История для молодежи    

"Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ

Цель урока:

  1. Дать первоначальные представления о викингах; раскрыть их роль в истории европейских народов.
  2. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы: умение работать с историческими источниками, анализировать текст, выбирать из него главное и решать поставленные задачи.

3. Развивать коммуникативные навыки (работа в группе).

Тип урока: урок постановки и решения познавательной задачи

ФОПД: групповые.

Оборудование: Карта “Европа в 8 -9 вв.”, раздаточный материал, картина из альбома по “истории средних веков” - “Викинги”, школьный учебник, презентация, ПК и мультимедийное оборудование, презентация “Время викингов”.

Вариант 1.

I этап – вводно-мотивационный. (Слайды № 1-4)

“Боже, избавь нас от ярости норманнов”. С такой молитвой к Богу обращались священники многих стран Западной Европы в 8 - 11 веках. Они появились у европейских берегов на своих кораблях под красными или полосатыми парусами с устрашающей головой змеи или дракона на корме. По словам современников они “опустошали грешную землю Англии от одного морского берега до другого; убивали народ и скот и не щадили ни женщин, ни детей”. А Карл Великий однажды с горечью сказал: “Предвижу, сколько зла наделают эти люди моим преемникам и их подданным”. Эти слова Карла Великого, свидетеля одного из первых появлений норманнов у берегов Франкского королевства, оказались пророческими.

(Учащиеся формулируют варианты учебной задачи).

После обсуждения она фиксируется на доске и в тетрадях.

“Почему жители Европы испытывали панический ужас только при одном виде кораблей под красными или полосатыми парусами с устрашающей головой змеи или дракона?”.

Более простой вариант: “Почему европейцы так боялись норманнов?”.

Далее учащиеся намечают пути решения поставленной задачи. После обсуждения составляется план работы.

ПЛАН

  1. Кто такие норманны?
  2. Как жили норманны?
  3. Было ли у них войско? И если было, то, какое?
  4. Чего добились норманны?

II. Учебная деятельность учащихся.

1. Кто такие норманны? (Слайды № 5-8)

Рассказ учителя. Работа с картой.

Норманны занимали нынешнюю Данию и южные части Скандинавского полуострова, Норвегии и Швеции. Они дробились на мелкие владения; почти каждый морской залив, фиорд. Составлял отдельное княжество. Земля давала скудное пропитание: часто бывали неурожаи и наступал голод. Часть народа должна была постоянно выселяться и искать за морем добычи и новых поселений. Норманны в своих поездках соединяли разбой и торговлю. С зарождением неравенства выселения усилились.

Во главе выселяющихся становились ВИКИНГИ (морские вожди) из знатных семей, иногда дети королей. Перед отплытием приносили жертву богу грозы ТОРУ. Выезжали на больших лодках, где помещалось 60-70 человек. При спуске лодки приносилась человеческая жертва: к бревнам, по которым спускали судно в воду, привязывали людей, чтобы кровью брызнуло на низ лодки. Множество лодок и людей погибали во время бурь, но это не останавливало викингов. В Киевской Руси норманнов называли викингами.

Запись:

НОРМАННЫ - “северные люди”:
  • Варяги
  • Скандинавы
  • Викинги

(viking – означает на севере “идти в море для приобретения богатства и славы”)

ПРЕДКИ:
  • Норвежцы
  • Шведы
  • Датчане
  • Исландцы

РОДИНА: Скандинавский и Ютландский п-ва.

2. Как жили норманны? (Слайды 9-19)

Самостоятельная работа с текстами. Далее после обсуждения делаются краткие записи изученного материала в тетрадях. Природные условия изучаются по учебнику С. 33, и С. 136-137 – учебник Бойцова и Шукурова “История средних веков”).

  • Природные условия.
  • Занятия.
  • Быт.
  • Общественные отношения.

ЗАНЯТИЯ:

  • Скотоводство
  • Земледелие
  • Рыболовство
  • Походы и грабежи.

I. Древнескандинавское общество управлялось КОНУНГАМИ (королями), им помогали наместники – ЯРЛЫ. Во всех землях периодически собирались ТИНГИ – собрания свободных людей.

У скандинавов человек мог быть свободным или рабом. Викинги превращали всех пленников в рабов. Если человек не мог заплатить долг или прокормить свою семью, он становился то же рабом.. Рабыней становилась и женщина, родившая ребенка от раба. Быть сыном рабыни, считалось великим позором.

Хозяин распоряжался рабами как имуществом: он мог их продать и даже убить. Хозяин решал и судьбы детей рабов. Если он считал, что в имении слишком много младенцев, то новорожденных девочек-рабынь относили в лес на съедение диким зверям.

Когда у свободного человека рождался сын, и отец был им не доволен, то он мог пожертвовать ребенка богам или отдать на съедение диким зверям.

II. Свои жилища норманны строили из дерева. В Исландии, где не было деревьев, строили жилье из камня и дерна. В главном строении усадьбы – т. н. “длинном доме” (размерами примерно 17 на 6 м.) был земляной пол, стены обшиты деревянными досками. В крыше имелось отверстие для выхода дыма, а под стрехой часто прорубали небольшие бойницы для света. У стены напротив входа стояло почетное сиденье хозяина, а по обе стороны от него располагались два украшенных резьбой столба. Норманны верили, что в них обитают духи, охраняющие покой в доме.

III. Викинги питались молочными продуктами, вяленным и сушеным мясом, хлебом и рыбой. Овощей в те времена еще не знали, лишь в конце эпохи викингов стали употреблять в пищу капусту. Пили молоко, пиво или мед. Вино было дорогим напитком; в богатых домах его подавали только по праздникам и в небольших бокалах.

Еду готовили на открытом огне в очагах или закрытых печах. Из САГ известно устройство таких печей: в земле выкапывали яму, выкладывали ее стены досками или камнями и закладывали туда мясо или рыбу. Затем раскаляли на огне большие камни и бросали их на пищу, а потом саму яму присыпали землей, чтобы дольше сохранить жар.

Ели мужчины и женщины обычно за разными столами, вместе – только во время свадеб.

IV. Руки скандинавы мыли до и после еды – ведь ели они руками. Вилок в те времена еще не знали, лишь жареное мясо накалывали наподобие современного шампура; суп ели ложками из дерева или кости.

В английских хрониках есть сведения о том, что викинги, будучи необыкновенно чистоплотными людьми, любили часто мыться. В каждой скандинавской усадьбе была баня, в которой мылись по субботам. Само слово СУББОТА в скандинавских языках означает банный день.

Отхожие места - несколько сидений в ряд – строили во дворе позади главного дома. Сиденье, вырезанное из куска дерева, клали на землю или на ведро. На хуторах, расположенных у моря, туалеты строились поближе к воде.

3. Было ли у них войско? И если было, то, какое?

Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Раздаточный материал

I. Римский историк Тацит обратил внимание на особенность кораблей викингов: нос и корма ладьи были одинаковой формы, что позволяло им идти в любом направлении, не разворачиваясь. На свои корабли викинги ставили всего один парус, обычно шерстяной в красно-белую полоску. Носы ДРАККАРОВ венчали резные головы драконов – отсюда их название. Изображение чудищ должны были устрашать противников в бою. Обычай запрещал викингам приближаться к берегам родины с разинутой пастью дракона на носу корабля. Считалось, что это может испугать добрых духов земли. Поэтому головы драконов при возвращении домой снимали.

Норманнов по праву считают самыми искусными мореходами средневековья; их хорошо приспособленные и к парусному, и к весельному ходу суда были очень мобильны и в короткие сроки покрывали весьма значительные расстояния.

Входя в реки, они использовали отливы и приливы, умели ориентироваться по береговой линии, по луне, солнцу и звездам, по характеру облачности, по направлению полета птиц и очертаниям волн. Если побережье было голым, без примет, то в таких местах мореходы сооружали подобие маяков.

II. Морские сражения викинги старались вести поблизости от побережья. Драккары подходили вплотную друг к другу и сцеплялись абордажными крючьями, после чего стоявшие у бортов принимали на себя первые удары, за ними располагались лучники. Когда большая часть команды корабля была перебита, он переходил в руки противника. Сами норманны называли такие бои “ЧИСТКОЙ КОРАБЛЯ”. Зачастую они заканчивались схваткой на суше.

III. Оружием викинга был меч, секира, лук со стрелами, копье, шлем без рогов, и щит. Щиты делали из дерева. Обычно их красили в яркий цвет или украшали узорами и рисунками. Чаще всего использовали красный цвет, который символизировал власть.

Вначале сражения викинги сооружали из щитов стену. Поднятые вверх щиты означали примирение. В обычное время щиты носили на спине.

IV. Среди викингов были особые отряды, которых называли берсерками. Это воины, которые во время боя впадали в неистовство, кусали свой щит, сбрасывали одежду и разили врагов направо и налево, а сами при этом оставались невредимыми. Вместо плаща берсерки носили медвежью шкуру, за что и получили свое прозвище. Викинги верили, что во время боя берсерки превращаются в медведей.

Существует несколько версий, объясняющих такое поведение воинов: по первой из них они пили отвар из ядовитых грибов, а по другой – это люди с подвижной психикой – неврастеники и психопаты. Однако ученые считают, что это наиболее фанатичные почитатели верховного бога войны ОДИНА, которые во время боя впадают в религиозный экстаз.

V. Дома, в перерывах между походами, викинги подолгу упражнялись. Довольно часто устраивались игрища, во время которых мужчины состязались друг с другом в силе, ловкости и умении владеть оружием. Практиковались, например, особое упражнение для тренировки вестибулярного аппарата: воину следовало пробежать по лопастям весел во время гребли.

Состязания викингов отличала крайняя жестокость. Например, во время схваток на воде, требовалось утопить соперника. При игре на льду дело доходило до серьезных увечий и даже смертоубийства. Скандинавы любили игры жеребцов, с удовольствием наблюдая, как одно животное убивало другое.

На всех играх присутствовали дети. Мальчики с пятилетнего возраста о начинали тренироваться, а в десять лет уже принимали участие во всех забавах взрослых; в двенадцать лет они могли уже отправляться в поход.

Анализ изученного материала. Демонстрация слайдов № 20-23.

Обсуждение по группам.

Каким было войско викингов:

  • состав войска;
  • вооружение;
  • уровень военной подготовки.

4. Чего добились норманны?

Результаты походов викингов изучаются самостоятельно по учебнику “История средних веков” Агибалова и Донского; С. 37 (п. 5). Слайды № 24-25

III. Контроль и коррекция полученных результатов.

Занятие заканчивается тем, что самостоятельно найденный учащимися ответ на учебную задачу урока формулируется примерно в данном ключе:

  • Сложные природные и климатические условия “выдавливали” норманнов с родины и подвигли на поиски новых территорий. Этот процесс усилился в связи с зарождением и усилением неравенства.
  • Норманны имели хорошо обученные, подготовленные к суровым испытаниям, военные отряды и были искусными мореплавателями. Их флот обладал большой мобильностью.
  • Система ценностей, сложившаяся у норманнов: языческая религия, традиции и обычаи, способствовали воспитанию в них чувства жестокости даже по отношению к своим детям. Поэтому их отношение к врагу изумляло христианскую Европу.
  • Походы норманнов завершились к 11 веку в связи с созданием ими своих королевств и восприятию ценностей, покоренных ими народов.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

  1. Норманны проживали на Скандинавском и Ютландском п-вах. (+)
  2. Неурожаи, голод, падеж скота и другие беды вынуждали скандинавов покидать родину. (+)
  3. Викинги славились гостеприимством и радушием. (-)
  4. Норманны были искусными мореплавателями. (+)
  5. Страны, где проживали норманны, отличались теплым, благоприятным климатом. (-)
  6. Разложение родоплеменных отношений привело у норманнов к выделению военной знати и началу грабительских походов в страны Европы. (+)
  7. Норманны верили в языческих богов. (+)
  8. Жители Европы поддерживали со скандинавами дружеские отношения. (-)
  9. Правители европейских государств часто приглашали дружины викингов для своей защиты. (+)
  10. На территории Европы норманны основали Сицилийское королевство и герцогство Нормандское на севере Франции. (+)
  11. С созданием собственных королевств, походы норманнов прекратились и они перестали представлять угрозу для народов Европы. (+)

Для экономии времени учитель читает тестовое задание, учащиеся на правильное утверждение хлопают в ладоши. Если же времени достаточно, то тест выводится на экран, либо выдается в виде раздаточного материала.

Домашнее задание.

Обязательное для всех:

  • прочитать § 9;
  • ответить на вопросы к §;

На выбор:

  • составить рассказ о походе викингов от имени участника похода;
  • нарисовать эпизоды из жизни викингов.

Вариант 2.

Работа выстраивается точно таким же образом. Учащиеся работают с документами, а затем им демонстрируется эта же презентация, но в ней отсутствует текстовый материал – только иллюстрации, а учащиеся выступают в роли сценаристов фильма. Причем данный вариант вызывает большой интерес у школьников. Раздаточный материал можно дозировать в зависимости от степени подготовки учащихся.

Презентация

Ресурсы:

  1. Б. Богоявленский, К. Митрофанов. Викинги глазами современников и потомков.//Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. История. - № 8, 1997.
  2. Луи-Рене Нужье. Викинги. –М., “ОЛМА-ПРЕСС”, 1999.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Происхождение и ранняя история восточного славянства

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....

19 11 2019 17:33:44

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

18 11 2019 2:42:13

Использование метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на уроках истории и обществознания

Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....

17 11 2019 1:39:11

Учебно-познавательная игра "Брейн-ринг" для 11-го класса. Тема: "Великая Отечественная война (1941‒19145 гг.). Это нужно живым"

Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....

16 11 2019 7:24:53

Методическок пособие по проведению занимательной игры "Исторические достопримечательности и экономические понятия в денежных купюрах"

Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....

15 11 2019 17:22:31

Варианты использования модульных и компьютерных технологий на уроках истории в условиях перехода на новые ФГОС

И К Т развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опорные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....

14 11 2019 20:12:38

Бинарный урок истории и русского языка по теме "Рукотворное чудо. Кижи. Спряжение глагола"

В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...

13 11 2019 23:24:39

Разработка урока истории в 9-м классе по теме "Холодная война. Становление биполярного мира"

В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию. ...

12 11 2019 10:13:36

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

11 11 2019 18:13:33

"Добро и зло"

Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы " Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...

10 11 2019 15:54:48

"Труд – основа жизни". 6-й класс

Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра " Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....

09 11 2019 1:41:22

Историко-литературная музыкальная композиция "Славные сыны Земли русской"

Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....

08 11 2019 17:47:54

Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе

Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме « Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса « История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....

07 11 2019 19:50:33

Крещение Руси. Начало христианизации Коми края. Стефан Пермский

При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....

06 11 2019 20:15:48

Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер. Используя учебную информацию из курса " Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся вырабатывать и аргументированно излагать собственную позицию....

05 11 2019 16:51:10

Мифологические сюжеты в произведениях искусства

Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....

04 11 2019 3:44:13

Урок по теме «Гроза двенадцатого года»

Устанавливаются причины, характер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный характер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....

03 11 2019 17:43:27

Правовое воспитание учащихся

Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как « Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – « Международно-правовые акты по правам ребёнка», « Российское законодательств о защите прав ребёнка», « Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему « Право и мы»....

02 11 2019 7:15:30

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

01 11 2019 19:53:34

Познавательная игра "Государь всея Руси"

« Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....

31 10 2019 6:34:28

Итоговый урок в 5-м классе по теме: "Жизнь первобытных людей"

Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...

30 10 2019 1:37:59

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин"

Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....

29 10 2019 7:24:46

Урок по истории Дагестана с элементами исследования "Всеобщее восстание в Чечне и Дагестане"

Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охарактеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....

28 10 2019 4:15:37

"Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе

Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....

27 10 2019 16:56:43

Сочетание психолого-педагогических приемов и образовательных технологий для сохранения здоровья школьников

Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...

26 10 2019 10:42:34

"Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся. ...

25 10 2019 10:48:18

Внеклассное мероприятие на тему "Битва за Москву" (к 68-летию разгрома немецко-фашистских войск в битве за Москву)

Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких моральных качеств будущих защитников Отечества....

24 10 2019 12:34:52

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....

23 10 2019 21:48:57

Историко-литературная игра "Колесо истории"

Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры " Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: " Исторические произведения А. С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников. ...

22 10 2019 7:39:51

Урок истории в 6-м классе по теме "Связь жизни человека с историей страны"

Изучая жизнь учителя М. М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...

21 10 2019 18:53:26

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

20 10 2019 3:56:53

Музыкально-литературная композиция "Россия, Россия, горжусь я тобой!"

Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", " Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства. ...

19 10 2019 3:21:18

"Победа греков над персами в Марафонской битве"

Данный урок относится к теме « Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опорный конспект....

18 10 2019 21:31:23

Конспекты уроков истории по модульной системе. Личностно-ориентированная технология

Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....

17 10 2019 10:14:20

Методическая разработка "Афророссияне, или Приключения африканцев в России"

Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: « Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников С М И и интернет-форумов....

16 10 2019 2:36:52

Урок-дискуссия «Клио и кино» (по фильму «Ярослав. Тысячу лет назад»)

Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....

15 10 2019 13:58:41

12 апреля 1944 года

В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П. Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....

14 10 2019 18:35:15

Занятие элективного курса "Край, в котором ты живешь", 9-й класс. "Герб — отражение истории"

Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....

13 10 2019 14:29:54

Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....

12 10 2019 13:44:34

Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"

Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...

11 10 2019 9:33:28

Из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся при изучении темы "Великая Отечественная война 1941—1945гг." в 9-м классе

На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников. ...

10 10 2019 17:41:25

Урок-обобщение по теме "Передняя Азия"

Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...

09 10 2019 14:48:36

"Я – гражданин России"

Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....

08 10 2019 18:42:58

Урок истории в 4-м классе по теме "Детство Зевса"

На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....

07 10 2019 0:13:13

Лесной богатырь-художник (к 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина)

Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И. И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...

06 10 2019 5:18:39

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

05 10 2019 2:47:38

Смутное время

Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....

04 10 2019 17:35:13

Урок истории "Николай II – портрет примерного семьянина". 9-й класс

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....

03 10 2019 19:15:33

Открытый урок в 10-м классе "Русь во времена Владимира Святославича. Принятие христианства"

Урок относится к теме " Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой " Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....

02 10 2019 17:44:17

Поэт и власть

Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А. С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....

01 10 2019 4:13:41

Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)

На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....

30 09 2019 13:49:23

Проект «Уроки Братска». «Слава – дым, а огонь – дела, которые сперва надо совершить»

« Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю. А. Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях « Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....

29 09 2019 21:28:11

Экономическое развитие России во второй половине XIX века

Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Характеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....

28 09 2019 9:16:44

Исторический источник — карикатура

Введение задания по анализу карикатуры в Е Г Э в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....

27 09 2019 9:17:48

Урок немецкого языка "Die Schüler im Deutschland und im Russland. Sind wir gleich?"

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме « Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....

26 09 2019 10:29:56

Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения

При подготовке к Е Г Э по истории я использую различные методы повторения изученного материала. Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования. ...

25 09 2019 0:33:43

Урок истории по теме "Политическая раздробленность на Руси". 10-й класс

Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; характеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....

24 09 2019 14:19:18

Урок обществознания на тему "Труд и творчество". 6-й класс

Глава « Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, характеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....

23 09 2019 16:11:24

Клан-конспект урока в 11-м классе по теме "Всемирно-историческое значение Победы в Великой Отечественной войне. Цена Победы"

Урок был дан в рамках преподавания " Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спорными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....

22 09 2019 3:47:58

Исторические выставочные экспозиции в школе

Статья посвящена научно-практической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-практические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....

21 09 2019 7:57:12

Владимир Святославич. Принятие христианства

Цель урока: охарактеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...

20 09 2019 22:36:51

Урок-представление по истории в 11-м классе. Тема: "Защита десятилетия"

Урок–представление « Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая характеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны. ...

19 09 2019 4:29:20

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира "Афинская демократия". 5-й класс

Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....

18 09 2019 5:50:26

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса « Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

17 09 2019 21:19:34

Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс

Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....

16 09 2019 16:41:53

"Для блага всех – свое забыть". Император Николай I: идеалы царя и российская действительность

Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....

15 09 2019 14:43:27

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Политическая система"

В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается характеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...

14 09 2019 6:24:37

Исторический вечер "Подвиг во имя любви", посвященный памяти жен декабристов

Исторический вечер « Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....

13 09 2019 10:58:38

Интегрированный урок "История книгопечатания"

Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....

12 09 2019 17:15:25

Урок истории по теме "Качественные характеристики современного работника"

В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трансформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные характеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и характеристики....

11 09 2019 16:30:23

Классный час на тему «История моего города. Мамай-Маджарский монастырь». 9-й класс

В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай- Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г. Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....

10 09 2019 17:26:49

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической практике....

09 09 2019 13:36:19

Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия (7-й класс)

На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают характеристику историческим личностям. ...

08 09 2019 18:47:59

"…Откуда взялась мода на Британию?"

На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т. Диттрич « Повседневная жизнь Викторианской Англии». ...

07 09 2019 2:43:19

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

06 09 2019 14:27:51

Тема урока "Фашизация Италии. Бенито Муссолини". 10-й класс

Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....

05 09 2019 11:57:34

Возможности историко-краеведческих материалов в изучении отечественной истории

Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...

04 09 2019 19:20:48

Урок-игра по истории Древнего мира "Странствия Одиссея" с использованием технологий Smart

Урок-игра по истории Древнего мира " Странствия Одиссея" с использование технологий Smart board. В " Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и I Х веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....

03 09 2019 8:42:47

Урок в 5-м классе "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является « Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы. ...

02 09 2019 22:28:52

Урок контроля в 6-м классе по теме "Средневековые замки"

Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья. ...

01 09 2019 5:13:23

Урок: "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов"

В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока. ...

31 08 2019 12:50:39

Урок истории по теме "Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография!"

Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам « Сталинский режим» и « Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....

30 08 2019 7:28:16

Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира "Путешествие в Гомерию"

В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из практики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...

28 08 2019 11:22:37

Урок истории по теме "Свобода в жизни человека"

Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку « Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу « Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик « Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....

27 08 2019 15:52:54

Урок-обобщение по теме "Древняя Греция. Красота в понимании греков"

Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опорных карточек и презентации по теме « Древняя Греция»....

26 08 2019 11:25:51

Начало творческого пути юного музыканта Жака Бреля, или волшебное путешествие в историю

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает И К Т-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....

25 08 2019 23:15:11

Элективный курс "Восстановление Сталинграда"

Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....

24 08 2019 18:33:44

Интегрированные уроки обществознания и литературы в старших классах

При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. ...

23 08 2019 12:30:13

Научно-техническая революция 1960-х годов: за и против

В статье представлен урок-игра, на котором учащиеся знакомятся с важнейшими победами и успехами Н Т Р; а также формируются знания о последствиях Н Т Р для людей – загрязнение среды и т.д....

22 08 2019 8:42:16

Лемболовская твердыня

Результаты поисковой работы краеведческого кружка Д Д Ю Т г. Всеволожска....

21 08 2019 14:17:57

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме К В Н, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

20 08 2019 5:32:26

Урок по теме "Олимпийские игры в древности и современности"

Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...

19 08 2019 8:56:33

Урок-игра "Славься ввек, Бородино!"

В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....

18 08 2019 5:30:46

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век Н Т Р, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы " Права ребенка". ...

17 08 2019 18:13:38

Методическая разработка урока истории в 7-м классе на тему "Эпоха Петра Первого"

Представленная методическая разработка была разработана и практически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интерактивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интерактивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы " Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....

16 08 2019 15:37:53

Фрагмент рабочей тетради по теме "Реформы Петра Великого"

Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий. ...

15 08 2019 11:36:59

Урок истории по теме "Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны"

Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, характер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....

14 08 2019 12:25:33

Разработка урока по истории на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: " Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г. И. Годера " История Древнего мира"....

13 08 2019 4:50:53

Создание личностно-ориентированных моделей обучения истории в 5-м классе с использованием разноуровнего тестирования

В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу Е Г Э....

12 08 2019 6:17:36

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизация Древнего Рима"

При изучении темы " Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....

11 08 2019 9:48:44

План-конспект урока истории в 8-м классе "Социальная картина российского общества в пореформенное время"

В статье представлен опыт работы по изучению темы " Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса. В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения. ...

10 08 2019 8:59:16

Урок граждановедения в 5-м классе: "Что такое общество?"

Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его членов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....

09 08 2019 15:26:13

Об изучении творческого наследия А.Е. Преснякова в школе

В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А. Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...

08 08 2019 3:37:33

"Воинский долг"

Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....

07 08 2019 20:25:36

Отечественная история XX–начало XXI века. Контрольно-измерительный материал по пройденным темам по аналогии с КИМами ЕГЭ

Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий ( В1– В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся. ...

06 08 2019 10:57:14

Сценарий музейной экскурсии "Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века"

В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме « Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...

05 08 2019 7:31:41

Восьмое чудо света

О чудесах света. От античности до современности....

04 08 2019 7:57:56

Реформы Н.С. Хрущева. Черное или белое?

Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н. С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....

03 08 2019 18:17:46

Урок по истории Отечества в 9-м классе "Битва за Москву"

На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный характер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....

02 08 2019 15:30:54

Народные движения

Урок истории в седьмом классе по теме « Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный характер. ...

01 08 2019 4:50:43

Урок – лабораторное занятие по истории на тему: "Три цвета Гражданской войны"

Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте Х Х века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....

31 07 2019 20:17:42

Урок "Твой выбор – твое будущее" (по избирательному праву. 11-й класс)

В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в Р Ф по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интерактивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....

30 07 2019 23:50:59

Урок-суд "Н.С. Хрущёв: личность в истории"

Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н. С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения. ...

29 07 2019 1:57:36

Язычество восточных славян

Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян. ...

28 07 2019 12:51:51

Интегрированный урок история + литература "Личность княгини Ольги"

Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра. ...

27 07 2019 1:22:49

Соседи восточных славян

Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты « Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...

26 07 2019 3:38:20

Внеклассное мероприятие по истории

Игра " Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках " Недели истории". Могут участвовать разновозрастные команды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

25 07 2019 18:53:18

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....

24 07 2019 17:42:25

Историческая ролевая игра "Судебное заседание" по курсу истории России, 9-й и 11-й классы. Тема: "П.А. Столыпин — реформатор или реакционер?!"

Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П. А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....

23 07 2019 10:24:45

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....

22 07 2019 8:33:36

Причины и начало Первой мировой войны (модульный урок)

В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....

21 07 2019 0:25:43

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

20 07 2019 16:25:34

Урок по теме "Рыночное общество"

Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу " Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....

19 07 2019 15:27:32

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций

В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....

18 07 2019 4:54:23

Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории", посвященная Дню народного единства

В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....

17 07 2019 0:57:36

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

16 07 2019 19:14:14

Урок истории России в 8-м классе по теме "Эпоха правления Александра I, Николая I"

Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике командами-участницами. Материалы раздаются командам-участницам и высвечиваются на интерактивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего характера....

15 07 2019 0:53:58

Внеклассное занятие по истории

В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

14 07 2019 4:39:40

Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся старших классов "Знаешь ли ты Конституцию РФ?"

Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы « Политическая система Р Ф» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах Р Ф, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....

13 07 2019 11:12:55

"Есть только миг между прошлым и будущим.."

Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...

12 07 2019 4:29:28

Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"

После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...

11 07 2019 17:29:44

Развитие торговли в Европе в XI—XIII вв.

Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...

10 07 2019 9:13:59

Разработка темы "Выбор политического режима"

Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....

09 07 2019 21:46:27

Урок истории в 6-м классе по теме "Культура XVI века"

На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин Р Ф" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...

08 07 2019 8:55:21

Урок истории в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей"

Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...

07 07 2019 14:55:18

Изучение темы "Культура Руси XV–XVI вв." с использованием метода коллективно-распределительной деятельности. 11-й класс

На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему « Культура Руси XV–XVI веков» представлено практическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....

06 07 2019 3:46:23

План-конспект урока по истории России на тему "Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого". 7-й класс

Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....

05 07 2019 5:47:17

Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"

Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....

04 07 2019 5:56:46

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

03 07 2019 19:31:48

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

02 07 2019 17:41:18

Урок истории в 5-м классе на тему: "Олимпийские игры"

Предлагаемый урок истории в 5-м классе на тему " Олимпийские игры" построен на основе презентации, выполненной с использованием приложения Power Point. Демонстрация слайдов повышает интерес учащихся и степень усвоения исторического материала. ...

01 07 2019 2:27:38

Толерантность в семейных отношениях

Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах брака и семьи. ...

30 06 2019 18:47:41

Мероприятие по истории на тему "Памяти жертв политических репрессий посвящается…"

Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – Х Х век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей....

29 06 2019 18:42:27

Урок истории в 11-м классе по теме "Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны"

Урок истории России в 11-м классе по теме « Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....

28 06 2019 2:59:22

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

27 06 2019 8:40:18

Урок истории в 9-м классе "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире"

Разработка урока " Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу " История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....

26 06 2019 12:47:54

Интегрированное внеклассное познавательно-спортивное мероприятие "День героев Отечества"

Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....

25 06 2019 19:59:41

Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"

В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме " Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....

24 06 2019 22:20:38

Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"

В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....

23 06 2019 16:11:59

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.