Современные методы преподавания исторического краеведения

Велика, неоглядна земля,
Но мы родину знаем одну
И, свои воспевая края,
Воспеваем всю нашу страну.
М. Покчи-Петров.
Век за веком из судеб разных народов
складывалась судьба многонациональной России.
Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие вхождения в
состав России. По образному высказыванию поэта
Удмуртия «жаркой кровинкой в сердце России
горит». Знать и любить свою малую Родину – долг
каждого гражданина. Краеведение связывает
обучение и воспитание с жизнью, способствует
всестороннему развитию способностей, прививает
любовь к своему краю, формирует чувство
сопричастности к судьбе своего народа и судеб
народов нашей страны. (Приложение
1) Краеведение является важным
средством реализации межпредметных связей.
Изучение предмета создает условия для
социо-культурной адаптации обучающихся,
способствует развитию творческого мышления,
интеграции знаний, полученных в школе, формирует
«Я-концепцию».
Краеведение должно начинаться с изучения
истории своей семьи, своего рода, себя. Изучение
краеведения соблюдает принцип концентризма:
обучающиеся изучают историю своей семьи, своего
рода, улицы на которой они живут, школы, где
учатся, родного города (села), республики,
постепенно расширяя круг своих познаний. Получая
творческие задания, школьники получают
нравственные переживания, становятся активными
творцами урока. Процесс изучения истории родного
края становится интересным, увлекательным,
развивает навыки самообразования.
Предмет предусматривает активную
самостоятельную работу обучающихся. На уроках
реализуются личностные особенности,
самобытность, уникальность каждого
обучающегося, дается возможность проявить себя
самостоятельно, отстаивать свои позиции по
каждому изучаемому вопросу, используется
субъективный опыт.
Учитель на уроке должен найти эмоциональные
«крючочки», чтобы весь материал проходил через
сердце обучающегося, создать на уроке
комфортную, бесконфликтную обстановку, ситуацию
успеха для каждого. С этой целью необходимо так
разработать сценарий урока, подобрать средства и
методы обучения, продумать дидактические и
деловые игры, тесты, организовать творческую
работу, чтобы обучающиеся сначала почувствовали
себя россиянами, жителями Удмуртии, а потом
осознали это.
На уроках краеведения применяются различные
методы обучения – способы работы учителя и
обучающихся, при помощи которых достигается
овладение знаниями, умениями и навыками,
формируется мировоззрение, развиваются их
способности. (Приложение 2)
Наукой доказано, что 80% информации, которую
слышит обучающийся на уроке, забывается в тот же
день, если обучающийся над ней не поработал
(повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется
дольше, в зависимости от ее актуальности для
обучаемого. Поэтому следует применять методы
обучения, направленные на повышение
познавательной активности и самостоятельности,
побуждающие искать ответы на вопросы. Рассмотрим
некоторые методы обучения, использующиеся в
перспективных школьных технологиях
традиционного, личностно-ориентированного,
развивающегося, модульного обучения.
Объяснительно-иллюстративный и
словесно-печатный методы обучения служат
важнейшими источниками получения знаний,
позволяют в сжатые сроки и экономным путем
передать обобщенные результаты познавательной
деятельности предшествующих поколений,
вооружают обучающихся систематическими
знаниями. Здесь главное действующее лицо –
учитель, несущий готовые знания, и достигающий
цели лишь в том случае, если его рассказ или текст
заставляют обучающихся активно мыслить.
Например, работая над составлением родословного
древа, обучающиеся получают информацию о
важности знаний по истории своего рода, примерах
составления родословных великих людей, затем
«вырастят» в тетради дерево, в корнях которого
лежит слово «род», а ветвями дерева будут слова,
образованные от данного корня (для составления
древа используется словарь В.Даля, статья «род»).
Ученики составят совместно с родственниками
свое родословное древо, сосчитают количество
родственников, увеличивающихся в геометрической
прогрессии (я – один, родителей у меня – двое,
бабушек и дедушек – четверо (вот они СЕМЬ Я),
пpaбабушек и прадедушек – восемь…), узнают
глубину семейной памяти, отметят ее на ленте
времени, получат ответ на вопрос: «Кто мы? Откуда
мы?».
При опросе изученного материала и закреплении
приобретенных на уроке знаний преобладает
воспроизводящая деятельность обучающихся
(репродуктивный метод обучения). Используя
картонную картосхему, учащиеся знакомятся с
контуром Удмуртии, ее городами, реками,
субъектами РФ, граничащими с Удмуртской
Республикой. На контурной карте УР отмечают
административно-территориальные центры, пути
следования ученых, исследующих край в прошлом.
Рисунок 1. Контурная карта
«удмуртских уездов»
Вятской губернии и современная контурная карта
Удмуртии
Скучное задание можно оживить, предложить в знакомом контуре Удмуртии увидеть то, что ни кому еще не удавалось увидеть: медвежонка, гнома, белочку, петушка…, а потом устроить вернисаж рисунков «Знакомая незнакомка»:
Рисунок 2. Конкурс «Знакомая незнакомка»
Предлагая обучающимся представить
предложенный текстовый материал в виде схемы,
диаграммы, графика, сопоставительной таблицы,
опopного конспекта, кластера (виноградная
гроздь), учитель способствует прочнее усвоить
приобретенные знания.
Домашние задания даются исследовательского
хаpaктера: написать эссе на заданную тему («Самое
знаменательное событие ХХ века, повлиявшее на
историю моей семьи», «Самое трагическое событие
в истории семьи», «История страны – история
семьи»), провести мини социологический опрос
(«Игры и игрушки трех поколений»), подготовить
сообщение («Моя семья в годы Великой
Отечественной войны», «История музейного
экспоната», «Имена в нашей семье»), написать
сочинение («Награды в нашем доме», «Школа во
времена моей бабушки, или кто такие пионеры»,
«Кем я могу гордиться в нашей семье»). Подобные
творческие работы имеют огромное
образовательное и воспитательное значение.
Обучающиеся выполняют их с огромным увлечением и
чувством ответственности, которое порождается
сознанием важности порученного им дела.
Выполняя домашнее задание, обучающиеся могут
провести эксперимент «Природные красители,
использующиеся для окрашивания тканей». Вместе с
родителями в «домашней лаборатории» попробуют
окрасить кусочки хлопчатобумажной ткани разными
красителями: корой дуба, багульником, луковым
пером, подмаренником и др. О результатах
проведенного эксперимента доложат на
последующих уроках, покажут окрашенные ткани.
Еще одно задание – составление карты звездного
неба Удмуртии. Обучающиеся проведут
астрономические наблюдения за звездным небом,
сделают рисунки расположения созвездий на
ночном небе в разные сезоны, соберут материал по
воззрениям удмуртов.
Проектный метод обучения можно использовать на
уроках: «Прошлое, настоящее и будущее нашей
школы», «Наш класс в 2010 году». Обучающиеся вместе
с родителями создают «Портфолио семьи». В
течение учебного года каждый обучающийся
создает личностно-ориентированную папку
творческих работ, о которых ему заранее
сообщается. Например, работы могут быть
следующие: «Родословное древо моей семьи»,
«История моего имени, именины, почему мне дали
это имя, что в имени моем мне предначертано»,
«Происхождение моей фамилии», «Впиши себя в
историю своей семьи (мои достижения)», «Реликвии
моей семьи», «Важные события в истории моей
семьи», «История страны – история семьи», «Из
папиного армейского альбома», «Любимые семейные
праздники», «Герб и девиз нашей семьи», «Семейное
хобби», «Приходите в гости к нам (семейный уклад,
хобби, фирменное блюдо)», «Загляните в семейный
альбом»… По итогам годовой творческой работы
проводится семейный праздник «Крепка семья –
крепка Россия», демонстрируются лучшие папки.
Обучающиеся, владеющие компьютерными
технологиями и цифровой видеосъемкой, могут
представить проекты-презентации на электронных
носителях: «Природа края», «Птицы нашего двора»,
«Уходящий в прошлое Ижевск (старые дома,
наличники, тихие улочки, архитектурные памятники
города), «Чугунные кружева (решетки) города»,
«История школы», «История школьного музея»,
«История улицы на которой я живу», «Экскурсия в
прошлое», «Памятники города Ижевска», «Места
города, связанные с именем А.Ф.Дерябина, Кузебая
Герда», «Улицы, названные в честь: героев
гражданской войны, Великой Отечественной войны,
писателей, художников», «Происхождение названий
рек города», «Официальные и неофициальные
символы республики», «Черты культуры Древней
Греции и Древнего Рима на улицах родного города»,
«Выдающиеся деятели современности – жители
нашего города», «Героев наших имена»,
«М.Т.Калашников – наш земляк».
Рисунок 3. Презентация «Искусство ижевских оружейников»
Для обучающихся младшего и среднего возраста важно «почувствовать» изученный материал, для этого используются элементы творческих мастерских: на уроках или дома изготавливаются макеты куалы, воршудного короба, внутреннего убранства дома, тканого полотна, орнаментированного коврика, орудий труда земледельца, оружия и приспособлений охотника, рыболова, посуды изучаемого народа, предметов быта, национальных кукол.
Рисунок 4. Куклы в национальных костюмах
На уроке может быть использован пластилин, глина, нитки, ткань, бумага для оригами. Рассказ учителя о промыслах удмуртов сопровождается пpaктическими работами: изготовляется полотно на подготовленном заранее из картона «ткацком станке», из ниток и лоскутков создаются народные куклы, постигая искусство гончаров, осваивается жгутиковая техника лепки посуды, способы нанесения орнамента на изделие.
Рисунок 5. Ткацкие переплетения
Ижевского могильника времен падения Рима
и картонный «ткацкий станок» для изготовления
«ткани» из нирей на уроке
Эти образцы, макеты становятся наглядными
пособиям при изучении нового материала. Печатное
слово представляется в виде рисунка, кроссворда,
ребуса. Знакомство с лекарственными травами
закрепляется сбором гербария «Способы народной
медицины». Исследование природного богатства
края пополнит минералогическую коллекцию.
Изучение нового материала эффективно при
использовании технологии коллективного
взаимообучения А.Г.Ривина. «Работа в парах
сменного состава» позволяет плодотворно
развивать у обучающихся самостоятельность и
коммуникативные умения. Работа организуется в
статических парах («учитель» – «ученик»),
динамических парах (четверо готовят одно
задание, но имеют 4 части, обучающийся трижды
проговаривает и обсуждает задание), вариационная
пара (каждый члeн группы получает свое задание,
выполняет его, анализирует вместе с учителем и
обучает по схеме с трех товарищей). Психологи
утверждают, что 95% материала усваивается
обучающимся при обучении других, 90% – если
говорит и делает задание совместно, 70% – когда
обсуждает, 50% – если видит и слышит, 10% – если
читает глазами.
Для успешной учебной деятельности необходимо
вести постоянный контроль за знаниями, умениями,
навыками обучающихся со стороны учителя, а также
самоконтроль со стороны обучающегося. В старших
классах этому способствует модульное обучение.
Его сущность состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определенной дозой помощи)
достигает конкретных целей учения в процессе
работы с модулем (целевым функциональным узлом,
объединяющим учебное содержание и технологии
овладения им). Модули позволяют перевести
обучение на субъект-субъектную основу,
индивидуализировать работу с отдельными
обучающимися, дозировать индивидуальную помощь,
определить оптимальный объем знаний, излагаемый
учителем, изменить формы общения учителя и
обучающегося, нацелить на поисковые действия в
учебно-познавательной деятельности,
предусмотрев необходимое количество времени для
обсуждения и осмысления нового материала не
дома, а в ходе учебного занятия. Самостоятельная
познавательная деятельность может быть
организована только при создании благоприятного
эмоционального фона, что возможно благодаря
изменениям в оценочной деятельности учителя,
введению самоконтроля и самооценки обучающихся,
согласуемой с учителем, координирующим учебные
действия обучаемых. Например: «Твои права и
обязанности в Конституциях Российской Федерации
и Удмуртской Республики».
Краеведение предусматривает
учебно-исследовательскую работу.
Исследовательские методы обучения позволяют
углубить знания по теме, познакомить с научными
методами работы, расширить кругозор.
Исследование можно провести по истории, природе
края, фольклору, литературным произведениям.
Например, проверьте, правильны ли народные
приметы, расскажите о результатах своих
наблюдений.
Фольклорные источники можно использовать как
исторический источник на уроке. После прочтения
легенд удмуртского народа, ребята выясняют, что
можно узнать о жизни народа в далеком прошлом, по
сказкам определяют занятия жителей Удмуртии, их
взаимоотношения с другими народами.
Важное место в обучении краеведения занимают
экскурсии по родному краю, посещение музеев.
После экскурсии выполняется творческая работа:
отчет об экскурсии, выпуск альманаха, оформление
фотовыставки, демонстрация фильма..
Занятия могут проводиться в музеях, музейных
комнатах, архивах республики. Изучая историю
края, обучающиеся познакомятся с интересными
людьми: писателями, поэтами, учеными, участниками
Великой Отечественной войны, локальных войн,
героями-ликвидаторами Чернобыльской аварии,
услышат «живые голоса истории» самих участников
исторических событий, а также голоса со старых
грампластинок, магнитофонных лент; подержат в
руках документы эпохи: старые газеты, фотографии,
письма с фронта; прикоснутся к истории.
Рисунок 6. Свидетельство об окончании училища. Начало ХХ века.
Исследовательско-поисковый метод позволяет
глубже изучить тему, прочувствовать и понять её,
сделать самостоятельный вывод по отношению к
данному событию, установить
причинно-следственные связи с событиями истории
и современностью. Активная познавательная
деятельность обучающихся в процессе
самостоятельной работы оказывают
воспитательное воздействие на подрастающее
поколение.
Основные факторы развития познавательного
интереса обучающихся к краеведению:
эмоциональное воздействие, наглядность,
использование технических средств обучения,
информационно-компьютерных технологий. Учителю
необходимо овладеть современными компьютерными
технологиями, привлекать к созданию
видеофильмов, презентаций обучающихся и
пополнять копилку образовательных ресурсов на
электронных носителях по каждой теме урока.
Проводятся уроки разные по форме: урок с
использованием музейного экспоната «Музейная
редкость», урок воображаемое путешествие
«Путешествие в страну исторических источников»,
«Путешествие по Сибирскому тpaкту», урок
творчества «Промыслы древних удмуртов»,
драматизация «Легенды и сказки удмуртского
народа как исторический источник», урок
спектакль «Мултанский процесс», «Обучение в
Ижевской женской гимназии», «Русские писатели об
Удмуртии», персонификация «Основатель Ижевского
оружейного завода – А.Ф.Дерябин», «Записки
кавалерист дeвицы», интервьюирование персонажей
«Рассуждения о главном», заочное путешествие «По
городам Удмуртии». (Приложение 3)
Реферативные и исследовательские работы
обучающихся используются не только на уроках но
и во внеурочной деятельности. Ребята выступают с
докладами на школьных краеведческих чтениях,
школьных научно-пpaктических конференциях,
школьных семейных праздниках. Организуются
выставки творческих работ учащихся.
В работе помогают родители. Формы работы с
родителями и детьми могут быть разнообразны;
уроки с приглашенными родителями «Ответы дает
семья», «Диспут поколений», «Из бабушкиного
сундука», «Семейные реликвии», «Семейное
портфолио», симпозиум (дети готовят заранее
вопросы родителям), «Мой папа – солдат», «Урок
мечты о будущем».
Продолжением уроков служит внеурочная работа по
краеведению с семьями обучающихся классные часы,
праздники: «Праздник профессий родителей»,
«Праздник семейных династий», «Дела давно
минувших лет», «Самая читающая семья»,
«Презентация семьи», «Праздник древо жизни»,
«Форум семей», «Симпозиум поколений», «От всей
души», «Люди нашего дома», конкурс «Самый лучший
папа», литературно-музыкальная гостиная,
«Почтовый ящик (урок письма родителей и детей)»,
День творчества детей и родителей, город
мастеров.
Выбор того или иного метода, технологии обучения
на уроках краеведения и во внеурочной
деятельности определяется конкретной
дидактической задачей, содержанием изучаемого
материала, уровнем развития обучающихся. При
подготовке урока краеведения необходимо помнить
слова Сократа: «В каждом человеке солнце,
только дайте ему засветиться». Изучая свою семью,
свой край, историю своей «малой» родины школьник
зажигает свою путеводную звезду, ведущую его к
познанию истории.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
06 03 2021 5:43:10
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
05 03 2021 22:22:43
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
04 03 2021 14:47:44
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
03 03 2021 20:56:49
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента.
...
02 03 2021 23:27:34

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
01 03 2021 16:12:30
Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....
28 02 2021 22:18:58
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации.
...
27 02 2021 13:29:51
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
26 02 2021 7:22:38
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач.
...
25 02 2021 13:24:57
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера.
...
24 02 2021 8:25:17
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
23 02 2021 9:56:56
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
22 02 2021 2:38:19
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
21 02 2021 6:19:54
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
20 02 2021 20:58:32
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
19 02 2021 9:27:22
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны,
событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной
войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой
войны и последующими событиями "холодной войны"....
18 02 2021 2:55:15
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".
...
17 02 2021 19:16:15
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
16 02 2021 19:43:56
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
15 02 2021 18:28:50
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
14 02 2021 15:26:38
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
13 02 2021 16:49:45
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
12 02 2021 1:21:34
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
11 02 2021 8:21:17
Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства.
...
10 02 2021 10:55:53
Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию.
...
09 02 2021 16:57:30
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
08 02 2021 13:24:56
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
07 02 2021 12:41:28
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
06 02 2021 18:26:46
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
05 02 2021 9:37:33
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
04 02 2021 21:32:44
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
03 02 2021 16:54:33
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
02 02 2021 17:49:25

Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
01 02 2021 9:39:59
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
31 01 2021 3:48:21
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
30 01 2021 18:57:17
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
29 01 2021 15:58:46
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
28 01 2021 16:18:34
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение.
...
27 01 2021 17:44:45
В этом году наша страна отмечает государственный праздник – 20-летие принятие Конституции РФ. Передать ключевые моменты содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституций как Основного Закона Российской Федерации, а также отметить важность даты в становлении и развитии демократического общества – является целью данного занятия....
26 01 2021 9:27:19
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
25 01 2021 9:42:24
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
24 01 2021 1:24:12

Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
23 01 2021 16:49:47
Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....
22 01 2021 6:21:53
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
21 01 2021 7:25:21
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
20 01 2021 0:47:43
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
19 01 2021 22:20:39
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа.
...
18 01 2021 8:19:28
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
17 01 2021 6:47:25
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
16 01 2021 12:37:45
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
...
15 01 2021 14:55:16
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая
повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией.
Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
14 01 2021 17:35:24
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
13 01 2021 14:47:55
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
12 01 2021 16:13:31
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
11 01 2021 20:34:16
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
10 01 2021 14:14:17
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
09 01 2021 9:38:19
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
08 01 2021 2:10:19
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
07 01 2021 4:51:48
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
06 01 2021 23:35:26
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
05 01 2021 4:17:45
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся.
...
04 01 2021 1:57:52
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
03 01 2021 9:47:43
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
02 01 2021 12:31:23
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
01 01 2021 1:39:21
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
31 12 2020 8:29:30
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
30 12 2020 14:36:16
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
29 12 2020 5:25:18
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
28 12 2020 2:21:50
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
27 12 2020 2:14:22
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
26 12 2020 17:57:23
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
25 12 2020 13:33:48
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
24 12 2020 17:23:52
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
23 12 2020 6:50:38
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
22 12 2020 0:55:22
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины.
...
21 12 2020 18:19:14

Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....
20 12 2020 7:13:58
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
19 12 2020 17:30:46
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
18 12 2020 9:37:56

Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
17 12 2020 15:33:36
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
16 12 2020 17:55:16
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
15 12 2020 23:28:17
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
14 12 2020 13:40:53
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
13 12 2020 20:58:41
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
12 12 2020 2:39:35
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
11 12 2020 13:36:41
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
10 12 2020 6:15:11
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
09 12 2020 21:50:58
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
08 12 2020 9:44:46
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
07 12 2020 21:38:44
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
06 12 2020 12:31:29
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации.
...
05 12 2020 22:15:35
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....
04 12 2020 14:51:18
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
03 12 2020 2:15:39
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
02 12 2020 1:50:45
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
01 12 2020 22:28:48
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа.
...
30 11 2020 9:53:13
Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....
29 11 2020 22:34:10
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
28 11 2020 15:55:11
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
27 11 2020 14:22:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::