"Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ
Цель урока:
- Дать первоначальные представления о викингах; раскрыть их роль в истории европейских народов.
- Способствовать развитию навыков самостоятельной работы: умение работать с историческими источниками, анализировать текст, выбирать из него главное и решать поставленные задачи.
3. Развивать коммуникативные навыки (работа в группе).
Тип урока: урок постановки и решения познавательной задачи
ФОПД: групповые.
Оборудование: Карта “Европа в 8 -9 вв.”, раздаточный материал, картина из альбома по “истории средних веков” - “Викинги”, школьный учебник, презентация, ПК и мультимедийное оборудование, презентация “Время викингов”.
Вариант 1.
I этап – вводно-мотивационный. (Слайды № 1-4)
“Боже, избавь нас от ярости норманнов”. С такой молитвой к Богу обращались священники многих стран Западной Европы в 8 - 11 веках. Они появились у европейских берегов на своих кораблях под красными или полосатыми парусами с устрашающей головой змеи или дpaкона на корме. По словам современников они “опустошали грешную землю Англии от одного морского берега до другого; убивали народ и скот и не щадили ни женщин, ни детей”. А Карл Великий однажды с горечью сказал: “Предвижу, сколько зла наделают эти люди моим преемникам и их подданным”. Эти слова Карла Великого, свидетеля одного из первых появлений норманнов у берегов Франкского королевства, оказались пророческими.
(Учащиеся формулируют варианты учебной задачи).
После обсуждения она фиксируется на доске и в тетрадях.
“Почему жители Европы испытывали панический ужас только при одном виде кораблей под красными или полосатыми парусами с устрашающей головой змеи или дpaкона?”.
Более простой вариант: “Почему европейцы так боялись норманнов?”.
Далее учащиеся намечают пути решения поставленной задачи. После обсуждения составляется план работы.
ПЛАН
- Кто такие норманны?
- Как жили норманны?
- Было ли у них войско? И если было, то, какое?
- Чего добились норманны?
II. Учебная деятельность учащихся.
1. Кто такие норманны? (Слайды № 5-8)
Рассказ учителя. Работа с картой.
Норманны занимали нынешнюю Данию и южные части Скандинавского полуострова, Норвегии и Швеции. Они дробились на мелкие владения; почти каждый морской залив, фиорд. Составлял отдельное княжество. Земля давала скудное пропитание: часто бывали неурожаи и наступал голод. Часть народа должна была постоянно выселяться и искать за морем добычи и новых поселений. Норманны в своих поездках соединяли разбой и торговлю. С зарождением неравенства выселения усилились.
Во главе выселяющихся становились ВИКИНГИ (морские вожди) из знатных семей, иногда дети королей. Перед отплытием приносили жертву богу грозы ТОРУ. Выезжали на больших лодках, где помещалось 60-70 человек. При спуске лодки приносилась человеческая жертва: к бревнам, по которым спускали судно в воду, привязывали людей, чтобы кровью брызнуло на низ лодки. Множество лодок и людей погибали во время бурь, но это не останавливало викингов. В Киевской Руси норманнов называли викингами.
Запись:
НОРМАННЫ - “северные люди”:
(viking – означает на севере “идти в море для приобретения богатства и славы”) |
ПРЕДКИ: |
РОДИНА: Скандинавский и Ютландский п-ва.
2. Как жили норманны? (Слайды 9-19)
Самостоятельная работа с текстами. Далее после обсуждения делаются краткие записи изученного материала в тетрадях. Природные условия изучаются по учебнику С. 33, и С. 136-137 – учебник Бойцова и Шукурова “История средних веков”).
- Природные условия.
- Занятия.
- Быт.
- Общественные отношения.
ЗАНЯТИЯ:
- Скотоводство
- Земледелие
- Рыболовство
- Походы и грабежи.
I. Древнескандинавское общество управлялось КОНУНГАМИ (королями), им помогали наместники – ЯРЛЫ. Во всех землях периодически собирались ТИНГИ – собрания свободных людей.
У скандинавов человек мог быть свободным или рабом. Викинги превращали всех пленников в рабов. Если человек не мог заплатить долг или прокормить свою семью, он становился то же рабом.. Paбыней становилась и женщина, родившая ребенка от paба. Быть сыном paбыни, считалось великим позором.
Хозяин распоряжался paбами как имуществом: он мог их продать и даже убить. Хозяин решал и судьбы детей рабов. Если он считал, что в имении слишком много младенцев, то новорожденных девочек-paбынь относили в лес на съедение диким зверям.
Когда у свободного человека рождался сын, и отец был им не доволен, то он мог пожертвовать ребенка богам или отдать на съедение диким зверям.
II. Свои жилища норманны строили из дерева. В Исландии, где не было деревьев, строили жилье из камня и дерна. В главном строении усадьбы – т. н. “длинном доме” (размерами примерно 17 на 6 м.) был земляной пол, стены обшиты деревянными досками. В крыше имелось отверстие для выхода дыма, а под стрехой часто прорубали небольшие бойницы для света. У стены напротив входа стояло почетное сиденье хозяина, а по обе стороны от него располагались два украшенных резьбой столба. Норманны верили, что в них обитают духи, охраняющие покой в доме.
III. Викинги питались молочными продуктами, вяленным и сушеным мясом, хлебом и рыбой. Овощей в те времена еще не знали, лишь в конце эпохи викингов стали употрeбллять в пищу капусту. Пили молоко, пиво или мед. Вино было дорогим напитком; в богатых домах его подавали только по праздникам и в небольших бокалах.
Еду готовили на открытом огне в очагах или закрытых печах. Из САГ известно устройство таких печей: в земле выкапывали яму, выкладывали ее стены досками или камнями и закладывали туда мясо или рыбу. Затем раскаляли на огне большие камни и бросали их на пищу, а потом саму яму присыпали землей, чтобы дольше сохранить жар.
Ели мужчины и женщины обычно за разными столами, вместе – только во время свадеб.
IV. Руки скандинавы мыли до и после еды – ведь ели они руками. Вилок в те времена еще не знали, лишь жареное мясо накалывали наподобие современного шампура; суп ели ложками из дерева или кости.
В английских хрониках есть сведения о том, что викинги, будучи необыкновенно чистоплотными людьми, любили часто мыться. В каждой скандинавской усадьбе была баня, в которой мылись по субботам. Само слово СУББОТА в скандинавских языках означает банный день.
Отхожие места - несколько сидений в ряд – строили во дворе позади главного дома. Сиденье, вырезанное из куска дерева, клали на землю или на ведро. На хуторах, расположенных у моря, туалеты строились поближе к воде.
3. Было ли у них войско? И если было, то, какое?
Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Раздаточный материал
I. Римский историк Тацит обратил внимание на особенность кораблей викингов: нос и корма ладьи были одинаковой формы, что позволяло им идти в любом направлении, не разворачиваясь. На свои корабли викинги ставили всего один парус, обычно шерстяной в красно-белую полоску. Носы ДРАККАРОВ венчали резные головы дpaконов – отсюда их название. Изображение чудищ должны были устрашать противников в бою. Обычай запрещал викингам приближаться к берегам родины с разинутой пастью дpaкона на носу корабля. Считалось, что это может испугать добрых духов земли. Поэтому головы дpaконов при возвращении домой снимали.
Норманнов по праву считают самыми искусными мореходами средневековья; их хорошо приспособленные и к парусному, и к весельному ходу суда были очень мобильны и в короткие сроки покрывали весьма значительные расстояния.
Входя в реки, они использовали отливы и приливы, умели ориентироваться по береговой линии, по луне, солнцу и звездам, по хаpaктеру облачности, по направлению полета птиц и очертаниям волн. Если побережье было гoлым, без примет, то в таких местах мореходы сооружали подобие маяков.
II. Морские сражения викинги старались вести поблизости от побережья. Дpaккары подходили вплотную друг к другу и сцеплялись абордажными крючьями, после чего стоявшие у бортов принимали на себя первые удары, за ними располагались лучники. Когда большая часть комaнды корабля была перебита, он переходил в руки противника. Сами норманны называли такие бои “ЧИСТКОЙ КОРАБЛЯ”. Зачастую они заканчивались схваткой на суше.
III. Оружием викинга был меч, секира, лук со стрелами, копье, шлем без рогов, и щит. Щиты делали из дерева. Обычно их красили в яркий цвет или украшали узорами и рисунками. Чаще всего использовали красный цвет, который символизировал власть.
Вначале сражения викинги сооружали из щитов стену. Поднятые вверх щиты означали примирение. В обычное время щиты носили на спине.
IV. Среди викингов были особые отряды, которых называли берсерками. Это воины, которые во время боя впадали в неистовство, кусали свой щит, сбрасывали одежду и разили врагов направо и налево, а сами при этом оставались невредимыми. Вместо плаща берсерки носили медвежью шкуру, за что и получили свое прозвище. Викинги верили, что во время боя берсерки превращаются в медведей.
Существует несколько версий, объясняющих такое поведение воинов: по первой из них они пили отвар из ядовитых грибов, а по другой – это люди с подвижной психикой – неврастеники и психопаты. Однако ученые считают, что это наиболее фанатичные почитатели верховного бога войны ОДИНА, которые во время боя впадают в религиозный экстаз.
V. Дома, в перерывах между походами, викинги подолгу упражнялись. Довольно часто устраивались игрища, во время которых мужчины состязались друг с другом в силе, ловкости и умении владеть оружием. Пpaктиковались, например, особое упражнение для тренировки вестибулярного аппарата: воину следовало пробежать по лопастям весел во время грeбли.
Состязания викингов отличала крайняя жестокость. Например, во время схваток на воде, требовалось утопить соперника. При игре на льду дело доходило до серьезных увечий и даже cмepтоубийства. Скандинавы любили игры жеребцов, с удовольствием наблюдая, как одно животное убивало другое.
На всех играх присутствовали дети. Мальчики с пятилетнего возраста о начинали тренироваться, а в десять лет уже принимали участие во всех забавах взрослых; в двенадцать лет они могли уже отправляться в поход.
Анализ изученного материала. Демонстрация слайдов № 20-23.
Обсуждение по группам.
Каким было войско викингов:
- состав войска;
- вооружение;
- уровень военной подготовки.
4. Чего добились норманны?
Результаты походов викингов изучаются самостоятельно по учебнику “История средних веков” Агибалова и Донского; С. 37 (п. 5). Слайды № 24-25
III. Контроль и коррекция полученных результатов.
Занятие заканчивается тем, что самостоятельно найденный учащимися ответ на учебную задачу урока формулируется примерно в данном ключе:
- Сложные природные и климатические условия “выдавливали” норманнов с родины и подвигли на поиски новых территорий. Этот процесс усилился в связи с зарождением и усилением неравенства.
- Норманны имели хорошо обученные, подготовленные к суровым испытаниям, военные отряды и были искусными мореплавателями. Их флот обладал большой мобильностью.
- Система ценностей, сложившаяся у норманнов: языческая религия, традиции и обычаи, способствовали воспитанию в них чувства жестокости даже по отношению к своим детям. Поэтому их отношение к врагу изумляло христианскую Европу.
- Походы норманнов завершились к 11 веку в связи с созданием ими своих королевств и восприятию ценностей, покоренных ими народов.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
- Норманны проживали на Скандинавском и Ютландском п-вах. (+)
- Неурожаи, голод, падеж скота и другие беды вынуждали скандинавов покидать родину. (+)
- Викинги славились гостеприимством и радушием. (-)
- Норманны были искусными мореплавателями. (+)
- Страны, где проживали норманны, отличались теплым, благоприятным климатом. (-)
- Разложение родоплеменных отношений привело у норманнов к выделению военной знати и началу грабительских походов в страны Европы. (+)
- Норманны верили в языческих богов. (+)
- Жители Европы поддерживали со скандинавами дружеские отношения. (-)
- Правители европейских государств часто приглашали дружины викингов для своей защиты. (+)
- На территории Европы норманны основали Сицилийское королевство и герцогство Нормaндское на севере Франции. (+)
- С созданием собственных королевств, походы норманнов прекратились и они перестали представлять угрозу для народов Европы. (+)
Для экономии времени учитель читает тестовое задание, учащиеся на правильное утверждение хлопают в ладоши. Если же времени достаточно, то тест выводится на экран, либо выдается в виде раздаточного материала.
Домашнее задание.
Обязательное для всех:
- прочитать § 9;
- ответить на вопросы к §;
На выбор:
- составить рассказ о походе викингов от имени участника похода;
- нарисовать эпизоды из жизни викингов.
Вариант 2.
Работа выстраивается точно таким же образом. Учащиеся работают с документами, а затем им демонстрируется эта же презентация, но в ней отсутствует текстовый материал – только иллюстрации, а учащиеся выступают в роли сценаристов фильма. Причем данный вариант вызывает большой интерес у школьников. Раздаточный материал можно дозировать в зависимости от степени подготовки учащихся.
Презентация
Ресурсы:
- Б. Богоявленский, К. Митрофанов. Викинги глазами современников и потомков.//Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. История. - № 8, 1997.
- Луи-Рене Нужье. Викинги. –М., “ОЛМА-ПРЕСС”, 1999.
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
18 03 2024 0:36:49
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...
17 03 2024 0:24:22
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
16 03 2024 7:53:11
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
15 03 2024 18:52:56
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания. ...
14 03 2024 20:23:26
Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы. Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне. ...
13 03 2024 17:54:43
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
12 03 2024 13:43:25
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
11 03 2024 1:14:22
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
10 03 2024 1:15:30
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
09 03 2024 8:21:23
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
08 03 2024 1:32:16
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
07 03 2024 3:42:16
Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....
06 03 2024 23:10:15
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век". ...
05 03 2024 14:48:55
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...
04 03 2024 3:42:37
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
03 03 2024 3:35:27
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
02 03 2024 10:42:18
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....
01 03 2024 6:37:18
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
29 02 2024 15:56:33
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
28 02 2024 19:58:23
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
27 02 2024 5:17:15
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга. ...
26 02 2024 21:29:23
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
25 02 2024 7:29:37
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....
24 02 2024 20:30:18
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...
23 02 2024 13:51:25
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
22 02 2024 20:55:34
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
21 02 2024 1:17:57
Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....
20 02 2024 23:20:14
Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани. ...
19 02 2024 17:18:26
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту. ...
18 02 2024 0:23:49
На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
17 02 2024 1:33:37
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
16 02 2024 6:54:35
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
15 02 2024 18:56:54
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
14 02 2024 9:10:45
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
13 02 2024 16:10:29
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
12 02 2024 12:50:37
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
11 02 2024 15:52:29
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся. ...
10 02 2024 18:19:52
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
09 02 2024 4:38:36
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
08 02 2024 9:23:22
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
07 02 2024 11:37:52
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь. ...
06 02 2024 15:46:15
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
05 02 2024 7:32:47
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
04 02 2024 12:32:47
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
03 02 2024 11:54:44
В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
02 02 2024 4:51:59
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
01 02 2024 23:38:46
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
31 01 2024 19:19:31
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
30 01 2024 16:11:13
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные. ...
29 01 2024 23:38:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::