Разработка урока по обществознанию "Трудовое право несовершеннолетних". 9-й класс

Цель: дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего.
Ток-шоу «До и после 14»
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- экран
Участники:
- ведущий
- 2 подростка (мальчик, 1 дeвoчка), 1 работник отдела кадров.
- гости студии (депутат Госдумы комиссии по охране труда, главный редактор газеты «ТРУД», заместитель министра здравоохранения и социальной защиты)
- зрители в студии
ХОД УРОКА
Ведущий:
В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся, как можно раньше начать заpaбатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Поэтому неудивительно, что труд подростков в различных организациях стал обыденным явлением. Тем не менее, трудовая деятельность этой категории работников имеет свои особенности. Вот эти нюансы мы и попытаемся выяснить на нашей программе.
– Представляю вам гостей в студии:
1) депутат Гос. Думы, члeн комиссии по охране труда Иванов А.И
2) главный редактор газеты «Труд»- Салихов М.Н.
3) заместитель министра здравоохранения и социальной защиты Кузин Л.Т.
4) журналист одной из популярных СМИ «Работа и зарплата» Сонова И.Н.
Ведущий:
– В преамбуле Конвенции о правах ребёнка принятой 2 сентября 1990 г говорится: «… ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашённых в Уставе ООН».
Мой первый вопрос депутату ГОС. ДУМЫ Иванов А.И.
– В Российском государстве есть законодательная основа трудоустройства подростков?
Ответ:
– Да, конечно, Российским законодательством предусмотрена защита прав ребенка.
Во-первых, это отдельное положение Трудового кодекса РФ, в частности гл. 42. Во-вторых, сюда же относится «Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учёбы время» и конечно основной закон РФ – Конституция гл.2, и федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» гл 1.
Ведущий:
– Спасибо за пояснения, и я представляю нашего первого героя:
Суров Евгений, г. Новгород.
В этом году Евгению исполнилось 15 лет, и он решил поработать летом.
Что произошло?
Первый герой - Суров Евгений:
– Я впервые решил подработать летом, мне очень хотелось купить себе компьютер, отец сказал, что добавит денег, но какую-то часть я должен заработать себе сам. Я устроился в издательство нашей местной газеты, мне надо было каждый день распространять газету, она бесплатная для населения. Работал я 2 месяца, начиная в 9 утра, только к 17.00 я успевал раздать все экземпляры. Работал в дождь. Первую зарплату я получил с опозданием. А вторую жду уже 2 месяца, и никто ничего не обещает.
Ведущий:
– Даже не сведущему в законах человеку, ясно, что здесь явно нарушались права ребенка, как можно прокомментировать ситуацию. Этот вопрос мы адресуем прокурору Новгородской области.
Запись на экране:
– Всего по результатам проверки городскими и районными прокурорами внесено 43 представления об устранении выявленных нарушений, принесены три протеста на незаконные приказы, в суд направлено 12 исков о взыскании заработной платы, возбуждено 14 дел об административных правонарушениях. Прокуратурой Новгородской области внесено представление председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Новгородской области.
Во многих случаях с подростками не заключались трудовые договоры. В данном случае трудовой договор не был заключён, не велся учет рабочего времени.
Зам. Министра здравоохранения и соц. Защиты:
– Согласно норме статьи 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд запрещен, при этом законодателем к принудительному труду отнесено и нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или её выплата не в полном объеме. Трудовым законодательством регламентировано, что заработная плата выплачивается не реже , чем каждые полмесяца, при этом статьей 80 Трудового Кодекса РФ установлено, что в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и провести с ним расчет. В данном случае следует привлечь работодателя к административной ответственности.
Ведущий:
– Нам действительно сегодня нужно выяснить:
- какие документы требуется оформить при приёме на работу?
- что гарантирует государство подростку при приеме на работу?
- какие условия работы должны быть обязательно включены в трудовой договор с подростком?
- куда следует обращаться родителям и подросткам в случае нарушения их прав?
- где найти работу:
– С этой целью мы отправляем в центр занятости подростков двух наших журналистов. В конце передачи мы их ждем с ответами на эти вопросы.
(В актовый зал отправляются 2 журналиста)
В актовом зале находятся консультанты, дают ответы на интересующие вопросы. В дальнейшем ответы показываем на экране. Журналисты рассказывают, поясняют.
Ведущий:
– А мы продолжаем нашу программу, с какой целью подростки ищут работу ,хотим ознакомить вас с результатами журналистского расследования, которое прокомментирует представитель газеты « Работа и зарплата»
(На экран выводятся результаты исследования)
В ходе исследования было взято 21 интервью с 46 подростками. Были определены предприятия и организации, принявшие на работу школьником. С этой целью, был проведен телефонный опрос начальников отделов кадров, на первом этапе также были установлены места самозанятости подростков: автозаправки, рынки, точки оптовой продажи газет.
Работающие подростки вовлечены в городе во вторичный рынок труда. Их работа отличается низкой оплатой, отсутствием перспектив продвижения, нестабильностью и высокой текучестью. Ребята прежде всего занимаются распространением газет, мойкой машин и мелкой торговлей на рынке. Наиболее «престижной» считается продажа газет. Мойка машин, по мнению ребят « грязный труд», возни слишком много, а платят мало.
По отношению к труду городских подростков условно можно разделить на:
- активных
- пассивных
- Первые нацелены на поиск работы. Их отличает серьезное, ответственное отношение к своему труду. Такие подростки реально оценивают свои возможности, знают, на какую работу они могут рассчитывать. Работа нужна, прежде всего, им самим, а не их родителям или учителям. Ребята хотят иметь собственные деньги. Экономическая самостоятельность – основная причина. На вопрос «Чего хотите себе пожелать?», ребята из активной группы отвечали «Кучу денег».
- Пассивные подростки не стремятся найти работу, даже если они очень нуждаются в деньгах. Для них лучше «на улице побегать, к подружкам сходить» Яркий пример отношения к труду – школьный лагерь. Свою работу учащиеся воспринимают, как отработку. По существу она им не нужна. Успех для ребят из пассивной группы заключается в том, чтобы «хорошо закончить школу и поступить учиться дальше», в их жизни не было ситуаций, когда они реально сталкивались с нехваткой денег.
Ребята из активной и пассивной групп по-разному относятся к способам заработка. «Активисты» предпочитают заниматься «своим бизнесом»: продажей газет, заправкой, мойкой машин, торговлей. Они скептически относятся к работе на предприятии.
Подростки из пассивной группы предполагали, что в случае необходимости будут искать работу именно на предприятиях. Продажа газет, мойка машин - труд для них неприемлемый: «Это вредно, тяжело…, там гоняют»
В школе № _____ среди учащихся 10-11 классов работали этим летом 10 человек
Заключили трудовой договор -3 подростка
Проблемы с з/п- у 5 чел
Ведущий:
– Спасибо за комментарий. Мы представляем нашего следующего героя, встречайте работник центра занятости г. Москвы – Кондратьева И.Н.
– Скажите пожалуйста, почему работодатели неохотно берут на работу несовершеннолетних?
И.Н.:
– Работодатели не заинтересованы в приеме на работу подростков 14-15 лет. Во-первых, им просто не выгодны те льготы, которые они должны предоставить по закону о труде: сокращенный рабочий день, увеличенный отпуск и т. Д. Частные предприниматели, мелкие и средние фирмы не берут подростков также потому, что они лично не могут нести материальную ответственность. Во-вторых, у подростков нет даже начальной квалификации, они сразу не могут приступить к выполнению своих обязанностей.
Ведущий:
– У меня вопрос к редактору газеты «ТРУД».
– Только ли отсутствие квалификации мешает работодателю принять на работу подростка?
Редактор газеты «Труд»:
– Конечно нет, большинство работодателей имеет отрицательный опыт работы с подростками 14-15 лет. Например, в этом году ЖЭК (МЖРЭП) набрал несколько бригад дворников из подростков, в том числе трудных. Основной фронт работы – уборка дворов. Оплата труда вполне приемлема. Руководство предприятия пошло на встречу подросткам и назначила удобный график работы с 8 до 12 часов. Они проработали 3 дня, у кого спина, у кого нога, кому лень вставать (дети – есть дети). В итоге только двое подростков доработали до конца положенного срока.
Работник отдела кадров:
– Другой пример. Магазин принял на работу 10 девочек продавцами мороженого с зарплатой 6000руб. Кроме того, дeвoчки могли получить премию в конце месяца. «Кто семечки грызет», – рассказывала сотрудница магазина, – «кто по сторонам смотрит». В конце недели у одной недостача 1,5 тыс., у другой – тысяча. Ответственность они не несут, а родители не хотят выплачивать.
Работодатели после подобных случаев расторгают договора с подростками. Работодатели, вновь обращаясь в службы занятости, берут только тех, кому исполнилось 16 лет.
Ведущий:
– Как можно прервать трудовые отношения, если у ребенка нет желания продолжать их?
На вопрос отвечает депутат Госдумы:
– Трудовые отношения с несовершеннолетними работниками могут быть прекращены в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексам РФ (ст. 74-84) Кроме того, учащиеся имеют право самостоятельно расторгнуть договор, предупредив об этом администрацию организации письменно за три дня до расторжения. А так же с письменного заявления родителей либо на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего продолжению работы.
Ведущий:
– И, наконец, наша следующая героиня из г. Астpaxaнь – Коровина Светлана, 16 лет
Светлана:
– Моя мама работает на рынке, мне приходилось сначала подменять её. Хотела работать все лето, но потом поняла, что с утра до вечера стоять у меня организм не выдерживает: не поешь нормально, ничего. А у меня ведь есть друзья, которые работают малярами, и в порту, перенося разные сумки на рынки. Вообще интересно было бы узнать, что нельзя делать подросткам?
Ведущий:
– Об этом пришла пора спросить наших журналистов. Которые должны рассказать, что они узнали о трудовом праве подростков. Какие гарантии дает государство по защите прав ребенка, и какие ограничения существуют при приеме подростка на работу.
– Слово предоставляется журналистам, прибывшим в студию. На экране появляется презентация «Трудовое право подростка»
Ведущий:
– И вот последняя информация, поступившая к нам в студию:
«Трудовые права подростков нарушали все, кому не лень», – сообщает независимое информационное агентство республики Хакасия.
Соблюдение трудовых прав несовершеннолетних в республике находится под постоянным прокурорским надзором. Прокурорская проверка выявила нарушение трудовых прав подростков. Заработная плата детям в г. Сорск была выплачена лишь после направления в суд прокурорами свыше 100 заявлений в интересах детей на сумму более 103 тыс. рублей. Работавшие дети в г. Сорск сообщили, что работодатель – администрация города занижала количество фактически отработанных ими часов. Уточняется причиненный детям ущерб.
Таким образом, прежде чем принимать на работу несовершеннолетних молодых людей, работодатель должен ознакомиться с особенностями их трудоустройства и трудовой деятельности. Получение такой информации не помешает самим подросткам, и их родителям. На этой ноте я прощаюсь, с вами был Смирнов Илья.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.
...
16 01 2021 12:16:51
Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора "Надежда"....
15 01 2021 15:26:47
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....
14 01 2021 0:45:25
Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода
...
13 01 2021 17:35:19
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
12 01 2021 16:48:54
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
11 01 2021 14:48:55
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
10 01 2021 20:43:43
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
09 01 2021 15:32:59
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами.
...
08 01 2021 19:46:35
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
07 01 2021 15:43:15
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
06 01 2021 0:46:43
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира.
...
05 01 2021 13:52:57
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
04 01 2021 22:39:16
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
03 01 2021 22:23:37
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
02 01 2021 22:49:29
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе".
...
01 01 2021 7:50:56
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
31 12 2020 20:41:29
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
30 12 2020 1:10:44
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
29 12 2020 9:36:29
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
28 12 2020 0:48:42
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы.
...
27 12 2020 13:11:33
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
26 12 2020 14:33:46
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории.
Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
25 12 2020 0:32:14
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
24 12 2020 18:15:33
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
23 12 2020 23:34:17
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
22 12 2020 4:44:38
Учащиеся получают обзорное представление о темах в разделе «История России в XIX веке»; особенностях развития нашей страны в указанный период. В течение урока предполагается активная мыслительная и коммуникативная деятельность учащихся, работа с картой, повторение терминов, выступление учащихся, связь с региональной историей....
21 12 2020 14:15:43
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
20 12 2020 14:46:47
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
19 12 2020 13:40:14
Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....
18 12 2020 19:36:45

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
17 12 2020 10:15:17
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
16 12 2020 23:15:25
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
15 12 2020 5:54:54
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
14 12 2020 1:41:42
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
13 12 2020 21:47:34
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
12 12 2020 12:10:11
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
11 12 2020 22:39:24
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
10 12 2020 7:32:51
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
09 12 2020 23:22:35
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
08 12 2020 19:35:44
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
07 12 2020 5:43:58
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
06 12 2020 3:57:57

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
05 12 2020 15:33:51

Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
04 12 2020 19:59:54
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
03 12 2020 9:37:52
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу.
...
02 12 2020 23:41:57
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
...
01 12 2020 0:24:31
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
30 11 2020 5:58:51
Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....
29 11 2020 1:12:47
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
28 11 2020 13:38:21
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
27 11 2020 16:34:48
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
26 11 2020 9:30:23
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
25 11 2020 8:13:46
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
24 11 2020 18:13:18
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
23 11 2020 8:22:23
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
22 11 2020 16:49:12
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
21 11 2020 4:11:43
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства.
...
20 11 2020 12:21:14
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
19 11 2020 5:20:27

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
18 11 2020 7:46:19

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
17 11 2020 6:47:24
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
16 11 2020 7:50:54
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
15 11 2020 9:31:42
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
...
14 11 2020 18:20:56
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
13 11 2020 7:15:54
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
12 11 2020 14:29:44
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
11 11 2020 9:29:30
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
10 11 2020 7:59:22
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
09 11 2020 17:43:18
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
08 11 2020 23:41:37
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.
...
07 11 2020 1:42:41
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
06 11 2020 6:26:54
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
05 11 2020 14:28:10
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
04 11 2020 0:48:32
Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....
03 11 2020 21:43:51
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
02 11 2020 2:21:33
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
01 11 2020 20:55:54
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
31 10 2020 3:35:33
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
30 10 2020 3:25:15
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
29 10 2020 4:57:36
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
28 10 2020 6:57:50
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
27 10 2020 8:10:27
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
26 10 2020 23:13:26
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
25 10 2020 16:13:23
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
24 10 2020 22:45:23
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
23 10 2020 19:43:11

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
22 10 2020 3:43:32
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
21 10 2020 0:14:34
Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
20 10 2020 21:28:47
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
19 10 2020 16:24:19
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
18 10 2020 14:54:34
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
17 10 2020 9:37:18
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека.
...
16 10 2020 10:55:33
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
15 10 2020 22:48:41
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
14 10 2020 0:35:52
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
13 10 2020 1:43:41
Форма урока позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию....
12 10 2020 11:28:20
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
11 10 2020 1:40:19
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
10 10 2020 0:47:18
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
09 10 2020 3:19:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::