История для молодежи    

Урок по курсу истории России в 6-м класе "Преданья старины глубокой" (культура Древней Руси X — начала XIII в.)

Цель: познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в

чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать

патриотическое отношение к своей Родине и гордость; умение анализировать текст

и делать выводы.

Оборудование: компьютер, карта, атласы у учащихся, аудиозаписи: Бородин “Князь

Игорь”, “Колокольный звон”. Костюмированное представление “Плач

Ярославны”. Толковый словарь С. Ожегова.

Ход урока:

“От древних лет давно минувших
С седых времен родимой стороны,
Во мгле веков, бесследно потонувших,
Хранятся дивные преданья старины”

<Приложение 1>

Слово учителя:

Сегодня наш урок посвящен изучению культуры древней Руси. Мы познакомимся с лучшими произведениями древнерусской культуры, с её особенностями. Ребята, две недели назад мы с вами были в картинной галерее, которая является жемчужиной Российской культуры. Мы остановились перед обворожительной картиной Васнецова “Богатыри”. Перенесемся сейчас в эпоху этих героев. Погрузимся в картину, где мы выясним все особенности и тонкости древнерусской культуры.

Но прежде, чем мы проделаем эту работу, нам необходимо выяснить, что такое “культура”. Из урока обществознания, мы знаем, что культура подразделяется на “духовную” и “материальную”. Обращаемся к толковому словарю С. Ожогова: Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (высокий уровень культуры).

Обращаемся к учебнику стр.96, § 13, пункт 1. “Особенности древнерусской культуры”. Нам необходимо выяснить особенности (учащиеся читают по абзацам и устно выделяют).

  1. Культура была единая.
  2. Общее с угоро-финскими народами.
  3. Влияние Византийской культуры и других народов.
  4. Переплетение христианской и языческой культуры.

Ребята, как вы думаете, что являлось на Руси центром культуры? (города).

Назовите, самые крупные города, возникшие к ХIII веку. Открываем атласы на стр. 5 Покажите на карте. (к концу ХII века – 238 городских поселений).

Не забываем, что находимся в эпохе былинных героев. Мы сейчас подъезжаем к Киеву и нас ослепляют “золотые ворота”. Действительно они были “золотыми”?

Киев был большим и богатым городом. Недаром в летописи было сказано: “Киев – слава, и честь, и мать, и слава всей Русской земли”.

О чем свидетельствуют названия улиц – “Гончарная”, “Оружейная”, “Кузнечная”?

По своим размерам, количеству каменных зданий он превосходил многие европейские столицы. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна, ставшая королевой Франции, была поражена убогостью Парижа по сравнению со столицей Руси.

До Х века строили из дерева. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Резьба по дереву непременно украшала деревянные строения.

Каменное строительство началось на Руси в конце Х века после принятия христианства. Строили из известняка и кирпича.

“Мы, русские, по преимуществу народ зодчих” - говорил известный известный искусствовед Игорь Грабарь.

После 988 года начался расцвет церковной архитектуры. Храмы стали главным украшением городов. Училась Русь возведению каменных храмов у Византии. В основу древнерусских соборов лег греческий крестово-купальный тип храма: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест, на нем лежит барабан. Строить на Руси любили. Их сооружали сначала с греческими мастерами. Затем появились русские мастера. В Византийском стиле появились славянские традиции. Так Софийский храм в Киеве дополнился 13 веселыми главами. Строительство – это тоже политика. Софийские соборы возникали в крупных центрах Руси. Был брошен вызов Византии: (слайды) - Софийский собор в Киеве. Софийский собор в Новгороде. Храм Покрова на Нерли.

“О, Русь, благословенная моя!
Познать тебя не хватит целой жизни,
Твоих церквей златые купола,
И многовещий звон колоколов отчизны! (колокольный звон)

А сейчас войдем в храм. С принятием христианства искусство пережило глубокие перемены. Христианское искусство подчинено воспеванию Бога, подвигов святых. Большинство церквей имели богатое внутреннее убранство. Мастера выкладывали декоративные узоры мозаичных полов, составляли из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты настенные и купольные картины. Древнерусские мастера умели создавать разнообразные оттенки мозаики: зеленый имел 25 оттенков, коричневый – 23. По сырой штукатурке водяными красками писали фрески.

Входящий в Софию видел сквозь сумрак сводов залитое солнцем центральное пространство храма. Со стен смотрели невиданной величины портретные изображения князя и великокняжеской семьи, а с высоты главного купола взирал суровый лик Христа. В глубине виднелась громадная фигура Богоматери. Она молилась, простирая руки вверх. В древнем Киеве её называли “нерушимой стеной”. Почему? Молящиеся чувствовали особую близость к Богу – в этом проявлялась великая сила древнерусского искусства.

Наряду с фресками в православном храме всегда можно увидеть иконы. Появление икон восходит к вершинам раннего христианства.

Иконопись – это искусство изображения по строго определенным принципам (канонам).

Сообщение об иконописи. Слайды “Богоматерь Владимирская”, “Спас Нерукотворный”, “Благовещение Устюжное”.

“Там была столь великая красота, что язык передать не может. Мы и не знаем, на земле ли находимся, или на небе. Кто хоть раз попробовал сладкого, не захочет горькое. Так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”.- говорили русские послы, посетив храм Византии.

Основой любой древней культуры является письменность. В начале Х века существовала русская письменность. Широкое распространение получили славянский алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием. Они перевели многие религиозные книги на славянский язык. Создали Кириллицу и глаголицу. При церквях и монастырях создавались школы.

Какой факт свидетельствовал тому, что население на Руси умело читать и писать? (слайд “Берестяные грамоты”).

Берестяные грамоты Онфима.

Давным-давно – 800 лет назад – в одной новгородской усадьбе на Великой улице Неревского конца затеяли уборку. Мели, мыли, терли, выкидывали ненужные вещи. Кто-то собрал в охапку исписанные берестяные листки – ученические труды шести-семилетнего Онфима и бросил их недалеко от частокола. Обычно ненужный берестой растапливали печь, но в тот момент у хозяев, видимо, и без “тетрадок” Онфима имелось чем запалить дрова.

Вскоре на “тетрадки” навалили разного хлама, потом земли и опять мусора. И так из столетия в столетие. С Х по ХХ века новгородский культурный слой (слой земли, в котором из века в век накапливается строительный и хозяйственный мусор, сохраняются остатки древних сооружений и т. п.) вырос более чем на 5 метров. Берестяные грамоты Онфима лежали выше новгородской земли Х века на 3 метра, а от нас с вами их отделяло 2 метра. Попали берестяные грамотки Онфима в почву где-то между 1224-1238 гг., а летом 1956 г. Были найдены археологами. В походной археологической лаборатории закипела работа. Грамоты очищали щеточками от земли, распаривали в кипятке, расслаивали бересту, и слои, содержащие текст, зажимали между стеклами для сушки. Текст копировали и немало узнали о маленьком жителе Новгорода ХIII века.

Рассказ о книгах, (слайд “Книга”).

Переписывать и переводить книги на Руси стали при Владимире Святом. Его сын Ярослав поднял это на высоту государственного дела. В построенном по его воле Софийском соборе в Киеве в 1037 г. Завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище при ней. Помимо Киева в Х – ХI вв. книгописание также существовало при Софийском соборе в Новгороде. Писцы-монахи копировали Библию, евангелия.

Самая древняя книга, дошедшая до нас, это Остромирово Евангелие (1056-1057). Она была заказана новгородским посадником Остромиром. Ученые полагают, что заказ был выполнен в Киеве.

Кроме духовных сочинений переводили книги светского содержания, в частности византийские исторические хроники, жизнеописание Александра Македонского и другие труды. Их любили читать в княжеско-боярской среде.

Но особенно популярны стали книги, содержавшие выдержки из различных духовных и светский сочинений. Это были своеобразные энциклопедии мудрости, называемые изборниками. До нас дошло два изборника, написанных в 1073 и 1076 гг. для сына Ярослава Мудрого Святослава. Наиболее известен “Изборник Святослава” 1073 г. Это сочинение, некогда составленное для болгарского царя Симеона, русские мастера книжного дела переписали для Святослава с незначительными изменениями.

Переписывать книги считалось богоугодным подвигом. Это и впрямь был подвиг, так как писали особым почерком – уставом, старательно вырисовывая каждую букву, отчего на одну книгу уходили порой годы.

Писали книги на телячьей коже – пергамене. На большую книгу шло стадо телят. Книги имели небольшие рисунки – миниатюры, рисованные заставки. Обложки изготавливали из дерева и кости, окованных драгоценными металлами, и украшали самоцветами. Рукописная книга часто была настоящим произведением искусства.

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Что такое летопись?

Выдающимися памятниками письменности стали летописи.

В ХII веке монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал знаменитую летопись “Повесть временных лет”. Он рассказывает, как возникли славянские племена и народы. “Откуда есть пошла Русская земля?” и отвечает на этот вопрос.

Первым литературным произведением Руси считается “Слово о Законе и Благодати” Иллариона.

В ХII века появляется “Поучение” Владимира Мономаха. На ваших столах лежат листочки с выдержками из исторического документа. Давайте прочитаем их и проанализируем.

Какие нравственные качества прославлял Владимир Мономах?

Наивысшим достижением литературы Древней Руси является “Слово о полку Игореве”. Это поэма эпохи. В центре её повествования лежал неудачный поход князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году. Вся поэма – взволнованный призыв к единству Руси. (слайд)

Давайте послушаем отрывок оперы Бородина “Князь Игорь”. Я хочу предложить вам театрализованное действо “Плач Ярославны” (слайд).

На уроках литературы вы изучали былины.

Какие вы знаете былины?

Кто является главным героем былин?

В “героический” период истории Руси – период возникновения государства, борьбы с кочевниками появилось много произведений устного творчества: местных сказаний, “рыцарских” песен дружинников о походах и былин о богатырях.

Былины сохранились до наших дней на Русском Севере, где до ХIХ века крестьяне под гудок и гусли полупели-полурассказывали о стольном граде Киеве, о ласковом князе Владимире и его богатырях. Открыл былины сосланный в Оловецкую губернию П.Н. Рыбников.

Он записывал былины за сказителями, фольклористы конца ХIХ – начала ХХ века. Так, Шарк-великан и Кудреван – это хан Шарукан, Тугарин Змеевич – Тугоркан, Коньшак – Кончак, Идолище Поганое – Итларь.

Русские былинные персонажи и их прообразы: Вольга – сын Святослава Олег, Владимир Красно Солнышко - Владимир Святой и его правнук Владимир Мономах, Волхв Свеславич – Всеслав Полоцкий, Добрыня Никитич – дядя Владимира Святого новгородский посадник Добрыня Малкович, Апраксна-королевишна – сестра Владимира Мономаха Евпраксия, Чурило – Всесовлод Ольгович.

Лучше всего новгородцы сохранили былины, где действовали новгородские персонажи. Это так называемый новгородский цикл былин, созданный в ХII – ХIII веках. Но поскольку “ласковый князь Владимир” тоже был когда-то новгородским посадником, новгородцы помнили и былины киевского цикла. Эти южные былины попали на Север в конце ХI – ХIII в. Вместе с бегущими от половецкого натиска переселенцами из Южной Руси. Былины дошли до нас в сильно переработанном виде, с наложениями реалий более позднего времени. Враги-кочевники в них – не половцы или печенеги, а татары. Однако многие герои

Былины, сказки, песни – это фольклор. Былины – это сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Рассказ о картине Васнецова “Богатыри” (слайд).

Почему картина называется “Богатыри”?

Вывод: Итак, мы познакомились с эпохой былинных героев. Каковы же особенности культуры? Из каких компонентов состоит культура?

Задание: “Найти лишнее”.

  1. Софийский собор, с/к “Олимпийский”, храм Покрова на Нерли.
  2. Мозаика, фреска, молитва.
  3. Летопись, былины, сказки.
  4. Иконы, картина, рисунок.

Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседних государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Гордиться славою предков не только нужно, но и должно. Домашнее задание § 13.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок мужества "Подвиг ваш бессмертен"

Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....

28 01 2020 16:38:45

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

27 01 2020 5:31:33

Тема урока: "Казахстан – правовое государство"

Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность. ...

26 01 2020 19:45:29

Поход персов в Скифию

На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....

25 01 2020 20:13:22

Урок по истории России в 8-м классе на тему "Промышленность и транспорт в пореформенной России"

Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...

24 01 2020 18:20:45

Методическое пособие по предмету "Мир истории"

Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса. ...

23 01 2020 6:34:50

Урок по теме "Усиление власти Ивана Грозного"

Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока. ...

22 01 2020 23:32:30

Выбор между добром и злом (на материале рассказа "Молодняк" и глав из книги "Архипелаг ГУЛаг" А.Солженицына)

Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....

21 01 2020 11:23:40

Внутренняя политика Александра I (1815–1825 гг.)

Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....

20 01 2020 10:52:45

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода " Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

19 01 2020 10:23:47

Урок-практикум по обществознанию с ИКТ. Тема: "Происхождение человека и становление общества". 10-й класс

Урок обществознания построен в виде практической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....

18 01 2020 4:26:44

Урок истории с использованием технологии развития критического мышления по теме "СССР в 1953–1964 гг.: преобразования в экономике"

Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....

17 01 2020 14:40:24

Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе

Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С. В. Колпакова, Н. А. Селунской " История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с членами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...

16 01 2020 10:58:38

Правовые аспекты экономики

Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....

15 01 2020 16:30:31

Интегрированный урок (история + литература) по теме: "Проявление русского национального характера в Великой Отечественной войне"

Цель урока – определить, как проявился русский характер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского характера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной ( М. Шолохов. « Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С. Бондарчука « Судьба человека». ...

14 01 2020 14:40:44

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

13 01 2020 6:11:20

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

12 01 2020 21:21:43

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

11 01 2020 6:37:32

Информационные технологии на уроках истории

Итоговый урок по теме " Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется компьютер....

10 01 2020 4:29:17

Первые русские князья

Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: « Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....

09 01 2020 11:46:33

Бинарный урок "история + литература" по теме "Петр I – преобразователь или разрушитель?"

Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А. Толстого « Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....

08 01 2020 5:25:15

Восточные славяне

Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....

07 01 2020 7:40:40

Открытый урок по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....

06 01 2020 0:30:53

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

05 01 2020 20:55:52

Театр исторических миниатюр

Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....

04 01 2020 2:50:17

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

03 01 2020 19:45:36

Разработка урока по истории на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: " Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г. И. Годера " История Древнего мира"....

02 01 2020 13:36:13

Содержание и формы духовной деятельности

На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, трактовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....

01 01 2020 5:18:27

Иван Грозный: личность и эпоха (урок с использованием инновационных технологий)

Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....

31 12 2019 21:58:38

Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"

Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....

30 12 2019 23:13:24

Разработка урока "Реформа отмены крепостного права"

Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....

29 12 2019 18:43:22

Фашистское нашествие. Первые неудачи

Цели и задачи урока: используя интерактивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....

28 12 2019 0:46:47

Учебная игра "Контрнаступление под Москвой"

Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....

27 12 2019 15:59:55

Образовательная программа "История развития культуры Москвы"

Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....

26 12 2019 0:44:32

Урок по методу проектов

Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему " Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: " Причина или повод?". ...

25 12 2019 13:17:59

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"

Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: " Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: " Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....

24 12 2019 2:56:28

Урок истории по теме "Завоевания Египта". 5-й класс

Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре « Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....

23 12 2019 10:58:35

Урок-игра "Служу Отечеству" по теме "Россия при Петре I", 7-й класс

В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....

22 12 2019 2:27:48

Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси"

Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме " История объединения Руси"....

21 12 2019 0:22:47

Интерактивная историческая игра "Знатоки российской символики"

Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики Р Ф....

20 12 2019 1:27:17

Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания"

Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...

19 12 2019 6:16:24

"Русская бытовая культура XVII века"

Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный характер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе И К Т, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....

18 12 2019 7:50:17

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической практике....

17 12 2019 13:48:32

"Герои Советского Союза — наши земляки"

Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....

16 12 2019 16:40:41

Методические рекомендации по подготовке и защите исследовательских и проектных работ

Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....

15 12 2019 20:48:15

Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"

Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....

14 12 2019 14:15:51

Международное гуманитарное право

Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....

13 12 2019 11:54:41

Тема урока "Меч и дипломатия Александра Невского". 6-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....

12 12 2019 10:14:13

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

11 12 2019 20:39:25

Игра "Знаешь ли ты Ярославль?"

Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....

10 12 2019 20:34:45

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

09 12 2019 12:13:45

Урок истории "Человек Великой Отечественной войны"

Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....

08 12 2019 15:44:56

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

07 12 2019 7:20:50

Урок по теме "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне"

Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...

06 12 2019 2:44:29

Урок обобщение по теме "Россия в 1900–1914 годах"

Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на Е Г Э: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...

05 12 2019 17:12:38

Урок истории "Олимпийские игры - праздник, объединяющий эллинов"

Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...

04 12 2019 1:35:46

Обобщающий урок по истории в 10-м классе "Киевская РУсь"

Урок для 10-го класса по теме « Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....

03 12 2019 20:54:40

Факультатив по истории в 3-м классе по теме: "История в архитектурных памятниках"

На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием И К Т, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...

02 12 2019 6:16:54

Внеклассное мероприятие по истории для 5-го класса "Великолепная семерка"

Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира. ...

01 12 2019 3:54:34

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

30 11 2019 21:50:18

"Времён связующая нить"

Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Практика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...

29 11 2019 7:28:20

Урок истории "Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного"

Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...

28 11 2019 0:28:30

Викторины по истории "Знаешь ли ты историю родного края?"

Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения. Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....

27 11 2019 2:53:53

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

26 11 2019 9:18:10

Любит, любит кровушку русская земля

Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....

25 11 2019 16:10:32

Рим – город на семи холмах

Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....

24 11 2019 19:56:45

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный характер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

23 11 2019 13:42:34

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К. Бальмонта), поэтов-акмеистов ( Н. Гумилев), поэтов-футуристов ( И. Северянин, А. Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов ( М. Врубель, К. Петров- Водкин, М. Шагал, В. Кандинский, П. Филонов). ...

22 11 2019 10:38:15

Классный час "Уникальные памятные места города Пензы"

Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию « Уникальные памятные места города Пензы»....

21 11 2019 6:25:42

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

Одним из центральных понятий в курсе " Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

20 11 2019 10:18:47

Музыкально-литературная композиция "Россия, Россия, горжусь я тобой!"

Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", " Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства. ...

19 11 2019 5:21:19

Быт древних греков

Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев " Всеобщая история" (авторы Колпаков С. В., Пономарёв М. В.) к учебнику " История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.), издательство " Просвещение", 2003. Тема урока " Быт древних греков"....

18 11 2019 8:51:23

Конкурс знатоков истории Древней Греции

Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....

17 11 2019 1:49:30

"Кто хочет стать миллионером"

Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории. ...

16 11 2019 14:34:51

Использование информационных технологий на уроке истории

Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....

15 11 2019 2:23:50

Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны"

Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...

14 11 2019 11:10:14

Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)

Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...

13 11 2019 23:36:34

Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»

Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые характеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос « Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....

12 11 2019 19:35:31

Н.И. Новиков - ревнитель русского просвещения

Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н. И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....

11 11 2019 12:13:21

Авторская программа элективного курса "Основы конституционного строя РФ"

Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....

10 11 2019 3:33:13

Интегрированный урок истории и русского языка на тему "О, светло украшена Земля русская!"

Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....

09 11 2019 23:58:33

Разработка урока для 6-х классов по теме "Что англичане считают началом своей свободы"

В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....

08 11 2019 4:23:36

Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Средние века: «темные» или «светлые»?"

Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....

07 11 2019 8:42:11

"Католическая церковь и еретики". 6-й класс

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....

06 11 2019 1:32:17

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

05 11 2019 2:17:11

"Кубанская Хатынь" (материал для бесед по патриотическому воспитанию во внеклассной работе, на уроках истории, уроках Кубановедения)

В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...

04 11 2019 14:40:26

Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков

Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г. Благовещенска. В связи с этим тема « Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....

03 11 2019 8:17:57

Тема: "Подростковая культура" (7-й класс)

С подростковой культурой сталкивается практически каждый из нас. Если такое количество подростков упорно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....

02 11 2019 6:14:37

Героические страницы Первой мировой войны

Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....

01 11 2019 17:18:26

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме " Экономика и общество"....

31 10 2019 20:44:53

Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России"

Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....

30 10 2019 21:48:21

Разработка курса по выбору по истории Древнего мира "По следам древних людей" с использованием метода проектов

Программа курса по выбору " По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разрабатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...

29 10 2019 14:20:36

Интерактивный метод обучения на уроках обществознания. Урок обществознания в 11-м классе. Тема: "Повторение главы «Цивилизация и социальное развитие»"

Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. (« Социальные роли личности», « Национальный вопрос», « Богатые и бедные», « Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....

28 10 2019 23:38:52

Пояснительная записка к уроку обществознания "Формы культуры". 9-й класс

Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета " Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....

27 10 2019 15:12:24

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме " Социальная система общества"....

26 10 2019 4:47:45

Изменения в культуре и быту в годы правления Петра I

Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А. Толстого " Петр Первый", Ю. Германа " Россия Молодая", либретто оперетты В. Щербачева " Табачный капитан" адаптировав их для подростков....

25 10 2019 18:28:24

Работа с текстом на уроках истории

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: " Культура Византии" (6-й кл.), " Феодальная раздробленность" (10-й кл.), " Франкское государство" (6-й кл.)....

24 10 2019 3:10:12

Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"

Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...

23 10 2019 17:51:56

Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы"

Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интерактивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию " Человек - часть природы"....

22 10 2019 10:11:44

Люди и события Средневековья

Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....

21 10 2019 19:26:13

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

20 10 2019 13:53:16

Исследовательская работа и проектная деятельность в воспитательном процессе школы

Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги Д О, но и учителя-предметники и классные руководители. ...

19 10 2019 22:48:35

Военные походы фараонов

На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом. ...

18 10 2019 1:38:49

Русские земли под властью Золотой Орды (6-й класс)

Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...

17 10 2019 9:28:14

Культура и духовная жизнь общества

Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....

16 10 2019 18:14:31

Урок истории по теме "Политический кризис накануне революции 1917 года". 9-й класс

На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....

15 10 2019 15:33:10

Цивилизации эпохи Средневековья: европейская. 10-й класс

В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме « Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу " История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и практических методов; ориентирует на практико-ориентированный подход в обучении....

14 10 2019 16:13:31

Классный час "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". 3–5-е классы

Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием " Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...

13 10 2019 0:16:30

«Что не увидел Брюсов…»

В городе Чехове Московской области « Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....

12 10 2019 16:40:54

Вторая война Рима с Карфагеном (Пунические войны). 5-й класс

Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М. А. Кубышева " Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....

11 10 2019 16:38:59

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...

10 10 2019 5:44:14

Урок по обществознанию в 11-м классе "Цивилизация России" (Можно использовать как занятие на элективном курсе)

В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....

09 10 2019 2:36:47

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Рюриковичи". 6-й класс

Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде....

08 10 2019 6:15:12

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

Одним из центральных понятий в курсе " Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

07 10 2019 18:10:27

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

06 10 2019 4:42:49

Спецификация модуля "Отрасли российского законодательства"

Целью обучения модуля является развитие умения учащихся характеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....

05 10 2019 0:22:56

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....

04 10 2019 7:26:30

Исторические личности Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Интегрированный урок на основе проектной деятельности учащихся. 10-й класс

Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....

03 10 2019 13:27:34

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в пространстве современного города....

02 10 2019 7:32:40

Монетизация льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....

01 10 2019 20:57:27

Игра по истории «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальная игра по истории « Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отрабатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....

30 09 2019 13:43:13

Тема урока: "Куликовская битва"

Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы. ...

29 09 2019 3:24:28

Индийские касты

Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отрабатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....

28 09 2019 4:16:19

Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века

Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к Е Г Э, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....

27 09 2019 13:59:52

Урок — заочная экскурсия "Индустриализация в Кузбассе"

Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства К М К; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...

26 09 2019 16:34:26

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

25 09 2019 21:11:29

"Новые явления в экономике". Урок истории для 7-го класса

Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, О К, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий Г И А, Е Г Э....

24 09 2019 17:28:47

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на команды. Учащимся предлагаются конкурсы: « Крылатые выражения», « Исторический портрет», « Историческая мозаика», « Название на карте», « Историческая азбука», « Впервые в России», « Загадочные слова», « Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

23 09 2019 14:25:50

Интерактивные технологии в учебном процессе

В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интерактивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....

22 09 2019 2:25:23

Интерактивный урок-суд "Иван Грозный: безумный тиран или последовательный реформатор?"

Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным. ...

21 09 2019 13:29:10

Открытый урок по истории "Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина"

На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П. А. Столыпина....

20 09 2019 16:49:28

Повторительно-обобщающий урок "Александр II — великий реформатор" (История России, 8-й класс)

Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...

19 09 2019 15:57:41

Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа)

Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...

18 09 2019 13:55:37

Урок истории по теме "Коренной перелом в Великой Отечественной войне"

Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....

17 09 2019 19:44:43

Конспект урока по обществознанию "Понятие, сущность и организация государства" в 10-м классе

Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....

16 09 2019 8:22:48

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по главе "Как права человека и гражданина связаны с государством"

Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интерактивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....

15 09 2019 5:20:26

Интегрированный урок (история + литература) "Паруса Эллады"

Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках " Яблоко раздора" и " Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....

14 09 2019 14:32:47

Приемы и методы работы с учебником на уроках истории и обществознания

В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....

13 09 2019 5:58:39

Тема урока «Формы культуры»

Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....

12 09 2019 23:57:29

Страны Запада во второй половине ХХ в. 9-й класс

Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....

11 09 2019 4:14:58

Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"

На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М. М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...

10 09 2019 19:22:56

Немцы Поволжья на Южном Урале. Трагедия народа

В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый характер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....

09 09 2019 3:46:11

Тема урока: "Общие основания прекращения трудового договора"

На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты. ...

08 09 2019 22:39:50

Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс

В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт- Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....

07 09 2019 1:14:38

Архитектура, скульптура и живопись в период расцвета Средневековья. Урок истории средних веков в 6-м классе

Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...

06 09 2019 1:33:43

Русская северная изба: внешний вид. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....

05 09 2019 8:57:34

Деятельностный подход в изучении истории

Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опорных конспектов; составление древа понятий; составление характеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...

04 09 2019 2:43:30

Урок ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....

03 09 2019 0:22:21

"…Мудрость бо обретаем…"

Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом характере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....

02 09 2019 10:29:29

Внеклассное мероприятие "Рыцарский турнир"

Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме « Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....

01 09 2019 1:45:31

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.