Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг


    Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг

«По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать
о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за
собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести
отечества».
Л.Н.Толстой

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов»;

- определить особенности изображения Толстым человека на войне;
- попытаться осмыслить трагизм войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей;
- показать, что в любой войне главное место занимает человек;
- подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны, осознанию того, что Крымская война обнажила отсталость крепостной России и способствовала росту революционного движения; оценить её вклад в осознание российским обществом необходимости немедленного и решительного реформирования всех сторон российской жизни.

2. Развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз.

3. На примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания населения, неприятия зла.

Средства обучения:

  • «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстой;
  • учебник В.И.Буганов, П.Н.Зырянов «История России: конец XVII – XIX век»,
  • карта «Российская империя в первой половине XIX века»,
  • слайды по теме урока,
  • мультимедиапроектор, системный блок, экран,
  • электронный справочник «Энциклопедия истории России».

Ход урока

1. Вступительное слово учителя литературы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Л.Н.Толстого. Перед Вами тема урока и эпиграф. Запишите в тетради. А пока будем записывать и осмысливать слова Толстого, может быть кто-то попытается сформулировать цель нашего урока.

(Осмыслить причины и трагичность Крымской войны;

- что такое война в понимании Л.Толстого, что заставляет человека участвовать в безумии войны, как показывает Толстой сложную душевную жизнь человека.

Как называется этот прием у Толстого? диалектика души»).

Все верно. Посмотрите на портреты и фотографии Л.Н.Толстого. Его рисовали многие русские художники: Иван Крамской, Илья Репин, Николай Ге, Михаил Нестеров, Дмитрий Шмаринов. А это фотографии последних лет (их делал Владимир Ге opгиевич Чертков. Не правда ли

«из-за кустов его бровей
глядит колюче наша слава»?

Но во время Крымской компании писатель выглядел совсем не так. (Вот снимок 1854 г., а это снимки 1856 г.) Прошу любить и жаловать: поручик артиллерии Л.Н.Толстой 27 лет отроду во время Крымской кампании.

Учитель истории:

Чтобы разобраться в той ситуации, в которой оказались герои «Севастопольских рассказов» Толстого, давайте осмыслим историческую ситуации того времени и даже чуточку раньше. Ведь Крымская война 1853 – 1856 гг. – это звено одной цепи, которая называлась «Восточный вопрос». Наша задача сегодня на уроке:

  1. Определить причины Крымской войны, её хаpaктер.
  2. Цели воюющих сторон.
  3. Основные этапы и события этой войны.
  4. Итог, историческое значение итогов войны для дальнейшей судьбы России.

Я уже сказала, что Крымская война была проявлением 3-го кризиса в «восточном вопросе». А возник «Восточный вопрос» еще раньше, во II-й половине XVIII в. Учащиеся получали опережающее задание, ответы на которые представляют сейчас.

ЗАДАНИЕ 1

1. С чем связано возникновение «Восточного вопроса»?

(Возникновение «восточного вопроса» связано с ослаблением военно-политической мощи Османской империи, стремлением европейских государств к захвату её территорий.)

2. Какой вопрос был узловым. (Узловым был вопрос о проливах Босфор и Дарданеллы).

(слайд) В XIX в. отмечено 3 кризиса в «восточном вопросе»

(демонстрация слайдов: -3 кризиса в «восточном вопросе»

- Кризис 20-х годов.

слайд - Три кризиса в «Восточном вопросе»

1-й – начало 20-х годов XIX в.

2-й – начало 30-х годов XIX в.

3-й – начало 50-х годов XIX в.

Освободительное движение в Греции против османского ига

Восстание в Египте, угроза распада Османской империи

Спор о «палестинских святынях» между Россией и Франции

слайд - Проявление кризиса 20-х годов XIX века.

1821-1824 – Декларация 1822 г. стран-участниц «Священного союза» о подчинении греков законному правителю.

1825-1827

1) «Коллективная защита» Россией, Англией и Францией интересов Греции;
2) Давление на Турцию. 1827 г. Наваринское сражение. Разгром турецкого флота эскадрами Англии, Франции, России.

Для России кризис 20-х г. осложнялся её взаимоотношениями с Ираном и Турцией.

ЗАДАНИЕ 2

1. С какими событиями был связан кризис в «восточном вопросе» 20-х годов для России? К чему он привел? (Этот кризис привёл к войне России с Ираном (1826-1828 гг.), который при поддержке Англии стремился вернуть земли Закавказья, утраченные им по Гюлистанскому миру с Россией 1813г.)

2. Итоги Русско-Иранской войны 1826 – 1828гг. (В 1828 году заключён Туркманчайский мирный договор, согласно которому:

  • Россия получила Восточную Армению (Нахичеванское, Эриванское ханства);
  • Подтверждено исключительное право России иметь военный флот в Каспийское море;
  • Иран должен выплатить России контрибуцию в размере 20 миллионов рублей.

3. Какие цели преследовал турецкий султан, начиная войну с Россией в 1828 году? (Турция хотела вернуть территории, утраченные ею в ходе войн с Россией: земли между устьями Днепра и Южного Буга, Крыма. Бессарабии)

4. Чем закончилась русско-турецкая война 1828 – 1829 гг.?

(Подписанием 02.09.1829г. Адрианопольского мира)

5. Каковы условия Адрианопольского мира 1829 г.?

  • К России перешли устье Дуная с островами, восточное побережье Черного моря (от Анапы до Сухуми), Ахалцых, Ахалкалаки в Закавказье;
  • Для русских судов были открыты черноморские проливы;
  • Турция должна выплатить России контрибуцию в размере 33 миллионов рублей;
  • Грузия получала независимость (с 1830 г.), расширялась автономия Сербии, Валахии, Молдавии.

6. В чем историческое значение победы России в этой войне? (Победа России упрочила её положение в Причерноморском регионе)

ЗАДАНИЕ 3

  1. С какими событиями связано обострение восточного вопроса в 30-е годы XIX в.? (С восстанием египетского наместника Мухаммеда Али против турецкого владычества)
  2. Какова роль России в его ослаблении? (Россия оказала военную помощь Турции и этим сняла угрозу взятия её столицы)
  3. Каковы условия договора 1833 г. между Россией и Турцией? (Россия и Турция договорились о взаимной военной помощи; Россия получила исключительное право пользоваться проливами в случае войны)
  4. Как отнеслись Англия и Франция к этому договору? (вызвал с их стороны возражение, им удалось добиться замены его на многостороннее соглашение – Лондонскую конвенцию.)
  5. Какое последствие для России имела Лондонская конвенция 1841 года? (В случае войны Турция могла открыть проливы для иностранных военных судов по своему усмотрению, в то время как русский флот был заперт в Черном море. Эта конвенция стала серьезным дипломатическим поражением России). (Слайды)

Крымская война стала проявлением 3-го кризиса в «восточном вопросе». Но не всегда кризисная ситуация может завершиться войной. Для этого нужны особые обстоятельства, особенно если война – является средством поднятия авторитета страны, решения спopных международных вопросов. Нужен повод. И таковой не заставил себя ждать.

ЗАДАНИЕ 4

1. Что послужило поводом для обострения восточного вопроса в 50-е годы XIX века? (спор о «Палестинских» святынях между Россией и Францией)

Исходя из всего выше сказанного, скажите, что стало причиной начала Крымской войны?

(Борьба России и Франции за укрепление своего влияния на Ближнем Востоке).

Николай I, готовясь к войне с Турцией, надеялся, что сумеет найти себе союзников, но России не удалось заключить союз в Европе – она оказалась в дипломатической изоляции.

Таким образом, к началу войны Россия оказалась одна против союза стран

(слайд) – Россия – Франция, Англия, Турция (при враждебном отношении к России Австрии).

В таких условиях при поддержке ведущих европейских стран турецкий султан в октябре 1853 г. объявил войну России.

По ходу просмотра демонстрационного материала о ходе войны вам необходимо заполнить следующую таблицу.

Место действия

Дата

Что происходило

Синоп

. .

Р. Альма

. .

Балаклава

. .

Севастополь

. .

Малахов курган

. .

Париж

. .

(просмотр электронного диска «Энциклопедия России» - интеpaктивная схема «Оборона Севастополя»).

Оборона Севастополя стала героической страницей в истории русского народа. И этому подвигу прославленного города посвящен литературный памятник Л.Н.Толстого.

Учитель литературы:

Что же мы должны знать об участии Л.Толстого в Крымской войне.

(Рассказ 2-х подготовленных учащихся, получивших опережающее домашнее задание, используя книги Виктора Шкловского и Флорентия Павленкова, рассказать об участии Толстого в войне)

С 1852 г. Толстой находился на Кавказе, где участвовал в войне с горцами. В январе 1854 г. по просьбе писателя его переводят в Дунайскую армию, 7 ноября он прибыл в Севастополь. В письме брату Сергею он писал: «… Я просился в Крым отчасти для того, чтобы видеть эту войну… а больше из патриотизма».

Толстой понимал, что «война идет не за город, а за родину». Он намеревался издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Это было задумано кружком приятелей офицеров-артиллеристов Южной Армии. Чтобы иметь на издание журнала деньги, Толстой в 1854 г. продал на своз родительский дом, находившийся в Ясной Поляне. Издание журнала царь не разрешил. Тогда Толстой обещал Некрасову ежемecячно доставлять для «Современника» от 2 до 5 листов и дал список тем «Письмо о сестрах милосердия», «Письмо солдата из Севастополя», «Воспоминание об осаде Силистрии». Некрасов писал Толстому 27 января 1855 года:

«Письмо ваше с предложением военных статей получил и спешу вас уведомить, что не только готов, но и рад дать вам полный простор в «Современнике» - вкусу и таланту вашему верю больше, чем своему».

В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854 г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Полтора месяца провел на четвертом бастионе. В мае 1855 г. он был назначен комaндиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке (11 августа). Он не бросил литературных занятий. Здесь были написаны «Севастопольские рассказы», «Рубка леса».

Рассказывают, что императрица Александра Федоровна плакала, читая первый севастопольский очерк Толстого, а государь Николай I приказал «следить за жизнью молодого писателя и даже «перевести его с четвертой батареи в более безопасное место».

Со 2 по 4 марта Толстой пишет «Проект о переформировании армии», который он намеревался передать одному из сыновей царя, находившегося тогда в Крыму. Проект этот начинался такими словами:

«По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».

«Не могу молчать» - именно так позже в 1908 г. писатель назовет одну из своих статей. Он действительно не мог молчать о безобразиях, творившихся вокруг, потому что считал, что «спокойствие – душевная подлость».

В июле 1855г. Толстой награжден орденом Святой Анны 4 -й степени с надписью «За храбрость», а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов».

Таким образом, «Севастопольские рассказы» - свидетельство очевидца и участника тех событий.

Это как-то отражается в композиции рассказов? В манере повествования? Давайте возьмем первый из рассказов «Севастополь в декабре месяце».

(Рассказ построен как экскурсия по обороняющемуся городу.

Диалоговость повествования, обращается к читателю, делая его очевидцем и участником события, переживающим то, что переживают защитники города.

Где мы побывали вместе с автором?

Пристань

По выражению исследователя творчества Толстого

Набережная

Б.М.Эйхенбаума такой прием называется…

Госпиталь

 

Бастион

 

Что увидел Толстой, а вместе с ним и мы, читатели?

Почему Толстой пишет: «Да! Вам непременно предстоит разочарование, ежели вы в первый раз въезжаете в Севастополь? О каком разочаровании идет речь?

(«нет растерянности, даже энтузиазма, готовности к cмepти, решительности – ничего этого нет. Вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом)

Какие «ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища» показывает нам автор? Зачем?

(- госпиталь, ампутация; - раненый матрос «Вырвана часть гpyди»…, «Простите, братцы!»; - настоящее лицо войны « в каждом движении спокойном неторопливом, твердом, видны главные черты, составляющие силу русского – простоты и упрямства (сознание своего достоинства, высокой мысли и чувства).

Первый рассказ носит отчетливо очерковый хаpaктер. Что такое очерк?

(жанр художественной и публицистической литературы, предполагающий документальную достоверность).

Академик Е.Тарле называл «Севастопольские рассказы» правдивым историческим документом. (читаю начало и конец рассказа)

На какую мысль наводит Вас это повторение?

Перед нами особый вид пейзажа – очерковый, деловой пейзаж. Он повторяется с другим в конце рассказа. Сюжетное построение заменено пейзажным кольцом. Зачем? (Это подчеркивает – «город осажден»)

И все-таки свое произведение Толстой назвал не очерками, а рассказами. Почему?

(автор проявил себя, как художник; придал зарисовкам большую обобщенность, так что повествование вышло за рамки очеркового жанра).

Толстой ведь не только Крымскую кампанию изобразил, но и показал, что такое война «в её настоящем выражении».

В XI классе мы будем говорить об одной из самых правдивых книг о войне Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда». Так вот в рассказе «Три встречи» он писал «Нет в искусстве, в литературе одним «так было» не обойдешься. Оно необходимо, он основа любого реалистического произведения. Но чтобы произведение стало кроме того художественным, нужно другое – «этого не было, но если бы было именно так» или еще категоричнее – «не могло бы быть не так».

В этом и заключается различие между романом, повестью, рассказом – художественной прозой и записками, дневниками, очерками – или прозой документальной.

Так что такое война «в настоящем её выражении?» (стр.16)

(«Кровь, страдания, cмepть» - именно так определил её сущность Л.Толстой).

Возьмем рассказ «Севастополь в мае». Как мы видим лицо войны?

(гл.7 Непиштшетский и солдат, поручик и князь Гальцин

стр.27

гл.9 Калугин и капитан

стр. 29

гл.11 пест
глава 14.

стр.31

Подобным видит лицо войны и художник Василий Васильевич Верещагин (участник трёх войн: Туркестанской 1867 – 1870, Русско-турецкой 1877 – 1878 гг.)

(Слайд «Апофеоз войны»)

Какую мысль стремится передать художник?

(Война – страшное зло).

На раме надпись «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Это объединяет художника Верещагина и писателя Толстого.

«Передо мною, как перед художником, Война, и я её бью, сколько у меня есть сил»

Апофеоз – что значит это слово?

  1. Прославление, возвеличивание чего-нибудь.
  2. Заключительная массовая сцена театральных представлений.

В каком значении употребил слово художник?

(Пирамида – итог кровавой бойни, где победу празднует cмepть)

Какой прием использует автор в повествовании 14 главы? Зачем?

(АНТИТЕЗА. Контраст нужен, чтобы показать насколько противоестественна война).

Какая глава целиком построена на антитезе?

(Глава 16, стр.35: Сцена перемирия – белые флаги, чтобы собрать раненых и убитых; мальчик и цветы в долине cмepти)

«И эти люди – христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения», - восклицает автор.

У Толстого в военной прозе был главный вопрос: «Что заставляет человека убивать себе подобных?

В рассказе «Севастополь в мае» его можно сформулировать так: «Что заставляет человека участвовать в безумии войны?»

Что движет солдатами понятно – приказ, поэтому в рассказе на первом месте нет простых солдат, а есть изображение нескольких офицеров. Назовите их. Что движет офицерами, что такое для них война? (Гальцин, князь Калугин, ротмистр Проскyнин, поручик Пест)

(В главе 15. ответ «Наполеон», тщеславие по Ожегову, стр. 34

- высокомерное желание славы.

Даже капитан Михайлов перед лицом cмepти – стр.33.

Б.Эйхенбаум «все герои «Севастополя в мае» проходят «пытку анализом». «Диалектика души» впервые обнаруживается не самоанализе рассказчика, а в изображении внутреннего мира действующих лиц. Автор уже не наблюдатель, а проповедник, судья, который судит войну и людей, её ведущих.

В каких строках это звучит наиболее отчетливо?

(«Кто злодей, кто герой её? Все хороши и все дурны.)

Автор в рассказе поднимается до высот эпического повествования, которые нам встретятся на страницах «Войны и мира».

Разве не поручик Толстой говорит устами поручика Koзeльцова?

«Война совсем не так делается, как ты думаешь, Володя?»

В третьем рассказе «Севастополь в августе» Толстой использует свой прием – показ войны глазами новичка.

Как это делается?

Что является первостепенным для изображения в третьем рассказе?

(Исследование души человека на войне перед лицом cмepтельной опасности

гл.8 – мечта Володи;

гл.10 – столкновение с действительностью

гл.14 – его молитва (Ник. Ростов во время сражения)

Автор все знает о своих героях и делает вывод (гл.17 финал стр.52)

Кого делает Толстой главными героями своего повествования?

(Герои моего очерка – ПРАВДА. «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

Глазами народа писатель увидел эпопею Севастополя. Наверное и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защитников города.

Какая же «побудительная причина», по мысли писателя, позволяет людям, живущим «среди беспредельного труда, бдения и грязи, принять эти условия»?

(Стр.19 «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.)

Теперь обобщим то, о чем было сказано на уроке о «Севастопольских рассказах» Л.Толстого. Попробуем свести все сведения в таблицу.

(по ходу ответов учащихся - демонстрация слайдов с таблицей).

Итак, подведем итог: ЧТО ЕСТЬ ВОЙНА в понимании Л.Н.Толстого.

  • Война противоречит всей природе, человеку.
  • Народ и война – главная тема очерков, связывается с темой русского национального хаpaктера.
  • «Севастопольские рассказы» явились подготовительными этюдами к роману «Война и мир» (о котором мы будем говорить на следующем уроке).

Учитель истории:

349-дневная блокада города закончилась 17августа 1855 года. Падение Севастополя предрешило исход войны. Угроза вступить в войну Австрии заставила нового императора Александра II пойти на заключение мира.

1 вариант. Прочитав § 62 стр. 176 (абзац 2), ответить на вопросы:

1. Где и когда состоялось заключение мирного договора? (в марте 1856 г. в Париже)

2. Каковы условия мирного договора? (1). Россия потеряла острова в дельте Дуная и Южную Бессарабию; 2).Запрещение России иметь военный флот, крепости и арсенал на Черном море.)

(слайд)

3. Как вы думаете, какое значение имел Парижский мир для России? (1). Незащищенность южнорусских рубежей; 2) Катастрофическое ослабление позиций России в Причерноморье; 3) Падение международного авторитета России). (слайд)

2 вариант:

1. В чем главная причина поражения России в Крымской войне? (Социально-экономическая отсталость России от стран Западной Европы) (слайд)

2. На решение каких задач должна быть направлена внутренняя политика государства? (Крымская война обнажила всю гнилость феодально-крепостнического строя России. Поэтому стране необходимы были преобразования) (слайд)

3. Как вы думаете, какой должна быть одна из задач во внешней политике России в предстоящие десятилетия? (вернуть утраченные позиции на Черном море)

III. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 22:50:54

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 8:27:20

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 0:18:43

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 4:30:23

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 9:57:17

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 3:45:34

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 18:24:56

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 2:57:58

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 1:14:13

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 19:36:28

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 6:32:34

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 4:31:30

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 4:57:43

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 17:58:15

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 8:33:28

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 9:59:50

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 19:23:38

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 14:12:15

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 1:22:52

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 19:19:23

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 10:45:59

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 22:43:39

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 17:19:46

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 23:57:37

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 3:12:10

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 12:45:29

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 12:40:57

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 11:25:11

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 2:10:10

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 3:55:36

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 9:57:16

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 22:14:52

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 20:29:47

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 10:39:23

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 21:33:25

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 10:34:38

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 15:23:37

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 15:57:24

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 21:34:35

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 16:16:19

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 23:46:50

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 5:13:54

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 14:48:47

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 17:42:40

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 23:21:36

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 19:20:29

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 3:58:54

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 18:18:11

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 6:44:29

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 5:18:59

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::