"Нам нужна великая Россия". Урок по аграрной реформе П.А. Столыпина в 9-м классе

Цели урока:
1. Обеспечить усвоение учащимися знаний об аграрной реформе П.А.Столыпина: цели, содержание и значение реформы.
2. Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.
3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, самостоятельно делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: хутор, отруб, военно-полевые суды, фермерское хозяйство.
Оборудование: портрет П.А.Столыпина, телевизор, мультимедийный проектор, экран, исторические источники (раздаточный материал – <Приложение 2>), видеокассета с фильмом из серии “Россия. XX век”, мультимедийный учебник “Клио-Софт” “Россия XX век”, на доске таблица, домашнее задание, презентация по уроку <Приложение 1 >
Опережающее задание: сообщения учащихся о П.А.Столыпине.
Ход урока
I. Вводная часть.
Наступление 1906 г. Россия встретила на распутье, получив реальную возможность развиваться по трем направлениям:
Дальнейшее продолжение революции;
Наступление контрреволюции;
Попытки разрешить поставленные вопросы путем реформ.
Но первые два пути предполагали большие людские жертвы, чтобы их избежать рациональнее было использовать третий путь, путь реформирования России.
Перед Николаем II встала задача успокоить разбушевавшийся пожар в обществе. Для этого 26 апреля 1906 г. император назначает министром внутренних дел Петра Аркадьевича Столыпина, а затем 9 июля 1906 года Председателем Совета Министров и ставит перед ним задачу – успокоить общество. (Слайд презентации № 1)
Выступая перед депутатами Государственной думы Столыпин по отношению к радикалам сказал следующее: “Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”.
Выдержкой из цитаты я и назвала сегодняшний урок – “...Нам нужна Великая Россия”. Какое понятие в эти свои слова вкладывал сам Столыпин? (Ответы-предположения учащихся). Чтобы сделать страну Великой необходимо ее модернизировать, реформировать. Этот путь развития видел Столыпин для России. (Слайд презентации № 2).
Сообщение цели урока. (Слайд № 3) Сегодня на уроке мы познакомимся с выдающимся политическим деятелем XX века П.А.Столыпиным. С именем П.А.Столыпина тесно связано проведение аграрной реформы. Мы должны на уроке узнать причины, мероприятия, результаты этой реформы. А узнавать новое вы будете сами анализируя исторические документы, просмотрев фрагменты фильма сделаете выводы, обобщения и свои новые знания оформите в виде таблицы, а я вам немного буду помогать.
II. Постановка проблемы.
Разбирая реформы П.А.Столыпина, давайте выясним “П.А.Столыпин – великий реформатор или демагог?” (Слайд презентации № 4)
П.А.Столыпин
Кто знает, что означает слово “демагог”? Обращаемся к Толковому словарю и читаем: “Демагог – человек, который намерение воздействует на чувства малосознательной части масс для достижения своих целей”.
Что означает слово “реформатор”? Ответы детей или при затруднении обращаемся к Толковому словарю. (Слайд № 5)
По другому проблему урока можно истолковать так “О ком больше думал П.А.Столыпин: о достижении своих целей или о судьбе России?”
Итак, в конце урока вы мне дадите ответ на поставленную проблему “П.А.Столыпин - великий реформатор или демагог?”
III. Основная часть.
1. Для начала давайте выясним кто такой П.А.Столыпин?
Задание учащимся: посмотрев фрагмент фильма “П.А.Столыпин” из серии “Россия. Век XX.” вы должны ответить на ряд вопросов:
- Где родился;
- Происхождение;
- Образование;
- Карьера и т.п.
Вопросы по фильму: (слайд № 6)
A. Какое происхождение у П.А.Столыпина?
Б. Какое образование получил П.А.Столыпин?
B. Почему именно в нем Николай II увидел человека, который сможет успокоить страну?
Ответы учащихся после просмотра фильма.
Кто может что-то добавить к увиденному? Кто знает больше об этом человеке? Ответы, так как было ранее дано задание некоторым ученикам (по желанию).
2. Деятельность Столыпина. (Слайды № 7, 8, 9)
Став правой рукой императора, Столыпин представил Правительственную программу, в которой говорилось о необходимости беспощадно бороться с революционерами при помощи чрезвычайных мер, которые включали в себя:
Введение в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов;
Принудительное переселение бунтовщиков из центральных районов империи на окраины и др.
“Но этого было недостаточно, чтобы успокоить страну, – считал Столыпин”. Необходимо немедленное реформирование и начать нужно было с главного вопроса, аграрного.
Почему Столыпин считал главным вопросом – вопрос аграрный, который необходимо было решить в ближайшее время? Ответы учеников.
Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: (слайд № 10)
- О свободе вероисповедания;
- О гражданском равноправии;
- Об улучшении быта рабочих;
- О реформе местного самоуправления;
- О реформе высшей и средней школы;
- О введении всеобщего начального обучения и улучшения материального обеспечения народных учителей;
- О подоходном налоге;
- О полицейской реформе.
П.А.Столыпин намерен был эти законопроекты представить для обсуждения в Новой Думе.
3. Аграрная реформа Столыпина.
С именем Столыпина тесно связано проведение в России аграрной реформы. Каковы ее цели, основные мероприятия и результаты нам сегодня предстоит узнать. В тетради чертим таблицу, которая называется “Аграрная реформа П.А.Столыпина”.
Цели |
Мероприятия |
Результаты |
|
положительные | отрицательные |
Работа с документами:
На основании высказываний П.А. Столыпина (см. Документ № 1) сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы. Записываем их в таблицу, в графе “цели” (слайд №11).
1. “Успокоение” страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.
2. Создание социальной и экономической опоры самодержавию в лице зажиточных крестьян.
3. Продолжение модернизации России.
Примечание: если учащиеся затрудняются сформулировать цели реформы учитель наводящими вопросами по ходу помогает (в негимназическом классе).
См. документ “Из письма П.А.Столыпина Николаю II” (Документ № 2)
• Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина? Ответ: община.
См. документ “Указ от 9 ноября 1906 г.” (Документ № 3)
• Какое право каждому крестьянину давал этот Указ? Ответ: разрешения свободного выхода из общины любого домохозяина.
• Какова процеДypa выхода крестьян из общины?
Ответ: выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок. Поощрялось образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, но при этом не посягая на помещичьи владения. (Слайд № 9).
• Попробуйте сформулировать определения “Хутор”, “Отруб”. Учитель помогает выделить общее и различное в этих понятиях и тогда учащиеся легко сформулируют определения (слайд № 12).
Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.
Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.
Добавление учителя: чтобы поддержать крестьян, выходивших из общины, государство учредило Крестьянский банк. (Кто-то мог взять деньги на приобретение сельскохозяйственной техники).
См. документ “Из речи Столыпина...” (Документ№ 4).
• Как вы думаете, для чего было необходимо разрушение крестьянской общины? Ответы:
а) способствует революционизации крестьянства,
б) насильственно прикрепляет крестьян к земле,
в) ухудшает землепользование (урожайность),
г) круговая порука и т.п.
Итак, сделайте выводы. Назовите основные мероприятия реформы (см. слайд № 13).
1. Создание новых форм землевладения и землепользования;
– разрушение общины;
– хутор, отруб;
2. Государственная помощь крестьянским хозяйствам;
3. Переселенческая политика.
4. Кооперирование
Записываем их в таблицу (колонка № 2)
Работа с мультимедийным учебником “История Россия XX век “Клио Софт”
Задание: по фильму заполнить графы таблицы “Результаты”, не забудьте разделить результаты, которые услышите и увидите на положительные и отрицательные.
После самостоятельной работы учащихся - фронтальная проверка результатов. Давайте подведем итоги аграрной реформы Столыпина. Назовите положительные результаты реформы?
1. Начали создаваться фермерские хозяйства.
2. Рост посевных площадей
3. Совершенствование агротехники.
4. Подъем производительности труда в сельском хозяйстве.
Назовите отрицательные результаты реформы?
1. Сохраняются проблемы малоземелья крестьян.
2. Появляются новые социальные противоречия (между зажиточными и беднейшими крестьянами, конфликты с местным населением в местах переселения).
Мы видим, что у аграрной реформы есть положительные и отрицательные результаты. В исторической и публицистической литературе содержатся различные порой оценки столыпинских преобразований. Давайте обратимся к мнениям.
Работа с документами “Мнение П.Н.Милюкова и В.И.Ульянова (Ленина)” Документ № 5.
– Кем был Милюков? Какую он дает оценку столыпинским преобразованиям?
– Кем был В.И.Ленин? Какую он дает оценку столыпинским преобразованиям?
Одни авторы считают, что реформа достигла намеченных целей - были получены позитивные результаты в модернизации крестьянских хозяйств, повышении их производительности и товарности. Другие, напротив, придерживаются мнения, что реформа провалилась. Чтобы ответить на этот вопрос давайте выясним “Реализованы ли цели реформы?” (слайд № 14). Вспомните цели реформы и ответьте на поставленный вопрос.
Ответы учащихся:
1. Ликвидировать общину или хотя бы серьезно подорвать ее позиции Столыпину не удалось. Несмотря на административное давление, большинство крестьян, особенно малоземельных, зависевших от поддержки общины, были против ее разрушения. Нередкими оказались случаи поджогов хуторов, бунтов деревенской бедноты.
Преобразованные хозяйства (хутора и отруба) функционировали в целом эффективнее, чем общинные. Но большинство из них по-прежнему страдали от малоземелья.
2. “Успокоить” страну не удалось, к противоречиям между крестьянами и помещиками добавились новые противоречия между беднейшими и зажиточными крестьянами, между переселенцами и местными жителями в местах переселений.
Реформа не сняла социальной напряженности ни в деревни, ни в обществе в целом.
3. А процесс создания слоя земельных собственников – опоры монархии только начался и после cмepти Столыпина замедлился.
4. Хотя развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось.
Вернемся к проблеме нашего урока “П.А.Столыпин – великий реформатор или демагог? (слайд № 15)
Доводы учащихся:
а) реформы – это длительный путь преобразования общества. “Дайте России 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете ее”.
б) сохранил помещичьи землевладения – тормозили развитие капитализма в деревне.
в) общество было не готово к столыпинским преобразованиям.
Изменений в психологии народа, развитие уважения к частной собственности, которое создало бы иммунитет против революционной агитации, не произошло.
Для успеха реформы важной была готовность общества принять новации. Но поместное дворянство противилось нововведениям, интеллигенция и предприниматели считали их недостаточными, рабочие считали, что отсутствует продуманная политика в отношении улучшения их жизни и условий труда. П.А.Столыпин оказался без поддержки, опоры в обществе. Даже Николай II отвернулся от него. В истории П.А.Столыпина часто называют “одиноким реформатором”. Жизнь его закончилась трагична.
Так кто же он? Ответы: великий реформатор, непонятый современниками. Лишь сегодня в XXI в. идеи Столыпина стали воплощаться в жизнь.
Значение реформы: (слайд № 16).
Несмотря на очевидные трудности и незавершенность преобразований, реформа способствовала развитию страны по пути модернизации.
Домашнее задание с комментариями (чаще стараюсь давать дифференцированное домашнее задание, это позволяет учащимся сознательнее готовится к уроку, заранее предполагая свой результат) (слайд № 17)
- Домашнее задание на “3” – цели, мероприятия, результаты, итоги и значение аграрной реформы + параграф 9.
- Домашнее задание на “4” – то же самое, что на “3” + составить по данной теме два тестовых вопроса.
- Домашнее задание на “5” – то же самое, что на “4” + ответить на вопрос “Почему судьба этого выдающегося деятеля столь трагична?”
4. Рефлексия урока. Поставленные вопросы задаю учащимся.
1. С каким выдающимся политическим деятелем XX века мы сегодня познакомились?
2. Какая была проблема урока? Какой мы сделали вывод?
3. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
4. Какие навыки и умения использовали для приобретения новых знаний?
(Анализировали исторические документы, факты; выбирали нужную информацию и составляли таблицу, делали выводы, обобщения.)
Выставление оценок с комментариями.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
01 03 2021 19:22:23
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
28 02 2021 17:11:21
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
27 02 2021 22:20:20
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях.
...
26 02 2021 14:34:47
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода.
...
25 02 2021 15:30:50
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
24 02 2021 21:40:18
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
23 02 2021 9:19:13
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
22 02 2021 3:22:48
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
21 02 2021 18:23:55
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
20 02 2021 2:44:15
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
19 02 2021 7:43:42
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
18 02 2021 18:57:39
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
17 02 2021 12:32:10
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
16 02 2021 12:12:19
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала.
...
15 02 2021 18:14:48
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
14 02 2021 9:35:57
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся.
...
13 02 2021 8:29:58
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
12 02 2021 17:53:10
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
11 02 2021 0:16:44
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
10 02 2021 4:12:36
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь".
Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
09 02 2021 3:14:56
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
08 02 2021 19:51:15
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
07 02 2021 15:30:32
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
06 02 2021 0:25:50
КВН является заключительным звеном в цепи уроков по теме «Древняя Греция». Целью игры являются: привитие интереса к предмету; углубление и расширение материала по предмету; подведение итогов, обобщение изученного материала; развитие толерантности, состязательности, умения показать свои способности, умения держаться на сцене....
05 02 2021 15:54:19
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
04 02 2021 6:46:13
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
03 02 2021 1:35:39
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
02 02 2021 14:32:18
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме.
...
01 02 2021 16:18:48
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
31 01 2021 9:24:59
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
30 01 2021 1:25:21
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции.
...
29 01 2021 1:27:51
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
28 01 2021 19:11:27
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
27 01 2021 22:36:34
Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....
26 01 2021 18:50:44
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
25 01 2021 16:56:47
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
24 01 2021 1:50:47
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
23 01 2021 3:29:59
Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интеpaктивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания.
...
22 01 2021 17:42:52

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
21 01 2021 11:43:57
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
20 01 2021 7:46:36
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
19 01 2021 11:50:22
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
18 01 2021 23:12:52
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
17 01 2021 13:15:45
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
16 01 2021 13:28:50
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
15 01 2021 15:30:37
Урок–игра был разработан для 6-го класса. Основная идея урока: через игровые технологии не только систематизировать знания и развивать интеллектуальные умения ребят, но и научить их умению работать в комaнде, развивать их коммуникативные навыки. Игра строится по принципу популярной некогда телеигры, поэтому данную разработку можно использовать как при проведении урока, так и на внеклассном мероприятии по истории....
14 01 2021 18:30:50
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
13 01 2021 15:42:20
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку.
В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
12 01 2021 8:23:19
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
11 01 2021 20:47:49
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
10 01 2021 23:37:58
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
09 01 2021 9:11:53
Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....
08 01 2021 7:26:50
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
07 01 2021 4:57:10
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
06 01 2021 13:24:41
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
05 01 2021 21:42:52

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
04 01 2021 13:14:18
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
03 01 2021 5:16:28
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией.
Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры.
Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав.
...
02 01 2021 8:51:59
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
01 01 2021 12:16:57
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
31 12 2020 6:33:17
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
30 12 2020 14:47:43
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
29 12 2020 11:56:43
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
28 12 2020 2:11:35
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
27 12 2020 16:54:47
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
26 12 2020 11:57:34
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
25 12 2020 19:59:31
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
24 12 2020 9:15:13
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.".
...
23 12 2020 9:43:37
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
22 12 2020 10:44:29
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
21 12 2020 14:18:25
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
20 12 2020 1:41:57
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
19 12 2020 1:37:46
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
18 12 2020 23:19:37
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
17 12 2020 5:57:36
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
16 12 2020 19:25:50
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
15 12 2020 16:52:27
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
14 12 2020 1:58:43
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
13 12 2020 19:18:26
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
12 12 2020 0:18:52
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
11 12 2020 19:53:47
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
10 12 2020 17:40:13
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
09 12 2020 17:11:32
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.
...
08 12 2020 3:24:39
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
07 12 2020 0:11:19
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
06 12 2020 19:55:36
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер.
...
05 12 2020 21:54:47
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
04 12 2020 17:57:13
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
03 12 2020 11:32:33
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
02 12 2020 0:17:38
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
01 12 2020 19:50:36
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
30 11 2020 12:51:47
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
29 11 2020 9:20:33
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
28 11 2020 2:48:12

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
27 11 2020 3:11:48
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов.
...
26 11 2020 1:47:15
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
25 11 2020 2:23:54
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
24 11 2020 11:52:34
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
23 11 2020 0:49:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::