Технология дебатов на уроках истории
Цель: Дать представление о формировании и развитии цивилизации
Задачи:
- проанализировать важные проблемы, возникшие в связи с вопросом о факторах возникновения и развития цивилизации;
- продолжить работу с документами, со справочной литературой, над умением аргументировать и отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы и делать выводы;
- осмысление необходимости уважения иной точки зрения.
Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний.
Форма урока: Урок – дебаты.
Оборудование:
- настенная карта
- раздаточный материал: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2, ПРИЛОЖЕНИЕ 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Литература:
- Светенко. Т. В. Путеводитель по дебатам. Москва. “Бонфи” 2001
- Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории. Москва. “ Бонфи” 2001
- Хачатурян В. М. История Мировых цивилизаций. Москва. “Дрофа” 1999
- Захарова Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории. Москва. “Владос” 2001г
- Семеникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. Брянск. “Курсив” 1998г
- Энциклопедический словарь
Планируемые результаты:
- знают факторы влияния на формирование и развитие цивилизации
- используют ранее полученные знания для анализа исторической обстановки
- умеют пользоваться картой, историческими документами, справочниками
- умеют переносить знания в новые ситуации
- умеют логически строить свой ответ, красиво излагать свои мысли
- умеют отстаивать свою точку зрения
- уважают мнение оппонента
- дают субъективную оценку, исходя из представленных аргументов
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ | ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ | ДОСКА И ОБОРУДОВАНИЕ |
Мотивация | Теорию “Малых воздействий с большими
последствиями”, цепь незначительных, на первый
взгляд случайных событий, приводящая к
масштабным и значительным результатам, хорошо
иллюстрируется известным детским
стихотворением ( перевод С Я Маршака) Не было гвоздя – подкова пропала, Не было подковы - лошадь захромала. Лошадь захромала – комaндир убит, Конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя. Оттого, что в кузнице не было гвоздя. |
Это вызывает интерес к изучаемой теме Ученики записывают тему. “ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ” |
- тема урока - написано два мнения и имена ученых Шпенглер, Малашенко |
Формулирование цели | -Какой вопрос предстоит решить сегодня? | Формулируют вопрос КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ФАКТОР? |
записывается вопрос на доске |
Предоставление необходимой информации | Сегодня затронем проблему, связанную с
факторами, оказавшими влияние на формирование
цивилизации. Проблема возникла в связи с
отсутствием единой тpaктовки понятия
“Цивилизация”, ибо каждый ученый предлагает
свою тpaктовку, считая, что на процесс
становления цивилизации оказывает тот, а не иной
фактор. --Шпенглер “ Я вижу феномен множества культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования….” --А Малашенко: “Ц-совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения” Предстоит, используя такую форму как дебаты попытаться оценить роль факторов. Так как большинство считает, что именно географический фактор играет заметную роль. ТЕМА: Географический фактор оказывает решающее влияние на формирование и развитие цивилизации. |
Класс делится на 2 группы В течение 15 минут готовятся (согласно правилам, которые им известны, инструкция по ведению игры на партах) используя дополнительную литературу, знания, опыт и т д ( предварительно готовились дома) Определяется жюри, которое выpaбатывает критерии.
|
Тема дебатов – на доске
Позже критерии помещают на доску |
Применение информации, интеpaктивное упражнение | Может выполнять функции таймкипера. Налагает санкции. |
От одной комaнды выделяются 3 спикера
утверждающей стороны: (10 мин) 1С - утверждает тезис, представляет аргументы утверждающей стороны 2С – усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства 3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей линии От другой комaнды выделяются 3 спикера
отрицающей стороны: 1С - отрицает тезис, представляет аргументы отрицающей стороны 2С – усиливает отрицающую линию в споре, представляет доказательства 3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства отрицающей линии -Участники задают перекрестные вопросы, дополняют выступления, опровергают доводы (2мин) |
Участники могут использовать по своему
усмотрению доску, настенную карту, отрывок из фильма |
Подведение итогов Рефлексия |
Выставление оценок ( после речи жюри) - Какой общий вывод по теме урока можно сделать? При любом исходе игры вывод должен быть позитивный Земная природа, включенная в сферу человеческой деятельности, составляет необходимое условие существования общества. Географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. По мере прогресса географическая среда все больше используется людьми, что остро ставит проблемы взаимодействия природы и общества, охраны природы. - Что нового узнали? – Чему научились? и т д |
Жюри оценивает речи спикеров,
перекрестные вопросы, определяет комaнду –
победительницу (условно) - Делают вывод по уроку. |
Жюри может использовать доску по своему усмотрению |
Д/задание | ----- | записывают | Д/З |
Утверждающая сторона.
Цивилизационный процесс везде шел в непрерывной связи с освоением и преобразованием естественной среды
Аргументы | Доказательства ( цифры, факты, цитаты) |
1. Первичные цивилизации возникли там, где климатические и географические условия были благоприятны | -- Уже в 4-3 тыс до н э очаги цивилизации возникли в Египте - в долине реки Нил, в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат, где были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее в 3-2 тыс до н э – в долине реки Инд – индийская цивилизация, во 2 тыс до н э – китайская ( долина реки Хуанхе) . Условия были благоприятны: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. |
2. Наличие или отсутствие рек, близость морей, плодородные почвы, строительный материал – определяли занятия, хаpaктер труда и уровень организации их жизни | -- На Востоке развивалось ирригационное
земледелие, ирригационные системы требовали
организации коллективного труда и жесткой
организации центральной власти, что привело к
формированию на Востоке деспотии. Таковые были в
Египте , в Китае. -- В особой географической ситуации развивались Финикия, Греция, Рим – это были морские цивилизации, близость моря и отсутствие полноводных рек, отсутствие плодородных почв и наличие строительного материала, создали благоприятные условия для зарождения навигации, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав |
3. Форма рельефа местности оказывает влияние на обороноспособность страны, на дальнейшее развитие | -- Греческий историк нач I в н э Страбон:
“ Италия окружена , как верною оградою, морями, за
исключением только немногих частей, которые, в
свою очередь, защищены труднопроходимыми
горами….. это выгодно для отражения нашествия
извне и полезно для нападения на внешних
врагов.” -- Равнинная территория, отсутствие естественных преград в виде горных хребтов облегчали неприятелю проникновение в глубинные районы России. Но, в тоже время огромные прострaнcтва затрудняли продвижение агрессоров, вынуждали их затрачивать силы на охрану коммуникаций, открывали широкие возможности и для партизанской войны. Вторжение в новое и новейшее время трех агрессоров ( Карл XII, Наполеон, Гитлер) заканчивались печальным для них итогом. -- Славянский мир был “проходным двором”, через территорию славян шли различные кочевые племена: гунны, готы, тюрки. Бесспopно, азиаты оказали слияние на славян. |
4. Климат оказывал влияние на хаpaктер производства | -- На Руси короткий с/х год, на 20 дней меньше солнечных дней, чем в Прибалтике, Скандинавии. За такое короткое время семья могла обработать небольшую площадь. Приходилось “ наваливаться всем миром”. Концентрация сил и способность к крайнему напряжению – хаpaктерно для русских крестьян. Природно- климатических фактор повлиял на складывание экстенсивного отношения к природным ресурсам. |
5. Сформировался своеобразный тип личности под влиянием особых географических условий | -- “… У нас каждый человек в отдельности
может проявлять себя самодовлеющей личностью в
самых разнообразных сторонах жизни.” Из речи
Перикла об Афинах, произнесенной в 431г до н э.
Борьба греков с морской стихией, трудности
освоения неведомых земель, породил людей смелых,
инициативных, самодостаточных, больше всего
ценивших свободу, поэтому появление демократии
неслучайно. -- Пословица “ Русский мужик долго запрягает, да быстро едет” связана с особенностями климата и трудовой деятельности. Такие черты как “расторопность”, “проворность”, “поворотливость” воспитывались у русского мужика в условиях крайнего напряжения сил. |
Отрицающая сторона.
Цивилизационный процесс везде шел в непрерывной связи с освоением и преобразованием естественной среды, однако на формирование и развитие цивилизации оказывает влияние не столько этот фактор, сколько другие.
Аргументы | Доказательства ( цифры, факты, цитаты) |
1. Влияние религии и церкви на жизнь общества и деятельность государства было огромным | -- В эпоху средних веков церковь на долго
подчинила своему влиянию не только духовную
сферу ( культура: в живописи преобладали
религиозные сюжеты; образование: первые школы
возникали при монастырях), но и вмешивалась в
политические дела ( религиозные войны) -- На протяжении определенного времени многие религии ( православие, конфуцианство, буддизм ) играли роль цивилизационного фундамента. ( В России Уваров создает теорию официальной народности, которая основана на православии. Православие выполняло функции идеологической опоры, цементировало общество.) -- Религиозная этика, которая возникла в связи с религиями спасения, имела большое значение в процессе складывания цивилизационных традиций – наиболее устойчивых элементов в историческом развитии цивилизаций. |
2. Большое значение в развитии цивилизации принадлежит человеческому фактору | -- “ В мире много сил великих, но сильнее
человека нет в природе ничего…” Софокл, 5 в до н э -- Примерно с 500г до н э по 1 век н э произошли необычные изменения – произошёл самый резкий поворот в истории – появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. В Китае жил Конфуций, в Индии – Будда, в Иране – Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки – Илья, Исайя, в Греции – Гомер, Геpaклит, Платон, Архимед. -- Главным достижением этого времени было возникновение мировых религий, современной морали, религиозных и культурных традиций, Возникновение цивилизаций в это время стало прорывом, изменившим весь ход истории человечества. |
3. Важную роль играют цивилизационные традиции | - Трагически погибли
древнеамериканская, египетская, крито –
микенская, древнегреческая, римская цивилизации.
Индийская и китайская цивилизации существуют
уже много тысячелетий. Здесь очень большую роль
играют цивилизационные традиции. Так в Индии законы предписывали каждой касте носить одежду особого покроя, цвета, качества ткани, с особой отделкой. Все определялось до мельчайших подробностей. Этот закон предписывал людям смириться с их местом в обществе, не стремиться изменить свою судьбу. Закон Кармы ориентировал на социальную пассивность и даже уход от социальной жизни. -- Французский исследователь Э. Калло, считает, что цивилизация “ покоится на традициях, образующих устойчивый базис тех верований, на которые люди опираются как на незапамятное и надежное достояние, чтобы ориентироваться в жизни и совладать с повседневными заботами и новыми задачами”. |
4. Влияние других народов, возникновение цивилизаций на окультуренной почве | -- Греки переняли письмо у финикийцев (
алфавит, дополнив гласными буквами), искусство
мореплавания и ведения торговли. -- Литература, искусство, философия римской цивилизации были всецело под греческим влиянием. |
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
18 03 2024 9:32:25
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
17 03 2024 0:19:23
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
16 03 2024 22:50:31
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
15 03 2024 21:32:47
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
14 03 2024 21:47:59
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
13 03 2024 23:40:16
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
12 03 2024 5:28:21
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
11 03 2024 17:16:15
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
10 03 2024 15:57:17
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
09 03 2024 4:26:21
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
08 03 2024 9:32:44
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
07 03 2024 18:30:26
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
06 03 2024 2:55:58
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
05 03 2024 0:11:49
Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи. Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк. ...
04 03 2024 22:17:18
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
03 03 2024 19:23:28
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
02 03 2024 11:57:59
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
01 03 2024 23:56:38
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
29 02 2024 3:49:56
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
28 02 2024 5:43:42
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
27 02 2024 21:54:18
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
26 02 2024 11:10:10
Цель урока: выработать, осознать и принять механизм защиты прав потребителей, необходимый для реализации проекта по созданию буклета-инструкции; формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей. ...
25 02 2024 20:54:26
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
24 02 2024 1:39:15
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
23 02 2024 9:47:17
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
22 02 2024 19:45:35
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
21 02 2024 1:12:45
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
20 02 2024 4:45:32
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
19 02 2024 9:31:56
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...
18 02 2024 22:50:19
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
17 02 2024 18:36:59
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
16 02 2024 5:52:46
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке. ...
15 02 2024 19:21:45
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
14 02 2024 1:11:28
Занятие завершает блок вопросов по темам: «Мировая война и революционные потрясения» и «Социалистический эксперимент в СССР» по учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России. ...
13 02 2024 21:24:48
Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
12 02 2024 11:54:42
Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
11 02 2024 12:45:26
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
10 02 2024 16:21:44
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
09 02 2024 3:32:53
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода. ...
08 02 2024 17:15:54
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
07 02 2024 20:41:32
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
06 02 2024 17:58:53
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные. ...
05 02 2024 9:39:37
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
04 02 2024 18:40:27
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
03 02 2024 10:27:17
Урок обобщает знания об одном из видных в истории страны реформаторов — П.А. Столыпина, его устремлениях, его удачах и неудачах. Систематизируются знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись. Прослеживается связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века, и сегодняшними проблемами страны. ...
02 02 2024 7:48:10
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
01 02 2024 7:13:31
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...
31 01 2024 19:31:40
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
30 01 2024 12:57:18
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...
29 01 2024 10:20:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::