Открытый интегрированный урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут"

Общие цели:
- дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными источниками;
- приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников-явлений отечественной и духовной культуры;
- развитие интереса к самостоятельному поиску и осмысливанию истоков.
Задачи урока:
- Продолжить духовно-нравственное воспитание детей, на основе приобщения их к истокам русской культуры.
- Дать первоначальное понятие об иконе.
- Начать постепенное ознакомление учащихся с иконой «Живоначальная Троица» Андрея Рублёва.
- Показать икону в двух аспектах: как произведение искусства и как окно в духовный мир.
- Раскрыть понятия об ангельском мире, Ангеле – хранителе и о Дне ангела.
- Раскрывать и развивать творческие способности детей.
- Вовлекать в непосредственную традицию народного творчества путём личного участия в создании игрушки.
- Развивать эстетический вкус.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- аудиомагнитофон;
- аудиозапись контаты «Александр Невский» С. Прокофьева
Материалы для выполнения пpaктической работы:
- инструкционно-технологическая карта;
- ткань белая;
- вата;
- цветная тесьма;
- нитки
Наглядность:
- мини-выставка ангелов, выполненных ученицами 5–7-х классов;
- икона Андрея Рублёва « Троица»
ХОД УРОКА
I. Присоединение к теме
(Презентация, слайд №1)
Звучит аудиозапись кантаты С.Прокофьева А.Невский».
– Имена каких известных людей из истории России вы знаете?
– Сегодня вы узнаете ещё об одном удивительном человеке, которым по праву гордится Россия.
II. Основной этап
1. Рассказ детей об Андрее Рублёве. (Презентация, слайды №2 – 5)
фото 1
– Почему спустя века мы знаем и чтим этого человека? (Написал много икон)
– А что такое икона?
2. Вступительное слово учителя
Икона – в переводе с греческого
языка обозначает образ. Икона –
это встреча между человеком и Богом, окно в
духовный мир. Она издавна живёт рядом с человеком
и призвана помочь человеку в молитвенном
общении с теми, кто на ней изображён.
Больше всего икон можно увидеть в храме. На одних
иконах – образ самого господа Иисуса Христа. На
других – образы Богоматери или святых. Люди,
природа и вещи выглядят на иконах необычно.
Взор и душу греет таинственный золотистый свет.
Перед образами непременно возжигаются свечи,
надолго замирают в молитве верующие люди.
Икона может иметь свой сюжет. Она пишется всегда
языком символов, и каждая деталь на ней имеет
свой смысл. С помощью языка символов и красок
икона даёт человеку представление о духовном
мире, а также рассказывает библейские сюжеты.
«Икона – это та же Библия. Только
написанная не словами, а красками», –
говорил преподобный Иоанн Дамаскин. (Презентация, слайд №6)
Вы знаете, что иконы сопровождали русского человека и в будни и в праздники, и на войне. К ним обращаются и в радости, и в горе. Особо почитаются иконы чудотворные. (Презентация, слайд №7)
– А что обозначает понятие « икона чудотворная»?
– Чудотворные – потому что явление их ознаменовано чудесами.
– А как иконы почитались в православных семьях?
Какое место в крестьянской избе занимала икона? (Презентация, слайд №8)
– Почему на икону смотрят с верой и надеждой? (Презентация, слайды №9
– 11)
Среди множества икон есть одна, которую знает вся
Россия и весь мир. Это икона «
Живоначальная Троица» творения
преподобного Андрея Рублёва. (Презентация,
слайд №12)
Люди часами стоят перед этим образом. Одни
молятся, другие замирают в восторге, иные же
чувствуют, что с этого мгновения у них начинается
новая жизнь.
Попытаемся и мы проникнуть в мир этой
удивительной иконы, проникнуть по мере нашего
разумения и духовного сознания.
3. Работа по учебнику.
Стр. 77 – 78. Чтение вслух 2 абзаца. («Истоки» А. В. Камкин, 5 класс. Издательский дом «Истоки». М.; 2005 г.)
4. Беседа по прочитанному.
– Как вы думаете, кто же такие ангелы?
– У ангелов нет таких тел, как у нас, они
бестелесны.
– А как вы думаете, если они бестелесны, могут ли
они умирать? ( Они бесcмepтны)
– Правильно, они бестелесны, бесcмepтны, но они
умны, у них есть разум. Память и воля. Такие
существа называются духами.
Значит, ангелы – это духи, а их мир (небо) – это
духовный мир.
– Ангел-хранитель – это один из
святых ангелов, данный каждому крещёному
человеку от Бога при его крещении. Он является
покровителем человека, защитником его, если
человек старается жить праведно и не прогоняет
от себя ангела своими дурными делами. Защищает
нас наш ангел – хранитель, если мы его об этом
просим.
Послушайте стихотворение, в котором речь идёт об Ангеле-хранителе. (Читает ученик.)
Ангела Бог при крещении мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день ото дня
Он от беды защищает меня!
(Из методического пособия «Основы православной культуры» I год обучения. Смоленск, 2004 г., с.29)
– Как вы думаете, зачем же при рождении
человека крестили?
– Всем вам хорошо знакома песенка, которую пели и
водили хоровод: «Как на Танины именины испекли мы
каравай…»
– Вспомните, когда мы её поём?
– Вот об этом я вам расскажу. У каждого человека
кроме Ангела-хранителя есть ещё один святой
покровитель: это святой человек, имя которого
нарекают ребёнку при крещении. Он помогает
человеку, когда к нему молитвенно обращаются с
просьбой о помощи и заступничестве. Надо знать,
как жил святой, имя которого ты носишь. И
стараться подражать ему в поступках и мыслях,
день празднования памяти твоего святого
покровителя – это день твоего ангела. Этот день
называют ещё именинами.
– Вот в этот день и принято водить хоровод и
поздравлять с Днём ангела.
5. Физкультминутка
– 22 марта именины у Вадима. Мы тебя поздравляем и приглашаем в хоровод.
Хоровод «Как на Вадима именины…»
6. Чтение рассказа (Презентация, слайд №13)
– Я прочитаю вам небольшой рассказ, слушая его, подготовьтесь ответить на вопрос: « Кто спас мальчика от гибели?»
Довольно давно с одним мальчиком произошла
удивительная история. Его отец был
железнодорожным стрелочником. Работа, кажется,
простая! Знай себе, переводи стрелки. Но это, лишь,
кажется просто – чуть не доглядишь, упустишь
мгновение, и могут погибнуть десятки, сотни
людей. Так однажды, услышав гудки стремительно
приближающегося состава, стрелочник уже
потянулся рукой к рычагу, чтобы перевести поезд
на свободный путь, да почему-то оглянулся.
Оглянулся и замер: по рельсам навстречу
мчащемуся поезду бежал его трёхлетний сынок. Не
было секунды, чтобы крикнуть ему. Был лишь миг,
чтобы решить: повернуть рычаг и спасти от гибели
поезд с людьми, или…
– Господи! Сохрани сына! – воззвал он и перевёл
стрелку. Громыхая, сотрясая землю, вагон за
вагоном проносился мимо. Когда миновал
последний, отец бросился к месту, где видел своё
дитя.
«Что с ним? – с ужасом думал он. И что же?
Мальчик, сложив руки, лежал на земле.
– Сынок, ты жив?!
– Жив. Жив! – весело ответил мальчик и вскочил на
ноги.
– Как же ты догадался лечь на землю? – спросил
отец.
Мальчуган с улыбкой ответил:
– Какой-то дядя наклонил меня.
– Какой дядя?!
– Такой красивый, светлый… С крылышками.
(Из книги «Троицкие цветки с луга духовного», М.; 1999,с.55)
7. Обсуждение рассказа
– Понравился ли вам рассказ?
– Какое чувство охватило вас, когда вы слушали
его?
– Что вам понравилось?
– Какая опасность грозила мальчику?
– Какое решение принимает отец ребёнка?
– Почему так поступает отец?
– Кто спас мальчика от гибели и почему?
III. Пpaктическая работа в группах: «Изготовление куклы-ангела»
1. Вступительная беседа (Презентация, слайд №14)
Со старых времён на Руси было принято бережно
относиться к каждому лоскутку ткани. Их бережно
хранили и часто «вертели» из них кукол. В
русской деревне даже в начале ХХ века
самодельная тряпичная кукла была наиболее
распространённой игрушкой. В некоторых
крестьянских семьяхнасчитывалось до сотни таких
кукол. Маленьким детям их делали старшие. Лет с 5
– 6 дeвoчки сами начинали «вертеть» простейших
кукол для себя. На Рождество и день Ангела было
принято дарить кукол – ангелов. Их развешивали в
избе и над кроватью детей.
Как вы думаете почему?
Обратите внимание на выставку работ девочек 5 – 7
классов (см. фото 1). На ней представлены ангелы,
выполненные в различной технике. Одни из них
вышиты, другие – связаны крючком, третьи сделаны,
как мягкая игрушка. Дeвoчки вложили в эти работы
всю свою душу и поэтому они так прекрасны.
Сегодня мы познакомимся со старинной
технологией изготовления куклы – ангела. Как и
всех добрых кукол их изготавливали без ножниц и
иголок. Поэтому и мы сегодня при изготовлении
ангела постараемся обойтись без этих
инструментов.
1.1.Вводный инструктаж:
– сообщение названия пpaктической работы;
– разъяснение задач пpaктической работы;
– ознакомление с
инструкционно-технологической картой (лежит у
каждого ученика на столе);
– предупреждение о возможных затруднениях
при выполнении работы;
–инструктаж по технике безопасности и
культуре труда.
1.2. Самостоятельная работа по
инструкционно-технологической карте (Презентация, слайды
№15 – 18).
1.3. Текущий инструктаж.
1.4. Заключительный инструктаж.
фото 2
2. Уборка рабочих мест
3. Итог урока
1.1. Выставка работ учащихся.
1.2.Песня «Ангелы в небе высоком живут» (исполняют дети)
IV. Рефлексия
1. Ресурсный круг (Активные формы обучения)
Дети передают ангелочка по кругу и отвечают на вопрос: «Как вы представляете себе Ангела – хранителя?».
фото 3
2. Слово учителя. (Презентация, слайд №10)
– Сегодня на уроке мы только соприкоснулись с
чудесным миром иконы.
– Ответили на вопрос: «Кто же такие ангелы?»
– Попытались представить себе Ангела –
хранителя.
– На последующих уроках мы научимся
рассматривать икону, читать и понимать её.
– Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо
трудились и увидели результаты своего труда.
фото 4
3. Домашнее задание. (Презентация, слайд №21)
– К следующему уроку постарайтесь узнать, имя какого святого вы носите и что оно обозначает.
4. Создание «Дерева настроения».
– И в заключение, прошу подойти к «Дереву настроения» и прикрепить на него яблочко, которое соответствует вашему настроению после урока и прокомментировать свой выбор.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
24 02 2021 3:39:22

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
23 02 2021 17:46:44
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
22 02 2021 0:29:43

Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
21 02 2021 10:29:31
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.".
...
20 02 2021 11:55:29
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
19 02 2021 15:36:30
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
18 02 2021 7:43:31
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
17 02 2021 9:50:23
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
16 02 2021 13:56:20

Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
15 02 2021 17:29:29
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
14 02 2021 9:36:51
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся.
...
13 02 2021 20:49:37
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
12 02 2021 21:23:55
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
11 02 2021 7:38:49
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
10 02 2021 7:20:10
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
09 02 2021 7:14:28
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
08 02 2021 10:20:14
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
07 02 2021 10:24:30
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
06 02 2021 18:11:30
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
05 02 2021 3:14:41
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
04 02 2021 18:34:22
Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах.
...
03 02 2021 1:59:54
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
02 02 2021 18:49:37
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
01 02 2021 13:42:13
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
31 01 2021 1:47:11
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
30 01 2021 1:23:44
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
29 01 2021 7:44:21
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки.
...
28 01 2021 9:32:44
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
27 01 2021 22:29:43
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
26 01 2021 6:40:13
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
25 01 2021 9:20:10
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей.
...
24 01 2021 21:16:28
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
23 01 2021 10:16:16
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
22 01 2021 0:28:29
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
21 01 2021 4:11:56
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
20 01 2021 19:44:13

Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
19 01 2021 14:51:48
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам.
В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин».
...
18 01 2021 2:46:13
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".
...
17 01 2021 1:52:25
Одним из важных направлений разрешения назревающих проблем в образовании
является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным
признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической
системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации
познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения
требованиям школы....
16 01 2021 13:43:27
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
15 01 2021 4:30:22
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие.
Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
14 01 2021 23:43:22
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века.
...
13 01 2021 11:36:26
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
12 01 2021 2:54:33
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
11 01 2021 0:27:50
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
10 01 2021 3:34:59
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
09 01 2021 13:55:41
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....
08 01 2021 19:26:24
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
07 01 2021 2:32:43
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
06 01 2021 7:23:16
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента.
...
05 01 2021 13:17:16
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
04 01 2021 15:35:19
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
03 01 2021 13:24:28
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
02 01 2021 5:53:43
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
01 01 2021 0:49:31
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
31 12 2020 11:43:42
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
...
30 12 2020 10:38:42
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
29 12 2020 8:13:49
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
28 12 2020 6:46:36
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
27 12 2020 2:53:23
Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....
26 12 2020 3:51:30
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
25 12 2020 14:30:11
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
24 12 2020 18:43:47
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
23 12 2020 13:14:44

Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
22 12 2020 18:50:35
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
21 12 2020 22:40:31
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны.
При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся.
...
20 12 2020 5:29:51
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
19 12 2020 19:38:22
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
18 12 2020 18:45:34
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
17 12 2020 9:14:14
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
16 12 2020 4:58:47
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
15 12 2020 17:33:32
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
14 12 2020 0:19:44
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
13 12 2020 18:16:45
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
12 12 2020 6:20:49
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
11 12 2020 10:59:49
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции.
...
10 12 2020 1:17:11
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
09 12 2020 19:48:21
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням.
...
08 12 2020 17:54:27

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
07 12 2020 23:25:52

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
06 12 2020 7:10:30
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
05 12 2020 1:59:28
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
04 12 2020 15:16:16
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
03 12 2020 0:11:57
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
02 12 2020 9:49:42
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
01 12 2020 20:42:43
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
30 11 2020 1:50:38
Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....
29 11 2020 5:46:11
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
28 11 2020 15:43:34
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
27 11 2020 12:56:53
Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опopные конспекты и опopные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....
26 11 2020 18:13:14
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики.
Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
25 11 2020 18:27:31
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
24 11 2020 3:59:21
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
23 11 2020 4:31:39
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
22 11 2020 0:31:18
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
21 11 2020 23:43:30
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
20 11 2020 17:44:33
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
19 11 2020 6:18:20
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
18 11 2020 0:10:44
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
17 11 2020 11:19:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::