Интегрированный урок "Святая к музыке любовь…"
Межпредметная связь :музыка, история, немецкий язык.
Цели занятия :
- расширение страноведческих знаний по немецкому языку.
- cовершенствование монологических и диалогических высказываний о значении музыки, о жизни и творчествевеликих композиторов Германии и Австрии.
- развитие творческих способностей учащихся, их эстетического вкуса, обогащение внутреннего мира детей.
- воспитание любви и уважения к немецкому народу и немецкой культуре, а также к родной культуре.
- развивать правильное отношение к музыке и музыкальный вкус,
- воспитывать чувство прекрасного на основе музыкальных, литературных, художественных произведений.
Техническое оснащение занятия :компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные произведения Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, портреты композиторов, репродукции картин.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
На свете много языков, но лишь одному подвластны умы и сердца людей всей Вселенной. Это язык музыки. Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие - музыкальное путешествие по Германии.
Наше путешествие будет не только в прострaнcтве, но и во времени. Мы перенесёмся с вами в 17-19век, когда Германия была одной из самых влиятельных стран Европы. Страна развитой промышленности, богатая историей, давшая миру много выдающихся личностей. Это гении мировой поэзии, музыки, литературы, искусства и науки. . Давайте прослушаем краткую историческую справку о развитии музыкального искусства Германии в 17-19 веке.
Ученик рассказывает о развитии западно – европейской музыки 17-19 века. : 17-век –это начало новой эпохи в музыке, освобождающейся от господства церкви, обретающей всё большое многообразие жанров, форм, красок, выразительных средств. В это время из немецких композиторов и музыкантов широко был известен Георг Фридрих Гендель (1685-1759), который стремился к воплощению в музыке идей героического подвига. Церковь нередко запрещала исполнение такой музыки, но величественные произведения Генделя всё же получили широкое признание. Его творчество оказало большое влияние на Глюка и Бетховена . Рядом с вокальными жанрами развиваются инструментальные. Вслед за органом-королём искусства Барокко, звучащим уже не только во время церковной службы, но и в специальных концертах, выдвинулся клавесин. Для этих инструментов писали музыку Букстехуде Д. , Г. Ф. Гендель и величайший из всех –И. С. Бах. Мощь и патетика органных сочинений оттенялись изяществом клавесинных. Высшего расцвета инструментальная музыка достигла во 2-ой половине 18-века. При дворах немецких и австрийских князей существовали капеллы-ансамбли и оркестры. Их руководители (капельмейстеры) писали музыку для развлечения князей. Вена стала колыбелью классической симфонии и других жанров инструментальной музыки-сонаты, концерта, квартета. В музыке венских классиков Й. Гайдна, В. А. Моцарта , Л. Бетховена -окончательно сложился тот музыкальный язык, на котором “заговорила”вся Европа.
Приближение Великой французской революции оказало огромное влияние на музыкальное искусство. Идеи революционного преобразования мира стали содержанием симфоний Бетховена, проложивших новые пути музыке 19 века. Вскоре появляется и новое направление- романтизм, впервые заявивший о себе в песнях и симфониях Ф. Шуберта. Жизнь человеческого сердца стала главным содержанием его творчества. Композиторы 19в. -страстные борцы за утверждение высокого искусства, воспитывающего людей в духе самых благородных и светлых идей. Они нередко выступают со словом о музыке, поясняя её содержание, стремясь приобщить к ней как можно большее число людей. И сейчас статьи и книги Шумана, Вагнера, Листа помогают нам разобраться в сложном мире музыкальных идей. Романтизм вступает в свой зрелый этап с творчеством Р. Шумана, утверждающим тесную связь музыки и литературы . Беседа учителя с учащимися о том, каким должно быть настоящее музыкальное произведение.
Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова (на экране появляется выражение на немецком языке-“Die Musik ist eine Sprachе die jeder versteht”. Учитель читает эти слова и говорит о том, что это высказывание очень точно передаёт смысл и тему урока. )Далее на экране появляются слова на русском языке:”Музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слёзы и грусть . Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. ’Это свойство музыки составляет её главную прелесть, главную чарующую силу. Она непосредственный язык души”.
(На экране появляется план урока)
- Wozu braucht man doch Musik?
- Was ist ein richtiges Kunstwerk?
- Die grossten Komponisten Deutschland.
На фоне музыки на экране появляются слова:”Jeden Tag horen wir uns im
Rundfunk und im Fernsehen, auf den Strassen und im Kinosaal Musikwerke an. Verschiedene Musikarten, verschiedene Melodien, verschiedene Darsteller. Die anderen bewundern wir, die anderen lassen wir kalt. Warum?
Was ist ein richtiges Kunstwerk?Um diese Frage zu beantwortet, sagen wir welche Musikwerke gibt es? Учащиеся отвечают:ein Lied, eine Opern, eine Sinfonie, eine Romanze, ein Klavirkonzert, eine Orgelmusik, ein Walzer, ein Ballet, eine Popmusik, Rap, Jazz, Heavymetal, Techno, u. a.
Слова учителя:Gut! Und wie soll ein richtiges Musikwerke sein?Wie meint ihr?
Ответы учащихся:
аktuel sein, immer modern sein, optimistisch sein, lebenswichtig sein.
Учитель:Und wie ist seine Sprache? (genau, national, versteandlich, sonnenlicht, klar, genial, lustig u. a. )
Und wir beginnen unsere Reisen in der Stadt Eisenach. (на экране картаГермании )Учитель начинает рассказ на родном языке.
“Когда из Эрфурта едешь в Эйзенах, то примерно через час пути, видишь вдали гору с замком на вершине. Это -Вартбург, старинная крепость тюрингских ландграфов. Теперь здесь музей. (показ крепости Вартбург)
Сотни лет назад, во времена средневековья, в зале Вартбургского замка происходило знаменитое состязание певцов. Из окон замка открывается, захватывающий дыхание вид на окрестные горы, покрытые лесом (пейзаж на экране) и на расположенный у подножия Вартбурга Эйзенах, город в котором 21 марта 1685 года родился Иоганн СебастьянБах. (портрет Баха на фоне его музыки ). Родился здесь в Тюрингии в одном из красивейших краёв Германии, в местах издавна связанных с музыкой. (на экране дом-музей Баха).
Прошло 322 года со дня рождения гениального немецкого композитора
“Не ручей ! Морем он должен был называться” -сказал когда-то о Бахе Людвиг Ван Бетховен.
Здесь игра слов “Бах” по-немецки означает “ручей”. Да, музыка Баха –это действительно море или даже целый океан чувств и мыслей. (на экране портретБаха). Посмотрите на портрет Баха – крупно вылепленное лицо 47-летнего человека, полного жизни. В близоруких глазах, смотрящих из-под густых энергично сведённых к переносице бровей, внутренняя сосредоточенность, а в углах рта – лукавое добродушие. Ну, разумеется, он в парике. К слову сказать, парик служит Баху иногда самым неожиданным образом. Бах вспыльчив , рассказывают, что однажды на какой –то репетиции Бах, обьятый гневом, сорвал свой парик и запустил им в фальшиво играющего музыканта. Впрочем, Бог с ним, с париком; Иоганн Себастьян принадлежал к пятому поколению Бахов, которые вот уже добрую сотню с лишним лет служили музыке во славу своей земли. (слайд немецкой церкви и органа ). Бах любил орган больше всех других инструментов, хотя превосходно играл на клавесине, скрипке, альте. И действительно, какой инструмент сравнится с органом в звуковом богатстве. Молодой музыкант, сидящий за пультом арнштадского органа, чувствует себя повелителем мира звуков. Но он знает, что мир этот вверен ему не для забавы, а для возвышенного и торжественного служения искусству. Бах достиг уже немалых успехов в композиции и игре на органе , но ещё большей была его жажда совершенства. Вот почему в октябре 1705 года, получив у начальства отпуск на месяц, он отправился в Любек поучиться у Дитриха Букстехуде, одного из лучших органистов того времени. От Арнштадта до Любека 350 километров. У Иоганна Себастьяна видно не было денег, чтобы проехать такое расстояние. Он проделал весь путь пешком. Так, по крайней мере , нам рассказывает Форкель - первый биограф Баха . Знаменитое путешествие юноши Баха входит в историю его жизни как одно из свидетельств великой, священной любви к музыke, горевшей в его душе. Дорога ведёт его на север, в сторону Балтийского моря. После долгих дней пути в сероватой мгле холодного утра перед ним встаёт старинный город с башнями и шпилями, воротами и крепостными стенами - Любек, вольный имперский город- порт. (показ Любека ) Иоганн Себастьян идёт по его извилистым улочкам и выходит к знаменитой Любекской ратуше, рядом с которой, на одной из площадей возвышается Мариенкирхе – цель путешествия Баха. Наступило рождество на улицах царило праздничное веселье. В Мариенкирхе звучали праздничные хораллы. (звучит органная Токката и фуга ре минор ). …Замер последний звук музыки, величественной, как мир и взволнованной, как душа человека, потрясённого величием мира , первые слушатели этой музыки были потрясены так же, как каждый из нас кто теперь. почти 320 лет спустя, затаив дыхание слушает органную Токкату и фугу ре минор Бах многому научился у знаменитого органиста и вместо одного месяца пробыл в Любеке четыре, только в феврале Иоганн Себастьян отправился в обратный путь. Глубоким органным тоном звучит музыка в его душе. Он идёт, окрылённый новыми впечатлениями. Но чувства у людей разные и музыка Баха тоже разная. Он с детства почувствовал величие музыки. Когда же сам Иоганн Себастьян стал мастером, людям, слышавшим его игру, казалось, что от музыки исходит облагораживающая сила, способная переродить человека. Недаром её так любят учёные, философы, поэты – все те кому открылся беспредельный мир мысли. Известно, например, как преклонялся перед ней великий учёный нашего времени Альберт Эйнштейн. Он слышал в ней “гармонию Вселенной”
Тридцатые годы 18 века Иоганн Себастьян Бах жил в Лейпциге. Здесь в его обязанности входило “руководить музыкой “ в двух главных церквах города …. Почти каждое воскресенье почтенные жители Лейпцига, их жёны и дети, заполнявшие Томаскирхе, могли слушать какую- нибудь духовную кантату Баха. Сам мастер сидел за органом. Тут же находился небольшой хор, в котором пели ученики Баха - мальчики из школы св. Фомы. И звучала прекраснейшая музыка. (слайд - поющие мальчики из церковного хора). (Рассказ о Бахе на немецком языке, приложение №1)
В жизни самого Баха густо переплетаются тёмные и светлые нити. Его зрение катастрофически быстро ухудшается, врачи констатируют “прогрессирующая слепота “ часто Бах играет “на слух” он не видит нот (к концу жизни Бах был почти слепым).
Что касается службы, то, по его собственным словам, он живёт в Лейпциге в обстановке “злобы”, ”зависти”, и “преследования”(из письма Баха 1730 г. ) Радость и скорбь, свет и мpaк, сменяют друг друга и в домашней жизни Баха. Его дом посещает cмepть, уносящая одного за другим нескольких его детей. Бах был дважды женат, первый раз на троюродной сестре Марии Барбаре Бах, а после её cмepти на молодой певице Анны Магдалены. От двух бpaков у него было около двадцати детей. Оставшиеся в живых сыновья и дочери были “прирождёнными музыкантами”(из письма Баха 1730 г. )” смею Вас заверить, что из моей семьи можно составить концерт как вокальный, так и инструментальный “- с гордостью говорил Бах. К счастью, от того времени сохранились восторженные хвалы современников искусству Баха . Его называют “князем всех клавиристов и органистов “, пишут стихи в его честь:
“Но ты таких высот, о Бах, достигнуть можешь,
Что путь к бесcмepтию один себе проложишь. ”
Бах известен гостеприимством, приветливостью, и “нелицемерной любовью к ближнему “, как написал ему в посвящении своих сочинений один музыкант. К Иоганну Себастьяну приезжают музыканты, желающие у него поучиться или получить совет. Иногда возникает важный вопрос :какое искусство важнее - серьёзное, возвышенное или весёлое, развлекающее ? И то, и другое – отвечает Бах своей музыкой, возвышенно- трагической в духовных кантатах и Бах смеющийся в шуточных, весёлых кантатах. ( Звучание мажорной музыки Баха)
Много прекрасной музыки написал Бах, в 19 веке началось возрождение его музыки её повсеместное издание и изучение. Каждое поколение находит в музыке Баха что- то новое, учится понимать её ещё глубже и полнее.
Следующей целью нашего путешествия будет небольшой немецкий город Бонн - родина гениального немецкого композитора Людвига Ван Бетховена, который появился здесь на свет в 1770 году. “Музыка должна высекать огонь из людских сердец “ - говорил Бетховен, чьё творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Творчество Бетховена новый этап в музыке, oh расширяет горизонты музыки как искусства, насыщает её невиданными доселе контрастами, напряжённым развитием образов. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами : таковы его единственная опера “Фиделио” и музыка к драме И. В. Гёте “Эгмонт” (далее на немецком языке учащиеся рассказывают о жизненном и творческом пути композитора. Приложение №2 ) Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, здесь он ещё юношей восхитил своей игрой В. А. Моцарта, занимался у Й. Гайдна, здесь прославился прежде всего как пианист. Бетховен превосходно импровизировал, а также исполнял свои концерты и сонаты, не уступавшие симфониям по глубине и силе музыкальных идей. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность филосовской лирики , сочный, порой грубоватый юмор– всё это мы можем встретить в бесконечно богатом, всеобъемлющем мире его сонат (всего им были написаны 32 сонаты ). Лирико – драматические образы 14-й (“Лунной”) и 17-й сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжёлый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из– за потери слуха. (звучание 14-й или 17-й сонат ). Но кризис был преодолён ; появление 3 симфонии (1804 год) ознаменовало победу человеческой воли. Грандиозность масштабов нового сочинения ошеломила слушателей. Симфония получает название “Героическая”. В период с 1803 по 1813 создаётся большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Так в знаменитой 5-й симфонии достигает особого накала драматизм борьбы с судьбой. И одновременно возникает одно из самых светлых, ”весенних” произведений - 6-я (“Пастopaльная”) симфония, воплотившая образы природы, любимой Бетховеном глубоко и неизменно . Композитор находится на вершине славы. Однако аристократическое общество чуждо Бетховену , вкусы “танцующей” Вены его не привлекают. Ему всё больше нравятся камерные жанры. В вокальном цикле “К далёкой возлюбленной”, последних квартетах и сонатах Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека. Никогда не останавлиясь на достигнутом, стремясь вперёд, к новым открытиям, Бетховен намного опередил своё время. Его музыка была и будет источником вдохновения для многих поколений. (звучание одной из симфоний или сонат Бетховена, на фоне музыки одна из учениц произносит : “Я представляю, что Бетховен играет эту сонату будучи глухим. Он музыку не слышит, но чувствует её всем сердцем. Музыка грустная, и очень трогательная, такая же как жизнь Бетховена”.
(на экране портрет Роберта Шумана и вид города Лейпцига)
Учитель или ведущий продолжает: Наше путешествие снова ведёт нас в старинный немецкий город Лейпциг. С именем Роберта Шумана – великого немецкого композитора – связаны самые большие завоевания романтической музыки. Способность глубокого и тонкого проникновения в жизнь человеческого сердца , желание увидеть в жизни чудесное и необыкновенное, скрытое от равнодушных обывателей; Мечтатель и выдумщик Шуман очень любил детей и много писал о них и для них. Его фортепьянные пьесы, входящие в “Альбом для юношества”(1848г), “Детские сцены”(1838г), ”Альбом песен для юношества”(1849), раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений, рисуют картины окружающей жизни, сказочные образы. Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, схватывать одним штрихом самое хаpaктерное в облике человека или в его настроении. Новизна и необычность шумановской музыки ярче всего сказалась в его фортепьянных пьесах, созданных в 30-х годах в Лейпциге. В те же годы Шуман издаёт “Новый музыкальный журнал “. Статьи Шумана увлекательны и поэтичны, он стремится в них, как и в своей музыке к лаконичным и ярким хаpaктеристикам. Шуман в эти годы пылко и восторженно влюблён в талантливую пианистку Клару Вик. Но отец Клары считал, что его дочь должна сначала стать известной пианисткой, а потом уже выходить замуж за молодого композитора . Влюблённые встречались тайно на занятиях музыки, они любили музыку и музыка помогла им, она связала их две судьбы в одну. Клара стала известной пианисткой, а Роберт всемирно известным композитором. 1840 год - год долгожданной женитьбе на Кларе Вик – стал для Шумана годом песен. Среди них вокальный цикл “Любовь поэта “ на слова Г. Гeйне, поэта особенно близкого Шуману и свадебный подарок Кларе циклы “Мирты” и “Любовь и жизнь женщины”. Русские композиторы высоко оценили творчество Шумана. Особенно любил Шумана П. И. Чайковский, считавший его самым великим композитором – романтиком 19 века. (на немецком языке о любви Роберта и Клары рассказывает ученик 10 класса, приложение №4, звучание музыки Шумана).
Далее наше путешествие ведёт нас на север Германии - город Гамбург, на родину знаменитого композитора Иоганна Брамса. Брамс был другом семьи Клары и Роберта Шуман. Несмотря на то, что Иоганн Брамс был моложе Роберта на 13 лет, Р. Шуман очень высоко отзывался о творчестве Брамса, в частности “Немецкий реквием “ Брамса он сравнивал с водопадом. Первые уроки музыки Иоганн Брамс получил от своего отца, который исполнял танцевальную музыку и играл на пианино в театре, там же заработает свои первые деньги и Брамс – младший. Биографы Брамса говорили о нём , что он мог быть одновременно и грубым и очень сердечным человеком. О нём при жизни ходили легенды : он мог каждому желающему играть танцевальную музыку так свободно, что играли только руки, а сам в это время читал интересную книгу, лежащую на нотной подставке. Его музыка от этого не пострадала, наоборот, её пылающий огонь , эта музыкально- исполнительская виртуозность красной нитью проходят через всё его творчество. После cмepти Роберта Шумана, а произошло это в 1856 году, Иоганну Брамсу было в ту пору 23 года, молодой Брамс поддерживал Клару Шуман в этот тяжёлый для неё период, он писал ей письма полные заботы и нежности, доверял только ей одной свои личные тайны и мысли. Было ли это простой дружбой, или что то большее, похожее на любовь? Биографы не дают ответа на этот вопрос, а Клара и Иоганн не раскрыли нам своей тайны, но музыка Брамса досказывает то, что скрыто временем. Именно в этот период появляются знаменитые его произведения : фортепьянные сонаты, песни для хора, оркестровые произведения, органные хоралы, танцевальная музыка, знаменитые “Венгерские танцы” и многое другое. (звучание музыки Брамса ) Ни один музыкальный жанр не был ему чужд. Музыка Брамса и сегодня волнует сердца людей, а большего он не желал.
А сейчас мы отправимся в Вену – столицу Австрии, где прошла недолгая жизнь первого композитора – романтика Франца Шуберта. В своей музыке он выразил настроения одиночества, тоски, отразил те разочарования и горечь, которые вызывала у людей окружающая действительность . Уже в юные годы композитор находит свою манеру высказывания, свой музыкальный язык. В 17 – 18 лет он пишет такие замечательные песни, как “Форель “, “Гретхен за прялкой “, “Лесной царь”, которые можно назвать жемчужинами его творчества. Шуберт очень много сочиняет. Только за 1815 год появилось более 140 песен, а Шуберту в это время всего 18 лет. Одновременно по строгому настоянию отца он работает помощником школьного учителя в начальных классах. Проработав три года, Шуберт уходит из школы. Начинается тяжёлая самостоятельная жизнь. Во многом Шуберту помогали друзья. Нередко их встречи посвящались целиком музыке. Звучали произведения различных композиторов и самого Шуберта. Иногда устраивались вечеринки, танцевали, а Франц часами сидел за фортепьяно и импровизировал. Такие вечера назывались “шубертиадами “. Так рождались многочисленные вальсы, лендлеры, экосезы. В это время в Вене жил великий Л. Бетховен. Он был восхищён песнями Шуберта и хотел познакомиться с молодым композитором. Но эта встреча не состоялась из – за застенчивости Шуберта. Через год после cмepти Бетховена ушёл из жизни и Шуберт. “Cмepть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды “, - гласит надпись на могильном памятнике. Король песен - называли Шуберта ещё при жизни, но он был очень бедным королём. Главным богатством - была его музыка. Короткая жизнь композитора полна лишений, страданий, порой у него не было самого необходимого, например нотной бумаги, современники композитора рассказывают:”Однажды в гости к Шуберту зашёл известный художник, заметив, что у маэстро закончилась нотная бумага, он тут же от руки начертил композитору несколько листов нотных линий, теперь Шуберт мог спокойно работать несколько дней. Когда Шуберта не стало, знаменитого художника спросили, какое произведение он считает в своём творчестве самым главным - “ нотные линии для Шуберта” ответил мастер, поставив творения композитора гораздо выше собственных произведений. За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах : 9 симфоний, увертюры, квартеты, трио, квинтеты, сонаты, оперы, фортепьянные миниатюры, фантазии, экспромты и многие другие произведения . Главное же место занимают песни (их свыше 600 ). Жанр песни Шуберт сделал свободным к воплощению глубокого содержания, в ней более тесно соединились слово и музыка. Музыке Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность. И в песне, и в других произведениях композитор раскрывает необъятный внутренний мир человека – мечтательный, страдающий, протестующий, передаёт его сокровенные мысли и чувства. К одному из таких произведений относится знаменитая “Аве, Мария !” Это песнь – восхваление, своего рода молитва Божьей Матери Марии. Это произведение было написано, по всей вероятности, в момент сильнейшего душевного переживания, какие бывают в жизни каждого человека, а иначе трудно объяснить, почему спустя почти 200 лет эта музыка трогает до слёз, заставляет поднимать глаза к небу и эмоционально влияет на наше настроение. Здесь мало услышать, здесь надо вслушаться и почувствовать как прибавляется в мире света и доброты, потому что свет и доброта идут из вашей души, потому что музыка Шуберта вне времени и он действительно “Король песен “ как называли его ещё при жизни. (звучание “Аве, Марии!”) На фоне музыки на экране появляется репродукция картины “Сикстинская Мадонна”, Икона Божьей Матери ) Учитель или ведущий продолжают говорить:”всмотритесь в лица этих мадонн, в их глаза. В них и любовь, и страдание, и вера в лучшее на земле, тоже, что и в музыке Шуберта . ”(звучание музыки 2- 3 минуты).
После прослушивания музыки учитель говорит: Заканчивается наше путешествие, но не заканчивается связь с музыкой, которая следует за нами всю нашу жизнь. Прекрасные творения гениев, всегда доступны, всегда находят путь к сердцу человека, волнуют ум, потому что содержат в себе и выражают общечеловеческие мысли и чувства, которые вне времени, которые всегда понятны и близки людям : добро и зло, радость и горе, жизнь и cмepть, счастье и страдание, героический пафос и лирические размышления. Я желаю вам обращаться к этому живительному источнику как можно чаще. Потому что в музыке прошлого и сегодня можно найти ответы на волнующие нас вопросы.
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....
28 03 2024 19:50:35
Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....
27 03 2024 19:38:20
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
26 03 2024 14:17:47
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...
25 03 2024 11:50:10
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
24 03 2024 10:15:59
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
23 03 2024 18:10:15
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...
22 03 2024 22:28:39
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
21 03 2024 14:30:31
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
20 03 2024 12:55:27
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
19 03 2024 13:58:28
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
18 03 2024 22:54:17
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
17 03 2024 20:37:42
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
16 03 2024 0:59:17
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
15 03 2024 2:54:28
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
14 03 2024 6:31:42
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...
13 03 2024 10:44:43
Игра "За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три комaнды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя. ...
12 03 2024 9:50:15
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
11 03 2024 18:51:21
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
10 03 2024 18:31:55
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
09 03 2024 9:56:29
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
08 03 2024 10:21:20
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность. ...
07 03 2024 2:56:48
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...
06 03 2024 11:11:18
Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....
05 03 2024 5:14:15
Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...
04 03 2024 14:25:54
Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...
03 03 2024 4:17:43
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
02 03 2024 7:16:34
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
01 03 2024 3:42:10
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
29 02 2024 2:19:19
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
28 02 2024 2:39:55
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
27 02 2024 1:13:55
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
26 02 2024 22:11:48
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
25 02 2024 13:17:33
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
24 02 2024 6:18:38
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
23 02 2024 15:19:48
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
22 02 2024 10:44:18
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
21 02 2024 3:14:52
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
20 02 2024 11:59:17
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса. ...
19 02 2024 0:54:15
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
18 02 2024 8:49:14
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
17 02 2024 7:34:46
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
16 02 2024 17:23:55
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...
15 02 2024 5:15:13
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
14 02 2024 18:44:33
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
13 02 2024 3:23:24
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
12 02 2024 2:22:31
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
11 02 2024 5:59:18
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
10 02 2024 8:15:12
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов. ...
09 02 2024 1:35:23
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...
08 02 2024 12:51:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::