История для молодежи    

Программа факультативного курса "История Черноярского края"

Источник:

Цель факультативного курса - История Черноярского края - продолжение формирования у учащихся представлений, знаний и понимания основных закономерностей исторического развития на фактическом материале истории родной земли; содействие усвоению учащимися основных понятий и идей исторических периодов, главных фактов исторической действительности. На основе изучаемого материала следует способствовать выработке мировоззренческих ориентиров, формированию устойчивого познавательного интереса к прошлому родного края.

Отобранный программный, краеведческий материал факультативного курса способствует: достижению триединой дидактической цели обучения; раскрытию основных закономерностей развития Черноярского края; усвоению основных понятий и терминов ( «краеведение», «краеведческий источник», «музееведение», «архивы», «реферат» и др.);развитию познавательных возможностей учащихся. их поисковой деятельности. умения самостоятельной работы с архивами и музейными документами и материалами; развитию аналитико-синтетической мыслительной деятельности; формированию активной гражданской позиции. патриота родного края; ориентированию в разных жизненных ситуациях, извлечение уроков из исторического прошлого. Занятия на факультативе. несомненно, дадут знания и навыки которые будут полезны и пригодятся при сдаче вступительных экзаменов в ВУЗы.

Задача краеведческого факультатива - сформировать у школьников практические умения и навыки по анализу краеведческих материалов, местной периодической печати, грамотность в проведёнии опросов, бесед, интервью со старожилами края, интересными людьми, своими родными и близкими, в подготовке сообщений, рефератов. докладов по краеведческой тем. Данный факультатив рассматривается не только как форма внеурочной работы но и как способ духовного общения с детьми, позволяющий любому ученику выражаться и самоутверждаться в непринужденной обстановке, получая ценный опыт общения с участниками исторических событий, выдающимися людьми, творческими личностями, сверстниками. Аргументом к составлению и работе по данной программе явился ярко выраженный интерес детей старшего подросткового возраста к вопросам исторического краеведения, поэтому теоретическое содержание, формы и методы практической работы на факультативных занятиях курса опираются на особенности детей данного возраста. Они выражаются в готовности учащихся 8-9 классов ко всем видам учебной деятельности, которые делают их взрослыми в собственных глазах. Их привлекают самостоятельные форт организации занятий, возможность самому строить свою познавательную деятельность. Однако, реализовать эту готовность они не всегда умеют, ибо не владеют способами выполнения новых форм познавательной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — задача педагога, ведущего курс по истории родного края.

Начав эту работу в классе, педагог имеет возможность закрепить эти способности детей и поднять их на более высокий уровень самостоятельного аналитико-синтетического восприятия в 9 классе. Программа факультативного курса «История Черноярского края» содержит девять разделов в которых сосредоточены материалы истории села Черный Яр и Черноярского района в целом.

  • 1й раздел посвящен древнему периоду:
  • 2-й раздел- развитию края в средние века:
  • З-й раздел- истории возникновения и развития Черного Яра в 17-19 в.
  • 4-й раздел- антифеодальным выступлениям на территории района в 17-18в:
  • 5-й раздел- историческому развитию сел района:
  • б-й раздел- культурному и социально - этническому развитию края;
  • 7-й раздел- истории края в начале 20 века;
  • 8-й раздел- участию черноярцев в Великой Отечественной войне,
  • 9-й раздел- послевоенном и современному развитию района.

После завершения изучения узловых тем предполагается проведение обобщающих занятий. По ряду тем запланированы экскурсии. встречи, мероприятия, видеофильмы. По завершению курса - подведение итогов краеведческой работы.

Факультативные занятия планируются с применением разнообразных методических средств и приемов: лекции, семинары. конференции, подготовка опережающих поисковых заданий, сообщений, практические занятия с музейными документами.. краеведческие викторины, работа в школьной и районной библиотеках, вечера.

Поисковое направление работы учащихся будет связано со сбором и фиксированием воспоминаний земляков по различным проблемам истории развития района, с формированием целостного восприятия истории страны, края , через историю своих семей. Перспективное направление сбора краеведческих данных - создание школьного музея, постоянно действующего клуба «Краевед».

Программа факультатива представляет собой двухгодичный курс в объеме 68 часов для учащихся параллелей 8-9 классов.

Думается, материал может использоваться учителями - предметниками иных дисциплин, учителями начальных классов, будет интересен историкам других школ района.

История Черноярского края с древнейших времён до конца 20 века.

Введение(3часа)

Понятие о факультативном курсе «История Черноярского края». Его связь с курсом отечественной истории и место в истории Астраханского края. Основное содержание истории Черноярской земли, узловые вопросы. Знакомство с краеведческой литературой, обзор документов. История основания Черноярского историко-краеведческого музея. ( Знакомство с деятельностью энтузиаста- краеведа Н.И. Матюшкова. – основателя музея. Сбор первых экспонатов. Открытие музея на общественных началах. Работа научного сотрудника В.С. Касьяновой по пополнению фондов музея. Присвоение музею звания «Народного» (1984 г.). Залы музея выставки, экспонаты.

Раздел 1. Черноярский край в древний период. (3 часа)

Историко-географическая характеристика. Географическое положение земель Черноярского района Климат, Полезные ископаемые. Почва- Название географических зон. Название населенных пунктов, водных объектов в прошлом и в современности. Геологическое и палеонтологическое прошлое района.

Древние животные, обитающие на территории Черноярского района. Находки в разрезе берега у Черного Яра в местечках «Черный рынок» и «Буераки» : кости мамонта, тура, большерогого оленя и другие. Документальные записи начала 19 века о находках останков древних животных в Черном Яру. Знакомство с экспонатами музея.

Археологические раскопки в Черноярском районе. Ямная полтавкинская и срубная, сарматская культуры по материалам исследований курганных групп у деревни Барановка, села Старица, в урочище Кривая Лука. Обряды захоронения. Находки. Занятия, культура и быт древних племен.

Раздел 2. Нижнее Поволжье в средние века. (5 часов)

Хазары. Нижние Поволжье центр хазарского царства. Возникновение хазарского каганата. Занятия, быт, верования хазар. Гибель хазарского государства.

Печенеги. Половцы. Появление печенегов. Характеристика хозяйственной деятельности и социально культурного развития. Заселение нашего края половцами. Характер хозяйства, социальная структура. Верования. Находки половецких каменных изваяний на территории Черноярского района.

Монголо-татарский период. Начало монгольского нашествия. Завоевание нашего края монголо-татарами. Образование державы Бату- хана. Расцвет Золотой Орды и ее гибель. Образование Астраханского ханства.

Раздел З. История возникновения и развития Чёрного Яра 17-18 века. (7 часов)

Возникновение Черного Яра. Сторожевая крепость «Чёрный Острог» (1627г). Версии происхождения названия «Черный Яр». Социальный состав жителей. Занятия. Запись Черноярского гарнизона в казачество. Образование станицы (1б98 г). Получение статуса уездного города (1785 г).

Путешественники и учёные о Чёрном Яре. Характеристика городка в записях путешественника А. Олеария. Посещение и отзывы о Черном Яре Петра 1. Художники братья Чернецовы в Черном Яру: рисунки и записи.

Экономическое развитие Черноярского края. Своеобразие географических и природных факторов как благоприятные условия развития торговли, промыслов, ремесла. Развитие скотоводства. Строительство. Мастера-ремесленники ( каменщики, печники). Промиысловое хозяйство. Торговля.

Роль купечества в развитии Чёрного Яра Купечество. Черного Яра по статистическим сведениям. Гильдии. Этика торговцев. Благотворительность. История жизни черноярских купеческих, семей.

Черноярский герб. Утверждение Черноярского герба (1853 г). Расшифровка его змблематики. Общие черты и отличительные признаки гербов городов Астраханской губернии.

Раздел 4. Антифеодальные выступления в 17-18 веках. (4 часа)

Участие черноярцев в восстании Степана Разина. Черный Яр- один из центров политических событий во время восстания. Характеристика повстанческого движения. Его периоды. Засада разинцев у Черного Яра во время второго похода на Астрахань. Присоединение стрельцов к войску Разина, военная хитрость черноярцев при подготовке к бою. Итоги, результаты и значение восстания С. Разина. Песни и легенды о Степане Разине, образ народного вождя, руководителя, борца, защитника интересов бедноты в фольклоре. Исторические песни о Разине, легенды. Историко-познавательное и художественное значение произведений устного и поэтического народного творчества.

Астраханское восстание 1705-1706 годов. Начало восстания. Организация управления и деятельности восставших. Присоединение к астраханцам Черного Яра. Последний этап восстания. Причины поражения восстания.

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва и Чёрный Яр. Историческая справка о восстании Пугачева. Повстанческое движение в Нижнем Поволжье, атака на городок и бой под Черным Яром.

Раздел 5. Основание и развитие сёл Черноярского района. (14 часов)

Заселение земель района. Указ М.Ф. Романова . самовольное заселение берегов Волги. Жалование пустующих земель служилому сословию и помещикам Екатериной второй. Появление помещичьих усадеб в 18 веке. Приток переселенцев и беглых крестьян. Возникновение сел и хуторов. Происхождение и название сёл. Упоминание в записях академика путешественника П.С. Палласа. Особенности каждого села : Ушаковка, Солодники, Каменный Яр, Вязовка, Ступино, Поды, Старица, Зубовка, Солёное Займище.

Раздел 6.Культурное с социально-этническое развитие Черноярского края. (16 часов)

Архитектура. Градостроительство. Особенности развития архитектуры Черного Яра. Площадь, как обязательный атрибут уездного города. Сохранившиеся административные здания и особняки второй половины 19-в. Торговая часть Чёрного Яра. Культовые сооружения. Извозы к Волге.

Развитие просвещения. Первая начальная школа грамоты, открытие государственного училища для обучения казачат. Образование двухклассного училища. Краткий обзор развития просвещения в районе после гражданской войны, в 30-40е годы, современные дни.

История Черноярского казачества. Основание Черноряской команды казаков, службы казаков, атрибуты Черноряской казачьей сотни.

Быт Черноярцев в 19 начале 20 вв. Ремесла и быт ремесленников. Домашняя утварь. Посуда. Знакомство с экспозицией музея.

Культурная жизнь Чёрного Яра. Организация драматического коллектива в послевоенные годы. Черноярские поэты. Их именами названы улицы Черного яра. Строительство Петропавловской церкви конец 17 начало 18 вв. Легенда о Боголепе Черноярском. Праздники вчера и сегодня. Обряды.

Раздел 7. Наш край в начале 20 века. (7 часов)

Социально-экономическое развитие Черноярского края. Установление Советской власти в Черном Яре и его первые шаги. Борьба за укрепление Советской власти в уезде. Первый уездный съезд Советов (февраль1918г). Гражданская война на территории нашего края. Оборона Черного Яра 1919г. Победа Черноярского гарнизона. Итоги периода гражданской войны.

Черноярские хутора. Роль хуторов в экономическом развитии района. Причины гибели хуторов. Колхозное движение в довоенные годы. Возникновение первого колхоза «Труд» село Старица 1926год.

Раздел 8. Черноярцы в Великой отечественной войне. (8 часов)

Начало войны. Создание в Черном Яру истребительного батальона и патрульной службы, их деятельность. Черноярцы защитники Сталинграда. Организация госпиталя в Черном Яру. Участие Черноярцев в битве на Курской дуге, за Днепр, в освободительном походе в страны восточной Европы. Парад на Красной площади. Тыл- фронту. Работа переправы бакенщиков в военных условиях. Вклад Черноярцев в общую победу. История войны глазами её участников.

Раздел 9. Развитие Черноярского района в послевоенные годы и современные дни. (4 часа)

Социально-экономическое и культурное развитие Черноярского района 1945-1985гг. Послевоенное восстановление хозяйства. Перевод района из Сталинградской области в Астраханскую (1947год). Укрепление экономики. Развитие культуры. Всесоюзная стройка КАРООС на территории района. Широкое развертывание хозяйственного и бытового строительства в 70-80 годы. Черный Яр сегодня. Политика государства и результаты её отражения на развитии села.

Заключение. (1 час)

Выводы по узловым вопросам. Составление родословной схемы и генеалогической таблицы. Подведение итогов поисковой работы.-

Литература:

  1. Архивные фото и документальные материалы Черноярского историко-краеведческого музея.
  2. Артюзов Н.О. О чем говорят курганы. М. 1936г.
  3. Буганов В.И. Мир истории. М. 1989г.
  4. Васькин Н.М. Заселение Астраханского края. В. 1973г.
  5. ГерасименкоС. РашитовФ Советы Нижнего Поволжья в Октябрьской революции. Издательство Саратовского университета. 1972г.
  6. Историко-краеведческие очерки. Астраханские губернаторы. Астраханский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. А. 1997г.
  7. Костыренко П.И. Установление Советской власти и гражданская война на территории Черноярского уезда Астраханской губернии(февраль 1917—1919гг) С.1967г
  8. КолисниченкоВ.А. Родная земля Волгоградская. В. 1976г.
  9. КурмачеваМ.Д. Города Урала и Поволжья в крестьянской войне 1773-1775гг. М 1991г
  10. Марков А.С. Были Астраханского края. В. 1971г.
  11. Марков А.С. Петр 1 и Астрахань . а . 1994г.
  12. Панин И.И.История Астраханская область годы Великой Отечественной войны. А. 1997г.
  13. Очерки исследователей Астраханского края. Выпуск 1. Государственный архив Астраханской области. Астраханский областной методический центр нарордной культуры. А 1997г.
  14. Сокровища сарматских вождей и древние города Поволжья. М. 1989г.
  15. СысоевП.С. Парфеньтьев И.И. Астраханский фронт гражданской войны и В.В.Куйбышев. А. 1960г.
  16. Шашков З.А. Речники в боях за Родину .М. 1975г.
  17. Шнайдштейн Е.В. детство Человечества. А. 1993г.
  18. Шнайдштейн Е.В. Использование археологического материала в школьном курсе истории СССР . А. 1980г.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"

Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха ( Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И. Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...

03 07 2020 9:27:51

Наука и образование Российской империи первой половины XIX века

На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...

02 07 2020 3:56:56

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

01 07 2020 20:14:20

Интегрированный урок (английский язык + история) по теме "Две сверхдержавы: противники и союзники"

В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику С С С Р в послевоенный период, отрабатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....

30 06 2020 12:21:24

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Предложен урок-викторина по теме " Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме " Киевская Русь"....

29 06 2020 12:39:46

Социальные ценности и нормы. 11-й класс

Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....

28 06 2020 17:37:29

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

27 06 2020 16:32:10

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

26 06 2020 21:34:36

История Дона

Материал знакомит с казачьими словами, понятиями....

25 06 2020 5:41:47

Формирование ключевых компетенций в рамках проектной деятельности в урочной и внеурочной работе

Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта ( М У П). Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал. ...

24 06 2020 5:57:33

Реформы Солона

Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....

23 06 2020 7:40:13

Учебное занятие по истории "Средневековое рыцарство"

Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, характеризующих кодекс части рыцарства. ...

22 06 2020 0:57:56

«Деятельность». Урок повторения по курсу обществознания, 10-й класс

Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы « Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И. Канта, Н. Макиавелли, Й. Хезинга....

21 06 2020 18:58:22

Урок памяти, посвященный Сталинградской битве

Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе. ...

20 06 2020 19:49:27

Бинарный урок "литература + история" "Смысл притчи Ф.Д. Кривина "Два камня""

Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина " Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....

19 06 2020 1:48:22

Россия в первой половине XIX века

Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....

18 06 2020 8:35:48

Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"

Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им практические навыки общения с людьми разных конфессий....

17 06 2020 6:34:59

Урок "Россия — путь возрождения"

Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

16 06 2020 7:58:56

Повторительно-обобщающий урок "Расцвет Средневековья"

Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....

15 06 2020 17:43:47

Интегрированный урок по отечественной истории XIX века. "Русская деревня после отмены крепостного права"

Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме « Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...

14 06 2020 21:41:35

Сельское хозяйство Кабардино-Балкарии в период с 60-х годов XX века по настоящее время

Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный К Б Р по теме « Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино- Балкарии и географии Кабардино- Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики К Б Р – сельском хозяйстве....

13 06 2020 9:35:28

Урок-путешествие по теме: "Культура Древней Греции", 5-й класс

Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...

12 06 2020 20:58:54

Урок по методу проектов

Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему " Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: " Причина или повод?". ...

11 06 2020 1:30:20

Судьба российского крестьянства в первой половине XX века

Занятие завершает блок вопросов по темам: « Мировая война и революционные потрясения» и « Социалистический эксперимент в С С С Р» по учебнику Волобуева О. В., Клокова В. А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России. ...

10 06 2020 6:16:37

Урок истории по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 годы)". 9-й класс

Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....

09 06 2020 1:20:20

Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс

Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....

08 06 2020 13:40:36

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

07 06 2020 15:11:26

Реформы Ивана Грозного

На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения. ...

06 06 2020 10:21:24

Урок-блок по истории в 11-м классе по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная войны"

На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....

05 06 2020 13:41:14

Урок по истории древнего мира «Поход Александра Македонского на Восток»

Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям Ф Г О С как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....

04 06 2020 15:26:40

Урок истории по теме "Полтавская битва". 7-й класс

Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....

03 06 2020 18:16:42

Урок в 10-м классе по теме "Противостояние Орде при Дмитрии Донском"

Урок построен в виде семинарско-практического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спорных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...

02 06 2020 4:52:42

Сценарий урока истории из курса истории Отечества "Человек на войне" с применением ТСО

Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в В О В. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...

01 06 2020 6:57:34

Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"

Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...

31 05 2020 5:59:19

Урок "Путешествие по Древней Греции". 5-й класс

При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....

30 05 2020 18:46:25

Презентация кафедры истории

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспорно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

29 05 2020 3:31:36

Урок обществознания "Глобальная экономика"

Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

28 05 2020 17:26:22

Урок обществознания «Наш региональный парламент»

Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астраханской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....

27 05 2020 11:57:29

"Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ

При проведении занятия по теме « Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. И К Т можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....

26 05 2020 12:35:21

Формы и методы применения информационно-компьютерных технологий на уроках гуманитарного цикла (истории, обществознания, права)

Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя....

25 05 2020 8:13:12

"Олимпийские игры в древности". Урок истории в 5-м классе

Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....

24 05 2020 9:51:47

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в В О В. ...

23 05 2020 6:56:58

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Жизнь первобытных людей"

Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации. ...

22 05 2020 14:37:37

Создание личностно-ориентированных моделей обучения истории в 5-м классе с использованием разноуровнего тестирования

В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу Е Г Э....

21 05 2020 14:20:36

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке

На уроке учащиеся знакомятся с сословным характером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение. ...

20 05 2020 3:17:34

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории

Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....

19 05 2020 12:39:11

"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интерактивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....

18 05 2020 0:23:10

Урок-игра

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что  применение  игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....

17 05 2020 5:51:48

Интегрированный интерактивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"

Урок по истории России, краеведению и литературе « Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва и её отражение в произведениях А. С. Пушкина и А. С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: « Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...

16 05 2020 8:45:34

Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"

Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....

15 05 2020 20:59:26

Методическая разработка урока "Народническое движение"

Урок " Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....

14 05 2020 20:31:28

Реформа Петра I

Урок для 7-го класса по истории России на тему " Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....

13 05 2020 1:32:48

Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....

12 05 2020 20:40:33

Программа учебного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Вспомогательные исторические дисциплины"

Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ « Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....

11 05 2020 14:56:29

Деятельностный подход в изучении истории

Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опорных конспектов; составление древа понятий; составление характеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...

10 05 2020 7:23:13

Мероприятие (урок истории) для учащихся начальной школы, посвященное освобождению города Шахты от фашистской оккупации "Дальнее эхо"

Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....

09 05 2020 18:12:54

Программа факультативного курса "Юный краевед"

Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....

08 05 2020 16:20:23

Разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины ХVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс

Предлагается разработка проекта по теме " Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке " Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование И К Т учащимися....

07 05 2020 4:12:57

Мультимедийная презентация на уроках истории

Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме " Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

06 05 2020 1:14:37

Урок истории в 10-м классе в творческой технологии

Урок истории России по теме « Русь между Востоком и Западом»....

05 05 2020 13:24:30

Игра "Знаешь ли ты?.." по Международному гуманитарному праву и деятельности Международного Комитета Красного Креста

Методическая разработка игры в форме " Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...

04 05 2020 9:24:24

Программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный"

Представлена программа дополнительного образования по краеведению " Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....

03 05 2020 7:53:51

"Золотые ворота" в Древнюю Русь

Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....

02 05 2020 8:24:22

Ролевая игра "Петровская ассамблея". 7-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре команды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей командой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....

01 05 2020 23:23:32

Урок обществознания по теме: "Человек в мире экономических отношений"

Урок по обществознанию " Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника " Введение в обществознание" под редакцией Л. Н. Боголюбова, является третьим по теме " Человек в обществе". ...

30 04 2020 22:58:20

Письменная работа учащегося профильной школы по истории и обществознанию как результат учебной деятельности

Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....

29 04 2020 12:20:29

Информационные технологии на уроках истории

Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного характера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

28 04 2020 4:44:46

Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»

Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....

27 04 2020 3:58:54

Самопознание

Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....

26 04 2020 20:40:41

Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)

Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....

25 04 2020 7:23:58

Обобщающий урок-викторина "Своя игра" по истории Отечества в 10-м классе

Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...

24 04 2020 9:56:47

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

23 04 2020 15:40:28

Повторительно-обобщающий урок "Поиск клада" по теме "Великие географические открытия"

Урок " Поиск клада" по теме « Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....

22 04 2020 6:50:51

Терминология и история

Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к Е Г Э. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....

21 04 2020 19:38:21

Урок обществознания по теме "Правовые основы брака и семьи". 11-й класс

Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....

20 04 2020 11:58:13

Историческая олимпиада, посвященная разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом

Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, О Б Ж; развитию спортивного азарта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....

19 04 2020 10:19:19

Интегрированный урок "Комедия "Горе от ума" – зеркало эпохи – картина русского общества"

Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....

18 04 2020 12:39:25

Внеклассное мероприятие (история + литература) по теме "Загляните в семейный альбом". 7-й класс

Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....

17 04 2020 12:11:18

Технология проблемного обучения на уроках истории

Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

16 04 2020 12:35:52

"Личность Петра Великого в истории России". 7-й класс

Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....

15 04 2020 20:14:50

Исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"

В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....

14 04 2020 12:47:18

Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"

Урок- К В Н углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....

13 04 2020 15:26:33

Дворцовые перевороты. 7-й класс

При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....

12 04 2020 7:17:18

Урок "Столетняя война"

Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

11 04 2020 11:36:45

План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"

План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....

10 04 2020 9:37:56

Устный журнал "Дню народного единства посвящается"

Устный журнал " Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов М О У " Воротынская С О Ш" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися. Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С. Малиновского " Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л. И. Помыткиной. ...

09 04 2020 2:47:44

20-летие Конституции РФ

В этом году наша страна отмечает государственный праздник – 20-летие принятие Конституции Р Ф. Передать ключевые моменты содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституций как Основного Закона Российской Федерации, а также отметить важность даты в становлении и развитии демократического общества – является целью данного занятия....

08 04 2020 15:31:38

Тематическое планирование по истории в 7-м классе специальной (коррекционной) школы, VIII вида

Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....

07 04 2020 23:24:16

Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"

После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...

06 04 2020 17:16:38

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме " Правотворчество и правореализация". ...

05 04 2020 9:30:16

Внеклассное мероприятие для 7-го класса "Ленинградский зоопарк в годы Великой Отечественной войны"

На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять моральную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины. ...

04 04 2020 7:27:13

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

03 04 2020 18:58:12

Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы

Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока. ...

02 04 2020 1:27:12

Нарушение естественных прав человека в годы Шоа

В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....

01 04 2020 19:22:58

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса « Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов « Обществознание» и « Право» в 9−11-х классах....

31 03 2020 6:22:52

Реализация идей личностно-ориентированного образования на уроках истории через применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее Р К М Ч П) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....

30 03 2020 17:31:14

Программа элективного курса по истории России "В поисках исторических сокровищ" (для учащихся 10-х классов)

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...

29 03 2020 20:48:48

Образование славянских государств

Урок в 6-м классе по теме " Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....

28 03 2020 21:38:43

Краеведческая игра для учащихся 7–8-х классов "Знатоки родного края"

Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага. ...

27 03 2020 2:25:38

Итоги преобразовательной деятельности Петра I

Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...

26 03 2020 3:22:50

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

25 03 2020 21:17:20

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

24 03 2020 8:21:14

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность морально-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....

23 03 2020 18:17:22

8-й класс. Урок "Подвиг долга и любви", комбинированный, с элементами театрализации

Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви. ...

22 03 2020 22:48:44

Сценарий вечера "Декабристы"

Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...

21 03 2020 16:43:34

Конспект урока по обществознанию по теме «Гражданин Российской Федерации»

Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами Р Ф....

20 03 2020 5:38:40

Стены не могут быть решением (к 25-летию падения Берлинской стены. Уроки для несвободных обществ)

Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий Х Х века....

19 03 2020 16:48:30

Итальянские колонии в Причерноморье

Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....

18 03 2020 6:38:54

Россия в Первой мировой войне

Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, характеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....

17 03 2020 21:41:57

Интегрированный урок по теме "Тема раскола в литературе и искусстве"

В работе рассматривается тема раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины....

16 03 2020 23:45:31

Урок-презентация в 7-м классе "Полтавское сражение"

Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...

15 03 2020 14:49:11

Исследовательская работа по теме "Забытые имена в истории Ефремовского края. Георгий Владимирович Любомудров"

Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Георгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...

14 03 2020 18:56:34

Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"

Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....

13 03 2020 17:21:53

История России XVII век. Экскурсия по Томску. Основание и современность

Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....

12 03 2020 17:20:41

Интегрированный урок английского языка и истории по теме "Добро пожаловать в Астраханский кремль"

В канун 450-летия г. Астрахани мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астраханского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....

11 03 2020 4:50:18

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

Урок-конкурс проводится после изучения главы « Древний Египет» в разделе « Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

10 03 2020 1:56:55

Восточное путешествие. 5-й класс

Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....

09 03 2020 9:33:15

Взгляд на Россию XX века. Вводный урок по истории Отечества в 11-м классе

Учащиеся узнают о выдающихся людях Х Х века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спорные вопросы. На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....

08 03 2020 11:17:54

"Времён связующая нить"

Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Практика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...

07 03 2020 23:14:26

Урок истории по теме "Судьба России в спорах западников и славянофилов"

Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы « Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....

06 03 2020 10:49:31

Внутренняя политика Ивана IV Грозного. 6-й класс

Урок по истории России на тему « Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....

05 03 2020 10:40:40

Урок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"

Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....

04 03 2020 22:28:57

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"

Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: " Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: " Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....

03 03 2020 11:30:27

Элективный курс "Музееведение"

Элективный курс " Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

02 03 2020 14:33:24

Интегрированный урок всеобщей истории и истории России (ХХ век) по теме: "Холодная война: война в Афганистане?"

Как помочь учащимся не заблудиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: " Холодная война: война в Афганистане?". ...

01 03 2020 9:14:14

Урок истории по теме "Использование современных информационных технологий в научно-поисковой работе учащихся (на примере темы школьной программы "Гражданская война в России. 1917–1922 гг.")". 11-й класс

Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....

29 02 2020 4:27:35

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....

28 02 2020 7:13:48

Внеклассная работа по истории и социально-гуманитарным дисциплинам

Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....

27 02 2020 3:20:39

Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании учащихся начальных классов

Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгейском и русском языке....

26 02 2020 9:56:52

Самоуправление в современной России: демократия на местном уровне

Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления. ...

25 02 2020 22:43:40

Внеклассное мероприятие по истории. Викторина "Дела давно минувших дней…"

В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...

24 02 2020 20:16:50

Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"

Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка практически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...

23 02 2020 3:32:18

Современные методы преподавания исторического краеведения

Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....

22 02 2020 10:30:39

Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"

Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры " Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...

21 02 2020 8:43:56

Школьная научно-практическая конференция "Репрессии 1945—1952 годов"

Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие С С С Р в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления. ...

20 02 2020 23:19:42

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

19 02 2020 22:14:50

Урок мужества "Огненная дуга", посвященный 70-летию победы в Курской битве (1943–2013)

Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала характеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....

18 02 2020 15:21:30

Урок истории России в 10-м классе "Реформа Петра Великого"

Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....

17 02 2020 17:18:12

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция"

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....

16 02 2020 2:27:58

Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"

Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....

15 02 2020 10:49:39

Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)

Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...

14 02 2020 11:53:10

Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо…»

Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....

13 02 2020 16:45:38

Восточные славяне

Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....

12 02 2020 18:19:22

Причины и начало Первой мировой войны (модульный урок)

В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....

11 02 2020 22:22:28

Разработка урока "Уроки Карибского кризиса"

Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....

10 02 2020 23:17:44

Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"

На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....

09 02 2020 5:15:20

Методическая разработка по теме «Олимпийские игры в древности». 5-й класс

Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....

08 02 2020 21:34:20

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

07 02 2020 19:22:27

Урок ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....

06 02 2020 9:17:32

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

В работе представлен урок по теме " Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

05 02 2020 23:47:10

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.