Проверочные работы    

Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе

Форма урока: урок-презентация

Тип урока: урок изучения нового материала. 6-й урок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира)

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • звуковые колонки,
  • экран,
  • авторская презентация “Искусство Древнего Египта” (Power Pont). (Презентация содержит фото и аудио материалы. Переключение слайдов осуществляется вручную, отдельные элементы содержат анимацию. Возможно использование презентации через программу мультимедийной доски (StarBoard)).

Учебные пособия:

  • учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой “История Древнего мира”, М.: “Просвещение”, 2002;
  • атлас по истории Древнего мира, М.: Федеральное агентство геодезии и картографии.

Цели и задачи урока: В ходе изучения нового материала у учащихся должно сложиться представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

Ознакомить учащихся

  • с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта);
  • с особенностями древнеегипетских скульптуры и живописи.

Продолжить

  • формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты, давать словесное описание местоположения объекта на карте;
  • формирование навыков, соотнесения года с веком, установления по дате, сколько времени отделяет от нас событие, произошедшее до нашей эры.
  • формирование умений анализировать визуальные образы.

Способствовать

  • пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие;
  • расширению кругозора учащихся и формированию у них эстетического вкуса.

План.

  1. Первое из чудес света.
  2. Храмы – жилища богов.
  3. Особенности работы древнеегипетских художников и скульпторов:
    • портретная скульптура
    • изображения на стенах гробниц и храмов
    • правила для всех художников и скульпторов Египта.

Ход урока

Слайд 1 (Приложение 1)

(Приложение 1)

img1.jpg (18961 bytes)

Учитель называет тему урока и обращает внимание учащихся на фотографию скульптуры египетского писца, которая является одним из символов Древнего Египта.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Уместно вместе с учащимися вспомнить, какие виды искусства они знают.

Учитель отмечает, что сегодня на уроке речь пойдет об архитектуре, скульптуре и живописи.

Задание для учащихся:

Прослушайте и просмотрите рассказ о египетских пирамидах. После него вы должны будете ответить на ряд вопросов.

Слайд 2. (Приложение 1)

img2.jpg (21038 bytes)

Фотографии на 2 и3 слайдах появляются последовательно в соответствии с текстом звукового файла. Запуск и остановка звукового файла осуществляется вручную.

Текст звукового файла:

“Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса (На слайде фотография пирамиды Хеопса). Она была построена в двадцать восьмом веке до н.э. Её создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 147 м. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т. (На слайде появляется фотография кладки пирамиды). Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра.

Неприметный вход на северной стороне пирамиды ведет в тесный коридор. (На слайде появляется фотография узкого коридора, ведущего вглубь пирамиды). Пройдя по нему, можно попасть в маленькую тесную скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру. Там находится гранитный, давно пустой саркофаг фараона. По Вентиляционной системе в комнату поступает сухой воздух пустыни, который долгие годы способствовал сохранению мумии фараона.

Слайд 3. (Приложение 1)

img3.jpg (23596 bytes)

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки самих греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля с поминальными храмами и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. Считалось, что эти люди должны находиться рядом с ним и после смерти”.

По завершении звукового файла учащиеся отвечают на вопросы:

  • Почему древние греки считали египетские пирамиды чудом?
  • Можно ли говорить, что и сегодня они сохраняют свою славу “чуда света”? Приведите аргументы, чтобы доказать своё мнение.

Учащиеся делают запись в тетрадь:

Египетские пирамиды – первое из чудес света.

Отвечают на вопросы:

  • Когда была построена пирамида Хеопса?
  • Переведите века в годы. Каким годом начинается XXVII век?

Слайд 4 (Приложение 1)

img4.jpg (28777 bytes)

Учащиеся выполняют задания:

  • Найдите и покажите на карте район пирамид.
  • Как вы догадались, что это именно то место, о котором вас спрашивают?
  • Определите словами, где находится долина пирамид.
  • Каким знаком на карте отмечены места каменоломен?
  • Где находится ближайшая к долине пирамид каменоломня?

Рассказ учителя.

Ученым постепенно раскрывалась тайна возведения пирамид. Теперь полагают, что пирамиды, вероятнее всего, строились так. На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей тонкозернистого известняка. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни, на территории которых найдено много готовых блоков. Как оказалось, это был брак.

Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге. У подножия будущей пирамиды лицевую сторону блоков тщательно шлифовали (делали гладко), используя для этого песок и воду.

Вы видите реконструкцию строительства пирамиды.

Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь с углом подъёма около 15 градусов. По мере того как пирамида сооружалась, насыпь удлиняли. По этим насыпям камень тащили вверх на деревянных санях. Археологи обнаружили остатки таких саней. Для уменьшения трения трассу постоянно смачивали водой, так что полозья легко скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место.

Пирамида возводилась на известняковом массиве, т.е. все пирамиды стоят не на песке, а на камне. Именно поэтому они не ушли в песок от собственной тяжести.

Слайд 5 (Приложение 1)

Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом.

img9.jpg (24831 bytes)

Рассказ учителя.

Длина большого сфинкса 57 м., а высота - 20 м. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды после охоты задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии.

Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”.

У современного человека эта фигура вызывает ощущение спокойной силы.

Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.

Учащиеся делают запись в тетрадь:

Пирамида Хеопса построена около 2600 г. до н.э.

Выполняют задание:

  • Начертите в тетради “линию времени”.
  • Подсчитайте, каков приблизительный возраст пирамиды в годах и веках.
  • Чему могли бы поучиться современные строители у древних египтян?

Один из учащихся работает у доски или комментирует свои действия с места, остальные работают в тетрадях.

Слайд 6 (Приложение 1)

img5.jpg (68763 bytes)

Учащиеся рассматривают рисунок нашего времени “Жрецы выносят из храма статую бога”. И отвечают на вопросы:

  • Как выглядит местность, где расположен храм?
  • Можно ли сказать, что храм был грандиозной постройкой? Обоснуйте своё мнение.

Далее учитель или умеющий хорошо читать ученик читает вслух текст учебника (п. 2 Храмы – жилища богов.)

Текст учебника:

“Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски – каменные “иглы фараонов”. Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

За воротами – широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина храма. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречала толпа народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место – в глубину храма”.

Учащиеся выполняют задания:

  • Покажите на рисунке “иглы фараона”. Как на языке архитектуры называются эти постройки?
  • Покажите на рисунке колонны.

Учащийся читает вслух дополнительный материал к параграфу “Фараон и царица Нефертити” (стр. 55).

Текст учебника.

Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в 14 веке до н.э. фараон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски Атон). Каждый луч солнца – рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон ласкает маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названный именем этого бога, _ Ахетатон (“горизонт Атона”).

Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был забыт и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы – царицы Нефертити.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Найдите на карте Древнего Египта город Ахетатон. Опишите словами его местоположение.
  • Вспомните, что называется мумией.
  • Почему из тела умершего фараона или вельможи, делали мумию?

Слайд 7 (Приложение 1)

img7.jpg (17476 bytes)

Рассказ учителя.

Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет и её загробная жизнь прекратится. Однако мумия недолговечна, поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик. Верили, что душа может вселиться в статую, если мумия не сохранится.

На голове царицы Нефертити высокая синяя корона, украшенная разноцветной лентой. Лицо имеет естественный красновато-жёлтый цвет, брови и глаза подведены черной краской, а губы – тёмно-красной. Гениальный скульптор передал красивый овал лица египтянки с нежной кожей, продолговатыми глазами и лебединой шеей.

Слайд 8 (Приложение 1)

В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Есть такие предметы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина (как подлинные, так и копии), который находится в Москве, а так же в музеях и даже на улицах Петербурга.

Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. В чем же особенности работы древнеегипетских мастеров?

Рассмотрим два изображения: одно выполнено на папирусе (рисунок), другое вырезано на камне (рельеф).

Учащиеся рассматривают изображения на папирусе, рельеф и отвечают на вопросы:

  • Предположите, где могли помещаться данные изображения?
  • Какой сюжет изображен на рельефе? Кто на нём изображен? Своё мнение обоснуйте.
  • Каковы особенности изображения фараона, вельмож, простых воинов?
  • Кто изображен на папирусе? Свое мнение обоснуйте.
  • Каковы особенности изображения богов и фараона?

Рассмотрим знаменитые статуи египетского вельможи и его жены, фотографии которых есть в учебнике.

Рассматривают скульптуры египетского вельможи и его жены в учебнике (стр.54-55).

  • Можно ли назвать их позы естественными? Почему?
  • Одинаково ли раскрашена кожа мужчины и женщины? В чем разница?

Слайд 9 (Приложение 1)

В заключение урока учащимся предлагается самостоятельно (в сильных классах) или коллективно сформулировать и записать в тетрадь правила для художников и скульпторов в Древнем Египте.

Слайд 10 (Приложение 1)

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание. По желанию подготовить рассказ об одном из памятников искусства Древнего Египта.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интерактивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....

18 09 2020 13:24:10

Разработка урока в 8-х классах по курсу "История Отечества" на тему "Внутренняя политика России периода правления Александра I"

Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...

17 09 2020 21:29:12

Интегрированный медиаурок "Индейский летний фестиваль"

На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....

16 09 2020 17:37:49

Конспект урока обществознания по теме "Золотые руки работника"

Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....

15 09 2020 11:35:51

Понятие рынка

Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....

14 09 2020 21:51:33

Декабристы на Сенатской

Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации. ...

13 09 2020 18:22:43

Пояснительная записка к уроку обществознания "Формы культуры". 9-й класс

Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета " Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....

12 09 2020 15:26:43

Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе)

Задачи урока: систематизация знаний по теме « Символика России» (обществознание) и по темам « Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в команде, взаимовыручку и поддержку....

11 09 2020 8:38:21

Царствование Павла I (10-й класс)

Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...

10 09 2020 22:56:28

Сценарий урока по истории "Отмена крепостного права"

В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....

09 09 2020 7:11:50

Урок-игра "Государственные символы России"

Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный характер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

08 09 2020 21:20:39

Внеклассное мероприятие по истории. Историческая игра "Путешествие за три моря"

Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...

07 09 2020 1:32:14

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

Интегрированный урок литературы и истории по произведению А. С. Пушкина « Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

06 09 2020 19:14:19

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

05 09 2020 16:58:22

История создания музея воинской славы в городе Междуреченске

В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....

04 09 2020 10:41:43

Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"

Урок истории в 11-м классе по теме « Пути большевистской модернизации проводится по программе О. В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы Х Х века. ...

03 09 2020 21:32:20

Художественные музеи мира. Флоренция. Галерея Уффици

Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интерактивного пособия в школе на уроках истории, литературы, М Х К....

02 09 2020 15:49:37

Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

01 09 2020 12:23:13

Лабораторный урок по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....

31 08 2020 2:41:49

Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"

Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее характеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, характер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....

30 08 2020 2:59:15

Формирование правового сознания на уроках обществознания

Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный характер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

29 08 2020 13:27:54

"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию

Методическая разработка урока включает в себя элементы интерактивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках Е Г Э элементам содержания....

28 08 2020 6:55:49

Урок-игра "Умники и умницы"

Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры « Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....

27 08 2020 6:35:48

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

26 08 2020 16:16:24

Урок в 5-м классе по теме: "Древняя Индия"

Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности. ...

25 08 2020 6:26:36

Сюжетно-ролевая игра с элементами соревнования "Олимпийские игры в древности"

Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. ...

24 08 2020 18:47:11

Систематизация дидактического материала с использованием программы Microsoft Access 2007

Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...

23 08 2020 22:59:51

Повторительно-обобщающий урок "На войне как на войне, но прояви милосердие"

Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме " Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....

22 08 2020 19:43:53

Интегрированный урок (литература + история) "Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"

Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник " Литература" под ред. Г. И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...

21 08 2020 15:57:41

Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда

Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....

20 08 2020 7:36:20

Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"

Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....

19 08 2020 19:18:56

Урок-лаборатория по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья"

Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....

18 08 2020 14:54:35

Урок-дискуссия "Религия в современном мире" (урок по обществознанию)

Урок " Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л. Н. Боголюбова " Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....

17 08 2020 6:47:43

Урок "Отечественная война 1812 года на Смоленщине"

Средствами И К Т учитель создает картину " Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....

16 08 2020 9:55:12

Урок: "Роль ополчения в событиях Смутного времени в России XVII века". 10-й класс

Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия». ...

15 08 2020 1:32:56

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

14 08 2020 2:49:49

Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д'Арк"

Урок истории в 6-м классе по теме " Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....

13 08 2020 2:37:43

Конспект урока по истории "Пути становления государственности в Московской Руси: республика или монархия?". 10-й класс

Итоговый урок по разделу « Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint. ...

12 08 2020 19:53:15

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин"

Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....

11 08 2020 15:29:11

Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....

10 08 2020 7:18:19

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

09 08 2020 23:32:13

Повторительно-обобщающий урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Греция"

На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....

08 08 2020 4:19:37

Урок по обществознанию в 11-м классе. "Политические партии". Базовый уровень

Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью  обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....

07 08 2020 3:29:11

Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам

Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной практике обучения взрослых....

06 08 2020 23:40:21

Урок истории по теме "Художники эпохи Возрождения"

Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства. ...

05 08 2020 14:45:25

Восточные славяне

Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....

04 08 2020 8:57:46

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

03 08 2020 14:14:51

Программа элективного курса по истории России "В поисках исторических сокровищ" (для учащихся 10-х классов)

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...

02 08 2020 6:34:11

Турнир знатоков истории родного края

Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный характер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в команде. ...

01 08 2020 8:28:39

Культура средневекового Китая

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо- Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

31 07 2020 19:59:16

"Государство на берегах Нила"

Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....

30 07 2020 12:35:19

Внеклассное мероприятие по истории Отечества "Афганистан болит в моей душе"

Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром. ...

29 07 2020 21:54:47

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

28 07 2020 10:45:40

Урок истории в 7-м классе по теме "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого"

Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....

27 07 2020 11:33:36

Интегрированный урок "обществознание + программа "Здоровье" В.Н. Касаткина"

Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....

26 07 2020 3:13:54

Декабристы в Сибири

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....

25 07 2020 10:17:37

Из опыта работы над темой "Деятельностно-практический способ обучения в процессе преподавания истории в средней школе". Урок новой истории. 8-й класс

В статье приведены примеры применения деятельностно-практического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: « Военные походы фараонов», 8-й класс: « Крымская война»....

24 07 2020 1:19:34

Причины и начало Первой мировой войны (модульный урок)

В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....

23 07 2020 8:54:35

Практическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе" по обществознанию в 11-м классе (блок "Социология")

Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности. ...

22 07 2020 1:32:29

Урок истории в 5-м классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Интерактивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также. ...

21 07 2020 2:53:56

Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

После изучения раздела " Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя Г О У средней школы № 170 Санкт- Петербурга с учащимися посетили экспозицию " Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт- Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок " Своя игра"....

20 07 2020 20:49:55

Урок-дебаты по истории на тему "Многонациональные конфликты в современной России – кто виноват?"

Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры " Дебаты"....

19 07 2020 23:16:59

Урок "Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"

На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....

18 07 2020 3:13:52

Роль учительской интеллигенции в организации общественно-полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны

Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...

17 07 2020 16:45:59

Урок по теме "Доколумбова Америка", 6-й класс. "История средних веков"

На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме " Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться А Р М. Во время урока практически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....

16 07 2020 2:29:53

"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Урок памяти

Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...

15 07 2020 13:46:25

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употребления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: " Познай самого себя"....

14 07 2020 15:26:46

Урок «Средневековые соборы Европы». 6-й класс

Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой практикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....

13 07 2020 5:37:22

Методическая разработка урока "Народническое движение"

Урок " Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....

12 07 2020 18:43:28

Урок по теме "Московская Русь"

Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....

11 07 2020 3:30:46

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

10 07 2020 19:30:47

Повторительно-обобщающий урок по теме "Экономическая сфера общества"

Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме " Экономическая сфера общества"....

09 07 2020 1:39:30

Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....

08 07 2020 3:39:24

Северная война и реформы Петра I на Севере

На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....

07 07 2020 19:45:53

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

06 07 2020 17:27:36

Конспект открытого урока истории в 9-м классе по теме "Огненные версты Гражданской войны…"

Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших. ...

05 07 2020 23:47:27

Формы и методы применения информационно-компьютерных технологий на уроках гуманитарного цикла (истории, обществознания, права)

Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя....

04 07 2020 2:35:11

Урок философии "Как жить? Моральный выбор человека: добро или зло?"

Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло. ...

03 07 2020 10:41:59

Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"

Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией Р Ф, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...

02 07 2020 14:21:38

Урок обществознания по теме "Можно ли в России стать богатым человеком честно?". 11-й класс

Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает морально-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....

01 07 2020 4:37:37

Международное гуманитарное право. 9-й класс

План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с М Г П, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как М Г П, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль М Г П в урегулировании вооружённых конфликтов....

30 06 2020 22:40:50

Урок истории по теме "Курская битва". 9-й коррекционный класс

Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....

29 06 2020 21:55:46

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии Р О Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова. ...

28 06 2020 0:10:25

Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....

27 06 2020 10:56:45

Начало творческого пути юного музыканта Жака Бреля, или волшебное путешествие в историю

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает И К Т-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....

26 06 2020 21:36:56

Урок-суд над режимом репрессий: "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930 годах"

Урок-суд над режимом репрессий по теме " История политических репрессий и сопротивления несвободе в С С С Р: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы " Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов. ...

25 06 2020 12:31:24

Разработка занятия по обществознанию на тему "Отрасли российского права: основные понятия"

Предложенное занятие - промежуточное в теме " Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию. ...

24 06 2020 4:14:35

План-конспект урока истории в 8-м классе "Социальная картина российского общества в пореформенное время"

В статье представлен опыт работы по изучению темы " Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса. В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения. ...

23 06 2020 22:48:59

Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бессмертные поля России"

Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....

22 06 2020 18:55:34

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию для 11-х классов "Решение проблем малого и среднего бизнеса как слагаемое успешного развития экономики"

В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства Р Ф, провести анализ проблем малого бизнеса в Р Ф, Я Н А О, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...

21 06 2020 14:45:20

Сценарий агитбригады на тему: "Выборы и избирательное право" (Союз свобоодной молодежи)

Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей. ...

20 06 2020 22:14:22

Урок-образ по истории "Быт и обычаи россиян в XVIII веке". 7-й класс

Представлены характеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....

19 06 2020 11:34:49

Урок по теме «Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Кузбасс летом 1989 г.»

Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития С С С Р второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М. С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....

18 06 2020 1:55:16

Роль музеев в исследовательских работах учащихся

Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....

17 06 2020 3:39:19

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"

Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....

16 06 2020 6:54:53

Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"

На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....

15 06 2020 4:34:35

Методическая разработка урока контроля знаний по Единому курсу отечественной истории XX–XXI веков. 9-й класс

Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....

14 06 2020 7:42:53

Основы конституционного строя России. 9-й класс

У учащихся формируется правовая культура. Прорабатывается глава 1 Конституции Р Ф, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....

13 06 2020 2:38:54

Методическая разработка урока «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны»

В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы « Аляска– Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....

12 06 2020 15:38:55

Мир на грани ядерной войны (11-й класс)

Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...

11 06 2020 22:30:47

Финикийские мореплаватели

Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....

10 06 2020 12:17:56

Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя"

Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....

09 06 2020 23:42:50

Русь в X–XIII вв. Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России в 6-м классе

Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков. ...

08 06 2020 22:40:19

Внеклассное мероприятие по теме "Древняя Русь"

Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....

07 06 2020 1:17:24

Урок по истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме « Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....

06 06 2020 21:38:45

Реформы Столыпина

На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П. А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....

05 06 2020 20:48:46

Викторина "Путешествие по Японии"

Итоговое занятие после изучения темы « Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....

04 06 2020 6:22:42

Урок-практикум "Парадоксы реформаторского курса Н.С. Хрущева"

Работа представляет собой урок-практикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме « С С С Р в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....

03 06 2020 15:41:27

Интегрированный урок ОРКСЭ на тему «Слава в Вышних Богу…»

Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....

02 06 2020 8:44:22

Культурное наследие Санкт-Петербурга

Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спорных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт- Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....

01 06 2020 18:53:53

Урок обществознания "Зачем нужна армия"

Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....

31 05 2020 5:34:38

Конспект обобщающего урока в 10-м классе по истории "Смута: проблемы и вопросы"

Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спорных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны. ...

30 05 2020 13:19:50

"Герои Советского Союза — наши земляки"

Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....

29 05 2020 17:19:46

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

28 05 2020 18:47:18

Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность"

Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности. ...

27 05 2020 17:22:12

Урок истории по теме "Время соборов". 6-й класс

В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....

26 05 2020 4:23:52

Россия в первой половине XIX века

Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....

25 05 2020 11:44:42

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....

24 05 2020 23:56:57

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

23 05 2020 2:35:32

Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма

Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам " Основы философии" и " История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...

22 05 2020 15:22:33

Вершина Средневековья (обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе)

Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в практике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....

21 05 2020 2:33:22

Зачет-карусель по теме: "Сталинская модернизация России 1928-1938 гг."

Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета. ...

20 05 2020 5:28:39

Разработка урока "НЭП – новая стратегия" в 9-м классе с использованием технологии критического мышления

В ходе урока доказывается, что Н Э П являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....

19 05 2020 15:29:27

Культура Западной Европы XI–XIII веков

Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать характеристику архитектурных стилей....

18 05 2020 6:57:51

Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”

Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....

17 05 2020 10:17:59

Роль образования в развитии человека и общества на примере личного подвига М.В. Ломоносова

Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....

16 05 2020 3:36:41

Курс краеведения на тему "Моя малая родина"

Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. ...

15 05 2020 1:25:40

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"

В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....

14 05 2020 1:27:49

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии Р О Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова. ...

13 05 2020 11:35:22

"Олимпийские игры в древности". Урок истории в 5-м классе

Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....

12 05 2020 21:56:11

Нетрадиционный урок изучения нового материала "Западная Азия в древности. Ассирийская держава" в форме устного журнала

Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интерактивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...

11 05 2020 19:32:18

Конференция " Висло-Одерская наступательная операция 1945 года"

Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло- Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....

10 05 2020 9:45:32

Герой нашего дня: Туркин Андрей Алексеевич

Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....

09 05 2020 3:15:28

Отношения между людьми. Урок обществознания. 7-й класс

Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....

08 05 2020 18:20:37

Интерактивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс

Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....

07 05 2020 8:34:26

Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....

06 05 2020 0:23:39

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

05 05 2020 1:23:25

"Русская ярмарка - показатель экономического развития Московской Руси конца XV — начала XVI века". История, 6-й класс

Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему. ...

04 05 2020 13:36:50

Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"

Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....

03 05 2020 19:56:22

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 7-м классе по теме "В музее Петра I"

Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке " Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...

02 05 2020 9:53:32

Методическая разработка урока "Партизанская слава Ленинградской области"

Урок проводится в 10-м классе в рамках курса « История и культура Ленинградской земли». Цель урока – создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Данный урок может быть использован для проведения тематических классных часов по истории Великой Отечественной войны....

01 05 2020 4:38:13

Гражданская война: красные. 9-й класс

Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....

30 04 2020 4:14:20

Страны Запада во второй половине ХХ в. 9-й класс

Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....

29 04 2020 6:17:11

Разработка урока "Уроки Карибского кризиса"

Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....

28 04 2020 14:49:57

Повторительно-обобщающий урок-игра в 5-м классе по теме: "Древняя Греция"

Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....

27 04 2020 0:53:44

Презентация и план проведения занятия по теме "Международное гуманитарное право" с использованием ИКТ

В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: М Г П; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...

26 04 2020 10:49:50

Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории: "Серебряный век русской культуры"

Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...

25 04 2020 19:43:49

"Мы живем в Красноярском крае"

Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....

24 04 2020 20:38:46

Элективный курс "Церковные деятели средневековой Руси"

Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси. ...

23 04 2020 5:40:10

Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"

Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы " Синопское сражение", "оборона Севастополя", " Парижский мир"....

22 04 2020 21:21:59

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::