Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")
Источник:
|
Тип урока: интегрированный.
Место урока: 4-й урок в теме «Россия в период Смутного времени. Первые Романовы».
Цели урока
Дидактические:
создать условия для усвоения и осмысления учебного материала, в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, средствами интегрированного урока и с помощью педтехнологии критического мышления (1 этап – вызов: актуализация; 2 этап – осмысление: работа с документами, текстом драмы; 3 этап – рефлексия: проводится в форме написания учащимися эссе на тему: «Трагедия Бориса Годунова (в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»)»).
Образовательный аспект:
- рассмотреть исторический портрет Бориса Годунова, проблемы его царствования, связанные с периодом Смутного времени;
- показать противоречивость личности Годунова, а также особенности художественного образа царя Бориса, созданного А.С. Пушкиным в драме «Борис Годунов»;
- ответить на вопрос: «В чем Пушкин видел трагизм личности Бориса Годунова и как через личную трагедию правителя он показал трагедию страны в один из ее самых тяжелых исторических периодов?»
Развивающий аспект:
- развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа и анализа художественного произведения;
- формирование ключевых компетенций: способности работать в группе, способность к коммуникации, умение вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Воспитательный аспект: воспитывать уважение к историческому и культурному прошлому своего государства.
Оборудование урока:
- Н.М. Карамзин «История государства Российского» (главы «Правление Федора Иоанновича» и «Правление Бориса Годунова»).
- Раздаточный материал: «Свидетельства историков о Борисе Годунове».
- А.С. Пушкин драма «Борис Годунов».
- Раздаточный материал: монолог Бориса «Достиг я высшей власти...».
- Мусоргский: опера «Борис Годунов», ария царя Бориса «Достиг я высшей власти...» в исполнении Ф.И. Шаляпина (фрагмент).
- Презентация «Галерея исторических образов Смутного времени».
Дополнительная литература по теме:
- Электронная библиотека: Татищев В.Н. «История Российская в 5 частях», «Дискавери».
- «Интеpaктивный мир: Энциклопедия истории России 862 – 1917 гг.».
- Скрынников Р.Г. «Борис Годунов» – серия «Знание», № 3, 1992 год.
- Скрынников Р.Г. «Россия накануне Смутного времени» – М., «Мысль», 1985 год.
- «Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников». – М., «Современник», 1989 год.
- приложение.
Опережающее задание учащимся:
- прочитать драму А.С. Пушкина «Борис Годунов», выписать хаpaктеристику царя Бориса;
- 1-й ученик – готовит биографическую справку о Борисе Годунове;
- 2-й ученик – готовит материал, связанный с А.С. Пушкиным и Н.М. Карамзиным.
Основные понятия: Смутное время.
Даты:
1598–1613 гг. – период Смутного времени.
1584–1598 гг. – правление Федора Иоанновича.
1591 год – гибель царевича Дмитрия в Угличе.
1594 год – Борис Годунов становится официальным регентом при царе Федоре Иоанновиче.
1598–1605 гг. – правление Бориса Годунова.
1602 год – самозванец Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) заявил о своих правах на престол.
Ход урока
I этап – вызов
СЛАЙД № 1 – тема урока.
Тема нашего сегодняшнего урока – «Исторические образы в русской литературе XIX века (на примере драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»)».
СЛАЙД № 2 – «Да ведают потомки православных...)
В качестве эпиграфа к уроку мы возьмем цитату из произведения:
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют...»
СЛАЙД № 3 – план урока.
Сегодня на уроке нам предстоит охаpaктеризовать одного из самых противоречивых правителей Смутного времени – Бориса Годунова: рассмотреть исторический портрет и художественный образ, созданный А.С. Пушкиным.
Чем же так привлекла великого русского поэта эпоха Смутного времени? В чем Пушкин увидел трагедию Бориса Годунова и как через трагедию правителя поэт показал трагедию народа и государства?
Ваши ассоциации при слове «Смута»? Смутное время – один из самых тяжелейших периодов российской истории. Почему? (Ответы учащихся.)
Об этом периоде можно сказать «О tеmpore, о mores!» – «О времена! О нравы!» А какие нравы? (Ответы учащихся.)
Учитель: Именно в такие времена человеку все чаще приходится делать мучительный выбор между добром и злом.
СЛАЙД № 4 – Галерея образов Смутного времени
Галерея образов Смутного времени обширна: здесь мы видим Ивана Грозного и его сына Федора Иоанновича
СЛАЙД № 5 – царевича Дмитрия и Бориса Годунова
СЛАЙД № 6 – Лжедмитрия I и Василия Шуйского
СЛАЙД № 7 – Дмитрия Пожарского и Михаила Романова
Образ Годунова привлекал не только историков Карамзина, Ключевского, Платонова, Скрынникова, но и поэтов, и композиторов. Мусоргский, например, посвятил Борису Годунову одноименную оперу.
II этап – осмысление
СЛАЙД № 8 – исторический портрет Бориса (по очереди высвечивается изображение Бориса, а хаpaктеристика высвечивается после обсуждения исторического портрета учащимися).
Вопрос классу: Что свидетельствуют историки о Борисе Годунове?
- Каково происхождение Годунова? Положение, которое он занимал при дворе Ивана Грозного и Федора Иоанновича? (Биографическая справка.)
- У А.С. Пушкина Есть такая хаpaктеристика Годунова: «Вчерашний раб, татарин...» Что имел в виду поэт?
- Какие черты хаpaктера Годунова отмечают историки? (Работа с текстами, маркировка.)
- Единодушны ли историки во мнениях? Нет. Образ противоречив.
СЛАЙД № 9 – высвечивается хаpaктеристика царя Бориса.
Эту противоречивость показал и А.С. Пушкин.
СЛАЙД № 10 – «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...»
На протяжении всего произведения, мы встречаем хаpaктеристики Годунова, которые ему дают бояре, народ, самозванец и он сам. Как хаpaктеризуют? Образ пушкинский? (ответы учащихся по тексту произведения)
Хаpaктеристика Годунова в произведении Пушкина:
– Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Сын палача и сам в душе палач...
– Все ворожит, как красная невеста...
– Избранный народной волей, но...поморщится немного и
Наконец по милости своей принять венец смиренно согласится,
И будет нами править по-прежнему...
– Борис не так-то робок...
– Родом он незнатен, но не род а ум я ставлю в воеводы...
– Приемлет власть со страхом и смиреньем, но
...умел и страхом и любовью народ очаровать,
Думал щедротами снискать любовь народа, но
...пора презреть мне ропот знатной черни,
Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ...
(наказ сыну) Не изменяй теченье дел – привычка – душа держав,
Храни невинность, святую чистоту, стыдливость и устав церковный...
Но (слух как приговор) Прогневали мы Бога, согрешили,
Владыкою себе цареубийцу нарекли.
Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от божьего суда.
• Правление в начале было успешным, но в «этом ли добродетель»? Это ли волнует в период его правления? Нет. Волнуют проблемы страны, которые привели к Смуте. А какие проблемы? (Ответ учащихся.)
СЛАЙД № 11 – Почему не осуществилась эта альтернатива Смутного времени
– Не царского рода, не знатен (не по Божьему велению, а по земскому собранию получил власть... Всяк считал себя достойным мономахова венца).
– Не выполнил обещание, данное при коронации (не будет несчастных).
– «Угличская драма», сыгравшая роковую роль в его судьбе.
СЛАЙД № 12 – «Угличская драма»
Вопрос классу: Что произошло в Угличе? Что говорят историки о причинах гибели Дмитрия? (Нет однозначного ответа.) НО, красной нитью, через все произведение Пушкина проходит идея душевных мук и cмepтного греха, совершенного Годуновым «Я, может быть, прогневал небеса?» Смута в душе Годунова, смута и в государстве...
СЛАЙД № 13 – А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин
В эпиграфе к драме А.С. Пушкин пишет: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящаю»
Почему? (Ответ учащихся.)
Учитель обобщает: Пушкин понимал хаpaктер Годунова глубже, чем Н.М. Карамзин. Трагедия Бориса — это трагедия правителя, от которого отвернулся собственный народ. В этом смысл знаменитого монолога Годунова «Достиг я высшей власти...».
Музыкальный фрагмент
Звучит музыкальный фрагмент арии Бориса Годунова из оперы Мусоргского «Борис Годунов» до слов «...но счастья нет душе моей».
Задание классу: Перед вами текст этого монолога. Давайте мы его прочитаем. По ходу чтения вы цветным фломастером будете выделять в тексте причины трагедии Бориса Годунова, которые он называет сам. После чтения – обсуждение: учащиеся называют проблемы, которые выделили в монологе.
Учитель обобщает: В чем трагедия Годунова? Пушкин показал муки совести человека, совершившего cмepтный грех, который ядом отравляет душу. Эти муки усиливаются несчастьями, обрушившимися на семью Годунова, а затем и гибелью семьи («Да сгинет род Бориса Годунова!»)
Несчастья обрушиваются и на государство - после Годунова на престоле самозванец. Смута в душе правителя, смута и в государстве.
Вопрос классу: Как народ относился к Борису в начале его царствования? И как изменилось это отношение через несколько лет?
...Батюшка, отец народа, правь нами.... (венчание на царство)
Нельзя молиться за царя Ирода,
Богородица не велит (юродивый Николка; «юродивые» – блаженные, которых православные христиане считали предсказателями, прорицателями, верили, что в их уста Господь вкладывает свои пророчества).
Народ ждал доброго царя, который должен был быть:
- Благочестивым
- Справедливым
- Законным (богоизбранным)
- Благочинным (соблюдать традиции)
А Борис Годунов этим ожиданиям не соответствовал.
Заключение
Особенность манеры письма А.С. Пушкина в том, что он в собственных произведениях создает, моделирует мир, населяет его героями. Хаpaктеры его персонажей достоверны. И мы верим, что Моцарта отравил Сальери, а Борис Годунов убил несчастного царевича-младенца Дмитрия. Пушкинский гений сумел показать нам главные нравственные причины успеха или трагедии, неудач правителя, причины тех страшных событий Смутного времени, которые обрушились на Российское государство на рубеже ХVI–ХVII вв.
III этап: рефлексия
Домашнее задание: написать эссе на тему «В чем заключается трагедия Бориса Годунова (по драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»)».
Учитель объявляет оценки за урок и знакомит учащихся с дополнительной литературой по теме.
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...
27 03 2024 10:49:22
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского: 1) Принципы дидактической эвристики: - создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся; - принцип образовательного приращения ученика; - принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования. 2) Структура урока когнитивного типа. 3) Методы эвристического обучения. ...
26 03 2024 20:41:22
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
25 03 2024 7:46:22
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...
24 03 2024 3:16:30
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
23 03 2024 15:34:22
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
22 03 2024 11:52:33
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
21 03 2024 9:27:21
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
20 03 2024 2:48:50
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
19 03 2024 20:34:13
Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....
18 03 2024 2:58:38
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
17 03 2024 7:36:19
При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку. ...
16 03 2024 7:29:52
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
15 03 2024 22:45:44
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
14 03 2024 17:37:11
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
13 03 2024 12:49:27
Курс относится к предметной области «Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, дается возможность учащимся окунуться в мир предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. Главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира»....
12 03 2024 21:42:32
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...
11 03 2024 19:24:18
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте. ...
10 03 2024 3:30:51
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
09 03 2024 19:27:26
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
08 03 2024 10:52:18
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
07 03 2024 22:12:28
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
06 03 2024 17:57:29
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
05 03 2024 9:31:21
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
04 03 2024 10:54:25
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. ...
03 03 2024 8:37:14
Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях. ...
02 03 2024 5:47:56
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
01 03 2024 1:22:35
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...
29 02 2024 10:30:36
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная. ...
28 02 2024 9:12:48
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...
27 02 2024 16:31:54
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
26 02 2024 7:48:41
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
25 02 2024 21:57:58
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
24 02 2024 2:55:39
Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....
23 02 2024 8:54:11
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
22 02 2024 4:52:45
Урок по теме "Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать хаpaктеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он пpaктически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....
21 02 2024 11:14:37
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
20 02 2024 13:44:18
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
19 02 2024 12:24:36
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
18 02 2024 19:14:57
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
17 02 2024 19:55:37
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
16 02 2024 14:12:23
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
15 02 2024 18:38:11
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
14 02 2024 19:41:47
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
13 02 2024 7:45:36
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории. ...
12 02 2024 11:49:50
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
11 02 2024 5:34:30
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
10 02 2024 17:25:30
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...
09 02 2024 9:51:24
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
08 02 2024 19:39:12
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
07 02 2024 14:12:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::