Проект урока "Соседи восточных славян"
Задачи для учителя:
- помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён;
- развивать у учащихся познавательный интерес к предмету “история России” и использовать ранее приобретённые знания и умения в пpaктической деятельности и повседневной жизни, а также сопоставлять их с новым материалом через создание системы опережающих групповых заданий по выбору учащихся;
- развивать у учащихся умения и навыка составлять, заполнять и пользоваться таблицей “соседи восточных славян”;
- развивать творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся в процессе театрализованного сообщения и работы в группе по заданной теме;
- развивать аналитическое мышление учащихся посредством анализа текста хрестоматии, учебника по известному алгоритму, составления и заполнения таблицы;
- развивать у учащихся умения и навыки работы с исторической картой;
- содействовать воспитанию у учащихся следующих нравственных качеств: толерантность, уважение, беспристрастность.
Задачи для учащихся:
- Знать историю и особенности жизни народов и государств, соседствующих со славянами;
- Охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами;
- Оценить их влияние на развитие славянских племён;
- Уметь показать на исторической карте территории расселения народов, соседствующих со славянами, границы государств, города;
- Изложить в форме группового театрализованного сообщения самостоятельно прочитанный материал;
- Использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Тип урока: формирование новых знаний.
Формы урока: беседа, театрализация.
Использованное оборудование и литература: карта “Восточные славяне”; таблица в тетрадях учащихся; учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца 16 в. М., Просвещение, 2007; Шаповал В. В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца 16 в. М., Экзамен, 2006; дополнительная литература (словари, энциклопедии) на выбор учащихся.
Межпредметные связи: русский язык (этимология слов).
Межкурсовые связи: история средних веков (Великое переселение народов, Византийская империя).
Внутрипредметные связи: восточные славяне.
Основные понятия: дань, колонизация.
Опережающее задание: на предыдущем уроке учащимся было предложено разделиться на 4 группы по 4 человека (по желанию). Каждая группа, используя дополнительную литературу, должна была подготовить театральную презентацию народа, соседствующего с восточными славянами по заранее обговорённому алгоритму.
Ход урока
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | 30 сек. | Приветствует, знакомит с гостями, активизирует внимание, настраивает на урок. | Настраиваются на урок, актуализируют внимание. |
2. Повторение. | 7 мин. | Просит назвать тему прошлого
урока. На какие основные вопросы мы обратили
внимание на прошлом уроке? Что показалось вам
наиболее интересным на уроке? Читает отрывок из документа “Византийский писатель П. Кесарийский о восточных славянах” (учебник с. 13), не называя его. Задаёт вопрос: О ком идёт речь в документе? Покажите территорию расселения восточных славян. Когда они заняли эту территорию? |
Называет тему прошлого урока и
основные отработанные вопросы.
Отвечают на вопрос, аргументируя своё мнение.
1 учащийся показывает на большой карте и отвечает на вопрос, остальные – следят по атласу. |
3. Переход к формированию новых знаний. | 3 мин. | Организация мотивационного
блока: До появления восточных славян в Восточной Европе её территория уже была заселена другими племенами, с которыми восточные славяне стали соседствовать. Просит сформулировать тему урока. Просит поставить цель урока. Рассказывает об организации форм и способов деятельности на уроке. Просит экспертов раскрыть критерии оценивания выступления групп. |
Формулируют и записывают тему урока в тетрадь.
Ставят цель.
Эксперты раскрывают критерии оценивания деятельности групп. Памятка для оценивания вывешивается на доске. Остальные – слушают. |
4. Формирование новых знаний. | 23 мин. | Организует выступления учащихся и работу класса. | Каждая группа представляет свои
театрализованные словесные презентации по
алгоритму. Остальные – заполняют таблицу, графу которой соответствуют алгоритму презентации. Эксперты оценивают согласно выработанным заранее критериям. |
5. Закрепление. | 7 минут | Вывод к таблице - оценить влияние
соседствующих со славянами народов, государств
на развитие славян. Просит выступить экспертов. |
Выступление экспертов. Обобщают, формулируют вывод. Выступление экспертов: впечатления, отметка, аргументация. |
6. Домашнее задание и инструктаж его выполнения. |
2 мин. | на “3”, “4” параграф 2 прочитать,
закончить таблицу (народ, о котором не шла речь на
уроке); на “5” внести в таблицу данные о викингах, воспользовавшись дополнительной литературой. |
Записывают в дневник. |
7. Рефлексия. | 1 мин. | Просит отправить “смайлик” (круг, в котором необходимо нарисовать лицо, обозначающее самочувствие и работу учащегося на уроке). | Рисуют и отправляют учителю. |
8. Итоги урока. | 1 мин. | Оценивает урок, выставляет отметки, аргументируя каждую. |
Примечание
Алгоритм подготовки презентации и граф для таблицы.
- Название народа.
- Период существования.
- Государство.
- Местоположение.
- Управление.
- Занятия.
- Религия.
- Быт.
- Отношения с восточными славянами.
- Придумать символ (тотем) народа.
Карточка эксперта для оценивания выступлений групп. Критерии предлагаются учащимися (при необходимости корректируются учителем).
название группы | 1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | 4 критерий | 5 критерий |
финно-угры | |||||
скифо-сарматы | |||||
хазары | |||||
византийцы |
Примерные критерии для экспертов.
- Логичность.
- Информированность.
- Навыки ораторского мастерства.
- Использование наглядности (опopные значки, схемы, историческую карту, атрибуты театрального представления (костюмы…).
- Использование дополнительной литературы.
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
18 03 2024 4:20:19
Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....
17 03 2024 14:52:35
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
16 03 2024 10:11:51
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
15 03 2024 0:46:55
Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу. Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д. Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе. ...
14 03 2024 16:29:33
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
13 03 2024 3:10:59
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
12 03 2024 15:53:12
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
11 03 2024 18:11:31
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
10 03 2024 14:51:45
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
09 03 2024 0:14:22
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
08 03 2024 19:20:57
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
07 03 2024 14:51:25
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
06 03 2024 0:17:40
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
05 03 2024 0:22:22
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
04 03 2024 5:19:43
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
03 03 2024 7:22:25
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
02 03 2024 12:26:21
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
01 03 2024 5:25:38
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога. ...
29 02 2024 5:59:31
Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....
28 02 2024 14:51:38
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. ...
27 02 2024 11:23:54
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
26 02 2024 16:11:30
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
25 02 2024 15:25:19
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
24 02 2024 7:25:11
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
23 02 2024 12:11:33
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
22 02 2024 10:22:53
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
21 02 2024 4:43:51
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
20 02 2024 17:25:26
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
19 02 2024 16:52:13
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
18 02 2024 9:58:36
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
17 02 2024 23:59:46
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
16 02 2024 11:54:37
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний, приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда....
15 02 2024 18:40:23
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
14 02 2024 20:11:23
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
13 02 2024 16:51:21
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи. ...
12 02 2024 0:10:53
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний. ...
11 02 2024 16:34:15
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...
10 02 2024 17:30:12
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
09 02 2024 16:48:31
В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....
08 02 2024 21:22:46
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
07 02 2024 15:25:35
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
06 02 2024 13:15:35
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
05 02 2024 14:11:46
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
04 02 2024 15:22:24
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
03 02 2024 16:10:42
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
02 02 2024 22:45:55
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
01 02 2024 11:17:49
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
31 01 2024 11:37:59
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
30 01 2024 20:51:55
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
29 01 2024 12:37:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::