:21:14

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к Е Г Э по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

26 05 2020 20:14:42

Информационные технологии на уроках истории

История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....

25 05 2020 0:22:38

Тема урока: "Древняя Индия"

Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме « Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и практический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....

24 05 2020 8:30:20

Историко-литературная гостиная "Декабристы в поэзии"

Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....

23 05 2020 10:32:19

Сценарий "Мы – правнуки Великой Победы!"

Сценарий разработан в рамках работы над проектом « Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу « Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....

22 05 2020 20:29:20

Информационные технологии на уроках истории

В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны"....

21 05 2020 20:34:47

Урок истории в 3-м классе по теме "Вставай, страна, огромная…"

На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе " Школа-2100". ...

20 05 2020 6:29:26

Урок обобщающего повторения по обществознанию "Экономическое развитие современного общества". Деловая игра "Рынок труда, или Наем работника". 11-й класс

Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа. ...

19 05 2020 9:25:15

Возникновение ислама. Арабский халифат. 6-й класс

Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с историей возникновения и распространения ислама. Материал урока показывает тесную связь двух религий – христианства и ислама. Урок дает возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям....

18 05 2020 13:11:47

Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Древняя Спарта"

Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....

17 05 2020 20:25:36

Детство, опаленное войной

Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....

16 05 2020 13:46:30

Урок по теме "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева" с презентацией

На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....

15 05 2020 5:36:24

Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бессмертные поля России"

Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....

14 05 2020 3:54:25

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме " Правотворчество и правореализация". ...

13 05 2020 11:50:20

Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"

Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....

12 05 2020 0:58:24

Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция Р Ф. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в Р Ф. Работа оформлена в виде презентации....

11 05 2020 17:36:16

Игровая деятельность в обучении

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

10 05 2020 0:41:14

Материалы к уроку "Мой регион — фронту. Якутия в годы Великой Отечественной войны"

Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...

09 05 2020 6:42:56

Интегрированный урок в 9-м классе (основы обществознания и психология) по теме "Жизнь, ее сущность, счастье, удовольствие, гедонизм, трудолюбие, добро и зло, любовь"

Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте. ...

08 05 2020 3:49:17

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме « Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

07 05 2020 19:22:50

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера....

06 05 2020 6:29:14

Внеклассное мероприятие "История хлеба"

Мероприятие использует межпредметные связи: истории, И З О, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках И З О – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....

05 05 2020 4:22:14

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. 6-й класс

Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А. А., Косулина Л. Г. " История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....

04 05 2020 6:15:46

Идеальный учебный параграф для нас. Предпринимательская деятельность

Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...

03 05 2020 23:47:38

Звездный час "Древняя Греция"

Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....

02 05 2020 10:49:30

Викторина для недели истории в 5–11-х классах

Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа команда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает команда, ответившая на большинство вопросов....

01 05 2020 20:14:57

Методические рекомендации к уроку истории "Средневековая деревня". 6-й класс

Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме практической работы....

30 04 2020 3:11:36

Информационные технологии на уроках обществознания

В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание. ...

29 04 2020 23:27:18

Северная война. 7-й класс

В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....

28 04 2020 20:51:12

Великая Отечественная война. Урок-повторение

Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....

27 04 2020 9:52:30

Реформы Н.С. Хрущева. Черное или белое?

Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н. С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....

26 04 2020 1:23:32

Интегрированный медиаурок "Индейский летний фестиваль"

На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....

25 04 2020 20:18:57

Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"

Изучение темы " Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...

24 04 2020 14:44:26

Учебно-познавательная игра "Брейн-ринг" для 11-го класса. Тема: "Великая Отечественная война (1941‒19145 гг.). Это нужно живым"

Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....

23 04 2020 22:39:14

Урок истории. Ролевая игра "Суд над Николаем I"

Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу. ...

22 04 2020 2:40:15

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 04 2020 23:47:57

Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической практике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....

20 04 2020 7:48:47

Сценарий КВН "Путешествие в Древнюю Русь"

Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....

19 04 2020 13:50:10

Тема урока: "Киевская Русь в IX–XI вв."

Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интерактивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....

18 04 2020 4:21:24

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду практической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

17 04 2020 12:18:32

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

16 04 2020 10:21:48

Россия в дореформенное время. Обобщающий урок, 8-й класс

Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. ...

15 04 2020 5:17:50

Театр исторических миниатюр

Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....

14 04 2020 13:18:19

Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права

Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....

13 04 2020 4:35:41

Восток и Греция после Александра Македонского

Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....

12 04 2020 4:25:37

Страницы воинской славы России

Предлагаемая программа факультативного курса " Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе Р Ф " Об образовании", в Государственной программе " Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....

11 04 2020 19:41:22

Финикия

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....

10 04 2020 3:47:34

Государственная итоговая аттестация выпускников 10-х классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по истории России

Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения Г И А выпускников IX классов О У 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. ...

09 04 2020 4:48:45

Методические рекомендации по выполнению задания С8 Единого государственного экзамена по обществознанию

В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....

08 04 2020 12:34:59

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная

Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела « С С С Р в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...

07 04 2020 14:29:28

Урок по методу проектов

Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему " Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: " Причина или повод?". ...

06 04 2020 16:28:27

Урок-игра "Русь Древняя"

Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...

05 04 2020 9:27:53

Философия человека. Самопознание

В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании « Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....

04 04 2020 6:10:25

Социалисты-утописты XVIII–XIX вв.

Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...

03 04 2020 7:41:30

Урок-ассамблея времен Петра I

Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...

02 04 2020 23:56:54

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в пространстве современного города....

01 04 2020 18:55:15

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Урок подводит итоги изучения темы " Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...

31 03 2020 17:35:48

Интегрированный урок "Комедия "Горе от ума" – зеркало эпохи – картина русского общества"

Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....

30 03 2020 15:11:52

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе "Эпоха Александра I. 1801-1825 гг."

Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...

29 03 2020 13:58:52

Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"

Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....

28 03 2020 12:53:55

Урок по теме "История одной реформы", 11-й класс

Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа « Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....

27 03 2020 13:22:59

Урок-презентация в 7-м классе "Полтавское сражение"

Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...

26 03 2020 9:46:47

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

25 03 2020 19:54:56

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме " Социальная система общества"....

24 03 2020 23:13:39

Урок-игра "Избирательное право"

Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...

23 03 2020 13:52:24

Урок "Государство благоденствия". Страны Европы и США во второй половине ХХ века (11-й класс)

Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д. Кейнсу, К. Мюрдалю, Д. Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей " Модели цивилизационного развития". ...

22 03 2020 10:31:35

Разработка учебной темы по истории "Проблемы и противоречия стабилизации экономической и социально-политической жизни России в 1907–1914 гг."

Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....

21 03 2020 3:28:10

Распад СССР. Становление новой российской государственности

На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....

20 03 2020 2:54:50

Конспект урока "Мир русской деревни"

Урок « Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....

19 03 2020 19:27:18

Гражданское образование, граждане и социальные процессы

Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....

18 03 2020 7:33:39

"Уроки благотворительности" (методические разработки)

За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. ...

17 03 2020 4:22:41

Повторительно-обобщающий урок "Политическая система и ее роль в жизни современного общества" (11-й класс)

Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях. ...

16 03 2020 16:33:42

Политические права и свободы

Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....

15 03 2020 4:20:23

Вклад республики в достижение Великой Победы

Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала Б А С С Р в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....

14 03 2020 1:48:45

История Древнего мира. "В городе богини Афины (или кого считать ослом)". 5-й класс

Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....

13 03 2020 11:11:11

Поисково-исследовательская деятельность в организации работы по истории и краеведению (из опыта работы)

Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта « Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-практической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....

12 03 2020 8:15:16

Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе

Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....

11 03 2020 0:39:15

Урок по истории Средних веков "Как происходило объединение Франции". 6-й класс

Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....

10 03 2020 7:14:13

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

09 03 2020 0:51:16

Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"

Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....

08 03 2020 5:23:34

"Путешествие по Древней Греции. Микены и Троя"

На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления. ...

07 03 2020 2:21:10

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

06 03 2020 17:36:30

Урок мира

Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....

05 03 2020 1:33:39

Конспект урока истории по теме: "Смутное время"

Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос. ...

04 03 2020 18:10:36

Интегрированный урок (ОБЖ + история) "Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом…»"

При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания: 1. Взять интервью у ветеранов В О В (какие есть награды и рассказ о них); 2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий; 3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу. Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...

03 03 2020 22:18:15

СССР в 1953–1964 гг. Итоговый урок

Познавательный интерес на уроке формируется методами интерактивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология « Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, « Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....

02 03 2020 5:58:16

Природа и люди Древней Индии

На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...

01 03 2020 7:27:28

Основные политические центры в период раздробленности Руси

Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....

29 02 2020 18:15:34

Классный час "Это нашей истории строки…"

В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе. ...

28 02 2020 13:55:59

Российское общество в начале XX века: структура, динамика, проблемы

Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....

27 02 2020 5:51:45

О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования (из опыта работы)

В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме " Счёт лет в истории", тест " Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме " Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд " Декабристы в Тобольске", классный час " Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия " Письма с фронта". ...

26 02 2020 16:23:21

Урок по повести Н.С. Лескова "Левша"

Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение характеризовать героев литературного произведения....

25 02 2020 18:47:43

Страна пирамид. Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс

Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема " Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим. ...

24 02 2020 1:11:12

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

23 02 2020 11:56:17

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

22 02 2020 13:44:52

Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания

Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели, принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....

21 02 2020 7:58:21

Патриоты России

Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся. ...

20 02 2020 3:34:32

Моделирование исторических событий и процессов

Урок по теме " Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса " Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....

19 02 2020 6:21:19

Черниговский район: история и современность

Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце ХI Х– Х Х вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....

18 02 2020 1:38:23

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

Урок-конкурс проводится после изучения главы « Древний Египет» в разделе « Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

17 02 2020 23:18:59

Исторические личности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е. Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....

16 02 2020 19:54:39

Открытый урок по теме "Прошлое, настоящее и будущее системы профессионального образования"

С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....

15 02 2020 13:37:36

Япония на пути модернизации

Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...

14 02 2020 2:15:26

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.