"Международные отношения в конце XIX — начале XX века", 8-й класс
Цель: сформировать представление об основных противоречиях между великими европейскими державами в конце XIX – начале XX века
Задачи:
- раскрыть особенности международных отношений в мире накануне Первой мировой войны;
- развивать и закреплять навыки работы с различными источниками информации: тестом учебника, исторической картой, таблицей;
- развивать коммуникативные навыки.
Основные понятия и даты: колония, метрополия, колониальная система, колониальная империя, Антанта, Тройственный союз, империалистическая война, 1873 г., 1879 г., 1893 г., 1882 г., 1907 г.
Оборудование: карта “Территориальный раздел мира к 1914 г.”, учебник “Новая история”, §29, таблица “Колониальные владения крупнейших держав в 1876 и в 1914 гг.”.
Ход урока.
1. Вступительная беседа.
- Мы заканчиваем изучение новой истории событием, которое является границей между новой и новейшей историей.
- Как вы думаете, каким по масштабу должно быть это событие?
(крупным, большим, широкомасштабным, мировым)
- Попробуйте определить, что это за событие?
(война, конфликт, первая мировая война)
- Да, действительно, в 1914 году началась Первая мировая война. В военных действиях приняли участие 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек.
- Как вы думаете, какой вопрос мы будем рассматривать сегодня на уроке?
Итак, главный вопрос урока: какие причины привели европейские страны к мировой войне.
Какие знания нам будут нужны? Какие источники информации мы можем использовать? В каком виде мы сможем представить новое знание?
(В ходе обсуждения составляется план работы на уроке)
2. Изучение нового материала.
А. Актуализация знаний.
- На какие две большие группы разделились страны мира в период Нового времени?
(на колонии и метрополии)
- Какие страны называют колониями?
(страны или территории, которые попали в политическую и экономическую зависимость от другого государства)
- Какие страны называют метрополиями?
(страны, имеющие колонии)
- Приведите примеры метрополий и их колоний.
(Англия – Индия, Австралия, Новая Зеландия и т.д.; Франция – Алжир, Марокко, Мадагаскар и т.д.)
Б. - Работа с учебником.
- Как называется такое разделение мира?
(“колониальная система”)
- Найдите определение в учебнике (стр. 275)
(Система полного экономического, социального и духовного угнетения большинства народов всех континентов группой держав – колонизаторов называется колониальной системой) – определение записывается в тетрадь.
В. Работа с таблицей.
Давайте рассмотрим и сравним владения европейских держав.
(Учебник, стр. 284)
Колониальные владения крупнейших держав в 1876 и в 1914 гг.
Колониальные державы | 1876 г. | 1914 г. | ||
Площадь (в млн. км2) |
Количество жителей (в млн. чел.) |
Площадь (в млн. км2) |
Количество жителей (в млн. чел.) |
|
Англия Германия Россия США Франция Япония |
22,5 - 17,0 - 0,9 - |
251,9 - 15,9 - 6,0 - |
33,5 2,9 17,4 0,3 10,6 0,3 |
393,5 12,3 33,2 9,7 55,5 19,2 |
Анализ таблицы проводится по следующим
вопросам.
У каких стран больше колоний?
Г. Работа с учебником и в тетрадях.
- Зачем этим странам нужны колонии?
(Колонии – это рынки сбыта, дешёвая рабочая сила, источники сырья, доходы в бюджет страны – метрополии)
- Какую политику будет проводить Германия?
(агрессивную воинственную)
- А может ли Германия одна проводить такую политику? Под силу ли ей это?
(Нет. Появляется необходимость искать себе союзников в борьбе за колонии)
- А кого могла бы взять себе в союзники Германия?
(Австро-Венгрию, Россию)
- Давайте проверим, действительно ли это так?
(стр. 276, учебник)
(Союз трёх императоров, создан в 1873 г.) Дата записывается на доске.
- Против кого направлен Союз трёх императоров?
(Против Франции, так как Германия претендует на первенство в Европе и на французские колонии в Африке)
- Как долго просуществовал этот союз?
(Два года, с 1873 по 1874 гг. Распался после выхода из союза России).
- Посмотрите, кому Германия предложила войти в союз вместо России и почему?
(Германия пригласила в союзники итальянского короля, так как у Германии и Италии общие интересы – колониальные претензии)
- Какой союз был создан и когда?
(Был создан Тройственный союз в 1882 году).
- Дата записывается на доске
- Против каких стран был направлен этот союз?
(Тройственный союз был направлен против России и Франции).
(В ходе этого диалога на доске оформляется схема.
Германия | Англия |
Австро-Венгрия | Франция |
Италия | Россия |
- Какие территориальные претензии были у Германии и Франции друг к другу?
(Спор из-за Эльзаса и Лотарингии, колониальных владений в Африке).
- На схеме рисуется стрелка от Германии к Франции и от Франции к Германии.
- Какие претензии были у Италии к Франции?
(Спор из-за Туниса)
(стр. 276, учебник)
- На схеме рисуется стрелка от Италии к Франции и от Франции к Германии.
- В чём проявилось противостояние Германии и Англии?
(стр.277-278, учебник)
(Противостояние проявилось в соперничестве в Турции, Индии, Египте и создании военно-морского флота)
– На схеме рисуются стрелки.
- Пpaктически в тоже время Франция, опасаясь усиления Германии, стала тоже искать себе союзников.
- Кто же мог стать союзником Франции?
(Россия и Англия)
- Однако, между Англией, Францией и Россией в свою очередь существовали противоречия. Англия продолжала свою политику изоляции.
- Какова цель этой политики?
(стр. 277, учебник)
(Цель политик изоляции – защитить свои интересы, сталкивая друг с другом другие страны).
- Почему Англия была вынуждена прекратить дальнейшее проведение политик изоляции?
(Возникла угроза со стороны Германии)
- Всё ли было мирно между Англией и Францией?
(стр.277, учебник)
(Существовали противоречия между Англией и Францией в Африке - Юго-Восточной Азии).
- Какой выход был найден?
(стр. 279, учебник)
(Англия и Франция разделили сферы влияния; Египет – Англии, Марокко – Франции).
- Как разрешились противоречия между Англией и Россией?
(стр. 279, учебник)
(Иран был разделён на сферы влияния между этими государствами).
- Какой союз был заключён между этими тремя странами?
(Антанта – 1904, 1907 гг.).
Итак, в Европе сложились два военно-политических союза. Каких?
(Тройственный союз и Антанта).
- Какие цели ставили перед собой эти два блока?
(Антанта – сохранение колоний, против Германии; Тройственный союз - борьба за колонии, против Англии и Франции).
- Какими будут отношения между этими блоками?
(Борьба, столкновение)
– На схеме рисуются стрелки в обе стороны.
- Какой хаpaктер носили эти столкновения?
(Империалистический).
- Какая война называется империалистической?
(стр. 279, учебник)
(Война за передел мира).
- Найдите примеры таких войн.
(стр. 279-281, учебник)
(Испано-американская война, англо-бурская война, русско-японская война и др.).
- Докажите, что эти войны являются империалистическими.
(Эти войны велись за предел мира, за сферы влияния, не учитывались интересы колоний и т.д.)
Вывод.
- Итак, ответ на какой вопрос мы сегодня искали?
(Причины первой мировой войны).
- Назовите причины, приведшие к Первой мировой войне.
(Борьба за колониальные владения, борьба за передел мира).
- Можно ли было избежать войны?
(Нет, так как ни одна из стран добровольно не отдала бы свои колонии, свои рынки сбыта. А это в свою очередь и провело к военному столкновению)
4. Закрепление.
- Попробуйте в тетрадях восстановить схему, которую мы составили на доске. (Один ученик восстанавливает схему на доске)
- Проверка выполнения задания, уточнение, комментарии.
5. Домашнее задание. П.29, в.1,2,6,10, к\к. 6-7, зад.1-4, печатная тетрадь ч.2, стр. 59, задание 10
Список использованной литературы.
Соловьёв К.А. Поурочные разработки по новой
истории. 1800 -1900. 8 класс. М.: ВАКО, 2006.
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
18 03 2024 8:19:47
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
17 03 2024 1:57:29
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
16 03 2024 7:36:44
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
15 03 2024 12:56:20
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
14 03 2024 3:26:40
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
13 03 2024 22:16:58
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
12 03 2024 5:36:17
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....
11 03 2024 16:41:17
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
10 03 2024 3:43:33
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
09 03 2024 0:37:38
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
08 03 2024 13:19:55
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
07 03 2024 12:52:24
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
06 03 2024 1:53:10
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы. ...
05 03 2024 4:56:22
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...
04 03 2024 14:33:16
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
03 03 2024 1:44:12
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
02 03 2024 6:31:10
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
01 03 2024 10:50:39
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
29 02 2024 3:36:34
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
28 02 2024 13:27:47
У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
27 02 2024 9:40:10
Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
26 02 2024 11:54:14
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
25 02 2024 4:34:36
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
24 02 2024 14:40:13
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи. ...
23 02 2024 4:46:39
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
22 02 2024 12:36:22
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток". ...
21 02 2024 8:31:26
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
20 02 2024 4:49:10
При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку. ...
19 02 2024 18:29:49
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
18 02 2024 7:25:22
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны". ...
17 02 2024 16:10:52
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...
16 02 2024 6:16:38
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
15 02 2024 21:34:34
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования. ...
14 02 2024 21:21:11
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
13 02 2024 21:47:47
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
12 02 2024 2:51:58
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
11 02 2024 17:42:41
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
10 02 2024 8:16:35
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...
09 02 2024 19:22:55
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера. ...
08 02 2024 16:23:12
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
07 02 2024 9:53:35
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
06 02 2024 2:16:30
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
05 02 2024 11:10:40
Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....
04 02 2024 10:20:51
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
03 02 2024 8:40:39
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
02 02 2024 21:12:49
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
01 02 2024 9:10:57
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков. ...
31 01 2024 23:51:18
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
30 01 2024 7:53:14
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. ...
29 01 2024 14:59:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::