Школьный музей – форма гражданского воспитания учащихся
Россия. Какое красивое слово - и роса,
и сила, и синее что-то ...
С. Есенин
Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
В современном историческом процессе проблемным остается не только духовное, но и физическое существование народа, и поэтому главными направлениями образования (и исторического в том числе) должны стать народное возрождение и процветание. Необходимо восстановление в своем высшем гражданском достоинстве благородных понятий “патриот” и “патриотизм”, означающих неразрывную и действенную связь человека со своей землей. И верно сказал А. И. Солженицын: “Горе той стране, где слова “патриот” или “демократ” считаются бранью”. И в авторитетном документе “О состоянии и перспективах государственной национальной политики” сказано: “Формирование сознания “Я - россиянин” должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека, воспитание державного патриотизма, гордости за Отечество, отечественные народы и соотечественников”.
Федеральная программа развития образования, принятая в апреле 2000 года, определила круг задач гражданско-правового образования и воспитания школьника. А 15 января 2003 года было опубликовано инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации”,где ставилось перед современной школой задача гражданского образования личности. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы и местных сообществ. В данном документе отмечается, что гражданское образование – это воспитание и обучение, ориентированное на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности. Совокупность этих свойств может быть представлена в виде следующей триады: гражданская компетентность, активная социальная позиция и социально-преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества.
Музей нашей школы является ведущей формой работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся, интегрирующий цели формирования личности гражданина
России в процессе учебной и внеучебной деятельности данного учреждения. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины, ее героических свершений, актуализации исторической памяти молодого поколения в процессе приобщения к прошлому своей страны, своей семьи, оставленного в виде артефактов культуры.
Процесс сбора, исследования, обработки материалов музея служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления.
Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений.
Пропаганда материалов музея способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурирования знания и его изложения. Сущность опыта работы состоит в том, чтобы повысить уровень гражданского воспитания учащихся, привить любовь к героическим подвигам участников Великой Отечественной войны и труженикам тыла, дать образцы для подражания в защите Отечества, связать нисходящее и восходящее поколение, выработать ответственность за судьбу России, в целом поднять уровень нравственного воспитания. В школе всегда велась поисковая работа, поэтому был накоплен богатый материал о земляках - ветеранах войны и труда, вдовах фронтовиков, репрессированных, о детях войны и о бывшем ученике школы, Воловодове Борисе Наумовиче, погибшем во время Великой Отечественной войны. Весь накопленный материал потребовал перехода от музейной комнаты к музею. 27августа 2007года музей получил официальный статус комплексного историко-краеведческого музея. Основной целью работы музея является воспитание уважительного отношения к прошлому и настоящему своей большой и малой Родины. Задачами являются сохранение, накопление и систематизация накопленного материала; привлечение детей к работе в музее. При музее работает клуб “Поиск”. Работа строится по следующим направлениям: сбор экспонатов, поисковая работа, работа с архивом, систематизация и оформление собранного материала. Имеющиеся в школе технические средства обучения позволяют создать аудио - и видеотеку воспоминаний старожилов, проводимых в школе мероприятий. Кроме того, при клубе работает группа детей-экскурсоводов. Экскурсии на различные темы проводятся для учащихся школы, родителей, односельчан, гостей нашей школы.
Результатом поисковой и исследовательской работы является участие детей в краеведческих чтениях районного и краевого уровня. Ребята успешно выступили с рефератами “Сипягин Н.И.”, “Школа в годы войны”, “История моей семьи”, “Губернаторство, как форма управления Ставропольской губернией”. “Ставропольская губерния”, “ЕрмолоА.П.- покоритель Кавказа”.
В настоящее время в музее собрано более 187 экспонатов, что позволяет нам использовать имеющийся потенциал в учебно-воспитательном процессе, так как лейтмотивом работы школы являются слова Александра Сергеевича Пушкина “Гордиться славою отцов не только можно, но и должно”.
Материалы из фонда музея широко используются на уроках истории, литературы, внеклассных мероприятиях, помогая учащимся понять, что правда, и что есть, вымысел в истории обороны Ставрополя и истории морской авиации.
В школе создана система военно-патриотического воспитания учащихся с 1 по 11 классы, где значительное место занимает работа профориентационного плана, которая формирует стойкий интерес юношей к военным специальностям. На базе музея регулярно проводятся встречи с ветеранами войны.
Создана система методических подходов, форм внеклассного воспитания, сочетающие разные виды деятельности учащихся, которые способствуют активизации мышления детей, прививают интерес к родной истории, формируют гражданскую позицию.
Опыт Кирячек Е.А. базируется на исследованиях Новиковой Т.И., на исторических исследованиях Великой Отечественной войны, мемуарной литературе. Мероприятия не только развивают интересы учащихся, воспитывают у них навыки исследовательской работы, формируют монологическую речь и умение вести дискуссии, но и обогащают внутренний мир учащихся.
Воздействие учителя на эмоционально-волевую сферу ребенка через разнообразные формы деятельности позволяет преодолевать социально-общественный инфантилизм учащихся, заложить основы гражданской зрелости личности, умеющей принимать решения и брать ответственность за их исполнение.
Эмоциональные, не оставляющие никого равнодушными встречи с ветеранами, экскурсии по местам боевой славы, внеклассные мероприятия побуждают детей к творчеству: они пишут стихи, сочинения о минувшей войне, рисуют иллюстрации к рассказам ветеранов, ведут дневники, созданы методические разработки по данной проблеме, собрана видеотека вечеров и встреч с участниками обороны Ставрополя.
В работе музея отражены юбилейные даты, важнейших событий Великой Отечественной войны, проведение мecячника героико-патриотической работы "Вахты памяти", в дни которого проводятся мероприятия, посвященные победным дням России победный день России. Во всех мероприятиях музея принимают участие ветераны Великой Отечественной войны, которые помогают вести пропагандистскую, собирательскую работу, проводят встречи с учащимися.
"Уроки мужества", "Победные дни России", "Вахта памяти" помогают в написании докладов, обзоров по экспозиции музея.
В этой деятельности мы помним завет выдающегося отечественного историка и патриота, Родины Н.М. Карамзина, который учил: “…патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины”.
Учащиеся принимают активное участие во встречах с участниками войны на городских и областных конференциях по краеведению, посвященных памятным дням. Опыт нашел широкое распространение среди учителей истории, литературы, классных руководителей.
Наши воспитанники из актива музея регулярно участвуют во всех районных и городских мероприятиях, посвященных патриотическим акциям.
Одним словом, определенная работа по гражданскому воспитанию учащихся проводится, но впереди – еще больший объем работы. Мы не обольщаемся результатами и видим нерешенные проблемы.
Результативность: в школе хорошо поставлено гражданское воспитание, помогает формировать высоконравственную личность, способную творчески трудиться на общее благо, оказывая помощь ветеранам Великой Отечественной войны, престарелым, вести научный поиск по обозначенной проблеме, пропаганду о боевом пути Таманской дивизии, гордиться делами старшего поколения, сумевшего победить фашизм. Мальчики, воспитанники данной школы, достигнув призывного возраста, идут на службу в вооруженные силы, а многие становятся профессиональными военными.
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
28 03 2024 2:17:14
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
27 03 2024 20:29:36
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
26 03 2024 2:12:27
Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти. ...
25 03 2024 18:29:14
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
24 03 2024 2:48:32
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
23 03 2024 19:56:45
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
22 03 2024 23:57:30
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
21 03 2024 20:59:41
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
20 03 2024 1:31:59
Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа. ...
19 03 2024 0:56:45
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года". ...
18 03 2024 16:10:34
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
17 03 2024 10:31:56
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
16 03 2024 8:34:22
Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу). ...
15 03 2024 7:53:12
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
14 03 2024 13:51:48
Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
13 03 2024 22:23:58
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
12 03 2024 15:44:13
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
11 03 2024 21:42:43
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
10 03 2024 22:24:20
Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....
09 03 2024 20:29:46
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп. ...
08 03 2024 3:15:57
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность. ...
07 03 2024 1:26:25
Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....
06 03 2024 18:17:21
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
05 03 2024 22:11:13
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...
04 03 2024 12:21:21
Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....
03 03 2024 9:54:24
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
02 03 2024 4:44:38
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
01 03 2024 4:29:57
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
29 02 2024 17:38:11
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
28 02 2024 16:24:41
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...
27 02 2024 11:51:21
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
26 02 2024 7:34:16
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
25 02 2024 5:31:45
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
24 02 2024 1:44:37
Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
23 02 2024 12:34:24
Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....
22 02 2024 7:35:21
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
21 02 2024 3:36:20
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
20 02 2024 20:27:45
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
19 02 2024 12:25:31
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
18 02 2024 5:44:10
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
17 02 2024 7:54:42
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
16 02 2024 8:28:16
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
15 02 2024 16:38:53
Предлагается игра по истории Древнего мира....
14 02 2024 23:27:27
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
13 02 2024 18:54:59
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
12 02 2024 15:46:19
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
11 02 2024 2:42:53
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
10 02 2024 2:42:46
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...
09 02 2024 18:37:11
Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....
08 02 2024 6:52:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::