Урок по теме "История одной реформы", 11-й класс
Тема: «История одной реформы. Эволюция военной службы в России в XIX веке от рекрутской системы к всеобщей воинской повинности».
Цели урока:
- выяснить причины проведения военной реформы в России;
- определить сущность военной реформы;
- показать значение военной реформы для дальнейшего развития страны;
- развивать умение работать с документом; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу;
- развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
Форма урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: работа с документом.
Оборудование: компьютерная презентация (Приложение)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Постановка целей урока.
II. Изучение нового материала
Вводное слово учителя.
Вопрос на актуализацию знаний.
- Вспомните причины поражения России в Крымской войне?
Учащиеся высказывают свою точку зрения. Учитель подводит итог.
– Крымская война показала отсталость России во всех областях военного дела – обучения войск, их вооружении, обмундировании, снабжении. Опыт убеждал, что ни числом, ни героизмом во второй половине XIX века выиграть войну нельзя. Задачи реформирования армии остро встали после отмены крепостного права. Рекрутский набор вступил в противоречие с новым правовым статусом крестьянина.
Вопрос к классу:
- Предположите, проведение каких мер в армии было необходимо?
Учитель подводит итоги обсуждения:
- Перевооружение армии.
- Пополнение офицерского состава квалифицированными специалистами.
- Изменение тактических приемов.
- Улучшение руководства вооруженными силами.
- Снижение срока службы.
- Отмена рекрутской системы комплектования армии.
– В мае 1861 года во главе военного
министерства становится Дмитрий Алексеевич
Милютин. Он собрал под свое крыло энергичных и
мыслящих военных специалистов и в сжатые сроки
представил план реформы.
Проводили реформу поэтапно, последовательно:
1 этап – децентрализация военного управления.
В 1862 – 1867 годах Россия была поделена на военные
округа. На комaндующего возлагалось
комaндование всеми войсками, находящимися в их
округе. Всего было создано 15 округов.
В 1865 году центральным звеном управления армией
стал Генеральный штаб. Сократились расходы на
военное управление, численность чиновников в
различных управлениях, повысилась оперативность
в принятии решений.
2 этап – повышение качества военного
образования.
В 1863 – 1864 годах началось реформирование
военно-учебных заведений. Общее образование
отделяли от специального. Общеобразовательную
подготовку будущие офицеры получали в военных
гимназиях, а профессиональную - в военных
училищах. Для лиц не имеющих среднего
образования – создавались юнкерские училища,
куда принимали представителей всех сословий.
Система военных училищ: кадетские корпуса,
юнкерские училища, военные гимназии, военные
училища с двухлетним сроком обучения, военные
академии. Создание системы военных училищ хотя и
не обеспечивало полного укомплектования армии
офицерами, но позволило прекратить производство
в офицеры лиц, не имеющих военного образования.
3 этап – военно-стратегические цели требовали –
железнодорожное строительство, телефонную и
телеграфную сеть.
К началу 1870-х годов железнодорожным сообщением
были связаны все основные регионы европейской
части страны. Высокими темпами развивалась
телеграфная сеть. Шли эксперименты по
установлению телефонной связи.
К началу 1870-х годов были созданы условия для
главной реформы – замены рекрутских наборов
новым способом комплектования войск.
Работа с документом. Каждому ученику на парту учитель раздает данный документ.
Документ «Из устава о воинской повинности» (1874 года).
1. Защита престола и отечества есть священная
обязанность каждого русского подданного.
Мужское население, без различия состояний,
подлежит воинской повинности.
4. Денежный выкуп от воинской повинности и замена
охотником не допускается.
5. Вооруженные силы государства состоят из
постоянных войск и ополчения. Сие последнее
созывается лишь в чрезвычайных
обстоятельствах военного времени.
10. Поступление на службу по призывам решается
жребием, который вынимается единожды на всю
жизнь. Лица, по нумеру вынутого им жребия, не
подлежащие в постоянные войска, зачисляются в
ополчение.
11. К жребию призывается ежегодно один только
возраст населения, именно молодые люди, которым к
1-му января того года, когда набор производится,
минуло двадцать лет от роду.
12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям
образования, предоставляется отбыть воинскую
повинность без жребия, в качестве
вольноопределяющихся.
(Сроки службы для лиц со средним образованием
сокращались до полутора лет, а для лиц с высшим
образованием – до полугода).
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для
поступающих по жребию определяется в 15 лет, из
коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.
18. Общий срок службы во флоте для поступающих по
жребию определяется в 10 лет, из коих 7 лет
действительной службы и 3 года в запасе.
20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки
устанавливаются собственно для мирного времени:
во время же войны состоящие в сухопутных войсках
и во флоте обязаны оставаться на службе до тех
пор, пока того будет требовать государственная
надобность.
36. Государственное ополчение составляется из
всего не числящегося в постоянных войсках, но
способного носить оружие мужское население от
призывного до 43-летнего возраста включительно.
От призыва в ополчение не освобождаются до этого
возраста и лица, уволенные из запаса армии и
флота.
62. Освобождаются от воинской повинности:
1) священнослужители всех христианских
вероисповеданий
2) православные псаломщики, окончившие курс в
духовных академиях и семинариях или в духовных
училищах
63. Нижеозначенные лица, если ими вынут жребий,
определяющий поступление их в постоянные войска,
освобождаются от действительной службы в мирное
время и зачисляются в запас армии на пятнадцать
лет.
212. Лица, обязанные припиской к призывным
участкам, в случае неисполнения ими сей
обязанности до истечения того года, в котором им
минуло двадцать лет, подвергаются: денежному
взысканию не свыше ста рублей.
214. Подлежащие по вынутому номеру жребию в
постоянные войска, в случае неявки их без
уважительной причин ко времени
освидетельствования призванных к исполнению
воинской повинности, подвергаются независимо от
зачисления в военную службу признанных годными к
ней: аресту не свыше трех месяцев.
217. кто, с целью уклониться от воинской повинности
или же воспользоваться при отбывании оной
льготами, ему не предоставленными, употребит
какие – либо обманные действия, тот, по
зачислении в военную службу, подвергается:
одиночному заключению в военной тюрьме на время
от четырех месяцев и двух недель до шести
месяцев.
Учитель задает вопросы учащимся по данному документу:
- Что это за документ? О чем он рассказывает?
- В каком году он появился?
- В чем заключается основное содержание военной реформы?
- Какие изменения произошли?
- Какое наказание предусматривалось за отклонение от воинской службы?
В ходе работы с документом учащиеся выяснили, что произошли положительные изменения:
- Новая система комплектования армии
- Сократился срок службы в армии и во флоте
- Распространение грамотности среди населения
- Перевооружение армии
- Ликвидирована кастовость офицерского состава
Учитель добавляет, что в армии отменили
телесные наказания, улучшили питание,
переоборудовали казармы, солдат стали обучать
грамоте.
Армия перевооружалась: появилось нарезное
оружие, скорострельная винтовка Бердана. Солдат
стали обучать лишь тому, что необходимо на войне.
III. Закрепление нового материала
Вывод: В России появилась массовая армия, которая соответствовала требованиям времени. Усилилась боеспособность. Была облегчена крестьянам тягость воинской повинности, поставив их наравне с другими сословиями. Реформа способствовала распространению грамотности среди солдат. После реформы усиливается устремленность к высшему и среднему образованию, поскольку с тем и другим были связаны льготы воинской службы и получение офицерского чина. Воинская повинность нанесла удар привилегиям дворянства.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание
Список использованной литературы:
- Корнилов В.А. Эволюция военной службы в России в XIX веке: от рекрутской системы к всеобщей воинской повинности, Преподавание истории и обществознания в школе, № 7 – 2003.
- Павленко Н.И., Ляшенко Л.М. История России XVIII–XIX века, Дрофа, Москва, 2001.
- Важенин А.Г. Конспекты уроков для учителя истории, История России XIX век, Москва, ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
- Кириллов В.П., Чернова М.Н. История России 1800 – 2002 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков/ Серия «Книга для учителя», Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве. ...
27 03 2024 7:53:31
Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....
26 03 2024 3:46:13
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
25 03 2024 17:38:32
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
24 03 2024 8:46:36
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
23 03 2024 10:17:36
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме. ...
22 03 2024 4:48:55
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
21 03 2024 14:26:41
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
20 03 2024 10:46:25
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...
19 03 2024 5:40:15
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
18 03 2024 4:38:43
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
17 03 2024 6:43:55
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
16 03 2024 21:55:42
Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....
15 03 2024 8:50:57
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
14 03 2024 1:31:10
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
13 03 2024 0:20:56
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме. ...
12 03 2024 17:55:39
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
11 03 2024 13:50:56
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
10 03 2024 2:54:16
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
09 03 2024 20:57:55
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
08 03 2024 0:19:19
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
07 03 2024 22:46:32
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
06 03 2024 2:36:58
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
05 03 2024 6:48:44
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
04 03 2024 5:19:36
Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....
03 03 2024 0:29:29
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
02 03 2024 18:45:16
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...
01 03 2024 9:53:42
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
29 02 2024 6:36:48
Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике....
28 02 2024 12:41:21
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
27 02 2024 0:17:53
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
26 02 2024 7:54:56
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
25 02 2024 0:26:53
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
24 02 2024 15:53:14
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
23 02 2024 23:16:16
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла. ...
22 02 2024 18:40:49
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
21 02 2024 15:53:30
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
20 02 2024 10:12:40
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
19 02 2024 16:18:20
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
18 02 2024 11:28:38
Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
17 02 2024 3:45:15
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
16 02 2024 22:30:31
Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....
15 02 2024 4:15:42
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...
14 02 2024 16:12:37
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
13 02 2024 20:39:42
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...
12 02 2024 23:24:37
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
11 02 2024 23:29:43
Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
10 02 2024 15:49:50
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
09 02 2024 22:54:56
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
08 02 2024 7:12:25
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
07 02 2024 9:29:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::