Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)

Содержание:
- Пояснительная записка к методическим рекомендациям.
- Документы по изучению официальной символики Мурманской области.
- Материал для учителя.
1) Предыстория создания символики Мурманской области. Герб г. Мурманска.
2) О гербе и флаге Мурманской области.
3) Почетные граждане Мурманской области. - Приложения.
- Список литературы.
1.Пояснительная записка к методическим рекомендациям.
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами своей страны, формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины.
Ознакомление с гербом и флагом Мурманской области входит в содержание патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать у ребят чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего края, к людям, которые прославили нашу область в годы Великой Отечественной войны, трудовыми подвигами, спортивными достижениями, научными открытиями.
Учителя истории и обществознания могут использовать предложенный “Материал для учителя” для разработок конспектов занятий по ознакомлению учащихся с символикой Мурманской области.
2.Документы
- Закон Мурманской области “О Гербе и Флаге Мурманской области” принят Мурманской областной Думой 25 июня 2004г.
- Постановление Правительства Мурманской области “ О мерах по популяризации Герба и Флага Мурманской области” от 28-го июня 2005г.
3. Материал для учителя.
1) Предыстория создания символики Мурманской области. Герб города Мурманска.
До 2004 года Мурманская область не имела официальной символики. Мурманская область была представлена гербом го-рода Мурманска, утверждённым исполкомом городского Совета в 1968 году.
В 1966 году был объявлен конкурс на лучший проект герба. О том, как велик был интерес к гербу, свидетельствует такой факт: “ В 1967 году в конкурсе участвовали мурманчане и не-мурманчане – 326 человек предложили 362 проекта. Это были люди разных профессий: художники, архитекторы, инженеры, рабочие, учителя, моряки, воины Советской Армии и Флота, школьники.
Конкурс имел большое общественно-воспитательное значе-ние. Он вовлёк сотни людей в мир мысли, фантазии, творче-ских исканий, показал, как сильно развито чувство патриотизма, любви к родной земле, городу, в котором живёшь”.1
“3 сентября 1968 года “Полярная правда” сообщила своим чи-тателям: “…победитель этого конкурса – Николай Петрович Бы-стряков, старейший архитектор области, члeн правления Мур-манского отделения Союза архитекторов СССР.” 2
С тех пор Мурманск - ныне город-герой - стал официально иметь свой герб.
Его форма традиционна: она напоминает щит с закруглёнными углами, верхняя его часть синего цвета (море и полярная ночь), нижняя имеет цвет благородного металла – золото (богатство морей и земли, полярный день). Силуэты корабля и рыбы, северное сияние подчеркивает географическое и экономическое положение города.
- “Комсомолец Заполярья”, 1968г. 7 сентября
- “Полярная правда”, 1968г. 3 сентября
2) О Гербе и Флаге Мурманской области.
“Многие регионы нашей страны – около 80 процентов субъектов Федерации – уже обзавелись своими гербами и флагами. Мурманская область до последнего времени официальной символики не имела. Конкурсы на лучший на герб и флаг региона проводились, но особых результатов они не давали.
И вот в июне 2004 г. Мурманская областная Дума приняла Закон Мурманской области “ О гербе и флаге Мурманской области”. Губернатор тот закон подписал. Так что теперь можно сказать, что наша область обрела собственные герб и флаг.
Помог последний конкурс на создание геральдических знаков региона. Его объявили в январе 2004г. Всего на конкурс поступило 26 заявок с эскизами символики области. Жюри, в состав которого вошли представители местных властей, художники, геральдисты, историки и журналисты, признало победителем художника из Североморска Петра Абарина. В качестве приза победителю конкурса назначена награда в размере 20 тысяч рублей.
Что же представляют собой герб и флаг Мурманской области?
Герб – двухцветный щит, в его верхней гoлyбой части – золотое северное сияние. В нижнем красном поле – скрещенные золотой якорь и серебряные кирка с мечом.
Северное сияние символизирует расположение Мурманской области за Полярным кругом, якорь – символ мореплавания и рыбного промысла, кирка - горнорудной промышленности, а меч – ратного труда и воинской славы.
Гoлyбой цвет на нашем гербе означает красоту и величие, красный – мужество и силу, золото – традиционный символ богатства, а серебро – чистоты.
Флаг Мурманской области – двухцветный – с более широкой гoлyбой полосой (с золотым северным сиянием) и поуже – красной.
Он вместе с флагом Российской Федерации будет постоянно поднят на зданиях органов власти. В дни траура к флагу кре-пится чёрная лента, и он приспускается до половины высоты флагштока.
Если герб и флаг области будут размещаться где-либо вместе с символами муниципальных образований региона, то знаки области ни в коем случае не должны быть меньше по размеру или располагаться ниже муниципальных.
Надругательство над гербом и флагом Мурманской области влечёт ответственность в соответствии с законом и наказывается штрафом до ста минимальных размеров оплаты труда либо арестом на срок до трёх месяцев.
Большое начинается с малого: региональные герб, флаг и гимн – символы, с которых начинается гордость не только за “малую”, но и за “большую” родину”.
“Вечерний Мурманск”, 2004г., 8 июля
3) Почетные граждане Мурманской области.
У официальной символики Мурманской области – недавняя история.
Но уже сейчас жители Кольского Заполярья с гордостью говорят о том, что их геральдика полностью отражает богатые традиции края, вправе занять достойное место рядом с главными государственными символами. В каждом элементе символа отражается история края, особенности хозяйства и природы. А кто создавал историю края? Люди. Те, кто своими достижениями способствовали процветанию края.
Н. П. Быстряков
Николай Петрович Быстряков – инженер – строитель. Члeн союза архитекторов с 1956г., члeн Географического общества СССР, ветеран Великой Отечественной войны, военный инженер – строитель, Николай Петрович Быстряков всю войну провёл на передовой, защищал полуостров Средний и Рыбачий: комaндовал ротой сапёров, участвовал в строительстве укреплений.
С 1945г. Николай Петрович восстанавливал разрушенные города и посёлки Заполярья. Он участвовал в строительстве автотрассы Североморск – Мурманск, в проектировании и строительстве стадиона в Североморске.
В 1958г. вместе с архитектором Антоновым Николай Быстряков участвовал во Всесоюзном конкурсе по установке памятника в честь запуска первого искусственного спутника Земли. Их проект был отмечен третьей премией.
По чертежам Николая Быстрякова и старинным рисункам для краеведческого музея были сделаны макеты Кольской крепости 18 века, Егоровской башни, Успенской церкви в Варзуге, Никольской церкви 1805г. в Ковде.
Умер 2-го мая 1975года в городе Новая Ладога Ленинградской области.
КИСЕЛЕВ Алексей Алексеевич (1926)
Алексей Алексеевич Киселев родился 18 октября 1926 года в селе Полянки Сурского района Ульяновской области.
В 1930 году, в период коллективизации сельского хозяйства семья поселилась на станции Имaндра Мурманской железной дороги, где отец работал лесорубом. В 1933 г. поступил учиться в Имaндровскую железнодорожную школу.
В 1935 г. вместе с семьей переехал в Мурманск, где продолжал учиться до начала Великой Отечественной войны в 1-й средней школе пос. Монча.
Летом 1941 г. семья эвакуировалась в Ульяновскую область, где он работал в колхозе и учился в школе ФЗО.
Осенью 1943 г. был призван в армию. Служил солдатом, затем сержантом до 1950 года. Принимал участие в боевых операциях в Прибалтике и Курляндии в составе 16-й Литовской дивизии.
С октября 1950 года по июль 1951 года - литсотрудник редакции радиовещания в Мончегорске.
1951-1953 гг. - инструктор Мончегорского горкома КПСС.
1953-1956 гг. - учеба в Ленинградской партшколе и Ленинградском государственном университете.
1956-1963 гг. - работа в Мончегорском городском комитете КПСС (инструктор, заведующий отделом, секретарь).
С ноября 1963 года и по настоящее время - на преподавательской работе в Мурманском государственном педагогическом университете.
В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Освоение богатств Кольского полуострова в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.)".
В 1968 г. стал доцентом кафедры истории МГПИ и заведующим этой кафедры. В 1974 г. возглавил Мурманскую областную организацию общества "Знание". В 1976 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Социалистическая индустриализация Европейского Севера СССР (1926-1940 гг.)".
А. А. Киселев - автор более 700 публикаций - книг, научных и учебно-методических пособий, статей для газет и журналов.
В мае 1977 г. ему присвоено звание профессора кафедры истории. 27 июня 1978 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени. 14 марта 1985 г. - орденом Отечественной войны II степени. 20 августа 1986 г. - орденом Ленина.
В феврале 1996 г. избран действительным члeном Международной Академии педагогических и социальных наук.
4 октября 1996 года постановлением администрации города Мурманска N1775 Алексею Алексеевичу Киселеву присвоено звание "Почетный гражданин города-героя Мурманска".
В 2004 году Алексею Алексеевичу присуждена городская народная премия "Улучшатели мира" в номинации "Абориген".
Киселев А. А. в настоящее время живет и трудится в г. Мурманске.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОЧЕТНОМ ГРАЖДАНИНЕ ГОРОДА МУРМАНСКА
Звание Почетного гражданина города удостаивается тот, кто внес особый вклад в развитие города, приумножил славу города и кто всей своей жизнью, трудовыми и мopaльными качествами доказал проявление высокой гражданственности, патриотизма и преданности нашему обществу, партии.
Звания Почетного гражданина могут быть удостоены и граждане других городов Советского Союза за деятельность, связанную с развитием экономики и культуры Мурманска и Кольского полуострова, за доблесть и геройство, проявленные при защите Советского Заполярья.
Почетным гражданином Мурманска может быть иностранец - человек, который внес значительный вклад в развитие мира, дружбы и сотрудничества между народами. Звание Почетного гражданина присваивается исполкомом городского Совета. Почетному гражданину города вручается в торжественной обстановке диплом и нагрудный гербовый знак города.
Лица, которым присвоено звание Почетный гражданин города Мурманска, вносятся в книгу Почетного гражданина, учрежденную при исполкоме городского Совета.
Председатель исполкома Мурманского городского Совета депутатов трудящихся В. Сотников
Секретарь исполкома Ф. Варыханов
Данное Положение в официальной печати опубликовано не было. Текст приводится по архивным документам ГАМО.
Список литературы.
- “Комсомолец Заполярья”, 1968г. , 7 сентября
- “Полярная правда”, 1968г. , 3 сентября
- “Мурманский вестник”, 2004г.
- “Вечерний Мурманск”, 2004г. , 8 июля
- “Полярная правда”, 1986г.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
21 04 2021 2:32:46
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
20 04 2021 9:20:12
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
19 04 2021 6:58:19
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
18 04 2021 1:51:21
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
17 04 2021 17:30:29
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
16 04 2021 8:30:13
Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интеpaктивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....
15 04 2021 18:48:31
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности.
...
14 04 2021 2:28:39
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
13 04 2021 10:32:37
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
12 04 2021 19:45:13

Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
11 04 2021 2:38:33
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
10 04 2021 15:10:21
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
09 04 2021 3:41:44
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
08 04 2021 2:10:26
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
07 04 2021 1:59:27
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
06 04 2021 7:29:43
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
05 04 2021 14:23:33

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
04 04 2021 19:17:22
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
03 04 2021 7:43:37
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
02 04 2021 10:17:12
Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.
...
01 04 2021 19:17:26
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
31 03 2021 1:44:44
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
30 03 2021 14:44:22
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
29 03 2021 15:40:16
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
28 03 2021 23:54:31
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
27 03 2021 5:54:20
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
26 03 2021 12:52:46
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
25 03 2021 19:50:24
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года.
...
24 03 2021 0:51:46
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
23 03 2021 8:42:50
Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....
22 03 2021 3:28:51
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления.
...
21 03 2021 5:55:29
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
20 03 2021 9:54:46
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
19 03 2021 4:48:20
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.
...
18 03 2021 10:44:47
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
17 03 2021 2:38:27
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
16 03 2021 17:23:17
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
15 03 2021 10:56:47
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
14 03 2021 17:28:19
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
13 03 2021 22:52:23
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
12 03 2021 19:58:51
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся.
...
11 03 2021 14:40:38
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
10 03 2021 3:56:52
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
09 03 2021 4:11:49
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....
08 03 2021 15:27:59
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
07 03 2021 4:10:56
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах.
...
06 03 2021 7:28:43
Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....
05 03 2021 5:35:48
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
04 03 2021 23:20:51
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников.
...
03 03 2021 8:39:34
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
02 03 2021 22:48:24
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
01 03 2021 14:45:46
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
28 02 2021 11:51:27
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
27 02 2021 13:53:53
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
26 02 2021 12:30:16
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
25 02 2021 7:21:35
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
24 02 2021 20:11:56
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
23 02 2021 22:39:11

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
22 02 2021 14:48:55
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
21 02 2021 9:37:22
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
20 02 2021 6:10:23
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
19 02 2021 21:45:37
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?
...
18 02 2021 4:15:47
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
17 02 2021 14:33:48
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....
16 02 2021 22:27:57
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
15 02 2021 10:46:16
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
14 02 2021 3:53:43
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
13 02 2021 13:47:19
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час.
Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело.
Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
12 02 2021 7:28:58
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения.
...
11 02 2021 22:20:14
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
10 02 2021 5:14:19
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
09 02 2021 1:33:22
На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области.
...
08 02 2021 19:31:41
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
07 02 2021 15:51:49
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
06 02 2021 10:47:18
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
05 02 2021 22:55:30
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
04 02 2021 16:11:44
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
03 02 2021 3:24:59
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
02 02 2021 1:58:28
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
01 02 2021 13:12:39
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий.
...
31 01 2021 13:38:17
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
30 01 2021 12:50:27
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
29 01 2021 20:37:38
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
28 01 2021 20:44:10
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами.
...
27 01 2021 22:14:55
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
26 01 2021 8:22:21
Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку.
Данный урок может быть использован на пpaктике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях.
...
25 01 2021 17:22:35
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
24 01 2021 20:33:37
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
23 01 2021 20:10:13
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
22 01 2021 17:55:24
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
21 01 2021 0:55:55
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса.
...
20 01 2021 13:11:46
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
19 01 2021 21:34:54
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
18 01 2021 17:51:48
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
17 01 2021 4:22:13
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
16 01 2021 2:16:30
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
15 01 2021 20:25:38
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
14 01 2021 5:47:23
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
13 01 2021 1:18:21
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....
12 01 2021 14:48:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::